Увеличение или уменьшение налогов

Опубликовано: 20.09.2024

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. ?G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон. состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:

mрс + mps = 1.

Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1 / (1 – mрс).

Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два момента:

> во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

> во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

Величина мультипликатора трансфертов равна:

multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1, б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:

I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Нам нравится ваше стремление экономить деньги. Ниже вас ждут 45 способов снизить налоги.

Только представьте — все способы разрешены законом. Поэтому читайте, находите подходящие варианты и применяйте!

45 способов снизить налоги

№ 1. Часть стоимости товара оформить как необлагаемую операцию.

В статье 149 Налогового кодекса РФ есть список операций, по которым платить НДС не надо. Например, не облагаются проценты по коммерческому кредиту. Вы можете сделать цену на товар подешевле, а остаток стоимости «добрать» процентами, которые покупатель вам платит за отсрочку платежа. Так, если пол миллиона рублей оформить как проценты за отсрочку, НДС с них платить не надо, и вы экономите 83 333,33 рубля.

№ 2. Использовать специальные режимы налогообложения, чтобы не быть плательщиком НДС.

Это имеет смысл, если контрагентам не нужен входящий НДС, и фирма соответствует условиям, при которых разрешено применение льготного режима.

№ 3. Получить освобождение от НДС по статье 145 НК РФ.

Если вы не хотите платить НДС, и вам не нужны вычеты по НДС, но вы по какой-то причине не можете применять УСН или не успели вовремя перейти на «упрощенку», можете подать ходатайство на освобождение от НДС, которое будет действовать на протяжении календарного года. Это право есть только у тех, чья налогооблагаемая выручка на протяжении трех последовательных месяцев без НДС не превышает двух миллионов рублей.

№ 4. Управлять затратами.

Если вы работаете с НДС, то и поставщиков нужно выбирать тех, в ценах которых тоже выделен НДС, тогда вы сможете принимать «входящий» НДС к вычету. Покупая товар у поставщиков, которые не платят НДС и не выделяют его в документах, со своих продаж вы должны будете платить НДС, а к вычету ничего принять не сможете.

№ 5. Заключать агентские договоры вместо договоров поставки.

Тогда НДС будет облагаться не вся сумма реализации, а только агентское вознаграждение, указанное в договоре. Нужно грамотно оформлять договоры и счета-фактуры, а также иметь подтверждающие документы, чтобы у налоговой не возникло претензий.

№ 6. Платить больше авансов в конце квартала.

Тогда НДС с авансов можно будет принять к вычету и уменьшить налог к уплате в текущем квартале. Правда, потом НДС по авансам придется восстановить. Это способ перенести уплату НДС на более поздний срок.

№ 7. Увеличить долю экспортных сделок.

Операции по экспорту облагаются по ставке 0% (п.п.1 п.1 статьи 164 НК РФ).

№ 8. Создать потребительский кооператив.

Такие кооперативы создают для удовлетворения нужд пайщиков. Вместо платы за товар члены кооператива вносят паевые взносы, а получают товар, то есть удовлетворяют нужду в товаре. Удовлетворение нужды пайщика – это не реализация (п.п. 4 пункта 3 статьи 39 НК РФ), а значит НДС не облагается. Работу потребительских кооперативов регулирует Закон №3085-1 от 19.06.1992 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ».

№ 9. Включать стоимость доставки в цену товара.

Подходит для тех, кто продает товары, облагаемые НДС по льготной ставке 10%. Дело в том, что если выделить доставку отдельной строкой, с нее нужно будет заплатить НДС по стандартной ставке 20%. А если включить расходы по доставке товара покупателю в стоимость товара и не прописывать отдельно, то со всей суммы товара вы заплатите только 10%, а к вычету за услуги транспортных компаний примете 20%. Пропишите в договоре, что цена товара включает доставку, и в учетной политике, что расходы по доставке включаются в себестоимость товара.

№ 10. Реорганизация путем выделения.

Когда компания переходит с ОСНО на УСН, она должна восстановить НДС пропорционально остаточной стоимости основных средств, который до этого приняла к вычету. Если создать новую компанию на УСН путем реорганизации путем выделения, и перевести туда имущество, то НДС восстанавливать не придется. Передача имущества правопреемнику при реорганизации – исключение из общих правил восстановления НДС, предусмотренных пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

№ 11. Передать имущество с помощью простого товарищества.

Если одна компания продает имущество другой, то должна заплатить НДС. Но можно создать простое товарищество, где одна компания вносит в качестве вклада в совместную деятельность имущество, другая – деньги. Когда участники товарищества расторгают договор, они могут распорядиться вкладами как хотят (п. 1 ст. 252 ГК РФ). Тогда прежний владелец имущества забирает деньги, а вторая компания – имущество. Так происходит смена собственника без реализации (подп. 5 и 6 п. 3 ст. 39 НК РФ), а значит НДС платить не надо. Чтобы налоговики не признали сделку фиктивной, нужно, чтобы товарищество просуществовало некоторое время и вело какую-либо деятельность.

№ 12. Выделить отдельные юрлица под клиентов, которым нужен входной НДС, и которым не нужен.

Для последних выгоднее будет ООО на спецрежиме (УСН, ЕНВД), а с первыми будет работать компания на ОСНО. Но будьте осторожны, налоговики активно выявляют схемы по дроблению бизнеса и штрафуют. У любого дробления должна быть деловая цель. Все компании должны заниматься самостоятельными видами деятельности, которые не являются частью единого производственного процесса. Вам пригодится обзор судебной практики по дроблению из письма ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.

№ 13. Заменить часть стоимости товара штрафами и неустойками по договору.

Суть такая же, как с процентами по коммерческому кредиту. Вы делаете товар подешевле, прописываете в договоре штрафы за нарушения и разницу получаете в виде штрафа за такие нарушения – они не облагаются НДС. Главное, не переборщить со снижением цены, чтобы не вызвать подозрения у налоговых инспекторов.

№ 14. Применять льготные ставки страховых взносов.

Список льготников есть в статье 427 НК РФ. К сожалению, с 2019 года список заметно сократился, т.к. перестали действовать льготы для плательщиков УСН и ПСН, но по-прежнему действуют пониженные ставки для «спецрежимников» из IT-сферы, участников особых экономических зон, проекта «Сколково» и т.д.

№ 15. Вместо части зарплаты делать необлагаемые выплаты.

Список выплат, на которые не нужно начислять страховые взносы, есть в статье 422 НК РФ. Заменив часть зарплаты такими выплатами, вы сэкономите на взносах. Так вы можете компенсировать сотруднику проценты по ипотеке, проезд к месту работы, оплачивать обучение и т.д.

№ 16. Вместо испытательного срока заключать ученические договоры с новыми сотрудниками-стажерами.

Это не трудовой договор, поэтому выплаты по нему взносами не облагаются (письмо Минфина от 3 июля 2017 г. N 03-15-06/41745), но НДФЛ платить надо. Обучать стажера можно прямо на производстве, закрепив за ним наставника. Когда срок ученического договора заканчивается, с ним заключают трудовой договор без испытательного срока.

№ 17. Передать часть функций на аутсорсинг.

Тогда вы будете платить только вознаграждение аутсорсинговой компании вместо зарплаты, НДФЛ и взносов за штатного сотрудника. На аутсорс можно передать бухгалтерское и юридическое обслуживание, уборку, задачи дизайнера, маркетолога и т.д. Бонусом вы получите более качественные услуги, т.к. аутсорсеры несут ответственность за качество работы по договору и одного аутсорсера всегда можно поменять на другого, а вот обоснованно уволить штатного сотрудника и взыскать с него ущерб за некачественную работу сложнее.

№ 18. Привлекать для оказания услуг ИП или самозанятых.

Но не физлиц без предпринимательского статуса. За последних вы будете платить страховые взносы, а ИП и самозанятые платят за себя сами.

№ 19. Создать производственный кооператив.

Такие кооперативы регулирует Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», в них может быть не меньше пяти человек. Если звено фирмы превратить в кооператив, а сотрудников сделать участниками такого кооператива, то можно оформить минимальную зарплату, а остальное они будут получать в виде части прибыли кооператива по аналогии с дивидендами. С этих денег нужно будет платить только НДФЛ, но не страховые взносы.

№ 20. Нанимать квалифицированных иностранцев.

С доходов таких сотрудников свыше 167 тыс. рублей в месяц не нужно платить взносы (подп. 3 п. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

№ 21. Передать имущество на баланс фирмы на УСН внутри холдинга или внести его в уставный капитал.

«Упрощенцы» не должны платить налог на имущество (если оно не оценивается по кадастровой стоимости). Основная компания на общей системе будет арендовать это имущество у «упрощенца» и включать арендные платежи в расходы, а значит снижать еще и налог на прибыль. Важно, чтобы все эти операции были реальными, а не формальными, и арендные платежи соответствовали рыночным ценам.

№ 22. Пересмотреть кадастровую стоимость имущества.

Часто государственные оценщики эту стоимость берут «с потолка», и она не соответствует рыночной. Если вы обратитесь в Росреестр или сразу в суд и добьетесь пересмотра кадастровой стоимости, то сможете снизить и налог на имущество. В 2019 году вступил в силу закон от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ и теперь при определенных условиях можно не только снизить налог текущего года, но и вернуть переплату за последние три года. Все это касается и земельного налога. Заодно можно добиться, чтобы из кадастровой стоимости убрали НДС, чтобы не было двойного налогообложения (Определение от 15 февраля 2017 г. по делу №5-КГ17-258 и от 9 августа 2018 г. по делу №5-КГ18-96).

№ 23. Льготные ставки.

Вы можете поставить имущество на баланс филиала, который находится в регионе со льготной ставкой по налогу на имущество.

№ 24. Приобретать имущество в лизинг.

Тогда можно будет применять ускоренную амортизацию, и остаточная стоимость имущества, с которой платят налог, будет снижаться быстрее.

№ 25. Не платить налог с ликвидированного имущества.

Запись в ЕГРН может «висеть» еще несколько месяцев после ликвидации, но платить налог за это время уже не нужно (письмо от 24.09.2018 № БС-4-21/18577@).

№ 26. Списать устаревшее оборудование.

Провести инвентаризацию на предмет выявления морально устаревшего технологического оборудования для выпуска снятой с производства продукции. Такое оборудование можно списать и уменьшить налоговую базу.

№ 27. Уменьшать налог на страховые взносы ИП за себя и сотрудников (ООО только за сотрудников).

Подходит для УСН «Доходы». Вы можете вычесть из налога (авансового платежа) страховые взносы, что уплатили в том периоде, за который рассчитываете налог. ИП без работников могут так уменьшить налог вплоть до нуля, с работниками – до 50%.

№ 28. Зарегистрировать фирму в регионе, где действуют льготные ставки по УСН.

По закону регионы могут сами устанавливать пониженные ставки по УСН для всех или отдельных видов деятельности: для УСН «Доходы» – от 1% до 6%, для УСН «Доходы минус расходы» – от 5% до 15%. Узнайте ставки по регионам на сайте ФНС.

№ 29 Заключать агентские договоры.

Тогда в налогооблагаемую базу попадет только агентское вознаграждение, а не вся сумма по сделке. Это особенно выгодно, если применять УСН 6%.

№ 30. Воспользоваться налоговыми каникулами.

Власти субъектов РФ имеют право устанавливать двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных предпринимателей на УСН и ПСН. Узнайте, есть ли такие каникулы в вашем регионе.

№ 31. Уменьшать налог на страховые взносы ИП за себя и сотрудников (ООО только за сотрудников).

ИП без сотрудников могут уменьшить налог вплоть до 100%, ИП без сотрудников и ООО – до 50%. Важно платить взносы поквартально равными частями. Если не заплатить взносы в каком-то квартале, налог придется заплатить полностью и уменьшить его будет уже нельзя.

№ 32. Уменьшить площадь торгового зала.

Актуально для розничной торговли через объекты стационарной торговой сети, где ЕНВД считается с торговой площади. Если отгородить часть помещения капитальными перегородками, например, под склад или офис, с этой части платить ЕНВД не нужно. Но все должно быть зафиксировано в документах на помещение.

№ 33. Получить вычет за покупку онлайн-кассы в соответствии с законом от 27.11.2017 № 349-ФЗ.

Доступно только для ИП. Сумма вычета – 18 000 рублей. Чтобы получить вычет, нужно успеть зарегистрировать кассу до 1 июля 2019 года. Кроме ИП с сотрудниками, которые занимаются розничной торговлей или оказывают услуги общественного питания – для них срок истек 1 июля 2018 года.

№ 34. Применить инвестиционный налоговый вычет по закону от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Это позволит уменьшить налог на прибыль на стоимость приобретения основных средств и затрат на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (статья 286.1 НК РФ). Региональную часть налога можно уменьшить на сумму до 90% от таких расходов, федеральную часть – до 10%. Для того, чтобы воспользоваться вычетом, на вашей территории должен быть принят местный закон, устанавливающий такой вычет.

№ 35. Создавать резервы по сомнительным долгам (статья 266 НК РФ).

Сумма резерва считается расходом и уменьшают базу по налогу на прибыль. Если долг вернут, нужно будет восстановить часть резерва на эту сумму и заплатить налог. Предельный лимит для резерва – 10% от годовой выручки (п.4 ст.266 НК РФ). Решение о создании резерва пропишите в учетной политике.

№ 36. Использовать другие резервы, предусмотренные Налоговым кодексом.

Это резервы на оплату отпусков, на предстоящий ремонт основных средств и т.д. Так вы сможете равномерно признавать расходы и переносить уплату налога на более поздний срок. Изучите правила создания таких резервов и предусмотрите их в учетной политике.

№ 37. Воспользоваться амортизационной премией.

Вы можете включить в расходы до 30% от стоимости основных средств, если они относятся к третьей-седьмой амортизационным группам, и 10% по остальным группам (п. 9 ст. 258 НК). Амортизационную премию учитывают в расходах в первом месяце амортизации. Премию применяют со следующего года после того, как внесут соответствующее положение в учетную политику.

№ 38. Применять специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД и ПСН.

«Спецрежимники» не платят налог на прибыль.

№ 39. Покупать оборудование в лизинг.

В отличие от банковского кредита, при котором на расходы можно относить только проценты, платежи по договору лизинга можно полностью относить на себестоимость и уменьшать налог на прибыль.

№ 40. Увеличить долю прибыли обособленного подразделения фирмы, которое зарегистрировано в регионе с пониженной ставкой.

Порядок расчета доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, установлен пунктом 2 статьи 288 НК РФ. Чтобы увеличить долю подразделения, нужно увеличить либо численность персонала, который числится в подразделении, либо его фонд оплаты труда, либо стоимость имущества. Выбранный показатель, на основе которого распределяется прибыль, нужно закрепить в учетной политике.

№ 41. Воспользоваться амнистией по объектам интеллектуальной собственности.

Если провести инвентаризацию до 31.12.2019 года, выявить объекты ИС, оценить их и поставить на баланс фирмы, с их стоимости не нужно платить налог на прибыль (п.п 3.6 п.1 статьи 251 НК РФ).

№ 42. Провести инвентаризацию и списать недостачу.

Если есть документ об отсутствии виновных, расходы в виде недостачи и убытки от хищений относят к внереализационным расходам (п.п.5 п.2 ст. 265 НК), которые уменьшают базу по налогу на прибыль.

№ 43. Сделать правообладателем товарного знака третье лицо на УСН 6% или иностранную компанию.

Это должен быть реальный хозяйствующий субъект. Вы будете платить правообладателю по лицензионному договору и учитывать эти платежи в расходах по налогу на прибыль (п.п.37 и 49 п.1 ст. 264 НК). Правообладатель на УСН платит с этих денег 6% налога, а вы экономите 20%. Чтобы реализовать эту схему, нужно воспользоваться услугами юриста по интеллектуальному праву.

№ 44. Сменить «прописку» транспорта.

Вы можете зарегистрировать транспорт на филиал, который находится в регионе с более низкой ставкой транспортного налога.

№ 45. Уменьшить мощность двигателя.

Это нужно сделать в специализированном центре и получить подтверждающий документ. Ставка транспортного налога зависит от мощности двигателя. Больше всего могут сэкономить владельцы дорогих автомобилей. Это далеко неполный перечень путей налоговой экономии. Грамотно оперируя нормами законодательства, можно существенно снизить налоговую нагрузку. Главное при этом – быть осторожными, чтобы налоговики не обвинили в получении необоснованной выгоды. Поэтому прежде чем применять любой из этих способов, проконсультируйтесь со специалистом, чтобы экономия не обернулась штрафами и доначислениями.

Справочная / Всё про налоги

Как платить меньше налогов: миф оптимизации

Все хотят платить меньше налогов. Спрос рождает предложение — платные консультации и бухгалтерские семинары. К названию мероприятия обязательно прибавляют слово «законный» или «безопасный». Например, «самый безопасный способ сэкономить на налогах», «законные способы уменьшить налоговую нагрузку». Предприниматели платят за мечту — и получают бесполезные или даже вредные знания. В попытке сэкономить — зря тратят деньги.

Экономия на налогах — разумная цель. Но способы её достижения делятся на два вида: банальные и наказуемые. В статье мы расскажем об обоих — и разберём, наконец, обросшую мифами тему оптимизации.

Законные способы оптимизации

Законные способы оптимизации прописаны в Налоговом кодексе. Они хорошо известны.

Предприниматели имеют право:

— Применять спецрежим. Для всего малого бизнеса подходит УСН, для некоторых видов деятельности — ЕНВД и патент. Для физлиц без сотрудников и на услугах — новый налог на профессиональный доход.

— Уменьшать налог на страховые взносы. Предприниматели на ЕНВД и УСН «Доходы» уменьшают налог полностью, а если работают с сотрудниками — максимум наполовину. На УСН «Доходы минус расходы» взносы списывают в расходы. На патенте запрещено учитывать взносы. Самозанятые вообще их не платят.

— Применять льготы по страховым взносам за сотрудников. В 2019 году льгот по взносам стало меньше: их лишились некоторые предприниматели на УСН, ЕНВД и патенте. Остались льготы для аккредитованных айтишников, НКО, резидентов «Сколково» и участников Особых экономических зон.

— Применять пониженные ставки УСН. Регионы имеют право снизить ставку УСН для всех предпринимателей — например, в Петербурге и Екатеринбурге на «Доходах минус расходах» платят 7%, а не 15%. Бывают и льготы для определённых бизнесов, они разные в каждом регионе. Чтобы проверить себя, зайдите на сайт налоговой → выберите свой регион → «Особенности регионального законодательства».

— Уходить на налоговые каникулы. Ставка УСН для некоторых предпринимателей — 0%. В течение двух лет после регистрации они платят только страховые взносы. Проверьте себя в таблице.

Полезные статьи по теме:

Незаконные способы оптимизации: все остальные

Расскажем о пяти самых популярных схемах, тайными знаниями о которых завлекают на тренинги и консультации.

1. Дробление бизнеса. Большинство советов по оптимизации связано с разделением бизнеса на несколько частей. Крупный бизнес платит налог на прибыль, на имущество организации и на добавленную стоимость. Если разделить организацию на несколько маленьких — все они будут применять УСН и экономить на налоге.

Для небольшого бизнеса эта схема бесполезна. Предприниматели редко переступают ограничение 150 миллионов рублей доходов в год и теряют право на УСН. Поэтому и большинство мероприятий об оптимизации налогов — не для вас.

Пример из судебной практики:

Компания подошла к барьеру УСН — 100 сотрудников. Чтобы не переходить на ОСНО, директор создал несколько новых организаций. Сотрудники работали формально в других компаниях, реально — на тех же местах, а собственник экономил на налоге. Только вот налоговая заинтересовалась странными денежными потоками между организациями.

На предприятие пришла проверка. Сотрудники налоговой изучили документы, пообщались с сотрудниками и признали дробление фиктивным. Компания — одна, она на ОСНО, и она должна 800 000 рублей налога на имущество и 4 млн рублей пени.

Компания пошла в суд и дошла до Верховного суда. Он поддержал налоговую.

2. Уход от НДС. Компании платят НДС с разницы между ценой покупки и продажи. Чем меньше разница, тем меньше налог. Поэтому при помощи фирм-однодневок они увеличивают цену покупки или снижают цену продажи. Компания платит меньше НДС, а с однодневок взять нечего.

Владелец магазина покупает сахар по 10 рублей за килограмм, а продаёт — по 50. За каждый килограмм он платит НДС 10% (50 — 10) = 4 рубля. Он перешёл на тёмную сторону и стал покупать товары через цепочку контрагентов. Реальный продавец получает, как и раньше, 10 рублей за килограмм. Последующие звенья цепочки — по 15, 20 и т.д. Реальный покупатель отдаёт 49 рублей за килограмм. В результате он платит за килограмм сахара НДС 10% (50-49) = 10 копеек. В 40 раз меньше!

3. Заключение ГПХ вместо трудового договора. Компании обязаны заключать с постоянными сотрудниками трудовой договор. Это невыгодно: за сотрудников платят НДФЛ и страховые взносы и сдают отчёты. Небольшому бизнесу тяжело выполнить все требования трудового законодательства. Работодатели думают: если нарушать, то хотя бы с экономией. Поэтому предпочитают серую зарплату или работу с подрядчиками.

Некоторые даже не знают о нарушении. Интернет переполнен статьями вроде «трудовой договор или ГПХ: что заключить с сотрудником». Они создают ощущение, что предприниматель выбирает договор на своё усмотрение. На самом деле налоговая и трудовая инспекция приводят чёткие признаки трудовых договоров:

— Регулярный труд, а не конечная задача.

— Наличие режима работы: со скольки и до скольки.

— Выполнение распоряжений руководителя.

— Исполнение должностных обязанностей.

Если отношения с сотрудником подходят под эти признаки, налоговая признаёт договор ГПХ трудовым и просит доплатить налоги. Заодно выставляет штраф: для ИП — от 5 000 до 10 000 ₽, для ООО — от 50 000 до 100 000 ₽.

Налоговая узнаёт о нарушении из двух источников: из жалоб сотрудников и по ежемесячным платежам, которые похожи на замаскированную зарплату.

4. Перевод сотрудников в самозанятые. С 2020 года новый налоговый режим действует по всей стране. Физлица регистрируются в приложении налоговой и становятся самозанятыми. Они платят 4% от доходов за услуги физлицам и 6% от доходов за услуги компаниям — и освобождены от взносов. Небольшому бизнесу это помогает перейти на официальную работу.

Компании быстро нашли выгоду от изменения закона. Как только в регионе разрешали самозанятость, среди предприятий проходила волна «увольнений» сотрудников. Их просили зарегистрироваться в качестве самозанятых. Якобы они — независимые люди, которые оказывают компании услуги. Налог стал в 2 раза меньше: 6% против 13%, а от страховых взносов избавились и компания и исполнители.

Это нарушение похоже на подмену трудового договора гражданско-правовым. Физлица продолжают работать на одного заказчика, сидят на прежних рабочих местах и соблюдают правила распорядка компании. Чтобы у работодателей не возникало никаких сомнений, что это нарушение, в закон добавили специальное пояснение. Самозанятым нельзя учитывать доходы от компаний, на которые они работали в предыдущие два года — пп. 8 п. 2 ст. 6 ФЗ-422.

Предприниматели придумали обходной путь — платить зарплату и оформлять документы с другой компанией. В теории звучит безупречно. На практике непонятно, на кого оформить компанию и как переводить ей деньги, чтобы не попасться. Налоговая заметит: 5 сотрудников ушли из компании, стали самозанятыми и внезапно все вместе заключили договор с другой компанией. Новая компания получает от первой деньги за «услуги», чтобы расплачиваться с «подрядчиками». Вознаграждение самозанятых примерно равно прежней зарплате. Схему легко раскусить, поэтому лучше не рисковать.

5. Обналичка для ООО. ИП свободно распоряжаются деньгами: захотел — вывел на личный счёт, нужна наличка — снял её в банкомате. ООО так нельзя: любую операцию подтверждают документами, и она должна иметь деловую цель. Собственники выводят прибыль максимум раз в квартал и платят НДФЛ 13%. Когда наличка нужна срочно, некоторые компании нарушают закон и обращаются в обнальные конторы.

Схем обналички много. Например, ООО заключает договор с левой фирмой и перечисляет ей деньги за «консультации». Фирма снимает деньги и отдаёт заказчику обратно, удерживая комиссию. Собственник ООО уходит от НДФЛ, уменьшает УСН или налог на прибыль за счёт фиктивной сделки и держит в руках наличку, в которой нуждался.

Компания «Ромашка-строй» получила заказ на гранитную мостовую. Закупщики нашли место, где гранит продают дешевле всего, но только за наличные. Руководитель и главный бухгалтер решили воспользоваться услугами обнальщиков. Узнали у знакомых контакты и заключили фиктивную сделку на «рекламные консультации». Руководитель перекрестился и подтвердил перевод, бухгалтер перекрестился — и сходил за наличкой. Гранит купили, работа пошла.

Налоговая расследует дело. Через фирму проходят десятки миллионов в месяц, а у неё даже нет сотрудников. Номинальный директор отпирается, ему грозят тюрьмой. Он во всём сознаётся и сдаёт контрагентов. На пороге офиса «Ромашки-строй» стоят два инспектора в плащах, которые развеваются по ветру.

Ответственность за нарушения

Налоговая выявляет большинство схем «оптимизации» автоматически. После дробления бизнеса, обналички и ухода от НДС остаются компании, которые ведут себя неестественно, не как обычные рыночные игроки. При подмене трудового договора на ГПХ компании годами работают с одними подрядчиками и регулярно выплачивают им вознаграждение, что тоже подозрительно. Все сэкономленные налоги предпринимателю приходится доплатить — и вместе с ними пени и штрафы.

При нарушениях в крупном размере ИП отвечает по статье 198 УК РФ, руководитель компании — по статье 199 УК РФ. Крупный размер для ИП — от 900 000 рублей за 3 года, для ООО — от 5 миллионов рублей. Наказание — вплоть до лишения свободы. Если кроме руководителя в нарушении участвовал бухгалтер или другой сотрудник, максимальный срок вырастает в три раза. При первом нарушении уголовного наказания не будет — но только если полностью выплатите недоимку, пени и штраф.

Максим — ИП. В 2020 году он уволил сотрудников и заключил с ними договоры подряда как с самозанятыми. Налог они будут платить сами, а от страховых взносов освобождены. Сотрудников 10 человек, они в среднем получают по 30 000 рублей. В месяц экономия — больше 100 000 рублей. Максим уже копит на квартиру в Москве.

Прошёл год. Налоговая получила годовые отчёты по сотрудникам. Программа заметила: нетипичная ситуация, 10 сотрудников уволилось. Инспектор проверил — ага, они стали самозанятыми. Максиму доначислили 1,2 млн налогов.

Предприниматель сгоряча идёт в суд. Юристы честно предупреждают, что шанс выиграть очень небольшой. Хорошо хоть не возбудили уголовное дело: 1,2 млн — это уже крупный размер, т.е. преступление по ст. 198 УК РФ.

Обналичка «доходов, полученных преступным путём» дополнительно проходит по статье 174 УК РФ. Уголовно наказуем любой размер сделки. За суммы до 1,5 млн получают штраф до 120 000 рублей или в размере доходов за год. За суммы больше 1,5 млн — до 2 лет лишения свободы.

Василий оказывает рекламные услуги небольшому химическому заводу. Директор предлагает: «Давай проведём через твоё ИП 300 000 рублей. Cебе оставишь 30 000. Тебе легкий заработок — мне наличка для одного дела». Василий работает с компанией несколько лет без всяких проблем. Да и деньги не помешают: как раз пора съездить на техобслуживание.

На счёт приходит перевод от неизвестной ОООшки. Василий переводит деньги на свой счёт физлица. Снимает наличку и отдаёт директору завода. Подписывает договор и акт об оказании услуг. Забирает себе по экземпляру. Проходит год. Василий уже заплатил налог и обо всём забыл.

Через год на почту Василия приходит письмо от налоговой: «Явитесь в инспекцию и предоставьте пояснения по сделке». А сделка — та самая. Оказывается, директор химзавода заодно держал подпольное казино. С ним расплатились доступом к расчётному счёту ОООшки. Эти деньги он и вывел через ИП. Поэтому Василия обвиняют в отмывании доходов. Он заплатит штраф в виде годового дохода — 700 000 рублей. Хорошо, что хотя бы избежит обвинения в краже по 158 УК РФ.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация планирует применять балансовый метод применения ПБУ 18/02 с 01.01.2020. За отчетный период прибыль в бухгалтерском учете составила 3 418 531 руб., в налоговом учете 3 404 712 руб. (разница 13 819 руб, в т.ч. за счет увеличения прибыли в налоговом учете на сумму амортизации в размере 6020 руб. и за счет уменьшения прибыли на сумму переходящих отпускных в размере 19 839 руб.). На начало отчетного периода величина отложенного налогового обязательства (Кредит счета 77) составила 24 356 руб., величина отложенного налогового актива (Дебет счета 09) составила 3968 руб. На конец отчетного периода остаточная стоимость ОС в бухгалтерском учете составила 796 232 руб., в налоговом учете 680 467 руб. Переоценка ОС не производится, операции, требующие раздельного формирования налоговой базы, не производились. Текущий налог на прибыль определяется по налоговой декларации.
Какие бухгалтерские проводки будут сформированы на конец отчетного периода?


Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год организации обязаны применять ПБУ 18/02 с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 20.11.2018 N 236н.
Изменения касаются квалификации разниц, применения балансового метода для расчета отложенных налогов и введения понятия "расход по налогу на прибыль".
Согласно п. 8 ПБУ 18/02 под временными разницами понимаются доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или в других отчетных периодах, а также результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие налоговую базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах.
С 2020 года в п. 8 ПБУ 18/02 добавлена фраза о том, что временная разница по состоянию на отчетную дату определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.
При этом постоянные и временные разницы отражаются в бухгалтерском учете обособленно. В аналитическом учете временные разницы учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла временная разница (абзац 2 п. 3 ПБУ 18/01).
Иными словами, используется так называемый балансовый метод расчета временных разниц.
При применении балансового метода временные разницы на отчетную дату выявляются путем сравнения балансовой стоимости каждого актива и обязательства с его налоговой стоимостью.
Для реализации балансового метода рекомендуется создать специальный регистр временных разниц в виде таблицы (смотрите, например, Рекомендацию Р-109/2019-КпР "Регистр учета временных разниц" (принята фондом "НРБУ "БМЦ" от 11.12.2019)), представляющий собой перечень признаваемых в бухгалтерском балансе активов и обязательств организации, а также объектов налогового учета, которые имеют отличную от нуля налоговую величину, но при этом не признаются в бухгалтерском балансе. По каждой статье перечня указывается ее балансовая стоимость, ее налоговая величина и соответствующая временная разница.
При этом под налоговой величиной актива или обязательства понимается сумма, которая в соответствии с требованиями налогового законодательства будет влиять на расчет налоговой базы по налогу на прибыль будущих периодов. Налоговой величиной актива является сумма, которая будет вычитаться из налоговой базы будущих периодов в связи с выбытием (погашением стоимости) данного актива. Налоговой величиной обязательства является сумма, которая не будет вычитаться из налоговой базы будущих периодов при выбытии ресурсов во исполнение данного обязательства.
При заполнении регистра временных разниц бухгалтер должен выполнить следующий алгоритм действий.
1. На отчетную дату определяем:
- стоимость активов по статьям бухгалтерского баланса и для целей налогового учета;
- стоимость обязательств по статьям бухгалтерского баланса и для целей налогового учета.
2. Определяем временную разницу между стоимостью активов и обязательств в бухгалтерском и налоговом учете по группам.
При этом если бухгалтерская стоимость активов меньше налоговой или бухгалтерская стоимость обязательств больше налоговой, образуется вычитаемая временная разница (ВВР).
Если бухгалтерская стоимость активов больше налоговой или бухгалтерская стоимость обязательств меньше налоговой, образуется налогооблагаемая временная разница (НВР).
3. Суммируем получившиеся разницы (ВВР с плюсом и НВР с минусом) и в результате суммирования получаем две временных разницы.
4. Вычитаем из большей меньшую и получаем на конец периода только одну (ВВР или НВР), что приведет к необходимости сделать единственную проводку по отражению отложенного налога на прибыль.
Исключение предусмотрено для случаев, когда законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено раздельное формирование налоговой базы (п. 19 ПБУ 18/02). Например, при наличии ценных бумаг, обслуживающих производств, уплате пониженных ставок по региональным обособленным подразделениям и т.д. По таким операциям отдельно группируются активы и обязательства и считаются временные разницы.
5. ВВР приводит к образованию отложенного налогового актива (ОНА), определяемого путем умножения ВВР на ставку налога на прибыль.
НВР приводит к образованию отложенного налогового обязательства (ОНО), соответственно определяемого как произведение НВР на ставку налога на прибыль.
6. Далее величина ОНА или ОНО сравнивается с предыдущей отчетной датой. Получаем либо расход, либо доход по отложенным налогам.
Увеличение ОНО или уменьшение ОНА является расходом по отложенным налогам.
Уменьшение ОНО или увеличение ОНА является доходом по отложенным налогам.
Порядок отражения в учете налога на прибыль в соответствии с ПБУ 18/02 разъяснен Фондом НРБУ "БМЦ" в Рекомендации Р-102/2019-КпР "Порядок учета налога на прибыль" от 26.04.2019 (далее - Рекомендация Р-102/2019-КпР)*(1).
Сумма расхода по налогу на прибыль формируется по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" (в случае дохода по налогу - по кредиту). Указанная сумма складывается из двух составляющих: текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль. Каждую из составляющих рекомендуется учитывать на отдельном субсчете к счету 99 (п. 3, п. 4, п. 5 Рекомендации Р-102/2019-КпР):
- сумма текущего налога на прибыль отражается по дебету по дебету счета 99 (субсчет "Текущий налог на прибыль") в корреспонденции с кредитом счета 68 (субсчет "Расчеты по налогу на прибыль организаций");
- сумма отложенного налога на прибыль отражается по дебету или кредиту счета 99 (субсчет "Отложенный налог на прибыль") в корреспонденции соответственно с кредитом или дебетом счетов 09 или 77.
При этом увеличение НВР или уменьшение ВВР за отчетный период отражается по дебету счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 09 или 77.
Увеличение ВВР или уменьшение НВР за отчетный период отражается по дебету счета 09 или 77 в корреспонденции с кредитом счета 99.
В анализируемой ситуации необходимо учитывать, что переход на балансовый метод учета разниц с 2020 года предполагает ретроспективный пересчет показателей отчетности*(2).
Поэтому прежде всего необходимо определить по новым правилам временные разницы по состоянию на 1 января 2020 года.
У организации по состоянию на 1 января 2020 года числятся разницы по кредиту счета 77 - 24 356 руб. и по дебету счета 09 - 3968 руб.
Отметим, что ПБУ 18/02 не запрещает при переходе на новые правила отдельно формировать ОНО и ОНА. Однако в случае, когда организация считает текущий налог на прибыль по данным декларации, отражается только конечное сальдо (по счету 09, либо по счету 77).
Если бы организация изначально применяла балансовый метод, то на начало года у нее определилась бы итоговая ВВР, дающая остаток только по счету 77 в сумме 20 388 руб. (24 356 - 3968).
Изменение временных разниц в связи с ретроспективными изменениями учетной политики касаются только бухгалтерского учета и требуют корректировки в учете сформированных ранее данных по счетам учета отложенных налогов (счета 09, 77) до новых значений на начало 2020 года. При этом корректировка не должна приводить к изменению показателей бухгалтерской отчетности за 2019 год.
Поэтому изменение сумм ОНА и ОНО отражается на дату 31.12.2019 после реформации баланса и формирования отчетности последними записями:
Дебет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" Кредит 09,
- 3968 руб - погашен ОНА;
Дебет 77 Кредит 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
- 3968 руб - погашено ОНО.
Изменения отражаются в пояснениях к балансу за 2020 год. Подробнее об отражении перехода на балансовый метод смотрите в Рекомендации Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-110/2019-КпР "Переход на новый порядок учета налога на прибыль с 2020 года" от 11.12.2019.
С 2020 года организация ведет учет разниц в установленном в учетной политике балансовым способом.
У организации на конец отчетного периода остаточная стоимость основных средств в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом. Соответственно, возникает НВР в сумме 115 765 руб. (796 232 руб. - 680 467 руб.), которая образует ОНО в сумме 23 153 руб. (115 765 руб. х 20%).
При сравнении с данными на начало отчетного периода выявляется увеличение ОНО на сумму 2765 руб. (20 388 - 23 153), то есть образуется расход по отложенным налогам.
Поскольку организация определяет текущий налог на прибыль на основании данных налоговой декларации, в бухгалтерском учете на конец отчетного периода начисление налога отразится записями:
Дебет 99, субсчет "Текущий налог на прибыль" Кредит 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль организаций"
- 680 942 руб. (340 4712 х 20%) - отражен текущий налог на прибыль по данным налоговой декларации;
Дебет 77 Кредит 99, субсчет "Отложенный налог на прибыль"
- 2765 руб. (20 388 - 23153) - доначислено ОНО в части превышения суммы на конец отчетного периода.
Величина расхода по налогу на прибыль за отчетный период (строка 2410) будет выявляться как сумма, отраженная по дебету счета 99 (соответствующая бухгалтерской прибыли).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет налога на прибыль (c 1 января 2020 года);
- Энциклопедия решений. Учет временных разниц (с 1 января 2020 года);
- Энциклопедия решений. Учет отложенных налоговых активов (с 1 января 2020 года);
- Энциклопедия решений. Учет отложенных налоговых обязательств (с 1 января 2020 года);
- Вопрос: Общество формирует проводки по отложенным налоговым обязательствам (ОНО) и отложенным налоговым активам (ОНА) в корреспонденции со счетом 99. В связи с применением балансового метода расчета отложенного налога на прибыль каков порядок заполнения строк 2411, 2412 отчета о финансовых результатах? После закрытия отчетного периода (года) счет 99 субсчет "Отложенный налог" должен закрыться на счет 84? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.);
- Варианты применения ПБУ 18/02 в "1С:Бухгалтерии 8" с 2020 года (журнал "БУХ.1С", N 1, январь 2020 г.);
- Ответы на вопросы о применении ПБУ 18/02 в "1С:Бухгалтерии 8" (журнал "БУХ.1С", N 3, март 2020 г.);
- Применение ПБУ 18/02 в "1С:Бухгалтерии 8" без учета постоянных и временных разниц (журнал "БУХ.1С", N 12, декабрь 2019 г.);
- Особенности аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, досрочно применяющих в бухгалтерском учете балансовый метод учета временных разниц (Л.В. Сотникова, журнал "Аудитор", N 9, сентябрь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

22 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В Информационном сообщении Минфина России от 28.12.2018 N ИС-учет-13 обращено внимание на то, что расчет в Приложении к ПБУ 18/02 выполнен двумя способами: путем уменьшения прибыли до налогообложения на величину расхода по налогу на прибыль (так называемый балансовый способ) и путем уменьшения прибыли до налогообложения на величину условного расхода, скорректированную на сумму постоянного налогового расхода (так называемый способ отсрочки). При этом обращено внимание, что ПБУ 18/02 не содержит ограничений для применения организацией любого из этих способов по своему выбору.
Полагаем, что организация вправе разработать свою методику учета налога на прибыль (в том числе и с использованием счета 68). Вместе с тем с учетом положений абзаца третьего п. 20, п. 24 ПБУ 18/02 и Рекомендации Р-102/2019-КпР представляется, что величина расхода по налогу на прибыль с подразделением на текущий и отложенный налог теперь должна определяться в пределах данных, отраженных непосредственно на счете 99, в связи с чем отражение операций по предложенной Фондом НРБУ "БМЦ" методике полагаем более предпочтительным.
*(2) В силу требований п.п. 14 и 15 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008) последствия изменения учетной политики, вызванного изменением нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом, а если порядок не установлен, то последствия изменения учетной политики, способные оказать существенное влияние на финансовые показатели, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, как если бы новый порядок учета применялся с самого раннего момента, затрагиваемого изменениями в учете.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Читайте также: