Курсовая налоговый учет страховых взносов

Опубликовано: 06.05.2024

Производя выплаты персоналу, работодатель обязан уплатить с них страховые взно¬сы. Организация учета таких затрат имеет свои особенности. Тем работодателям, кто не хочет неосновательно пополнять казну внебюджетных фондов, придется отслеживать не только суммы начисленных взносов, но и полученных от них средств.

При выплатах персоналу работодатель дол­жен уплачивать страховые взносы. В общем случае это взносы на обязательное меди­цинское, пенсионное и социальное страхо­вание, а также страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний.

Напомним, что взносы в ПФР, ФОМС и ФСС необходимо перечислить практически со всех видов выплат работникам. Во всяком случае, если с ними заключены трудовые до­говоры. Исключением являются выплаты, упоминание о которых содержится в статье 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Напри­мер, страховые взносы не уплачиваются с сумм, выплачиваемых в связи с увольнени­ем сотрудников (за исключением компенса­ции за неиспользованный отпуск), с ком­пенсационных выплат за неиспользованный отпуск (напротив, не связанных с увольнени­ем), с выплачиваемой сотрудникам матери­альной помощи, все виды госпособий и т. д.

Отдельно стоит упомянуть ситуации, когда выплаты производятся работникам, которые трудятся на основании гражданско-правового договора. Они также облагаются взносами, кроме той части, которая подле­жит перечислению в Соцстрах (подп. 2 п. 3 ст. 9 Закона от 24 июля 2012 г. № 212-ФЗ).

Как бы то ни было, в отличие от того же НДФЛ, который удерживается из заработка сотрудника, взносы уплачиваются за счет самого работодателя, из его кармана. Иными словами, расчеты с внебюджетными фонда­ми – расходы. О том, как их отражать в бух­галтерском учете, и пойдет речь.

Организация учета

При организации учета страховых взносов необходимо руководствоваться порядком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18 ноября 2009 г. № 908н (да лее – Порядок). Согласно этому докумен­ту, работодатели обязаны вести учет:

  • начисленных страховых взносов, пеней и штрафов;
  • уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;
  • произведенных расходов на выплату стра­хового обеспечения;
  • расчетов по средствам обязательного со­циального страхования на случай вре­менной нетрудоспособности и в связи с материнством с Соцстрахом.

Причем в последнем случае речь идет не только об отражении тех сумм, которые были потрачены на уплату взносов, но и сумм, полученных из ФСС.

Необходимость организации учета дан­ных сумм введена в обязанность неспроста. Расчеты с фондами производятся в особом порядке. Ведь по факту работодатели пере­числяют не все суммы начисленных взносов: прежде рассчитанные взносы в Соцстрах можно уменьшить на величину пособий, которые финансируются за счет данного фонда. Например, на суммы оплаты посо­бий по временной нетрудоспособности. Правда, только в пределах тех сумм, кото­рые финансируются ФСС согласно нормам законодательства.

Те суммы, на которые можно уменьшить величину перечисляемых в ФСС средств, четко прописаны в Порядке. Речь идет о следующих видах выплат:

  • пособия по временной нетрудоспособ­ности;
  • пособия по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреж­дениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребен­ком;
  • социальное пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированно­го перечня услуг по погребению специа­лизированной службе по вопросам по­хоронного дела;
  • пособия по нетрудоспособности, бере­менности и родам в размерах, связанных с зачетом в страховой стаж периодов службы, и чернобыльцев;
  • оплата четырех дополнительных выход­ных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами.

Порядок вменяет в обязанность вести учет начисленных и уплаченных взносов, выплаченных пособий и расчетов с Соц­страхом абсолютно всем работодателям вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения. Таким образом, нет ни­какой разницы, уплачивает ли организа­ция налог на прибыль или применяет спец­режим.

Учитываются взносы по каждому сотруд­нику: за конкретный месяц и нарастающим итогам с начала периода. Дело в том, что по факту достижения суммы выплат конкрет­ному работнику определенной величины начисление взносов можно прекратить.

Опасный момент

При проведении проверок инспекторы в первую очередь будут сверять показатели карточек по учету сумм начисленных страховых взносов с регистрами бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по социальному стра­хованию и обеспечению», рассчитывая и сравнивая суммы, отраженные в Главной книге. Также регистры бух­галтерского учета по счету 69 будут сравниваться с суммами, отраженными в РСВ-1 ПФР. Такое руководство к действию приведено в распоряжении правления ПФ РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р «Об утверждении Мето­дических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов».

В данном году такая предельная сумма начислений составляет 512 000 рублей (по­становление Правительства РФ от 24 нояб­ря 2011 г. № 974).

В данном случае нужно напомнить об изменениях в расчете пособий в Пенси­онный фонд, которые произошли в теку­щем году. Правило «предельной величины» взносов перестало в полной мере распро­страняться на обязательное пенсионное страхование. По факту достижения указан­ного размера выплат расчет взносов в ПФР не прекращается, просто уменьшается размер страхового тарифа. В общем случае исчисление взносов на ОПС с месяца, в ко­тором произошло превышение предельного размера выплат, нужно производить по ставке 10 процентов. Эта сумма идет на финансирование страховой части трудовой пенсии – солидарная часть тарифа.

В остальном же составители Порядка призывают опираться на законодательство о бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет

Страховые взносы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Отражать соответствующие суммы на счетах необходимо в последний день месяца, за который они начисляются.

Фиксируются суммы взносов на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Для этого к счету 69 вам не­обходимо открыть субсчета:

  • 69-1 «Расчеты по социальному страхова­нию»;
  • 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспече­нию»;
  • 69-3 «Расчеты по обязательному меди­цинскому страхованию».

Субсчет 69-1 имеет смысл разбить на два субсчета второго порядка:

  • 69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по страховым взносам»;
  • 69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ по взносам на социаль­ное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Для учета взносов к субсчету 69-2 «Рас­четы по пенсионному обеспечению» также нужно открыть субсчета второго порядка:

  • 69-2-1 «Расчеты по страховой части тру­довой пенсии»;
  • 69-2-2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».

Аналитический учет взносов в Пенсион­ный фонд нуждается в расшифровке и еще по одному показателю. Дело в том, что на­чиная с этого года страховая часть трудо­вой пенсии включает в себя солидарную и индивидуальную часть.

Суммы начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды и взносов на стра­хование от несчастных случаев на произ­водстве и профзаболеваний нужно отра­жать по дебету тех же счетов, на которых отражается начисление заработной платы и других доходов работникам.

После начисления заработной платы нуж­но сразу же отразить начисление страховых взносов во внебюджетные фонды и взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний следующими проводками:

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-1-1

– начислены страховые взносы во внебюд­жетные фонды с заработной платы работ­ников в части, подлежащей перечисле­нию в Фонд социального страхования;

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-1-2

– начислены взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с заработной платы работников;

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-3

– начислены страховые взносы во вне­бюджетные фонды с заработной платы работников в части, подлежащей пере­числению в Федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования. Начисление взносов на обязательное пен­сионное страхование в учете отражают сле­дующими проводками:

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96, 97) КРЕДИТ 69-2-1

– начислены взносы на страховую часть пенсии;

ДЕБЕТ 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2, 96) КРЕДИТ 69-2-2

– начислены взносы на накопительную часть пенсии.

Непосредственное перечисление средств во внебюджетные фонды отражается по дебету счета 69:

ДЕБЕТ 69-1, 69-2, 69-3 КРЕДИТ 51

– перечислены страховые взносы во вне­бюджетные фонды.

Отдельно хотелось бы остановиться на взносах, начисляемых с отпускных. Дело в том, что с начала 2011 года практически все работодатели обязаны отражать пред­стоящие отпускные в качестве оценочных обязательств, фиксируя их на счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Вполне логично, что и начисленные взносы с от­пускных следует отражать именно на этом счете. Для этого потребуется открыть от­дельный субсчет к счету 96.

При начислении взносов с отпускных со­ответствующие суммы отражают по дебету счета 96 в корреспонденции со счетами, на которых фиксируются сами отпускные.

Т.Е. Толстова, эксперт по бухгалтерскому учету

418-основа.jpg

Оплата труда сотрудника – это вознаграждение за его трудовую деятельность, которое исчисляется исходя из его квалификационных качеств, сложности выполняемой работы, количества отработанных часов, качества труда и других критериев. Помимо заработной платы, к таким вознаграждениям относят выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

По законодательству Российской Федерации с таких выплат работодатель выплачивает обязательные суммы, которые идут в бюджет страны. Они называются страховыми взносами (далее – СВ).

Что такое страховые взносы?

Налоговый кодекс, а точнее его восьмая статья говорит, что это платежи, которые государство взимает с работодателей на финансовое обеспечение реализации прав застрахованных лиц на получение обеспечения по тому или иному виду обязательного социального страхования.

Виды страховых взносов: какие бывают?

Статья 8 Налогового кодекса различает такие виды взносов на обязательное страхование:

— на пенсионное (ОПС);

— на медицинское (ОМС);

— на социальное - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);

— на травматизм (от несчастных случаев и профзаболеваний).

СВ рассчитываются с зарплаты и иных выплат сотрудникам, к которым относятся (ст. 420 Налогового кодекса):

— отпускные и компенсации за неистраченный отпуск;

— материальная помощь более 4000 руб. на одного сотрудника за год.

Плательщики страховых взносов: кто они?

СВ должны уплачивать все работодатели, выплачивающие зарплату и другие выплаты работникам (п.1 ст. 419 НК РФ).

Уплату взносов производят непосредственно из денежных средств организации: данная сумма не вычитается из зарплаты сотрудника.

Плательщиками могут быть как юридические лица (организации и ИП), так и физические лица.

Важный момент: ИП уплачивают СВ не только за своих сотрудников, но и за самих себя (п.2 ст. 419 НК РФ).

Взносами облагаются выплаты сотрудникам, нанятым по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера (ГПХ).

Если сотрудник нанят по договору ГПХ, то работодателю за него не нужно уплачивать СВ на ВНиМ и по травматизму. Но на ОМС и ОПС всё равно придётся платить.

Выплаты, не подлежащие обложению

Согласно 422 статье Налогового кодекса обложению взносами не подлежат:

— Пособия от государства: по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам и прочие.

— Компенсационные выплаты: возмещение вреда, причинённого здоровью, плата за аренду жилого помещения, возмещение затрат на питание, спонсирование повышения квалификации и т.д.

— Единовременно выплачиваемая материальная помощь – из-за ЧС, стихийного бедствия, смерти члена семьи, рождения ребёнка.

— Доходы (кроме з/п), полученные членами общин малочисленных коренных народов РФ.

— Материальная помощь – до 4 000 руб. на сотрудника.

— Возмещение трат сотрудников на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья.

— Прочие виды выплат компенсационного характера.

Предельная база страховых взносов

При расчёте суммы взносов значение имеют не только ставки, но и предельная величина базы по ним – то есть максимальные лимиты. Лимит базы устанавливается только по взносам на ОПС и ВНиМ. По СВ на ОМС и на травматизм – нет. В 2020 году предельные величины базы по СВ следующие:

— на ОПС – 1 292 000 руб.

— на ВНиМ – 912 000 руб.

Ставки страховых взносов

В 2020 году установлены следующие ставки (тарифы) СВ.

Доходы сотрудника В ПРЕДЕЛАХ установленной предельной величины базы

Доходы сотрудника СВЫШЕ установленной предельной величины базы

Для некоторых компаний установлены пониженные (льготные) ставки СВ. Право использовать их есть у компаний, соблюдающих условия из п. 5 ст. 427 НК РФ. Например, у ИТ-компаний, которые разрабатывают ПО для ЭВМ. Они могут использовать ставки СВ 8% - на ОПС, 4% - на ОМС, 2% - на ВНиМ.

А если выплаты сотруднику превысят предельные базы (лимиты), то СВ на ОПС и на ВНиМ с выплат этому сотруднику начислять не требуется.

Что касается СВ на травматизм, то ставки по этому виду в 2020 году остаются на прежнем уровне. Размер ставки зависит от класса профессионального риска деятельности компании. Для расчёта СВ в 2020 году организации нужно было в срок до 15 апреля 2020 года подтвердить свой основной вид деятельности – так ФСС установит ей тариф на текущий год.

Всего существует 32 тарифа, они сформированы с учётом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ). Минимальная ставка – 0,2%, она соответствует первому классу профриска. Максимальная ставка – 8,5%, соответствующая тридцать второму классу.

Приведём примеры ставок на травматизм в 2020 году.

Класс профессионального риска

Ставка СВ на травматизм

Порядок и сроки начисления и уплаты

СВ на ОПС, ОМС и ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения плательщиков, СВ на травматизм – в ФСС. Взносы в Пенсионный фонд в 2020 году не уплачиваются вовсе.

Если у компании есть обособленные подразделения в других городах, то СВ уплачиваются по месту нахождения головной компании, за исключением случаев, когда «обособка» наделена специальными полномочиями.

Начисление СВ происходит ежемесячно по каждому работнику на последнее число месяца, исходя из базы для исчисления СВ. А уплачиваются они не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если 15 число попадает на выходной день (сб/вс/праздник), то взносы платятся в следующий за выходным рабочий день. Например, СВ за октябрь необходимо оплатить не позднее 16 ноября.

Можно оплатить раньше, позже – нельзя. За каждый день просрочки начисляются пени.

Уплаченные СВ оформляются в виде отдельных платёжных документов.

Отчётность по страховым взносам

Итак, сдавать отчётность по страховым взносам обязан работодатель, который заключил трудовой договор и (или) договор ГПХ с физическим лицом и выплачивает ему вознаграждение. При начислении вознаграждений он обязан исчислить с них и страховые взносы, уплатить их, а затем предоставить отчётность в госорганы.

Организации отчитываются по страховым взносам в любом случае: вне зависимости от того, производились ли выплаты физлицам в отчётном периоде или нет. Если выплат не было, сдаются так называемые нулевые отчёты.

С индивидуальными предпринимателями дело другое. Если ИП не имеет сотрудников и не зарегистрирован как работодатель, то отчёты по страховым взносам он не сдаёт.

Отчётные периоды для всех видов страховых взносов одинаковые: это квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный период – год. По завершению каждого из указанных периодов плательщики СВ должны отчитаться о базе, размере, в котором были исчислены страховые взносы, и о том, какие выплаты не подпали под обложение взносами.

Формы отчётности в 2020-2021 годах состоят из 4-ФСС и единого расчёта по страховым взносам. 4-ФСС предназначен для расчёта базы и взносов на травматизм, он сдаётся в ФСС. В едином же расчёте рассчитываются СВ на пенсионное, медицинское страхование и на случай нетрудоспособности. Этот документ сдаётся в налоговую службу.

Сроки сдачи отчётности

Сроки сдачи 4-ФСС зависят от способа подачи – в бумажном или электронном виде. Если отчёт сдаётся на бумаге (для компаний, где среднесписочная численность (ССЧ) или число сотрудников менее 25 человек), то крайний срок – до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Если отчёт отправляется в электронном виде (для компаний с ССЧ или числом сотрудников свыше 25 человек), то сроки увеличиваются на 5 дней.

Единый расчёт по страховым взносам работодатели сдают до 30-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Здесь срок сдачи не зависит от способа отправки. Однако требование к численности сотрудников также есть. Сдавать отчёт в электронном виде должны работодатели с ССЧ или числом сотрудников более 10 человек.

Такском предлагает на выбор три сервиса для электронной отчётности, в зависимости от масштабов бизнеса, его нужд и используемых учётных и информационных систем.

Так, малому и среднему бизнесу отлично подойдёт облачное решение компании Онлайн-Спринтер. Это веб-кабинет, для работы в котором нужен лишь любой ПК и доступ в интернет. Онлайн-Спринтер представляет собой дополнительную вкладку в браузере, через которую можно сдавать отчётность и переписываться с ФНС. Данные надёжно хранятся в облачном архиве.

Обновлять сервис не придётся: пользователям всегда открывается только актуальная версия ПО.

Форма 4-ФСС в Онлайн-Спринтере:

418-1.jpg

Форма единого расчёта по СВ в Онлайн-Спринтере:

418-2.jpg

Решение Доклайнер подойдёт предприятиям покрупнее и тем, кто склоняется в пользу выбора программных решений, устанавливаемых на рабочий компьютер. Хранение данных осуществляется на ПК пользователя. При этом работа в сервисе так же проста, как в Спринтере.

В Доклайнере может работать сразу несколько сотрудников одновременно, что удобно для компаний с несколькими бухгалтерами, отвечающими за разные направления отчётности. Можно настроить разные права доступа для них.

У Доклайнера предусмотрен фоновый режим обновлений, который не отвлекает пользователя ПК. Также программа автоматически умеет определять тип документа, отправителя и получателя – достаточно перенести документ из папки на компьютере в окно Доклайнера. Сервис моментально запускается даже с большой базой документов.

А тем, кто привык работать в системе 1С, Такском предлагает напрямую из неё сдавать отчётность. Решение 1С: Электронная отчётность поддерживает большинство популярных конфигураций семейства 1С. Таким образом, решение позволяет работать из привычного интерфейса всем знакомой программы, не перенося данные, и без повторного их ввода.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть порядок исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на примере ООО «ОПХ им. Фрунзе».
В соответствии с поставленной целью необходимо было решать следующие задачи:
Изучить теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов;
Провести природно-экономический анализ деятельности ООО «ОПХ им. Фрунзе»;
Изучить организацию налогообложения в ООО «ОПХ им. Фрунзе»;
Изучить порядок исчисления страховых взносов в ООО «ОПХ им. Фрунзе».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В РФ. 6
1.1 Общие положения 6
1.2 Объект обложения страховыми взносами 7
1.3 База для исчисления страховых взносов 8
1.4 Тарифы страховых взносов 10
1.5 Порядок исчисления и уплаты страховых взносов 13
ГЛАВА II ПРИРОДНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ОПХ ИМ. ФРУНЗЕ» 15
2.1 Наименование и место расположения ООО «ОПХ им. Фрунзе» 15
2.2 Организационная структура и структура управления 16
2.3 Специализация ООО «ОПХ им. Фрунзе», его главные и дополнительные отрасли 18
2.4 Размер сельскохозяйственного производства ООО «ОПХ им. Фрунзе» 20
2.5 Основные экономические показатели в ООО «ОПХ им. Фрунзе» 21
2.6 Организация и оценка системы бухгалтерского учета 23
ГЛАВА III АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ООО «ОПХ ИМ. ФРУНЗЕ» 24
3.1 Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 24
3.2 Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 26
3.3 Транспортный налог 28
ГЛАВА IV ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В ООО «ОПХ ИМ. ФРУНЗЕ». 30
4.1 Расчеты по социальному страхованию 30
4.2 Расчеты по пенсионному страхованию 32
4.3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию 34
4.4 Направления совершенствования налогообложения в ООО «ОПХ им. Фрунзе»…………………………………………………………………….…..36
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya__strakhovye_vznosy_pechat.docx

ВВЕДЕНИЕ

Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые взносы».

Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей. Что говорит об актуальности темы моей курсовой работы, исчисление и уплата страховых взносов.

Все это говорит о теоретическом и практическом значении моей работы, а также о ее, несомненной, актуальности и значимости. Ведь знание и умение правильно и корректно рассчитать взносы в социальные фонды, как для физических, так и для юридических лиц имеет принципиальное значение. Юридические лица должны выполнять свои обязанности вовремя и в полном размере, при этом не во вред организации. Физические лица должны обладать полной и своевременной информацией о возможностях использования различной финансовой поддержки из социальных фондов.

Цель данной курсовой работы: рассмотреть порядок исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на примере ООО «ОПХ им. Фрунзе».

В соответствии с поставленной целью необходимо было решать следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы исчисления и уплаты страховых взносов;
  2. Провести природно-экономический анализ деятельности ООО «ОПХ им. Фрунзе»;
  3. Изучить организацию налогообложения в ООО «ОПХ им. Фрунзе»;
  4. Изучить порядок исчисления страховых взносов в ООО «ОПХ им. Фрунзе».

Предметом курсовой работы являются страховые взносы государственных внебюджетные фондов, объектом исследования – ООО «ОПХ им. Фрунзе».

В процессе исследования применялись следующие методы: группировки, сравнения, относительных величин (при анализе данных годовых отчетов для составления экономической характеристики), математический (при расчете основных показателей), монографический (при анализе ранее полученной и собранной информации).

Методологической основой для работы послужили нормативные документы и законодательные акты: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Налоговый кодекс Российской Федерации, справочно-правовая система Консультант Плюс, а также учебно-методическая литература.

Период исследования 2010-2012 гг.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В РФ.

1.1 Общие положения

Уплата страховых взносов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон о страховых взносах). Соответственно, с 2010 г. уплата Единого социального налога (ЕСН), ранее взимаемого в соответствии со ст. 24 НК РФ отменена с 01.01.2010 г.

Взносы являются целевыми и используются на социальные нужды населения:

- выплаты пособий по временной нетрудоспособности;

- выплаты пособий по беременности и родам;

- выплаты пособий по производственному травматизму. [16]

Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты в пользу физических лиц (другими словами - работодатели), к которым относятся:

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. [17]

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют органы контроля за уплатой страховых взносов:

Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;

Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы — в отношении страховых взносов, осуществления контроля за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ. [14]

1.2 Объект обложения страховыми взносами

Объектом обложения признаются выплаты и вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

При этом не признаются объектами обложения страховыми взносами:

1) вознаграждения, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);

2) выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, для работы в обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ;

3) выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. [11]

1.3 База для исчисления страховых взносов

Представляет собой сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщикам страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм налоговых льгот, а также сумм, не являющихся объектом обложения страховыми взносами.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам база для начисления страховых взносов определяется отдельно для каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

В 2012 г. предельная величина базы составляет 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 г. № 974 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 г.»). В случае если сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, исчисленных нарастающим итогом с начала года, превысит величину в 512 000 руб., с указанных выплат взимаются дополнительные взносы в ПФР по пониженной ставке 10%. В ФСС РФ и ФФОМС дополнительные страховые взносы не взимаются. [2]

При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на основе цен, указанных в договоре, а при государственном регулировании цен — на основе государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включаются суммы НДС и акцизов. [14]

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами:

1) государственные пособия, пособия по безработице, пособия по временной нетрудоспособности;

2) государственные компенсационные выплаты в пределах установленных норм, связанные:

- с причинением вреда здоровью;

- бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

- с увольнением работников, но за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

- с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

- с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности (штата), реорганизацией или ликвидацией организации;

3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой

плательщиками страховых взносов:

- в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;

- работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

- работникам (родителям, усыновителям, опекунам), при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка);

- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период (календарный год);

4) суммы, выплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам, кредитам на приобретение или строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

5) при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи. [3]

1.4 Тарифы страховых взносов

В общем случае тариф страховых взносов представляет собой размер страхового взноса в расчете на единицу измерения базы для начисления.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты в пользу физических лиц, тарифы страховых взносов, вступивших в силу с 1.01.2012 г., установлены Законом о страховых взносах в следующих размерах:

1) Пенсионный Фонд РФ (ПФР) — 22%;

2) Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) — 2,9%;

3) Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 5,1%;

При этом страховые взносы в ПФР должны уплачиваться в порядке, который регулируется ст. 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Таблица 1.4). [11]

Солидарная часть тарифа страховых взносов - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств в целях:

- выплаты в фиксированном базовом размере трудовой пенсии;

- выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

- в иных целях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ.

Индивидуальная часть тарифа страховых взносов - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица. Эта часть взносов учитывается на его индивидуальном лицевом счете, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством РФ. [3]

Тарифы страховых взносов в ПФР в 2012 г.

Тариф страховых взносов

Тарифы страх.взносов на фин-ие страх. части трудовой пенсии для лиц 1966 г.р. и старше

Тарифы страх. взносов на фин-ие страх. части трудовой пенсии для лиц 1967 г.р. и моложе

Тарифы страх. взносов на фин-ие накопител. части трудовой пенсии для лиц 1966 г.р. и старше

Тарифы страх. взносов на фин-ие накопител. части трудовой пенсии для лиц 1967 г.р. и моложе

22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страх. тарифов

22% из них 6% солидарная часть тарифа страх.взносов;

16% индивидуал. часть тарифа страх. взносов

16%, из них 6% солидарная часть тарифа страх. взносов;

10% индивидуал-я часть тарифа страх. взносов

10% — сверх установленной предельной величины базы для начисления страх. взносов

10% — солидарная часть тарифа страховых взносов

10% — солидарная часть тарифа страховых взносов

В 2012 гг. для отдельных категорий работодателей применяются пониженные тарифы страховых взносов:

1) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Расчеты по страховым взносам перешли в сферу влияния налоговых органов. Ежемесячные перечисления контролируются ФНС, но у фондов осталась часть полномочий по отслеживанию расходования средств на социальные пособия. Обязательства по исчислению страховых взносов и подготовке отчетного материала по этим платежам возникают у всех категорий работодателей и самозанятых лиц.

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с внебюджетными фондами

Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС. Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму. Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

  • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
  • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

ВАЖНО! По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщенный бланк РСВ-1 по итогам каждого.

В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

Каковы особенности исчисления и уплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без привлечения наемного труда?

База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника путем суммирования всех его доходов.

По взносам действуют фиксированные ставки:

  • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
  • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
  • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в роли работодателя выступает ИП, то расчеты с внебюджетными фондами будут отдельно вестись по доходам наемного персонала и заработку самого предпринимателя.

В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов. Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы. Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения. Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

ЗАПОМНИТЕ! При патентной системе налогообложения величина страховых взносов не влияет на размер налоговых обязательств.

В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке. Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244. Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов. При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием). Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

  1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
  2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
  3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
  4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
  5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета. В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год. Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров. Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ. Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

Счета и проводки

Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

  • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
  • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
  • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
  • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.

Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

  • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
  • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
  • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
  • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
  • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
  • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
  • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы является организация и учет расчетов по страховым взносам, порядок, сроки и форма сдачи отчетности расчетов по социальному страхованию на примере организации ООО «Кредитал+».
При рассмотрении поставленных вопросов использовалось законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Налогам и налогообложению.docx

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном указанным Законом.

Страховые взносы неразрывно связаны с обязательным социальным страхованием. Их уплата обеспечивает право граждан на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности, в случае рождения ребенка, болезни, а также предоставляет право получения бесплатной медицинской помощи. Поступление страховых взносов зависит от полноты и правильности учета расчетов страхователей с органами социального страхования и обеспечения.

Основой для уплаты новых страховых взносов являются Федеральные законы от 24.07.2009 N 212-ФЗ с изменениями 01.01.12г.

С введением новых взносов у организаций и предпринимателей появились новые обязанности по перечислению таких платежей. Кроме того, полномочия по контролю за уплатой страховых взносов были перераспределены между государственными органами. Теперь контрольные функции в этой сфере выполняют Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

В данной курсовой работе будут рассмотрены и изучены изменения, произошедшие в российском законодательстве, касающиеся уплаты страховых взносов, которые в свою очередь затронули организацию бухгалтерского учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения. Целью курсовой работы является изучение учета расчетов по социальному страхованию с органами социального страхования и обеспечения, рассмотренные на примере конкретной организации.

Задачи курсовой работы состоят в рассмотрении и изучении нормативно- правовой и законодательной базы системы страховых взносов в РФ, теоретические аспекты бухгалтерского учета расчетов по социальному страхованию и рассмотрение их на примере организации.

Объектом курсовой работы является система взносов на социальное страхование и обеспечение.

Предметом курсовой работы является организация и учет расчетов по страховым взносам, порядок, сроки и форма сдачи отчетности расчетов по социальному страхованию на примере организации ООО «Кредитал+».

При рассмотрении поставленных вопросов использовалось законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную базу данной работы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

1.1 Экономическая сущность и роль страховых взносов в формировании внебюджетных фондов

Экономическое содержание функционирования финансового механизма социального страхования состоит во взвешенном регулировании движением указанных финансовых ресурсов. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. 1 Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. 2 С помощью внебюджетных фондов государство и муниципальное образование решают важнейшие социальные задачи. Данные задачи представлены на рисунке 1

социальную защиту населения;

Рисунок 1 – Социальные задачи государства и муниципальных образований

Аккумуляция средств во внебюджетных фондах позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения задач и выполняемых функций. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов разрабатываются их органами управления и представляются в органы исполнительной власти, которые передают их на рассмотрение законодательных или представительных органов власти. Они представляются одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год

1.2 История развития страховых взносов в РФ

Страхование имеет длительную историю. На ранних этапах развития человеческого общества возникло и развивалось взаимное страхование, в основе которого заложена идея коллективной взаимопомощи. Примеры такого страхования можно найти в Вавилонии, законах царя Хаммурапи (ок. 1760 год до н. э.)

В Древней Греции и Римской империи также можно найти примеры взаимного страхования. В качестве классического примера в литературе приводится страхование в Древнем Риме, где постепенно складывались постоянные организации (коллегии, союзы) по профессиональному (торговцы, ремесленники, военные) или религиозному признаку со своими уставами. Примером может служить Устав ланувийской коллегии, которая была основана в 133 году до н. э.

В период X—XIII веков страхование стали осуществлять цехи и гильдии.

Постепенно цеховое страхование перешло к более совершенной форме создания страховых денежных фондов путем уплаты регулярных страховых взносов членов сообщества в свои кассы.

По мере развития товарно-денежных отношений натуральное страхование уступило место страхованию в денежной форме. Раскладка ущерба в денежной форме значительно расширила возможности взаимного страхования.

Затем предприниматели стали использовать метод коммерческого страхования. При этом взаимное страхование продолжало развиваться параллельно с коммерческим.

Коммерческое страхование имеет иные корни, нежели взаимное страхование. К. Г. Воблый отмечал, что «страховые операции получили коммерческий характер, когда предприниматель-страховщик, противостоя множеству страхователей, стал вести дело для получения прибыли. Этот процесс совершился, прежде всего, в морском страховании в XIV в. в Италии…Морское страхование развилось из морского займа».
В. К. Райхер считал, что развитие «самостоятельного, отделившегося от кредита, коммерческого страхования» началось приблизительно в середине XIV в. и сначала было представлено единоличными страховщиками. В конце XVII в. на страховом рынке появляются страховщики — акционерные общества.Таким образом, возникновение коммерческого страхования не было логически и экономически связано с развитием взаимного страхования.

Существенное развитие страхования происходило во второй половине XV века, когда европейцы начали активно осваивать новые земли. 3 Эпоха великих географических открытий породила развитие судоходства, международную торговлю и новые опасности, связанные с этой деятельностью. Для защиты от морских рисков купцы и судовладельцы на период торговых экспедиций договаривались о том, что в случае гибели имущества одного из них, ущерб будет распределяться между всеми. Один из дошедших до наших дней морских полисов (договор о страховании за плату) был выдан в 1347 году на перевозку груза из Генуи на остров Мальорка на судне Санта Клара. Это свидетельствует о том, что в этот период уже существовало и развивалось коммерческое страхование, предполагающее предоставление страховой защиты за определенную плату (премию). В это время появились первые профессиональные страховщики — предприниматели, которые брали на себя обязательства возмещения ущерба под залог собственного имущества взамен уплаты страховой премии, которая не возвращалась, если ничего не происходило с застрахованным имуществом.

В 1468 году создается Венецианский кодекс морского страхования. В конце XVII — начале XVIII века возникают первые страховые общества в области морского страхования: в Генуе в 1741 году, в Париже в 1686 году и др. преимущественно портовых городах Европы. Постепенно страхование начало охватывать и другие риски, не связанные с морем.

Существенным толчком к развитию страхования имущества от огня явился Большой Лондонский пожар 1666 года, уничтоживший 13200 зданий в центре Лондона. Именно после этого трагического события была учреждена первая в мире страховая компания, осуществлявшая страхование от огня.

Принято считать, что страхование жизни также зародилось в Великобритании. Именно здесь в 1762 году появилась страховая компания Equitable Life Assurance Society (англ.)русск.. В 1765 г. эта компания была зарегистрирована в качестве общества взаимного страхования. Это общество занимается страхованием жизни по сей день. 4 Оно одним из первых начало использовать в своей деятельности актуарные расчеты. В 1772 г. по заказу этого общества были изготовлены таблицы смертности, которые позволили снизить размер страховых премий приблизительно на 15%. Эти таблицы стали использоваться и другими взаимными и коммерческими страховыми организациями, что способствовало повышению эффективности страхования.

К концу 20 века в Западной Европе насчитывалось уже около 100 различных видов имущественного и личного страхования.

Личное страхование получило научно-обоснованную математическую базу (актуарные расчеты). Страхование в этот период от индивидуальных форм предпринимательства переходит к коллективным формам, прежде всего в форме акционерного общества. Возникло сострахование и перестрахование.

Главным итогом третьего этапа можно считать завершение специализации по трем отраслям (имущественному, личному и ответственности), его интернационализация, становление регулярного перестрахования как института страхового дела.

В настоящее время страхование является важным сектором как мировой, так и национальной финансовой системы.

1.3 Зарубежный опыт формирования внебюджетных фондов

Существует мнение, что само понятие социальное страхование появилось в Германии в 19 веке, когда по указанию Бисмарка был образован «Свод имперских законов», который включал законы о страховании по болезни, страхованию по несчастным случаям, и страхованию по инвалидности для промышленных рабочих. Можно отметить, что эти законы включали в том или ином виде тот круг проблем, которые охватывает проблема социального страхования населения и в данный момент, и, будучи доработанными, действуют и сейчас.

Предпосылками для возникновения социального страхования была индустриализация экономики, выделение наемных работников как класса в массе народонаселения, которые стремились отстаивать свои права через возможность получения материальной помощи после утраты способности получать трудовые доходы.

При изучении работ представителей различных экономических школ в общем, и ученых, занимавшихся проблемами социальной защиты населения, как системой, включающей в себя социальное страхование, можно выделить четыре известных истории XX в. модели системы социальной зашиты и органически включенной в нее системы социального страхования.Данные модели представлены на Рис.2

Рисунок 2 – Модели системы социальной защиты

«Бисмаркианская» модель, имеющая самую давнюю историю и используемая в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции и Италии, основана на принципе сбора страховых тарифов безучастия налоговых органов. В соответствия с этой моделью государство законодательно исключает из сферы своей компетенции, например, обязанность компенсации ущерба от производственных несчастных случаев и возлагает ее на структуры, управляемые представителями работодателей и работников. Внутри юридически очерченных рамок и под контролем государственных органов конкретную работу ведут бесприбыльные корпорации (товарищества) «публичного права». 5

Характерной для Великобритании и Ирландии, а также для некоторых других стран Северной Европы «модели Бевериджа», напротив, присуще включение бюджета социального страхования в систему государственных бюджетов. Одним из основополагающих принципов данной доктрины является принятием государством на себя защиты от рисков утраты трудоспособности в результате старения, инвалидности, по безработице, болезни, потери кормильца. Вся система социального обеспечения предполагает сотрудничество между государством и индивидуумом, при этом государство не должно подавлять инициативу и ответственность граждан. Эти идеи были развиты на Филадельфийской 26-й сессии Международной конференции труда, на которой были приняты Рекомендации 1944 года об обеспечении дохода и о медицинском обслуживании. Данными рекомендациями предлагается обеспечить гарантированный доход лицам, потерявшим трудоспособность, оплачиваемую работу или кормильца; унифицировать системы социального страхования и увеличить их охват в отношении всех трудящихся, включая сельское население и самостоятельно занятых лиц, распространить медицинское обслуживание на все население. Хочется отметить, что такое расширение государственных гарантий в области социального обеспечения разрабатывалось в годы, когда все европейские страны, участвовавшие во 2 мировой войне, испытывали значительнее экономические трудности, и достижение социальной стабильности рассматривался ими как фактор экономического роста. Отмеченные Рекомендации разрабатывались тогда, когда ныне действующего законодательства еще не было, но в их основу заложено ожидаемое развитие событий.

Читайте также: