Увеличение таможенных пошлин на импорт риса

Опубликовано: 25.04.2024

С точки зрения торговца товарами таможенный тариф представляет собой разновидность транспортных издержек. Если Отечество введет налог, равный 2 долл. на каждый бушель импортируемой пшеницы, торговцы не будут привозить зерно до тех пор, пока разница в ценах не составит как минимум 2 долл.

На рис. 9.4 проиллюстрирован эффект специфической пошлины с долларов за единицу товара. В отсутствие тарифа цена пшеницы составляет величину Pw как в Отечестве, так и за границей. С введением таможенной пошлины торговцы не повезут пшеницу из Заграницы в Отечество до тех пор, пока отечественная цена не установится на уровне, превосходящем цену за рубежом как минимум на t долларов. Таким образом, цена в Отечестве будет возрастать, а цена за рубежом падать до тех пор, пока разница в уровнях цен не составит величину t долларов. Введение пошлины приводит к раздвиганию цен на двух рынках, графически имеющему клинообразную форму. Тариф поднимает цену в Отечестве до Рт и опускает цену за границей до величины, выражаемой p* - Рт- t. В Отечестве производители предлагают больше товара по более высокой цене, а потребители потребляют меньшее количество товара, сокращая потребность в импорте. За границей более низкая цена приводит к сокращению предложения и увеличению спроса и, следовательно, к меньшему объему предложения на экспорт. Количество поставляемой на рынок пшеницы сокращается с величины Qw при свободной торговле до величины Qr после введения пошлины. Если количество пшеницы, поставляемой из-за границы в Отечество, будет равно От, отечественный спрос на импорт будет равен зарубежному предложению на экспорт. При этом Рт- Рт = t. Рост отечественной цены с Pw до Рт оказывается при этом меньшим, чем размер таможенной пошлины, поскольку часть пошлины отражается в снижении экспортной цены Заграницы, что, однако, не дает выигрыша потребителям в Отечестве. Это обычный результат любой политики ограничения импорта. Масштабы этого эффекта на практике весьма малы. Когда маленькая страна вводит таможенные пошлины, ее доля в закупках товара на мировом рынке очень мала с самого начала, поэтому сокращение ее импорта оказывает слабое воздействие на мировую цену. Практически мировая цена на импортируемые товары может считаться заданной величиной. Эффект таможенной пошлины в случае "малой" страны, которая не оказывает влияния на мировые цены, показан

промышленность, а вторая, в которой сборочная промышленность уже существует, имеет намерение производить узлы и детали к автомобилям.

Для поддержки отечественной автомобильной индустрии первая страна вводит 25%-ную пошлину на импортируемые автомобили, позволяя тем самым отечественным производителям запрашивать 10 тыс. долл. вместо 8. В этом случае неправомерно утверждать, что уровень защиты отечественных сборщиков автомобилей составит 25%. До введения тарифа сборка автомобилей внутри страны была выгодной только в том случае, если она обошлась бы в 2 тыс. долл. или меньше (т.е. разница между 8 тыс. за готовый автомобиль и 6 тыс. за комплектующие узлы и детали). Теперь же эту сборку можно производить, даже если расходы на нее составят сумму 4 тыс. долл. (разница между ценой в 10 тыс. и стоимостью комплектующих). Таким образом, пошлина в 25% обеспечивает сборщиков реальным уровнем защиты в 100%. Теперь представим себе, что вторая страна для поощрения отечественных производителей деталей и узлов вводит 10%-ную пошлину на импортные компоненты, поднимая их стоимость для отечественных сборщиков с 6 тыс. долл. до 6600. Хотя пошлина на готовые автомобили не изменяется, описанная выше мера приводит к тому, что сборка автомобилей внутри страны становится невыгодной. До введения пошлины собирать машину внутри страны имело смысл за 2 тыс. долл. (8 тыс. - 6 тыс.), после введения пошлины сборку можно осуществлять, если это обойдется не дороже чем в 1400 долл. (8 тыс. - 6600). Таким образом, таможенное обложение узлов и компонентов, обеспечивая положительную защиту для производителей этих изделий, порождает отрицательную реальную защиту для сборщиков по ставке 30% (- 600/2000). Подобные рассуждения позволили экономистам провести расчеты, чтобы измерить степень реальной защиты, ежегодно предоставляемой некоторым отраслям промышленности с помощью таможенных пошлин и других видов торговой политики. Например: политика, направленная на поощрение экономического развития (см. гл. 11), часто приводит к установлению уровня защиты, гораздо более высокого, чем ставка пошлины сама по себе1.

Выигрыши и потери от таможенных пошлин Пошлина повышает цену товара в импортирующей стране и понижает ее в экспортирующей. В результате изменения цен потребители теряют в импортирующей стране и выигрывают в экспортирующей. Производители, наоборот, выигрывают в импортирующей и проигрывают в стране-экспортере. Государство, вводящее таможенную пошлину, получает доход. Для того чтобы сопоставить выгоды и потери, их необходимо выразить количественно. Метод такого измерения эффекта от таможенной пошлины предполагает использование понятий, широко применяющихся в микроэкономическом анализе: выигрыш производителя и выигрыш потребителя.

1 Реальный уровень защиты для отрасли формально определяется как (Vr - Vw)/Vw, где Vw добавленная стоимость в отрасли при мировых ценах, VT добавленная стоимость после принятия таможенных мер. Для нашего примера пусть Рл будет мировой ценой на собранный автомобиль, а Р. мировой ценой его сборочных компонентов, t ставка адвалорной пошлины на импортируемые автомобили, a tc адвалорной пошлины на компоненты. Можно выяснить, что если пошлина не влияет на мировые цены, они обеспечивают сборщиков реальным уровнем защиты, выраженным величиной: У-У" - t +Р (2-lfs). на рис. 9.5. В этом случае пошлина повышает цену импортируемого товара на всю величицу таможенной пошлины, т.е. с Pwjio Pw + t. Производство в этом случае растет с 5 до л, а потребление падает с D1 до D .

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм.
  • Всемирные организации: военно-стратегические, региональные, отраслевые межгосударственные организации.
  • Экономическое развитие России в ХХ-ХХI веках. Программы экономического развития.

Глоссарий по теме: фритредерство, протекционизм, демпинг, тарифные барьеры, пошлины, нетарифные барьеры, квота, лицензия, субсидия, эмбарго.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Страны мира проводят политику, которая ориентируется или на полное и свободное развитие международной торговли, или на ограничение свободы в области торговли.

Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – это «фритредерство». Свободная торговля приносит выгоду всем странам. Но большинство стран используют меры для увеличения экспорта и защиты отечественного рынка от внешней конкуренции.

И это другой вариант государственной политики в сфере международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – политика ограничения свободы в торговле. В условиях конкуренции государства ограничивают международную торговлю, используя разного рода барьеры.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики, которые не могут выжить в открытом рынке; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

При реализации политики протекционизма страны используют тарифные и нетарифные барьеры.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, то есть налоги в государственный бюджет, которые платит импортёр товаров. Пошлинами облагаются товары не только в целях защиты своих отечественных производителей, но и для пополнения бюджета страны. В соответствии с этими целями импортные пошлины делят на протекционистские и фискальные.

Протекционистские пошлины устанавливаются на товары, аналогичные отечественным. Фискальные пошлины устанавливаются на товары, которые не производятся в данной стране.

Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты и тех. условия, лицензии, субсидии, эмбарго и др.

Квота – это количественное ограничение на ввоз определённого вида товаров.

Страны устанавливают стандарты и технические условия, которым должны отвечать товары, ввозимые в страну.

Лицензия – это разрешение на импорт определённых товаров. В некоторых странах очень сложно купить лицензию для ввоза товара, например, в Японии.

Для развития собственного экспорта государство использует субсидии фирмам. Субсидии чаще всего применяются в странах для поддержки отечественных производителей сельхозпродукции.

Эмбарго – запрет на импорт определённых видов товаров вообще.

В результате реализации мер протекционизма периодически вспыхивают «войны»: «меховые», «винные», «автомобильные».

Резюме теоретической части

Политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – «фритредерство». Протекционизм – политика ограничения свободной торговли.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, которые платит импортёр товаров. Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты, лицензии, эмбарго и др.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выберите верное утверждение и выделите его цветом.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

Б) Международная торговля выгодна только странам-экспортёрам.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

2. Запрещение ввоза какого-либо товара в данную страну – это…

б) требование таможенной службы лицензии на импорт;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 164–168.
  2. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2015. – ч.2 – С. 57–60.
  3. Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 86–94.
  4. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 258–270.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Помимо этого, в пределах квоты с 15 февраля введена экспортная пошлина на пшеницу. До 1 марта она составит 25 евро за тонну. После этого она будет увеличена до 50 евро за тонну. С 15 марта также будут введены пошлины на экспорт кукурузы (25 евро за тонну) и ячменя (10 евро за тонну).

А со 2 июня для пшеницы, кукурузы и ячменя заработает постоянно действующий механизм "зернового демпфера". Первая часть механизма подразумевает плавающую пошлину на эти культуры, которая будет рассчитываться исходя из мировых цен.

Для пшеницы при мировой цене до 200 долларов за тонну пошлина взиматься не будет. При цене выше пошлина составит 70% от разницы между мировой и базовой в 200 долларов. Для кукурузы и ячменя будет применяться тот же принцип расчета, только необлагаемая база составит 185 долларов за тонну. Участники рынка будут обязаны предоставлять данные о ценах контрактов на Московскую биржу. Гибкая пошлина будет рассчитываться еженедельно исходя из данных по ценам предыдущей недели. Регистрировать экспортные контракты и публиковать цены биржа начнет с 1 апреля.

Вторая часть механизма "зернового демпфера" заключается в возврате полученных через экспортную пошлину средств аграриям. Им компенсируют часть затрат на производство и реализацию зерна по ставке на одну тонну реализованной продукции. Финансирование планируется распределить между регионами в зависимости от их доли в валовом производстве зерна. Но для сибирских и дальневосточных регионов будут применены повышающие коэффициенты. Уже регионы распределят эти средства по аграриям. По подсчетам Минсельхоза, таким образом сельхозпроизводителям может вернуться около 40 млрд рублей уже в 2021 году. По оценке правительства, за счет господдержки участники зернового рынка смогут компенсировать до 50% затрат на производство продукции.

Такой механизм "зернового демпфера" должен предотвратить рост цен на зерно на российском рынке (и на конечную продукцию - муку и хлеб), создать долгосрочные условия работы зерновой отрасли и привлечь в нее дополнительные инвестиции, рассчитывают в правительстве.

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, с начала года наблюдается стабильно высокий темп экспорта зерна - участники рынка старались успеть исполнить обязательства по контрактам до введения пошлины. При этом, по его оценке, весь запланированный объем отгрузить не получилось из-за многочисленных штормовых предупреждений, характерных для этого времени года.

"Из-за погодных условий довольно много лодок осталось на рейде. Плюс под погрузкой стоят примерно на 370 тысяч тонн пшеницы. Видимо, будем грузиться весь февраль", - уточнил он.

Несмотря на то, что уже с сегодняшнего дня экспортеры должны будут заплатить 25 евро за тонну, аграрии юга все равно стараются не сбавлять темпы, поскольку 25 евро лучше, чем 50 евро, говорит эксперт. Экспортные контракты с учетом пошлины уже есть, так как внутренние цены на зерно активно снижаются, добавляет Зернин.

По оценке руководителя аналитического центра компании "Русагротранс" Игоря Павенского, в центре России цены на пшеницу уже упали до 14 тысяч рублей без НДС у переработчиков, появились сделки и по 13 тысяч рублей под пошлину в 50 евро. При том что в октябре прошлого года цены достигали 18 тысяч рублей за тонну. По словам Павенского, с начала сезона на середину февраля Россия экспортировала 30,6 млн тонн пшеницы (без учета ЕАЭС). В прошлом году на ту же дату на внешние рынки было поставлено 23,7 млн тонн. По прогнозам эксперта, общий экспорт пшеницы в сезоне-2020/2021 составит 36,7 млн тонн без учета ЕАЭС и 38,4 млн тонн вместе с ЕЭАС.

Между тем, по оценке гендиректора Института аграрного рынка Дмитрия Рылько, аграрии недополучат из-за введения "зернового демпфера" более 1,55 млрд долларов выручки. При цене пшеницы в 250 долларов за тонну пшеницы (такая цена представляется на старте нового сезона адекватной) и урожае в 77 млн тонн отрасль теряет примерно 1,33 млрд долларов. По ячменю при цене в 215 долларов за тонну и урожае в 19,5 млн тонн потери могут составить 95 млн долларов, по кукурузе - при стоимости 225 долларов за тонну потери оцениваются 126 млн долларов, подсчитал эксперт на конференции "Где маржа" 12 февраля. При этом, по его словам, государство не сможет компенсировать аграриям все потери от пошлины.

Фото: iStock

Фото: iStock

"Когда мы устанавливаем экспортную пошлину, падение цен на пшеницу происходит по всей стране. Таким образом, уменьшается выручка всех производителей зерна независимо от того, кому и куда они продают урожай", - пояснил Рылько.

Непонятно также, как экспортеры будут работать, если экспортная пошлина будет меняться еженедельно.

"Подавляющее большинство наших контрактов - это контракты на гораздо длительный период. Если вы выиграли египетский тендер, то зерно надо поставить через полтора месяца, а пошлину вы не знаете", - заявил он.

Кроме того, по мнению Рылько, неправильно рассчитывать пошлину только на основе черноморских контрактов и применять единую для всех остальных базисов, а также всех типов и классов пшеницы.

3.1. Таможенные пошлины

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым средством государственного регулирования экспортно-импортных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-технических изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин. Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льготные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

Пт, 18 Сентябрь 2020 | Тема: Государство и бизнес

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) поддержал инициативное предложение Российской Федерации о выделении в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов полимеров этилена в первичных формах (Группа 3901 ТН ВЭД), не производимых на территории ЕАЭС, а также полимеров этилена низкой плотности (ПЭНП), которые производятся в достаточном количестве, сообщил источник в ведомстве.

В отношении первой категории товаров ставка импортной пошлины сохранится на нулевом уровне, а в отношении второй — уровень тарифной защиты повысится до 6,5% сроком на один год. Размер временной ставки пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в отношении полимеров этилена низкой плотности ограничен максимально возможным в соответствии с тарифными обязательствами России и Казахстана в рамках ВТО уровнем связывания. Решение Совета ЕЭК вступит в силу через 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

«Принятое решение направлено на создание благоприятных условий для развития производства — полимеров этилена низкой плотности и увеличения доли потребления на внутреннем рынке товаров, произведенных предприятиями ЕАЭС, а также на содействие импортозамещению иностранных аналогов», — отметил директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.

По данным ЕЭК, полимеры этилена низкой плотности широко используются в производстве как готовых товаров (различных видов пленки, пакетов-вкладышей, емкостей общего назначения, геомембран, смесей и композиционных материалов), так и для получения изделий методом литья под давлением. Доля стоимости полимеров этилена низкой плотности в себестоимости конечных изделий составляет в зависимости от вида продукции от 5–30% (многослойные пленки) до 40–87% (стрейч-пленка, емкости, компаунды).

В товарную позицию под кодом ТН ВЭД 390110 входит полиэтилен с удельным весом при 20 °C менее 0,94 и с плотностью менее 0,92 г/см3, а именно полиэтилен низкой плотности (ПЭНП) под кодом 3901109000 и линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПЭНП) под кодом 3901101000. Поскольку импортная пошлина на ПЭНП уже действует и равна 6,5%, значит изменение ввозной пошлины касается только ЛПЭНП для которого она поднимается с 0 до 6,5%.

По оценке Plastinfo.ru, объем российского рынка ЛПЭНП в 2019 году составил 378 тыс. т, при этом на долю импортных марок пришлось около 47% потребления. Производство ЛПЭНП до 2020 года в России было только у ГК ТАИФ («Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим») с годовым объемом выпуска до 220 тыс. т.

После ввода завода «ЗапСибНефтехим» (входит в СИБУР Холдинг) в 2020 году, где введены в строй четыре установки полимеризации по производству различных марок полиэтилена высокой плотности (ПЭВП) и линейного полиэтилена низкой плотности (ЛПЭНП) совокупной мощностью 1,5 млн т в год, местные производители способны полностью обеспечить внутренний спрос. Среди стран ЕАЭС производство ЛПЭНП есть еще в Узбекистане на Шуртанском газо-химическом комплексе (ШГХК) мощностью 125 тыс. т в год.

Российский Союз переработчиков пластмасс (СПП) ранее выступал против введения импортной пошлины на ЛПЭНП и подчеркивал, что введение пошлины приведет к росту отпускной стоимости ЛПЭНП местных производителей. «Повышение цен на сырье по цепочке, через переработчиков пластмасс, приведет к росту цен на готовые изделия и строительные материалы, что сведет на нет предпринимаемые Правительством РФ меры поддержки перерабатывающих отраслей и неминуемо увеличит темпы инфляции», – считает генеральный директор СПП Петр Базунов.

Против введения импортной пошлины на ЛПЭНП выступала и Ассоциация упаковщиков Казахстана (см. Plastinfo.ru от 03.09.2020).

«Для нашего предприятия, производящего барьерные пленки из ЛПЭНП, у российских производителей полиэтилена в ассортименте нет нужных нам марок, которые мы вынуждены импортировать. Пошлины обязательно приведут к удорожанию упаковки, что отразится и на всей цепочке потребителей, заканчивая покупателями продуктов питания. Считаю, что подобные изменения надо было делать только с учетом интересов всех участников этого рынка, а не только производителей сырья», — прокомментировал введение пошлины генеральный директор Десногорского полимерного завода (ДПЗ) Александр Преферансов.

Для справки

Под удельным весом подразумевается величина отношения веса необходимого материала к объему и измеряется Н/м3, однако в английском варианте описания ТН ВЭД «Удельный вес» называется Specific gravity (или relative density — относительная плотность), которая равна отношению плотности вещества к плотности воды при 4°C и является величиной безразмерной (прим. Plastinfo.ru).

Под лоббизмом подразумевается способствование принятию органами власти тех или иных решений, не связанное с подкупом госдеятелей. При этом речь, как правило, идет о защите интересов не какой-то отдельной компании, а целой отрасли.

Читайте также: