Увеличение правительством россии таможенных пошлин на ввозимые потребительские товары выгодно

Опубликовано: 16.05.2024

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Государственная политика в области международной торговли. Особенности современной экономики России»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Государственная политика в области международной торговли. Протекционизм.
  • Всемирные организации: военно-стратегические, региональные, отраслевые межгосударственные организации.
  • Экономическое развитие России в ХХ-ХХI веках. Программы экономического развития.

Глоссарий по теме: фритредерство, протекционизм, демпинг, тарифные барьеры, пошлины, нетарифные барьеры, квота, лицензия, субсидия, эмбарго.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Страны мира проводят политику, которая ориентируется или на полное и свободное развитие международной торговли, или на ограничение свободы в области торговли.

Внешнеторговая политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – это «фритредерство». Свободная торговля приносит выгоду всем странам. Но большинство стран используют меры для увеличения экспорта и защиты отечественного рынка от внешней конкуренции.

И это другой вариант государственной политики в сфере международной торговли – протекционизм.

Протекционизм – политика ограничения свободы в торговле. В условиях конкуренции государства ограничивают международную торговлю, используя разного рода барьеры.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики, которые не могут выжить в открытом рынке; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

При реализации политики протекционизма страны используют тарифные и нетарифные барьеры.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, то есть налоги в государственный бюджет, которые платит импортёр товаров. Пошлинами облагаются товары не только в целях защиты своих отечественных производителей, но и для пополнения бюджета страны. В соответствии с этими целями импортные пошлины делят на протекционистские и фискальные.

Протекционистские пошлины устанавливаются на товары, аналогичные отечественным. Фискальные пошлины устанавливаются на товары, которые не производятся в данной стране.

Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты и тех. условия, лицензии, субсидии, эмбарго и др.

Квота – это количественное ограничение на ввоз определённого вида товаров.

Страны устанавливают стандарты и технические условия, которым должны отвечать товары, ввозимые в страну.

Лицензия – это разрешение на импорт определённых товаров. В некоторых странах очень сложно купить лицензию для ввоза товара, например, в Японии.

Для развития собственного экспорта государство использует субсидии фирмам. Субсидии чаще всего применяются в странах для поддержки отечественных производителей сельхозпродукции.

Эмбарго – запрет на импорт определённых видов товаров вообще.

В результате реализации мер протекционизма периодически вспыхивают «войны»: «меховые», «винные», «автомобильные».

Резюме теоретической части

Политика, ориентированная на свободное развитие внешней торговли, – «фритредерство». Протекционизм – политика ограничения свободной торговли.

Причины протекционизма различны: необходимость защиты национальных отраслей экономики; защита от дешёвой иностранной рабочей силы; увеличение роста ВВП, ответ на жёсткие меры внешнеторговой политики других стран, защита от демпинга.

Демпинг – это процесс установления искусственно заниженных цен на товары с целью вытеснения конкурентов.

Тарифные барьеры – это пошлины на импортные товары, которые платит импортёр товаров. Нетарифные барьеры – это меры, имеющие неценовой характер для ограничения импорта: квоты, стандарты, лицензии, эмбарго и др.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Выберите верное утверждение и выделите его цветом.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

Б) Международная торговля выгодна только странам-экспортёрам.

А) Импортные таможенные пошлины, как правило, ниже на товары, которые не производятся в стране.

2. Запрещение ввоза какого-либо товара в данную страну – это…

б) требование таможенной службы лицензии на импорт;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 164–168.
  2. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Практикум для учащихся в 2-х ч. – М.: Вентана-Граф, 2015. – ч.2 – С. 57–60.
  3. Левицкий М. Л., Шейнин Э. Я., Виленский В. М. Экономика. 11 класс: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 86–94.
  4. Акимов Д. В., Дичева О. В., Щукина Л. Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. Пособие для 10-11 классов общеобразоват. учрежд. / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. – М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с. : ил. – С. 258–270.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Пт, 18 Сентябрь 2020 | Тема: Государство и бизнес

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) поддержал инициативное предложение Российской Федерации о выделении в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза отдельных видов полимеров этилена в первичных формах (Группа 3901 ТН ВЭД), не производимых на территории ЕАЭС, а также полимеров этилена низкой плотности (ПЭНП), которые производятся в достаточном количестве, сообщил источник в ведомстве.

В отношении первой категории товаров ставка импортной пошлины сохранится на нулевом уровне, а в отношении второй — уровень тарифной защиты повысится до 6,5% сроком на один год. Размер временной ставки пошлины Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в отношении полимеров этилена низкой плотности ограничен максимально возможным в соответствии с тарифными обязательствами России и Казахстана в рамках ВТО уровнем связывания. Решение Совета ЕЭК вступит в силу через 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

«Принятое решение направлено на создание благоприятных условий для развития производства — полимеров этилена низкой плотности и увеличения доли потребления на внутреннем рынке товаров, произведенных предприятиями ЕАЭС, а также на содействие импортозамещению иностранных аналогов», — отметил директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.

По данным ЕЭК, полимеры этилена низкой плотности широко используются в производстве как готовых товаров (различных видов пленки, пакетов-вкладышей, емкостей общего назначения, геомембран, смесей и композиционных материалов), так и для получения изделий методом литья под давлением. Доля стоимости полимеров этилена низкой плотности в себестоимости конечных изделий составляет в зависимости от вида продукции от 5–30% (многослойные пленки) до 40–87% (стрейч-пленка, емкости, компаунды).

В товарную позицию под кодом ТН ВЭД 390110 входит полиэтилен с удельным весом при 20 °C менее 0,94 и с плотностью менее 0,92 г/см3, а именно полиэтилен низкой плотности (ПЭНП) под кодом 3901109000 и линейный полиэтилен низкой плотности (ЛПЭНП) под кодом 3901101000. Поскольку импортная пошлина на ПЭНП уже действует и равна 6,5%, значит изменение ввозной пошлины касается только ЛПЭНП для которого она поднимается с 0 до 6,5%.

По оценке Plastinfo.ru, объем российского рынка ЛПЭНП в 2019 году составил 378 тыс. т, при этом на долю импортных марок пришлось около 47% потребления. Производство ЛПЭНП до 2020 года в России было только у ГК ТАИФ («Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим») с годовым объемом выпуска до 220 тыс. т.

После ввода завода «ЗапСибНефтехим» (входит в СИБУР Холдинг) в 2020 году, где введены в строй четыре установки полимеризации по производству различных марок полиэтилена высокой плотности (ПЭВП) и линейного полиэтилена низкой плотности (ЛПЭНП) совокупной мощностью 1,5 млн т в год, местные производители способны полностью обеспечить внутренний спрос. Среди стран ЕАЭС производство ЛПЭНП есть еще в Узбекистане на Шуртанском газо-химическом комплексе (ШГХК) мощностью 125 тыс. т в год.

Российский Союз переработчиков пластмасс (СПП) ранее выступал против введения импортной пошлины на ЛПЭНП и подчеркивал, что введение пошлины приведет к росту отпускной стоимости ЛПЭНП местных производителей. «Повышение цен на сырье по цепочке, через переработчиков пластмасс, приведет к росту цен на готовые изделия и строительные материалы, что сведет на нет предпринимаемые Правительством РФ меры поддержки перерабатывающих отраслей и неминуемо увеличит темпы инфляции», – считает генеральный директор СПП Петр Базунов.

Против введения импортной пошлины на ЛПЭНП выступала и Ассоциация упаковщиков Казахстана (см. Plastinfo.ru от 03.09.2020).

«Для нашего предприятия, производящего барьерные пленки из ЛПЭНП, у российских производителей полиэтилена в ассортименте нет нужных нам марок, которые мы вынуждены импортировать. Пошлины обязательно приведут к удорожанию упаковки, что отразится и на всей цепочке потребителей, заканчивая покупателями продуктов питания. Считаю, что подобные изменения надо было делать только с учетом интересов всех участников этого рынка, а не только производителей сырья», — прокомментировал введение пошлины генеральный директор Десногорского полимерного завода (ДПЗ) Александр Преферансов.

Для справки

Под удельным весом подразумевается величина отношения веса необходимого материала к объему и измеряется Н/м3, однако в английском варианте описания ТН ВЭД «Удельный вес» называется Specific gravity (или relative density — относительная плотность), которая равна отношению плотности вещества к плотности воды при 4°C и является величиной безразмерной (прим. Plastinfo.ru).

Под лоббизмом подразумевается способствование принятию органами власти тех или иных решений, не связанное с подкупом госдеятелей. При этом речь, как правило, идет о защите интересов не какой-то отдельной компании, а целой отрасли.

Пошлины на ввоз товаров в 2020 году

Каждый гражданин РФ, который хотя бы однажды привозил в страну товары из поездки за границу, заказывал что-то в зарубежном интернет-магазине, хорошо знает о пошлинах на ввоз и лимитах на почтовые отправления. Если превысить установленные государством пределы, придется уплачивать таможенную пошлину за ввоз товаров в Россию. Каждый год лимиты пересматриваются. Практика показывает, что меняются они в сторону уменьшения, поэтому важно располагать актуальной информацией, чтобы не переплачивать или не нарушать законодательство по незнанию. Как известно, незнание закона от ответственности не освобождает. Совместно с юридическими консультантами нашей компании давайте разберем, как изменятся пошлины на ввоз с 1 января 2020 года, какие нюансы при заказе почтовых отправлений, как сэкономить при регулярных покупках в интернет-магазинах.

Запланированные изменения коснутся всех, кто делает заказы в интернет-магазинах, привозит товары для личных нужд из отпуска или путешествия. Продавец получает деньги за товар, а российский бюджет – таможенную пошлину за покупку. Нужно помнить, что размер пошлины зависит от двух параметров: стоимость и вес. В случае почтовых отправлений – еще и от количества заказов. Если уложиться в разрешенные таможенным законодательством рамки, пошлину платить не нужно. Чтобы избежать лишних расходов при покупках в интернет-магазинах, достаточно заказать товар в другом календарном месяце или оформить посылку на близкого члена семьи – супруга или родителей. Беспошлинный лимит при доставке почтовых отправлений считается не на адрес, а на каждое физическое лицо.

Беспошлинный лимит и его изменения

Под беспошлинным лимитом понимается вес или стоимость товара, превышение которых не требует уплаты таможенной пошлины в отечественный бюджет. К примеру, в 2019 году лимит на посылки составлял 31 килограмм или 500 евро. Если бы вы заказали себе мобильный телефон за 250 евро, то платить бы не пришлось. А вот за дорогой ноутбук в 1000 евро пришлось бы заплатить за превышение пошлины в 500 евро. Сколько и как это правильно рассчитать, расскажем ниже.

Помните, что размер беспошлинного лимита зависит от способа ввоза товара в страну:

  • Для воздушного транспорта – не больше 50 кг на сумму не больше 10 000 евро. Под эту категорию попадают товары, которые гражданин везет с собой самолетом для личного пользования.
  • Для наземного транспорта – 500 евро и 25 килограмм. К наземному транспорту относится поезд, автомобиль или велосипед. Если вы возвращаетесь из зарубежной поездки на собственном транспорте и везете с собой плазменный телевизор весом 20 кг, уплачивать пошлину не нужно. А вот за холодильник весом 50 кг платить придется. Если беспошлинный лимит превышен и по сумме, и по весу, платится только одна пошлина – большая, т.к. она более выгодна для государственного бюджета.
  • Для посылок. С 1 января 2020 года таможенная пошлина будет взыматься, если стоимость одной посылки превысит 200 евро, а вес – 31 кг.

Особенности начисления пошлины при заказе из интернет-магазинов

Если сравнить размер беспошлинного лимита в 2019 и 2020 году, то наибольшие изменения произошли именно в категории пошлин на посылки. Если в 2019 году можно было заказывать на 500 евро, то теперь ограничение снизилось в два с половиной раза.

Не спешите отчаиваться: изменили не только лимит, но и правила его определения. Если раньше пошлиной облагались посылки, суммарная стоимость которых за месяц превышала 500 евро, то теперь беспошлинный лимит установлен на каждое почтовое отправление в отдельности.

В качестве примера разберем ситуацию, когда гражданин РФ заказывает в интернет-магазине из Китая 3 телефона: себе, жене и ребенку. Примерная стоимость каждой модели – 180 евро. Если он сделает покупку в одном магазине, а продавец упакует товар в одну посылку, налицо превышение лимита. Придется уплатить пошлину с 290 евро, а это достаточно приличная сумма. Но если заказать эти модели в трех разных магазинах и получить их тремя посылками, превышения лимита нет, а пошлину платить не придется.

Аналогично рассчитывается лимит и по весу: 31 кг на каждую посылку, а не за все, полученные в течение одного календарного месяца.

Как рассчитать таможенную пошлину за ввоз товаров в РФ?

С 1 января 2020 года меняется не только размер беспошлинного лимита, но и принцип начисления пошлины. Если раньше нужно было платить 30 % с превышения, то теперь вдвое меньше – лишь 15 %. Разберем это на простом примере. Гражданин заказал из интернет-магазина в Китае камеру стоимостью 400 евро. В одной посылке можно ввозить в страну товар не дороже 200 евро. Значит размер таможенной пошлины будет равен: (400-200)*0,15 – 30 евро.

По поводу ограничения по весу аналогичный пример: заказ холодильника стоимостью 185 евро и весом 65 кг. Превышения по стоимости нет, зато есть превышение по весу. На каждый лишний килограмм начисляется пошлина в 2 евро, поэтому при получении товара придется заплатить (65-31)*2 – 68 евро.

Как уже говорилось ранее, если посылка превышает оба лимита, то уплачивается большая пошлина.

Порядок уплаты таможенной пошлины на посылки

Как только товар, стоимость которого превышает беспошлинный лимит, попадает в страну, он проходит зону таможенного контроля. Специалисты изучают почтовые документы и выставляют получателю уведомление на оплату. Нужно явиться с паспортом по адресу, указанному в уведомлении, оплатить рассчитанную таможенниками пошлину. Только после этого можно получить посылку.

Важно! Помимо пошлины на все посылки, превышающие лимиты по весу или стоимости, накладывается дополнительный сбор в размере 500 рублей. Ранее он был вдвое меньше, но Министерство финансов решило увеличить его с 1 января 2020 года. Это объясняется тем, что ставка в 250 рублей была установлена в далеком 2004 году и с того времени не корректировалась.

У вас возникли вопросы относительно расчета таможенной пошлины при ввозе товаров на личном авто? Таможенная служба оценила посылку не по инвойсу, заполненному продавцом, а по собственным каталогам? Вас заподозрили в умышленном сговоре с продавцом и занижении цены за товар, насчитав пошлину? Обратитесь за консультацией к юристам нашей компании и получите обоснованный и объективный ответ на все интересующие вопросы. Мы постоянно следим за изменениями в законодательстве, поэтому оказываем своевременную помощь и даем актуальные советы.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Хотя в 2020 году вопросы, связанные с действующими правилами определения таможенной стоимости товаров в части включения в нее лицензионных и иных подобных платежей, которые могут уплачиваться покупателем товаров, не были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (далее – КС), опубликованные на официальном сайте Счетной Палаты Российской Федерации результаты контрольного мероприятия «Проверка полноты уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет, в период 2018 – 2019 годов и истекший период 2020 года, в отношении товаров, ввозимых на территорию Евразийского экономического союза и отнесенных к объектам интеллектуальной собственности (включая патенты, товарные знаки, авторские права)»[1] вызвали отклик профессионального сообщества, сопоставимый со знаковыми решениями КС.

Так Счетной палатой выявлены признаки того, что участники внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) неправомерно не включают лицензионные платежи в структуру таможенной стоимости товаров, что, по предварительным оценкам, привело, по мнению контрольного ведомства, к занижению таможенных пошлин и налогов (далее – таможенные платежи) почти на 100 млрд. рублей[2].

Среди проблем, которые рассматриваются в рамках обсуждения результатов контрольного мероприятия Счетной палаты, затрагиваются вопросы правовой определенности действующего регулирования в отношении правил включения лицензионных платежей в таможенную стоимость[3], которые со всей очевидностью имеют конституционную значимость.

Рассматривая действующие правила с точки зрения конституционных аспектов можно обратить внимание на следующее.

Счетной палатой в опубликованных по результатам контрольного мероприятия, в частности, обращено внимание на то, что ряд организаций, осуществляющих ВЭД, включали в структуру затрат при расчете налога на прибыль организаций лицензионные и иные подобные платежи, но при этом не включали такие платежи в таможенную стоимость товаров при их декларировании.

Вместе с тем в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее соответственно – Кодекс, Союз/ЕАЭС) при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары (далее соответственно – метод 1, ЦФУ) добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права (далее – роялти), которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС, в размере, не включенном в ЦФУ.

Таким образом, для принятия решения о необходимости включения роялти в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений к ЦФУ необходимо одновременное выполнение двух условий:

- отношение роялти к ввозимым товарам (далее – условие 1);

- уплата роялти в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС (далее – условие 2).

Приведенные в Таможенном кодексе ЕАЭС формулировки в отношении условий включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров (лицензионные платежи относятся к ввозимым товарам, уплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров) позволяют обратить внимание на то, что действующее регулирование определяет лишь общие условия, выполнение которых необходимо для принятия решения о включении роялти в таможенную стоимость товаров.

В этом случае существует риск нарушения таких конституционно значимых принципов налогообложения как определенность, всеобщность и равенство плательщиков.

С другой стороны, действующие в Российской Федерации нормы Таможенного кодекса ЕАЭС, касающиеся правил включения роялти в таможенную стоимость товаров, полностью соответствуют положениям Соглашения ВТО, а именно:

Соглашение ВТО (Статья 8.1 (C))

(англ.)

Соглашение ВТО (Статья 8.1 (C))

(русс.)

(пп.7 п.1 ст.40)

In determining the customs value under the provisions of Article 1, there shall be added to the price actually paid or payable for the imported goods:

royalties and licence fees related to the goods being valued that the buyer must pay, either directly or indirectly, as a condition of sale of the goods being valued, to the extent that such royalties and fees are not included in the price actually paid or payable;

При определении таможенной стоимости согласно положениям Статьи 1 к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за импортируемые товары, должны быть добавлены:

роялти и лицензионные платежи, относящиеся к оцениваемым товарам, которые должен выплатить покупатель прямо или косвенно в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в той мере, в какой такие роялти и платежи не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к ЦФУ, добавляются:

лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи …товаров, в размере, не включенном в ЦФУ.

При возникновении ситуаций, приводящих, в том числе к спорам между плательщики таможенных платежей и таможенными органами о выполнении условий включения роялти в таможенную стоимость товаров, поиск решения часто происходит на фоне недостаточного понимания экономической сущности установленных Соглашением ВТО и Таможенным кодексом ЕАЭС условий (условие 1 и условие 2).

Рассмотрим условия включения роялти в таможенную стоимость товаров более подробно.

«… относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам»

Как уже отмечалось ни Соглашение ВТО, ни Таможенный кодекс Союза не раскрывают, как установить отношение роялти к оцениваемым товарам.

Выработка методологически правильного подхода в определенной степени осложнена тем, что уплата роялти производится не за товары, а за использование объектов интеллектуальной собственности, которые, на первый взгляд, могут быть, и не связаны с товарами, таможенная стоимость которых определяется.

Обоснованным представляется подход, предусматривающий, что вывод о том, что роялти не относятся к ввозимым товарам, может быть сделан только, если для лицензиата – импортера имеет экономический смысл уплачивать такие же суммы роялти, какие он уплачивает при импорте товаров в ситуации, когда эти товары за рубежом не приобретаются и не импортируются.

Лицензионные отношения по предоставлению, например, ноу-хау могут предусматривать различные варианты использования ввозимых товаров. Наиболее типичными из них являются следующие:

1. Лицензиат, осуществляя производство готовой продукции на территории ЕАЭС, обязан обеспечить требуемое в соответствии с ноу-хау качество. При этом правообладатель не требует использования при производстве строго определенного оборудования, сырья и материалов. Выбор в данном случае осуществляется лицензиатом, который может по своему усмотрению приобрести все это у правообладателя либо у независимых поставщиков, в том числе на внутреннем рынке своей страны.

2. Предоставляя ноу-хау, правообладатель устанавливает требования, в соответствии с которыми лицензиат обязан использовать строго определенное оборудование, а также сырье и материалы, которые должны быть приобретены у правообладателя либо у «обозначенных» им лиц[4].

Возможность того, что роялти за объекты интеллектуальной собственности, не содержащиеся на/в ввозимых товарах, например, рассмотренная выше технология производства готовой продукции, могут, тем не менее, признаваться относящимися к товарам, таможенная стоимость которых определяется, признается и в международных документах по методологии определения таможенной стоимости товаров.

Так, применительно к условию «относятся к ввозимым товарам» в Комментарии 25.1 «Роялти, уплачиваемые третьим лицам» (далее – Комментарий 25.1) сформулированы следующее положения[5]:

Перевод на русский язык

Determining whether a royalty or licence fee is related to the goods being valued

The most common circumstances in which a royalty or licence fee may be considered to relate to the goods being valued is when the imported goods incorporate the intellectual property and/or are manufactured using the intellectual property covered by the licence. For example, if the imported goods incorporate the trademark for which the royalty or licence fee is paid, this would indicate that the fee relates to the imported goods.

Определение, относятся ли роялти или лицензионный платеж к оцениваемым товарам

Наиболее распространенной ситуацией, когда роялти или лицензионный платеж могут рассматриваться как относящиеся к оцениваемым товарам, является ситуация, при которой ввозимые товары содержат объект интеллектуальной собственности и(или) произведены с использованием объекта интеллектуальной собственности, охватываемого лицензией. Например, если ввозимый товар содержит товарный знак, за который уплачиваются роялти или лицензионный платеж, это свидетельствовало бы о том, что указанный платеж относится к ввозимым товарам.

Можно обратить внимание на то, что на уровне международной методологии понимание условия «относятся к ввозимым товарам», не ограничивается ситуацией, когда роялти уплачиваются за объект интеллектуальной собственности, содержащийся на (например, товарный знак) или в (например, запатентованная технология, с использованием которой ввозимые товары произведены) товарах, а лишь говорит о ней, как о наиболее распространенной, но не единственной.

Таким образом, подход при проверке первого условия состоит в следующем: имеется ли экономический смысл уплаты лицензионных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, если приобретение и ввоз оцениваемых товаров не осуществлялся бы и существует ли возможность не использовать в деятельности лицензиата именно те товары, которые были приобретены.

Подход основан как на теоретических принципах налогообложения, так и на принципах определения таможенной стоимости Соглашения ВТО, и использован применительно ко всем примерам, включенным в Рекомендацию Коллегии ЕЭК № 20 для ситуаций, при которых роялти уплачиваются за различные объекты интеллектуальной собственности, формально не связанные с ввозимыми товарами (ноу-хау, программные продукты, коммерческие обозначения и т.д.), но исходя из сущности проводимых операций, бесполезными без ввоза товаров[6].

«Уплата лицензионных платежей является условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров»

Не меньший интерес представляет собой второе условие включения роялти в таможенную стоимость товаров, в соответствии с которым роялти должны включаться в таможенную стоимость, если их уплата является условием продажи оцениваемых (ввозимых) товаров.

Выполнение второго условия является очевидным в случае, когда во внешнеэкономический договор купли-продажи товаров, либо в лицензионный договор включены положения, предусматривающие их уплату импортером в качестве одного из условий поставки товара. Однако такие положения включаются в договоры редко, в связи с чем как на международном уровне, так и в ЕАЭС возникла необходимость выработки методологических подходов к принятию решения о выполнении рассматриваемого условия.

На международном уровне в Комментарии 25.1 сформулировано следующее[7]:

Перевод на русский язык

7. Ключевым обстоятельством для определения того, должен ли покупатель уплачивать роялти … в качестве условие продажи, является отсутствие у него возможности приобрести ввозимые товары без уплаты роялти.

Кроме того, в Комментарии 25.1 приведены факторы, которые могли бы приниматься во внимание при проверке выполнения Условия 2:

Перевод на русский язык

(а) There is a reference to the royalty or licence fee in the sales agreement or related documents;

(в) There is a reference to the sale of the goods in the royalty or licence agreement;

(с) According to the terms of the sales agreement or the royalty or licence agreement, the sales agreement can be terminated as a consequence of breaching the royalty or licence agreement because the buyer does not pay the royalty or licence fee to the licensor. This would indicate a linkage between the royalty or licence fee payment and the sale of the goods being valued;

(d) There is a term in the royalty or licence agreement that indicates if the royalties or licence fees are not paid, the manufacturer is forbidden to manufacture and sell the goods incorporating the licensor’s intellectual property to the importer;

(e) The royalty or licence agreement contains terms that permit the licensor to manage the production or sale between the manufacturer and importer (sale for export to the country of importation) that go beyond quality control.

(а) Наличие в договоре купли-продажи или связанных с ним документах ссылки на уплату роялти;

(в) Наличие в лицензионном договоре ссылки на продажу товаров (договор купли-продажи товаров);;

(с) В соответствии с условиями договора купли-продажи или лицензионного договора, исполнение договора купли-продажи может быть приостановлено вследствие нарушения лицензионного договора, поскольку покупатель не уплачивает роялти лицензиару. Такие положения договоров показали бы связь между уплатой роялти и продажей оцениваемых товаров;

(d) В лицензионном договоре существует положение, которое показывает, что если роялти не уплачиваются, то производитель не имеет права выпускать и продавать импортеру товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности правообладателя;

(е) Лицензионный договор содержит положение, которое позволяет правообладателю осуществлять контроль производства или продаж между производителем и импортером (продажа на экспорт в страну импортирования), который выходит за рамки контроля качества.

В праве ЕАЭС приведенные выше подходы отражены в Рекомендации ЕЭК, которой установлено Положение о добавлении лицензионных платежей к ЦФУ (далее – Положение)[8], разработанное для выработки методологических подходов к решению вопроса о включении роялти в таможенную стоимость товаров, то есть к выполнению условий 1 и 2.

При этом Положение содержит, в том числе примеры, в рамках которых роялти не подлежат включению в таможенную стоимость товаров в связи с невыполнением условия 1 и (или) условия 2.

С учетом изложенного можно отметить, что предусмотренные Кодексом условия включения роялти в таможенную стоимость товаров, существенно отличаются от условий признания расходов в целях налогообложения прибыли организаций (обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, ситуация, когда роялти не включаются в таможенную стоимость товаров, но при этом признаются расходами для исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, а также противоположная ситуация – являются экономически обоснованными и юридически правомерными.

Вместе с тем предположение об имеющейся неопределенности правил включения роялти в таможенную стоимость товаров и связанными с этим рисками нарушения конституционных принципов налогообложения представляется дискуссионным.

  1. Зарипов В.М. Включение лицензионных платежей в таможенную стоимость: возможна ли ответственность в условиях правовой неопределенности? // Доклад на Круглом столе «Современная практика таможенного регулирования и ВЭД» 24 марта 2021 года. Евразийская налоговая неделя. Финуниверситет при Правительстве РФ. Департамент налогов и налогового администрирования.

[4] Определение термина «взаимосвязанные лица» см. ст.37 Таможенного кодекса ЕАЭС // Консультант Плюс. Российское законодательство.

[5] COMMENTARY 25.1 THIRD PARTY ROYALTIES AND LICENCE FEES - GENERAL COMMENTARY / Комментарий 25.1 Роялти, уплачиваемые третьим лицам – Общий комментарий. // Customs Valuation Compendium. The World Customs Organization. Brussels. 2013.

[6] См. более подробно Рекомендация Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».

[7] COMMENTARY 25.1 THIRD PARTY ROYALTIES AND LICENCE FEES - GENERAL COMMENTARY / Комментарий 25.1 Роялти, уплачиваемые третьим лицам – Общий комментарий. // Customs Valuation Compendium. The World Customs Organization. Brussels. 2013.

[8] Рекомендация Коллегии ЕЭК от 15.11.2016 № 20 «О Положении о добавлении лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары».

Эксперты объяснили, как изменение таможенных пошлин повлияет на производство, валютный рынок и инфляцию.


Как ранее писал Spot, Торгово-промышленная палата готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие ставки импортных таможенных пошлин.

Предпринимателей призвали отправлять свои предложения по ставкам импортных таможенных пошлин. Так палата намерена создать условия для развития в стране экспортно ориентированных производств. Сбор заявок закончился 26 марта.

По мнению экономиста Юлия Юсупова, у предпринимателей не нужно спрашивать, повышать или снижать таможенные платежи. Такой подход к решению вопросов таможенно-тарифного регулирования не даст положительных результатов.

«Любой предприниматель заинтересован если не быть монополистом, то как минимум ограничить свою конкуренцию. Поэтому на вопрос о таможенных пошлинах они ответят, что на сырье и материалы нужно снижать ставки, на готовую продукцию — повышать», — сказал эксперт.

При оптимизации таможенных платежей не учитываются макроэкономические последствия, считает Юлий Юсупов. Повышение пошлин убивает экспорт, приводит к контрабанде товаров, увеличивает «давление» на валютный курс.

Узбекистан добился того, что значительная часть импорта вышла из тени. Изменение таможенных тарифов приведет к возврату в тень.

«Возможно, какие-то тарифы надо оптимизировать, ставки на некоторые из них даже поднять. Но такие решения не принимаются опросом предпринимателей. Для этого должно быть проведено исследование, которое покажет, где и что нужно оптимизировать. Тарифы выполняют не только протекционистскую функцию, но и фискальную», — отметил экономист.

Он также добавил, что нельзя только повышением импортных таможенных пошлин защитить местных производителей. Бизнес зависит от огромного количества факторов. Нельзя взять один из них, например, тарифное регулирование, и с помощью этого решить проблему. Научный подход предполагает, что на всё нужно смотреть комплексно.


Фото: Динора Зияева / Spot

Предприниматель, основатель сети супермаркетов korzinka.uz Зафар Хашимов перечислил 10 причин, почему не следует повышать импортные пошлины. Он отметил, что повышение тарифов приведет к искусственному росту цен и обеднению населения.

«Как любые налоги, тарифы имеют свойство сокращать размер экономики. Когда тарифы поднимают цены выше рыночных, снижается потребление товаров. И цены растут не только на импортную продукцию, но и местную», — говорит Зафар Хашимов.

Такая мера также ускоряет инфляцию, негативно отражается на экспортных отраслях, подавляет импорт, что приводит к подавлению спроса на иностранную валюту и укреплению национальной. Это также отражается на экспортерах, добавил эксперт.

Он также отметил, что, помимо импортных пошлин, есть другие факторы, защищающие местных предпринимателей. Например, по легкости международной торговли в Doing Business Узбекистан находится на 165-м месте. На импорт товаров в среднем уходит 111 часов, тогда как по региону этот показатель равен 12,5 часа.

«Высокие импортные тарифы у нас всегда были, но не всегда работали, потому что вызывали контрабандный ввоз. При этом есть „черный“ челночный ввоз и „серый“, когда идет занижение таможенной стоимости в целях ухода от налогов. Потом эти бизнесмены не могут прозрачно продавать на внутреннем рынке [импортный товар]. Валютную выручку, так как завезли нелегально, они тоже не могут официально из страны вывозить. И создают спрос на валютном черном рынке», — сказал предприниматель.

К косвенным последствиям повышения импортных тарифов он отнес правовой нигилизм бизнесменов, которые начинают искать лазейки и ухищрения. Это вызывает у государства реакцию, как известно по истории, еще более сильного контроля и введения репрессивных мер. Это, в свою очередь, приводит к увеличению коррупции.

Читайте также: