Увеличение ставки налога при прочих равных условиях

Опубликовано: 21.09.2024

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие существуют системы налогообложения?
  • Характеристики и особенности систем налогообложения.
  • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
  • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

  1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
  2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
  3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
  4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Кривая Лаффера

По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

(32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

  1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.


Рисунок 2 – Условие задачи

1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный


Рисунок 3 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.

Задачи для самостоятельного решения

(внимание: ответы под спойлером; не открывайте решение, пока не решите задачу).

Задача 1

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=0,5P+2 а спрос — формулой Q=8-P.

Государство ввело налог на производителей в размере 3 денежных единицы на каждую единицу продукции. На сколько процентов возрастет равновесная цена?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]


При введении налога в 3 денежных единицы на 1 единицу продукции кривая предложения переместится на 3 денежных единицы вверх, из S1 в S2, а поскольку спрос останется старым, точка равновесия переместится из Е1 в Е2. Равновесная цена вместо 4 станет 5, то есть увеличится на 25%.

[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — сложное, на любителя, я бы так не решал)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Нетрудно найти равновесную цену до введения налога. Нужно просто приравнять спрос и предложение:

0,5P+2=8-P

Отсюда получим P=4

Теперь найдем новую равновесную цену. Для этого нужно рассчитать новую кривую предложения. Это можно сделать двумя способами

Вначале переведем функцию предложения

Q=0,5P+2

в обратную функцию предложения (то есть выразим P через Q).

P=2Q-4

Цена будет больше исходной на 3 денежных единицы, следовательно, к ней нужно прибавить 3

P=2Q-4+3

P=2Q-1

Переводим обратную формулу назад в обычную формулу предложения (выражаем Q через P)

Новая цена P2 будет больше начальной Р2 на 3. То есть

Подставляем правую часть в начальную формулу предложения

Q=0,5(P2-3) +2

Это новая формула предложения. Формула спроса осталась прежней. Приравняем их

0,5P+0,5=8-P

P=5

Таким образом, равновесная цена P вместо 4 стала 5, то есть выросла на 5/4-1=0,25 или 25%.

Задача 2

Предложение на рынке товара выражается формулой Q=2P-4 а спрос — формулой Q=12-2P.

Государство решило ввести потоварный налог на производителя, чтобы сократить потребление этого товара (который государство считает вредным) вдвое.

Какого размера налог нужно ввести государству?

[spoiler title=’Решение (графическое)’ style=’green’ collapse_link=’true’]

Построив график, можно увидеть, что равновесное количество равно 4 (например, тысяч тонн)


Очевидно, что государство хочет, чтобы равновесное количество равнялось 2 (тысячам тонн).

Поскольку на спрос налог никак не воздействует (то есть кривая спроса останется той же), очевидно, что точка равновесия должна переместиться в Е2.

Необходимо провести новую кривую предложения S2, параллельную кривой предложения S1 и проходящую через Е2.


Можно увидеть, что она лежит на 2 деления выше линии S1.

На самом деле, можно даже не проводить кривую, а просто измерить расстояние между Е2 и Е3 на следующей диаграмме:


Точка Е3 обозначает предложение в размере 2 тысячи тонн при старой кривой предложения S1, а точка Е2 — предложение того же размера при новой кривой предложения S2. Разницу между ними легко посчитать, что и является основой алгебраического решения.

Разумеется, разница равна 2 денежных единицы, что и является размером налога.
[/spoiler][spoiler title=’Решение (алгебраическое — простое, если вы уже рассмотрели графическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]Это решение хорошо в том случае, когда кривые сложные, пересекаются не видно где. Нарисуйте набросок вроде того, что приведен в предыдущем решении, и считайте.

Первый шаг: определяем равновесную цену. Просто приравниваем спрос и предложение

Из чего получаем

P=4

Теперь определяем равновесный объем. Для этого подставляем только что полученное значение Р в формулу спроса или предложения — это безразлично, они через одну точку проходят. Получаем:

Теперь понятно, что государство хочет довести объем до

Этот новый объем Q2 подставляем в форму спроса:

2=12-2P

Это цена для точки Е2, то есть равновесная цена после введения налога.

Подставляем Q2 в формулу предложения:

2=2P-4

В результате получаем:

P2—P3=2

Теперь вы сможете решить следующую задачу, в которой графический метод вам нужен только для наброска.

Задача 3

Эту задачу решить непросто, не разобрав предыдущую.

Спрос на рынке молока равен Q=7-5/7*P , а предложение равно Q=3/7*P+2.

Государство хотело бы ввести такую потоварную дотацию для производителей молока, чтобы его цена для покупателей снизилась на 20%. Какого размера дотацию оно должно ввести? На сколько процентов возрастут покупки молока?

Графически (по клеточкам) эту задачу не решить — ответы будут в бесконечных десятичных дробях.

[spoiler title=’Решение (алгебраическое)’ style=’orange’ collapse_link=’true’]

Будет понятнее, если вы сделаете набросок вроде этого.


Равновесие до введения дотации находится в точке Е1. Прежде всего, определим исходную равновесную цену P1, просто приравняв спрос и предложение.

7-5/7*P=3/7*P+2

Государство хотело бы довести цену до P2, которая, по условию, на 20% ниже.

При такой цене спрос будет равен (точка Е2)

Однако предложение для такого количества, если не ввести дотацию (по старой кривой предложения S1) для такого количества будет находиться в точке Е3. Посчитаем, по какой цене производитель готов предоставить данное количество товара. Для этого приравняем формулу предложения к рассчитанному Q2.

3/7P+2=9/2

P3=35/6

Значит, чтобы сдвинуть кривую предложения вниз, нужно ввести дотацию в размере

P3—P2=35/6-7/2=7/3

Это и есть первый ответ: 7/3

Теперь посчитаем, насколько увеличатся продажи молока. Очевидно, они из Q1 перейдут в Q2.

Q1 рассчитать просто, достаточно Р1 подставить в исходную формулу спроса или предложения — безразлично. Ну, например, спроса:

А Q2 мы уже рассчитывали выше, он равен 9/2

Таким образом, Q2 относится к Q1 как

Q2/Q1=9/2:31/8=36/8:31/8=36/31

36/31-1=5/31

Вот и второй ответ: молока будут покупать больше на 5/31, то есть примерно на 16%.[/spoiler]

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Скорость обращения денег равняется
сумме выданных банковских кредитов, деленной на их количество
индексу цен, скорректированному с учетом реального валового внутреннего продукта
среднему количеству платежей, в которых участвует каждая денежная единица в течение года
среднему числу переводов безналичных денег, приходящемуся в год на один коммерческий банк

2. В большинстве развитых стран Европы банковская система имеет два уровня. Эти уровни
Центральный банк и коммерческие банки
Сберегательные банки и банки, выдающие кредиты
Центральный банк и сберегательные банки
Банки и страховые общества

3. Если в России будет дополнительно напечатано 500 млн. р. бумажными купюрами, то прирост количества денег в обращении в России может достигнуть
500 млн. р.
2,5 млрд. р.
480 млн. р.
100 млн. р.

4. Если в текущем году импорт товаров и услуг в Россию в денежном выражении превысит стоимость российского экспорта, то государственный долг России в этом году
может как вырасти, так и сократиться
обязательно сократится
обязательно вырастет
не изменится

5. К числу основных целей фискальной политики государства относится
создание условий для успешного ведения бизнеса
антициклическое регулирование экономики
повышение состояния граждан
перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения

6. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру
как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний
нейтрально
как встроенный (автоматический) стабилизатор
неопределенным образом, в зависимости от факторов

7. К числу инструментов фискальной политики относится
увеличение нормы обязательных резервов
покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке
выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций

8. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной
Изменение ставок налогов на прибыль банков
Изменение Центральным банком нормы банковского резерва
Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство
Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики
Фискальная политика — это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста
Фискальная политика — это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

10. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита
сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.
увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей
повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований
увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей

11. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между
текущими государственными расходами и доходами
фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости
текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу
текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости

12. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся
расходы по обслуживанию государственного долга
подоходные налоги и пособия по безработице
расходы на охрану и защиту природной среды
таможенные пошлины и акцизы

13. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки
не изменяется с увеличением дохода
не изменяется с уменьшением дохода
не изменяется при любом изменении дохода
изменяется в соответствии с изменением дохода

14. Годовой государственный бюджет – это
план государственных доходов и расходов на год
количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год
количество денег, имеющихся в наличии у правительства
общая сумма всех поступлений в государственную казну за год

15. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях
приведет к увеличению поступлений от этого налога
является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории
может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога
приведет к снижению дефицита государственного бюджета

1.

Под фискальной политикой государства понимается:

- политика, направленная на сокращение или увеличение совокупного спроса

+ регулирование экономики с помощью доходов, расходов и налогов с целью достижения неинфляционного роста национального производства и обеспечения полной занятости

- политика, направленная на изменение совокупного предложения

- изменение массы денег в обращении с целью достижения неинфляционного роста национального производства

- политика, направленная на увеличение совокупного спроса в целях изменения реального объема производства

2.

Целями бюджетно-налоговой политики является:

- стабильный уровень совокупного выпуска

- полная занятость ресурсов

- стабильный уровень цен

+ правильно 1, 2 и 3

- правильно 1 и 2

3.

Правом установления налогов обладают:

- юридические и физические лица

4.

При перегреве экономики фискальная политика использует меры для стабилизации:

- снижение налогов и трансфертов

+ сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов

- увеличение государственных закупок и налогов при сокращении трансфертов

- все ответы правильные

5.

Для вывода экономики из спада, фискальная политика предлагает:

- снизить трансферт и увеличить государственные закупки

- увеличить налоги, увеличить государственные закупки и снизить трансферт

+ увеличить государственные закупки, увеличить трансферт и снизить налоги

- снизить налоги и трансферт

- снизить налоговую нагрузку

6.

Причиной возникновения бюджетного дефицита является:

- снижение учетной ставки

+ возрастание роли государства в различных сферах жизни

- увеличение денежной массы

- высокий уровень занятости населения

7.

Способом покрытия бюджетного дефицита является:

- увеличение учетной ставки

- высокий уровень занятости населения

8.

Ставка налога – это:

- величина налоговых отчислений на условную денежную единицу

- величина налоговых отчислений на единицу учетной ставки

- величина налоговых отчислений на единицу чистой прибыли

- величина налоговых отчислений на единицу валовой прибыли

+ величина налоговых отчислений на единицу объекта налога

9.

В условиях инфляции проводится политика “дорогих денег”, направленная на:

+ сокращение денежной массы

- увеличение денежной массы

- уменьшение учетной ставки

- уменьшение нормы обязательного резерва

- сокращение продаж государственных ценных бумаг на открытом рынке

10.

Фискальная политика, направленная на стимулирование экономической активности (расширительная), предполагает:

- уменьшение налоговых ставок и сокращение государственных расходов

- увеличение налоговых ставок и сокращение государственных расходов

+ уменьшение налоговых ставок и увеличение государств расходов

- уменьшение налоговых ставок и уменьшение государственных расходов

- стабильность налоговых ставок и государственных расходов

11.

Если с высоких доходов взимается больший процент, чем с низких, то имеет место налог:

12.

Фискальная политика как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации рассматривается:

- в классической модели

- в теории рациональных ожиданий

- в монетаристской концепции

+ в кейнсианской модели

13.

Увеличение налогов, при прочих равных условиях, приводит:

- к перераспределению доходов

- к сокращению доходов населения

- к увеличению объема средств, которыми распоряжается государ­ство

- к уменьшению конкурентоспособности продукции национального производства

+ все ответы правильные

14.

Налоги – это:

- обязательные платежи в бюджет, осуществляемые физическими и юридическими лицами

- денежные взносы граждан на содержание публичной власти

- важнейший источник средств государственного бюджета

- один из экономических рычагов воздействия на рыночную экономику

+ все ответы правильные

15.

Все налоги содержат следующие элементы:

- субъект и объект налогообложения

- источник налога и налоговый оклад

+ все ответы правильные

16.

Объект налогообложения – это:

- имущество, подлежащее налогообложению

- доход, подлежащий налогообложению

- физическое лицо, хозяйствующий субъект

+ правильно 1 и 2

- правильно 1, 2 и 3

17.

Субъект налога – это:

- имущество, подлежащее налогообложению

- доход, подлежащий налогообложению

+ физическое лицо, хозяйствующий субъект

- правильно 1 и 2

- правильно 1, 2 и 3

18.

Источник налога – это:

- имущество, подлежащее налогообложению

+ доход, подлежащий налогообложению

- физическое лицо, хозяйствующий субъект

- правильно 1 и 2

- правильно 1, 2 и 3

19.

Единица налогообложения – это:

- имущество, подлежащее налогообложению

- доход, подлежащий налогообложению

- физическое лицо, хозяйствующий субъект

+ единица измерения объекта налога (денежная единица страны)

20.

Налоговый оклад – это:

+ сумма налога, уплачиваемого субъектом с одного объекта

- имущество, подлежащее налогообложению

- доход, подлежащий налогообложению

- единица измерения объекта налога

- правильно 1 и 2

21.

Прямые налоги взимаются:

- с конкретного физического лица

- с конкретного юридического лица

- с имущества, подлежащего налогообложению

+ правильно 1 и 2

- правильно 1, 2 и 3

22.

Прямые налоги включают:

- налоги на доходы и имущество

- налог на социальное страхование

- налог на прибыль

+ все ответы верны

23.

Косвенные налоги взимаются:

- с конкретного физического лица

- с конкретного юридического лица

+ путем включения их в цену товара и услуги

- правильно 1 и 2

- правильно 1, 2 и 3

24.

К косвенным налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость (НДС)

+ правильно 1 и 2

- правильно 1, 2 и 3

25.

Налоговая ставка – это:

- величина налога с единицы объекта налогообложения

- измеряется в % к объекту налогообложения

+ правильно 1 и 2

- правильно 1, 2 и 3

26.

Налоговые ставки бывают:

+ все выше перечисленное

27.

Пропорциональные ставки налогов:

+ действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины

- предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода

- предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода

- устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода

- все выше перечисленное

28.

Прогрессивные ставки налогов:

- действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины

+ предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода

- предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода

- устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода

- все выше перечисленное

29.

Регрессивные ставки налогов:

- действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины

- предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода

+ предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода

- устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода

- все выше перечисленное

30.

Твердые ставки налогов:

- действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины

- предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода

- предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода

+ устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода

- все выше перечисленное

31.

Введение налога на единицу продукции означает, что тяжесть налогового бремени несут:

+ производители и потребители

- чиновники, которые его собирают

- производители, потребители и чиновники

32.

К числу основных целей фискальной политики государства относится:

- создание условий для успешного ведения бизнеса

+ антициклическое регулирование экономики

- повышение благосостояния граждан

- перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев насе­ления

- все ответы верны

33.

Стимулирующая стабилизационная политика отличается от рестрикционной тем, что она направлена на:

+ увеличение объема производства и уровня занятости в экономике

- на сокращение темпов инфляции

- на стабилизацию обменного курса национальной валюты

- на поддержание сбалансированности доходов и расходов государственно­го бюджета

- перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев насе­ления

34.

В экономике страны отмечается полная занятость, но высокая инфляция. К снижению темпов инфляции, скорее всего, приведет:

- рост государственных расходов и покупка Центральным банком страны государственных облигаций на открытом рынке

+ сокращение государственных расходов и продажа Центральным банком страны государственных облигаций на открытом рынке

- снижение налогов и покупка Центральным банком страны государственных облигаций на открытом рынке

- увеличение налогов и продажа государственных облигаций на открытом рынке

35.

В экономике с гибкими ценами и полной занятостью наиболее вероятным последствием увеличения государственных расходов и снижения налогов явится:

- увеличение реального ВВП

- уменьшение реального ВВП

- увеличение объема частных сбережений

+ уменьшение объема частных сбережений

- ничего не изменится

36.

Экономика находится в равновесии, бюджет сбалансирован, уровень всех на всех национальных рынках фиксирован. Равновеликое увеличение налогов и государственных закупок приведет к:

- уменьшению равновесного объема реального ВВП на сумму, равную приросту государственных закупок

+ увеличению равновесного объема реального ВВП на сумму, равную приросту государственных закупок
-уменьшению равновесного объема реального ВВП на большую сумму

- увеличению равновесного объема реального ВВП на большую сумму

- сохранению равновесного объема реального ВВП на прежнем уровне

37.

Темп инфляции возрастет в наибольшей степени, если дополнительные госу­дарственные расходы покрываются за счет:

- увеличения ставки подоходного налога с граждан

- увеличения косвенных налогов

- введения прогрессивной шкалы налогообложения

- продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке

+ получения кредитов у Центрального банка

38.

Эффективность фискальной политики вследствие роста цен:

- имеет циклический характер

- нет однозначного ответа

39.

Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

- текущими государственными расходами и доходами

- фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости

- текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу

+ текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить бюджет в условиях полной занятости

40.

Циклический дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

- текущими государственными расходами и доходами

+ фактическим и структурным дефицитом

- текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу

-текущими государственными расходами и доходами, которые могли поступить в бюджет в условиях полной занятости

- фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости

41.

Государственный долг – это:

- задолженность населения, фирм, банков и зарубежных государств перед правительством данной страны

- задолженность правительства перед населением страны

- задолженность правительства данной страны перед иностранными государствами

+ задолженность правительства перед всеми хозяйствующими субъектами данной страны, так и зарубежных стран

- задолженность правительства данной страны перед всеми хозяйствующими субъектами данной страны и населением

42.

Путем консолидации государственного долга правительство:

- уменьшает свою задолженность перед населением страны

- уменьшает задолженность страны перед иностранными государствами

- превращает государственный долг в долгосрочные инвестиции

- уменьшает свою задолженность перед всеми хозяйствующими субъектами данной страны

+ превращает краткосрочную и среднесрочную задолженности в долгосрочную

43.

Первичный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между:

- текущими государственными расходами и доходами

- фактическим и структурным дефицитом

+ текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу

- текущими государственными расходами и доходами в условиях полной занятости

- фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости

Читайте также: