В чем заключается проблема снижения налога и одновременно улучшение социального обеспечения граждан

Опубликовано: 11.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Бойченко А.В. Пути повышения эффективности социальной политики в Республике Крым // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/11/84913 (дата обращения: 23.04.2021).

Социальная защита населения Республики Крым, ориентированная в течении последних нескольких лет на оперативное адресное решение наиболее кризисных жизненных ситуаций отдельных категорий населения на заявительной основе, была наиболее оптимальной на определенном этапе для решения практических задач в социальной сфере. Однако, в настоящее время становится очевидным тот факт, что данный подход приносит лишь кратковременный результат, поскольку не предусматривает профилактику возможных повторений трудных жизненных ситуаций, не нацелен на перспективную социальную защиту конкретного человека, и населения в целом.

Решение наиболее значимых социальных проблем возможно при проведении структурных реорганизаций в области социального обеспечения, в результате которых произойдет перераспределение социальных затрат в пользу наиболее малоимущих групп населения. В настоящее время в Российской Федерации, социальные функции не реализуются в необходимом объеме, предусмотренном законом, в силу ограниченных финансовых возможностей.

Величина средств, выделяемых государством на социальное обеспечение, явно недостаточна, так как размеры отдельных социальных выплат не соответствуют размеру прожиточного минимума. Нехватка финансовых возможностей останавливает развитие существующей системы социального обслуживания как одного из составляющих элементов социального обеспечения.

Одним из методов борьбы с бедностью, сокращения числа малоимущих граждан, является увеличение финансовых возможностей государства, что возможно при введении прогрессивного налога, так как действующая в настоящий момент система налогообложения не удовлетворяет потребности экономического и социального развития Российской Федерации. При введении прогрессивного налога налоговая ставка будет возрастать по мере увеличения роста дохода налогоплательщика. Это позволит более справедливо распределять доходы между богатыми и бедными.

Рекомендуется следующая шкала налогообложения: годовой доход от 120 тыс. руб. – не облагается налогом; от 120 до 150 тыс. руб. – облагается по ставке 10%; от 500 до 1100 тыс. руб. – облагается по ставке 13%; от 1100 до 2900 тыс. руб. – ставка 20%; а также доход свыше 2900 тыс. руб. – облагается по ставке 30%.

Результаты расчетов экономического эффекта при введении и использовании предлагаемой прогрессивной системы налогообложения, при помощи использования данных федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по распределению налогоплательщиков по группам доходов, приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4. Расчет экономического эффекта от введения прогрессивной шкалы налогообложения

Годовой доход (тыс. руб.)

Кол-во налогоплательщиков (млн. чел.)

Годовой доход по группам (млрд. руб.)

Размер НДФЛ по ставке 13% (млрд. руб.)

по предполагаемой шкале

предполагаемой шкалы (млрд. руб.)

Из данных таблицы следует, что доходы государственного бюджета от предлагаемой системы налогообложения увеличатся в 1,6 раза и будут составлять 7512, 68 млрд. руб.; категория граждан с невысоким уровнем дохода (до 120 тыс. руб.) будет освобождена от уплаты налогов, это составляет 11 млн. чел.; размер налога для категорий граждан, чей доход составляет от 500 до 1100 тыс. руб., не изменится; а для граждан, чей доход превышает 2900 тыс. руб., размер налога увеличится в 2,3 раза и составит 3763,89 млрд. руб. Проведенный анализ дает возможность сделать вывод о том, что данное предложенное мероприятие позволит добиться снижения налоговой нагрузки для граждан с низким уровнем дохода, что составит 54% от числа всех налогоплательщиков, перераспределив её на граждан с высокими доходами; основной экономический эффект будет достигнут от налогообложения наиболее богатых граждан (1,1 млн. чел.), а это 2% от всего количества.

Так, путем введения прогрессивной шкалы налогообложения можно значительно снизить уровень социального неравенства и увеличить число финансовых поступлений в бюджет и, тем самым, сократить численность малоимущих граждан. Указанный метод преодоления социального неравенства позволит освободить от налогов граждан, которые находятся на грани выживания.

Кроме того, рекомендуется использовать более тщательный подход к определению социальных проблем каждого человека, необходимо увеличивать размеры социальной помощи в связи с тем, что цены и услуги в стране постоянно растут.

Ранее отмечалось, что в настоящий момент в Республике Крым существует проблема недостаточной информированности граждан о мерах предоставления различных видов социальной помощи.

Основные цели в достижении необходимого уровня экономического развития государства требуют решения проблемы по правовой информатизации населения. В настоящий момент общество немыслимо без построения эффективной системы распространения актуальной правовой информации.

Наличие большого количества законодательных документов ставит вопрос о доступности информации для населения, о возможности изучения ими своих прав.

Граждане должны быть достаточно информированы о мерах и порядке предоставления социальных услуг и льгот. Необходимо размещать актуальную, доступную информацию на официальных сайтах органов социальной защиты населения (информация о деятельности, нормативно-правовые акты, перечни услуг, порядок предоставления мер социальной поддержки). Возможно внедрение телефонной справочной, по которой можно было бы узнать информацию о всех (в том числе благотворительных) социальных службах города, а также об услугах, которые они оказывают.

Также решение данного вопроса возможно при создании открытой Интернет-системы, позволяющей расширять доступность информации по социальному обеспечению.

Важнейшим результатом внедрения данной интернет-системы станет увеличение открытости, эффективности и адресности социальной помощи населению, что даст возможность иметь дифференцированный подход к предоставлению различных видов социального обеспечения в разных объемах согласно социальному положению гражданина.

Надо сказать, что основной причиной неполноты, недостоверности исходных данных, которые отражают реальное положение личности в различных социальных группах, является несовершенство использования информационных технологий в рамках управления социальной сферой.

В настоящее время необходимо разработать программу мер, которая повысила бы эффективность информационно-коммуникативных возможностей управления социальной сферой Республики Крым. В этой связи, в первоочередном порядке требуется создать единую информационную систему межведомственного характера, что позволит уменьшить затраты на ввод данных в систему через снижение процента повторяющейся информации. В дальнейшем такая система может привести к обеспечению качественно нового уровня жизни населения Республики Крым.

Огромное значение в данном случае имеют интернет-технологии, которые способствуют созданию единой информационной базы взаимодействия малоимущих граждан Республики Крым с учреждениями социального обслуживания, где информация о социальном положении будет доступной и удобной.

В будущем необходима разработка и внедрение электронной системы адресного взаимодействия граждан и органов социальной сферы. Основу предложенной информационной системы составит электронный социальный паспорт малоимущего жителя республики. Такой социальный паспорт необходимо создать для каждого человека, проживающего на территории Республики Крым; он будет содержать персонифицированную информацию, характеризующую социальный статус, семейное и материальное положение, социальные льготы и прочее. Стоит отметить, что для хранения данной информации должны быть созданы информационные базы данных, распределенные по территориальному принципу (по районам города), для использования органами социальной защиты, в целях выработки индивидуальных программ взаимодействия с каждым гражданином.

Важно идентифицировать каждого жителя города при получении социально значимой информации. Предполагается решить эту проблему с помощью внедрения новой технологии в виде пластиковой магнитной карты, так называемой смарт-карты. Такая система интегрированной социальной помощи позволит создать единое социальное пространство в городе, в целях обеспечения адресной поддержки жителей республики. При этом появляется возможность быстрого уточнения и добавления информации на информационной карте каждого жителя республики. Все это позволит эффективно строить модели изменений в категориях граждан Республики Крым, в конкретном промежутке времени, а также проводить анализ и статистику населения, которое можно отнести к группе социально уязвимых лиц.

В дальнейшем, в учреждениях социальной защиты необходимо установить специальные электронные аппараты для организации свободного доступа граждан к данной системе адресного взаимодействия, что позволит обеспечить открытость, доступность, достоверность информации по предоставляемым услугам, льготам, выплатам; адресность предоставления различных социальных услуг жителям республики, а также объединение для граждан актуальной информации о законах в социальной сфере; позволит сократить время и упростит механизм оформления документов, подтверждающих право на получение государственной социальной помощи.

Социальный паспорт избавит жителей Республики Крым от необходимости многоразового посещения различных организаций социальной сферы, повысит эффективность обмена информацией между государственными органами и, кроме того, повысит доступность получения гражданами различной информации. Анализ паспортов позволит в дальнейшем разработать эффективную государственную программу по социальной поддержке малоимущих граждан, что существенно сократит численность наиболее уязвимых слоев.

Дальнейшая деятельность по внедрению социальных паспортов может быть организована отделом социальной защиты населения. Для осуществления данного мероприятия потребуется программное обеспечение для составления и хранения информационной базы социальных паспортов жителей города. На реализацию данного предложения потребуется: 30 тыс. руб. для покупки программного обеспечения, а также, в связи с этим, необходима дополнительная оплата труда сотрудников отдела социальной защиты населения: 2 сотрудника х 2100 в месяц, что составит 50, 4 тыс. руб.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что существование проблем в социальной сфере, ожидающих своего решения, требуют особой координации деятельности, а также развития эффективного взаимодействия структур государства и различных общественных организаций, осуществляющих свою деятельность по социальному обеспечению населения и предоставлению социальных услуг. Внедрение предложенной системы персонифицированной информации призвано обеспечить эффективность и актуальность принятия управленческих решений, сформировать устойчивое развитие системы социальной защиты населения, обеспечить информационную безопасность каждого человека, а также увеличить варианты решения проблемы дальнейшего совершенствования социальной сферы в рамках социальной политики государства.

В настоящий момент особенно ощущается необходимость разработки единой информационной среды в социальной сфере, единой межотраслевой информационной системы. Она позволит достичь высокого уровня интеграции информационной ресурсной базы на основе банка данных и документированной информации, а также получать актуальные определенному промежутку времени сводные аналитические данные о состоянии социальной сферы и ходе реализации программ по социальному обеспечению малоимущих жителей города.

Социальная защита населения по своей специфике, не приносит прибыль, поэтому её нельзя считать бизнес – структурой. Оказываемые ею услуги, по большому счету, являются благотворительными. И именно по этой причине рассчитать экономическую эффективность от внедрения разработанных мероприятий не предстает возможным.

Следует отметить, что невозможно снизить уровень социального неравенства населения, существенно повысить уровень качества жизни малоимущих граждан без экономического роста государства. Ведь оно не способно лишь только собственными усилиями реализовать государственную программу социальной поддержки граждан. Крайне необходима ответная реакция участников рынка, а также выполнение гражданами своих обязательств, что может привести к положительным результатам.

Предложенные мероприятия, направленные на улучшение качества жизни малоимущих граждан, уязвимых категорий населения помогают наиболее эффективно решать задачи в сфере социальной защиты, стоящие перед государством. Важно отметить, что при этом и будет достигнут социальный эффект, который в управлении социальной сферой наиболее значим, так как вся деятельность органов социальной защиты направлена на улучшение жизни граждан, на удовлетворение их социальных потребностей.

Учебный модуль № 1 Налоги и налоговое право: общие положения (тема 1 - 5)

Тема 1. Общие положения о налогах и сборах.

Практическое занятие (2 часа)

1. Возникновение и развитие налогообложения.

2. Понятие налога, его характерные черты и функции.

3. Виды налогов и критерии их классификации.

4. Пошлина и сбор.

Темы докладов и рефератов:

1. История возникновения и развитие налогообложения в России.

2. Важнейшие реформы отечественного налогообложения

3. Отличие налога от других обязательных платежей (сбора и госпошлины).

4. Налоговая политика РФ.

Сделайте краткий обзор о начале формирования налогообложения в Древней Руси с конца IX века и до советского периода. Следует обратить внимание на прямые налоги (подушный налог) и косвенные (торговые и судебные пошлины, пошлины за провоз товаров по территории владельца земли), целевые налоговые сборы (акцизы и пошлины).

Проведите анализ налоговой политики в Советской республике;

Какие из перечисленных обязательных платежей являются неналоговыми сборами:

Государственные пошлины; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; таможенные сборы; антидемпинговые пошлины; исполнительские сборы; консульские сборы; портовые сборы.

Дайте определение следующим понятиям:

Налог; пошлина; сбор; квазиналог; парафискалитет; прямой налог; косвенный налог; налоговая обязанность; налоговый иммунитет; налоговая юрисдикция; налоговые каникулы.

Обоснуйте значение налога для современного государства. В чём заключается проблема снижения налога и одновременно улучшение социального обеспечения граждан. Каковы перспективы развития налоговой политики в РФ.

Сгруппируйте налоги, взимаемые в Российской Федерации, по следующим критериям:

1) федеральные, региональные (субъектов Федерации), местные;

2) прямые и косвенные;

3) взимаемые исключительно с физических лиц, взимаемые исключительно с организаций, взимаемые с организаций и физических лиц.

Тема 2. Предмет и метод налогового права.

Практическое занятие (2 часа)

1. Предмет и метод налогового права. Основные принципы налогового права.

2. Источники налогового права.

3. Налоговое правоотношение.

4. Действие налогового законодательства во времени и пространстве.

Темы докладов и рефератов:

1. Специфика нормативных правовых актов федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти в сфере налогов и сборов.

2. Оценка развития налогового законодательства в РФ.

3. Соотношение налоговых и финансовых отношений.

4. Нормы налогового права и их специфика.

5. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие налоговые правоотношения.

Дайте определение понятию налоговое право. Проведите анализ ст.1 — 7 НК РФ для определения, является ли налоговое право самостоятельной отраслью права. Проанализируйте ст. 2 НК РФ и определите предмет налогового права.

Охарактеризуйте отраслевые принципы налогового права:

- запрета на немедленное вступление в силу актов законодательства о налогах (Определение Конституционного Суда от 8 апреля 2003 года №159-О; ст. 5 НК РФ);

- указания исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов в федеральном законе (ч.3 ст. 75 Конституции РФ; п/п.1 п.2 ст.1 НК РФ; п.5 ст.3 НК РФ; ст.ст. 13, 14, 15 НК РФ; ст.18 НК РФ).

Следует определить особенности метода налогового права. Обосновать в соответствии со ст. 2 НК РФ, что в налоговом праве доминирует метод властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения предписаний (обязывания) в отношениях субъектов налогового права. Провести анализ ст. 78 и ст. 346.11 НК РФ и определить метод правового регулирования при зачёте или возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм и при переходе к упрощённой системе налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п. 7 ст.3 НК РФ «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуется в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)». К какому общеправовому, межотраслевому или отраслевому принципу права относится данное положение? Поясните.

Полномочна ли Городская Дума ТаганрогаРостовской области устанавливать, изменять и отменять земельный налог и налог на имущество физических лиц на территории города Таганрога.

Тема 3. Налоговая система РФ. Элементы юридического состава налога.

Практическое занятие (2 часа)

1. Налоговая система РФ и ее организация.

2. Понятие и правовое значение элементов юридического составаналога.

3. Обязательные элементы налога.

4. Факультативные и дополнительные элементы налога.

5. Методы исчисления налога и основные способы уплаты налогов.

Темы докладов и рефератов:

1. Налоговые льготы и их виды.

2. Объект налога, как основание возникновения налоговой обязанности.

3. Методы учета базы налогообложения.

Дайте общую характеристику налоговой системы РФ на основе анализа ст. 12-15 НК РФ (письменно).

Что значит «установить налог»? Приведите соответствующую законодательную норму. Какое развитие данная норма получила в решениях Конституционного Суда РФ?

Установите соответствие между приведенными ниже элементами налогообложения и их определениями:

1) налоговый период;

2) объект налогообложения;

3) налоговая ставка;

5) налоговая база;

6) налоговая льгота.

1) операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных

товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2) элемент налогообложения, представляющий собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения;

3) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

4) организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги;

5) предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере;

6) величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Определите элементы налога на имущество физических лиц. В каком нормативном правовом акте они установлены?

Сгруппируйте налоги, взимаемые в Российской Федерации, по следующим критериям:

1) федеральные, региональные (субъектов Федерации) и местные;

2) прямые и косвенные;

3) взимаемые исключительно с физических лиц, взимаемые исключительно с юридических лиц и смешанные.

Установите соответствие между приведенными ниже терминами и их определениями.

3) реализация товаров, работ или услуг;

1) виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ;

2) любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации;

3) любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации;

4) деятельность, результаты которой имеют материальное выражение, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

5) деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

6) любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления);

7) экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить;

8) передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности

Задание 7Выявите дополнительные (факультативные) элементы налога, которые используются для исчисления (уплаты) налога, проанализировав ст. 56 НК РФ; п./п.2 п.1 ст.220 НК РФ, ст. 395 НК РФ.

Преимущества минимизации налогов

Начнем с анализа доводов за выбор стратегии на минимизацию обязательных платежей. Прежде всего, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес стимулирует деловую активность, производство продукции, инвестирование в новые проекты, развитие наукоемких производств. Продукция предприятия становится более конкурентно-способной на рынке за счет сокращения издержек производства. Производитель получает возможность продавать продукцию по более низкой цене.

От снижения цены выигрывает конечный потребитель. И не только в том, что повышается его покупательская способность, но и в том, что он, как фактический плательщик косвенных налогов, сокращает свои расходы.

В работе коммерческих организаций возникают самые разнообразные расходы. В бухгалтерском учете они учитываются в полном объеме. Однако для того чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль организации нужно выполнить массу условий: доказать, что расходы являются экономически обоснованными; документально подтвердить расходы; продемонстрировать прямую связь расходов с приносящей доход деятельностью.

Выполнить эти условия удается далеко не каждой компании. Как показывает практика, одной из любимых претензий налоговиков является упрек в экономической необоснованности тех или иных расходов фирмы. В итоге часть затрат бизнес несет за счет чистой прибыли.

Такая ситуация экономически не выгодна для бизнеса, поскольку приводит к тому, что прибыль для целей бухгалтерского учета становится меньше, чем прибыль для целей налогового учета. Акционеры получают дивиденды из расчета бухгалтерской прибыли, а государство получает налог на прибыль исходя из налоговой прибыли. Выходит, что база для исчисления платежей в пользу казны превышает базу для расчета дивидендов собственникам бизнеса.

С учетом изложенного включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, реальных затрат бизнеса позволит сбалансировать показатели чистой прибыли для целей выплаты дивидендов и налогов.

Недостатки минимизации налогов

Теперь рассмотрим негативные стороны налоговой оптимизации. Сразу скажем, что участие в схемах минимизации налогов может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

По итогам проверки налоговые органы могут не согласиться с правомерностью применения налоговых преференций и начислить организации сумму налогов, пеней и штрафов. Как следствие, после ревизии у компании возникнет крупная сумма непредвиденных расходов. Если компания своевременно не исполнит требование об уплате налогов, инспекция заблокирует ее банковские счета.

В том случае если организация не рассчитается с бюджетом по налоговым платежам, инспекторы передадут информацию следователям. В отношении руководства компании будет возбуждено уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов. Для подозрений в совершении преступления организации достаточно задолжать бюджету сумму свыше 15 млн рублей.

Кроме того, директор фирмы рискует стать ответчиком по гражданскому иску, который вправе предъявить налоговый орган в рамках уголовного процесса. По одному из дел суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Суд решил, что ущерб казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который и должен отвечать за возмещение причиненного ущерба (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2020 по делу N 33-21214/2020).

Когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей или допускает неуплату налога по неосторожности об уголовной ответственности не может быть и речи. Закон предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты налога в нарушение правовых правил (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П).

Топ-менеджеры и акционеры принимают на себя риски персональной финансовой ответственности в случае признания предприятия банкротом. Такое развитие событий вполне вероятно при крупной сумме налоговых начислений по итогам мероприятий налогового контроля. Например, суд привлек контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, поскольку они в целях минимизации налоговых платежей создали фиктивный документооборот и привели предприятие к банкротству (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2020 N 304-ЭС20-10986 по делу N А03-4188/2018).

Схемы дробления бизнеса применяют лица, которые стараются минимизировать налоговые платежи за счет работы на специальных режимах. Подобные схемы распространены, в частности, в розничной торговле, при оказании бытовых услуг и услуг общественного питания. Налоговые преимущества в форме специальных режимов предусмотрены только для малого бизнеса и призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. Злоупотребление ими нивелирует налоговую поддержку малого бизнеса. Налоговые органы выработали методику выявления искусственных реорганизаций бизнеса и привлечения к ответственности налогоплательщиков за создание подобных налоговых схем.

В обычаях делового оборота широко укоренилась практика регистрации бизнеса в офшорах юрисдикциях. Многие годы офшоры привлекали зарубежных инвесторов низкими налоговыми ставками, простотой регистрации компаний и возможностью оставить в тени реальных бенефициаров.

Однако сегодня международное сообщество объединило усилия в борьбе с размыванием налоговой базы и смещением доходов в низконалоговые юрисдикции. Происходит обмен информацией между налоговыми службами различных государств. Повышаются налоговые ставки в международных налоговых договорах. Поэтому в современных условиях прежние схемы налоговой минимизации выглядят устаревшими и неэффективными.

Пределы налоговой оптимизации

Налоговый кодекс построен на императивных нормах, устанавливающих строгие правила уплаты налогов. И тут организации не остается ничего другого, как исполнять предписания закона. Между тем некоторые статьи закона сформулированы так, что позволяют компании выбирать наиболее удобный для себя вариант исчисления и уплаты налогов. Важно при этом правильно оформить принятое решение – закрепить его в учетной политике. Это поможет отстоять свою правоту в судебных спорах с налоговыми органами.

Учетная политика является, пожалуй, единственным документом, в котором организация может сама определять правила игры в налоговых правоотношениях. Поэтому положения этого документа нужно тщательно продумывать, ведь разработанная фирмой учетная политика утверждается приказом руководителя и последовательно применяется из года в год.

Пределы налогового планирования установлены в ст. 54.1 Налогового кодекса, согласно которой основной целью совершения сделки не может являться неуплата или возврат налога.

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Примером такой сделки может служить бизнес-решение, не свойственное деловому обороту, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования.

Итак, основной целью финансово-хозяйственной операции не может являться налоговая оптимизация. Вместе с тем недопустима ответственность за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида платежа. На это обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П.

Как выявить направления налоговой оптимизации

Коммерческие компании регулярно проверяются самыми различными организациями как государственного, так и частного сектора.

Между тем, налоговые органы обращают внимание только на случаи неуплаты налогов, оставляя без внимания ситуации, когда налогоплательщик не воспользовался своими правами и не уменьшил налоговую базу по конкретному налогу. При этом налоговые органы стараются истолковать закон в пользу бюджета.

Аудиторские фирмы проверяют правильность составления бухгалтерской отчетности. Налогам уделяется крайне мало внимания. При этом правила налогового учета имеют существенные отличия от положений по бухгалтерскому учету. К тому же стандарты бухгалтерского учета нацеливают организации на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.

Отчет аудиторской фирмы с хорошей репутацией может помочь подтвердить достоверность финансовой отчетности организации и обеспечить получение кредита в банке. Однако в отчете о проведенном аудите вряд ли будут содержаться указания на выявленные в ходе проверки налоговые резервы.

Для выявления налоговых резервов оптимизации необходимо провести отдельную проверку – налоговый аудит. В компаниях, у которых создана служба внутреннего налогового контроля, можно поручить проведение налогового аудита работникам этой службы. В тех случаях, когда подобной штатной структуры нет, для проведения налогового аудита целесообразно обратиться к внешним консультантам.

Выявление скрытых налоговых резервов позволит вернуть из бюджета излишне уплаченные налоги и пополнить оборотные средства организации. Здесь важно не пропустить срок для подачи заявления о возврате налога – 3 года с момента уплаты налога.

В отношении прошедших налоговых периодов риски финансовых потерь минимальны. Дело в том, что компания уже уплатила все налоги и сейчас пытается переосмыслить правильность произведенных расчетов. Если по итогам налогового аудита будут выявлены налоговые резервы, организация произведет перерасчет налоговой базы и представит уточненные налоговые декларации.

При согласии инспекторов с новыми расчетами компания вернет свои деньги. При несогласии проверяющих с расчетами организации ничего доплачивать в бюджет не придется, поскольку налоги уже давно и полностью уплачены. В случае необходимости спорные вопросы можно передать на рассмотрение суда.

"Финансы", 2009, N 1

Социальная функция - одна из основных функций российского государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по предпринимаемым им усилиям. Главный смысл этой функции государства - устранение или смягчение существующей и по возможности предупреждение назревающей социальной напряженности в обществе, выравнивание социального положения людей, развитие системы здравоохранения, образования и культуры.

Сегодня успешное выполнение российским государством своей социальной функции связано прежде всего с решением им имеющихся ныне наиболее острых социальных проблем - максимально возможное устранение резкой дифференциации доходов различных слоев населения, эффективное решение все более усложняющихся проблем пенсионного обеспечения в стране, поддержка наиболее социально не защищенных слоев населения, а также обеспечение людей комфортным жильем, надлежащими услугами в сферах образования и здравоохранения.

Инструменты (рычаги), используемые государством для решения указанных задач, многообразны. Сегодня все большую роль здесь играет налоговая система с развитой регулирующей функцией. Эта система имеет существенное значение не только как фактор роста экономики, но и способна предупреждать возможные социально-политические трения, содействовать созданию устойчивой социальной системы.

В связи с этим, на мой взгляд, заслуживают внимания два вопроса, решение или, напротив, нерешение которых может непосредственно повлиять на качество социальной обстановки в стране. Речь идет: 1) о возможном преобразовании налога на доходы физических лиц, имея в виду введение здесь прогрессивной шкалы обложения и переход на посемейное налогообложение (как, скажем, во Франции), а также увеличение имущественного налогового вычета; 2) об обсуждаемом сегодня вопросе о возможной отмене льготной ставки по налогу на добавленную стоимость в связи с дискуссией о целесообразности снижения в целом ставки этого налога.

Основной налог, взимаемый вообще с физических лиц, - это налог на их доходы. В советское время важной социальной целью при взимании налога на доходы физических лиц (подоходного налога) было выравнивание доходов граждан для обеспечения большей социальной справедливости, и наиболее высокие ставки его были предусмотрены для людей так называемых свободных профессий. В России с самого начала установления единой ставки налога на доходы физических лиц в 13% не прекращаются споры о социальной несправедливости такого обложения и необходимости введения по данному налогу той или иной схемы прогрессивной шкалы.

В экономической теории необходимость прогрессии ставок подоходного налога порой объясняется так называемым принципом платежеспособности - чем больший доход человек имеет, тем легче ему отказаться от определенной его доли в виде налога, а поэтому эта доля и должна возрастать с ростом его дохода. В действительности же необходимость прогрессии связана, как представляется, и с тем, что с абсолютным ростом дохода физического лица относительно уменьшаются физические и интеллектуальные усилия на получение каждой следующей его доли, то есть возрастает так сказать "незаработанность" получаемого дохода. Вместе с тем следует сказать, что есть и факторы, говорящие против прогрессивной ставки подоходного налога. Так, уязвимость такого подхода в налогообложении доходов физических лиц иллюстрируется, в частности, и тем фактом, что большая часть сокрытий дохода и уклонений от уплаты рассматриваемого налога приходится именно на высокодоходные слои населения. Ныне бытует мнение и о том, что введение плоской ставки налогообложения доходов физических лиц в 13% в России было преждевременным актом, ибо использование этой шкалы требует наличия определенных условий, в частности - наличия широкой прослойки среднего класса с достаточно высокой заработной платой и значительно меньшей, чем это имеет место у нас, дифференциации различных групп населения по доходам.

Если обратиться к опыту зарубежных стран по обложению доходов физических лиц, то сегодня для них общими являются следующие элементы: налогооблагаемый минимум; скидки, увязываемые с суммой фактических расходов, произведенных налогоплательщиком на те или иные оговоренные в налоговых законодательствах цели; доход должен разбиваться на части, для каждой из которых предусмотрена своя ставка по возрастающей шкале, то есть прогрессивная система налоговых ставок.

Нельзя не признать, что введение плоской шкалы налога на доходы физических лиц позволило добиться в какой-то мере вывода заработной платы из тени и увеличения его собираемости. Примечателен в рассматриваемом контексте тот факт, что в период с 2000 г. по 2007 г. ежемесячный денежный доход на душу населения за счет легитимной оплаты труда возрос с 2501,9 руб. до 14 940,0 руб., то есть почти в 6 раз.

Следует отметить, что за всеми спорами о необходимости или, напротив, о нежелательности реформирования шкалы обложения налогом доходов физических лиц усматривается все-таки некое общее для всех участников дискуссий устремление - попытки использовать налог на доходы физических лиц как инструмент достижения большей социальной справедливости. Заметно и довольно осторожное отношение к возможным дальнейшим преобразованиям данного налога - они должны идти очень постепенно, плавно, следует подходить к ним как к делу отнюдь не одного года, имея в виду, что введение прогрессивной шкалы налогообложения может вызвать негативную реакцию со стороны той части населения, которая при этом будет уплачивать больший, чем раньше, налог. Как представляется, для минимизации здесь возможных негативных последствий можно, в частности, прибегнуть к установлению жестко фиксированного уровня дохода (в размере, скажем, 50 000 руб. в месяц), с которого начинает действовать повышенная ставка. В этом случае будет существенно смягчена участь и малообеспеченных слоев населения, и, частично, людей со средним уровнем доходов.

Попытаемся взглянуть на использование налога на доходы физических лиц как инструмента решения социальных задач с не совсем еще привычной позиции. Говоря об общественном укладе, утвердившемся исторически в России, надо сказать и о том, что здесь, несмотря на обильный приход сюда ценностей западной культуры, преобладает все-таки традиционный семейный уклад - дети, достигнув определенного возраста, в массе своей не уезжают от родителей, как это обычно принято в странах Запада, а родители поддерживают детей и материально, и воспитывая детей своих детей; дети в свою очередь материально и человеческим участием поддерживают своих родителей, а нередко в одной большой семье проживают до четырех поколений близких родственников.

В Российской Федерации, как известно, используется в основном система индивидуального налогообложения доходов физических лиц - объектом налогообложения является доход одного физического лица. Однако следует отметить, что такая система в ее нынешнем виде сопряжена с использованием элементов так называемого семейного налогообложения в виде налоговых вычетов как способа социальной компенсации произведенных физическим лицом расходов на лечение и приобретение медикаментов и для членов семьи, на содержание и обучение детей.

Если обратиться к практике взимания подоходного налога во Франции, то здесь в соответствии с ее законодательством и семья в целом может являться самостоятельным субъектом налогообложения. При этом под "семьей" понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу лица, независимо от возраста, имеют право присоединять свой доход к доходу одного из родителей. В этом случае доход таких детей либо учитывается при применении так называемой системы семейных коэффициентов, либо их родители имеют право на вычет в размере 4570 евро на каждого ребенка.

Во Франции общим правилом при определении налогооблагаемого дохода является вычет всех производственных расходов, обеспечивших доходы. Следует подчеркнуть, что вычету подлежат и расходы на содержание престарелых родителей, и на благотворительность.

Рассматриваемый налог исчисляется по прогрессивной шкале, а сама последняя построена с учетом экономических, социальных и семейных условий, а также возраста каждого налогоплательщика. Ставки налога зависят от величины дохода и варьируются в диапазоне от 0% до 49,58%, причем ежегодно налоговая шкала уточняется, что позволяет учесть и инфляционные процессы. Подоходный налог должен уплачиваться всеми проживающими во Франции лицами с доходов, полученных в стране и за ее пределами с учетом соглашений об избежании двойного налогообложения.

Кроме указанных выше, существуют и иные вычеты, и скидки при определении налогооблагаемого дохода. Так, освобождение от налога получают лица, которые:

  • имеют годовой чистый профессиональный доход менее 7380 евро и менее 8060 евро для лиц, которым более 65 лет;
  • имеют доход, состоящий из заработной платы, пенсии или пожизненной ренты, меньше 5942 евро.

Лица старше 65 лет могут пользоваться скидкой в размере:

  • 1618 евро, если их налогооблагаемый чистый доход меньше 9960 евро;
  • 809 евро, если их облагаемый налогом доход находится в диапазоне 9960-16 090 евро.

Кроме того, из общего дохода вычитаются, в частности, следующие расходы при условии, что они были осуществлены в профессиональных целях и оплачены из собственных средств:

  • подтвержденные документально транспортные расходы;
  • расходы на питание;
  • расходы на образование;
  • расходы на приобретение вычислительной техники;
  • расходы, относящиеся к личным помещениям, используемым в профессиональной деятельности;
  • расходы на спецодежду.

Существуют вычеты, связанные, в частности, и со следующими семейными расходами:

  • по охране дома;
  • на содержание маленьких детей в яслях и садах;
  • на обучение сына или дочери: 153 евро на лицо, посещающее лицей, и 183 евро на лицо, получающее высшее образование;
  • на страхование жизни.

Для расчета величины налога на семью во Франции нужно выполнить следующие действия:

  • вычисляется доля налогооблагаемого дохода - для этого общий налогооблагаемый доход семьи нужно разделить на установленный законом семейный коэффициент (согласно таблице 1);
  • в зависимости от размера указанной доли определяется ставка подоходного налога (см. таблицу 2);
  • рассчитывается сумма налога с одной доли, а полученная ставка подоходного налога умножается на рассчитанную долю налогооблагаемого дохода;
  • полученная сумма налога с одной доли умножается на семейный коэффициент - получаемая при этом величина и будет суммой налога, которую нужно заплатить в бюджет Франции.

Показатели семейных коэффициентов

Ставки подоходного налога за 2008 г.

Переход на посемейное налогообложение в России потребовал бы решения ряда возникающих вопросов. Прежде всего должны быть определены четкие критерии отнесения групп лиц, совместно ведущих хозяйство и совместно живущих людей, к общности людей, которую мы именуем "семья". Как представляется, можно было бы здесь придерживаться следующего определения: "К членам семьи относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг(а), дети и родители, а также иные родственники и их супруги, на законном основании проживающие на данной территории".

Возникает и проблема налогообложения людей, живущих в гражданском браке. Однако она, на мой взгляд, может быть разрешена просто на путях жесткой приверженности стандартам законного брака, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации. К тому же это позволит стимулировать долговременные семейные отношения. Для поощрения браков и укрепления семьи необходимо в рассматриваемом деле ввести градацию не только по доходу семей, но и по наличию или отсутствию иждивенцев: маленьких детей, неработающих пенсионеров, находящихся на содержании своих взрослых детей. Таким образом, будет стимулироваться поддержка пенсионеров, рождаемости, более уверенное планирование людьми своих расходов и накоплений.

Введение в качестве объекта налогообложения дохода всей семьи будет всецело направлено на ее защиту и позволит обеспечить справедливое перераспределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками с различным составом семей, снижение трудовых и временных затрат на административное обслуживание данного налога. По истечении некоторого времени возможно введение и прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера полученного семейного дохода.

На переходном, адаптационном этапе необходимо применение смешанной системы налогообложения, когда применяется налогообложение и дохода семьи, и индивидуальных доходов. При этом физические лица вправе выбрать одну из названных систем налогообложения, которую они предпочтут использовать. Если гражданин будет иметь возможность выбора между указанными способами налогообложения, то это позволит в какой-то мере избежать связанных с налогообложением негативных настроений в обществе.

Одной из мер в реформировании налога на доходы физических лиц должно стать увеличение стандартного налогового вычета до размера прожиточного минимума. Средняя величина прожиточного минимума по всей территории Российской Федерации за II квартал 2008 г. (по состоянию на 19 сентября 2008 г.) составила 4808,5 руб. Между тем величина данного показателя, как известно, существенно зависит и от конкретного региона страны, и от социально-демографической группы населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Принятие предлагаемой меры вместе с введением нового, так сказать, консолидированного объекта обложения позволит усилить поддержку самым социально уязвимым слоям населения.

Важным представляется и постепенное увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц. На сегодняшний день предусмотрено увеличение имущественного вычета до 2 000 000 руб. Конечно, это существенный рост по сравнению с тем, что было. Но если взглянуть на данные таблицы 3, то видно, что установленное увеличение рассматриваемого вычета - это все-таки только первый шаг в предлагаемом направлении.

Средние цены на рынке жилья за 1 кв. м общей площади в среднем по Российской Федерации

Используя данные, указанные в таблице, легко можно вычислить, что в IV кв. 2002 г. на 1 000 000 руб. семья смогла бы приобрести квартиру на вторичном рынке площадью 86,5 кв. м, а во II квартале 2008 г. на 1 000 000 руб. - лишь квартиру площадью 19 кв. м, а на 2 000 000 руб. - соответственно квартиру в 38 кв. м. Размер имущественного вычета здесь надо было пересматривать уже давно, ибо цены на жилую недвижимость за рассматриваемый период выросли значительно и установленные вычеты уже давно не отражают реальной ситуации на рынке жилья. По моим расчетам, на сегодняшний день имущественный налоговый вычет исходя из реально складывающихся цен на жилье должен составить не менее 4 500 000 руб.

Рассматривая вопрос о налоговом механизме решения социальных проблем, важно сегодня затронуть и аспект, связанный с возможной отменой льготной ставки налога на добавленную стоимость в 10% по ряду товаров детского ассортимента и первой необходимости. Сейчас высказываются часто в том смысле, что для создания конкурентных преимуществ нашей экономики и привлечения зарубежного бизнеса в нашу страну необходимо уменьшить ставку по налогу на добавленную стоимость с 18% до 12%. При этом указанную льготную ставку по данному налогу на социально значимые товары часто предлагают отменить. Во-первых, для упрощения расчета налога на добавленную стоимость. Во-вторых, для компенсации выпадающих доходов бюджета при снижении базовой ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 12%.

По указанной льготной ставке, как известно, отчисления по данному налогу производят предприятия пищевой и легкой промышленности, выпускающие социально значимые товары. Понятно, что в первую очередь единый уровень налога на добавленную стоимость в 12%, если бы он был установлен, при отмене одновременно льготной ставки негативно отразился бы именно на этих предприятиях. Увеличение их отчислений в казну может привести к росту цен на соответствующие виды продовольствия и услуг, что скажется прежде всего на повышении потребительских расходов наиболее социально уязвимых слоев населения.

Очевидно, что нежелательно с позиции социальной защиты населения отменять существующую льготную ставку по налогу на добавленную стоимость. К тому же, как представляется, ощутимо резкое снижение базовой ставки на этот налог с 18% до 12% вряд ли приведет к такому стимулированию роста инвестиций и выходу экономики из тени, что позволило бы покрыть выпадающие при указанном снижении ставки доходы бюджета.

На мой взгляд, современная налоговая система в России не может быть эффективной, если она не обладает развитой регулирующей функцией, которая выступала бы одним из основных государственных инструментов предотвращения возможных и ослабления существующих социально-политических трений в обществе, ориентировалась бы на формирование устойчиво функционирующей социальной системы.

date image
2015-05-20 views image
1958

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


1. Обосновать значение налога для современного государства. В чём заключается проблема снижения налога и одновременно улучшение социального обеспечения граждан. Каковы перспективы развития налоговой политики в РФ.

2. Дать понятие налогового права. Обосновать точку зрения учёных, что налоговое право можно отнести к самостоятельной отрасли российского права. Проанализировать ст. 2 НК РФ и определить предмет налогового права.

3. Определить особенности метода налогового права. Обосновать в соответствии со ст. 2 НК РФ, что в налоговом праве доминирует метод властно-имущественный, обусловленный необходимостью применения предписаний (обязывания) в отношениях субъектов налогового права.

4. Охарактеризуйте общие принципы налогового права (ч.3 ст.75 Конституции РФ), поясните.

5. Охарактеризуйте общеправовые принципы налогового права:

– законности (ст. 57 Конституции РФ, п.5 ст.3 НК РФ);

– справедливости (п.п. 1,3 ст. 3 НК РФ);

– юридического равенства (ч.1 ст. 19 Конституции РФ; п.п. 1,2 ст. 3 НК РФ; п.1 ст. 56 НК РФ);

– гуманизма (ст. 2 Конституции РФ, п.7 ст.3 НК РФ);

– презумпции добросовестности (п. 7 ст. 3 НК РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ);

– демократизма (п. 1 ст. 8 НК РФ);

– гласности (п.п. 1,2 п.1 ст. 21 НК РФ; п.п.10 п. 1 ст. 32 НК РФ);

– ответственности за вину (ст. 106 НК РФ);

– защиты прав и свобод личности (ст. 137 НК РФ; п.п. 11 п.1 ст.21 НК РФ).

6. Охарактеризуйте межотраслевые принципы налогового права:

– предельного ограничения права собственности федеральным законом (ч.3 ст. 55 Конституции РФ; п.2 ст. 1 ГК РФ);

– регулирование общественных отношений нормативными правовыми актами, принятыми

по особой процедуре (ч.5 ст.6 ФКЗ «О референдуме РФ»; ст. ст.1, 12 НК РФ; ч.3 ст. 104, ст. 106 Конституции РФ; ч.3 ст.5 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ»; ч.12 ст.35 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»);

– запрета на нарушение единого экономического пространства РФ (ч.1 ст.8 Конституции

7. Охарактеризуйте отраслевые принципы налогового права:

– запрета на немедленное вступление в силу актов законодательства о налогах (Определение Конституционного Суда от 8 апреля 2003 года № 159-О; ст. 5 НК РФ);

– указания исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов в федеральном законе (ч.3 ст. 75 Конституции РФ; п.п. 1 п.2 ст.1 НК РФ; п.5 ст.3 НК РФ; ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ; ст.18 НК РФ).

8. В соответствии с п. 7 ст.3 НК РФ «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуется в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)». К какому общеправовому, межотраслевому или отраслевому принципу права относится данное положение? Поясните.

9. К какому принципу относится положение п.1 ст.3 НК РФ «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога»?

Читайте также: