Узбекистан упрощенная система налогообложения

Опубликовано: 19.09.2024

В свете принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» № ЗРУ-599 от 30 декабря 2019 года, была принята новая редакция Налогового кодекса.

Существенными изменениями являются следующие:

1. Виды налогов были сокращены до 9.

2. Единый социальный платеж, единый налоговый платеж и фиксированный налог были заменены на социальный налог, налог с оборота и налог на доходы физических лиц в фиксированном размере соответственно.

3. Основные изменения налоговых ставок:

● НДС устанавливается по единой ставке 15%;

● Налог на прибыль для юридических лиц устанавливается по ставке 15%;

● Налог на имущество устанавливается по ставке 2% (без изменений);

● Все предоставленные льготы по социальному налогу отменяются, тогда как социальный налог для государственных учреждений снижается до 12%.

4. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:

Для физических лиц - резидентов Республики Узбекистан:

● Основная ставка налога на доходы физических лиц – в размере 12 процентов;

● Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;

Для физических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан:

● Дивиденды и проценты – 10%;

● Доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) – 6%;

● Доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы – 20%.

5. Право налоговых органов по списанию задолженности налогоплательщика с его дебиторов упраздняется.

6. Льготы, а также пониженные ставки по налогам и другим обязательным платежам, предоставленные Налоговым кодексом Республики Узбекистан действуют до 1 апреля 2020 года, тогда как если они предоставлены решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, они действуют до истечения срока их действия.

7. Следует отметить, что с 1 января 2020 года, льготы по налогам выдаются только Налоговым кодексом. Исключениями являются снижения таких налогов как НДС, акцизный налог и налог за недропользование, которые могут быть предоставлены Решением Президента в размере не более 50% и не более чем на 3 года.

8. Налоговый кодекс в новой редакции предусматривает возврат излишне уплаченных или взысканных налогов в течение 15 дней с момента оплаты, более того, возврат предусматривает проценты на каждый просроченный день исходя из ставки рефинансирования Центрального банка.

9. Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года.

10. Введены следующие виды налоговых проверок:

● Камеральная налоговая проверка;

● Выездная налоговая проверка;

При этом важно заметить, что налоговая проверка будет производиться на основании решения налогового органа и субъекты предпринимательства имеют права обжаловать результаты налоговых проверок.

11. С 1 января 2020 года отменяется упрощенный порядок НДС.

12. С 1 января 2020 года плательщиками НДС становятся:

● Постоянные учреждения иностранных юридических лиц в независимости от размера дохода от реализации товаров/услуг;

● Иностранные юридические лица, реализующие товары/услуги на территории Республики Узбекистан, если местом реализации таких товаров/услуг признается Республика Узбекистан.

13. С 1 апреля 2020 года отменяются льготы по НДС на следующие товары/услуги:

● Печатная продукция; товары, приобретаемые за счет грантов; товарно-материальные запасы государственного резерва при их обновлении; имущество, передаваемое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом; объекты недвижимости, строительство которых осуществляется коммерческими банками за счет собственных средств по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан;

● Услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационные, туристические услуги, услуги, приобретаемые за счет грантов; услуги по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке; услуги по сдаче в аренду государственного имущества; услуги по доставке средств массовой информации и книжной продукции; финансовые услуги, тариф на которые установлен в абсолютном значении.

14. Товары/услуги, приобретаемые юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, в рамках проектов, одобренных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями до 1 июля 2020 года, не облагаются НДС и акцизным налогом.

15. Возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения суммы НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога, будет осуществляться с 1 июля 2020 года.

16. Для отдельной категории налогоплательщиков, т.е. экспортеров, налогоплательщиков, предоставившие банковскую гарантию, иностранных дипломатических представительств, участников Соглашения о разделе продукции, участников налогового мониторинга, предусматривается ускоренный порядок возврата НДС в течение 7 дней.

17. Возврат НДС иностранным дипломатическим представительствам и участникам соглашения о разделе продукции (при наличии таких условий в Соглашении) будет осуществляться с 1 января 2020 года по товарам/услугам, приобретаемым с 2020 года.

18. Срок переноса убытков увеличивается до 10 лет, тогда как предельный размер переносимого убытка до 60% от налоговой базы.

19. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка, образовавшегося до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более 5 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Совокупная сумма переносимого убытка не может превышать 50 % налоговой базы текущего налогового периода.

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ

НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРАКТИКЕ

УПРОЩЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Законом "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан" от 30 декабря 2009 года N ЗРУ-241 внесены изменения в статьи НК, регулирующие порядок налогообложения предприятий, применяющих упрощенный порядок налогообложения.

ЕДИНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ДОРОС ДО "5"

Без изменений остался порядок исчисления и уплаты единого земельного налога, а вот ставка его увеличена с 3,5% (в 2009 г.) до 5% (в 2010-м), согласно постановлению Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год" (от 22 декабря 2009 года N ПП-1245, далее - Постановление N ПП-1245). При этом определено, что рыбоводческие хозяйства, относящиеся в соответствии с установленными критериями к плательщикам единого земельного налога, уплачивают его исходя из средней нормативной стоимости орошаемых земель в районе.

ФИКСИРОВАННЫЙ НАЛОГ

ЗАФИКСИРОВАЛИ НА МЕСЯЦ

Внесены изменения в порядок уплаты фиксированного налога:

в статьях 372 и 375 НК определено, что сумма фиксированного налога уплачивается за месяц независимо от количества дней, проработанных налогоплательщиком в данном периоде;

определен срок, в течение которого информация о временном приостановлении или возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя должна быть предоставлена регистрирующим органом в налоговую инспекцию, - не позднее окончания следующего рабочего дня после получения соответствующего заявления от предпринимателя.

ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ

Плательщики известны

В статью 350 "Налогоплательщики" внесено 2 изменения, которыми в нее включены плательщики:

1) индивидуальные предприниматели, на которых возложено ведение дел простого товарищества при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества (они и ранее были плательщиками ЕНП, но на основании статьи 382 НК);

2) микрофирмы и малые предприятия, производящие жженый кирпич на основе современных энергосберегающих технологий с использованием специальных печей. Но право уплачивать ЕНП они смогут реализовать только с 2012 года, поскольку постановлением Президента "О дополнительных мерах по стимулированию увеличения производства и улучшению качества стеновых материалов" (от 19 июня 2009 года N ПП-1134) до его начала они освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в целевые фонды (за исключением единого социального платежа).

ЛЬГОТА НЕ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛОВ

В статью 354 "Специальные положения" НК внесено уточнение: от уплаты в бюджет арендной платы за земельные участки, полученные в аренду по решениям Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан и органов государственной власти на местах (за исключением земельных участков, используемых в деятельности, по которым уплачиваются общеустановленные налоги), освобождаются только юридические лица - плательщики единого налогового платежа. Индивидуальные же предприниматели арендную плату за земельные участки, выделенные им для осуществления предпринимательской деятельности, платят в установленном порядке.

ОБЪЕКТЫ НОВЫЕ И НЕ ОЧЕНЬ

Статья 355 "Объект налогообложения" уточнена и дополнена.

Уточнен порядок определения валовой выручки строительными, строительно-монтажными, ремонтно-строительными, пусконаладочными, проектно-изыскательскими и научно-исследовательскими организациями по договорам, которые предусматривают обязанность заказчика обеспечить вышеназванные работы материалами. В таких случаях право собственности на эти материалы сохраняется за заказчиком. Поэтому выручка от реализации работ, выполненных собственными силами, строительно-монтажными, ремонтно-строительными и другими перечисленными в статье организациями определяется по стоимости выполненных и подтвержденных работ без включения в нее стоимости материалов заказчика.

Другое дополнение в статью 355 касается юридических лиц, осуществляющих реализацию товаров по ценам ниже себестоимости или цены приобретения товаров, а также безвозмездную передачу товаров. В целях налогообложения выручка должна определяться по их себестоимости или цене приобретения. На товары, по которым предусмотрено государственное регулирование цен (тарифов), выручка от реализации определяется исходя из установленных цен (тарифов).

Однако данная норма не распространяется на безвозмездную передачу товаров в экологические, оздоровительные и благотворительные фонды, учреждения культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, физической культуры и спорта, образовательные учреждения.

При применении вышеуказанных положений надо учитывать, что, согласно пункту 6 постановления Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2009 год" (от 29 декабря 2008 года N ПП-1024), для предприятий, экспортирующих товары собственного производства за свободно конвертируемую валюту по ценам ниже себестоимости, выручка от их реализации для целей налогообложения определяется исходя из фактической цены реализации экспортных товаров.

В доходы, не облагаемые единым налоговым платежом, по аналогии с налогом на прибыль, включена гуманитарная помощь и исключены доходы акционера - юридического лица, полученные в виде стоимости дополнительных акций или увеличения номинальной стоимости акций при направлении нераспределенной прибыли прошлых лет на увеличение уставного фонда (уставного капитала), так как с 1 января 2010 года в целях налогообложения они включены в состав дивидендов (см. подробнее в N 5 от 1 февраля 2010 года об изменениях в налогообложении прибыли).

ПЕРИОД, ТРЕБУЮЩИЙ ОТЧЕТА

В статью 359 "Налоговый период. Отчетный период" внесена поправка, согласно которой отчетным периодом является:

для микрофирм и малых предприятий - квартал;

для налогоплательщиков, не относящихся к микрофирмам и малым предприятиям, - месяц.

Новая редакция вызвана необходимостью привести 359-ю в соответствие со статьей 360 НК: отчетный период должен совпадать со сроком представления расчетов.

ЕНП РАЗДАЕТ АВАНСЫ

С 1 января 2010 года Постановлением N ПП-1245 введен порядок, согласно которому предприятия оптовой торговли обязаны уплачивать авансовые платежи по единому налоговому платежу в размере 5 процентов от суммы выручки, поступающей от каждой проведенной торговой операции.

Порядок их уплаты определен Положением о порядке уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей (приложение к постановлению МФ, ГНК и правления ЦБ, зарегистрированному МЮ 14 января 2010 года N 2065, далее - Положение N 2065). Он не распространяется на:

оптовые аптечные организации;

специализированные оптовые базы-конторы и их территориальные базы, входящие в систему Ассоциации предприятий оптовой торговли.

Основная роль в организации сбора авансовых платежей по ЕНП возложена на налоговые органы. Именно они должны определить их плательщиков, уведомить о них коммерческие банки и контролировать поступление авансовых платежей. Положением N 2065 предусмотрено, что налоговые органы обязаны:

уведомлять банки в трехдневный срок со дня получения информации от лицензирующего органа о предприятиях - плательщиках ЕНП, а также о вновь созданных предприятиях, получивших лицензии на оптовую торговлю после 1 января 2010 года.

Налоговые органы обязаны также уведомить в эти же сроки налогоплательщиков о том, что на них распространяется действие Положения N 2065.

При прекращении действия или аннулировании лицензии на право осуществления оптовой торговли они должны в однодневный срок со дня получения соответствующей информации уведомить об этом коммерческие банки.

Уточненная информация о плательщиках авансового платежа с ЕНП должна обновляться ежегодно и в трехдневный срок после истечения срока представления налоговой отчетности за налоговый период представляться коммерческим банкам.

В настоящее время налоговые органы направляют уведомление всем предприятиям, имеющим лицензии на право осуществления оптовой торговли. Но при этом следует иметь в виду, что не все обладатели лицензии на осуществление оптовой торговли являются плательщиками авансовых платежей по ЕНП. Таковыми, в частности, не являются действующие предприятия - плательщики общеустановленных налогов, получившие лицензию и осуществляющие деятельность в сфере оптовой торговли (не являющиеся по итогам отчетного года плательщиками ЕНП).

ПЛАТЕЛЬЩИКИ АВАНСОВЫХ

ПЛАТЕЖЕЙ ПО ЕНП

Нормативно-правовыми документами в качестве плательщиков авансовых платежей по ЕНП определены предприятия оптовой торговли, то есть зарегистрированные таковыми (имеют код оптовой торговли), получившие в установленном порядке лицензию на занятие оптовой торговлей и фактически осуществляющие эту деятельность. Но в целях налогообложения в числе плательщиков указанного налога могут оказаться и другие предприятия. Например, предприятия, прошедшие регистрацию как производственные и уплачивавшие общеустановленные налоги, но оказавшиеся по итогам предыдущего отчетного периода торговыми, потому что доля выручки от торговой деятельности в общем объеме реализации стала преобладающей. Они в 2010 году должны перейти на уплату единого налогового платежа и, соответственно, по оптовой торговле уплачивать авансовые платежи по ЕНП.

Плательщиками авансового платежа по единому налоговому платежу являются:

1) предприятия оптовой торговли - плательщики ЕНП, то есть предприятия, являющиеся по коду ОКОНХ предприятиями оптовой торговли (71100-71150), имеющие лицензию на оптовую торговлю и осуществляющие данную деятельность;

2) предприятия - плательщики ЕНП, осуществляющие несколько видов деятельности, у которых оптовая торговля по итогам года является основным видом;

3) вновь созданные предприятия - плательщики ЕНП, получившие лицензию на право осуществления оптовой торговли после 1 января 2010 года. Они будут уплачивать авансовый платеж по ЕНП в течение 2010 года, по результатам которого будет определяться их статус налогоплательщика на 2011 год. Если вновь созданные предприятия - плательщики общеустановленных налогов, получившие лицензию на право оптовой торговли, уплачивали авансовые платежи по ЕНП, но при этом не уведомили налоговый орган об уплате ЕНП и представили расчеты за первый отчетный период по общеустановленным налогам, то суммы ЕНП должны быть зачтены в счет погашения задолженности по другим видам налогов и обязательных платежей или возвращены налогоплательщику в установленном порядке. И в этом случае налоговый орган обязан в трехдневный срок с даты представления отчетности уведомить банк о том, что данный налогоплательщик не является плательщиком ЕНП.

Действующие предприятия - плательщики общеустановленных налогов, имеющие лицензию на право осуществления деятельности по оптовой торговле, не являются плательщиками авансового платежа по единому налоговому платежу. Они должны уплачивать общеустановленные налоги, в том числе и по торговой деятельности. Результаты 2010 года будут учтены при определении их налогового статуса на 2011 год.

На спецсчета должны поступать все денежные средства предприятий - плательщиков авансовых платежей по ЕНП, включая поступления от торговых и иных операций.

Плательщики авансовых платежей по ЕНП должны уведомить своих клиентов об изменении своих платежных реквизитов (в следующем году они могут снова измениться, если изменится налоговый статус предприятий).

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

В качестве налоговых агентов по авансовым платежам по ЕНП выступают коммерческие банки. Им отводятся функции по:

открытию специальных счетов в течение 3 дней с даты получения уведомления налогового органа. Счета подразделяются на два вида: 22624 "Целевые средства юридических лиц, реализующих отдельные виды подакцизных товаров" - для предприятий оптовой торговли, реализующих отдельные виды подакцизных товаров в соответствии с Временным положением о системе учета производства и реализации отдельных видов подакцизных товаров (утверждено постановлением МЭ, МФ, ГНК и правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 26 июля 2004 года N 1390, далее - Временное положение N 1390), и счет 22626 "Целевые средства предприятий и организаций" - для предприятий оптовой торговли, реализующих другие товары;

распределению и перечислению средств, поступивших на эти счета в пропорции:

5% - в качестве авансовых платежей по единому налоговому платежу на счет 23407 "Доходы Республиканского бюджета по единому налоговому платежу";

95% - на депозитные счета налогоплательщика, за исключением средств, поступающих от реализации отдельных видов подакцизных товаров в соответствии с Временным положением N 1390;

закрытию специальных счетов в течение 3 дней с даты получения соответствующего уведомления налогового органа.

Банки должны перечислять авансовые платежи по ЕНП в день поступления денег на спецсчета, соответственно, на основные счета налогоплательщиков они поступят в эти же сроки.

УЧЕТ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Сумма уплаченных авансовых платежей засчитывается в счет уплаты причитающейся суммы единого налогового платежа по расчету ЕНП. В бухгалтерском учете она отражается по счету 4410 "Авансовые платежи в бюджет (по видам)". Начисление и зачет авансового платежа по ЕНП отразится записями:

Бухгалтерский учет расчетов по единому налоговому платежу

дебет

кредит

Отражаются авансовые платежи по единому налоговому платежу у предприятий оптовой торговли (5%)

4410 "Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет"

5111 "Специальный счет по оптовым операциям",

5530 "Прочие специальные счета"

Отражен зачет авансовых платежей по налогу при окончательном расчете

6410 "Задолженность по платежам в бюджет (по видам)"

4410 "Авансовые платежи по налогам и другим обязательным платежам в бюджет"

Материал подготовлен специалистами

группы "Norma Ekspert".

Специальные налоговые режимы – это упрощенные виды уплаты налогов, установленные Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).


Индивидуальные предприниматели и юридические лица (субъекты малого бизнеса) вправе выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов и представления налоговой отчетности по ним:

· специальный налоговый режим на основе патента;

· специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;

Специальный налоговый режим на основе патента

v Патент - электронный документ, подтверждающий уплату индивидуального подоходного налога (за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Работа при выборе специального налогового режима на основе патента достаточно проста. Для получения патента течение 10 рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации Индивидуального предпринимателя, необходимо обратиться в Налоговый орган по месту проживания и написать заявление по соответствующему бланку.

Согласно действующему законодательству специальный налоговый режим на основе патента должен соответствовать следующим требованиям:


Специальный налоговый режим на основе патента не вправе применять:

· юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

· филиалы, представительства юридических лиц;

· налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах

· юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов

· юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;

· налогоплательщики, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

· организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.

Также, согласно Кодексу Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» имеются ограничения в связи с определенным видом деятельности:


В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Исчисление сумм индивидуального подоходного налога и социального налога, включаемых в стоимость патента, производится путем применения ставки в размере 2 процентов к объекту налогообложения. Исчисленная сумма подлежит уплате в бюджет в виде:

Ø индивидуального подоходного налога - в размере 1/2 части исчисленной суммы;

Ø социального налога - в размере 1/2 части исчисленной суммы за минусом социальных отчислений.

Исчисление включаемых в стоимость патента обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений производится в соответствии с законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы социальных отчислений над суммой социального налога сумма социального налога становится равной нулю.

Если сумма фактически полученного дохода в течение срока действия патента превысит размер дохода, указанного в расчете, индивидуальные предприниматели обязаны в течение пяти рабочих дней представить расчет в виде дополнительной налоговой отчетности на сумму превышения и произвести уплату налогов с этой суммы.

Если сумма фактически полученного дохода в течение срока действия патента с учетом случаев его досрочного прекращения в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 431 настоящего Кодекса менее размера дохода, указанного в расчете, индивидуальные предприниматели вправе представить расчет в виде дополнительной налоговой отчетности на сумму уменьшения стоимости патента.

v Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации

Согласно действующему законодательству специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые должны соответствовать следующим условиям:


2) для юридических лиц:

ü предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

ü предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года.

Для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации налогоплательщики, за исключением вновь образованных индивидуальных предпринимателей, представляют в налоговый орган по месту нахождения уведомление о применяемом режиме налогообложения.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации предоставляется:

Ø вновь созданными (возникшими) юридическими лицами не позднее пяти рабочих дней после государственной регистрации юридического лица в органе юстиции;

Ø налогоплательщиками, при переходе с общеустановленного порядка или иного специального налогового режима - до первого числа месяца применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации;

Ø ндивидуальными предпринимателями при переходе со специального налогового режима на основе патента:

· в течение пяти рабочих дней со дня возникновения несоответствия условиям применения специального налогового режима на основе патента;

· в иных случаях - до окончания срока действия патента или временного приостановления представления налоговой отчетности.

Исчисление налогов по упрощенной декларации

Исчисление налогов на основе упрощенной декларации производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 3 процентов.

Сумма налогов, исчисленная за налоговый период согласно пункту 1 настоящей статьи, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 процента от суммы налога за каждого работника, исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у индивидуальных предпринимателей не менее 2-кратного, юридических лиц - не менее 2,5-кратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода.

Сроки представления упрощенной декларации и уплаты налогов

1. Упрощенная декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

2. Уплата в бюджет исчисленных по упрощенной декларации налогов производится не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, в виде индивидуального (корпоративного) подоходного налога и социального налога.

При этом индивидуальный (корпоративный) подоходный налог подлежит уплате в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации, социальный налог - в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании».

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога считается равной нулю.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Дата публикации 30.04.2021

Субъекты РФ в зависимости от категории налогоплательщика вправе устанавливать пониженные ставки УСН (п. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ). Далее приведены действующие в регионах налоговые ставки УСН в зависимости от объекта налогообложения.

для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, основной вид экономической деятельности которых по состоянию на 1 марта 2020 года отнесен к наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции отраслям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также для организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Арктической зоны, в течение пяти налоговых периодов с момента получения статуса резидента Арктической зоны при условии, что выручка от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, составляет не менее 90 процентов общей суммы выручки

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность туроператоров, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере внутреннего и въездного туризма, при условии, что выручка от указанного вида деятельности составляет более 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), и при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) при предоставлении услуг в сфере внутреннего и въездного туризма.

1) впервые зарегистрированными на территории Республики Мордовия в 2021 и 2022 годах в связи с переменой ими места нахождения (места жительства)
2) применявшими в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и перешедшими с 1 января 2021 года на применение упрощенной системы налогообложения

    производство продукции, при условии, что данное производство осуществляется резидентами Технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия. В целях настоящего Закона под резидентами Технопарка в сфере высоких технологий Республики Мордовия понимаются хозяйственные общества, заключившие договор аренды недвижимого имущества с Автономным учреждением "Технопарк-Мордовия" с целью разработки и (или) производства инновационной продукции на данных арендуемых площадях.

(право на применение сниженной налоговой ставки предоставляется на 5 лет начиная с налогового периода, в котором организация заключила договор аренды недвижимого имущества с Автономным учреждением "Технопарк-Мордовия", и утрачивается начиная с налогового периода, в котором истек срок пользования льготой. Указанное право предоставляется однократно. Если в течение указанных 5 лет организация перестала отвечать условиям, установленным настоящим пунктом, сниженная налоговая ставка не применяется. Возобновление применения сниженной налоговой ставки возможно до истечения указанных 5 лет) практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), при условии, что данная деятельность осуществляется хозяйственными обществами, учредителями которых выступают образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными учреждениями, расположенные на территории Республики Мордовия. Сниженная ставка для указанных налогоплательщиков применяется в течение 5 лет со дня их регистрации.

1) впервые зарегистрированными на территории Республики Мордовия в 2021 и 2022 годах в связи с переменой ими места нахождения (места жительства)
2) применявшими в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и перешедшими с 1 января 2021 года на применение упрощенной системы налогообложения

Раздел A
(классы 01 - 03) Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

Раздел C
(классы 10 - 33) Обрабатывающие производства

Раздел E
(классы 36 - 39) Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

Раздел J
(классы 58 - 60, 62, 63) Деятельность в области информатизации

Раздел М
(классы 71, 72, 74) Деятельность профессиональная, научная и техническая

Раздел Р
(класс 85) Образование

Раздел Q
(классы 86 - 88) Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

Раздел R
(классы 90, 91, 93) Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

в течение налогового периода, в котором налогоплательщик впервые зарегистрировался на территории Удмуртской Республики;

в течение следующего налогового периода

1) отсутствие на конец налогового периода, в котором применена налоговая ставка, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов, срок исполнения которой наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах);

2) среднесписочная численность наемных работников за налоговый период, в котором применена налоговая ставка, составляет не менее 5 человек. Указанная среднесписочная численность наемных работников подтверждается сведениями в составе расчета по страховым взносам, представленными в налоговый орган, и рассчитывается в соответствии с указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации;

1) Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (Раздел А):

1.1 Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (01):

  1. Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (01.11)
  2. Выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей (01.13)
  3. Выращивание однолетних кормовых культур (01.19.1)
  4. Выращивание семечковых и косточковых культур (01.24)
  5. Выращивание прочих плодовых деревьев, кустарников и орехов (01.25)
  6. Выращивание рассады (01.3)

1.2 Животноводство (01.4):

  1. Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (01.41)
  2. Разведение мясного и прочего крупного рогатого скота, включая буйволов, яков и др., на мясо (01.42.11)
  3. Выращивание сельскохозяйственной птицы на мясо (01.47.11)
  4. Пчеловодство (01.49.1)
2) Деятельность профессиональная, научная и техническая (Раздел М):

2.1 Научные исследования и разработки (72)


3) Образование (Раздел Р):

3.1 Образование дошкольное (85.11)

3.2 Образование в области спорта и отдыха (85.41.1)

3.3 Образование в области культуры (85.41.2)


4) Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Раздел Q):

4.1 Медицинская и стоматологическая практика (86.2)

4.2 Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания (87.3)

4.3 Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая (87.9)

4.4 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам (88.1)

4.5 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (88.91)

для индивидуальных предпринимателей, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления видов деятельности, входящих в Перечень видов деятельности (Приложение к Закону Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД)

1.1) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы,
1.2) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров,
1.3) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров,
1.4) развозная и разносная розничная торговля,
1.5) реализация товаров с использованием торговых автоматов,

Для зарегистрированных после 1 января 2015 года российских организаций (за исключением случаев реорганизации) и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих основные виды деятельности в соответствии с классом 72 раздела M ОКВЭД. Под основным видом деятельности понимается вид экономической деятельности, по которому выручка от реализации продукции (работ, услуг) в общем объеме выручки за налоговый период составила не менее 70%.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя.

Право на применение ставки имеют налогоплательщики, зарегистрированные по состоянию на 1 января 2020 года вне территории Курганской области.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, инвестиционные проекты которых включены в раздел "сопровождаемые" реестра инвестиционных проектов Курганской области

для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя.

Право на применение ставки имеют налогоплательщики, зарегистрированные по состоянию на 1 января 2020 года вне территории Курганской области.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя.

для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности в сфере торговли розничной, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, и (или) в сфере деятельности по предоставлению продуктов питания и напитков

Налогоплательщики, учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами)

Налогоплательщики, учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

организации и индивидуальные предприниматели, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, ЕГРИП по состоянию на 1 июня 2020 года (для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей после 1 июня 2020 года основной вид экономической деятельности определяется на дату постановки на учет в налоговом органе), является один из видов экономической деятельности, указанных в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"

а) обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха;

б) забор, очистка и распределение воды;

в) сбор и обработка сточных вод:

г) подметание улиц и уборка снега;

д) управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;

е) управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе;

а) сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
б) обрабатывающие производства;
в) строительство;
г) деятельность в области телевизионного и радиовещания;

а) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
б) техническое обслуживание и ремонт мотоциклов;
в) транспортировка и хранение;
г) деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
д) деятельность в области связи на базе проводных технологий;
е) деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений, за исключением деятельности по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей;
ж) предоставление прочих видов услуг, за исключением предоставления прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки

а) раздел I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" (класс 56);
б) раздел J "Деятельность в области информации и связи" (группа 59.14);
в) раздел P "Образование" (класс 85);
г) раздел Q "Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг" (группа 88.91, подгруппа 86.90.3);
д) раздел R "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" (классы 90, 91, 93);
е) раздел S "Предоставление прочих видов услуг" (классы 95, 96); признанных социальным предприятием в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

для налогоплательщиков - некоммерческих организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2020 года N 906 "О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций"

Читайте также: