В какой бюджет поступают акцизы с вино водочной продукции и пива

Опубликовано: 13.05.2024

Напитки со спиртом в составе не относятся к товарам первой необходимости. Алкоголь составляет одну треть рынка напитков, но применяется в определенных ситуациях. По выходным, по праздникам, на мероприятиях и в ресторанах. У человека нет постоянной потребности в употреблении спиртного.

Алкогольная зависимость – это проблема национального масштаба. Чтобы ее регулировать, напитки с содержанием спирта облагаются высокими налогами. Акцизы на алкоголь – это налоги в пользу государства. И чтобы выпить спиртное, потребитель платит из собственного кармана бюджету страны. Не напрямую, но акциз на спирт одна из составляющих стоимости бутылки на прилавке.

Кто платит

Плательщики акциза на спирт – компании, предприниматели и лица, отправляющие алкоголь через таможню. Налог платят производители, использующие этиловый спирт всех разновидностей. Он бывает пищевым, коньячным, винным и виноградным и безводным. Если этиловый спирт применяют для создания лекарственных препаратов, изготовитель платит акциз в том числе.

Обязательств по уплате акциза нет у юридических фирм, продающих товары оптом. Отделы и подразделения таких компаний не становятся участниками налогооблажения.

Ставки акцизов на алкоголь в РФ

За что платит

Экспорт спиртного в таможенной зоне страны облагается акцизом. Это компании, которые занимаются производством, переработкой и импортом спиртного. Но не только продажа и изготовление алкоголя попадает под налог.

Дополняют список ситуаций для возникновения обязательств по выплате акцизов на алкоголь:

  • передача производителем в уставной капитал фирмы спиртной продукции;
  • сбыт конфискованного судом и реализованного алкоголя.

Непосредственно при покупке алкоголя в магазине не возникает акцизного обязательства. Действия с налоговыми обязательствами возникают еще до того, как товар попадает на прилавок.

Акциз на алкогольную продукцию 2018

Стоимость акциза на алкоголь 2018-2020 года

Ежегодно или раз в несколько лет ставка налога на востребованные акцизные товары повышается. Акциз на алкогольную продукцию в 2018 году не отличается от ставки в 2019. Устанавливает акцизы на алкоголь Правительство страны. Обновленная редакция Налогового Кодекса с правками по ставкам выходит 1 января каждого года.

Вид продукции

Размер акциза

2018

2019

2020

418 рублей литр

418 рублей литр

435 рублей литр

107 рублей литр

107 рублей литр

111 рублей литр

Акциз на этиловый спирт 2018 года изменится в 2020 и 2021 годах. В 2019 году ставка акциза на алкоголь 2018 года сохраняется. Планомерное повышение ставки касается популярных категорий спиртных напитков. Акциз на водку самый высокий из всех спиртных напитков и он продолжает расти. Правительство борется с алкогольной зависимостью граждан повышением стоимости алкоголя, увеличивая косвенный налог.

Как считать

Важно правильно рассчитать акциз перед подачей декларации в Налоговую инспекцию. Налогоплательщик самостоятельно ведет учет продукции и обязан сдавать достоверные подсчеты, иначе рискует получить штраф. С помощью формулы разберемся, как считать акциз на алкоголь.

Акциз на алкоголь = Количество продукции в литрах за 1 месяц * Налоговая ставка

Если завод изготовитель выпускает 1 или 5 видов спиртных напитков, он учитывает каждый в отдельности. Расчет будет подан итоговый, но с содержанием всех категорий напитков со спиртом. При выпуске за один отчетный месяц 2019 года 240 литров водки и 380 литров фруктового вина изготовитель выплатит:

240 * 523 + 380 * 18 = 132 360 рублей

В 2020 году с изменением ставки на этиловый спирт тот же завод с теми же самыми итогами изготовления заплатит:

240 * 544 + 380 * 19 = 137 780 рублей

Стоимость акцизов на алкоголь из-за повышения ставки составит 5 420 рублей. Для больших корпораций подобные увеличения в налогах не спровоцируют трудности. Вовремя проведенная оптимизация поможет продолжить развитие бизнеса. Глобально, увеличение налога на алкоголь преследует благую цель – защита здоровья граждан. Спирт увеличивается в цене и бьет по карману потребителей.

Как считать акциз на алкоголь с содержанием всех категорий напитков со спиртом

Порядок и срок уплаты

Налогоплательщик подает декларацию ежемесячно до 25 числа. На фактически реализованный товар. Оплачивает единовременно или авансовым и окончательным платежом. Акцизную пошлину вносит до 25 числа следующего отчетного периода, аванс оплачивает до 15 числа текущего месяца. При экспорте и импорте алкоголя пошлина на акцизы оплачивается в следующем налоговом периоде.

Ставка акциза на алкоголь 2018

Новые акцизные марки на алкоголь

Контролирует количество проданных бутылок спиртных напитков Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). По акцизной марке, приклеенной на бутылку, государство ведет учет налогов и товаров. Марка акциза на алкоголе – это отчетный документ. ЕГАИС тестируется с 2005 года и до 1 января 2019 года изготовители закупали акцизы старого образца. Марки учитывались сериями, не было привязки к количеству бутылок и по одной марке проводилось 2 и 3 покупки. Новые акцизные марки на алкоголь в 2018 году запустили в работу с 1 января 2019.

Купить марки старого образца уже нельзя. Изготовители вправе пользоваться закупленными ранее марками пока они не закончатся. Новые акцизы содержат уникальный штрих код, который позволяет учитывать бутылки помарочно. После покупки алкоголя с маркой нового образца информация автоматически загружается в ЕГАИС. Провести повторную покупку по такой марке не получится.

Новые акцизные марки на алкоголь 2018 и 2019

Ответственность и штрафы

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией грозят административной и уголовной ответственностью. Меры воздействия зависят от того, кто совершил преступление и какой тяжести. Если алкоголь незаконно продает физическое лицо, его штрафуют на 30-50 тысяч рублей и конфискуют товар. Аналогичные действия предпринимателя или крестьянского хозяйства штрафуют на 100-200 тысяч с конфискацией.

Отсутствие у продавца лицензии на алкогольную продукцию карается административным штрафом. Для должностных лиц штраф 500 тысяч-1 млн. рублей и конфискация товара. За нарушение лицензионных требований юридическое лицо заплатит 100-150 тысяч рублей.

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией

На территории России запрещено продавать алкоголь после установленного времени. В разных регионах вводят разные ограничения времени. В праздничные дни введен полный запрет на покупку алкоголя. Регионы дополняют список праздничных дней, но общероссийские дни следующие:

  1. 1 сентября.
  2. День последнего звонка и выпускного.
  3. 1 июня.
  4. 27 июня.

Несоблюдение запрета карается административным штрафом. Для организаций до 40 тысяч рублей, для должностных лиц до 4 тысяч и для граждан до 2 тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает за продажу спиртного физическим лицом несовершеннолетнему гражданину. 2 меры пресечения: штраф 50-80 тысяч и привлечение к оплачиваемому труду на 12 месяцев. Такое же наказание грозит человеку за неоднократную незаконную продажу алкоголя.

Если алкоголь продавала организованная группа на сумму выше 1 млн. рублей, им грозит:

  • заключение до 5 лет;
  • привлечение к труду до 5 лет;
  • штраф 3-4 млн. рублей.

Компания, которая незаконно изготовила и продала спиртное свыше 100 тысяч рублей, но не более 1 млн., штрафуется на 2-3 млн. рублей. Вместо штрафа назначают принудительные работы или заключение на 3 года.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 60 процентов;
акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 4 октября 2014 года N 283-ФЗ ;
абзац утратил силу с 1 января 2009 года - Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 310-ФЗ ;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов ;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов ;
водного налога - по нормативу 100 процентов;
абзац утратил силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ ;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацем двадцать восьмым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 374-ФЗ ;
государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов.

Комментарий к статье 50 БК РФ

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.), к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К специальным налоговым режимам в соответствии с п. 2 ст. 18 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Статья 50 Кодекса о налоговых доходах федерального бюджета (как и ст. 56 Кодекса о налоговых доходах бюджетов субъектов РФ, и ст. 61 Кодекса о налоговых доходах местных бюджетов) изложена полностью в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ. В результате внесенных изменений Кодексом (а не принимаемым ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете) установлены единые для каждого уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов, что позволяет повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, создать стимулы для экономического развития территорий, повышения эффективности использования бюджетных средств.

В то же время принимаемыми ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете устанавливались нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам. Так, приложением 3 к Закону о федеральном бюджете на 2007 г. устанавливались нормативы таких отчислений в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ на 2007 г.

Поскольку в силу общей нормы п. 2 ст. 184.1 Кодекса в законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ, приложением 1 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. утверждены Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. В этом приложении, как и ранее, установлены нормативы распределения:

в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов;

в части погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Нормативы зачисления налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты субъектов РФ, бюджеты поселений, бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов установлены в п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1 и ст. 61.2 Кодекса соответственно.

Зачисление в федеральный бюджет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам, установленным комментируемой статьей, осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном ст. 40 Кодекса.

Следует отметить, что при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. при прогнозе доходов федерального бюджета в 2008 г. в размере 6644,4 млрд. руб. (или 18,98% к ВВП) в структуре доходов федерального бюджета предусмотрены налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд. руб. (12,07% к ВВП) и неналоговые доходы федерального бюджета в сумме 2417,2 млрд. руб. (6,91% к ВВП).

При этом рассчитаны следующие поступления в 2008 г. в федеральный бюджет налоговых доходов:

налог на прибыль организаций - 524,8 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 577,5 и 635,0 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, - 1296,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 1791,2 и 2072,3 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории России, - 121,03 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 138,1 и 158,2 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию России, - 872,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 1006,4 и 1149,4 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию России, - 28,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 32,6 и 37,1 млрд. руб.;

налог на добычу полезных ископаемых - 868,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 851,9 и 849,9 млрд. руб.;

регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) - 12,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 18,8 и 17,5 млрд. руб.;

сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов - 4,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 4,7 млрд. руб. ежегодно;

водный налог - 13,0 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 12,5 и 12,2 млрд. руб.;

государственная пошлина - 32,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 34,5 и 36,6 млрд. руб.;

таможенные пошлины - 2050,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 2086,7 и 2130,0 млрд. руб.

Другой комментарий к статье 50 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 50 БК РФ полностью остается в прежней редакции и содержит исчерпывающий перечень налоговых доходов федерального бюджета (ст. 13 НК РФ - "Федеральные налоги и сборы") и указание на то, в каком проценте каждый вид федеральных налогов и сборов должен поступать в федеральный бюджет (оставшийся процент предполагается к перечислению в доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты).

Таким образом осуществляется бюджетное регулирование с целью реализации принципа бюджетного федерализма для достижения минимальной бюджетной обеспеченности каждого бюджета и выравнивания уровня доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Такой фиксированный (на уровне статьи БК РФ) подход к перераспределению налоговых доходов был введен с 2005 г. Ранее налоговые доходы считались закрепленными на постоянной основе за бюджетами соответствующего уровня налоговым законодательством. Однако ежегодно, с целью проведения мероприятий по бюджетному регулированию, в очередном федеральном законе о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год содержалась статья, устанавливающая проценты (или приложение, содержащее ту же информацию), в которых тот или иной вид налоговых платежей подлежал поступлению в федеральный бюджет. Те налоговые доходы, которые подлежали передаче (полностью или частично) в доходы нижестоящих бюджетов, назывались регулирующими. Современное бюджетное законодательство не оперирует этим термином, хотя, по сути, ситуация остается прежней, несмотря на то что нормы, содержащие требования к перераспределению федеральных налогов и сборов, выведены из федерального закона о бюджете на предстоящий финансовый год на уровень статьи БК РФ.

Следует обратить внимание на двоякий подход законодателя к механизму перераспределения процентов по налоговым доходам. Так, по всем видам, за исключением налога на прибыль, указание на процент (например, акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%) непосредственно означает, что оставшийся процент (50% акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья) передается на нижестоящие уровни бюджетной системы.

Что же касается налога на прибыль, то указанный норматив по нему в размере 100% не означает, что налог на прибыль полностью (ст. 284 НК РФ) по ставке 24% перечисляется в федеральный бюджет. В ст. 284 НК РФ установлено, что (по общему положению) налоговая ставка устанавливается в размере 24% (за исключением отдельных случаев, оговоренных в той же статье). При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%). Таким образом, указание, содержащееся в ст. 50 БК РФ, на то, что в федеральный бюджет поступает 100% налога на прибыль, означает, что поступает 100% от 6,5%, а не от 24%.

Комментарии и консультации юристов по ст 50 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 50 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Свою инициативу законодатели объяснили небезопасностью для здоровья населения ПЭТ-упаковки (что, по мнению ряда экспертов, не подтверждено научными исследованиями), а также борьбой с алкоголизацией в обществе. Эти аргументы посчитали несостоятельными не только в отраслевом сообществе, но и в регионах. Отрицательные отзывы на законопроект, по сообщениям информагентств, направили в федеральные органы 20 субъектов РФ: Брянская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Нижегородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области, Красноярский и Хабаровский край, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Башкортостан.

Только в 2013 году пивоваренная отрасль принесла стране 126 млрд рублей в виде акцизов. В случае запрета ПЭТ-упаковки, считает глава Союза российских пивоваров Исаак Шепс, рынок пива может сократиться по различным оценкам от 20% до 40% - при этом сокращение акцизных выплат от пивоваров может составить, соответственно, 32 и 64 миллиарда рублей. В регионах высказывают похожие опасения: если введут поправки в закон, то местные бюджеты могут недополучить десятки миллиардов рублей. Например, воронежские пивовары перечисляют областной казне 4 млрд, при том, что общий сбор налогов в регионе в прошлом году составил 57,75 млрд рублей. При введении ограничения на ПЭТ бюджет Воронежской области может недосчитаться миллиарда рублей.

Акцизы от пива в регионах составляют существенную часть местного бюджета. Наибольший процент поступлений от акцизов пивоваров по отношению к общей сумме бюджета в Ярославской, Тульской областях и Республике Мордовия - порядка 10% и более.

Снижение акцизных сборов скажется и в Дальневосточном федеральном округе. Аналитики рынка считают, что данная инициатива нанесет заметный ущерб экономике Дальнего Востока, так как на территории региона практически отсутствует производство стеклянной и алюминиевой упаковки в необходимых объемах, поэтому работающие здесь предприятия пивоваренной отрасли будут вынуждены значительно снизить объемы производимой продукции, - утверждает министр сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края Александр Яц. - Это может привести к сокращению инвестиций в развитие производства, к увольнениям персонала предприятий, что прямым образом отразится на деловом имидже региона.

Президент ЗАО МПБК "Очаково" Алексей Кочетов, назвавший инициативу депутатов непродуманным решением, прогнозирует сокращение в отрасли 20 тыс. рабочих мест. В Союзе российских пивоваров считают, что с принятием поправок под угрозой банкротства окажутся примерно 550 средних и мелких пивоваренных компаний, не имеющих возможности в экстренном порядке поставить производственную линию по розливу в алюминиевые банки и стеклянные бутылки. Такая же перспектива ожидает и производителей ПЭТ-тары, которые потеряют примерно 70% рынка. "За последние годы в ПЭТ-индустрии была реализована программа по импортозамещению, которую поставило перед бизнесом руководство страны. А инициатива законодателей приведет к снижению доли рынка", - оценивает ситуацию исполнительный директор АРПЭТ Николай Жир.

По мнению главы Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, запрет на ПЭТ приведет к росту цен на полимерную упаковку. "В результате инфляция коснется не только пивного рынка, но и всего экономичного сегмента напитков и продуктов питания, - считает он. - Что негативно скажется прежде всего на самой незащищенной группе потребителей - со средним и малым достатком".

Что же касается борьбы с алкоголизмом, то новые ограничения вряд ли сдвинут в желаемую сторону шкалу потребления алкоголя, уверены представители отраслевого сообщества и эксперты. "По потреблению пива Россия на 19-м месте в мире, а вот по водке - на втором месте после Китая, - отмечает директор по корпоративным отношениям компании "САН ИнБев" Андрей Ерин. - Согласно же внесенным поправкам, ограничения по объему тары касаются только пива, создавая преференцию крепкому алкоголю". Глава Союза российских пивоваров Исаак Шепс напомнил, что на уровень потребления алкоголя влияет не объем жидкости в упаковке, а содержание в ней алкоголя. Новые ограничения, по его мнению, приведут лишь к тому, что потребитель перейдет на потребление дешевого крепкого алкоголя, в том числе нелегального, как и суррогатов. "Фактическое исчезновение пива в пластике может привести к росту так называемого водочного алкоголизма, - уверен доцент МГМУ имени Сеченова Дмитрий Виноградов. - С учетом потенциального риска от отравлений крепким алкоголем, последствия от принятия ограничения на пластиковую тару для пива могут быть плачевными для здоровья населения".

Эксперты считают: если новый закон будет принят, он создаст явно неравные условия для производителей как упаковки, так и алкогольной продукции. Принятый в первом чтении законопроект с жесткими ограничениями не был представлен для проведения оценки регулирующего воздействия", - говорит менеджер по связям с общественностью компании "Efes Россия" Наталья Родионова. - Более того, мнение правительства об ограничении объема ПЭТ-упаковки до 1,5 л, высказанное в официальном отзыве в декабре прошлого года, было проигнорировано".

Глава МПБК "Очаково" Алексей Кочетов подсчитал, что с запретом ПЭТ для розлива пива потребуется 17 млрд стеклянных бутылок. Но уже сейчас из-за отсутствия необходимых мощностей отечественные пивовары закупают недостающий объем стеклянной тары в Польше и Украине. Эти поставки из-за сложной геополитической ситуации в любой момент могут быть запрещены, и в этом случае "вся отрасль рухнет".

Из-за непродуманного регулирования пивной рынок в России за последние пять лет сократился на четверть, закрылись около десятка крупных пивоваренных заводов. Новый запрет, полагают эксперты, фатально скажется не только на развитии отрасли, но и окажет плохую услугу отечественной экономике, которая ищет импортозамещения в период санкций.

Стоимость отечественных и зарубежных акцизов с 2020 года уравняют. Новые правила приведут к подорожанию вин почти на 20%, уверены эксперты. А людям с небольшим доходом придётся покупать подпольный или крепкий алкоголь. Но на водку и коньяк Минфин тоже хочет поднять цены. В результате, это рискует вызвать «бум» контрафакта. Не говоря уже об угрозе для целей Минздрава — понизить потребление спиртного в стране.

Акцизы готовятся к старту

С 1 января 2020 года вступают в силу новые поправки в Налоговый кодекс. Акцизы будут поднимать постепенно. На фруктовые и тихие вина в 2020 г. ставка вырастет до 31 руб. за литр, на игристые — 40 рублей. В 2021 году — до 32 руб. на тихие и до 41 руб. на шампанское. В 2022 году — уже до 33 и 43 руб. соответственно. Получается, поправки уравняют ставки на отечественные и зарубежные вина.

Сейчас для российских виноделов действует льготная акцизная ставка. Для игристых вин — это 14 руб./литр, для тихих — 5 руб./литр. У импортного шампанского — 37 руб./литр, у тихих — 19 руб./литр.

Изменения не обошли виноматериалы и виноград. В 2020 г. ставка на виноматериалы вырастет до 31 руб. за литр, в 2021 — до 32 руб., а в 2022 — до 33 рублей. Ставки на виноград поднимутся до 30 рублей за тонну. Но российские виноделы получат налоговый вычет из суммы акциза на собственный виноград. Речь идет о продукте, который производитель вырастил для производства тихих или игристых вин по технологии полного цикла.

Пострадает потребитель

Повышение акцизов не пройдёт незаметно. Цены на вина обязательно вырастут — это закономерное последствие изменений. Сильнее всего рост цен почувствуют покупатели с небольшим доходом. 90% вин покупают молодые девушки и женщины 22 — 45 лет. 50% вин в российских магазинах стоят до 200 рублей. И с повышением акцизов пласт бюджетных напитков подорожает на 20%. Об этом «Новой газете» рассказал директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Фото: politeka. net

Перейти на вино подешевле не получится, так как порошковой продукции в этом сегменте нет, и делать вина сложно, отметил главный редактор сайта «Алкоголь.Ру» Михаил Смирнов. Увеличится спрос на зарубежные вина, которые будут стоить как российские. От этого проиграют отечественные виноделы.

Плюс начнет со страшной силой развиваться подпольное производство алкоголя, контрафакта и подделок. Вместо того чтобы покупать бутылку вина, человек будет покупать бутылку поддельной водки», — уверен господин Смирнов.

Контрафакт на бою

Дробиз соглашается с экспертом: рост ставок на вино и винные напитки, которые состоят минимум на 50% из виноматериалов, вызовет рост на рынке подпольного виноделия. Страна страдает от «кустарной» водки и нелегальной розницы. Если цены на винные напитки и натуральные вина сравняются, то на «черном рынке» появится огромный объём нелегальных продуктов. Только цена на них будет 80 — 100 рублей.

Изменения противоречат идее Минздрава — сократить потребление алкоголя и перейти на менее крепкие напитки. Дробиз уверен, что сегодня в стране не пьют меньше крепких напитков в пользу вина. Жители России потребят 3,5 л вина на человека и 7,5 л — винодельческой продукции. А вот крепкого алкоголя — 15—16 литров. Президент «Опоры России» Александр Калинин заявил, что повышение цен и акцизов выгодно только производителям водки и других крепких напитков. Но Минфин посчитал, что нужно в принципе пить меньше.

Напитки покрепче, цены повыше

Ведомство полагает, что в 2020 году можно поднять минимальную цену на водку — до 230 руб. с 215. Также Минфин считает, что до 420 — 430 рублей стоит повысить минимальные цены на коньяк. Об этом пишет «Газета.Ру», ссылаясь на слова главы департамента налоговой и таможенной политики министерства Алексея Сазанова.

Минфин полагает, что рост цен на спиртное вытеснит с рынка контрафакт, доходы в бюджет увеличатся. Повышение акцизов на вина ведомство объяснило нормами ВТО. Но президент «Опоры России» уверен, что у правительства фискальные мотивы.

Нет никаких норм ВТО, их никто не соблюдает. Это высосано из пальца. А в бюджете и так огромный профицит, зачем его еще увеличивать — мы не знаем», — заявил господин Калинин.

Фото: aripaev. ee

Цели разошлись с реальностью

Поправки должны помочь отечественным производителям, которые делают вина из собственного винограда и получают налоговый вычет. И налоговая нагрузка на производителей уменьшится. Но Вадим Дробиз не уверен, что это случится.

Государство пытается поддержать отечественную виноградарскую и винодельческую отрасль. Но денег у государства нет, поэтому государство решило это сделать за счет потребителя. Производитель сначала платит государству повышенный акциз, а потом через какой-то срок государство должно вернуть эти деньги производителю», — заявил эксперт изданию «Агроинвестор».

Рост цен на алкоголь должен выполнить цель Минздрава. Ведомство посчитало, что высокие цены на спиртное приведут к отказу от напитков. Это поможет профилактике здорового образа жизни. Только постепенные отказ от той же водки, связан не с ценами, а с трендами. Пить крепкие напитки теперь не так уж модно. И повышение цен на спиртное не приведёт к значимым последствиям. Люди, которые покупают «кустарные» напитки, продолжат это делать. Как и те, кто приобретал легальный алкоголь, уверен господин Дробиз. Но одновременное повышение цен на на слабые и крепкие напитки действительно может привести к росту контрафакта. И тогда вряд ли удастся достичь благородных целей.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, - по нормативу 60 процентов;
акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 4 октября 2014 года N 283-ФЗ ;
абзац утратил силу с 1 января 2009 года - Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 310-ФЗ ;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, - по нормативу 12 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов ;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов ;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов ;
водного налога - по нормативу 100 процентов;
абзац утратил силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ ;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 настоящего Кодекса, государственной пошлины, предусмотренной абзацем двадцать восьмым настоящей статьи) - по нормативу 100 процентов;
абзац ; утратил силу с 1 января 2015 года - Федеральный закон от 24 ноября 2014 года N 374-ФЗ ;
государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - по нормативу 50 процентов.

Комментарий к статье 50 БК РФ

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 41 Кодекса), согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.), к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К специальным налоговым режимам в соответствии с п. 2 ст. 18 части первой НК РФ (в ред. от 29 июля 2004 г.) относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Статья 50 Кодекса о налоговых доходах федерального бюджета (как и ст. 56 Кодекса о налоговых доходах бюджетов субъектов РФ, и ст. 61 Кодекса о налоговых доходах местных бюджетов) изложена полностью в новой редакции в соответствии с Законом 2004 г. N 120-ФЗ. В результате внесенных изменений Кодексом (а не принимаемым ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете) установлены единые для каждого уровня бюджетной системы нормативы отчислений от федеральных налогов, что позволяет повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, создать стимулы для экономического развития территорий, повышения эффективности использования бюджетных средств.

В то же время принимаемыми ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете устанавливались нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам. Так, приложением 3 к Закону о федеральном бюджете на 2007 г. устанавливались нормативы таких отчислений в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ на 2007 г.

Поскольку в силу общей нормы п. 2 ст. 184.1 Кодекса в законе (решении) о бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ в случае, если они не установлены бюджетным законодательством РФ, приложением 1 к Закону о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. утверждены Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. В этом приложении, как и ранее, установлены нормативы распределения:

в части погашения задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов;

в части погашения задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Нормативы зачисления налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты субъектов РФ, бюджеты поселений, бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов установлены в п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 61, п. 2 ст. 61.1 и ст. 61.2 Кодекса соответственно.

Зачисление в федеральный бюджет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам, установленным комментируемой статьей, осуществляется органами Федерального казначейства в порядке, установленном ст. 40 Кодекса.

Следует отметить, что при принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. при прогнозе доходов федерального бюджета в 2008 г. в размере 6644,4 млрд. руб. (или 18,98% к ВВП) в структуре доходов федерального бюджета предусмотрены налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд. руб. (12,07% к ВВП) и неналоговые доходы федерального бюджета в сумме 2417,2 млрд. руб. (6,91% к ВВП).

При этом рассчитаны следующие поступления в 2008 г. в федеральный бюджет налоговых доходов:

налог на прибыль организаций - 524,8 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 577,5 и 635,0 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, - 1296,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 1791,2 и 2072,3 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории России, - 121,03 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 138,1 и 158,2 млрд. руб.;

налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию России, - 872,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 1006,4 и 1149,4 млрд. руб.;

акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию России, - 28,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 32,6 и 37,1 млрд. руб.;

налог на добычу полезных ископаемых - 868,5 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 851,9 и 849,9 млрд. руб.;

регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) - 12,3 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 18,8 и 17,5 млрд. руб.;

сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов - 4,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 4,7 млрд. руб. ежегодно;

водный налог - 13,0 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 12,5 и 12,2 млрд. руб.;

государственная пошлина - 32,2 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 34,5 и 36,6 млрд. руб.;

таможенные пошлины - 2050,7 млрд. руб., в 2009 и 2010 гг. - 2086,7 и 2130,0 млрд. руб.

Другой комментарий к статье 50 Бюджетного Кодекса РФ

Статья 50 БК РФ полностью остается в прежней редакции и содержит исчерпывающий перечень налоговых доходов федерального бюджета (ст. 13 НК РФ - "Федеральные налоги и сборы") и указание на то, в каком проценте каждый вид федеральных налогов и сборов должен поступать в федеральный бюджет (оставшийся процент предполагается к перечислению в доходы бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты).

Таким образом осуществляется бюджетное регулирование с целью реализации принципа бюджетного федерализма для достижения минимальной бюджетной обеспеченности каждого бюджета и выравнивания уровня доходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Такой фиксированный (на уровне статьи БК РФ) подход к перераспределению налоговых доходов был введен с 2005 г. Ранее налоговые доходы считались закрепленными на постоянной основе за бюджетами соответствующего уровня налоговым законодательством. Однако ежегодно, с целью проведения мероприятий по бюджетному регулированию, в очередном федеральном законе о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год содержалась статья, устанавливающая проценты (или приложение, содержащее ту же информацию), в которых тот или иной вид налоговых платежей подлежал поступлению в федеральный бюджет. Те налоговые доходы, которые подлежали передаче (полностью или частично) в доходы нижестоящих бюджетов, назывались регулирующими. Современное бюджетное законодательство не оперирует этим термином, хотя, по сути, ситуация остается прежней, несмотря на то что нормы, содержащие требования к перераспределению федеральных налогов и сборов, выведены из федерального закона о бюджете на предстоящий финансовый год на уровень статьи БК РФ.

Следует обратить внимание на двоякий подход законодателя к механизму перераспределения процентов по налоговым доходам. Так, по всем видам, за исключением налога на прибыль, указание на процент (например, акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%) непосредственно означает, что оставшийся процент (50% акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья) передается на нижестоящие уровни бюджетной системы.

Что же касается налога на прибыль, то указанный норматив по нему в размере 100% не означает, что налог на прибыль полностью (ст. 284 НК РФ) по ставке 24% перечисляется в федеральный бюджет. В ст. 284 НК РФ установлено, что (по общему положению) налоговая ставка устанавливается в размере 24% (за исключением отдельных случаев, оговоренных в той же статье). При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5%). Таким образом, указание, содержащееся в ст. 50 БК РФ, на то, что в федеральный бюджет поступает 100% налога на прибыль, означает, что поступает 100% от 6,5%, а не от 24%.

Комментарии и консультации юристов по ст 50 БК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 50 БК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Читайте также: