В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган сделал выводы об экономической неоправданности

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Справка о практике рассмотрения дел, связанных с оспариванием решений налоговых органов, вынесенных по результатам камеральных проверок

Справка о практике рассмотрения дел, связанных с оспариванием решений налоговых органов, вынесенных по результатам камеральных проверок( 1 )

Налоговые споры, возбуждаемые арбитражными судами на основании заявлений налогоплательщиков, касаются признания недействительными решений налоговых органов, вынесенных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок.

В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Налоговый контроль в форме камеральной проверки может быть осуществлен в отношении следующих документов:

налоговых деклараций и расчетов;

документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету);

документов, самостоятельно представленных налогоплательщиком;

других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Таким образом, предметом камеральной проверки являются налоговая декларация (расчет) и иные документы, представленные налогоплательщиком, а объектом проверки - полнота и правильность их заполнения.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" в ст. 88 НК РФ внесены существенные изменения, касающиеся порядка проведения камеральной налоговой проверки.

В частности, в силу п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, кроме тех, которые указаны в данной статье . Тем самым с 1 января 2007 г. Налоговый кодекс установил закрытый перечень случаев, когда налоговые органы могут запросить дополнительные сведения и документы в ходе проведения камеральной проверки.

Первый случай - когда при камеральной проверке выявлены ошибки в налоговой отчетности либо несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями, имеющимися у налогового органа. О выявленных ошибках сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести в документы необходимые исправления в установленный срок ( п. 3 ст. 88 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок или противоречий, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Из содержания указанных норм следуют два вывода. Во-первых, в случае выявления в документах ошибок и противоречий налоговый орган обязан не только сообщить об этом налогоплательщику, но и потребовать их исправления. Во-вторых, налогоплательщик обязан по требованию налогового органа представить пояснения или внести соответствующие исправления, но при этом он вправе, но не обязан прилагать к своим пояснениям дополнительные документы.

Анализ судебно-арбитражной практики показывает, что нарушение налоговым органом порядка проведения камеральной проверки может повлечь признание недействительным решения, принятого по ее результатам.

Так, по делу N А60-7473/2007-С10 в ходе камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) было установлено, что в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах вместо ИНН продавца был указан ИНН покупателя. По результатам проверки ему было направлено извещение, в котором сообщалось отсутствие оснований для применения налоговых вычетов по счетам-фактурам, оформленным с нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ.

При оспаривании в арбитражном суде решения о начислении НДС, пеней и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ налогоплательщик представил исправленные счета-фактуры , в которых была указана верная информация об ИНН продавца.

Принимая во внимание то, что налогоплательщик доказал право на применение вычетов по НДС, а также то, что при обнаружении ошибок в счетах-фактурах инспекция не направляла налогоплательщику требование о представлении пояснений или внесении в них соответствующих исправлений, суд признал решение налогового органа недействительным( 2 ).

Второй случай, когда налоговому органу предоставляется право истребования у налогоплательщика дополнительных документов, - проверка налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.

Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации ( письмо от 27 декабря 2007 г. N 03-02-07/2-209), при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных п. 8 ст. 88 НК РФ, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом . Только в этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения им налоговых вычетов.

Судебно-арбитражная практика также исходит из того, что если в декларации налог заявлен к уплате, а не к возмещению, налоговый орган не вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность заявленных в декларации налоговых вычетов( 3 ).

Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки установлен ст. 93 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования об их представлении. Эти документы должны быть представлены проверяемым в течение 10 дней со дня вручения ему соответствующего требования. Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Законодательством о налогах и сборах прямо предусмотрено, что истребование документов, необходимых для проведения налоговой проверки, осуществляется путем вручения требования. Направление налоговым органом соответствующих извещений, сообщений, уведомлений не влечет для налогоплательщика возникновения обязанности по представлению документов, исполнение которой обеспечивается предусмотренной Налоговым кодексом ответственностью.

По делу N А60-11448/2008-С8 суд пришел к выводу о нарушении налоговым органом порядка проведения камеральной проверки( 4 ).

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения инспекции, вынесенного по результатам камеральной проверки декларации по НДС. Основанием для принятия решения явился вывод налогового органа о том, что налогоплательщиком не были представлены документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Суд, признавая это решение недействительным, указал, что налоговый орган не направил налогоплательщику требование о представлении документов, подтверждающих обоснованность заявленного в декларации налогового вычета. Довод налогового органа о том, что налогоплательщику было направлено уведомление, в котором сообщалось о проводимой камеральной налоговой проверке и предлагалось представить сведения о поставщиках, целях приобретения товара и об источнике его оплаты, суд не принял во внимание, поскольку в уведомлении отсутствовало какое-либо предложение по представлению документов, подтверждающих обоснованность заявленного в декларации налогового вычета.

Необходимо отметить, что поскольку обязанность представить документы возникает у налогоплательщика с момента вручения ему требования, налоговому органу зачастую приходится доказывать в суде сам факт его вручения.

Так, по делу N А60-27125/2007-С5 при проведении камеральной налоговой проверки инспекция направила предпринимателю требование о представлении документов, обосновывающих правомерность применения заявленного в декларации налогового вычета, которое было возвращено с отметкой отделения почтовой связи "истек срок хранения". Поскольку затребованные документы предпринимателем не были представлены, налоговый орган пришел к выводу о неподтверждении правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов.

Предприниматель, оспаривая решение налогового органа, сослался на факт неполучения им требования о представлении документов. В подтверждение данного довода он предъявил письмо отделения почтовой связи о том, что возврат заказной корреспонденции произошел по вине работников почты.

Поскольку факт получения налогоплательщиком требования о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов, налоговым органом не был доказан, суд признал его вывод о неподтверждении правомерности применения налоговых вычетов необоснованным.

По другому делу учреждение также оспорило решение налогового органа, вынесенное по результатам камеральной проверки декларации по НДС. Суды первой и апелляционной инстанций заявленное требование удовлетворили( 5 ) , исходя из следующего.

Требование о представлении документов было получено Ч., которая не являлась работником учреждения, полномочий на получение корреспонденции не имела. При этом суд установил, что Ч. - работник другого юридического лица, которое находится в том же здании, что и заявитель. Таким образом, направленное по адресу учреждения требование было получено другим юридическим лицом.

Поскольку требование о представлении документов налогоплательщиком получено не было, суд признал начисление НДС и привлечение заявителя к ответственности необоснованными.

Налоговый кодекс не определяет, какие именно документы налоговый орган вправе истребовать в подтверждение вычета по НДС. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур , выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пп. 3 , 6-8 ст. 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Как видим, перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты по НДС, законом не конкретизирован. В связи с этим на практике возникают спорные ситуации при разрешении вопроса о правомерности истребования налоговым органом тех или иных документов при камеральной проверке декларации по НДС.

Так, по делу N А60-11349/2008-С6 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменений судами апелляционной и кассационной инстанций( 6 ), заявленное требование удовлетворено, при этом суды исходили из следующего.

Согласно п. 8 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС инспекция направила налогоплательщику требование о представлении общего журнала работ ( форма N КС-6 ).

Истребуемый налоговым органом документ в соответствии с постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работах" представляет собой журнал, содержащий сводную информацию о технологической последовательности, сроках, качестве выполнения и условиях производства работ.

Поскольку представленные налогоплательщиком в обоснование получения налогового вычета документы ( счета-фактуры , договоры, акты приемки выполненных работ, разрешение на подготовительные и планировочные работы, лицензия на осуществление строительства) позволили налоговому органу провести камеральную проверку декларации по НДС, суд пришел к выводу, что отсутствие журнала работ не могло служить основанием для отказа налогоплательщику в возмещении налога и для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Третье исключение из правила о запрете истребовать при проведении камеральной проверки дополнительные сведения и документы - случаи, предусмотренные пп. 6 и 9 ст. 88 НК РФ.

В соответствии с указанными нормами налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот, а по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, - документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Во всех остальных случаях, не упомянутых в ст. 88 НК РФ, истребование дополнительных сведений и документов при проведении камеральной налоговой проверки считается неправомерным.

Так, судебно-арбитражной практикой подтверждено, что налоговый орган не вправе истребовать в ходе проведения камеральной проверки декларации по налогу на доходы физических лиц документы, подтверждающие правомерность заявления профессиональных налоговых вычетов.

Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 августа 2008 г. по делу N 7696/08 был признан не соответствующим Налоговому кодексу и не действующим абз. 5 письма Министерства финансов Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 03-04-07-01/16.

Оспариваемым нормативным правовым актом Министерство разъяснило налоговым органам порядок применения п. 1 ст. 221 НК РФ, касающегося права на получение профессиональных налоговых вычетов. При этом содержащееся в абз. 5 положение обусловливало право налогоплательщика на профессиональный налоговый вычет необходимостью представления им в налоговый орган соответствующих документов.

Поскольку Налоговый кодекс не содержит положений, обязывающих налогоплательщика, заявившего о применении профессионального налогового вычета, представлять при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц документы, подтверждающие такой вычет, а также положений о праве налогового органа в ходе камеральной налоговой проверки истребовать у налогоплательщика такие документы, указанный нормативный правовой акт признан не соответствующим Налоговому кодексу и не действующим в этой части.

Аналогичный подход применим и к другим ситуациям, не подпадающим под исключения, предусмотренные ст. 88 НК РФ( 7 ).

Процедура завершения камеральной проверки зависит от ее результатов. Если в ходе ее проведения в декларации (расчете), иных документах, представленных налогоплательщиком, не выявлено ошибок и противоречивых сведений, а также не установлено факта совершения налогового правонарушения, то проверка на этом заканчивается. В случае выявления при камеральной проверке признаков состава налогового правонарушения должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ. Установленные данной статьей правила являются общими для камеральных и выездных проверок, равно как и порядок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения ( ст. 101 НК РФ)( 8 ).

Следует отметить, что с 1 января 2009 г. введен обязательный досудебный порядок обжалования решений инспекции, вынесенных по результатам налоговых проверок ( п. 5 ст. 101.2 НК РФ). В случае если налогоплательщик подает заявление в суд, минуя вышестоящий налоговый орган, и на дату судебного заседания право на обжалование решения налогового органа в апелляционном порядке не утрачено, суд оставляет заявление налогоплательщика без рассмотрения( 9 ) .

1 Авторы: В. В. Окулова, Г. Г. Лихачева - председатели судебных составов Арбитражного суда Свердловской области, О. А. Сысолятина - заместитель начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Свердловской области. Подготовлена в соответствии с планом работы Арбитражного суда Свердловской области на второе полугодие 2009 г. с использованием судебных актов за 2007-2009 гг.

2 Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2007 г., Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 ноября 2007 г. по делу N А60-7473/2007-С10.

3 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 августа 2008 г. по делу N А60-10085/2008-С8, оставленное без изменений постановлениями Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2008 г., Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 января 2009 г.

4 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июля 2008 г. по делу N А60-11448/2008-С8.

5 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 6 марта 2008 г. по делу N А60-327/2008-С6, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 мая 2008 г. N 17АП-2814/2008-АК.

6 Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 июля 2008 г., постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2008 г., Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18 декабря 2008 г. по делу N А60-11349/2008-С6.

7 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2008 г. по делу N А60-27030/2007-С10.

8 Подробнее об этом см. справку о практике применения ст. 101 , 101.4 НК РФ, подготовленную в соответствии с планом работы Арбитражного суда Свердловской области на второе полугодие 2008 г.

9 Определения Арбитражного суда Свердловской области от 5 марта 2009 г. по делу N А60-5312/2009-С8, от 19 марта 2009 г. по делу N А60-5302/2009-С10, от 20 марта 2009 г. по делу N А60-5296/2009-С10.

Каждая организация и индивидуальный предприниматель независимо от размера бизнеса, штата сотрудников, системы налогообложения сталкивается с камеральной проверкой. Она проводится на основании сданной в ФНС заполненной декларации, расчетам и документам. Причем компания не получает уведомления от налоговой службы об аудитах.

Содержание статьи:

  • 1. Общее понятие
  • 2. Цели и сроки камеральной проверки
  • 3. Этапы проведения
  • 4. Что такое камеральная проверка декларации 3-НДФЛ
  • 5. Результаты аудита

Общее понятие

Если говорить простыми словами, то налоговая служба назначает камеральную проверку после того, когда организация, ИП или физическое лицо сдало в ИФНС декларацию о доходах за указанный период времени. Для контроля соответствия деятельности компании необязательно присутствие инспектора у налогоплательщика. Все действия по камеральной проверке проводятся в инспекции по месту регистрации предпринимателя и физлица. Частота назначения аудитов зависит от периодичности сдачи отчетности в ФНС.

Важно помнить, что существуют строго определенные сроки сдачи для каждого налогового сбора. Нарушение сроков подачи заявления более чем на 10 дней может привести к тому, что ФНС направит постановление о блокировке банковских счетов компании. Восстановление активов возможно только на следующий день после предоставления в налоговую инспекцию заполненной декларации и отчетности.

Камеральная проверка

Цели и сроки камеральной проверки

Основное направление налогового контроля — проверка правильности заполнения декларации. Также во время аудита сверяются данные предыдущих и текущих расчетов для установления факта переплат или недоимки. В рамках камеральной проверки могут проводить комплекс работ по другим статьям налогового контроля, запрашивать документы и информацию у третьих лиц.

Согласно общему положению аудит может длиться до 3 месяцев со дня подачи отчетности в ФНС. Декларация по НДС проверяется в течение 2 месяцев. При обнаружении признаков нарушений со стороны компании или физического лица налоговая служба вправе продлить период контроля. По истечению срока камеральной проверки инспекторы должны прекратить любые внешние действия, но могут продолжать составлять внутренние акты ФНС.

Этапы проведения

Все мероприятия, входящие в камеральную проверку, можно условно поделить на два этапа:

  1. Автоматизированный контроль. Он проходит без участия налоговых инспекторов. После загрузки данных декларации в информационную систему ФНС компьютер проверяет правильность заполнения отчета. Кроме того, полученные сведения «прогоняют» через базы автоматического контроля для перекрестного анализа. В ходе подобных действий могут обнаружить ситуации отсутствия перечислений в бюджет или другие нарушения.
  2. Углубленный анализ. Он проводится при наличии несоответствии данных в ходе камеральной проверки. Также расширенный контроль назначается, если в отчетности указаны льготы и сумма НДС к возмещению, при проведении ревизии по налогам на природные ресурсы.

Что значит камеральная проверка

Что такое камеральная проверка 3-НДФЛ

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, частные адвокаты, физические лица, которые хотят получить социальный и имущественный вычет по налогу, должны предоставить декларацию. В форме 3-НДФЛ указывают все доходы, которые были получены в течение отчетного года. Камеральная проверка проходит на тех же основаниях и условиях, как и для юридических лиц. Срок выполнения – 3 месяца со дня получения декларации в ФНС. В это время анализируют:

  • полноту и правильность заполнения документов;
  • корректность применения налоговых ставок и льгот;
  • соответствие текущих данных показателям других отчетов (например, справке 2-НДФЛ);
  • обоснованность применения вычетов.

Результат камеральной проверки

Результаты аудита

Если при проведении камеральной проверки инспекторы ФНС не нашли ошибки, то официально она завершается без отправления уведомлении. При выявлении нарушения в течение 10 рабочих дней оставляется акт, где подробно описываются выявленные неточности. Не позднее пятого дня отчет вручается налогоплательщику. Если он согласен с ошибками, то придется выплатить дополнительные начисления. Если подается уточненная налоговая декларация, то начинается новая камеральная проверка. При возникновении несогласий с недочетами, зафиксированными в отчете, в ФНС направляется возражение и документы, на рассмотрение которых дается еще один месяц.

Камеральную проверку проводят в отношении всех налоговых отчетностей, которые подаются в инспекцию. Поэтому при подаче документов следует тщательно их составлять, чтобы исключить недочеты и повторные аудиты.


Все декларации по НДС проходят камеральную проверку. Часто результатом такой проверки является полученное от налогового органа требование о представлении пояснений и документов, которое не всегда является правомерным. Налоговики допускают различные нарушения и в итоге возникает спор, который разрешается в суде. Рассмотрим интересные случаи из недавней арбитражной практики.

Порядок, установленный Налоговым Кодексом

Статья 88 НК РФ регламентирует порядок проведения, сроки, и полномочия должностных лиц при камеральной проверке декларации НДС. Инспекция проводит камеральную проверку на своей территории (п. 1 ст. 88 НК РФ). В общем случае она длится до двух месяцев, но ее срок может быть продлен до трех месяцев (абзацы 4 и 5 п. 2 ст. 88 НК РФ).

Случаи, когда налоговый инспектор вправе запрашивать сведения и/или документы установлены ст. 88 НК РФ:

  • если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями , либо выявлены несоответствия сведений , представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3);
  • при проведении камеральной налоговой проверки проверяющие не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено НК РФ (п. 7).

При камеральной проверке декларации с возмещением НДС налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика (ст. 88 НК РФ):

  • документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов: счета-фактуры, первичные и иные документы (п. 8);
  • если в декларации выявлены противоречия или ее данные расходятся с отчетностью контрагентов проверяемого лица, налоговый орган может запросить: книгу продаж, книгу покупок, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 8.1).

Какие же нарушения допускают налоговики?

Слишком много документов

Чаще всего встречается следующее нарушение — в требовании не указано по какому контрагенту запрос, а просят вообще все документы.

Совсем недавно в такой ситуации 13-ый Арбитражный апелляционный суд поставил налоговиков на место, отменив Решение суда первой инстанции по делу № А56-38742/2020.

Арбитражный суда СЗО оставил его без изменения, а кассационную жалобу налогового органа без удовлетворения. Это дело стоит того, чтобы рассмотреть его подробнее, т.к. выводы суда помогут вам составить ответ на неправомерное требование налогового органа , и обжаловать его в вышестоящую налоговую инстанцию в досудебном порядке.

Суть дела заключалась в следующем. Инспекция провела камеральную проверку декларации по НДС за 1 кв. 2019 года, в которой был заявлен налог к возмещению. Организация, которая подала декларацию (является микропредприятием и входит в реестр СМП) получила от налогового органа требование представлении большое количество документации.

Налоговики, кроме счетов-фактур и первичных учетных документов, запросили:

  • договоры, заключенные со всеми контрагентами: договоры купли-продажи, договоры поставок, договоры аренды, агентские договоры, договоры цессии и иные имеющиеся договоры по сделкам отраженным в декларации;
  • оборотно-сальдовые ведомости (общие и по всем счетам бухгалтерского и налогового учета в разрезе субсчетов и контрагентов);
  • анализ счетов и карточки счетов: 01, 02, 03, 08, 10, 19, 41, 60, 62, 68, 76, 90, 91 в разрезе субсчетов, контрагентов и договоров;
  • лицензии, инвентарные описи и карточки учета объектов ОС, ПТС, свидетельство о регистрации транспортных средств в ГосТехНадзоре, свидетельство о собственности, страховые свидетельства;
  • учетную политику и документы, связанные с ее утверждением;
  • акты сверки;
  • акты о зачете взаимных требований;
  • расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • все доверенности за 1 кв. 2019.

Внушительный список, не так ли?

При обжаловании в Управление ФНС, были отменены только отдельные пункты данного требования, поэтому организация обратилась в суд. Суд первой инстанции поддержал налоговый орган и в удовлетворении заявления налогоплательщику отказал.

Постановлением 13-го Арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2020, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и ЛО от 29 июня 2020 было отменено, а требования компании удовлетворены.

Рассмотрев требование Инспекции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам :

  • документы, указанные в требовании (кроме полученных счетов-фактур и первичных учетных документов), не подтверждают правомерность налоговых вычетов, отсутствует какая-либо связь запрошенных документов с налоговыми вычетами по НДС, и такие документы не указаны в ст. 172 НК РФ;
  • положениями п. 1 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что право на применение вычетов поставлено в зависимость от наличия у налогоплательщика счетов-фактур и первичных документов, подтверждающих принятие на учет (работ, услуг), имущественных прав. Другие документы (в том числе, договоры и регистры бухгалтерского учета) в качестве основания для применения налогового вычета в ст. 172 НК РФ не упоминаются.

Проще говоря — инспекции напомнили по каким правилам нужно работать и как читать НК.

Кроме того, суд отметил следующие важные моменты:

  • инспекция, должна была учесть правовой статус налогоплательщика, как СМП, и вытекающие из него особенности ведения бухгалтерского учета, чего в данном случае сделано не было;
  • в качестве обоснования правомерности истребования документов Управление ФНС указало, что данные документы подтверждают наличие договорных отношений и статус исполнения взаимных обязательств, ссылаясь на положения ст. 54.1 НК РФ.

Положения ст. 54.1 НК РФ не регулируют порядок проведения камеральных налоговых проверок и, не могут трактоваться, как устраняющие ограничения, установленные п. 7 ст. 88 НК РФ, а равно, как расширяющие допустимый объем истребуемых документов, установленный п. 8 ст. 88 НК РФ.

Чья корова мычала?

Второе нарушение тоже связано с чрезмерными запросами налоговиков. Они просят предоставить: штатное расписание, решение учредителей о назначении директора, приказ о назначении директора и другие документы .

В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС у налогоплательщика запросили копии:

  • ветеринарных свидетельств на крупный рогатый скот, транспортных накладных, пояснения относительно оплаты за мясо;
  • штатного расписания, актов сверок с контрагентами, решения учредителей о назначении директора, приказа о назначении директора, трудовой книжки директора;
  • договоров с покупателями продукции, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам бухгалтерского учета на приобретенные и реализованные товары.

Компания отказалась предоставить ветеринарные свидетельства, штатное расписание, решение учредителей, копию трудовой книжки, оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, сославшись на то, что указанные документы непосредственно к исчислению НДС не относятся в силу п. 7, 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ.

Суд указал, что запрашиваемые инспекцией документы (штатное расписание, решение учредителей о назначении директора, приказ о назначении директора, копия трудовой книжки директора) не относятся к документам, подтверждающим правомерность применения вычетов по НДС, неисполнение налогоплательщиком требования контролеров считается правомерным (Постановление Арбитражного суда ЦО № Ф10-2225/2017 от 30.05.2018 по делу № А48-5582/2016).

При проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, кроме предусмотренных НК РФ.

Какие ошибки допускают налогоплательщики

Будем честны — не только налоговики допускают нарушения. Сами предприниматели тоже иногда ошибаются.

Налоговый орган просит предоставить документы по одному контрагенту в рамках встречной проверки.

Напомним, что при возмещении НДС инспекция проводит углубленную камеральную проверку и проверяющие могут провести затребовать у ваших контрагентов информацию и документы о вашей деятельности в рамках встречной проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Ситуация: налоговый орган запросил при проведении камеральной проверки декларации по НДС счета-фактуры и первичные документы по одному контрагенту. Налогоплательщик ничего не предоставил в налоговую инспекцию, и был привлечен по п. 1 ст. 126 НК РФ к ответственности в виде штрафа. Жалоба в вышестоящий налоговый орган была оставлена без удовлетворения, и компания обратилась в суд.

В данной ситуации суд отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования , и поддержал налоговый орган.

Суд пришел к выводу, что требование налогового органа было оформлено надлежащим образом, а запрашиваемые документы были прямо связаны с подтверждением права на налоговые вычеты по НДС по хозяйственным операциям со спорным контрагентом, их истребование налоговым органом является законным (Постановление Арбитражного суда ПО № Ф06-60320/2020 от 10.06.2020 по делу № А12-20791/2019).

К такому же выводу в аналогичной ситуации выводу пришел суд в Постановлении Арбитражного суда ВВО № Ф01-3770/2019 от 13.09.2019 по делу № А28-15406/2018 (Определением Верховного Суда РФ о № 301-ЭС19-23690 отказано в передаче дела для пересмотра).

Как узнать, не выглядит ли контрагент сомнительным, надежен ли он? Воспользуйтесь «Такском-Досье» . Вы сможете оценить финансовое положение, узнать о предстоящей ликвидации, о массовом руководителе и задолженностях по налогам у своих контрагентов. И переходите на ЭДО — так получать необходимые документы от поставщиков и покупателей можно намного быстрее.

Налогоплательщик решил, что камеральная проверка уже закончилась и не представил документы.

Ситуация: Компания получила от налоговиков требование представить документы, по одному контрагенту в рамках встречной проверки, инспекция проверяла его декларацию по НДС. Отправлять документы компания отказалась, так как посчитала, что три месяца уже прошло, и срок камеральной проверки закончился.

Налогоплательщик суд проиграл. Дело в том, что налоговый орган решил провести дополнительные мероприятия налогового контроля, и поэтому сроки проверки нарушены не были (Постановление Арбитражного суда ПО № Ф06-41631/2018 от 01.02.2019 по делу № А55-7123/2018).

Требование о предоставлении документов по контрагенту в рамках встречной проверки является правомерным.

Резюме

На первый взгляд кажется, что практика складывается разнонаправленно, но это не так. Суд всегда рассматривает все нюансы конкретного налогового спора. При внимательном изучении дел, становится ясно, что и налоговый орган и налогоплательщик должны действовать в рамках правового поля. В этом случае у предпринимателей есть достаточно большие шансы отстоять свою позицию при обжаловании в Управлении ФНС и в суде.

Ниже мы рассмотрим, какие нарушения из нашей практики допускают инспекции и как на них реагировать налогоплательщику. В частности, рассмотрим следующие вопросы:

  1. Истребование документов, не предусмотренных налоговым законодательством.
  2. Повторное истребование документов.
  3. Истребование документов за пределами срока проведения камеральной налоговой проверки.


Истребование документов, не предусмотренных налоговым законодательством

Предметом камеральной проверки является представленная налоговая декларация. Перечень документов и информации, которые инспекция вправе истребовать в ходе проведения проверки, закреплен в статье 88 НК РФ.

Таким образом, получив требование, в первую очередь, необходимо установить, входит ли запрашиваемый документ в состав допустимых к истребованию (подробно о том, какие документы налоговый орган вправе истребовать при проведении камеральной налоговой проверки мы писали в статье Камеральная проверка: какие документы вправе затребовать инспекция).

Инспекция проверяет декларацию организации, в которой НДС заявлен к возмещению. Соответственно, в силу п. 8 ст. 88 НК РФ инспекция вправе истребовать документы, подтверждающие вычеты по НДС. К таким документам относятся счета-фактуры, первичные документы, оформляющие соответствующие операции, договоры с поставщиками, книги покупок и продаж.

В то же время истребование иных документов, не относящихся к формированию показателей декларации по НДС, неправомерно. К примеру, инспекция направляет требование, в котором запрашивает сведения о происхождении и движении товаров или сырья, «входной» НДС по которым заявлен к вычету.

Обязанность представления таких документов для подтверждения права налогоплательщика на налоговый вычет нормами НК РФ не предусмотрена, соответственно их истребование в рамках камеральной проверки неправомерно (постановление ФАС Центрального округа от 04.07.2014 №А14-4435/2013). Соответственно, эти документы организация вправе не представлять.

Налоговый орган в ходе камеральной проверки направил требование, в котором попросил пояснить, почему стоимость чистых активов компании ниже уставного капитала. Статья 88 НК РФ предоставляет налоговому органу право запрашивать у налогоплательщика пояснения. Однако перечень оснований для истребования пояснений также строго ограничен.

К ним относятся выявление ошибок в налоговой декларации и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Если же ошибки, противоречия, несоответствия не выявлены, то основания для истребований пояснений у налогового органа отстутсвуют. На такое требование компания вправе не отвечать.

Организация также вправе не выполнять требование инспекции о представлении документов, составление которых не предусмотрено нормами налогового законодательства. К таким документам могут быть отнесены аналитические регистры, статистическая информация, сопоставительные таблицы, прогнозы.

Важно, чтобы из содержания требования было ясно, какие конкретно документы и за какой период необходимо представить в инспекцию. При этом суды признают правомерным истребование документов, в отношении которых не указаны конкретные реквизиты при условии, что содержание требования позволяет четко определить, какие документы необходимы инспекции.

Выводы судов:
При отсутствии в требовании конкретного перечня истребуемых документов с указанием на их количество, основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за их непредставление отсутствует (см, постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 №15333/07, постановление ФАС Московского округа от 16.04.2010 №КА-А40/2634-10).

Повторное истребование документов

В пункте 5 статье 93 НК РФ закреплено правило, в соответствии с которым при проведении налоговой проверки инспекция не вправе запрашивать документы, которые ранее уже были представлены в налоговый орган при проведении камеральных или выездных налоговых проверок или в ходе проведения налогового мониторинга.

Это правило также действует в ситуации, когда налогоплательщик состоит на учете в нескольких инспекциях по разным основаниям (к примеру, по основному месту постановки на учет, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств и т.д.).

Мнение финансовых органов:
Минфин России в письме от 21.01.2013 №03-02-07/1-12, рассмотрев случай, когда организация состоит на учете, в том числе в качестве крупнейшего налогоплательщика пришел к выводу, что «повторное представление копий указанных документов, в том числе в налоговый орган по месту учета такой организации в качестве крупнейшего налогоплательщика, возможно в случаях, указанных в п. 5 ст. 93 НК РФ».

Исключение из указанного выше правила составляют только два случая: истребование документов, которые представлялись ранее в виде подлинников и были возвращены проверяемому лицу, а также документов, которые были утрачены налоговым органом из-за непреодолимой силы (к примеру, пожар, стихийное бедствие, иное форс - мажорное обстоятельство).

Таким образом, если организация получила требование, в котором налоговый орган запрашивает документы, которые ранее уже представлялись, она вправе его не исполнять. При этом не имеет значение, были ли представлены эти документы в ходе текущей камеральной проверки или в ходе выездной проверки организации.

Истребование документов за пределами срока проведения камеральной налоговой проверки

Статьей 88 НК РФ закреплен срок проведения камеральной проверки, который составляет три месяца. На практике часто происходит ситуация, когда трехмесячный срок истек, а инспекция проверку не завершила и направляет налогоплательщику требования о представлении документов или информации. Такое требование также противоречит положениям НК РФ.

Выводы судов:

Налоговый орган обязан осуществлять проверочные мероприятия в отношении представленной налогоплательщиком информации в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок.

Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности данных декларации (в том числе, в части применения заявленных в декларации налоговых вычетов), если в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 НК РФ, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие обоснованность данных.

Направление инспекцией требования о представлении документов, подтверждающих правомерность заявленных в декларации налоговых вычетов, более чем через 11 месяцев после подачи обществом налоговой декларации, незаконно (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 №10349/09).

В то же время, если организация не представит документы в ответ на требование, полученное за пределами сроков налоговой проверки, их отсутствие может стать основой для выводов налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности. Отстаивать незаконность выводов инспекции организации придется уже в суде.

Мы рассмотрели только некоторые, наиболее часто встречающиеся нарушения, допускаемые налоговым органом при истребовании документов. Каждое требование, полученное от инспекции необходимо анализировать индивидуально с учетом всестороннего анализа как правомерности истребования документов, так и их возможного влияния на формирование выводов налогового органа по результатам проверки.

Мы, как практикующие налоговые юристы, всегда окажем профессиональную поддержку, чтобы Ваша компания имела возможность получить наилучший результат.

Вера Клочко

В этой статье мы поговорим о том, что такое камеральная проверка, каковы сроки камеральной проверки, как узнать статус проверки декларации и что делать, если ваша декларация такую проверку не прошла.

Картинка на тему Сроки камеральной проверки 3-НДФЛ

Что такое камеральная налоговая проверка?

Камеральная налоговая проверка – это когда налоговый инспектор проверяет вашу декларацию и документы, которые вы предоставили, на соблюдение законодательства о налогах и сборах, на правильность расчета и заполнения данных.

Налоговый инспектор имеет доступ к различным базам данных и может проверить по ним корректность заполнения и точность указанной информации. Порядок камеральной проверки и ее длительность прописаны в Налоговом кодексе РФ (ст. 88).

  • в бумажном виде по почте с описью вложения;
  • лично по адресу нахождения инспекции;
  • в электронном виде через портал Госуслуг или через сайт ФНС России;
  • через специализированные онлайн-сервисы, такие как Налогия.

Что такое контрольные мероприятия разобрались, теперь выясним срок камеральной проверки декларации.

Сколько времени длится камеральная проверка?

Проверить вашу декларацию могут и быстрее, чем за 3 месяца, но как показывает практика лучше рассчитывать именно на этот срок.

Иногда срок проверки может быть продлен. Например, если инспектору потребуется дополнительная информация, выявлены расхождения в данных, поданных вами и полученными из других источников. Но продление контроля “открывается” только в исключительных случаях и на срок не более месяца.

Если вы подаете налоговую декларацию, чтобы получить налоговый вычет, то после контрольных мероприятий у инспектора есть:

  • еще 10 дней на вынесение итогового решения по контрольным мероприятиям и подтверждение налогового вычета
  • и дополнительно 30 дней для выплаты денег

Как узнать результаты камеральной проверки?

Статус камеральной проверки вы можете посмотреть в личном кабинете на сайте госуслуг или ФНС России.

Если в ходе контрольных мероприятий инспектор выявит ошибки, неточности или расхождения, он должен сообщить вам об этом. По закону инспектор высылает требование, в котором написано, что нужно сделать:

  • представить пояснения
  • внести исправления

В ходе камеральной проверки 3-НДФЛ специалист налогового органа может запросить у вас дополнительные документы или сведения, если он не будет уверен в расчетах их придется уточнить.

Если вы подаете уточненную налоговую декларацию (по требованию от инспектора), то срок камеральной проверки 3-НДФЛ по прошлой декларации прекращается и отсчет 3 месяцев начинается заново.

То есть с каждой уточненкой срок контрольных мероприятий фактически “продлевается”. Инспектор будет столько раз проверять вашу декларацию, сколько уточненных отчетов вы подадите.

О сроках рассмотрения деклараций 3-НДФЛ мы рассказали, теперь о том, что происходит, если в декларации выявлены нарушения.

Если в декларации обнаружены нарушения, то:

  • инспектор составить акт камеральной проверки в срок не позднее 10 рабочих дней с момента окончания ревизии
  • вам, как физлицу, этот акт вручат в срок не позднее 5 дней после составления
  • вы можете подать возражения на акт (у вас есть месяц для этого)
  • еще через 10 дней (максимальный срок) руководитель инспекции вынесет решение о привлечении вас к ответственности за нарушение налогового законодательства или о не привлечении к ответственности.

Теперь вы точно знаете, как долго длится камеральная проверка налоговой декларации, что будет после того, как она завершится и как отследить статус проверки.

Читайте также: