Налогообложение страховой деятельности особенности исчисления и уплаты налогов курсовая

Опубликовано: 16.05.2024

Характеристика плательщиков и объектов налогообложения. Налоговый учет доходов и расходов. Особенность вознаграждения за услуги по страхованию. Главный анализ формирования резервов франшизы. Основные налоги, уплачиваемые страховыми организациями.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.11.2015
Размер файла 24,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет государственного и муниципального управления

Сервис недвижимости

По дисциплине страховое дело

На тему: «Налогообложение страховой деятельности»

Бурлакова А.Д.

Онищенко Н.В.

Новосибирск 2015

В России налогообложение страховщиков, как и других хозяйствующих субъектов, регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.

Актуальность темы подчеркивается тем, что в последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России со всеми ее противоречиями переходного периода.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Основной целью представленной работы является обоснование механизма налогообложения страховой деятельности.

В соответствии с постановленной целью основными задачами являются:

- классификация налогов и сборов, уплачиваемых субъектами страхового рынка, выделение наиболее значимых платежей, формирующих основу налогообложения;

- выявление воздействия различных налогов на экономические интересы страховщиков и страхователей и возможностей стимулирования определенного развития страхования;

- обоснование целесообразности налогообложения суммы страховых взносов.

Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основании лицензии, являются предприятия, учреждения и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в установленном порядке страховую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимается бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления страховой деятельности, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо подлежит учету в налоговом органе по месту нахождения его постоянного представительства.

Объектом обложения налогом является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда при исчислении облагаемого дохода в себестоимость страховых услуг не включаются.

К доходам от страховой деятельности относятся:

а) страховые платежи (страховые премии) по договорам страхования и перестрахования;

б) комиссионные вознаграждения по перестрахованию;

в) доля перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях;

г) суммы возврата специальных страховых резервов предыдущего периода;

д) другие доходы, связанные со страховой деятельностью, включая доходы от инвестирования временно свободных средств и размещения их на счетах в банках.

Доходы страховых организаций в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с доходом от страховой деятельности в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу страховой организации.

Доход от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевого участия в других предприятиях подлежит налогообложению у источника этих доходов.

Прибыль, полученная страховой организацией от иных видов деятельности, не связанных со страховой деятельностью, а также доходы посредников (брокеров) облагаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

страховые премии (взносы) по договорам страхования;

вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;

вознаграждения, полученные страховщиком за осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска, а также за определение причин, характера и размеров убытков при страховом событии;

вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;

вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования;

суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;

суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответствии с действующим законодательством права требования страхователя к лицам, ответственным за причиненный ущерб;

суммы санкций за неисполнение условий договоров страхования, признанные должником добровольно либо по решению суда;

суммы возврата части страховых премий (взносов) по договорам перестрахования в случае их досрочного прекращения.

Как правило, страховые организации используют в налоговом учете метод начисления. В этом случае для разных видов страхования предусмотрен различный порядок признания страховых премий (взносов).

Так, по страхованию иному, чем страхование жизни, включая добровольное медицинское страхование (ДМС), страховой взнос, причитающийся к получению, признается на дату возникновения ответственности страховой организации перед страхователем. Порядок его уплаты, указанный в договоре, значения не имеет.

А по договорам долгосрочного страхования жизни доход в виде части страхового взноса признается в момент возникновения у страховой организации права на получение очередного страхового взноса согласно договору.

Суммы вознаграждения за услуги по страхованию признаются доходом для целей налогового учета на дату их оказания. Это следует из пункта 3 статьи 271 Кодекса.

Остальные доходы, перечисленные в статье 293 НК РФ, являются внереализационными. Это суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, доходы от реализации перешедшего к страховщику права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб, а также суммы санкций за неисполнение условий договоров страхования, признанные должником добровольно либо по решению суда.

При методе начисления указанные доходы учитываются в порядке, установленном пунктом 4 статьи 271 НК РФ. Так, суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды, признаются в последний день отчетного (налогового) периода. Доходы от реализации права требования, перешедшего к страховщику от страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб, учитываются на дату вступления в законную силу решения суда или на дату письменного согласия виновного лица возместить убытки. При кассовом методе доходы признаются на дату их поступления. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 273 НК РФ.

Как и доходы, расходы страховых организаций можно разделить на две группы. К первой группе относятся общие для всех организаций расходы. Они перечислены в статьях 254--269 НК РФ. Вторая группа -- это специфические расходы страховых организаций, перечисленные в статье 294 НК РФ, то есть расходы от страховой деятельности. К ним относятся:

страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования. К страховым выплатам относятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования;

возврат части страховых премий, а также выкупных сумм по договорам страхования;

вознаграждения за оказание услуг страхового агента или страхового брокера;

расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью;

суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование;

вознаграждения и тантьемы по договорам перестрахования;

суммы процентов на депо премий по рискам, переданным в перестрахование;

вознаграждения состраховщику по договорам сострахования;

возврат части страховых премий (взносов), а также выкупных сумм по договорам страхования, сострахования и перестрахования в случаях, предусмотренных законодательством и условиями договора.

При методе начисления расходы в виде страховых выплат по договору учитываются на дату возникновения у страховой организации обязательства по выплате страхового возмещения в пользу страхователя (выгодоприобретателя) по фактически наступившему страховому случаю. Размер сумм страховых выплат определяется в соответствии с Законом РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Расходы, связанные с оказанием услуг страхового агента, эксперта, аварийного комиссара, признаются на дату подписания акта приемки-передачи услуг.

При кассовом методе выплаты по договорам страхования включаются в расходы на дату их оплаты.

Страховые организации обязаны формировать страховые резервы для выполнения своих обязательств перед страхователями, как того требует пункт 26 Закона № 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации. Суммы отчислений в такие резервы относятся к внереализационным расходам по страховой деятельности.

Так, резервы по страхованию иному, чем страхование жизни, формируются по Правилам формирования страховых резервов, утвержденным приказом Минфина России от 11.06.2002 №51н. Согласно пункту 11 Правил страховщик при составлении бухгалтерской отчетности рассчитывает страховые резервы на конец отчетного периода. Резерв незаработанной премии в данной ситуации принимается равным величине начисленной страховой премии по договору. На ту же дату суммы отчислений в страховые резервы учитываются и для целей налогового учета. Конечно, при условии, что на эту дату по данному договору у страховщика возникла ответственность перед страхователем.

К доходам страховой организации в целях налогообложения прибыли относятся доходы в виде страховых премий по договору страхования. Эти доходы признаются на дату возникновения ответственности страховщика перед страхователем по заключенному договору.

При определении налоговой базы налогоплательщики, использующие метод начисления, не учитывают доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг). Таким образом, отраженные в бухгалтерском учете страховые взносы по договору, в котором предусмотрено, что ответственность у страховщика наступает позднее даты начисления страховой премии (взносов), будут признаны доходом для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эта ответственность возникнет. Соответственно тогда же будут признаны расходами для целей налогообложения прибыли и отчисления в страховые резервы по данному договору. Поясним сказанное на примере страховой организации, которая формирует резерв незаработанных премий.

Страховые организации могут формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев. Основание -- статья 26 Закона № 4015-1. При этом необходимо помнить, что формирование такого резерва не связано с выполнением страховщиком страховых обязательств. Поэтому с 2002 года на суммы отчислений в данный резерв не распространяются особенности определения расходов страховых организаций для целей налогообложения прибыли, установленные статьей 294 НК РФ.

Но имеется ряд особенностей по некоторым видам страхования. Пунктом 6 Указа Президента РФ от 07.07.92 № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» расходы по финансированию мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества на транспорте признаны обязательными. В связи с тем, что перечень расходов, признаваемых для целей налогообложения прибыли, открыт, перечисленные средства из указанного выше резерва могут быть учтены страховыми организациями в составе внереализационных расходов в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Рассмотрим подробно основные налоги, взимаемые со страховых организаций.

Налог на добавленную стоимость

Согласно нормам гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации основная деятельность страховых организаций не облагается НДС. Так, в соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию. В то же время страховщики могут заниматься страховой деятельностью через страховых агентов и страховых брокеров. В этом случае вознаграждение за посреднические услуги, оказанные страховым агентом, подлежит обложению НДС на основании ст. 156 НК РФ.

В рамках договоров страхования НДС не облагаются следующие обороты:

- страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

- проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

- средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;

- суммы страхового возмещения, полученные страхователем при наступлении страхового случая.

Правила размещения страховщиками средств страховых резервов утверждены Приказом Минфина России от 08.08.2005 № 100н. Доходы, получаемые страховой организацией от операций, связанных с инвестированием или размещением средств страховых резервов и собственных средств страховой организации, облагаются НДС, если данный вид операций облагается налогом (например, доходы от недвижимости). В этом случае объектом обложения НДС является выручка, полученная от оказания данных услуг.

Поскольку в большинстве страховых организаций доля облагаемых НДС операций незначительна, чаще применяются положения п. 5 ст. 170 НК РФ, согласно которому страховым организациям разрешено включать суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль. Приобретенные материальные ценности, в том числе основные средства и нематериальные активы, отражаются в учете по стоимости без НДС. При этом вся сумма НДС, полученная по налогооблагаемым операциям, подлежит уплате в бюджет.

Налог на прибыль страховые компании платят с прибыли, полученной от своей деятельности. Определяется она по правилам статьи 247 Налогового кодекса РФ.

Особенности налогового учета у страховых организаций обусловлены характером выполняемых операций, одна из особенностей которых связана с порядком учета операций по основной деятельности организаций (страхованию, сострахованию, перестрахованию), а именно в бухгалтерском и налоговом учете эти операции отражаются по видам договоров. Доходы и расходы, полученные по договорам страхования, сострахования, перестрахования, признаются в налоговом учете в соответствии со ст. ст. 271, 272 НК РФ при определении доходов методом начисления. Следующая особенность налогового учета у страховых организаций определяется необходимостью формирования страховыми организациями страховых резервов: согласно ст. 330 НК РФ страховые организации образуют страховые резервы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом резерв предупредительных мероприятий не учитывается для целей налогообложения прибыли. Однако согласно п. 2 ст. 294.1 НК РФ при осуществлении обязательного медицинского страхования суммы отчислений в страховые резервы могут быть учтены для целей налогообложения. Третья особенность налогового учета связана с учетом страховых выплат. В соответствии со ст. 330 НК РФ страховые выплаты по фактически наступившему страховому случаю включаются в налоговом учете в состав расходов на дату возникновения у организации обязательства по выплате страхового возмещения.

На основании ст. 273 НК РФ в страховании при определении даты получения доходов страховая организация может использовать как метод начисления, так и кассовый метод. При этом кассовый метод применяется, если за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации услуг (работ, товаров) без НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Однако на практике преобладает метод начисления.

Особенности состава расходов страховой деятельности для целей налогообложения установлены ст. 294 НК РФ. На сферу страхования распространяется также действие положений ст. ст. 252, 254 - 269 НК РФ.

Единый социальный налог

В течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца страховые организации производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Таким образом, законодательно закрепленная система налогообложения страховых структур, исходя из финансовых результатов их деятельности, не только сложна в плане ее практической реализации, но и не позволяет достоверно планировать поступление доходов от страховой деятельности в государственный бюджет и бюджеты более низких уровней.

Налогообложение прибыли страховых организаций не решает и фискальных задач -- в результате всевозможных «способов минимизации» прибыли от страховой деятельности поступления в бюджет не соответствуют масштабам и темпам роста страховых взносов.

Рассмотрев тему мы выяснили какие существуют налоговые сборы в страховой деятельности, выявили воздействия различных налогов на экономические интересы страховщиков и страхователей и возможностей стимулирования определенного развития страхования и обосновали целесообразность налогообложения страховых компаний.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является теоретическое исследование налогообложения страховой деятельности в России, а также обоснование совершенствования налогообложения страховых организаций и разработка альтернативного механизма налогообложения.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка.
2. Раскрыть экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности.
3. Рассмотреть налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования
4. Исследовать действующую систему налогообложения страховых организаций.
5. Проанализировать динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах).
6. Оценить налоговую нагрузку организации.
7. Рассмотреть основные пути развития страхового сектора экономики в России.
8. Изучить основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России.
9. Раскрыть возможности оптимизация налоговой нагрузки компании.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России 8
1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе
становления страхового рынка 8
1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности 10
1.3 Налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования 14
2 Анализ функционирования системы налогообложения страховой деятельности в России 19
2.1 Исследование действующей системы налогообложения страховых организаций 19
2.2 Динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах) 25
2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 29
3 Развитие налогообложения страховой деятельности в РФ 35
3.1 Основные пути развития страхового сектора экономики в России 35
3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России 43
3.3 Оптимизация налоговой нагрузки компании 49
Заключение 53
Список использованных источников 56

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение страховой деятельности в России.doc

1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России 8

1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе

становления страхового рынка 8

1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности 10

1.3 Налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования 14

2 Анализ функционирования системы налогообложения страховой деятельности в России 19

2.1 Исследование действующей системы налогообложения страховых организаций 19

2.2 Динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах) 25

2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 29

3 Развитие налогообложения страховой деятельности в РФ 35

3.1 Основные пути развития страхового сектора экономики в России 35

3.2 Основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России 43

3.3 Оптимизация налоговой нагрузки компании 49

Список использованных источников 56

Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.

Безусловно, страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства играет важную роль в решении социально-экономических задач. Данная функция страхования реализуется в результате возмещения имущественных потерь и ущерба, вызываемых стихийными бедствиями, неблагоприятными факторами и негативными воздействиями на имущество граждан, предприятий, организаций, учреждений и государства в целом. Однако, в отличие от развитых стран, где институт страхования развивался как неотъемлемый элемент социально-экономической системы, страховой рынок Российской Федерации не способен в полном объеме обеспечить возмещение материальных потерь общества от неблагоприятного влияния последствий природных, экономических и социальных явлений. Это в наибольшей степени обусловлено значительным отставанием и диспропорцией региональных страховых рынков, становление которых происходит стихийно, без реальной поддержки со стороны государства и специальных программ с определением стратегических и тактических целей их развития.

Более того, действующая система налогообложения страховых организаций не учитывает специфику их деятельности и обуславливает экономическую несправедливость в распределении средств между федеральным центром и регионами, в связи с тем, что уплата налога на прибыль, в настоящее время, осуществляется по месту расположения головной организации, а основная часть страховых премий федеральных страховщиков аккумулируется ими через крупные филиальные сети.

Поэтому систему налогообложения страховых организаций, действующую в Российской Федерации, нельзя признать эффективной, так как она не обеспечивает стабильных поступлений в бюджетную систему и не способствует оптимизации страхового рынка и его региональных составляющих.

Все названные обстоятельства обусловили выбор темы курсовой работы, определили ее структуру и методы исследования.

Основной целью курсовой работы является теоретическое исследование налогообложения страховой деятельности в России, а также обоснование совершенствования налогообложения страховых организаций и разработка альтернативного механизма налогообложения.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка.

2. Раскрыть экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности.

3. Рассмотреть налогообложение страховщиков как элемент налоговой политики в сфере страхования

4. Исследовать действующую систему налогообложения страховых организаций.

5. Проанализировать динамика налоговых платежей организации (на пример Россгосстрах).

6. Оценить налоговую нагрузку организации.

7. Рассмотреть основные пути развития страхового сектора экономики в России.

8. Изучить основные направления совершенствования системы налогообложения страховой деятельности в России.

9. Раскрыть возможности оптимизация налоговой нагрузки компании.

Объектом исследования являются теоретические, методические и практические аспекты отношений между страховыми организациями и финансовой системой государства, возникающие при осуществлении налоговой политики.

Предметом исследования является налогообложение страховых организаций и пути его совершенствования посредством разработки альтернативного механизма налогообложения (на материалах Республики Башкортостан).

Теоретические аспекты страхования, его функции, понятия, вопросы становления страхового рынка и его региональных составляющих исследованы в трудах отечественных ученых: Ю.С. Бугаева, Н.Ф. Галагузы, Е.А. Дюжикова, Е.В. Коломина, Т.П. Медведевой, Л.А. Орланюк-Малицкой, А.П. Плешкова, Л.И. Рейтмана, В.А. Сухова, В.В. Шахова, Р.Т. Юлдашева и др. Проблемы налогообложения страховой деятельности исследованы в трудах ведущих российских ученых: Бакаева А.С., Буланцевой В.А., Маркарова Н.Э., Николенко Н.П., М.В. Романовой, Удаловой К.Г., Харитонова СВ., Щербакова В.В. и т.д.

В ходе исследования применялись теоретическая и методологическая база системного подхода, инвестиционного менеджмента, экономико-математического моделирования, экономического анализа и теория рыночной экономики.

Информационной базой курсовой работы явились труды отечественных и зарубежных ученых, постановления и распоряжения законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по вопросам страхования, материалы научных конференций, нормативные и справочные материалы, данные Государственного комитета по статистике Российской Федерации.

1 Теоретические аспекты налогообложения страховой деятельности в России

1.1 Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка

Страхование как элемент финансовой системы государства возникло еще в Древнем Риме. В трудах римского историка Тита Ливия, философа Марка Туллия Цицерона указывалось на создание и деятельность общества взаимного возмещения убытков. В период завоеваний Александра Македонского (IV в. до н.э.) были образованы первые страховые акционерные общества. В эпоху Средневековья стали заключаться письменные договоры страхования. Тогда благодаря великим географическим открытиям расширилась морская международная торговля. Купцам и торговцам не только требовались крупные капиталы, чтобы использовать новые возможности для расширения торговли, но и средства обеспечения возмещения убытков, возникающих вследствие непредвиденных обстоятельств и неподконтрольных человеку разрушительных сил природы. Заранее созданный страховой фонд являлся источником возмещения ущерба.[15, с. 63]

Появление на Руси страхования связывают с памятником древ нерусского права «Русская правда» (X —XI вв.), где впервые был о предусмотрено возмещение вреда общиной в случае убийства члена другой общины. В русском язык е понятие «страхование» всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприятного, нежелательного.

В России страхование стало активно развиваться с середины XIX в. Создание первых крупных страховых компаний расширило возможности использования денежных ресурсов отечественных предпринимателей и надежно обеспечивало защиту их интересов. В начале XX в. на долю акционерных страховых обществ приходилось около 70 процентов всего застрахованного в государстве имущества на сумму более 21 млрд рублей (в ценах 1913 г.). Помимо страхования имуществ а «от огня», осуществлялось страхование жизни, транспортное страхование, страхование стекол, страхование от кражи со взломом. После Октябрьской революции 1917 г. средства частных страховых организаций, их имущество был и национализированы и перешли в собственность государства. Вся работ а по страхованию в бывшем СССР осуществлялась органами Госстраха. С 1992 г. после принятия Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» начался новый этап развития страхования. Стали создаваться страховые организации, обществ а взаимного страхования, значительно расширились сфера страховых отношений и виды страхования.

В современном цивилизованном мире налоги – основной метод мобилизации доходов государства. Сущность и содержание налогов на практике принимают многообразные формы с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания. Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства и обозначает приоритеты развития тех или иных сфер, областей экономики страны и ее региональных составляющих. [21, с. 112]

Обзор литературных источников, проведенный в курсовой работе обобщить исследования в области налогообложения и уточнить его понятие, охарактеризовав налогообложение как фундаментальную составляющую государственной фискальной политики, представляющую собой комплекс мероприятий правительства, включающий в себя разработку механизмов налогообложения с целью регулирования деловой активности и формирования централизованных государственных фондов. Уточненное понятие системы налогообложения позволяет выявить и охарактеризовать ее состав в виде совокупности функций, принципов и механизмов налогообложения, так как определение системы налогообложения как совокупности только налогов, сборов и других платежей неполно и в какой-то степени однобоко.

1.2 Экономические и правовые основы налогообложения страховой деятельности

Общее законодательство охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской деятельности, рода занятий. К ним относятся, например. Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие законы. Этими правовыми актами устанавливаются организационно-правовые формы и определяется порядок создания предприятий, в том числе и страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, отношения предприятий между собою и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т.д. Правовые нормы общего законодательства создают условия для формирования специального законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам хозяйствования в сфере страхования.

Специальное страховое законодательство, регулирующее специфические страховые отношения, включает федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам страхования. Важнейшим в их числе является Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», который в первоначальной редакции носил название «О страховании» и был введен в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. -Ю внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании» было изменено первоначальное название закона, исключена глава II, посвященная договору страхования, и внесены некоторые другие изменения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью представленной работы является обоснование механизма налогообложения страховой деятельности, которая соответствовала бы общим направлениям совершенствования налоговой системы в стране и вместе с тем учитывала специфику сферы деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава 1.
1.1 Плательщики и объекты налогообложения
1.2 Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс
1.3 Расчет налогооблагаемой базы, налоговые ставки и льготы
1.4 Особенности обложения налогом доходов страховых организаций различных организационно-правовых форм
Глава 2.
2.1 Договоры и обязательства по вопросам налогообложения
2.2 Принципы и методы налогообложения
2.3 Плательщики налога на прибыль, объект налогообложения, ставки налога
2.4 Особенности налогообложения прибыли кредитных и страховых организаций
Глава 3.
3.1 История государственного регулирования страховой деятельности в России
3.2 Закон как основа функционирования страховых организаций
3.3 Основные направления государственного регулирования страховой деятельности в России
Литература

Содержимое работы - 1 файл

Налогооблажение.doc

по дисциплине «Страхование»

на тему: «Налогообложение страховой деятельности.

1.1 Плательщики и объекты налогообложения

1.2 Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс

1.3 Расчет налогооблагаемой базы, налоговые ставки и льготы

1.4 Особенности обложения налогом доходов страховых организаций различных организационно-правовых форм

2.1 Договоры и обязательства по вопросам налогообложения

2.2 Принципы и методы налогообложения

3.1 История государственного регулирования страховой деятельности в России
3.2 Закон как основа функционирования страховых организаций

3.3 Основные направления государственного регулирования страховой деятельности в России

Актуальность темы исследования. В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России со всеми ее противоречиями переходного периода.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Экономическая заинтересованность государства в развитии страхования обусловила выделение в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу отдельного раздела «Развитие рынка страховых услуг».

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась. Производившиеся изменения, в частности переход от налогообложения доходов к налогообложению прибыли, повышение ставки последнего и т.д., носили противоречивый характер. Отсутствие четкой концепции развития налогообложения страховой деятельности особенно наглядно проявлялось в различных вариантах соответствующих разделов проектов Налогового кодекса Российской Федерации. Даже принятые решения нельзя считать исчерпывающими все проблемы развития страхования.

В последние годы (особенно после подготовки первого проекта Налогового кодекса Российской Федерации) в экономической печати возникла острая дискуссия по проблемам налогообложения страховой деятельности. При этом преимущественно была представлена позиция страховщиков в части налогообложения прибыли. Другие аспекты системы налогообложения страховой деятельности почти не были отражены.

Основной целью представленной работы является обоснование механизма налогообложения страховой деятельности, которая соответствовала бы общим направлениям совершенствования налоговой системы в стране и вместе с тем учитывала специфику сферы деятельности.

В соответствии с постановленной целью основными задачами являются:

- анализ изменения системы налогообложения страховых организаций в увязке с развитием рынка страховых услуг;

- классификация налогов и сборов, уплачиваемых субъектами страхового рынка, выделение наиболее значимых платежей, формирующих основу налогообложения;

- выявление воздействия различных налогов на экономические интересы страховщиков и страхователей и возможностей стимулирования определенного развития страхования;

- обобщение зарубежного опыта прямого и косвенного налогообложения страховой деятельности;

- рассмотрение путей совершенствования налогообложения прибыли на основе оптимизации учета доходов и расходов страховых организаций;

- обоснование целесообразности налогообложения суммы страховых взносов и принципов ее построения.

Методология исследования. Процесс исследования базировался на диалектическом методе познания.

Проведен обстоятельный анализ большого числа законодательных нормативных и методических документов, специальной литературы, материалов налоговых органов, страховых организаций и статистических данных. В ходе решения поставленных задач были использованы такие приемы научного исследования, как наблюдение (статистическое), обработка полученного материала посредством синтеза и анализа, разработка гипотез и их проверка.

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

1.1 Плательщики и объекты налогообложения

Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности, осуществляемой на основании лицензии, являются предприятия, учреждения и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

Плательщиками налога на доходы от страховой деятельности являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, которые осуществляют в установленном порядке страховую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Под постоянным представительством иностранного юридического лица для целей налогообложения понимается бюро, контора, агентство, любое другое место осуществления страховой деятельности, а также организации и граждане, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации. Иностранное юридическое лицо подлежит учету в налоговом органе по месту нахождения его постоянного представительства. Предприятия, учреждения и организации, указанные в настоящем разделе, именуются в дальнейшем "страховые организации".

Объектом обложения налогом является доход от страховой деятельности, уменьшенный на сумму затрат, включаемых в себестоимость страховых услуг. При этом затраты на оплату труда при исчислении облагаемого дохода в себестоимость страховых услуг не включаются.

К доходам от страховой деятельности относятся:

а) страховые платежи (страховые премии) по договорам страхования и перестрахования;

б) комиссионные вознаграждения по перестрахованию;

в) доля перестраховщиков в выплаченных страховых суммах и страховых возмещениях;

г) суммы возврата специальных страховых резервов предыдущего периода;

д) другие доходы, связанные со страховой деятельностью, включая доходы от инвестирования временно свободных средств и размещения их на счетах в банках.

Доходы страховых организаций в иностранной валюте подлежат налогообложению по совокупности с доходом от страховой деятельности в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются на рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу страховой организации.

Доход от акций, облигаций и иных ценных бумаг, принадлежащих страховой организации, а также от долевого участия в других предприятиях подлежит налогообложению у источника этих доходов.

Прибыль, полученная страховой организацией от иных видов деятельности, не связанных со страховой деятельностью, а также доходы посредников (брокеров) облагаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

1.2 Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс

Как показывает вышеприведенный экскурс в историю налогов, возникновение налогообложения было вызвано появлением государства и государственного аппарата, создавших и использовавших фискальные механизмы для финансирования своих расходов. Однако налоги - это в первую очередь важнейшая финансово-экономическая категория.

Стоимость всех материальных благ, созданных обществом за определенный период (обычно за год) и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностей в экономике, носит наименование валового (совокупного) общественного продукта (ВОП). В свою очередь, ВОП в стоимостной форме состоит из стоимости потребленных средств производства (с), выплаченной заработной платы (v) п прибыли (т). Вновь созданная стоимость (v+m) представляет валовой национальный доход (ВНД). В своем движении ВОП и ВНД проходят четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Однако объективная необходимость мобилизации части ВОП для казны возникает только на стадии распределения, поскольку именно на этой стадии выявляется доля (пропорция) производителей и иных субъектов общества в ВОП. Кроме того, необходимо отметить, что процессы первичного распределения ВОП осуществляются без участия государства, поскольку весь производственно- распределительный процесс в принципе невозможно осуществлять иначе, чем возмещая стоимость израсходованных средств производства (с), выплачивая заработную плату (v) и получая прибыль (т).

В то же время государство, возникшее как надстроечная форма управления обществом на соответствующей стадии развития цивилизации, объективно потребовало материальной основы для своего существования, источником чего могла выступить только сфера материального производства. Именно с возникновения государства начинается формирование системы перераспределительных отношений (распределение уже распределенного ВОП), которая с развитием товарно-денежных отношений выступила в денежной (финансовой) форме.

Основным методом перераспределения ВОП стало прямое изъятие государством определенной части ВОП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета), что и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения. Это перераспределение осуществляется непосредственно из ВНД, который выступает единственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.

Перераспределение части ВОП в пользу государства осуществляется между двумя участниками общественного производства: от работников (из «с») в форме подоходного и иных налогов, а от хозяйствующих субъектов (из «т») - в форме налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др.

Несмотря на свою экономическую природу, налогообложение не избежало идеологического влияния. Предназначение налогов различно в зависимости от состояния общественного развития: если при капитализме налоги в основном необходимы для содержания государственного аппарата и удовлетворения некоторых общественных потребностей, то при социализме налоги выступали «одним из средств планового распределения и перераспределения национального дохода в интересах коммунистического строительства». В некоторых государствах налогов нет вообще. Например, в Конституции Северной Кореи записано: «Государство полностью ликвидирует систему налогов, которая является наследием старого общества».

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России со всеми ее противоречиями переходного периода.
Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования.
Названные обстоятельства обуславливают актуальность данной темы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России со всеми ее противоречиями переходного периода.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Экономическая заинтересованность государства в развитии страхования обусловила выделение в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу отдельного раздела «Развитие рынка страховых услуг».

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов).

Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования.

Названные обстоятельства обуславливают актуальность данной темы.

  1. Налоги, уплачиваемые страховой организацией

Страховые организации облагаются налогами в соответствии с общими правилами, установленными Налоговым кодексом.

Налоги, уплачиваемые страховыми компаниями, можно подразделить на следующие основные группы:

  • налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов): налог на прибыль (доход), налог на доходы от капитала;
  • налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг: налог на пользователей автомобильных дорог, сбор за использование наименования «Россия»;
  • налоги с имущества: налог на имущество страховых компаний, сюда же можно отнести налог с владельцев транспортных средств;
  • платежи за природные ресурсы: земельный налог;
  • налоги с фонда оплаты труда: единый социальный налог, налог на нужды образовательных учреждений, транспортный налог, сбор на содержание милиции, пожарной охраны и образовательных учреждений;
  • налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;
  • налоги на определенный вид финансовых операций с ценными бумагами;
  • налоги с выручки от оказания нестраховых услуг и реализации имущества: налог на добавленную стоимость;
  • налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: госпошлина.

Таблица 1. Состав и структура налогов, уплачиваемых страховщиками

С прибыли, рассчитанной в соответствии с положениями гл. 25 НК страховщики уплачивают налог на прибыль в размере 24%. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 5%, зачисляется в федеральный бюджет, 13—17% — в бюджеты субъектов РФ, 2% — в местные бюджеты. Законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, строго в определенном интервале.
К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным страховой организацией в виде дивидендов, а также по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются особые налоговые ставки. Они составляют:

- по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций, — 6%;
- по доходам, полученным в виде дивидендов от иностранных организаций, —15%;
- по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам — 15%.
Сумма таких налогов в полном объеме подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Начисленный фонд оплаты труда служит основой для определения размера единого социального налога, который рассчитывается по ставкам, зависящим от величины фонда оплаты труда, приходящегося в среднем на одного работника, и составляющим:
- 35,6%, если налоговая база не превышает 100 тыс. руб.;
- 35600 руб.+20% с суммы, превышающей 100 тыс. руб., если налоговая база составляет от 100001 руб. до 300 тыс. руб.;
- 75 600 руб.+10% с суммы, превышающей 300 тыс. руб., если налоговая база составляет от 300001 руб. до 600 тыс. руб.;
- 105600 руб.+2% с суммы, превышающей 600 тыс. руб. при налоговой базе свыше 600 тыс. руб.
Если в страховой компании зарегистрированы автомобили, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины, она является плательщиком транспортного налога.Обложению подлежит мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах по ставкам от 5 до 50 руб. с 1 л. с.

Этот налог перечисляется в бюджет субъекта РФ.
Располагая движимым и недвижимым имуществом, учитываемым на балансе в качестве объекта основных средств, страховщики обязаны платить налог на имущество организаций. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Налог на операции с ценными бумагами страховая компания платит, если является их эмитентом. Облагается номинальная сумма выпуска по ставке 0,2%, но не более 100 тыс. руб.
Подача исковых и иных заявлений и жалоб, а также выдача документов судами, учреждениями и органами сопровождаются уплатой государственной пошлины. Суммы пошлины дифференцированы по видам действия и суммам удостоверяемых сделок и определяются в твердом размере (рублях), в процентах от суммы сделки или в размере, кратном МРОТ.
Являясь собственниками земли, землевладельцами и землепользователями, страховые организации с площади земельного участка обязаны платить земельный налог. Ставки устанавливаются законом субъекта РФ и регулярно (ежегодно) корректируются в соответствии с федеральным законодательством.

  1. Источники уплаты налогов

Источниками уплаты налогов в федеральный бюджет согласно налоговому законодательству являются:

• для налога на добавленную стоимость и специального налога —увеличение цены на услуги нестрахового характера;

• для платы за землю, налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств, госпошлины и транспортного налога — себестоимость;

• для налога на прибыль — балансовая прибыль;

• для налога на операции с ценными бумагами и сбора за использование наименования «Россия» — чистая прибыль.

Источниками уплаты налогов в региональные бюджеты (налог на имущество предприятий и налог на нужды образовательных учреждений) и в местные бюджеты (налог на рекламу и др. ) являются финансовые результаты деятельности страховых организаций.

Страховые организации несут ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, предоставление необходимых документов, а также за соблюдение иных норм, установленных налоговым законодательством.

  1. Формирование налоговой базы для страховой организации

Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.

Под налогообложение подпадают такие виды прибыли, как:

• прибыль от основной (страховой) деятельности;

• прибыль от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке;

• прибыль от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке.

Для расчета налога на прибыль выделяются различные базы, что обусловлено особенностями переноса убытка в течение отчетного периода, а также убытка, полученного в отчетном году, но учитываемого в будущем. Убытки, полученные по операциям с ценными бумагами, могут покрываться будущей прибылью только по той же группе. В случае, если налогоплательщиком в отчетном периоде получен убыток, т. е. разность между доходами и расходами отрицательная, в данном налоговом периоде база для уплаты налога признается равной нулю. Однако эти убытки могут быть учтены в последующих отчетных периодах в течение 10 лет.

Убытки рассчитываются и переносятся на будущие периоды по каждой базе отдельно. При этом сумма переносимого на отдельный календарный период убытка не должна превышать 30% исчисленной налоговой базы рассматриваемого календарного периода.

Так, доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, не могут быть уменьшены на расходы (или убытки) от ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке. К разным налогооблагаемым базам применяются разные ставки:

Порядок расчета налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль представлен на рисунке 3. Налогооблагаемая база уменьшается на сумму льгот, предоставляемых страховым компаниям по налогу на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

рис.3. Порядок расчета налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль

  1. Особенности налогообложения в страховой деятельности

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики.

Во-первых, поскольку страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом входной НДС страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, налоговое законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Таким образом, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом, страховые взносы не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления.

Показатели налоговой нагрузки у страховых компаний низкие, не превышают 3 %, при среднеотраслевом показателе по финансовой деятельности 9,8%. Многие компании на протяжении нескольких налоговых периодов показывают для целей налогообложения убыток.

Направления уклонения от налогообложения с использованием правового статуса страховой компании:

Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия в отношении страховых организаций показывают, что некоторые участники страхового рынка используют предоставленный льготный режим налогообложения и правовой статус страховой компании для минимизации налогов или вовсе для ухода от них как для себя, так и для своих клиентов-страхователей.

При этом используются следующие операции, характерные только для страховых организаций:

- выплаты агентского вознаграждения агентам, привлекаемым для заключения договоров страхования или для их сопровождения. Размер агентского вознаграждения определяется агентским договором между страховщиком и агентом, однако он не должен превышать размер вознаграждения, заложенного в структуре тарифной ставки, которая прошла согласование с регулятором страхового рынка.

Особенности налогообложения страховых организаций [22.05.16]

Тема: Особенности налогообложения страховых организаций

Тип: Курсовая работа | Размер: 92.21K | Скачано: 62 | Добавлен 22.05.16 в 15:42 | Рейтинг: +1 | Еще Курсовые работы

Вуз: Волгоградский государственный университет

Год и город: Волгоград 2014

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты налогообложения субъектов РФ 5

1.1. Понятие страховых организаций как хозяйственных субъектов РФ и особенности их функционирования 5

1.2. Организационно-правовые формы хозяйственных субъектов на страховом рынке РФ 11

1.3. Налогообложение страховых организаций на страховом рынке 19

2. Анализ и специфика налогообложения ОАО Страховая компания «Царица» 22

2.1. Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО Страховая компания «Царица» 22

2.2. Специфика налогообложения 31

2.3. Налоговое планирование 35

Заключение 42

Список использованных источников 42

Введение

Страхование удовлетворяет одну из основных потребностей человека - потребность в безопасности и имеет многовековую историю развития. В условиях рыночной экономики широко раскрываются его возможности, связанные с созданием накоплений юридических и физических лиц, что повышает инвестиционный потенциал страны, способствует росту благосостояния нации и позволяет решать проблемы социального и пенсионного обеспечения.

В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования, касающееся защиты интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков.

Возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональные бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась.

Несовершенство налогового законодательства - один из основных факторов, тормозящих развитие страхования в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков - как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам/Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

Целью курсовой работы является изучение механизма налогообложения страховых организаций.

Задачи курсовой работы: рассмотреть понятие и виды страхования в РФ, изучить состояние страхового рынка на современном этапе, провести анализ развития налогообложения на различных этапах становления российского страхового рынка, а также предложить основные пути совершенствования налогообложения и регулирования страховой деятельности в РФ.

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ; (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ; (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ; (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (с изменениями от 4 октября 2010г.)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-Ф3; (часть вторая) от 5.08.2000 N 117-ФЗ (с изменениями от 28 декабря 2010г.)
  3. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями от 29 ноября 2010г.)
  4. Приказ Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 мая 1994 года № 02-02/08 (в ред. письма Росстрахнадзора от 17.06.1994 года) «Об утверждении новой редакции «Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. .
  6. Постановление Правительства РФ от 10.02.1992 года № 76 «О создании Российского государственной страховой компании»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  7. Федеральный закон РФ от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  8. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  9. Федеральный Закон РФ от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  10. Боровикова Е.В. О налогообложении и налоговом консультировании страховых организаций // Налоговый вестник. – 2008. - №8.
  11. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский учет в страховых организациях: учебно-практическое пособие - М.: "Проспект", 2009
  12. Колчин С.П. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: Вузовский учебник, 2008
  13. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 5 изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  14. Красова О.С. Бухгалтерский учет в страховании: практическое пособие - М.: "Омега-Л", 2007
  15. Миронова О.А., Азарская М.А. Учет, налогообложение и аудит в страховых организациях Изд. 2 - М.: Бухучет, 2008
  16. Невешкина Е.В., Шерстнева Г.С. Налог на прибыль: особенности исчисления и уплаты. - Система ГАРАНТ, 2009 г.
  17. Никулина Н.Н., Осипова Т.И. Особенности налогообложения в страховой организации //Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 4, 5, 2009 г.
  18. Петрова В.И., Петров А.Ю., Скачко Г.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит деятельности страховых организаций - М.: "Финансы и статистика", 2008
  19. Романова М.В. Особенности налогообложения страховых организаций // Российский налоговый курьер. – 2005. - №20.
  20. Савченко О.С. Организация и ведение налогового учета страховщиков / О.С. Савченко // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. – 2008. - №1.
  21. Смирнова М.Б. Страховое право: учебное пособие - М.: "ЮД Юстицинформ", 2007
  22. Турбина К.Е., Дадьков В.Н. Взаимное страхование - М.: Анкил, 2007
  23. Чанкселиани Л.Г О целесообразности замены для страховых организаций налога на прибыль налогом на страховые взносы Налоги и налогообложение / Л.Г. Чанкселиани // Налоги и налогообложение. – 2007. - №8.
  24. Чернова Г.В., Базанов А.Н. Страхование - М.: "ТК Велби", 2008
  25. Шахов В.В. Страхование: Учебник - М.: ЮНИТИ, 2007
  26. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1990. С. 710.
  27. Большая советская энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1976. Т. 24. Кн. 1. С. 556-557.
  28. Шахов В.В. Страхование. М.: ЮНИТИ, 2010. С. 22.
  29. Никулина Н.Н., Осипова Т.И. Особенности налогообложения в страховой организации //Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение, N 4, 5, 2009 г.
  30. Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций". - Система ГАРАНТ, 2009 г.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Читайте также: