Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности курсовая

Опубликовано: 16.05.2024



1. Под способами обеспечения исполнения налоговой обязанности
понимаются правовые средства, обеспечивающие надлежащее ис­полнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие налоговому органу осуществить прину­дительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежаще­го исполнения) налогового обязательства.
2. Налоговым Кодексом РФ предусматриваются следующие виды способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов:
залог имущества;
поручительство;
пеня;
приостановление операций налогоплательщика по счетам в банке;
арест имущества налогоплательщика;
и другие способы, установленные таможенным законодатель­ством РФ, в части налогов (сборов), подлежащих уплате в свя­зи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

3. Залог имущества как способ обеспечения исполнения обязанно­сти по уплате налогов и сборов выполняет обеспечительную функцию по отношению к основному обязательству (в данном случае - по уплате налогов и сборов) и поэтому применяется в случаях изменения сроков исполнения налогового обязательства.
Залог имущества оформляется договором между налоговым ор­ганом и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
В соответствии со ст. 336 ГК РФ к объектам залога относится любое имущество, за исключением изъятого из оборота. Налоговый кодекс РФ вслед за ГК РФ выделяет два вида залога:
без передачи заложенного имущества залогодержателю;
• с передачей заложенного имущества залогодержателю (заклад).
4. При поручительстве поручитель обязывается перед налоговыми органами в полном объеме уплатить налоги (сборы) и пени за налогоплательщика в том случае, если тот сам не исполнит свою налоговую обязанность.
Поручительство оформляется письменным договором между
налоговым органом и поручителем. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается од­новременное участие нескольких поручителей.
В соответствии со ст. 74 НК РФ по исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему перехо­дит право требования от налогоплательщика уплаченных им сумм4, процентов по этим суммам, а также возмещения убыт­ков, понесенных в связи с исполнением обязанности налого­плательщика.
5. Пеней признается определенная законом денежная сумма, кото­рую налогоплательщик (плательщик сборов) или налоговый агент обязаны уплатить в бюджет или государственный внебюджет­ный фонд в случае уплаты причитающихся фискальных сумм в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Налоговым законодательством предусмотрены два способа уп­латы пени:
одновременно с уплатой сумм налога и сбора;
после уплаты таких сумм в полном объеме. В соответствии со ст. 74 Н К РФ подача заявления о предос­тавлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инве­

стиционного налогового кредита не приостанавливает начис­ления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
6* Приостановление операций по счетам налогоплательщика в кре­дитной организации - это временное прекращение кредитной ор­ганизацией всех расходных операций по данному счету.
Такое ограничение не распространяется на платежи, очеред­ность исполнения которых в соответствии с гражданским за­конодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Приостановление операций по счетам применяется в отношении:
• организаций (налогоплательщика, налогового агента, платель­щика сбора);
• физических лиц (налогоплательщика, налогового агента, пла­тельщика сбора и индивидуального предпринимателя). Решение о приостановлении операций по счетам в кредитной организации принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неуплаты налога - обязанным лицом в установленные сроки.
Приостановление операций по счетам в банке в отношении на­логоплательщика, налогового агента, плательщика сборов -физи­ческого лица в случае неисполнения ими в установленный срок обязанности по уплате налога осуществляется по решению суда.
7. Под арестом имущества в качестве способа обеспечения испол­нения решения о взыскании налога (сбора) понимается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по огра­ничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогопла­тельщиком, налоговым агентом, плательщиком сборов, являю­щимися организациями, в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных ор­ганов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Решение о наложении ареста на имущество обязанного лица принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления; в нем определяется место, где должно находиться имущество, на которое наложен арест.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения аре­ста до отмены (в случае прекращения обязанности по уплате нало­га) этого решения уполномоченным должностным лицом нало­гового или таможенного органа, вынесшим такое решение, или вышестоящим налоговым или таможенным органом либо судом.
Арест имущества бывает двух видов:
полный;
частичный.

Полным арестом имущества признается такое ограничение прав фискально обязанного лица в отношении его имущества, при ко­тором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с раз­решения и под контролем налогового или таможенного органа.
Частичным арестом признается такое ограничение прав фис­кально обязанного лица в отношении его имущества, при ко­тором владение, пользование и распоряжение этим имущест­вом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
В соответствии со ст. 77 Н К РФ отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения установлены главой 11 НК РФ.

Так, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться:

- залогом имущества (ст. 73 НК РФ);

- поручительством (ст. 74 НК РФ);

- банковской гарантией (ст. 74.1 НК РФ);

- приостановлением операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств (далее - ЭДС) организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 76 НК РФ);

- наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 77 НК РФ).

Сведения о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые будут применены к участнику налоговых правоотношений в случае неисполнения им требования об уплате налога, содержатся непосредственно в требовании, направленном ему налоговым органом (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Основные особенности применения обеспечительных мер и их последствия в случае, если налогоплательщик в срок не исполнил обязанность по уплате причитающихся сумм налога (сбора) и соответствующих пеней:

В каких случаях применяется

Особенность оформления (расчета)

Обязательными не являются.

Допускаются в отдельных случаях, предусмотренных НК РФ, в т.ч.:

- при обеспечении исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п.п. 10, 11 ст. 101 НК РФ) (если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в нем)

Заключается договор между налоговым органом (залогодержателем) и залогодателем. При этом залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ, § 3 ГК РФ "Залог")

Задолженность по налогу погашается за счет стоимости заложенного имущества

Оформляется договором между налоговым органом и поручителем в соответствии с ГК РФ (п. 2 ст. 74 НК РФ, § 5 ГК РФ "Поручительство").

Поручителем вправе выступать как юридическое, так физическое лицо

Поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

При этом обязанность налогоплательщика по уплате налогов в полном объеме может быть исполнена поручителем.

При этом принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом только в судебном порядке

Может обеспечивать исполнение обязанности по уплате налога, а также сбора, пени и штрафа, в частности:

- при обеспечении исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п.п. 10, 11 ст. 101 НК РФ);

- при применении заявительного характера возмещения НДС (пп. 2 п. 2 ст. 176.1 НК РФ);

- в целях освобождения от уплаты акциза или авансового платежа по акцизу (пп. 4 п. 1 ст. 183, п. 2 ст. 184, п. 11 ст. 204 НК РФ)

Предоставляется банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (п. 3 ст. 74.1 НК РФ). Соответствующий перечень ведется Минфином России на основе данных, полученных от ЦБ РФ, и обновляется ежемесячно. См. письмо Минфина России от 28.04.2010 N 05-07-12/4

При поступлении соответствующего требования от налогового органа гарант (банк) обязан в течение 5 дней с момента получения этого требования в полном объеме исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налога и соответствующих пеней (п.п. 2, 7, 8 ст. 74.1 НК РФ)

Является обязательной мерой в случае уплаты налога (сбора) в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ)

Уплата производится исходя из самостоятельного расчета либо требования (расчета) налогового органа (п. 4 ст. 69, п. 5 ст. 75, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ)

Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой или после уплаты сумм налога:

- помимо причитающихся к уплате сумм налога;

- независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

Приостановление операций по счетам в банке, а также переводов ЭДС

Применяется (может применяться):

- для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п. 1 ст. 76 НК РФ);

- в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ);*(1)

- при обеспечении исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (п. 10 ст. 101 НК РФ)

Основанием является соответствующее решение, принимаемое руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и направляемое налоговым органом в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ).

Указанное решение подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 НК РФ)

Банком прекращаются все расходные операции по данному счету (операции, влекущие уменьшение остатка ЭДС):

- в пределах суммы, указанной в решении;

- с учетом очередности исполнения платежей в соответствии со ст. 855 ГК РФ. Т.е. приостановление банковских операций не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов (по списанию и перечислению денежных средств в счет уплаты налогов).

Как правило, снимается (отменяется) решением налогового органа, направляемым в банк после исполнения обязанности по уплате налога (представлению налоговой декларации) (п.п. 3, 4, 8, 9.1 ст. 76 НК РФ)

Арест имущества налогоплательщика

Применяется в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов с организации (ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) (п.п. 1, 3, 14 ст. 77 НК РФ):

- при недостаточности или отсутствии денежных средств на его счетах (или ЭДС);

- либо при отсутствии информации о счетах или реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов ЭДС

Руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа

выносится постановление о наложении ареста на имущество (п. 6 ст. 76 НК РФ).

Для снятия ареста имущества также принимается соответствующее постановление

С санкции прокурора налоговый или таможенный орган совершает действия по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества вплоть до прекращения обязанности по уплате налога (отмены решения об аресте) (п. п. 1, 9, 13 ст. 77 НК РФ, см. приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 22.03.2010 N 122).

Арест может быть заменен на залог имущества по просьбе налогоплательщика (п. 12.1 ст. 77 НК РФ)

*(1) С 1 января 2015 года основанием для приостановления операций по счетам в банке (перевода ЭДС) могут являться случаи неисполнения налогоплательщиком-организацией обязанности (также устанавливаемой с 1 января 2015 года пп. 5.1 ст. 23 НК РФ) по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган - в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи налогоплательщиком-организацией квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 17:49, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы Российская газета. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично - правовой характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти.
Несмотря на то, что своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью каждого физического лица или организации, по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от участия в формировании государственной (муниципальной) казны. Поэтому государство вынуждено гарантировать поступление налоговых платежей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных главой 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат налоговое.doc

Реферат по налоговому праву

«Способы обеспечения налогового обязательства»

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы Российская газета. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично - правовой характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти.

Несмотря на то, что своевременное и полное исполнение налоговой обязанности является конституционной обязанностью каждого физического лица или организации, по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед государством, а некоторые субъекты сознательно уклоняются от участия в формировании государственной (муниципальной) казны. Поэтому государство вынуждено гарантировать поступление налоговых платежей посредством применения к имуществу налогоплательщика мер, установленных главой 11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации содержит следующий закрытый перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: залог имущества, поручительство, пеня, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Глава 11 НК РФ, устанавливающая правовые режимы мер обеспечения в налоговом праве, имеет общее название «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов», в то время как приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика отнесены законодательством к способам обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Таким образом, способы обеспечения исполнения налоговой обязанности понимаются в широком и узком значениях.

В широком смысле способы исполнения налоговой обязанности включают всю совокупность мер правового воздействия, перечисленных в п. 1 ст. 72 НК РФ.

В узком смысле исполнение налоговой обязанности обеспечивается залогом имущества, поручительством и пеней. Приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика гарантируют исполнение решения налогового органа о взыскании налога.

Относительно налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, таможенные органы могут применять и другие способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами: денежными средствами (деньгами); банковской гарантией; поручительством; залогом имущества.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов - это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.

1. Залог имущества

Обязанность по уплате налогов и сборов может обеспечиваться залогом в случае изменения сроков исполнения налоговой обязанности. 1

Правовой режим залога в налоговых отношениях регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Таким образом, в данной ситуации налоговое законодательство выступает специальным по отношению к нормам гражданского права.

Юридическое значение залога в налоговых отношениях выражается в осуществлении налоговой обязанности за счет стоимости заложенного имущества.

Залог имущества оформляется договором, сторонами в котором выступают налоговый орган (залогодержатель) и налогоплательщик либо иное третье лицо, выступающее в интересах налогоплательщика (залогодатель).

Налоговую обязанность возможно обеспечить залогом двух видов: без передачи заложенного имущества налоговому органу и с передачей имущества. Второй вид залога называется закладом.

В случае нарушения налоговой обязанности, обеспеченной залогом, налоговый орган вправе реализовать предмет залога и погасить финансовый долг налогоплательщика перед государством. Таким образом, отношения залога имущества предоставляют государству в лице налоговых органов возможность требовать исполнения налоговой обязанности посредством продажи заложенного имущества и передачи ему в приоритетном порядке вырученных денежных средств. Однако сумма перечисляемых в доход государства денежных средств не может быть больше суммы налоговой обязанности.

Налоговая обязанность в случае изменения сроков ее исполнения может быть обеспечена поручительством. 2

Юридическое значение поручительства в налоговых отношениях заключается в том, что поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. В случае неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной договором поручительства, налоговый орган получает возможность получить причитающиеся налоги не с налогоплательщика, а с его поручителя, который, как предполагается, имеет более устойчивое финансовое положение. Тем самым неисполнение налогоплательщиком своих фискальных обязательств перед государством влечет и ответственность его поручителя. Однако принудительное взыскание с поручителя суммы налоговой недоимки и начисленных пеней возможно для налоговых органов только в судебном порядке.

В рамках одного налогового обязательства могут выступать несколько поручителей, которые отвечают по долгам налогоплательщика солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства. Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо.

При исполнении поручителем своих обязанностей по договору налогового поручительства он приобретает право регрессного требования от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, возникших в связи с исполнением налоговой обязанности плательщика налогов.

Гарантией соблюдения прав поручителя в налоговых отношениях является обязанность налоговых органов предоставить по требованию поручителя документы, подтверждающие факт невыполнения налогоплательщиком налоговой обязанности, а также сумму возникшей недоимки.

В отличие от гражданских правоотношений в налоговых отношениях поручитель обязуется исполнить налоговую обязанность налогоплательщика в полном объеме, а не частично. Если поручитель сам нарушает сроки исполнения налоговой обязанности, то начисляемая на сумму задолженности пеня также будет подлежать оплате поручителем.

Налоговое законодательство считает пеней денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в сроки более поздние, чем установленные законодательством о налогах и сборах. 3 .в Необходимо учитывать, что налоговое законодательство рассматривает пеню в двух аспектах: в качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности и в качестве штрафной налоговой санкции.

Как способ обеспечения налоговой обязанности пеня направлена на гарантирование своевременного и полного внесения налога в соответствующий бюджет.

Особенностью правового режима пени является возможность ее применения независимо от вины налогоплательщика, а также иных способов обеспечения налоговой обязанности. Пеня уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер, гарантирующих уплату налогов, а также независимо от наложения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Начисление пени начинается со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога или сбора и продолжается ежедневно до дня погашения налогоплательщиком налоговой недоимки. Таким образом, сумма пени может превышать сумму долга по основной налоговой обязанности.

Согласно Налоговому кодексу РФ пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не смог заплатить в связи с тем, что решением суда или налогового органа были приостановлены операции по банковским счётам налогоплательщика или произведён арест его имущества. В то же время пени начисляется при подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), инвестиционного налогового кредита или налогового кредита.

Уплата пени может быть произведена налогоплательщиком двумя способами:

1. одновременно с уплатой сумм основного долга (налоговой недоимки);

2. после уплаты полной суммы причитающихся налогов.

При недостаточности денежных средств на счёте плательщика налогов в первую очередь погашается налоговая недоимка.

Так же, как и налоговая недоимка, пени могут быть уплачены налогоплательщиком добровольно или (в случае отсутствия надлежащего исполнения) взысканы в принудительном порядке. С организаций пени взыскиваются в бесспорном порядке, с физических лиц - только по решению суда.

Отнесение пени к обязательственным способам обусловлено её имущественно-восстановительным (компенсационным) характером. В частности, Конституционный Суд указал, что пеня в налоговых отношениях рассматривается как определённая компенсация потерь государственной казны в результате недополучения вовремя сумм налогов. В этом смысле в налоговых отношениях пеня выполняет правовосстановительную функцию, а в качестве способа обеспечения налоговой обязанности носит скорее характер устрашения, нежели гарантии.

В случае превышения пени размера налоговой недоимки она превращается в налоговую санкцию и приобретает штрафную функцию.

Пени не начисляются на сумму недоимки, образовавшуюся у плательщика налогов (налогового агента, плательщика сбора), если он выполнял письменные разъяснения по порядку уплаты налогов (сборов), которые были даны ему налоговыми (финансовыми) органами государственной власти (должностными лицами названных органов) в пределах их компетенции (данное обстоятельство подтверждается наличием документов названных органов, которые относятся к налоговым (отчетным) периодам, в которых появилась недоимка).

Названное правило не используется, если названные письменные разъяснения были даны должностными лицами на основе неточной или недостаточно верной информации, представленной плательщиком налогов (налоговым агентом, плательщиком сбора).

4. Приостановление операций по счетам налогоплательщика

Юридическое значение приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке означает временное прекращение обслуживающим банком всех расходных операций по данному счёту независимо от величины остатка денежных средств и их соразмерности сумме налоговой недоимки.

В соответствии со ст. 858 ГК РФ (ч. II) («Ограничение распоряжения счётом») ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом. 4

Приостановление операций по валютным счетам налогоплательщиков-организаций предусматривает не совершение банками расходных операций в размерах суммы в иностранной валюте, равной сумме в российских рублях, названной в решении о приостановлении операций по счетам, по курсу ЦБ РФ, зафиксированному в день начала действия приостановления операций по валютному счету плательщика налогов.

Приостановление операций по счёту относится к процессуальным способам обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога. Наличие подобного способа и его использование гарантирует реальность исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности.

Приостановление операций по счетам не относится к платежам, которые на основании гражданского законодательства РФ исполняются в приоритетном порядке - до исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также в случае проведения операций, связанных со списанием денежных средств для уплаты налоговых платежей (авансов по налогам), страховых взносов, сборов, штрафов и пеней по их зачислению в бюджетную систему Российской Федерации. 5

Операции по счету приостанавливаются в следующих случаях:

а) если налогоплательщик-организация не выполнил в установленные сроки требование налогового органа об уплате причитающихся налогов;

б) если налогоплательщик - организация или налогоплательщик - индивидуальный предприниматель не представили в налоговый орган налоговые декларации в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации;

в) при отказе налогоплательщика организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить налоговые декларации в налоговый орган.

Решение о приостановлении счета может быть принято только руководителем (его заместителем) налогового органа. Причем Налоговый кодекс РФ относит принятие такого решения к исключительной компетенции того налогового органа, который направил налогоплательщику требование об уплате налога.

Вынесенное решение о применении рассматриваемой меры обеспечения налоговой обязанности направляется налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика о подобном решении.

Копия решения об осуществлении приостановления операций по счетам плательщика налогов в банке передается ему (налогоплательщику) под расписку (другим возможным способом, свидетельствующим о дне получения копии соответствующего решения, не позднее дня, следующего за днем принятия решения).

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель. Целью курсовой работы является комплексное изучение обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, выявление, постановка и разработка правовых проблем данной темы, а также определение степени его эффективности.
Для достижения цели мною поставлены задачи:
- определить правовую концепцию обеспечения налоговых обязанностей;
- определить понятие обеспечения способов выполнения налоговой обязанности;
- исследовать правовой механизм способов обеспечения выполнения налоговой обязанности;
- выявить уровень эффективности способов обеспечения налоговых платежей;
- выявить недостатки их правового регулирования;
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и общие положения о способах обеспечения исполнения налоговой обязанности
Глава 2. Содержание отдельных способов обеспечения исполнения налоговой обязанности
2.1 Залог имущества
2.2 Поручительство
2.3 Пеня
2.4. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей
2.5 Арест имущества
Глава 3: Проблематика применения способов исполнения налоговой обязанности..
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая Налоги.docx

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ АКАДЕМИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Налоговое право»

«Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности».

студент очного отделения

юридического факультета ВГНА

группы ЮО-305 Алишейхов И. С.

Научный руководитель: доцент кафедры

финансового и налогового права ВГНА

кандидат юридических наук

Глава 1. Понятие и общие положения о способах обеспечения исполнения налоговой обязанности

Глава 2. Содержание отдельных способов обеспечения исполнения налоговой обязанности

2.1 Залог имущества

2.4. Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

2.5 Арест имущества

Глава 3: Проблематика применения способов исполнения налоговой обязанности..

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Проводимый в Российской Федерации стратегический курс реформирования экономики поставил задачу построения стабильной и эффективной налоговой системы, выступающей в качестве реального регулирующего механизма поступательного экономического развития страны.

Одним из основных направлений налоговой реформы, одобренной Правительством Российской Федерации, является обеспечение стабильного поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, сокращение размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязательств, а также повышение эффективности работы налоговых органов по взысканию задолженности.

При этом главной задачей в работе налоговых органов по регулированию налоговой задолженности на предстоящий период является активизация работы по взысканию недоимки в рамках действующего налогового законодательства.

В настоящее время отмечается недостаточность специальных научно- теоретических разработок проблемных вопросов регулирования налоговой задолженности, предпосылок и условий ее образования и выявления эффективных методов ее снижения. В трудах ученых и практиков, в периодических изданиях широко обсуждаются практические вопросы по совершенствованию механизмов и функций, обеспечивающих работу с налоговой задолженностью. Вместе с тем пока не уделено должного внимания методическим основам работы налоговых органов с недоимкой, учитывающей особенности системы налогообложения отдельных налогоплательщиков, их отраслевую специфику и т.д.

В этой связи особую актуальность приобретает разработка способов и методов работы налоговых органов в сфере регулирования налоговой задолженности, а также вопросы их полномочий, связанных с обеспечением сбора доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

Цель. Целью курсовой работы является комплексное изучение обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, выявление, постановка и разработка правовых проблем данной темы, а также определение степени его эффективности.

Для достижения цели мною поставлены задачи:

- определить правовую концепцию обеспечения налоговых обязанностей;

- определить понятие обеспечения способов выполнения налоговой обязанности;

- исследовать правовой механизм способов обеспечения выполнения налоговой обязанности;

- выявить уровень эффективности способов обеспечения налоговых платежей;

- выявить недостатки их правового регулирования;

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Глава 1: Понятие и виды способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Налогообложение как таковое, прежде всего, основывается на самостоятельной уплате налоговых платежей налогообязанными лицами. Тем не менее, законодательство о налогах и сборах предусматривает некоторые обеспечительные правовые механизмы – способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (налоговая обязанность). 1

В НК (налоговом кодексе) РФ законодатель установил, что исключительно главой 11 устанавливаются способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также порядок их применения. Глава 11 НК РФ добавила к перечню, указанному в вышеупомянутом Законе начисление пеней, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика.

В НК РФ в определенной мере ликвидирована существовавшая ранее обособленность налогового права от других отраслей законодательства, и прежде всего от гражданского права. Обе отрасли имеют значительное сходство, т.к. свойственными им методами регулируют имущественные отношения. Как пишет Н.В. Федоренко, "из применяемых гражданским законодательством способов обеспечения исполнения обязательств в сферу налогового законодательства методом "аналогии закона" привлечены такие традиционные способы, как залог имущества, поручительство и пеня. Приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика известно процессуальному законодательству" 2

Под способами обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов понимаются правовые средства, стимулирующие надлежащее исполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов или иным обязанным лицом) налоговой обязанности, обеспечивающие надлежащее исполнение обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов либо дозволяющие налоговым органам осуществить принудительное взыскание налога в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) налогового обязательства. Стимулирующее воздействие указанных мер основывается на определенном ограничении налоговым органом налогоплательщика в части реализации последним права собственника на принадлежащие ему денежные средства, иное имущество или в наличии реальной угрозы лишения этого права в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством. 3

В литературе встречается точка зрения, согласно которой в главе 11 имеет место подмена понятий способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (налогоплательщика) и способа обеспечения исполнения решения (налогового органа) о взыскании налогов и сборов. 4

В соответствии со с. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов может обеспечиваться такими способами, как:

- приостановлением операций по счетам в банке;

- наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Именно эти способы законодатель посчитал наиболее эффективными с точки зрения целей налогового регулирования. Ни налоговые органы, ни тем более налогоплательщики не могут использовать другие способы обеспечения исполнения налоговой обязанности, кроме указанных в гл.11 НК РФ. Напротив, гражданское законодательство (п.1 ст.329 ГК РФ) предусматривает возможность установления разнообразных способов обеспечения обязательств не только в законе, но и в договоре. Такое различие связано с публичным характером налоговых отношений.

Слово «может» в п. 1 ст. 72 НК РФ, по мнению некоторых авторов 5 , применено не совсем корректно, так как оно дает субъектам выбор: использовать какой-либо из способов обеспечения или не использовать. Под такой смысл подпадает лишь приостановление операций по счетам и наложение ареста на имущество налогоплательщика, да и то в соответствующих статьях (ст. 76 и ст.77 НК РФ) эти способы определяются законодателем как способы обеспечения решения налогового органа о взыскании налога и сбора, а не как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В ином смысле следует понимать пени, залог или поручительство. Здесь налогоплательщик обязан уплатить пени. Наличие обеспечения в форме залога или поручительства является обязательным условием предоставления налогового кредита.

Таким образом, основанием применения залога и поручительства как мер обеспечения налогового обязательства является не факт нарушения налогоплательщиком налогового законодательства, а сам по себе факт предоставления ему уполномоченными органами отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита. В случаях же, когда обязанность по уплате налогов или сборов безосновательно не была исполнена в установленные сроки, применяются такие способы обеспечения исполнения обязательств как пени, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика.

По основаниям все вышеуказанны е способы обеспечения исполнения налогового обязательства можно подразделить на две группы. Первую составляют способы ограниченного, а вторую – способы общего применения 6 .

К способам ограниченного применения относятся залог и поручительство. Данные способы могут использоваться лишь для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов при предоставлении ему уполномоченным органом отсрочки, рассрочки, налогового или инвестиционного налогового кредита (ч. 5 ст. 64, ч. 6 ст. 65, ч. 6 ст. 67 НК РФ).

К способам общего применения относятся: пеня, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке и арест имущества налогоплательщика. Применение этих способов может иметь место во всех случаях, когда налогоплательщики не исполняют свои налоговые обязательства. Единственно, арест имущества применяется при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке или отсутствии информации о таких счетах (ч. 7 ст. 46 НК РФ).

Глава 2. Содержание отдельных способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.

    1. Залог имущества.

Институт залога (англ. pledge) привнесен в законодательство о налогах и сборах из гражданского законодательства, где залог является одним из древнейших способов обеспечения исполнения обязательств. Упоминания о нем содержатся в древнейших памятниках права (например, в Законах XII таблиц).

Ст. 73 НК РФ определяет содержание и порядок применения залога имущества в налоговых отношениях. Законодательство, действовавшее до введения в действие Налогового кодекса, также упоминало залог (наряду с поручительством и гарантией) в качестве меры, обеспечивающей исполнение обязанностей налогоплательщиков.

Правовая сущность залога имущества согласно ст.73 НК РФ заключается в том, что налоговый орган по обеспеченной залогом налоговой обязанности осуществляет в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора или иным обязанным лицом) этой обязанности ее исполнение за счет стоимости заложенного имущества. Таким образом, из отношений залога имущества вытекает право государства в лице налогового органа потребовать реализации предмета залога и передачи ему вырученных по такой реализации денежных средств в размере, не превышающем суммы налоговой обязанности. Следует подчеркнуть, что залогом имущества обеспечивается не только уплата налога (сбора), но и соответствующих пеней.

При применении залога имущества в налоговых отношениях необходимо использовать соответствующие положения гражданского законодательства РФ, к которым отсылает ст. 73 НК РФ. В этой же статье определено соотношение гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах. К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов (сборов), применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Таким образом, нормы, закрепленные в законодательстве о налогах и сборах, являются специальными.


Д ля начала скажем несколько слов о наиболее популярном способе обеспечения – начислении пеней. Они уплачиваются независимо от применения других обеспечительных мер и ответственности. Получается, что к налогоплательщику могут (но не обязаны!) применить одновременно две обеспечительные меры: обязательные пени, а в качестве «бонуса» – любую другую меру из нашего ТОПа.

Многие ошибочно считают, что пени – это мера налоговой ответственности. На самом в НК РФ единственная мера ответственности – это штраф (п. 2 ст. 114 НК РФ), который назначается независимо от применения обеспечительных мер. А начислением пеней инспекция компенсирует потери бюджета от несвоевременной уплаты налога и одновременно стимулирует компанию к уплате недоимки в кратчайшие сроки. Именно поэтому пеня является способом обеспечить исполнение налоговой обязанности. На это высшие судебные органы обращали внимание еще в прошлом веке (п. 18 постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Такой подход применяется и в более свежей судебной практике (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.10.2018 № Ф08-8888/2018 по делу № А32-21822/2017, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2018 № Ф04-1730/2018 по делу № А27-19151/2016, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.2017 № Ф07-6773/2017 по делу № А56-66126/2016).

Альтернатива № 1. Заморозка счета

Это, несомненно, самый популярный способ обеспечения исполнения налоговых обязанностей после начисления пеней. Заморозка означает приостановление операций по счетам и переводов электронных денег.

Решение о приостановлении операций (переводов) принимает руководитель (или замруководителя) налоговой инспекции. Оно может быть принято в нескольких случаях:

1. После вынесения решения о взыскании налога (п. 2 ст. 76 НК РФ). Это решение, в свою очередь, принимается после того, как истек срок, установленный в требовании об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). А требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки или в течение 20 дней с даты вступления в силу решения по проверке (ст. 70 НК РФ). Дальше можно было бы долго рассказывать о порядке и сроках вступления в силу решения по проверке. Но и без этого ясно: заморозка счетов и операций едва ли может оказаться для компании неожиданной. Ну а после заморозки налоговики направят в банк решение о принудительном взыскании, и тот спишет долг со счета компании.

Смотрите также статью «Что делать, если компания получила требование об уплате налога» журнала № 1′ 2017

Операции (переводы) приостанавливаются в пределах суммы, указанной в решении налоговиков. Правда, из этого правила есть одно исключение: заморозка не действует на платежи, которые стоят в очередности списания выше, чем налоги. Это, например, платежи в возмещение вреда жизни или здоровью, алименты, выходные пособия, зарплата и др. (п. 2 ст. 855 ГК РФ).

2. При просрочке сдачи декларации или расчета более чем на 10 рабочих дней (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ). В этом случае, в отличие от предыдущего, заморозка может прилететь, как снег на голову. Впрочем, разморозить счет или переводы будет очень просто: достаточно сдать декларацию или расчет, и уже через пару дней все ограничения будут сняты (подп. 1 п. 3.1 и п. 4 ст. 76 НК РФ). Однако это не освободит фирму от штрафа за просрочку сдачи отчетности. Если все налоги на основании этой декларации (расчета) уплачены вовремя, то штраф составит 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

3. Если компания не обеспечит получение от инспекции документов в электронной форме (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ). Заморозка вводится в течение 10 рабочих дней после того, как налоговики установят этот факт. Напомним, что электронный документооборот с инспекцией должны обеспечить компании со среднесписочной численностью больше 100 человек (для электронной отчетности по страховым взносам лимит составляет 25 человек), а также фирмы, сдающие декларации по НДС.

Чтобы снять заморозку, достаточно подключиться к электронному документообороту через специализированную организацию.

4. Если компания не передала налоговикам квитанцию, подтверждающую прием требования о представлении документов (пояснений) или уведомления о вызове в инспекцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Операции (переводы) приостанавливаются в течение 10 рабочих дней с даты истечения шестидневного срока, установленного для передачи квитанции.

Для разморозки нужно либо выслать квитанцию, либо исполнить то, что хотят налоговики: представить документы (информацию) или явиться к ним.

Копия решения о приостановлении операций (переводов) передается компании любым способом, позволяющим зафиксировать дату получения (например, под расписку). На это у инспекции есть один день с даты принятия решения (абз. 5 п. 4 ст. 76 НК РФ).

Альтернатива № 2. Арест имущества

Этот способ обеспечения менее популярен, чем заморозка счета. Он был распространен несколько лет, но сейчас применяется уже не так часто. Хотя прецеденты случаются (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 18.02.2019 № Ф09-9342/18 по делу № А60-2382/2018, Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.07.2017 № Ф03-2533/2017 по делу № А37-205/2015, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.11.2016 № Ф04-5313/2016 по делу № А27-25775/2015). Поэтому вероятность того, что имущество компании попадет под арест, все же есть.

По сути, арест имущества – это крайняя мера, которую инспекция может использовать для взыскания долгов с компании. Чтобы применить ее, налоговики должны (ст. 77 НК РФ):

  • предварительно вынести решение о взыскании налога, пеней, штрафа;
  • иметь основания полагать, что компания скроет свое имущество;
  • получить санкцию прокурора (см. приказ Генпрокуратуры России от 22.03.2010 № 122 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов»);
  • располагать информацией о недостаточности денег на счетах компании (или об отсутствии таких счетов).

Как видно, для ареста имущества должно быть соблюдено сразу несколько формальных требований. Возможно, именно поэтому налоговики редко используют этот способ обеспечения. Тем более что для ареста инспекторам нужно выехать «на местность», ознакомить компанию с решением об аресте, пригласить понятых, составить протокол об аресте и опись имущества, определить место хранения арестованных вещей.

В дальнейшем, если недоимка не будет погашена, арестованное имущество могут передать судебным приставам (в рамках исполнения решения инспекции о взыскании задолженности за счет имущества организации). И тогда оно имеет все шансы уйти с молотка.

Смотрите также статью «Залог успеха, или Успешное применение залога» журнала № 3′ 2013

Альтернатива № 3. Залог

В отличие от предыдущих способов обеспечения, этот (как и последующие, о которых речь пойдет ниже) применяется не по инициативе налоговой инспекции, а в добровольном порядке. Сразу возникает вопрос: зачем это нужно компании? Затем, чтобы налоговики не применили только что описанные способы обеспечения: не заморозили счет, не арестовали имущество.

Кстати, если в качестве обеспечения уже применены заморозка счета или арест имущества, то по просьбе компании налоговики могут (но не обязаны!) заменить их на залог, в т.ч. другого имущества (п. 11 ст. 101 НК РФ). Таким имуществом может быть, например, недвижимость или акции, обращающиеся на рынке.

Залог оформляется договором между налоговым органом и залогодателем, которым может быть как сам налогоплательщик, так и кто-то другой (п. 2 ст. 77 НК РФ). Для заключения договора налогоплательщику и залогодателю нужно одновременно обратиться с заявлениями в региональное управление налоговой службы. Форма такого заявления не утверждена, но за образец можно взять документы, используемые при изменении сроков уплаты налогов (приложения 8 и 9 к Порядку изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами (утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@)). Разумеется, к заявлению нужно приложить документы на закладываемое имущество: выписку из ЕГРН, свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства, договор купли-продажи, акт оценки имущества и др.

В дальнейшем к отношениям между залогодержателем и залогодателем будут применяться стандартные положения ГК РФ о залоге (п. 7 ст. 73 ГК РФ).

Альтернатива № 4. Поручительство

Это еще один способ добровольного обеспечения, которым налоговики могут (но не обязаны!) заменить уже принятые меры принудительного обеспечения (п. 11 ст. 101 НК РФ). Оформляется он договором (по правилам гражданского законодательства) между налоговиками и поручителем (п. 2 ст. 74 НК РФ). В соответствии с ним поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность.

Форма договора утверждена приказом ФНС России от 06.03.2019 № ММВ-7-3/120@. Для его оформления налогоплательщик и поручитель должны одновременно обратиться с письменными заявлениями (приложения 8 и 9 к Порядку изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами (утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@)) в налоговый орган.

Поручитель, который исполнит взятые на себя обязательства по договору, получит право требовать от налогоплательщика вернуть уплаченную сумму с процентами, а также возместить убытки (п. 4 ст. 74 НК РФ).

Альтернатива № 5. Банковская гарантия

Этот способ обеспечения очень похож на предыдущий. Только вместо поручителя уплатить недоимку, пени и штраф обязуется банк (подп. 1 п. 11 ст. 101 НК РФ). Но, казалось бы, небольшое отличие играет очень важную роль. Когда к организации уже применены обеспечительные меры, и она хочет заменить их на залог или поручительство, то налоговики могут не пойти навстречу. Если же фирма предоставит банковскую гарантию, они уже не смогут отказать в замене (п. 12 ст. 101 НК РФ). Главное, чтобы банк, выдавший гарантию, был включен в специальный перечень, который размещен на сайте Минфина России 1 (п. 3 ст. 74.1 НК РФ). На данный момент в этот перечень включено более двух сотен банков.

Разумеется, за выдачу гарантии банк потребует комиссию. Обычно она составляет несколько процентов от суммы, указанной в гарантии.

В дальнейшем, если компания не сможет погасить налоговые долги, за нее это сделает банк. Потом он предъявит налогоплательщику регрессное требование о возмещении своих убытков.

Заключение

В заключение обобщим все способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) и представим их в виде схемы.

Читайте также: