В ходе выездной налоговой проверки была обнаружена несвоевременная уплата авансовых платежей

Опубликовано: 22.09.2024

date image
2015-01-30 views image
2924

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Ответ: ст.346.32 (Порядок и сроки уплаты единого налога) ч.3 предписывает подачу налоговой декларации… не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Ст. 80. ч. 2., также не предполагает непредставление налоговой декларации, так как при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, налогоплательщик представляет декларацию по упрощённой форме.

Следовательно, налогоплательщик был обязан представить «нулевую» декларацию.

Задача 9.4.По факту нарушений, выявленных в ходе выездной налоговой проверки, было возбуждено уголовное дело против должностных лиц организации. После добровольного погашения организацией задолженности, уголовное дело было прекращено.

Получив судебное постановление, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании начисленных пени и штрафов. При этом ИФНС пропустила установленный Законом срок давности взыскания налоговых санкций - шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Однако представители налогового органа ссылались на то, что в соответствии с п. 2 ст. 115 НК РФ в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Права ли Налоговая инспекция?

Ответ: Налоговая инспекция права, так как п. 2 ст. 115 НК РФ содержит норму определяющую, что «…В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.»

Задача 9.5. В ходе выездной налоговой проверки ООО была обнаружена несвоевременная уплата авансовых платежей по налогу. Налоговая инспекция, рассмотрев материалы выездной налоговой проверки, вынесла решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, и в соответствии со ст. 75 НК РФ начислила сумму пени за вышеуказанное выявленное действие. Дайте правовую оценку действиям налоговой инспекции. Обоснуйте свой ответ.

ОТВЕТ: Данную ситуациюнужно рассматривать исходя из норм ст. 58 и 286 НК РФ (Порядок исчисления налоговых платежей). В п. 3 ст. 58 НК РФ дословно говорится: «В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени. » Таким образом, статья 58 НК РФ требует начислять пени за просрочку с перечислением любых авансовых платежей по налогам.

Таким образом, налоговая инспекция поступила правомерно, начислив в соответствии со ст.ст. 58 и 75 НК РФ, сумму пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу.

Задача 9.6.Организация несвоевременно представила в налоговый орган декларацию по НДС. Налоговый орган вынес решение о привлечении организации к ответственности по ст.119 НК РФ, увеличив при этом размер штрафа в два раза, так как ранее в отношении организации уже выносилось решение о привлечении к ответственности за непредставление налоговой декларации. Однако судом в первом случае решение было признано недействительным. Имеет ли налоговый орган право увеличивать размер штрафа в таких случаях?

ОТВЕТ:

В данной задаче необходимо исходить из положений ст.ст. 112,114 НК РФ. И ключевым моментом является то, что судом в первом случае решение было признано недействительным

В случае, когда налоговое правонарушение совершено лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа за налоговое правонарушение увеличивается на 100 процентов (п.2 ст.112, п.4 ст.114 Налогового кодекса РФ).

В данной же ситуации у налогового органа отсутствуют основания применить к организации повышенный размер штрафа, так как во взыскании санкции за предыдущее аналогичное нарушение суд отказал и организацию нельзя признать лицом, ранее привлекавшимся к ответственности.

Таким образом, налоговый орган не имеет права увеличивать размер штрафа.

253-основа.jpg

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Ведущая рубрики

  1. Виды санкций
  2. Штрафы по налогам, взносам и сборам
  3. Порядок выявления нарушений
  4. Как не получить или уменьшить штраф

В 2020 году происходят нескончаемые изменения в законодательстве, сдвигаются сроки по сдаче отчетности и уплате налогов. Процесс настолько реактивный, что порой с утра за чашкой кофе с удивлением узнаешь о принятии очередных поправок, которых еще вчера и в помине не было.

К сожалению, не избежать в работе бухгалтера и руководителя штрафов: перепутали срок отправки РСВ, опоздали с СЗВ-ТД, поторопились с отправкой декларации по УСН и не включили в нее платеж от клиента, поступивший в последний день квартала. В результате – несвоевременно поданная отчетность и неуплаченные вовремя налоги. Какая ответственность грозит организации и должностным лицам?

Виды санкций

Сначала разберемся, какие вообще существуют санкции и где в законодательстве их искать. Есть несколько видов наказаний:

  1. Блокирование счетов.
  2. Пени.
  3. Штрафы по НК.
  4. Штрафы по КоАП (на должностное лицо или организацию).
  5. Дисквалификация руководителя.
  6. Принудительная ликвидация (исключение из ЕГРЮЛ).

Список условно отражает переход от первичных к заключительным мерам. Когда ФНС обнаруживает отсутствие отчетности, она вправе заблокировать счета компании (пп. 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ), пока декларации не будут представлены. Если этого не происходит в течение длительного времени (более года), то инспекция вправе принять решение об исключении компании из реестра юридических лиц (пп. 1 статьи 21.1 закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.).

Дисквалификация грозит директору, когда он намеренно занизил облагаемую базу, исказив данные учета, что привело к неоплате более чем 10% налогов (п. 2 статьи 12.11 КоАП). Отстраненный руководитель не может занимать аналогичную должность в течение длительного времени – от 1 года до 2 лет. Компании придется нанять нового.

Пени по налогам, взносам и сборам уплачиваются независимо от наличия или отсутствия штрафа. Налоговый кодекс устанавливает пунктом 4 статьи 75 размер пени в зависимости от длительности просрочки и вида налогоплательщика:

  • ИП – 1/300 ставки рефинансирования на весь период.
  • Организации ­– если просрочка менее 30 дней (календарных, включительно), то 1/300 ставки, от 31 дня и больше – 1/150 (начиная с 31 дня, до – по 1/300).

Кстати! Если вы самостоятельно обнаружили неуплату налога и сдаете в связи с этим уточненную декларацию, то сначала заплатите налог, пени, а затем сдавайте отчет. В этом случае налогоплательщик освобождается от штрафа (пп. 1 п. 4 статьи 81 НК).

Штрафы по налогам, взносам и сборам

В большинстве случаев штрафы регулируются статьей 122 НК РФ. Она действует для следующих платежей в бюджет:

  • НДС.
  • Налог на прибыль.
  • ЕНВД.
  • УСН.
  • ЕСХН.
  • Акциз.
  • Водный, земельный, транспортный и имущественный налоги.
  • Взносы в ПФР, ФОМС, ФСС (в части нетрудоспособности и материнства).
  • Торговый сбор.

Причем штрафы назначаются за неуплату налогов, но не авансовых платежей (п. 3 статьи 58 НК). По ним придется заплатить только пени и, возможно, понести административное наказание.

Размер санкций обычно составляет 20% от неуплаченного налога, сбора или взноса. Если умышленно занижена база, неправильно совершен или вообще не сделан расчет, то налогоплательщику придется расстаться с 40%.

По-другому исчисляются штрафы по НДФЛ: 20% от неправомерно неудержанной или неперечисленной суммы налога, которую должен был удержать и перевести налоговый агент. При этом он может быть освобожден от ответственности, когда одновременно выполняются три условия, указанные в пункте 2 статьи 123 НК:

  1. Отчет 6-НДФЛ представлен в положенный срок.
  2. В расчете полностью отражена сумма налога и отсутствуют ошибки, приводящие к ее занижению.
  3. Налог и пени были перечислены в бюджет до того, как агент узнал о нарушении от ФНС, либо до назначения выездной проверки по НДФЛ.

ИП, уплачивающие патент, в случае просрочки не лишаются права на его применение, но обязаны перечислить задолженность. Если налоговая не получила вовремя оплату, она направит предпринимателю требование (п. 2.1 статьи 346.51). Погасить придется также пени, а штрафные санкции рассчитываются в стандартном порядке (ст. 122).

Задержка в уплате экологических сборов подвергается административному наказанию по статье 8.41.1 КоАП: 5-7 тысяч на ответственное лицо, на юрлиц — в тройном размере неуплаченной суммы, причем не меньше 500 тысяч, аналогично для ИП, но минимальный предел ниже – 250 тысяч рублей.

Наконец, штрафы по взносам на «несчастное страхование» в ФСС составляют 20% или 40% в зависимости от отсутствия или наличия умысла, также как для других взносов, но норма эта урегулирована не Налоговым кодексом, а Федеральным законом №125-ФЗ от 24.07.1998 года в статье 26.29.

Важно! Части налогоплательщиков в 2020 году сдвинули уплату налогов и взносов на новые сроки.

Порядок выявления нарушений

Как налоговая узнает о неполной уплате налога? Разберем самые распространенные способы:

  • Камеральная проверка. ФНС проверяет заполнение декларации и находит опечатки, ошибки в расчете показателей, это характерно для отчетов, заполненных вручную. При отправке в электронном виде программы фиксируют несовпадения и сообщают о них пользователю. Если ошибка только в отчетности, придется сдать уточненку, если это исказило налог – сначала заплатить его и пени. Кстати, можно допустить неточности не только в суммах. Некоторые плательщики неверно определяют региональный коэффициент К2 для ЕНВД.
  • Запрос сведений. В декларации по УСН указывается доход, полученный на расчетный счет безналом и в кассу наличными. Налоговая запрашивает данные из банка, прибавляет оплаты, прошедшие через ОФД (по онлайн-кассе) и сравнивает сведения.

ФНС вправе потребовать пояснения у организации, чтобы подтвердить торговую площадь для ЕНВД, например, попросить предоставить договор аренды на помещение.

  • Жалоба. Допустим, предприниматель не стал официально оформлять сотрудника. Тот, проработав какое-то время, решил взять справку 2-НДФЛ, но обнаружил, что зарплата ему выплачивалась «в черную», налог не перечислялся, как и взносы. Работник обратился в Трудовую инспекцию и параллельно написал жалобу на действия работодателя в ФНС. Результат – инспекция инициировала проверку в отношении ИП.
  • Выездная проверка. Тут думаю понятно: в рамках плановой и внеплановой проверки выявляются допущенные ошибки. Это могут быть договора ГПХ, по которым не рассчитывались страховые взносы, недоначисленная заработная плата, сверхнормативные суточные с неудержанным НДФЛ и взносами и т.п.
  • Межведомственная и межотчетная сверка. ФНС запросит в ПФР данные по отчету СЗВ-СТАЖ и сравнит с отчетом РСВ или проведет сравнение баз РСВ – 6-НДФЛ и направит требование о предоставлении пояснений работодателю, если найдет расхождения.
  • Отсутствие платежа. Самое элементарное – программа в налоговой инспекции отметит отсутствие на лицевом счете средств по сроку уплаты при наличии начислений (т.е. сданного отчета).

Не забудьте: ФНС вправе заблокировать движение по вашим банковским счетам, если не был уплачен налог или сдана декларация, доступ к нему вы получите только после исполнения своей обязанности.

Как не получить или уменьшить штраф

Что еще можно сделать для смягчения ответственности? Обратимся к статье 112 Налогового кодекса, там перечислены некоторые обстоятельства, влияющие на тяжесть нарушения. Таким может стать сложная жизненная ситуация. Например, человек, ответственный за составление отчетов или оплату, испытывает стресс из-за развода, продолжительное время проходил лечение, получил тяжелую травму, потерял близкого родственника, имущество в результате ЧС и т.п.

Если нарушение совершено в результате угрозы или принуждения, то это также будет учтено. Сюда подходит и давление высшего начальства с угрозой увольнения. Главный бухгалтер вправе отказаться от проведения какой-либо операции в учете. Когда мнения руководителя и главбуха разошлись, то начальник дает письменное распоряжение о варианте учета, на котором настаивает, в этом случае главный бухгалтер освобождается от ответственности.

Суд и ИФНС могут учесть и другие обстоятельства. В актах проверки и решениях о вынесении штрафа инспекция часто указывает следующее:

  • Первичное нарушение. Компании, впервые допустившей просрочку, скорее всего, снизят санкции вдвое.
  • Незначительный период просрочки (в отношении отчетов и оплаты). Например, отправляете отчет в последний день в 23 часа 59 минут, а он уходит уже в 00.01. У меня такой случай был, и штраф вообще считать не стали, решили не наказывать за минуту просрочки. Делать, конечно, так никому не рекомендую, все же отчеты надо сдавать вовремя и по возможности минимум на несколько дней раньше срока.
  • Нет потерь для бюджета. Это как раз ситуация, когда вы уплатили налог вовремя, а с декларацией опоздали.
  • Отсутствие ответственного за передачу отчетности или перечисление налога, взноса ответственного лица по объективным обстоятельствам. Например, директор – единственный сотрудник компании, попал в аварию, главный бухгалтер находится на больничном с серьезным заболеванием.

Опять же из личного. Несколько лет назад по состоянию здоровью провела на больничном более 2 месяцев, часть из них в стационаре, не было возможности работать – пришла пара штрафов по несданным отчетам, уменьшенные в результате подачи заявления с приложением подтверждающих документов в 4 раза.

  • Форс-мажорные обстоятельства. Природная катастрофа, стихийное бедствие, пожар, затопление и т.д. способны уничтожить документы и технику, хранящую данные. После этого учет придется восстанавливать какое-то время. Можно и физически оказаться отрезанным от цивилизации. Здесь понадобятся справки от МЧС, Гидрометеоцентра и других служб, подтверждающие форс-мажор. Смотрим пп. 1 пункта 1 статьи 111 НК.
  • Сбой у оператора. Мне с таким сталкиваться не приходилось, но коллеги говорили о проблемах у некоторых операторов. Пользователь отправлял декларацию, получал сообщение об отправке, но в результате нарушения работы серверов отчет не уходил в ИФНС. Операторы предоставляли письма о нарушениях в системе для предъявления их в инспекцию, большинство штрафов просто снимали.

Сбои бывают не только у операторов ТКС, но и у госучреждений. На моей практике был случай, когда расчет по страховым взносам ушел позже срока, т.к. несколько дней вся система просто «висела». Причем сохранились протоколы с попытками передать отчет и выдаваемой неведомой ошибкой. Когда пришел акт проверки, я отправила в ответ проколы и письмо о сбое со стороны налоговой службы. В результате ­ никаких санкций.

Пришел акт о привлечении к ответственности – не спешите паниковать. Для начала проверьте, насколько права ФНС. Возможно, достаточно предоставить пояснения, и ситуация разрешится. Не вступайте в дискуссии и споры по телефону. Лучше вести цивилизованную переписку в электронном виде, так все ответы сохранятся.

Не забывайте подтверждать получение требования, это не значит, что вы с ним согласны. Подготовьте копии документов, подтверждающих смягчающие обстоятельства, даже если не уверены в том, что их примут во внимание. Если запрашивали пояснения по конкретной ситуации в учете и получили разъяснения, негативно повлиявшие на уплату налога, то освобождаетесь от ответственности (при условии подачи полной и достоверной информации).

Для фанатов отправки отчетов через Почту России. Редкий случай, но так бывает, что при отправке документов в последний день в вечернее время или из отдаленных отделений вы получаете опись и квитанцию с датой, например, 31 марта, а конверт пропечатают на другой день 1 апреля. Если предъявят претензию – пишите ответное письмо с приложением копий квитанции и описи. Штрафа не будет!

За нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей по страховым взносам не может быть наложен штраф
BrunoWeltmann / Depositphotos.com

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев дело о наложении штрафа за неуплату страховых взносов (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18 апреля 2018 г. № 305-КГ17-20241).

Акционерное общество представило в управление ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР за второй квартал 2016 года, в котором за указанный период отсутствовали начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Через несколько месяцев был представлен скорректированный расчет за тот же период с указанием начисленных страховых взносов в определенной сумме. По результатам камеральной проверки было принято решение о привлечении организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, а именно – наложен штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ).

Отметим, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ Закон № 212-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2017 года. С этой даты страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование уплачиваются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Аналитическая система "Сутяжник " поможет узнать, какие обстоятельства являются решающими для судов в конкретном виде споров. Вы сможете понять, как нужно скорректировать исковое заявление или претензию, чтобы увеличить вероятность принятия решения в вашу пользу.

Организация обжаловала решение управления в суд, однако последний пришел к выводу, что совершенное обществом правонарушение повлекло причинение внебюджетным фондам ущерба. Суд посчитал, что заявитель скрыл от пенсионного фонда действительный размер своих обязательств по перечислению страховых взносов и не уплатил их. "Последующее представление скорректированной отчетности не устраняет состав выявленного пенсионным фондом правонарушения и вины заявителя в его совершении", – отметил он.

Указанные выводы, по мнению Судебной коллегии ВС РФ, являются неверными, поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает применения санкций за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по страховым взносам.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 129.3 и ст. 129.5 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

При этом нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). Это правило, в том числе, относится и к порядку уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 58 НК РФ).

Следовательно, поскольку общество привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов за второй квартал 2016 года, а расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона № 212-ФЗ), то решение управления ПФР о взыскании штрафа было неправомерным.

В результате рассмотрения дела ВС РФ отменил принятые по делу судебные акты и признал недействительным решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ (РАСЧЕТА)

Сразу отметим, что налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности за несвоевременную уплату авансового платежа (абз. 3 п. 3 ст. 58 НК РФ). Поэтому в том случае, когда вы недоплатили авансовый платеж, об ответственности речь не идет.

А вот за неуплату налога налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности. Может ли подача уточненной декларации (расчета) в ходе выездной проверки освободить от нее?

Из ст. 81 НК РФ следует, что не может. Там четко определено, что налогоплательщик освобождается от ответственности, только если он не знает о назначении выездной проверки по соответствующему налогу (п. п. 3, 4, 7 ст. 81 НК РФ). А значит, после начала выездной проверки оснований для освобождения быть не может.

В частности, привлечь его к ответственности по ст. 122 НК РФ (ст. 123 НК РФ) налоговики вправе лишь при наличии недоимки по налогу - так сформулированы составы данных правонарушений.

Исходя из этого, суды на практике зачастую признают неправомерным применение ст. ст. 122 и 123 НК РФ, если к моменту принятия решения по итогам выездной проверки налогоплательщик в расчете с бюджетом. Это возможно в разных ситуациях, например в следующих.

1. Налог уплачен к моменту принятия решения по итогам выездной проверки, хотя и с опозданием.

Многие суды не придают значения тому, что не выполнены условия, предусмотренные ст. 81 НК РФ. Они делают упор на то, что неуплаты налога к моменту вынесения решения по проверке не было. Следовательно, отсутствуют составы правонарушений, которые предусмотрены ст. ст. 122, 123 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 12.10.2009 N КА-А41/8966-09, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2006 N Ф04-9729/2005(18839-А46-27)).

В то же время есть судебные решения, которые приняты с учетом требований ст. 81 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.05.2009 N А56-45067/2007).

2. Имеется переплата по налогу в тот же бюджет, которая равна или перекрывает недоимку по этому налогу и образовалась в одном из предшествующих периодов (п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

С этим согласен Минфин России (Письмо от 03.06.2005 N 03-02-07/1-133).

Таким подходом руководствуются и арбитражные суды (см., например, Определение ВАС РФ от 30.10.2008 N 14106/08, Постановления ФАС Уральского округа от 26.02.2008 N Ф09-636/08-С2, ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 N А05-12048/2006).

Правда, в Письме от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251 финансовое ведомство уточнило, что освобождение возможно, только если до представления уточненной декларации налогоплательщик подал заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по нему.

Суды опровергли правомерность такого подхода. При этом они исходили из ранее действовавшей редакции п. 5 ст. 78 НК РФ. В ней было предусмотрено право налоговиков принять решение о зачете переплаты в счет имеющейся недоимки (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.03.2009 N Ф03-326/2009).

Отметим, что на сегодня в п. 5 ст. 78 НК РФ прямо закреплено, что при наличии переплаты налоговики обязаны самостоятельно принять решение о зачете.

Обратите внимание!

В отношении налоговых агентов существует судебная практика, которая основана на том, что важен сам факт невыполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога. А значит, ответственность по ст. 123 НК РФ применяется независимо от наличия переплаты (Постановление ФАС Центрального округа от 02.10.2007 N А64-4938/06-19).

СИТУАЦИЯ: Можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налога, если налог уплачен, а пени нет

Если налогоплательщик до подачи уточненной декларации уплатил только сумму недоимки по налогу, а соответствующую ей сумму пеней нет, то вопрос о привлечении его к ответственности за неуплату налога по ст. 122 НК РФ является спорным.

Так, некоторые суды приходят к выводу, что основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ в данной ситуации отсутствуют, поскольку налог уплачен, а за неуплату пени ответственность не предусмотрена (Постановления ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 N А06-1727/08, ФАС Московского округа от 22.05.2007, 29.05.2007 N КА-А41/4573-07).

В то же время другие арбитражные суды считают иначе. По их мнению, при неуплате пени в случае подачи уточненной декларации налогоплательщик не освобождается от налоговой ответственности. При этом они исходят напрямую из положений п. п. 3, 4 ст. 81 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 N А28-8881/2009-222/21 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 18.01.2010 N ВАС-17586/09), ФАС Западно-Сибирского округа от 18.12.2009 N А81-42/2009, ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 N А56-15591/2007).

Дополнительно о практике арбитражных судов по данному вопросу вы также можете узнать в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.

Судебной практикой по данному вопросу в отношении налоговых агентов мы не располагаем. Представляется, что решения судов также могут быть различными в зависимости от того, какие нормы суд сочтет приоритетными: ст. 81 или ст. 123 НК РФ.

ГЛАВА 18. ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: