Уведомление об отказе в приеме налоговой декларации в электронном виде

Опубликовано: 15.05.2024

отказа в приеме деклараций

Привет, «Ромашки». Наконец-то закончился очередной отчетный период. Можно вздохнуть. Правда это ненадолго. По статистике, скоро полетят очередные «разрывы», и появится новая «головная боль» в виде требований.

В этой статье хочу рассказать, что делать если у Вас по каким-то причинам не принимают налоговую декларацию.

С такой ситуацией столкнулись несколько моих клиентов в период полугодовой отчетности. А если быть точнее — не приняли декларацию по НДС за 2 квартал 2020 года. В одном случае прислали отрицательный протокол из-за ошибок в декларации, во втором — признали электронно-цифровую подпись недействительной (эцп не принадлежит подписанту). Компании ведут реальную экономическую деятельность.

Три способа подать декларацию после получения отказа

В обоих случаях руководителей компаний приглашают в налоговую инспекцию, зачастую, в контрольно-аналитический отдел. А не «номинал» ли Вы? Да, первое что можно сделать — это действительно познакомиться со своими налоговыми инспекторами. Явиться и пройти соответствующие 9 кругов ада. Лично. Представители компании по доверенности не помогут. Правда, в каждом регионе нашей необъятной страны результаты будут разные. Да, где-то с Вами просто побеседуют, где-то вручат соответствующее уведомление об уголовной ответственности. В более непростых случаях — попросят заполнить опросный лист (ответить на стандартные «номинальные» вопросы), а где то вовсе составят протокол допроса свидетеля.

Что делать, если у Вас все же нет желания встречаться с налоговыми инспекторами?

Второй вариант является финансово-затратным. Так решили проблему с признанием эцп недействительной. Ее просто перевыпустили. Правда пришлось заново ее оплатить и подключить иную платформу для сдачи отчетности. Как оказалось, что не все удостоверяющие центры сотрудничают между собой. (Эцп юрика, выпущенная одним удостоверяющим центром может не подойти к платформе для сдачи отчетности другого). Тем не менее прецедент есть прецедент — сегодня налоговики могут отозвать электронно-цифровую подпись без суда и следствия. И это лишь их «хотелки» — выдать желаемое за действительное. Почему решили проблему без пеших походов и через перевыпуск эцп? Ответ прост. Руководитель находился в длительной командировке и в другом регионе.

Третий вариант — это жалобы. Да, это «гневные» письма в районную инспекцию, прокуратуру и УФНС соответствующего региона. Можно также написать жалобу и в ФНС. (Как ни странно, жалоба в ФНС каким-то образом «ускоряет» процесс ее рассмотрения на местном уровне). Не забудьте сослаться и на арбитражную практику. Она на Вашей стороне. Ведь по закону прием декларации – это государственная услуга. Помните, что массовый беспредел чаще всего происходит из-за того, что бизнесмены не знают своих прав, не умеют читать законы и боятся противоречить чиновникам.

Таковы, к сожалению, сегодняшние тенденции. Обмен требований на жалобы.

Если жалобы в УФНС Вашего региона (+ дополнительные жалобы «для ускорения процесса» во все возможные инстанции) не помогли, то последующими шагами должно быть обжалование действий налоговых инспекторов уже в судебном порядке.

Законные причины не принять налоговую декларацию

Согласно действующего административного регламента федеральной налоговой службы (утверждена приказом № 99н от 02.07.2012, приказом № ММВ-7-19/343 от 08.07.2019) в части приема налоговых деклараций (расчетов) у инспекторов есть лишь несколько причин не принять налоговую декларацию.

Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.

Для бумажной декларации они таковы:

  • декларация сдана не в тот налоговый орган;
  • отсутствие подписи ответственного лица за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, ответственного за предоставление деклараций в инспекцию;
  • отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, ответственного за подачу деклараций в налоговую инспекцию;
  • сдача декларации не по установленной форме;
  • представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки. Пример. В отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;
  • указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников;
  • декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Для электронной декларации:

  • декларация сдана не по установленной форме/формату;
  • декларация не подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица, ответственного за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности (руководитель или уполномоченное лицо организации), в том числе для ИП, предоставляющих налоговые декларации/расчет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС;
  • декларация сдана не в ту налоговую инспекцию;
  • представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки. Пример. В отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;
  • указаны недостоверные данные. Пример. В расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников;
  • декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Нет в этом списке ничего такого, на что часто ссылаются налоговые инспектора при отказах в приеме декларации. Ненахождение по юридическому адресу, большая доля вычетов, маленькая сумма налога при больших оборотах, признаки номинального руководителя, нестыковки с данными контрагента в АСК НДС, ошибки в декларации – все это не повод не принимать декларации.

Но и такие причины отказов имеют место быть сегодня. Подробнее об этом читайте статью — причины незаконного отказа в приеме декларации.

Любая операция, выполняемая Участниками в рамках Системы, относится в целом к процессу обмена электронными документами между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Схема взаимодействия основных компонентов Системы (для документооборота с налоговыми органами) представлена на рисунке:


Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде утверждаются и вводятся в действие в порядке, определенном Министерством финансов Российской Федерации или приказом ФНС России.

Электронный вид представляемых форм налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности) разрабатывается и сопровождается в соответствии с утвержденными и опубликованными ФНС России форматами.

Налоговые органы обеспечивают доступ всех заинтересованных лиц к описанию форматов, публикуя их на Интернет-сайтах ФНС России (www.nalog.ru) и Управлений ФНС России субъектов Российской Федерации, в официальных периодических изданиях, а также предоставляют консультации по вопросам применения форматов.

Начиная со дня ввода в действие формата электронного представления форм налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности), налогоплательщик, представляющий отчетность в электронном виде, должен обеспечить соответствие отчетности введенному в действие формату, и, применив ПО, разработанное или сертифицированное ГНИВЦ ФНС России на соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих процесс представления отчетности в электронном виде, передать отчетность в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.

Налогоплательщик подготавливает налоговые декларации (бухгалтерскую отчетность) в соответствии с утвержденными форматами в электронном виде с ЭП (набором ЭП), а так же информационное сообщение о доверенности, и представляет их по телекоммуникационным каналам связи в налоговый орган. При этом информационный обмен между налогоплательщиком и налоговым органом реализуется следующими электронными документами:

  • подтверждение даты отправки, содержащее дату отправки налогоплательщиком налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), формируемое в течение двух часов с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
  • извещение о получении, информирующее отправителя о получении электронного документа, формируемое в течение четырех часов с момента получения налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), налоговым органом;
  • квитанция о приеме налоговой (бухгалтерской отчетности) – формируемый налоговым органом электронный документ, подтверждающий факт приема представленной декларации, отправляется не позднее следующего рабочего дня с момента получения налоговым органом налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
  • извещение о вводе, подтверждающее факт переноса данных представленной налоговой декларации (расчета) в информационные ресурсы налогового органа.

Налогоплательщик, получивший подтверждение даты отправки, содержащее дату отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) в налоговый орган, проверяет подлинность ЭП в подтверждении даты отправки, формирует извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов), подписывает ЭП и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес отправителя подтверждения. Подписанное ЭП отправителя подтверждение даты отправки и подписанное ЭП налогоплательщика извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов) сохраняются в соответствующих хранилищах электронных документов.

Если в течение двух часов с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение даты отправки, он заявляет в налоговый орган (или специализированному оператору связи, в случае представления налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности) через специализированных операторов) о данном факте и, при необходимости, повторяет процедуру представления.

Налогоплательщик, получивший извещение о получении налоговой декларации (бухгалтерской отчетности), проверяет подлинность содержащейся в извещении ЭП органа, и сохраняет в соответствующее хранилище электронных документов.

Налогоплательщик, получивший квитанцию о приеме, проверяет подлинность ЭП в квитанции о приеме, формирует извещение о получении квитанции о приеме электронного документа (документов), подписывает ЭП, и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес отправителя налогового органа. Налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается принятой в налоговом органе. Подписанная ЭП отправителя квитанция о приеме и подписанное ЭП налогоплательщика извещение о получении квитанции о получении электронного документа (документов) сохраняются в соответствующих хранилищах электронных документов.

Налогоплательщик, получивший извещение о вводе, заверенное ЭП налогового органа, проверяет подлинность ЭП налогового органа, формирует извещение о получении извещения о вводе электронного документа (документов), подписывает ЭП, и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес отправителя налогового органа. Подписанное ЭП отправителя извещение о вводе и подписанное ЭП налогоплательщика извещение о получении сохраняются в хранилище электронных документов.

Если в ответ на отправленный электронный документ налогоплательщик получил сообщение об ошибке, уведомление об отказе или уведомление об уточнении, то налогоплательщик в течение пяти суток (без учета выходных и праздничных дней) устраняет указанные налоговым органом ошибки, заново подготавливает налоговую декларацию (бухгалтерскую отчетность) в электронном виде с ЭП и отправляет ее в адрес налогового органа, повторяя процедуру представления налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).

Если в течение четырех часов с момента отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности) налогоплательщик не получил из налогового органа извещение о получении или сообщение об ошибке, он заявляет в налоговый орган (или специализированному оператору связи, в случае представления налоговых деклараций (бухгалтерской отчетности) через специализированных операторов) о данном факте, и, при необходимости, повторяет процедуру представления налоговой декларации (бухгалтерской отчетности).

Налоговая декларация (бухгалтерская отчетность) считается принятой налоговым органом по установленной форме в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если налогоплательщик получил следующие электронные документы:

  • формируемое налоговым органом или специализированным оператором связи подтверждение даты отправки, содержащее дату отправки налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
  • формируемая налоговым органом квитанция о приеме, подтверждающая факт приема представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • формируемое налоговым органом извещение о приеме – электронный документ, информирующий отправителя о получении электронного документа.

Неформализованное сообщение в виде электронного документа с ЭП налогоплательщика принято налоговым органом, если налогоплательщик получил из налогового органа следующие электронные документы:

  • подтверждение отправки, содержащее дату отправки неформализованного сообщения;
  • квитанцию о приеме – неформализованное сообщение, заверенное ЭП налогового органа.

Неформализованное сообщение в виде электронного документа с ЭП налогового органа принято налогоплательщиком, если налоговый орган получил сформированное налогоплательщиком подтверждение отправки – электронный документ с ЭП, содержащий дату отправки налоговым органом неформализованного сообщения.

Что делать если ИНФС не принимает налоговую декларацию

24pravo.ru

30 августа 2019 года Арбитражный суд г. Москвы признал незаконными действия ИФНС № 25 г. Москвы, выразившиеся в отказе в приеме налоговой декларации Общества по НДС за 2 квартал 2018 года.

В наше время предприниматели часто сталкиваются с различными проблемами, которые зачастую исходят напрямую контролирующих государственных органов, таких как правоохранительные органы, федеральная налоговая служба. Можно долго угадывать мотивы данного поведения вышеуказанных органов, но проблема остается и необходимо находить пути ее решения.

В конце 2018 года к нам обратился генеральный директор ООО «. », у которого возникли сложности со сдачей налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года. Основанием для отказа в принятии декларации послужило то обстоятельство, что «электронная цифровая подпись не принадлежит отправителю». Неоднократно руководителем организации предпринимались попытки сдать налоговую декларацию, но результат был один и тот же.

Чтобы разобраться в данной ситуации, необходимо ознакомиться с Приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Согласно ст. 28 основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

- отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему
государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

- отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на
представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

- представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

- отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического
лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений,
указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

-отсутствие квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

- представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

В рамках соблюдения досудебного урегулирования нами в адрес УФНС России по г. Москве направлено заявление о признании незаконными действий ИФНС России № 25 по г. Москве, выразившихся в нарушении Приказа Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н.

Ответ, который в наш адрес направило УФНС России по г. Москве был очень распространенный в подобных случаях, а именно «отказ в приеме декларации обусловлен технической ошибкой и нештатной ситуацией» (без указания конкретных причин данной ошибки).

Впоследствии, в Арбитражный суд г. Москвы подано заявление о признании незаконными действий ИФНС России № 25 по г. Москве. Проанализировав содержание вышеприведённых норм Налогового кодекса РФ и Административного регламента, суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан принять налоговую декларацию, представленную по установленной форме. Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации - заявителя или несоответствие
данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации Инспекцией не представлено, а
также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента, оснований для отказа в принятии налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года у ИФНС России N 25 по г. Москве не имелось.

Указанное соответствует публично-правовому принципу права, согласно которому в отношении государственных органов "разрешено только то, что предусмотрено законом". Поскольку Инспекция не представила доказательств наличия обстоятельств, которые могли послужить основанием для отказа в принятии декларации, налоговый орган, по мнению суда, превысил свои полномочия, предусмотренные законом.

Одновременно мы представляли интересы компании ООО ". ", у которой ИФНС России № 22 по г. Москве также не принималась налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года.
25.04.2019 ООО «. » в адрес ИФНС России № 22 по г. Москве посредством телекоммуникационного канала связи была направлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью исполнительного органа заявителя -
директором Ивановым А.С.

25.04.2019 ИФНС России N 22 отказала в приёме налоговой декларации (расчёта), со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н; указав на "отсутствие, неправильное указание ЭП".
Впоследствии мы обратились в УФНС России по г. Москве с жалобой о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в приёме налоговой декларации. Письмом от 29.05.2019 в ответе на жалобу Управление указало на то, что в ходе проведённых контрольных мероприятий в отношении ООО ". " установлена совокупность фактов, свидетельствующих о нарушении требований, установленных пунктом 5 статьи 80 НК РФ (в том числе установлено
отсутствие юридического лица по месту регистрации).

В этой ситуации стало понятно, что единственным способом добиться справедливости и уйти от возможных рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, необходимо обратиться в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением на действия ИФНС № 22 по г. Москве. ООО ". " указывает, что действия налогового органа нарушают права налогоплательщика в предпринимательской деятельности, в частности, по взаимоотношениям с ООО ". " по договору поставки строительных материалов, поскольку покупатель лишен права на налоговый вычет, указанные денежные средства могут быть предъявлены поставщику в качестве убытков, что подтверждается судебной практикой.

Как следует из письменного отзыва заинтересованного лица, документы, направленные заявителем, не приняты в базу данных налогового органа по причине того, что ООО ". " по адресу государственной регистрации не находится (протокол осмотра объекта недвижимости от 25.02.2019), о чём в Едином государственном реестре юридических лиц имеется соответствующая запись. В связи с чем, отказ налогового органа в приёме налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года по причине неверного указания ЭП, несоответствия отражённых в декларации данных руководителя данным владельца
квалифицированного сертификата, по мнению Инспекции, следует признать обоснованным.
По результатам рассмотрения доводов, приведенных представителями ООО «. » и ИФНС России № 22 по г. Москве, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил наши требования.


Согласно положениям статей 80, 88 НК РФ налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после её принятия налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своём определении от 23.04.2015 N 736-О, камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчётности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.

Таким образом, обстоятельства, с точки зрения налогового органа, негативно характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления в инспекцию налоговой отчётности и не могут служить основанием для отказа в её принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в положениях Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии декларации. Кроме этого, на налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по
установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определённых Административным регламентом. Как установлено судом и следует из материалов дела, декларация по НДС за 2 квартал 2018 года подписана усиленной квалифицированной электронной подписью директора ООО ". " – Ивановым А.А., статус которого как руководителя организации подтверждён выпиской из ЕГРЮЛ. Действие сертификата ключа ЭЦП подтверждено в удостоверяющем центре (налоговым органом не оспорено). Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчёта), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

Изучив содержание вышеприведённых норм Налогового кодекса РФ и Административного регламента, суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан принять налоговую декларацию, представленную по установленной форме. Поскольку Инспекция не представила доказательств наличия обстоятельств, которые могли послужить основанием для отказа в принятии декларации, налоговый орган, по мнению суда, превысил свои полномочия, предусмотренные законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принял решение о признании не нормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Отказ в приеме отчета – это событие не из приятных. А когда отказали на незаконном основании – неприятно вдвойне. Все законные основания перечислены в специальном регламенте ФНС. Те, которых в нем нет – незаконны. Тем не менее, налоговики пытаются отказать в приеме отчетности именно по незаконным основаниям. Вот самые часто встречающиеся.

Где найти законные основания

Перечень оснований для отказа в приеме деклараций приведен в пункте 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций. Этот Регламент утвержден приказом ФНС от 8 июля 2019 г. № ММВ-7-19/343.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Скажем прямо, практически все перечисленные там основания совсем не новы. Это отсутствие реквизитов, подписей, документов уполномоченного лица, не та форма или формат, не та инспекция.

Но есть новый блок оснований, связанный с личностью подписанта.

Так, декларация будет непринята, если ее подпишет неуполномоченное лицо, то есть лицо, не имеющее полномочий «подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации».

Неуполномоченное лицо - это:

  • дисквалифицированный руководитель ООО (ИП);
  • умерший руководитель ООО (ИП) (согласно сведениям о государственной регистрации смерти);
  • руководитель, отказавшийся от руководства (участия) в организации;
  • недееспособный/ограниченно дееспособный руководитель (в т. ч. безвестно отсутствующий, когда сведений о его месте пребывания по месту жительства нет в течение года);
  • руководитель, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о руководителе организации.

По перечисленным основаниям инспекция откажет в приеме декларации (достаточно одного). Причина должна быть указана в уведомлении об отказе в приеме декларации.

Причины незаконного отказа

Имейте в виду, что перечень из пункта 19 Административного регламента не подлежит расширению. В то же время некоторые инспекторы проявляют излишнее рвение и стремятся отказать в приеме декларации по другим причинам. Вот они и являются незаконными.

Первая группа – из сферы, связанной с проявлением признаков недобросовестности:

  • регистрация по массовому адресу;
  • связь с фирмами-однодневками;
  • транзитный характер операций.

Вторая группа касается непосредственно налоговых проверок:

  • неуплата (периодическая неуплата) налогов, сборов, страховых взносов;
  • отсутствие у организации хозяйственной деятельности;
  • неисполнение сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • долги по обязательным платежам;
  • занижение налогооблагаемой базы.

Налоговый инспектор не имеет права при приеме отчетности ни оценивать добросовестность организации, ни проверять расчеты в декларации. Все это может иметь место только в рамках камеральной налоговой проверки.

Поэтому все вышеуказанные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности или, более того, аннулирования декларации (см. письмо ФНС от 2 ноября 2018 г. № ЕД-4-15/21496@).

Если вы получили отказ в приеме декларации

Отказ в приеме декларации влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации. А это штраф по статье 119 НГК РФ, и, что самое неприятное - блокировка счета (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Поэтому если отказ на законном основании – как можно скорее исправляйте допущенные ошибки.

Если отказ не обоснован – жалуйтесь в вышестоящий налоговый орган. Ссылайтесь на регламент, в котором указан исчерпывающий перечень законных оснований для непринятия деклараций.

Следующим шагом может быть обращение в суд. Суды в подобных спорах чаще всего поддерживают «пострадавших» налогоплательщиков.


Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Прием налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи регламентируется Налоговым кодексом РФ и ведомственными положениями ФНС России.

До того, как послать налогоплательщику квитанцию о приеме отчетности проводятся соответствующие проверки.

При получении файла налоговой отчетности по ТКС, программным обеспечением налогового органа первым делом осуществляется проверка на предмет поиска оснований для отказа в его приеме.

Перечень оснований для отказа в приеме файлов налоговой отчетности регламентирован пунктом 28 Административного регламента ФНС России по предоставлению госуслуги по приеме налоговых деклараций (расчетов) и является исчерпывающим.

    К причинам отказа налоговых органов в приеме файлов налоговой отчетности по ТКС относятся:
  1. неустановленная форма/формат налоговой декларации (налогового расчета);
  2. направление файла отчетности не в тот налоговый орган;
  3. отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи налогоплательщика / налогового агента / страхователя или несоответствие данных владельца ЭЦП данным законного или уполномоченного представителя налогоплательщика / налогового агента / страхователя.
    Другими словами, при приеме файла налоговой отчетности в первую очередь проверяются:
  • атрибуты и наличие обязательных реквизитов файла налоговой отчетности;
  • корректность электронной подписи и полномочия отправителя;
  • корректность направления файла в соответствующий налоговы орган, на учете которого состоит налогоплательщик (налоговый агент, страхователь).

Таким образом, файл налоговой отчетности при поступлении в налоговый орган проходит процедуры начальной проверки и, в случае успеха, отправителю направляется извещение о его получении.

Если оснований для отказа в приеме файла налоговой отчетности нет, то налоговый орган регистрирует наш отчет и следом отправляет нам квитанцию о приеме.

Некоторые ошибки в файле налоговой отчетности, в том числе чисто технические, выявляются как раз на стадии приемки. Если файл отчета не поддается расшифровке, то налоговый орган не принимает файл налоговой отчетности и отправляет нам сообщение об ошибке.

При наличии оснований для отказа в приеме файла налоговой отчетности, налоговый орган формирует уведомление об отказе в приеме отчета, обязательно указывая причину, из-за которой файл отчетности не принимается налоговым органом.

В этом случае файл отчетности считается аннулированным, т. е. налоговая отчетность не представлена в налоговый орган.

После отправки квитанции о приеме файла налоговой отчетности, налоговый орган начинает проведение камеральной проверки содержания принятой налоговой отчетности по существу.

В случае получения отказа в приеме файла налоговой отчетности, нам следует убедиться в правомерности такого отказа.

    Для исправления ошибки нам может потребоваться:
  • обновление программы формирования отчетности, задание актуального формата файла и формы отчетности;
  • уточнение налогового органа, который обслуживает территорию места нахождения налогоплательщика (налогового агента, страхователя), ОКТМО по адресу регистрации налогоплательщика;
  • подписание файла отчетности электронной подписью законного представителя налогоплательщика (руководителя организации или ИП) или предоставление в налоговый орган доверенности на уполномоченного представителя, чья подпись указана в файле налоговой отчетности.

В последнее время, судя по сообщениям СМИ, участились случаи отказов в приеме файлов налоговой отчетности по "иным основаниям" , скажем так.

Либо при формальном основании отказа в некорректности ("подозрительности") электронной подписи имеют место попытки отдельных самодеятельных представителей налоговых органов на местах проводить "профилактику нарушений законодательства о налогах", приглашая представителей налогоплательщиков явиться лично в налоговый орган для подтверждения неноминального характера деятельности налогоплательщика.

Подобные действия налоговых органов фактически препятствуют исполнению налогоплательщиками своих обязанностей перед законом.

Более того. Контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой отчетности сведений в соответствии с налоговым законодательством может проводиться только после принятия налоговой отчетности в рамках проведения налоговой проверки, а не до.

В случае необоснованного отказа в приеме файлов налоговой отчетности по ТКС рекомендуется незамедлительно обращаться в прокуратуру на прием по вопросам защиты прав юридических лиц и предпринимателей.

Любовь подобна удаче: не любит, чтобы за ней гонялись.

Читайте также: