Административный порядок разрешения налоговых споров

Опубликовано: 29.04.2024

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Как бороться с фейком в налоговых спорах и возможен ли пересмотр судебных актов при обнаружении лжи?

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Даже скрупулезное соблюдение законодательства — еще не панацея от возможного конфликта с налоговыми службами, влекущего за собой налоговые споры. Поводами могут стать излишне начисленные платежи, ошибки, закравшиеся в расчеты налогов, оспаривание привлечения к ответственности, несогласие с выводами проверки и масса других случаев.

Важно в этих случаях добиваться пересмотра решений налоговиков. Если же восстановить справедливость в досудебном порядке не удалось, то действовать необходимо через суд. И стоит предварительно заключить договор с квалифицированным адвокатом по налоговым преступлениям, специализирующимся на подобных тяжбах.

Причины возникновения налоговых споров

  • законодательная база с ее несовершенством
  • новые подзаконные акты, которые постоянно вводят
  • более жесткие правила и нормы, которые такими становятся после не одного года работы
  • непрозрачность работы фискальных органов
  • не до конца системный подход в деятельности и прочее

Надо отметить, что в законодательстве РФ нет точного определения понятия «налоговые споры». Обычно так трактуют все то, из-за чего у налоговиков могут появиться вопросы к юридическим лицам или бизнесменам, и наоборот. Скажем, насколько они точно исполняют свои обязательства – платят ли налоги, сборы и так далее. А другой стороне важно убедится в том, сколь прозрачны такие моменты как обжалование действий налогового органа (оспаривание решений налоговых органов) или его бездействия и т. д.

Чаще всего претензии, которые вынуждают налоговиков устраивать судебные тяжбы, связаны с неуплаченными налогами.

Внимание: смотрите видео про обжалование решения налоговой и участие адвоката в налоговой проверке. Подписывайтесь на канал YouTube для возможности получать бесплатные консультации по налогам и иным вопросам через комментарии к роликам:

Субъекты правоотношений

Субъектами правоотношений в сфере налогового права являются, согласно ст. 9 НК РФ:

  • таможенные органы;
  • налогоплательщики;
  • организации — налоговые агенты;
  • налоговые органы.

Соответственно, эти же категории являются участниками споров. Однако в некоторых ситуациях стороной конфликта может быть и иной орган, в компетенцию которого входит издание нормативного акта, затрагивающего права участников спора. Кроме этого, чертой налогового разногласия является то, что одной стороной будет являться налогоплательщик, а другой — государственный орган, а правоотношения между ними всегда носят административный, властный характер.

Внесудебный порядок разрешения налоговых споров

Внесудебный порядок предполагает попытку разрешить тот или иной налоговых спор без участия суда.

Можно ли отнести к внесудебному порядку обжалование решений налоговых в вышестоящий налоговый орган? Ответ на этот вопрос неоднозначный, поскольку такой порядок называется досудебный или претензионный. В то же время досудебное обжалование может привести к положительному результату для налогоплательщика, в связи с чем не понадобиться обращаться в суд. Таким образом, внесудебным порядком можно считать и обжалование в вышестоящий налоговый орган.

Вообще же целью налоговых органов является разрешение конфликтной ситуации путем использования примирительных процедур, без подачи жалобы.

Кроме того, налоговым кодексом предусмотрен налоговый мониторинг, заключающийся в проверке правильности исчисления налогов, их уплаты и т.д., если налоговой выявляются какие-то ошибки, то о них должно быть сообщено организации. Таким образом, мониторинг должен приводить к исключению возникновения конфликтной ситуации.

Поправки, действующие сегодня.

Изменения в статье 101 НК РФ.

Сроки вступления в силу решений по налоговым проверкам. Данные сроки установлены в п. 9 ст. 101 НК РФ и распространяются на решения, вынесенные контролерами по результатам выездных и камеральных проверок. Отсчет этих сроков начинается со дня вручения решения проверяемому лицу (его представителю).

Федеральным законом № 215-ФЗ предусмотрено изменение сроков вступления в силу решений налоговиков в сторону увеличения:

  • с десяти дней до одного месяца – по решениям о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, за исключением решений, принятых по итогам выездной проверки консолидированной группы налогоплательщиков (КГН);
  • с двадцати дней до одного месяца – по решениям о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенным по результатам выездной проверки КГН.

Таким образом, в настоящее время действуют единые сроки вступления в силу решений, принятых налоговиками в порядке ст. 101 НК РФ, то есть по всем видам налоговых проверок и категориям налогоплательщиков. Однако и здесь есть исключение – решение ФНС. Поскольку оно не может быть обжаловано в административном порядке, нет необходимости в отсрочке вступления его в силу. Поэтому такие решения приобретают юридическую силу со дня вручения лицу, в отношении которого были вынесены, или его представителю.

Порядок и срок вручения решения. В новой редакции п. 9 ст. 101 НК РФ конкретизированы способы вручения налогоплательщику соответствующего решения: под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения проверяемым лицом (представителем). Если такое вручение невозможно, решение направляется по почте заказным письмом.

Изменения коснулись и порядка определения даты вручения проверенному лицу соответствующего решения, если оно было направлено по почте. Ранее решение считалось полученным налогоплательщиком по истечении шести дней с даты направления заказного письма, теперь – на шестой день со дня отправки почтового отправления. То есть теперь решения считаются врученными на один день раньше.

Скорректировано и определение понятия «срок вручения решения». До 03.08.2013 в п. 9 ст. 101 НК РФ было установлено, что решение по проверке должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней после дня вынесения, сейчас – в течение пяти дней со дня вынесения. Полагаем, что эти поправки не повлекут изменения сроков вручения решения, ведь согласно п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Поэтому день вынесения решения в расчете учитываться не должен.

Переписанная статья 101.2 НК РФ.

Ранее в указанной правовой норме были прописаны правила обжалования решения налогового органа, вынесенного в порядке ст. 101 НК РФ. Теперь положениями ст. 101.2 установлен порядок вступления в силу указанного решения. Здесь возможны три варианта:

  1. Если на решение по налоговой проверке налогоплательщиком подана апелляционная жалоба, такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия УФНС решения по жалобе.
  2. Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, отменит решение нижестоящей инспекции и примет новое решение, такое решение УФНС вступает в силу со дня его принятия.
  3. Если региональное управление оставит без рассмотрения апелляционную жалобу налогоплательщика, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия УФНС решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы.

Поправки в статье 138 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи акты налоговых органов ненормативного характера, а также действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе или суде. Таким образом, новый порядок урегулирования споров исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу. Прежняя редакция данной нормы позволяла это делать. Поэтому руководители налоговых инспекций рассматривали жалобы налогоплательщиков, но исключительно на действия или бездействие сотрудников ИФНС. С 03.08.2013 все жалобы подлежат рассмотрению вышестоящим налоговым органом.

О введении с 2014 года обязательного досудебного урегулирования налоговых споров в отношении любых ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) их должностных лиц мы уже говорили. Механизм претензионного порядка разрешения споров, приведенный в п. 2, 3 ст. 138 НК РФ, подробно рассматривался выше, поэтому повторять его нет смысла.

Отметим, что впервые в Налоговом кодексе определены понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба». Так, согласно п. 1 рассматриваемой статьи жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является оспаривание вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. В свою очередь, апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является оспаривание не вступившего в силу решения, вынесенного в порядке ст. 101 НК РФ, если, по мнению этого лица, решение нарушает его права.

Нововведением стало и то, что п. 6 ст. 138 НК РФ предоставил налогоплательщикам право повторного обращения с жалобой (апелляционной жалобой). Такое обращение производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы. Забегая вперед, скажем, что основанием для повторного обращения может быть, например, оставление жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 п. 1 ст. 139.3 НК РФ (жалоба не подписана надлежащим образом или подана с нарушением срока).

Важно, что повторное обращение не допускается, если до принятия решения по жалобе от подавшего ее лица поступило заявление об отзыве жалобы полностью (в части) или ранее подавалась жалоба по тем же основаниям (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 139 НК РФ).

Статьи 139 и 139.1 НК РФ.

Данными правовыми нормами регламентирован порядок и сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы). Статья 139 посвящена жалобе, ст. 139.1 – апелляционной жалобе.

Куда подается жалоба. До вступления в силу Федерального закона № 215-ФЗ жалобы на ненормативные акты налоговых органов подавались непосредственно в вышестоящий налоговый орган (за исключением апелляционных жалоб). Если налогоплательщик обращался с подобной жалобой в инспекцию, которая вынесла этот акт, налоговый орган мог на законных основаниях отказать в ее принятии, разъяснив при этом, куда следует обратиться налогоплательщику за восстановлением его прав (УФНС или суд). Отметим, что некоторые инспекции поступали иначе: жалоба принималась и пересылалась в региональное управление для рассмотрения. Однако сроки для осуществления таких действий законодательство не содержало, поэтому каждая инспекция сама устанавливала для себя данный срок. Между тем исчисление срока на принятие решения по жалобе начинается от даты поступления жалобы в вышестоящий налоговый орган (а не в территориальную инспекцию). Соответственно, в подобном случае многие налогоплательщики не могли рассчитывать на оперативное разрешение конфликта.

Новые сроки для обжалования. В силу п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба на решение, вынесенное территориальным налоговым органом, может быть подана в региональное управление в течение одного года:

  • со дня вынесения вступившего в силу решения по выездной или камеральной проверке (в том числе проведенной в отношении КГН), которое не было оспорено в апелляционном порядке;
  • со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав – в отношении иных ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) их должностных лиц.

Иные сроки установлены для оспаривания решений, принимаемых УФНС по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков. Такие обращения рассматриваются ФНС, а подать соответствующую жалобу можно в течение трех месяцев со дня принятия оспариваемого решения.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 139.1 НК РФ решение по налоговой проверке (в том числе в отношении КГН), не вступившее в законную силу, может быть оспорено в апелляционном порядке в течение месяца со дня вручения этого решения проверяемому лицу (его представителю). При этом апелляционная жалоба не может быть подана на решение, вынесенное ФНС в порядке ст. 101 НК РФ. Ранее срок подачи апелляционной жалобы составлял десять рабочих дней (двадцать дней – для КГН) с даты вручения оспариваемого решения.

Новые нормы – статьи 139.2 и 139.3 НК РФ.

Правила оформления жалобы. В статье 139.2 НК РФ закреплены требования к форме и содержанию жалобы (в том числе апелляционной). В частности, она должна быть составлена в письменной форме и подписана заявителем или его представителем, полномочия которого должны быть подтверждены надлежащими документами.

В жалобе указываются сведения о заявителе, об инспекции, об оспариваемом акте налогового органа или действиях (бездействии) его должностных лиц, предмет жалобы, основания, по которым заявитель считает свои права нарушенными, и, наконец, его требования (п. 2 ст. 139.2 НК РФ). Помимо названной информации в обращении налогоплательщика могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

К жалобе в соответствии с п. 5 ст. 139.2 НК РФ могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя.

Жалоба может быть не рассмотрена. Основания оставления жалобы (в том числе апелляционной) без рассмотрения приведены в п. 1 ст. 139.3 НК РФ. Обращение налогоплательщика не рассматривается по существу (в полном объеме или в части), если:

  • на жалобе отсутствуют подписи заявителя (его представителя) или к жалобе не приложены документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика;
  • жалоба подана за пределами установленных законом сроков при отсутствии ходатайства заявителя об их восстановлении;
  • налогоплательщику отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление о ее отзыве (полностью или в части);
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Отметим, что п. 2 ст. 139.3 НК РФ установлены сроки для принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении жалобы налогоплательщика без рассмотрения полностью или в части. Решение должно быть вынесено УФНС или ФНС в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об ее отзыве. В течение трех дней со дня принятия такого решения вышестоящий налоговый орган должен письменно уведомить заявителя об оставлении его обращения без рассмотрения (в полном объеме или в части).

Напомним, что отказ налогового органа рассматривать жалобу не препятствует повторному обращению заявителя за восстановлением его прав, о чем мы говорили выше.

Судебное разрешение налоговых споров

Если досудебный порядок и иной внесудебный порядок разрешения налогового спора не привел к желаемому результату, то у налогоплательщика остается только вариант дальнейшего отстаивания своих интересов в суде.

  • в судах разрешаются налоговые споры по правилам, установленным процессуальным законодательством. При этом с заявлениями в суд может обратиться как налогоплательщик, так и налоговый орган, если, например, взыскиваются налоги
  • обращаясь в суд, будет не лишним подкрепить свою точку зрения судебной практикой по аналогичным вопросам
  • судебные органы, разрешая налоговые споры будут оценивать доводы сторон, представленные ими доказательства, ну и конечно же будет учитываться судебная практика вышестоящих судов, поскольку ни одному судье не нужна отмена его решений вышестоящей инстанцией

ПОЛЕЗНО: смотрите видео с дополнительными советами по составлению иска в суд

Альтернативный способ: жалоба на действия налогового инспектора

В последнее время все чаще можно услышать рекомендации юристов, которые предлагают в случае нарушения прав налогоплательщика обращаться в Управление ФНС с жалобами на действия инспекторов, эксперты отмечают, что этот способ защиты интересов бизнеса может быть эффективным. Смысл коммерсантам подавать такие жалобы однозначно имеет! Я соглашусь с точкой зрения, которую озвучивают коллеги.

Действительно, если территориальный налоговый орган злоупотребляет своими полномочиями, то компании необходимо жаловаться на действия ревизоров в Управление.

А в случае, если Управление оставит нарушения без внимания, бизнес может обратиться в Центральный аппарат ФНС, так как Управление не всегда реагирует соответствующе.

Сроки разрешения споров с налоговой

Сроки разрешения налоговых споров отличаются от того, на основании чего возник спор, кем разрешается спор.

В случае попытки разрешения споров без суда и без подачи жалобы, тут какие-либо сроки не установлены, но предполагается, что спор при наличии возможности должен быть разрешен в короткие сроки, иначе можно пропустить сроки разрешения спора, путем подачи жалобы и обращения в суд.

  • если подана жалоба в вышестоящий налоговый орган, то решение должно быть принято в течение 15 дней. В отдельных случаях этот срок может быть продлен.
  • если налоговая взыскивает какие-то неустойки, пени, то, как правило, для этого она обращается в суд за судебным приказом. Суд обязан принять решение по заявлению и вынести судебный приказ в течение 5 дней по ГПК РФ и в течение 10 дней по АПК РФ.
  • если налоговая подает иск, то срок рассмотрения иска мировым судьей 1 месяц, в районном суде 2 месяца. Однако, указанные сроки при сложности дела могут быть нарушены или изменены, если привлекаются какие-то иные лица к участию в деле.

ВАЖНО: в арбитражных судах дела могут рассматриваться до 6 месяцев.

Когда можно обратиться в суд

Подать иск против налоговой инспекции имеет право любое физическое или юридическое лицо, несогласное с ненормативными актами, действиями или решениями чиновников. Если налоговая инспекция неправомерно создает препятствия для предпринимательской деятельности, это тоже может стать предметом иска.

Сроки подачи искового заявления ограничены. У вас есть 3 месяца с момента, когда стало известно о нарушении прав и интересов. По истечении этого периода арбитражный суд не примет иск. В свою очередь, арбитражный суд должен рассмотреть заявление в течение 3 месяцев после подачи иска, и не просто рассмотреть, но и вынести определенное решение. Может оказаться, что решение суда первой инстанции не устроит одну из сторон. Тогда она может обжаловать его в апелляционном суде.


Реализуя предложенные законодателем механизмы разрешения споров и защиты прав, налогоплательщики имеют несколько возможностей возмещения причиненного ущерба. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Так, Налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет два способа признания (обжалования) действий (решений) или бездействия органов исполнительной власти незаконными: административный (досудебный) и судебный, соответственно с помощью заявления или искового заявления. Здесь необходимо уточнить терминологию в связи с принятием нового нормативного правового акта - Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации [1]. В КАС РФ впервые появляется понятие «административное исковое заявление», т.е. с помощью именно такой формы обращения в суд сторона - административный истец сможет попытаться защитить свои нарушенные права. Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Таким образом, в порядке, предусмотренном КАС РФ, граждане и организации могут обратиться в суд за защитой своих прав и свобод при возникновении споров с государством и государственными органами.

С целью исследования досудебного порядка урегулирования споров представляется целесообразным определить конкретный предмет обжалования. Согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Пленум ВАС РФ 28 февраля 2001 определил, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика [5.2]. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке.

Сегодня тенденция развития законодательства в этой сфере стремится к снижению нагрузки на судебную систему по рассмотрению заявлений налогоплательщиков. Так, законодателем были предложены и закреплены несколько способов досудебного урегулирования споров, уточнена процедура разрешения таких споров, гарантированы права налогоплательщиков на участие в рассмотрении актов по результатам проведенных проверок и разбирательстве по поводу спора [7]. По настоящее время количество споров, рассмотренных арбитражными судами Российской Федерации с участием налоговых органов, ежегодно сокращается на 15-20% [3].

Процедуре досудебного урегулирования споров между налогоплательщиками и налоговыми органами посвящен раздел VII части первой Налогового кодекса. Так, право на обжалование актов налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц предоставляется не только налогоплательщикам и налоговым агентам, а также третьим лицам, если таковые сочтут, что их права и интересы нарушены. Указанные лица могут реализовать свое право как непосредственно, так и через представителя, полномочия которого необходимо должным образом подтвердить. В Налоговом кодексе предусмотрена возможность подачи жалобы и апелляционной жалобы. Это способ обжалования решений, не вступивших в силу. Жалоба подается на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц). Апелляционный порядок обжалования распространяется на решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. предметом апелляционной жалобы является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в порядке ст. 101 НК РФ, за исключением (согласно п. 4 ст. 139.1 НК РФ) решения, вынесенного ФНС России. Такие решения принимаются по результатам рассмотрения материалов выездных и камеральных налоговых проверок и составленным актам. Здесь необходимо обратить внимание на следующую особенность. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, свидетельствующих о совершении таких налоговых правонарушений, как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, руководителем налогового органа может быть вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе впривлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Причем по смыслу составы налоговых правонарушений п. 1 и 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 недостаточно разграничены, в связи с чем Конституционный суд РФ вынес определение, согласно которому указанные статьи не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий [2].

Порядок рассмотрения жалобы, в том числе апелляционной, регулируется ст. 140 НК РФ. Законодатель ограничил право лица, подавшего жалобу, на участие в процессе рассмотрение таковой. Однако соответствующее лицо может представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. Следует отметить, что данные документы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом, только если налогоплательщик объяснит причины, почему он не смог своевременно их представить инспекции. Такая позиция законодателя небесспорна. Вопрос участия налогоплательщика в рассмотрении жалобы и, как следствие, вопрос необходимости его уведомления о времени и месте такого рассмотрения был предметом спора, разрешенного Президиумом ВАС РФ. В частности, в своем Постановлении он указал, что положения ст. 101 НК РФ об обязательном уведомлении налогоплательщика не должны расширительно толковаться: они не распространяются на процедуру рассмотрения жалобы [4]. На наш взгляд, реализуя принцип транспарентности законодатель мог бы предоставить налогоплательщику возможность участвовать в рассмотрении его жалобы, что способствовало бы более всестороннему и точному анализу имеющихся сведений, и, соответственно, вынесению справедливого решения по делу.

Решение по результатам рассмотрения жалобы, в том числе апелляционной, на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности принимается вышестоящим налоговым органом в течение одного месяца с даты получения жалобы. В иных случаях решение должно быть принято в течение 15 дней. Указанные сроки могут быть продлены руководителем налогового органа для получения дополнительных материалов от нижестоящей инспекции или при представлении налогоплательщиком дополнительных документов, но не более чем на месяц и 15 дней соответственно. При этом, если вышестоящим налоговым органом в упомянутый срок решение по апелляционной жалобе не принято, лицо, подавшее такую жалобу, вправе оспорить в суде не только соответствующее бездействие данного органа, но и в целях защиты своего права на определенность в вопросе об объеме налоговых обязанностей и (или) ответственности также и не вступившее в силу решение нижестоящего налогового органа [6].

Принятое по результатам рассмотрения жалобы решение должно быть вручено налогоплательщику в течение трех дней с даты принятия. Срок судебного обжалования исчисляется со дня, когда заявителю стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по его жалобе, или с даты истечения сроков рассмотрения жалобы. По результатам рассмотрения налоговый орган может принять решение об оставлении жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения при наличии соответствующих оснований в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве, и в течение трех дней уведомить налогоплательщика в письменной форме о принятом решении.

Среди оснований для отказа в рассмотрении жалобы можно выделить следующие:

1) жалоба не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом;

2) до принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) поступило заявление о ее отзыве полностью или в части;

3) ранее была подана жалоба (апелляционная жалоба) по тем же основаниям.

Для случаев обжалования действий (бездействия) должностных лиц и актов, вступивших в законную силу, установлено еще одно основание для оставления жалобы без рассмотрения - случай, когда жалоба подана по истечении предусмотренного Налоговым кодексом РФ срока ее подачи и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока (либо в удовлетворении такого ходатайства отказано). При этом пороки подписи и пропуск срока без ходатайства о его восстановлении являются теми основаниями оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения, которые не препятствуют повторному обращению налогоплательщика.

В тех случаях, когда в ходе мероприятий налогового контроля выявлены иные факты налоговых правонарушений (кроме предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ), решения по результатам рассмотрения актов по таким нарушениям принимаются в порядке, определенном ст. 101.4 Налогового кодекса. Называются они несколько иначе: решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. В названии отсутствует слово «совершение», следовательно, в таких случаях Налоговым кодексом не предусмотрена возможность применить апелляционный порядок обжалования таких решений.

Особенностью апелляционного обжалования решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является то, что такое решение вступает в силу только со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом. Апелляционная жалоба подается до вступления в силу обжалуемого решения. Решение, принимаемое по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения решения налогоплательщику. Таким образом, на обжалование отводится один месяц. Если же срок пропущен и решение налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности уже вступило в силу, то налогоплательщик вправе подать жалобу в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу в течение 1 года. По заявлению налогоплательщика вышестоящий налоговый орган может приостановить исполнение обжалуемого акта или совершение обжалуемых действий. Если же производство по делу о налоговых правонарушениях ведется по правилам ст. 101.4 Налогового кодекса, то решения вступают в силу сразу после их вынесения. Обжалование этих решений происходит в общем порядке. Вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган, причем жалоба подается непосредственно в вышестоящий орган. Срок, в течение которого налогоплательщик вправе воспользоваться данным способом досудебного урегулирования споров, составляет один год с момента вынесения решения.

Законодатель, стремясь снизить нагрузку на судебные органы, обеспечить правильное и своевременное исполнение обязанностей как налогоплательщиков, так и налоговых органов, порой принимает неоднозначные нормативные акты. На наш взгляд, исключение налогоплательщика из процесса по рассмотрению жалобы ограничивает его права, сводит процедуру к формальности, без которой в вопросах правильного исчисления и уплаты налогов совершенно не обойтись. Вероятно, по примеру процедуры рассмотрения акта об установлении фактов нарушения законодательства о налогах и сборах следовало бы дать возможность лицам, привлекаемым к ответственности, участвовать в процедуре разрешения налогового спора и обжалования решения налогового органа, не только представляя документы, но и выражая личную позицию путем дачи пояснений и комментариев.

Рецензенты:

Мелехин А.В., д.ю.н., профессор, заведующий отделом Проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере административных правоотношений НИИ Академии, г. Москва;

Рузакова О.А, д.ю.н., доцент, профессор кафедры Финансового права Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва.


CC BY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Василий Валерьевич, Соколов Александр Юрьевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы административного порядка обжалования ненормативных актов налоговых органов , действий или бездействия их должностных лиц.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Василий Валерьевич, Соколов Александр Юрьевич

Administrative Order of Dispute Resolution in the Sphere of Taxation

The article deals with modern problems of administrative order of appellation of non-normative acts issued by taxation bodies and actions or omissions of their officials .

Текст научной работы на тему «Административный порядок разрешения налоговых споров»

В.В. Попов, А.Ю. Соколов

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

В статье рассматриваются актуальные вопросы административного порядка обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Ключевые слова: административный порядок обжалования, ненормативные акты налоговых органов, действия, бездействие должностных лиц налоговых органов.

V.V. Popov, A.Yu. Sokolov

ADMINISTRATIVE ORDER OF DISPUTE RESOLUTION IN THE SPHERE OF TAXATION

The article deals with modern problems of administrative order of appellation of nonnormative acts issued by taxation bodies and actions or omissions of their officials.

Key words: appellation, administrative order, non-normative acts, officials, actions, omissions.

В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ)1 нало-гообязанным субъектам предоставлено право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если указанные акты, действия или бездействие нарушают права данных субъектов, т. е. административное обжалование2.

При административном обжаловании по заявлению налогообязанного субъекта исполнение обжалуемых актов либо совершение обжалуемых действий может быть приостановлено по решению вышестоящего налогового органа (п. 3 ст. 138 НК РФ). Срок подачи жалобы составляет три месяца со дня, когда налогообя-занный субъект узнал или должен был узнать о нарушении своих налоговых прав (п. 2 ст. 139 НК РФ).

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2005 г. № 7445/053 также указано, что налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то, что у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.

НК РФ в п. 1 ст. 138 закрепляет правило альтернативной подведомственности дел рассматриваемой категории, согласно которому акты налоговых органов,

© Попов Василий Валерьевич, 2013

Доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия). © Соколов Александр Юрьевич, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права 58 (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: AYSockolov@mail.ru

действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Это означает, что заинтересованному лицу предоставлено право выбора юрисдик-ционного органа, но обращение с жалобой в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не лишает его права на обращение в суд с аналогичной жалобой, если вышестоящим в порядке подчиненности органом или должностным лицом в удовлетворении жалобы было отказано полностью либо частично или когда заявитель не получил ответа. При этом до 1 января 2009 г. было возможно как одновременное, так и последующее обращение в суд с жалобой.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» (в ред. от 29 ноября 2010 г. № 324-ФЗ)4 решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам налоговой проверки может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 75).

Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, также может быть обжаловано только в вышестоящий налоговый орган. При этом обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу НК РФ не закреплено. Между тем вышестоящему должностному лицу может подаваться жалоба на другие акты налогового органа или действия (бездействие) его долж- с ностных лиц. К

Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за соверше- р

ние налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке о только после обжалования данного решения в вышестоящем налоговом органе. | Следовательно, исключается одновременное обжалование в разные инстанции, у

и устанавливается порядок последовательного обжалования. С

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти согласительную н процедуру с налоговым органом, и только в случае, если ему не удастся раз- й решить спорные вопросы, у него появится право на обращение в суд. Таким и образом, Федеральный закон № 137-ФЗ закрепляет правила множественной е

императивной подведомственности, когда дело может рассматриваться не- | сколькими юрисдикционными органами, но последовательность прохождения Д по этим органам строго определена законом, т. е. устанавливает обязательный | досудебный порядок урегулирования спора, что влечет за собой существенные • процессуальные особенности судопроизводства. Так, в частности, в заявлении (

следует указать сведения о соблюдении претензионного или иного досудебного ° порядка, если он предусмотрен федеральным законом и приложить документы, § подтверждающие его соблюдение (п. 8 ч. 2 ст. 125, п. 7 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ5 (далее — АПК РФ)). При несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора арбитражный суд не вправе принимать заявление к своему производству и должен вынести определение об оставлении заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а если заявление было ошибочно принято, то в соответствии с п. 2 ст. 148 АПК РФ заявление оставляется без рассмотрения. 59

Следует подчеркнуть, что указанные положения вступили в действие с 1 января 2009 г.

В настоящее время обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров применяется при рассмотрении заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 %6.

В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ налогоплательщик может обратиться в суд только в случае нарушения его права на возмещение НДС, т. е. когда надлежащее соблюдение им регламентированной гл. 21 НК РФ процедуры не обеспечило реализации данного права в административном (внесудебном) порядке по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым органом возложенных на него законом обязанностей.

Под несоблюдением налогоплательщиком установленной НК РФ административной (внесудебной) процедуры возмещения НДС следует понимать не только его непосредственное обращение в суд, минуя налоговый орган, но и представление в налоговый орган вместе с соответствующей налоговой декларацией неполного комплекта документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также, если налогоплательщиком не выполнено требование налогового органа, предъявленное на основании п. 8 ст. 88 НК РФ, о представлении документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов. При этом следует учитывать, что представление документов, имеющих незначительные дефекты формы или содержания, не может рассматриваться как непредставление этих документов (п. 2). Введение обязанности по обжалованию решений в налоговые органы перед а обращением в суд призвано сформировать систему досудебного урегулирования ? налоговых споров.

8 По мнению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванова,

высказанному в ходе интернет-конференции, организованной 14 апреля 2008 г. I ИА «Гарант», обязательный досудебный порядок рассмотрения налоговых споров

1 специально созданными для этого органами может существенно снизить нагруз-

| ки на судей, в результате чего более 80 % споров между налогоплательщиками

§ и налоговыми органами будут рассматриваться в рамках досудебных процедур7.

| Стоит заметить, что еще в 2001 г. Совет Европы принял Рекомендации

2 № Rec (2001) 9, касающиеся альтернативных методов урегулирования споров ° между административными органами и частными лицами, и странам-членам Со-£ вета Европы было предложено при разрешении споров применять примиритель-| ные процедуры на судебной и на досудебной стадиях разрешения таких споров8. е Административный порядок защиты прав налогообязанных субъектов закре-1 пляет обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоя-

° щему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выпол-

¿5 нившему действие, либо к вышестоящему должностному лицу. В соответствии

1 со ст. 137 НК РФ в административном порядке со стороны налогоплательщиков | или налоговых агентов обжалованию подлежат акты налоговых органов как

ненормативного, так и нормативного характера. Однако НК РФ устанавливает следующие условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенных прав налогоплательщиков или налоговых агентов:

ненормативные акты налоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц этих органов не должны, по мнению налогоплательщика или 60 налогового агента, нарушать его права;

нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке, предусмотренном не НК РФ, а иным соответствующим федеральным законодательством.

Жалоба на акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов рассматривается вышестоящим налоговым органом; жалоба на действия или бездействие должностных лиц налогового органа рассматривается вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа; жалоба на действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера рассматривается вышестоящим налоговым органом. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц регламентируется гл. 19 и 20 НК РФ.

До недавнего времени считалось, что один из правовых недостатков этого порядка состоял в том, что таким правом наделялись только налоговые агенты и налогоплательщики, а не все субъекты налоговых правоотношений. В настоящее время право на обжалование получили все субъекты налоговых правоотношений, чьи права считаются нарушенными.

В США административное разрешение налоговых споров также является достаточно важной частью системы регулирования деликтных налоговых правоотношений. И в рамках этого налогоплательщики вправе обжаловать любые действия должностных лиц Службы внутренних доходов США (аналога Федеральной налоговой службы России): по рассмотрению налоговых деклараций налогоплательщиков и изменений, вносимых налогоплательщиками в свою отчетность; по принудительному взысканию с налогоплательщиков сумм недоимок по налогам и налоговых санкций, а также сумм по налоговым соглашениям и др. При этом на разных стадиях административного разрешения налоговых споров возможно заключение налоговых соглашений, которыми могут изменяться обязательства налогоплательщиков, обладающие юридической силой и обязывающим воздействием для сторон соглашений10. Для сравнения: в НК РФ отсутствует правовая регламентация заключения подобных соглашений.

Рассмотренный способ защиты, разрешающий спор по существу, относится к т. н. активным способам. Он предполагает определенные действия со стороны налогоплательщика или иного налогообязанного субъекта. Органами разрешения спора в данном случае выступают вышестоящие налоговые органы (вышестоящие должностные лица налоговых органов).

1 См.: Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г. № 144-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2012. № 31, ст. 4333.

2 Аналогичное правило установлено ст. 30.1 КоАП РФ, согласно которому постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу (см.: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 12 ноября 2012 г. № 193-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; 2012. № 47, ст. 6404).

3 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2006. № 2.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3436; 2010. № 49, ст. 6422.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3012; 2012. № 26, ст. 3439.

6 См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. № 65 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2008. № 2.

7 См.: Сайт компании «Гарант». URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 10.07.2012).

8 См.: Колесниченко Т.В. Досудебный и судебный порядок урегулирования споров по результатам налоговых проверок: дис. . канд. юрид. наук. М., 2011. С. 118-119.

9 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».

10 См.: Белоусов А.В. Процедуры разрешения налоговых споров по законодательству США: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2008. С. 24-26.

КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье раскрываются понятие и особенности обеспечения экологической безопасности в России. Предлагается содержательный анализ правовых актов и позиций ученых-правоведов, посвященных исследованию современной защищенности прав и свобод граждан от воздействия негативных последствий природного и техногенного характера.

Ключевые слова: экологическая безопасность, права и свободы граждан, природные и техногенные факторы, вредоносное воздействие, общественный порядок, государственное управление.

ECOLOGICAL SAFETY AS OBJECT OF LEGAL REGULATION

In the publication reveal concept and features of maintenance of ecological safety in Russia. The substantial analysis of legal certificates and positions of the scientists-jurists devoted to research of modern security of the rights and freedom of citizens from influence of negative consequences of natural and technogenic character is offered.

Keywords: ecological safety, the rights and freedom of citizens, natural and technogenic factors, harmful influence, a public order, the government.

Экологическая безопасность в организационном отношении является самостоятельной и находится в неразрывном единстве с общественной безопасностью. В действующей редакции Закона РФ «О безопасности»1 экологическая безопасность нашла отражение как одна из составляющих национальной безопасности. При этом Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года2 указывает на две главные стратегические цели обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

В Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»3 содержится следующее определение: экологическая безопасность — это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст. 1).

Вместе с тем отдельные авторы отмечают необъективность данного определения. Так, Н.Н. Веденин экологическую безопасность рассматривает как родовое понятие, охватывающее все ее разновидности: «.Экологическая безопасность яв-

© Галицкая Наталья Владимировна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия).

Таким образом, установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора для обжалования Решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые принимаются налоговым органом по итогам камеральных или выездных налоговых проверок.В настоящее время, согласно позиции Президиума ВАС РФ, впервые сформулированной в в Постановлении от 24.05.2011 N 18421/10 по делу N А64-1616/2010, обязательный досудебный порядок урегулирования распространяется также на решения об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость. До принятия указанного Постановления практика арбитражных судов по данному вопросу была противоречивой и неоднозначной.Обращение в суд без предварительного обжалования в вышестоящий налоговый орган всех вышеперечисленных категорий решений не допускается и может повлечь возвращение искового заявления (в арбитражном процессе – после оставления заявления без движения). Если же несоблюдение досудебного порядка выявлено после принятия судом заявления к производству, то суд обязан оставить заявление без рассмотрения. Аналогичные нормы содержатся как в арбитражном процессуальном, так и в гражданском процессуальном законодательстве.

Сроки подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган:
1) для апелляционной жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности – десять рабочих дней с момента вручения налогоплательщику обжалуемого решения;
2) для жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, вступившее в силу – год с момента вынесения налоговым органом обжалуемого решения;
3) для жалобы на любые иные решения, акты, действия и бездействия – три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен. Но исходя из буквального толкования пункта 2 статьи 139 НК РФ это правило (о восстановлении срока) не распространяется на апелляционный порядок обжалования. Жалоба подается всегда в письменной форме, что прямо с п.3 ст. 139 НК РФ. Иные требования к форме жалобы законодательно не установлены.
Тем не менее, ФНС России разработала перечень сведений, которые рекомендовано включать в жалобу (Информация ФНС России от 09.02.2011 "О содержании жалобы, подаваемой в налоговый орган"). Перечень носит рекомендательный характер. По мнению ФНС РФ в жалобе необходимо указывать наименование налогового органа, в который подается жалоба, или должность, ФИО должностного лица, которому направляется жалоба, персональные данные заявителя (ФИО, адрес и др.), ИНН (для физических лиц – не предпринимателей допускается указание вместо ИНН персональных данных), наименование налогового органа, решение которого обжалуется, или ФИО должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются, требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства, суммы оспариваемых требований в разрезе (налога, вычета, в котором отказано, пени, штрафа), расчет оспариваемой денежной суммы, перечень прилагаемых документов.

В пункте 2 статьи 139 НК РФ предусмотрено, что к жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. Но налогоплательщик не обязан их прикладывать. Рекомендуемый перечень прикладываемых документов приведен в Информационном сообщении ФНС России от 15.02.2011 "О документах, которые рекомендуется приложить к жалобе, подаваемой в налоговый орган".

К жалобе рекомендуется приложить:
1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
2) расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик и иные расчеты;
3) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае, если жалоба подписана не самим налогоплательщиком - заявителем).
Жалоба должна быть подписана самим налогоплательщиком (если это физическое лицо), руководителем юридического лица (лицом, которое согласно ЕГРЮЛ вправе действовать без доверенности), либо уполномоченным представителем, на основании письменного уполномочия (например, доверенность).
В последнем случае к жалобе необходимо приложить документы, подтверждающие полномочия лица. В противном случае вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения.

Для районных и межрайонных инспекций ФНС России, с которыми на практике чаще всего сталкивается налогоплательщик, вышестоящим налоговым органом является Управление ФНС России по соответствующему субъекту Федерации (УФНС по субъекту Федерации).
Поданная жалоба должна быть рассмотрена и решение по ней принято вышестоящим налоговым органом (должностным лицом) в течение одного месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен не более чем на 15 дней для получения необходимой информации (документов) у нижестоящих органов, что установлено статьей 140 НК РФ. Указанная статья также устанавливает перечень решений, которые принимаются по итогам рассмотрения жалобы.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

По итогам рассмотрения жалобы (неапелляционной) на акт налогового органа (т.е. любое решение, требование и т.п.) вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. Речь идет о том, что вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе признать обжалуемые действия (бездействие) незаконными и обязать соответствующих должностных лиц совершить определенные действия или иным образом устранить нарушения. Говоря о значении обжалования актов (решений) налогового органа, действий и бездействий его должностных лиц, следует отметить что этот способ урегулирования спора позволяет налогоплательщику во многих случаях добиться восстановления своих нарушенных налоговым органом прав, без тех существенных временных и финансовых затрат, которые требует судебный процесс. Случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет полностью или в части решение нижестоящего налогового органа не так уж редки. Своевременная подача апелляционной жалобы на решение, кроме того, поможет отложить момент вступления решения в силу. Даже в случае, если обжалование в вышестоящем налоговом органе само по себе представляется налогоплательщику бесперспективным, и он рассчитывает добиться защиты своих прав лишь в суде, подача жалобы в во многих случаях необходима, для соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, следует учитывать позицию, которой, по всей видимости, в ближайшем будущем будут руководствоваться суды при разрешении налоговых споров. А именно, согласно п.78 Проекта постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой налогового Кодекса РФ:

«В связи с этим судам необходимо исходить из того, что по общему правилу сбор и раскрытие доказательств осуществляется, как налоговым органом, так и налогоплательщиком на стадии осуществления административных процедур, в том числе досудебного разрешения налогового спора.Дополнительные доказательства могут быть представлены в суд лишь в том случае, если суд сочтет уважительными причины, по которым такие доказательства не представлялись, соответственно налогоплательщику или налоговому органу на стадиях, предшествующих рассмотрению налогового спора в суде».

При таком подходе Арбитражных судов выбор позиции налогоплательщика при подготовке доказательственной базы на стадии подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, которая завершает досудебную стадию урегулирования спора, начинает играть особую роль. Любые ошибки на этом этапе могут привести к проигрышу дела, так как возможность представления новых доказательств в суд будет ограничена.Таким образом, даже досудебные процедуры урегулирования налогового спора, требуют достаточных знаний и опыта, поскольку уже на этом этапе необходимо точно определить предмет обжалования, сроки, необходимость досудебного обжалования для дальнейшего обращения в суд, сформировать обоснованную правовую позицию для жалобы и определить, какие доказательства (документы) необходимы для ее подтверждения, что существенно повысит эффективность использования жалобы в вышестоящий налоговый орган, как инструмента защиты прав налогоплательщика.

Читайте также: