Налоговым правонарушением признается отказ налогоплательщика от предоставления

Опубликовано: 02.05.2024

от 03.08.2020 № 542

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 19.08.2020

Дата изменения: 19.08.2020

Прикрепленный файл: pdf, 1.92 МБ

Решение № 542
об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

1. Вводная часть (Общие положения).

1.1 Лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка:

Комендатура по защите объекта ИФНС России по г. Электростали Московской области Комендатура по защите объекта ИФНС России по г. Электростали Московской области, ИНН/КПП 7725112547/505345001, 115191, РОССИЯ, МОСКВА Г., РОЩИНСКАЯ 3-Я УЛ. 3, стр. 3.
(полное и сокращенное наименования организации, или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, физического лица, ИНН, КПП, адрес)

1.2. Вид проведенной налоговой проверки и основание для ее проведения. Камеральная налоговая проверка. Основание - (представление)

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ)
(наименование налоговой декларации (расчета)

26.02.2020 за 12 месяцев, квартальный, 2019
(дата представления /день истечения срока (налоговый (расчетный, отчетный) период) представления)

1.3. Предмет и период, за который проведена налоговая проверка:

Налог (сбор, страховые взносы)

Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации

1.4. Срок проведения:

дата начала налоговой проверки 26.02.2020
(дата)

дата окончания налоговой проверки 26.05.2020
(дата)

1.5 Сведения о рассмотренных материалах налоговой проверки:

Акт налоговой проверки от 05.06.2020 № 1346, другие материалы:

Письмо исх. б/н от 17.07.2020г. (вх. № 08942 от 22.07.2020г.)

1.6 Извещение о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки от 08.06.2020 № 1555
(В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Кодекса принято решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие извещенного в установленном порядке лица, в отношении которого проведена проверка (его представителя)

2. Описательная часть

Налоговой проверкой установлено следующее:

В ходе камеральной налоговой проверки установлено нарушение срока перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

Налоговый агент ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (за обособленное подразделение с КПП 505345001) в установленный НК РФ срок не перечислил в бюджет сумму удержанного налога на доходы физических лиц:

Сумма неперечисленного налога

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

Уплачено налога ТП

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

Итого, сумма перечисленного налога с нарушением установленного срока - 4107.00 руб.

На момент составления Акта налоговой проверки причитающиеся пени не уплачены.

Нарушен п. 6 ст. 226 НК РФ.

В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

В соответствии с указанной нормой налоговый агент ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (за обособленное подразделение с КПП 505345001) за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, выявляются в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки.

По фактам, изложенным в акте камеральной налоговой проверки, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 'ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (за обособленное подразделение с КПП 505345001) представило пояснения исх. б/н от 17.07.2020г. (вх. № 08942 от 22.07.2020г.) следующего содержания:

«В ответ на Акт налоговой проверки от 05.06.2020 № 1346 по Расчету сумм налога на доходы физических лиц (Форма 6-НДФЛ) за 2019 год Филиал 65 - отряд ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» поясняет следующее: В ИФНС 5053 у отряда зарегистрировано две комендатуры КПП 505345001, КПП 505345002. Недоимка налога в сумме 4 108 руб. по КПП 505345001 возникла в следствии неверно перечисленных сумм налога с указанием КПП 505345002. По КПП 505345002 возникла переплата в сумме 4 108 руб. Отрядом создано обращение в отдел урегулирования задолженности ИФНС 5053 по г. Электросталь с просьбой уточнить платежи от 22.02.2019 № 745817 на сумму 3 584 руб. и от 28.02.2019 № 884916 на сумму 524 руб.»

На момент вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки выявлено отсутствие недоимки по перечислению налога на доходы физических лиц в результате уточнения КПП в вышеуказанных платежах:

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

Уплачено налога ТП

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

начислено налога по расчету

Уплачено налога ТП

Налоговым правонарушением в соответствии со статьей 106 Налогового Кодекса признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.

Следовательно, поскольку ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 'ВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (за обособленное подразделение с КПП 505345001) налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности по статье 123 Налогового Кодекса РФ.

Данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 N 14519/08 по делу N АЗЗ- 356/2008.

На основании изложенного, а также, принимая во внимание сложившуюся судебную практику по данному вопросу, налоговый орган приходит к выводу об обоснованности позиции налогоплательщика по вопросу соблюдения им сроков перечисления сумм налога на доходы физических лиц за 12 месяцев 2019 г.

На основании п.1 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения.
(документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, основания для отказа в привлечении к налоговой ответственности по отдельным эпизодам)

3. Резолютивная часть.

На основании статьи 101 Налогового Кодекса РФ.

3.1 Отказать в привлечении к налоговой ответственности, а также начислить пени по состоянию на 03.08.2020

Налог (сбор, страховые взносы)

Налоговый (расчетный, отчетный) период

Срок уплаты налога, сбора, страховых взносов, установленный законодательством о налогах и сборах

Код бюджетной классификации

Код налогового органа

Примечание. Недоимка указана без учета состояния расчетов с бюджетами; пени рассчитаны по состоянию на дату принятия настоящего решения на основании данных, приведенных в описательной части и приложениях к настоящему решению.

Уплатить указанные в пункте 3.1 настоящего решения недоимку, пени и штрафы;

Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Иные предложения:
(выводы и предложения, направленные на устранение выявленных нарушений, корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, о возможности представления уточненных налоговых деклараций (расчетов) с внесенными изменениями, с учетом выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иное)

3.3 Настоящее Решение может быть обжаловано. Настоящее решение в соответствии с пунктом 9 статьи 101 Кодекса вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (его представителю). Настоящее решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения ответственному участнику этой группы, если не была подана апелляционная жалоба в порядке, предусмотренном статьей 139 1 Кодекса.

Настоящее решение в соответствии со статьями 101 2 , 139 1 Кодекса до дня вступления в силу может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в

Управление Федеральной налоговой службы по Московской области, 125284, Москва г., Хорошевское ш, 12А
(наименование вышестоящего налогового органа и его место нахождения)

Апелляционная жалоба в соответствии с пунктом 1 статьи 139¹ Кодекса подается в вышестоящий налоговый орган через вынесший решение налоговый орган:

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Электростали Московской области,

144000, Московская обл., Электросталь г., Больничный пр. 3
(наименование налогового органа, вынесшего настоящее решение и его место нахождения)

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа настоящее решение вступает в силу в порядке, предусмотренном статьей 101 2 Кодекса.

В случае обжалования настоящего решения в апелляционном порядке оно вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в не обжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящего налогового органа и примет новое решение, такое решение вышестоящего налогового органа вступает в силу со дня его принятия.

В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Вступившее в силу настоящее решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в соответствии со статьей 139 1 Кодекса может быть обжаловано в течение одного года с момента его вынесения путем подачи письменной жалобы в

Управлению Федеральной налоговой службы по Московской области, 125284, Москва г., Хорошевское ш, 12А
(наименование вышестоящего налогового органа и его место нахождения)

Жалоба в соответствии с пунктом 1 статьи 139 Кодекса подается в вышестоящий налоговый орган через вынесший решение налоговый орган

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Электростали Московской области,

144000, Московская обл., Электросталь г., Больничный пр. 3
(наименование налогового органа, вынесшего настоящее решение и его место нахождения)

Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения получил
(дата, подпись, Ф.И.О. лица, получившего документ; для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия))

3.11 Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Запрещается повторное привлечение к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности платить налог. НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность за нее.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Отсутствие события налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения вследствие исполнения письменных разъяснений налогового органа

Совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим 16 лет

Совершение налогового правонарушения вследствие болезни или в состоянии аффекта

Истечение сроков давности привлечения к ответственности

Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения

К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность относятся нарушения, совершенные в период тяжелых личных или семейных обстоятельств, под угрозой или те, которые могут быть признаны судом или налоговым органом как смягчающие.

К обстоятельствам, отягощающим налоговую ответственность, относятся нарушения, совершенные лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичные деяния.

Обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом.

При наличии смягчающих обстоятельств налоговые санкции уменьшаются не менее чем в два раза, при наличии отягощающих обстоятельств увеличиваются в два раза.

Срок исковой давности по привлечению к налоговой ответственности составляет три года, кроме привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога или за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения.

За совершение налогового правонарушения предусмотрена мера ответственности — налоговые санкции, устанавливаемые в следующих размерах.

Размер штрафа в зависимости от вида налогового правонарушения

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на налоговый учет при отсутствии признаков налогового правонарушения

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе

10% от доходов, полученных в течении указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на налоговый учет в налоговом органе более трех месяцев

20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 руб.

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком либо банке

Непредставление налогоплательщиком в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков налогового правонарушения

5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока

30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

Те же деяния, если они повлекли за собой занижение налоговой базы

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)

20% от неуплаченных сумм налога

Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122, совершенные умышленно

40% от неуплаченных сумм налога

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% от суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством

50 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо _ложного перевода

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо Должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового нарушения

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года

Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы, либо порядка регистрации изменений количества названных объектов

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения

Те же деяния, совершенные более одного раза

Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес

Виды налоговых нарушений банком и размеры установленных в соответствии с НК РФ штрафов за их совершение

Виды налоговых правонарушений

Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщиком

Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налогового платежа

Пеня в размере ,/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налогов

Штраф 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 000 рублей

Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налогового авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

Пеня в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа

30% от непоступившей в результате таких действий суммы

Непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам налогоплательщика в установленный срок при отсутствии признаков правонарушения

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

1. Камеральная налоговая проверка является:
а) формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации;
б) основным средством целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
в) оба варианта верны.

2. Цель внедрения систем автоматизированной камеральной проверки:
а) контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства РФ о налогах и сборах;
б) отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, оценки потенциальных сумм доначисления;
в) оба варианта верны.

3. Камеральная налоговая проверка – это:
а) проверка, проводящаяся по месту нахождения налогоплательщика на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у самого налогоплательщика;
б) проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;
в) проверка, проводящаяся по месту жительства налогового инспектора на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового инспектора.

4. Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен:
а) 3 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком;
б) 2 месяцами со дня представления декларации налогоплательщиком;
в) 5 днями со дня представления декларации налогоплательщиком.

5. Срок на начисление в карточках лицевых счетов во время камеральной налоговой проверки сумм налогов «по данным налогоплательщикам» (исключая НДС и налог на землю) ограничен:
а) 10 дней по квартальной отчетности и 5 дней по годовой;
б) 5 дней по квартальной отчетности и 10 дней по годовой;
в) 15 дней по квартальной отчетности и 1 месяц по годовой.

6. Цель камеральной налоговой проверки является:
а) перераспределения ВНП между населением;
б) инвентаризация наличия денежных средств у налогоплательщика;
в) контроль соблюдения налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах.

7. Последствия нарушения налоговым органом срока камеральной налоговой проверки:
а) не установлены;
б) установлены Налоговым кодексом РФ;
в) установлены Таможенным кодексом РФ.

8. Налоговым правонарушением признается:
а) отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов;
б) непредоставление налогоплательщиком запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов в пятидневный срок;
в) оба варианта верны.

9. Штраф за отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при проведении камеральной налоговой проверки документов составляет:
а) 30 руб. за каждый документ;
б) 50 руб. за каждый документ;
в) 80 руб. за каждый документ.

10. В случае направления налогоплательщику требования о представлении документов заказным письмом, налоговые органы считают его полученным по истечении:
а) 5 дней после отправки;
б) 6 дней после отправки;
в) 7 дней после отправки.

11. Результатом камеральной налоговой проверки при обнаружении налогового правонарушения является:
а) Акт камеральной налоговой проверки;
б) Справка камеральной налоговой проверки;
в) Протокол камеральной налоговой проверки.

12. Результатом камеральной налоговой проверки в случае, если ошибки не обнаружены является:
а) Акт камеральной налоговой проверки;
б) Справка камеральной налоговой проверки;
в) Инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе.

В соответствии со вторым абзацем п. 8 ст. 101 НК РФ в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, при этом в данном решении могут быть указаны размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.

Несмотря на то что формально решение об отказе в привлечении к ответственности и не затрагивает интересов налогоплательщика, на самом деле данный документ крайне важен в случаях, когда налогоплательщик претендует на возмещение из бюджета НДС, поскольку согласно п. 3 ст. 176 НК РФ одновременно с этим решением принимается: решение о возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению; решение об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению; решение о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Системное толкование п. 7 ст. 101 НК РФ и п. 3 ст. 176 НК РФ позволяет сделать следующий вывод: решение налогового органа об отказе в возмещении НДС является производным от решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, в котором излагаются мотивы отказа в возмещении НДС.

Таким образом, обжалованию подлежат оба решения налогового органа: об отказе в привлечении к налоговой ответственности; об отказе в возмещении НДС.

На данное обстоятельство обращено внимание в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10, согласно которому решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы НДС и решение о частичном возмещении суммы НДС, как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах, могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении НДС, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

При составлении заявления в суд в предмет обжалования также входят оба указанных решения, поскольку выводы о том, что вычеты по НДС заявлены неправомерно, содержатся в каждом из них.

Обжалование обоих решений налогового органа присутствует в целом ряде судебных актов (см., в частности, постановления ФАС Московского округа от 21 апреля 2010 г. N КА-А40/3418-10 по делу N А40-91717/09-129-567, ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2011 г. по делу N А27-15478/2010, ФАС Центрального округа от 11 октября 2011 г. по делу N А14-8855/2010/310/28, ФАС Северо-Кавказского округа от 16 марта 2011 г. по делу N А32-26881/2009 и от 18 июня 2012 г. по делу N А15-1374/2011).

Таким образом, если в решении об отказе в привлечении к налоговой ответственности содержится мотивировочная часть, а в решении об отказе в возмещении НДС - лишь констатация этого факта и сумма не возмещенного из бюджета НДС, то обжалованию в суде подлежат оба решения налогового органа (см., в частности, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18 января 2012 г. N Ф09-6262/2011).

На то, что решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы НДС является производным от решения о привлечении к налоговой ответственности (решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности) указано в постановлениях ФАС Московского округа от 11 ноября 2010 г. N КА-А40/13330-10 по делу N А40-9333/10-140-100 и от 7 декабря 2011 г. по делу N А41-43984/09, а также в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 июня 2011 г. N А19-27017/09, ФАС Центрального округа от 3 ноября 2010 г. по делу N А64-1616/2010 (Постановлением Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. N 18421/10 указанное постановление оставлено без изменения), ФАС Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. по делу N А13-8549/2010.

В развитие данной темы в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 15 марта 2012 г. по делу N А53-11293/2011 констатируется: как следует из положений ст. 101 и 101.4 НК РФ, осуществление в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля завершается принятием налоговым органом решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; все последующие ненормативные правовые акты, равно как и действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа, принимаются (совершаются) исключительно во исполнение названных и являют собой механизм их реализации.

Принятое согласно ст. 101 НК РФ решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности должно содержать мотивы, по которым согласно п. 3 ст. 176 НК РФ налогоплательщику отказано в возмещении НДС. При этом форма решения об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы НДС, заявленной к возмещению, утвержденная приказом ФНС от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@, не предусматривает никакой мотивировочной части, что предопределяет, что судебному обжалованию подлежат оба решения:

1. Решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности: в мотивировочной части - в качестве первопричины для отказа в возмещении НДС; в результирующей части - в отношении предписаний по внесению исправлений в бухгалтерский учет.

2. Решение об отказе в возмещении НДС - в качестве незаконного следствия неправомерных мотивов.

Если же (вопреки приказу ФНС от 18 апреля 2007 г. N ММ-3-03/239@) в решении об отказе в возмещении НДС присутствует мотивировочная часть, то все равно судебному обжалованию подлежат оба решения, поскольку первичным все-таки является решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности, а вторичным - решение об отказе в возмещении НДС.

При обжаловании же в суде только одного решения - об отказе в возмещении НДС - может сложиться парадоксальная ситуация: отменив следствие в виде отказа в возмещении НДС, суд фактически оставит в силе мотивы этого отказа, которые всегда первичны по отношению к последствиям.

Только после признания неправомерными мотивов отказа в возмещении НДС становятся незаконными и последствия в форме отказа в возмещении НДС.

Читайте также: