Как назывался поземельный налог в московском царстве

Опубликовано: 15.05.2024

Деньги и налоги в эпоху возвышения Московского княжества

В XIV веке Москва была центром внутренней торговли. Иностранные путешественники того времени отмечали, что москвичи имеют пристрастие к мелкой торговле — каждый чем-нибудь да торговал на многолюдных рынках. Тем не менее, проявляли они интерес и к промыслово-ремесленной деятельности. Ни в этом ли залог будущего коммерческого процветания Москвы? Ремесленное производство развивало культуру труда, а значит, и культуру общества в целом.

В Московском княжестве великий князь Дмитрий Донской (1350 - 1389) начал чеканить серебряную монету – деньгу. С этого времени господствующей денежной единицей на Руси становится серебряный рубль. Его производство было незамысловатым: нарубали из серебряной палочки и расплющивали. Монеты были неправильной формы, весили около 0,25 фунта и обязательным было ее взвешивание при заключении сделок. Золото в цене имело 12 единиц серебра. К XV веку в ходу были московские и новгородские деньги. Рубль по-московски равнялся 200 денгам. По-новгородски рубль - 100 копеек. До Петра I в России чеканились золотые монеты, называемые червонцами.

Дмитрий Донской хорошо понимал, что его государство и власть – это армия плюс налоги. Такой подход сыграл свою роль в становлении и возвышении Москвы. Дмитрий Донской, правление которого после Куликовой битвы знаменует победу Москвы в междоусобной борьбе, оформляет финансовое выражение идеи национальной независимости в своем духовном завещании: "А переменит Бог Орду, не станут дети мои давать выхода в Орду, и кто из сыновей моих возьмет дань в своем уделе, тому она и есть…". Не дети, а только правнук смог осуществить эту очень важную для государства мечту - брать налоги в своей стране и не платить из них дань завоевателю.

Уплате "выхода" положил конец Иван III в 1480 году и начал формировать новую финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги (т.е. дань) с посадских людей и черносошных крестьян. Следующие налоги: ямские - для упорядочения перевозок государственных лиц и грузов и дипломатов, пищальные — для производства огнестрельного оружия- пищалей, сборы на строительство засек - укреплений на границах Московского государства и т.д.

К этому времени относится первая переписная окладная книга. В каждом погосте описывалась церковь с землею и дворами церковнослужителей, села и деревни великого князя, оброчные волости, земли каждого помещика, земли каждого купца и т.д. В описании - название селения, дворы при нем с перечислением хозяев. Обязательным было перечисление всех существующих при селении угодий, объема высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход землевладельца, корм, отдаваемый наместнику. В своем роде, это были первые финансовые отчеты. Если жители занимаются не хлебопашеством, а промыслом, то описание делалось соответствующее этому.

Для определения размера налогов служило "сошное письмо" - в своем роде, первая налоговая декларация. Письмо предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Размер сохи был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. В 1679 году соху как единицу измерения прямого налога сменил двор. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки - то, что теперь называется арендой - срочное или бессрочное пользование движимым и недвижимым имуществом, На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Главным видом пошлин было мыто (плата с воза или ладьи за пропуск в определенное место). За торговлю при церквах взымался сбор за право торговли – десятина (10% от стоимости товара). Были еще небольшие пошлины на переправах через реку, на пристанях, на мостах, за досмотр товара перед продажей и клеймение, за хранение на складе. Ряд пошлин шел не в казну, а на обустройство самой же торговли, в том числе благоустраивались склады и их охрана. Такие пошлины обычно рассчитывались от натурального объема товара, иногда от его стоимости.

Система пошлин была очень сложна и обременяла не столько размерами платы, сколько многообразием видов. Ее усложняла также произвольность установления и отмены, которые целиком зависели от воли князя. Торговцы никогда не могли спланировать заранее размер налогов и потому завышали цену, чтобы в любом случае остаться с прибылью.

1.История русской экономической мысли. В 3-х т. Под ред. Пашкова А. И. - М.: Госполитиздат, 1955 - 1966

2.Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2001.

Долгожданное завершение ордынского господства на Руси ознаменовало новый этап фискальной политики государства. Отменяя прежние и вводя новые налоги, власть стремилась упорядочить общественные отношения и укрепить государство, что было жизненно важным в условиях постоянного противостояния как с «наследниками» Золотой Орды, так и с западными соседями.

Чья власть, того и налоги

С воцарением Ивана III (1462-1505) жизнь русских княжеств основательно поменялась. Собирая земли под власть Москвы, Иван III одновременно упорядочивает налоговую систему воссозданного государства.

После 1480 года Москва не делится налогами с Ордой. Все собираемые подати теперь идут только в казну великого князя. Если раньше князья часто скрывали общий размер собранных налогов, отсылая в Орду лишь условленную дань («ордынский выход»), и не всегда были готовы взыскивать недоимки, делали послабления, то теперь от качества сбора налогов напрямую зависела мощь нового государства. Для этого требовалась унификация и централизация налогов, что было невозможно без переписи всех земель и угодий. До наших дней дошла «Писцовая книга Водской Пятины Дмитрия Китаева 7008 года» (летоисчисление тогда велось в соответствии с библейской традицией от сотворения мира). Книга содержит подробную информацию по городам и весям, населению и всему тому, что подлежит налогообложению.

Иван III стал первым русским царём, который понял важность кабацких сборов. Деньги от продажи крепких напитков поступали в казну различными способами: через монополию либо путём сдачи питейного дела «в откупа». Уже при Иване IV в Москве был построен первый «царёв кабак» (1547) для продажи питья. Отныне государство не будет упускать из рук «золотую жилу» алкоголя. В 1863 году будет введена акцизная торговля винными напитками, а в 1894-м – установлена винная монополия. В 1913 году доходы от «питейных денег» составили половину всех поступлений в бюджет.

Иван III и Василий III, жёсткие в политике централизации власти, были более гибкими в финансовых вопросах. Так, Василий III (1505-1533) неоднократно предоставлял налоговые льготы, возвращал иммунитет монастырям, что, однако, не помешало ему добиться полной централизации системы налогообложения. Подати стали регулярными, установлена общая единица обложения – «соха». Теперь уже не могло быть «московской», либо «новгородской» «сохи» – такая унификация была логическим спутником финансовой реформы Елены Глинской.

Законченный вид налоговая система приобрела уже в правление Ивана Грозного (1533-1584). В XVI веке «соха» фиксируется как единица обложения на основе проведённой поземельной переписи. Законодательно устанавливается величина «сохи» для различных сословий и в зависимости от плодородия земли.

Упорядочивается аппарат по сбору налогов. Если раньше никаких специальных ведомств на сей счёт не было, то во времена Ивана III управление и контроль за сбором подписей сосредотачивается во «дворце».

В XVI веке финансовым управлением становится Приказ Большого прихода. Первым руководителем этого приказа был дьяк Угрим Львов. Однако этот приказ контролировал лишь наиболее важные налоги военного назначения: пищальные деньги, примет, сборы за городовое, ямские деньги, таможенные доходы и др., остальные же налоги собирали другие учреждения. В итоге, даже при Иване IV не возникло единого финансового ведомства, а централизация налогообложения выражалась в сокращении держателей налогового иммунитета, ликвидации «кормлений» и контроле над всеми налоговыми потоками. С середины XVI века все основные налоги поступают исключительно в столичные приказы.

Полученный московскими князьями опыт сбора ордынского «выхода» лёг в основу налоговой политики независимого Русского государства.

Росло тягло, и государство росло

Успехи в территориальном расширении государства и активная внешняя политика стала причиной увеличения тягла. В XVI веке войны шли почти непрерывно: воевали с Великим княжеством Литовским, с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами. Одновременно с увеличением старых налогов появляются новые.

В 1513 году вводится «примет» – обязанность возводить укрепления перед городскими стенами, в 1530-е годы начинают собирать «пищальные деньги» для содержания сначала отрядов пищальников, а затем стрельцов, с 1551 года население должно было платить «полоняничные деньги», которые шли на выкуп многочисленных пленников.

Новые подданные московского царя платили свои налоги: башкиры, чуваши и мари – ясак, мусульмане – особый налог. Несмотря на увеличение податного населения, в течение первой половины XVI столетия государственные подати увеличились в 16 раз, а во второй половине ещё в 6 раз.

Мало налогов – плохо, много – ещё хуже

Итогом налогового гнёта стало не только запустение многих регионов страны и становление крепостного права, но и массовое уклонение от налогов. Крестьяне бежали туда, где власть их не могла достать – в южные уезды, поближе к Дикому полю. Недовольство поборами выливалось и в открытые бунты. Поводом к наиболее крупным восстаниям XVII века (Соляной и Медный бунты) послужили новые налоги, а сам век прозвали «бунташным». Задавленное налогами население с поразительной лёгкостью поддерживало любого противника властей, способного внятно изъясняться и командовать войсками.

Усилия первых Романовых принесли результат. Михаил Фёдорович (1613-1645) и его потомки вынуждены были постоянно советоваться не только с ближайшим окружением, но и с представителями сословий. В XVII столетии земские соборы регулярно обсуждают налоговые проблемы. Власти ищут способ свести многочисленные подати к единому налогу. Вместо «сохи» вводится подворное налогообложение. Хотя сбор и назывался «подымным», под «дымом» понимался именно двор.

Наконец, и Михаил, и его сын Алексей Михайлович проводят постоянные переписи, уточняющие объекты налогообложения. Именно перепись 1646-1648 годов послужила документальной базой для Соборного уложения 1649 года и расчёта подворного обложения. Окончательный переход к подворному обложению произошёл уже при Фёдоре Алексеевиче (1676-1682).

Но главное, что поняли Романовы – это пагубность постоянного роста налогообложения. Эффективность налоговой политики и налогообложения, а не простое увеличение поборов с населения отныне должны были стать залогом богатой и стабильной страны.

Народ выдюжит: и город построит, и империю прокормит

Молодому Петру досталась не только власть, но и то, к чему он не был готов. Оправившись от Смуты, Россия пошла по пути создания империи. Иначе и быть не могло: в противном случае и Польша, и Швеция, и Крымское ханство растащили бы Россию по кускам.

Азовские походы, неудачно начавшаяся Северная война дорого стоили не только податному сословию, но и тем, кто прежде ничего не платил. Если на войну и содержание армии шли традиционные подати, которые неизменно росли в течение всего правления Петра, то для сбора денег на строительство флота правительство изобрело новый способ. Отныне платить за флот должны были состоятельные лица.

Сначала власть обязала богатых купцов и землевладельцев строить корабли – одно судно на 8-10 тысяч дворов. Но когда стало понятно, что суда получаются непригодными для плавания, на нужды флота был учрежден специальный сбор – по 12,5 копеек со двора на церковных землях и по 10 копеек на прочих землях. Получаемых денег, естественно, не хватало, поэтому с первых лет войны характерными становятся вынужденные (экстраординарные) сборы: сбор десятой деньги с купечества, кроме того власть регулярно объявляет «запросы», т.е. срочный сбор средств, которые, как правило, платило посадское население (в 1706 году был «запрос» на содержание союзных саксонских войск, в 1708-м – «запрос» на кавалерию, в 1713-м – «для нынешней турецкой войны»).

На чрезвычайные налоги строили новую столицу – Санкт-Петербург, причём власти требовались не только деньги, но и люди. Будущих жителей Петербурга в принудительном порядке переселяли из центральных районов страны.

В занятом постоянными поисками источников денег окружении Петра I появились специальные люди, придумывавшие «новые» налоги – «прибыльщики». Самым известным из «прибыльщиков» стал бывший крепостной графа Шереметьева А.А. Курбатов. Именно ему принадлежит идея ввести в России распространённую в западных странах «орлёную» бумагу для официальных обращений. В XIX веке покупка «орлёной» бумаги превратилась в гербовый сбор. Другие «прибыльщики» предлагали ввести новые налоги и оброки, например, на бани, мельницы, «на промышленных людей» и, естественно, новые торговые пошлины. Апогея деятельность «прибыльщиков» достигла в 1704-1705 годах, когда указы о новых налогах появлялись ежемесячно, а иногда и ежедневно. Самым известным стал налог с бороды. Деятельность «прибыльщиков» давала лишь временный эффект, поэтому налоговая реформа становилась вопросом времени.

Эксперименты с экстраординарными налогами Петр завершил простым способом: указ от 26 ноября 1718 года о подушной переписи дал старт новой налоговой реформе – введению подушного оклада (подати). Именно подушная перепись и подушный оклад окончательно определили, кто на Руси платит (96,8 % – крестьяне и 3,2 % – посадские люди), а кто тратит – дворяне и священнослужители. Вплоть до 1887 года подушная подать составляла основу налоговой системы России.

Несмотря на многочисленные преобразования, Петру I так и не удалось создать центрального органа по управлению налоговой политикой. В разное время эти функции возлагались то на Бурмистерскую палату (Ратушу), то на Семёновскую и Ингерманландскую канцелярии, то, наконец, на Камер-коллегию. Для полной реализации своих замыслов у императора не хватило ни средств, ни времени.

Россия с большим опозданием вкатывалась в Новое время с его скоростями, технологиями, войнами и соперничеством. Оказавшись в неравных условиях, страна лишь чрезвычайным напряжением всех своих сил, в том числе финансовых, могла обеспечить себе место в Европе.

Литература

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Государственный земельный налог-это прямой налог в Российской империи, которая с 1875 года облагаются все удобно и земель лесного фонда, за исключением государственных земель.

1. Налогов и истории налогообложения. (Taxes and history of taxation)

До 1853 года земельный налог в Российской Империи не существовало, основным методом прямого налогообложения населения разных подушные налоги.

В 1853 году набор государственный земства, изначально собранные из переписи души и торговых и промышленных свидетельств. С 1870 года земские было на подкладке, а также удобные земли, которые из 21 миллионов рублей собранных налогов в 1875 году, у 7.5 миллионов рублей.

В 1875 году коллекции Государственного земства был преобразован несколько налогов:

- часть налога, которую уплачивали купцы, была переименована в добавочный казенный сбор со свидетельств 1-й и 2-й гильдии, - часть налога, которую уплачивали крестьяне с ревизских душ, была слита с подушной податью, - часть налога, которую уплачивали мещане с ревизских душ, была переименована в окладной сбор с мещан, - часть налога, уплачивавшаяся с десятины удобной земли, составила отдельный государственный поземельный налог.

Ставка налога была пересмотрена один раз в три года и постепенно увеличивается. В 1896 году, в память коронации Николая II, тарифы были снижены в два раза в десять лет, после 1906 года цены вновь начали постепенно расти.

2.1. Налога описание. Объектом налогообложения. (The object of taxation)

А налог на землю подлежит земских сборов, имеющих сельскохозяйственное назначение "удобные" земли и леса), за исключением государственных земель. налог взимался в соответствии с различными правилами провинциях, контролируемых "Общему учреждению губернскому", для трех из девяти регионов Центральной Азии, для 14 регионов, которые легли в Кавказском регионе.

Налог с продаж не будут в Царстве Польском вместо него там были специальные Дворский земельному налогу, в Области Войска Донского, Сибири и в 6 регионы Центральной Азии.

2.2. Налога описание. Принципы налогообложения. (Principles of taxation)

Закон был создан недифференцированная ставка налога с десятины удобной земли и леса, которой отличались округа и колеблется от ¼ копейки в Архангельской губернии до 17 копеек в Курской губернии. налоговая ставка была пересмотрена один раз в три года. состояние определяется общая сумма налога, приходящиеся на каждую провинцию, путем умножения общей площади налогооблагаемых земель провинции на ставку налога. после этого, сумма налога распределяется между округами были расширены и в каждом уезде - между отдельными землевладельцами, пропорционально вмененной доходности Земли, по той же методике определения доходности следуют в коллекции земских повинностей. таким образом, установленный законом размер обложения для каждой провинции были введены установленные местных земств и где их нет - местными органами власти принцип определения вмененной доходности земель, как результат, каждый налогоплательщик будет платить и выше, так и ниже курса, установленного законом провинции в среднем, в зависимости от вмененной доходности своих земель.

Важно, чтобы сбор налогов были принципы оценки стоимости земельных участков и вмененного дохода. первоначально оценка была привлечена в национальной губернские и уездные оценочные комиссии. учитывая, что земские сборы были значительно выше, чем в государственных налоговых, оценочных работ в 1893 году было возложено на земства. С 1899 года государство субсидировало работы по оценке земства в размере 1 миллионов рублей в год.

2.3. Налога описание. Особенности налогообложения в Центральной Азии. (Peculiarities of taxation in Central Asia)

В Центральной Азии налогооблагаемой земли были разделены на три категории: орошаемых, неорошаемых засушливых земель, неиспользуемых орошаемых земель. был облагаться налогом в размере 10 % их вмененного дохода богарного по фиксированной ставке от 25 коп. до 2 руб. на акр в различных местах, неудобных - по фиксированной ставке от 2 до 70 коп. за десятину в разных местах. фонд, который формируется отдельный благотворительный фонды за землю, освобождается от налогообложения. земли под урожай американского хлопка в виде пособия облагаются по ставке для неорошаемых земель. русские поселенцы должны были платить налог на временный льготный тариф 30 коп. с десятины.

Налог в Центральной Азии не разворачиваются между собственниками на территории округа, и устанавливает отдельно для каждого помещика, и колхозники у каждого сельского общества, основанного на ставке орошаемых земель основывается на вмененный рентабельности, индивидуальные настройки для каждого собственника или сельского общества. в пределах сельского общества, налоговый распространялись на сельском сходе, по усмотрению его участников.

2.4. Налога описание. Особенности налогообложения в Закавказье. (Peculiarities of taxation in the Caucasus)

Налога на Кавказе идет по тем же принципам, что и в Европейской России, однако, и другие провинциальные районные коэффициенты утверждены специальным законом, каждые три года.

3. Организация сбора налогов. (The organization of tax collection)

Особенностью государственного поземельного налога было то, что он шел тем же способом одним и тем же институтам с тем же свойством и той же оценкой, что земельные налоги и выкупные платежи.

В провинциях, земские учреждения, макет округов было сделано губернских и уездных земских выкладывали суммы налога между землевладельцами. В провинциях Западного региона с не-избираемых земств, налог распределяется между округами казначейства, а внутри округа - земство. В провинциях без налога земства были расширены между округами и отдельных налогоплательщиков, связанных с присутствием губернского исполнительного комитета и Губернского присутствия. В Балтийском регионе, администрирование налогов было возложено на местные традиционные институты в макете Курляндии производится из губернского исполнительного комитета, специально приглашенных в Эстляндской губернии - приходской комиссии в провинции Ливонии - Лифляндии и Селшка Sandratskii доске.

Общий контроль сбора налогов во всех регионах производят казначейства. непосредственно сбором занимался податными налоговый инспектор, поддержал взимание налогов с крестьян, земские начальники района.

В Центральной Азии, где планировка не сделана, сбор налогов на уровне регионов занималась казенная палата, на уровне округа - округа земельный налог присутствия.

В Закавказье, Терской и Кубанской областей план налоговых округов, сделанный по специальному провинциальном областном макет плата за землю присутствием, а в уездах - уездные район в планировке наличие платежей за землю. В состав этих комиссий были как чиновники короны и представители налогоплательщиков.

Налог уплачивается два раза в год, первую половину должны оплатить до 30 июня. крестьяне часто были не в состоянии заплатить налоги до продажи урожая, следовательно, установленный законом срок для уплаты налога за них практически не наблюдается.

С долгами взыскивает штраф в размере 1 % в месяц.

До 1903 года при сборе налогов у крестьян существовала круговая порука - все члены сельского общества, которые в совокупности отвечали их имущества за налоговый сумма невыплаченных одним из его членов.

4. Подоходный налог. (Income tax)

С введением налога в 1875 году взнос 7.5 миллионов рублей к 1896 году достиг 17 миллионов рублей, после понижения ставок в память коронации Николая II о 9 миллионов руб. к 1909 году Роуз 19.1 миллионов руб., после чего она немного увеличилась.

Налог был значительно ниже, чем в провинциальном плату, которая взимается с той же земли, те же принципы компоновки: по данным на 1909 год, государственный земельный налог на Крестьянский поземельный среднем 13 центов за акр, земских сборов - 60 центов за акр, мирских и страховых сборов - 40 центов за акр.

В 1909 году доходы от государственного поземельного налога был 9.7 % от суммы прямых налогов, 2.2 % от суммы прямых, косвенных налогов и пошлин, 0.7 % всех доходов.

  • Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Основная статья: Государственный поземельный налог Российская империя Пп.
  • Российская империя рус. дореф. Россійская Имперія также Всероссийская империя царская Россия - государство, существовавшее в период с
  • поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. В качестве органа экономической политики правительства Государственный банк
  • Латинская империя Латинская Романия, Константинопольская империя фр. Empire latin de Constantinople, греч. Λατινική Αυτοκρατορία της Κωνσταντινούπολης
  • Основная статья: Российская империя См. также: Формирование территории Российской империи История Российской империи - период истории России c момента
  • Японская империя яп. 大日本帝國 Дай Ниппон Тэйкоку, Великая Японская империя - государство, существовавшее с 3 января 1868 года по 3 мая 1947 года. Юридически
  • об изменении росписи государственного поземельного налога Дальнейшая судьба неизвестна. Боиович М. М. Члены Государственной думы Портреты и биографии
  • старост. До 1904 года они несли коллективную ответственность за уплату налогов своими членами. Сельские общества были образованы в результате реформы
  • году получил степень магистра политической экономии за диссертацию Поземельный кредит и отношение его к крестьянскому землевладению а в 1891 году
  • служили суррогатом поземельных книг. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости
  • по аграрному вопросу, об изменении расписания государственного поземельного налога о взимании налога с городских недвижимых имуществ, а также по избранию

date image
2015-03-20 views image
3364

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Начавшийся во второй половине 16 в. процесс объединения удельных княжеств вокруг Москвы в конце 15 в. завершился созданием централизованного Московского государства и освобождением страны в 1480 г. от татаро- монгольского ига. Это создало предпосылки для ускорения темпов хозяйственного развития. В сельском хозяйстве был достигнут домонгольский уровень производства. Быстро росли новые города. Развивались ремесла. Все это способствовало расширению торговли не только внутри страны, но и с зарубежными странами.

Необходимость обустройства земель Московского государства, защиты их от постоянной угрозы нападения с юга и запада требовали увеличения средств, направляемых в виде налогов в государственную казну.

С освобождением Руси от татаро- монгольского ига прекратилась уплата ордынского выхода и начала складываться налоговая система Московского государства. Взимаются старые пошлины- мыт, танга, весче, восмничее. Вводится пятно- пошлина с купли- продажи лошадей. В конце 15 в. прямым налогом стала подать. Условной единицей податного обложения стала соха, которая измерялась в четях (около 0,5 десятины).

Размер сохи зависел от качества земли и социального положения плательщика. Сельская соха была определена для служилых людей в 800 четей «доброй» земли, 1000 четей «средней» земли и 1200 четей «худоти». Для церквей и монастырей- 600, 700, 800 четей, для земель, обрабатываемых крестьянами,- 500, 600, 700 четей.

В единицу сохи для городской земли включалось 40 дворов «лучших торговых людей» и 320 «слободских людей». Размер подати достигал- 20 руб. в год.

В 1679 г. вместо посошного обложения вводится подворный налог. Сумма налога определялась властями, а крестьянская община и посад раскладывали сумму налога между отдельными дворами.

С середины 16 в. в Московском государстве взимался налог полоняничые деньги. Он имел целевое назначение- для выкупа пленных и помощи им в обустройстве хозяйства после возвращения из плена. В 1679 г. этот налог был заменен на стрелецкие деньги-налог, предназначенный для содержания стрелецких полков.

В 17 в. нередко взимались чрезвычайные налоги, которые назывались деньга пятая, деньга десятая, деньга пятнадцатая. Эти налоги взимались на военные нужды в размере 20%, 10% и 7% с доходов торговых людей.

Вошедшие в состав России народы Поволжья (с 15 в.), а затем и Сибири (с 17 в.) платили подать в казну- ясак.До 17 в. этот налог уплачивался мехами, а затем деньгами. Налог взимался с мужского населения 18- 50 лет (позже 16- 60). Этот налог взимался до 1917г.

Косвенные налоги собирались с ряда товаров, главным образом вина, соли. Нередко в поисках дополнительных доходов власти существенно повышали косвенные налоги. Так, в 1646 г. налог на соль вырос с 5 до 20 коп. за пуд. Для населения стало невозможным заготавливать на зиму в достаточном количестве важнейший продукт питания- рыбу, что привело к Соляному бунту, следствием которого стало снижение этого налога.

За сотни лет существования винной монополии в России накопился большой опыт. В рамках монополии изготовление и продажа винно- водочных изделий находились в ведении государства, а доходы от этой деятельности поступали в казну. Уже в 10 в. была введена медовая дань. При Иване 3 (15 в.) государство взяло на себя право варить мед, пиво. Важным источником бюджетных доходов со второй половины 16 в. стали винные откупа, т. е. доходы от продажи алкогольных напитков. С откупщиком заключался на торгах контракт на продажу в питейном заведении (кабаке) алкогольных напитков. При этом определялись цена напитков и время их продажи. Доход от продажи поступал в казну. Откупщик же получал доход от продажи алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда) и продажи еды.

В 15 в. в России действовали следующие монополии: соляная (производство соли), винная (производство алкогольных напитков), монетная (изготовление денег), почтовая (связь), звериная (право на добычу пушнины), поташная (производство растительной щелочи). Эти монополии были крупнейшим источником доходов государственной казны. В 1680 г. общая сумма доходов, поступивших в казну, составила 243 123 руб., в их числе косвенные налоги достигали 55%.




Специальным органом по управлению государственными финансами был Казенный приказ, созданный в конце 15 в., во главе его стоял казначей. Однако сбором государственных доходов занимались и другие учреждения: Приказ большого дворца облагал налогом царские земли; Печатный приказ взимал пошлины за скрепление актов государственной печатью; приказы, ведавшие территориями (Казанский, Сибирский и другие), собирали налоги на соответствующих территориях. Естественно, это отрицательно отражалось на качестве управления государственными финансами.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Налоги — результат развития человеческого общества и пред­ставляют собой способ формирования государственных доходов. Кроме обеспечения доходной части государственного бюджета фис­кальная политика оказывает регулирующее воздействие па эконо­мику. Фискальная политика воздействует на уровень деловой ак­тивности, следовательно, на уровень объема производства, на уро­вень цен посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она используется так же против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безрабо­тицей, так с инфляцией.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление русского централизованного государства
1.1 Экономическое становление
1.2 Рост производительных сил в сельском хозяйстве.Феодальная собственность на землю
1.3 Положение крестьян
1.4 Финансовая система на Руси
Глава 2. Налогообложение на Руси
2.1 Исторические тенденции
2.2 Вехи истории налогообложения на Руси
Глава 3. Модернизация поземельных налогов
3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов
3.2 Посошное обложение
3.3 Подворное обложение
Заключение

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

В 1480 г. Иван III прекратил уплату" выхода "и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.

При Иване Грозном была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон.

Глава 2. Налогообложение на Руси

2.1 Исторические тенденции

История налогообложения в России — сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.

Первая тенденция — периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.

Вторая тенденция — постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату — росту косвенного обложения.

Третья тенденция — постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.

Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…»[3].

2.2 Вехи истории налогообложения на Руси

26 апреля 1353 года, умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.

На протяжении XIV—XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.

В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).

В 1614 году был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России — «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название — «стрелецкие деньги».

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья сами ездили за нею.

Кроме дани налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» взималась за перевоз через реку, «гостиная» пошлина платилась. Нa право иметь склады, «торговая» пошлина давала право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те времена довольно сложным делом.

Судебная пошлина — «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления.

В период татаро-монгольского ига основным налогом стал «выход», взимавшийся уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В 1480 г. Иван III отменяет уплату «выхода» и приступает к формированию фискальной системы Руси. В качестве главного прямого налога вводятся данные деньги с крестьян и посадских людей. А затем появляются налоги:

• пищальные — для производства пушек;

• сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства.

Иван Грозный ввел дополнительные налоги в виде стрелецкой подати (для создания регулярной армии) и полоняничные деньги (для выкупа людей, захваченных и угнанных в плен).

Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе занятых дворами в городах. «Соха» измерялась в четвертях. или четях (около 0,5 десятины), се размер в различных местах был неодинаков. Но словам В. О. Ключевского, нормальными размерами промышленной, посадской или слободской «сохи» были «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских». Кроме нормальных тяглецов из торговых людей, были еще маломочные, называвшиеся бобылями. В соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодших торговых людей.

Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земли, а также социального положения владельца. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему Пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.

В начале царствования Алексея Михайловича была предпринята попытка увеличить налоговые сборы с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Но как оказалось, в наибольшей степени пострадало беднейшее население, так как оно питалось главным образом рыбой. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась, и возник дефицит основного продукта питания. После соляных бунтов этот налог был отменен и началась работа но упорядочению финансов и фискальной системы.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность введения новых налогов приводили к неудачной налоговой политике. Как пишет С. М. Соловьев, в фискальном отношении состояние городов Московского государства напоминает состояние городов Римской империи в период ее падения: чрезмерное налоговое бремя и уклонение от налогов. Первым средством уклонения от налогов был уход в северо-восточную часть Европы и северную Азию. Другим средством, для грамотных .людей — поступление в подьячие. Посадский, перешедший в подьячие, из человека, обязанного кормить других на свой счет, становился человеком, имеющим право кормиться на чужой счет. Третий способ уклонения от податей — закладничество — стремление .людей, имеющих собственное хозяйство, освободиться от тяжелых налоговых повинностей житъ за чужим хребтом, быть в захребетниках, в соседях и подсоседниках. Закладничество осуществлялось способом огораживания единым плетнем дворов родственников, включая также бедных чужих людей.[4]

Глава 3. Модернизация поземельных налогов

3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов

Поземельные налоги — группа реальных налогов, по которым объектом налогообложения являются участки земли или доходы от владения или использования земли. Поземельные налоги были известны в Древнем Египте, Персии, Греции, Риме. Наибольшее значение для формирования доходов государства поземельные налоги имели в средние века. Первоначально выступали в виде натуральных сборов и взимались в зависимости от размера участка или его урожайности. Позднее при обложении поземельными налогами стала учитываться доходность земли, определяемая на основе кадастровой стоимости земельного участка, устанавливаемой при составлении государственного земельного кадастра. Система поземельных налогов окончательно сформировалась в XVII — первой половине XIX в.

Поземельные налоги наряду с подомовым налогом и промысловым налогом преобладали в сфере прямого обложения. В современных условиях фискальное значение поземельных налогов, как правило, незначительно. В основном они поступают в доходы местных бюджетов. В большинстве стран поземельные налоги вошли в состав подоходных налогов или поимущественных налогов. В ряде стран поземельные налоги сохранились в качестве самостоятельного платежа. В ФРГ поземельными налогами облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Во Франции поземельные налоги представлены налогом на землю под застройкой, взимаемым с недвижимой собственности на базе ее арендной стоимости, и налогом на незастроенные земельные участки, которым облагаются все земельные участки независимо от их использования. В России государственный поземельный налог был введен в 1875 г. в форме раскладочного налога. Величина поземельного налога устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. В СССР на основании Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» взимался земельный налог, заменивший ранее существовавший обязательный платеж — земельную ренту. В РФ по Закону об основах налоговой системы взимается налог на строения, помещения и сооружения. В соответствии с п. 1 ст. 15 НК предусмотрено взимание местного земельного налога. Налогоплательщиками поземельных налогов выступают собственники, а в ряде случаев арендаторы земельных участков (как резиденты, так и нерезиденты). При наличии соглашений об избежании двойного налогообложения суммы поземельных налогов, уплаченные в стране осуществления деятельности, вычитаются для целей определения налоговых обязательств по подоходным налогам в стране регистрации юридического лица (в стране постоянного пребывания физического лица).[5]

3.2 Посошное обложение

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Рис. 2. Взимание налога «с сохи»

Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Рис. 3. Соха – основная мера посошного обложения

Итак можно заключить, что посошное обложение - государственный поземельный налог в России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения бралась соха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и "полоняничные деньги", в XVII в. - большие (новые) ямские деньги и стрелецкий хлеб. На протяжении XVI-XVII вв. посошное сильно возрастало, теряя поземельный характер и все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением.

Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии.

При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений — писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха — определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к отмене посошного и замене его подворным обложением.

Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи на селения в 1676–1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между двора ми, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах, в частности, налог не платили бобыли. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт «во дворе» и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась «выть», таким образом, выть — это часть мыта.

Читайте также: