Уточнить информацию об объектах налогообложения

Опубликовано: 19.09.2024

Коммерческие предприятия довольно часто сталкиваются с необходимостью предоставить в налоговую инспекцию пояснения по какому-либо вопросу. Для того, чтобы эти пояснения не привели к дальнейшим проверкам со стороны надзорного органа, к составлению ответа следует относится крайне внимательно, скрупулезно и не затягивать с его отправкой.

К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

Наиболее частые вопросы от налоговой

Обычно требование предоставить пояснения поступает через некоторое время после сдачи всевозможных отчетов и деклараций, так что поводом для них может стать любая, даже самая незначительная ошибка или неточность в документах. Во многих случаях разъяснения требуются по НДС, указанному к возмещению, из-за несоответствии сведений о налогооблагаемых базах в декларациях по налогу на прибыль и опять же НДС, при расхождении данных у контрагентов. Вопросы могут вызвать необоснованные убытки при проверке начисления налога на прибыль, подача уточненной декларации или расчета, в которых исправленная сумма налога к уплате меньше, чем в присланных первоначально и т.д.

В какой форме приходит требование

Налоговая инспекция может выслать требование о пояснениях как в бумажном, так и в электронном виде. При этом, в случае, электронного послания, налогоплательщик обязан отреагировать на него в течение пяти рабочих дней. Если же данный документ пришел в бумажном виде, на него также необходимо дать ответ в кратчайшие сроки, причем вне зависимости от того, имеется ли на нем печать налоговой инспекции или нет.

Порядок действий при получении требования

После того, как налогоплательщик получает требования о пояснениях, он должен сверить переданные в налоговую документы с имеющимися у него на руках данными.

В первую очередь, при проверке декларации по НДС, анализу подвергаются указанные в ней суммы (на предмет их соответствия с суммами по всем входящим и исходящим счетам-фактурам). Далее аналогичным образом исследуются даты, номера счетов-фактур, и прочие реквизиты (ИНН, КПП, адреса и т.п.).

Если вопросы возникли по декларации УСН или по налогу на прибыль, следует проанализировать все суммы расходов и доходов, которые были приняты для их расчета. Идентично приведенному алгоритму проверяются и все другие виды документов, вызвавшие вопросы у налоговой инспекции.

После того, как ошибка будет найдена, нужно передать в налоговую уточненную отчетность с исправленными данными — но это касается только сумм. Если же ошибка не относится к финансовой части, то «уточненку» сдавать не надо, достаточно предоставить необходимые пояснения.

Внимание: закон не говорит о том, что пояснения должны быть даны именно в письменной форме, т.е. это значит, что они могут быть предоставлены и устно. Однако во избежание дальнейших разногласий, лучше все-таки озаботиться составление письменного ответа.

Как поступить, когда требование налоговой несправедливо

Случается, что налоговая инспекция требует пояснений необоснованно, т.е. в отчетности не было допущено никаких ошибок. В таких ситуациях игнорировать письма от налоговой тоже нельзя.

Во избежание каких-либо санкций (в том числе и внезапных налоговых проверок) необходимо своевременно уведомить надзорную службу о том, что в соответствии с информацией предприятия, все предоставленные сведения верны.

В любом случае, при составлении ответа надо помнить, что для налоговой важно даже не столько содержание письма, сколько сам факт ответа на требование.

Как оформить ответ на требование налоговой о предоставлении пояснений

Оформить его можно либо на бумаге, написав «от руки», либо в электронном виде, напечатав на компьютере. При этом, если пояснение пересылается по обычной почте, то отправлять его надо заказным письмом с уведомлением о вручении, тогда риск того, что письмо затеряется, будет сведен к минимуму.

Использование электронного формата возможно только при наличии у организации электронной цифровой подписи.

К пояснению могут быть приложены какие-либо дополнительные документы – их наличие нужно отразить в содержании ответа.

Образец составления ответа на требование налоговой о предоставлении пояснений

Как уже говорилось выше, унифицированной формы ответа для дачи пояснений налоговой нет, так что составлять его можно в произвольном виде. Стоит отметить, что форма ответа должна быть предельно корректной и стандартной с точки зрения правил оформления подобного рода бумаг.

  1. Вначале слева или справа (не имеет значения) нужно указать адресата, т.е. именно ту налоговую инспекцию, куда отправляется ответ. Здесь нужно вписать ее номер, а также район и населенный пункт, к которому она относится.
  2. Далее указывается отправитель письма: пишется название предприятия, его адрес (фактический), а также номер телефона (на случай, если у налогового инспектора возникнут какие-либо дополнительные вопросы к пояснению).
  3. Далее в ответе следует сослаться на номер требования (а таким документам налоговая служба всегда присваивает номера), и его дату (отметим: не дату получения, а именно дату составления), а также коротко обозначить суть вопроса.
  4. После этого можно приступать непосредственно к даче пояснений. Их следует писать максимально подробно, со всеми нужными ссылками на документы, законы, нормативные акты и т.п. Чем тщательнее будет оформлена эта часть ответа, тем больше шансов на то, что налоговая будет им удовлетворена.

Ни в коем случае нельзя давать в ответе недостоверные или заведомо ложные сведения – они будут быстро обнаружены и тогда последуют немедленные санкции со стороны налоговиков.

  • После того, как пояснение будет дано, необходимо заверить письмо подписью главного бухгалтера (при необходимости), а также руководителя компании (обязательно).
  • girl-2573111_1920.jpg

    В нашей практике нередко возникали ситуации, когда в ходе налоговых проверок органы ФНС выявляли расхождение в объекте налогообложения, который был указан в налоговой декларации и в уведомлении о применении специального налогового режима, в частности упрощенной системы налогообложения (УСН). Затем следовало привлечение к налоговой ответственности с доначислением налога, штрафа и пени. Но всегда ли это обоснованно и возможно ли доказать отсутствие своей вины? Давайте разбираться.

    Указанный в уведомлении объект налогообложения нельзя изменить произвольно.

    Небольшая предыстория: пару месяцев назад к нам обратилась индивидуальная предпринимательница. С началом пандемии коронавируса ее бизнес понес крупные убытки и она решила закрыться. Выплатила все положенные отчисления в Пенсионный и прочие фонды и отправила уведомление в налоговую. Спустя время ей оттуда позвонили и огорошили – вы нарушили закон, в отношении вас начали проверку. В перспективе – штраф, пеня и доначисление налога.

    Оказалось, что проблема в следующем – открывая несколько лет назад ИП, женщина выбрала УСН (упрощенная система налогообложения) с выплатой налогов «с доходов», а все это время платила по системе «доходы минус расходы». Почему так случилось, это отдельный разговор, но факт остаётся фактом – все эти годы налоговая, проверяя декларации предпринимательницы, не замечала ошибку. Освобождает ли это бизнес-вумен от ответственности и нет ли здесь вины налоговой?

    Начнем с главного, с понятийной базы. Налоговый кодекс знает два объекта налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (ч. 2 ст. 346.14 НК РФ) . Налогоплательщик может изменять их ежегодно, но только с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря предыдущего года (Письмо Минфина России от 14.10.2015 N 03-11-11/58878).

    То есть, подчеркивает закон, выбор объекта налогообложения, сделанный в уведомлении о применении упрощенной системы налогообложения, является обязательным и не может быть изменен после начала налогового периода. Почему же нельзя менять его «по ходу дела»? На наш взгляд причины этого кроются в том, что Налоговый кодекс не предусматривает возможность исправления ошибок в уведомлении о переходе на УСН. Также возможность для налогоплательщика менять объект налогообложения усложнит налоговый контроль и ущемит права одних налогоплательщиков перед другими, что является недопустимым.

    Чем грозит несовпадение объекта налогообложения в уведомлении о применении УСН и в налоговой декларации?

    Но представим, что при проверке выясняется, что предприниматель выбрал один объект, а платит по-другому. В этом случае налоговая запросит у налогоплательщика пояснения относительно расхождения объектов. За их непредставление налогоплательщика, скорее всего, оштрафуют на сумму 5 тыс. рублей. А если он не подаст уточненную налоговую декларацию, то его ждет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (п.1 ст. 122 НК РФ) . Также, скорее всего, ему доначислят налоги.

    В каких случаях можно избежать привлечения к налоговой ответственности?

    Но вернемся к нашему случаю. Как быть, если добросовестный налогоплательщик все эти годы честно платил налоги и даже не подозревал, что нарушает? И где были глаза у налоговой? Ведь каждый отчетный период они получали декларацию и никто из сотрудников даже не потрудился проверить, а по тому ли объекту налогообложения платится налог?

    Признаемся честно, в нашей истории все закончилось без определенного результата – предпринимательница получила консультацию, после чего пообещала подумать и исчезла. Но если бы она все же решила работать с нами, то победа, скорее всего, была бы на нашей стороне и вот почему:

    1. Налоговый контроль должен проводиться своевременно.

    Суды в своих решениях отмечают, что налоговая обязана своевременно контролировать и принимать меры в отношении состоящих на учете налогоплательщиков. В том числе требовать представления налоговой отчетности и приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках. Отсутствие возражений со стороны налоговой и отсутствие предъявления каких-либо требований к налогоплательщику по результатам камеральных налоговых проверок означает фактическое признание правильности выбора объекта налогообложения. Этот принцип, в частности , отражен в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 8 мая 2019 г. по делу N А40-245402/2017.

    2. Заявление о переходе на УСН носит уведомительный характер. Важнее – фактическое поведение налогоплательщика и представленная налоговая декларация.

    Вывод из всей этой истории следующий: на налогоплательщике лежит обязанность представления надлежащим образом заполненной декларации. Обязательна проверка совпадения объекта налогообложения с тем, что указано в уведомлении. Также нужно сохранять документы подтверждающие направление уведомления об изменении объекта налогообложения в налоговую инспекцию, к ним относится опись вложения и почтовое уведомление о вручении. Но стоит помнить, что не всегда привлечение к налоговой ответственности правомерно, ведь безоговорочное принятие однотипной налоговой декларации государственным органом в течение нескольких налоговых периодов подряд может доказывать фактическое признание правомерности заполнения декларации.

    Нет времени читать?

    Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

    Требование о представлении документов

    В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

    Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

      Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

    Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

    Использование налоговой льготы.

    В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

    Возмещение НДС по налоговой декларации.

    Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • В декларации по НДС:
    • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
    • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
    • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

    Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

    Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.

    У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

  • Пониженные тарифы или суммы, не облагаемые страховыми взносами, в расчете по страховым взносам (п. 8.6 ст. 88 НК).
  • Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

    • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
    • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

    В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

    Требование о представлении пояснений

    Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

    В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

    В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

    Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

    Выявленные ошибки или противоречия – часто используемое инспекторами основание для получения пояснений, причем как обоснованных, так и не обоснованных НК РФ. Дело в том, что формулировка «выявленные ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции» не содержит конкретики, и налоговые органы этим пользуются. Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость конкретика давно внесена Письмом от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395, в котором указано, что каждая ошибка в декларации по НДС имеет свой код. Поэтому, когда налоговый орган требует пояснения, он обязан конкретизировать ошибку цифровым кодом в соответствии с упомянутым Письмом. В ситуации, когда в требовании отсутствует код, а только указано на выявленные инспектором ошибки, налогоплательщик не знает, что именно необходимо пояснить.

    В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

    Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

    Случай 3. Убыточная декларация.

    В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

    Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

    П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

    В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

    За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

    Иные документы

    В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.

    Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.

    Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

    Все формы документов, которые инспекция направляет в адрес налогоплательщика, утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. Если вы получаете документ по форме из Приказа и в нем указаны случаи, описанные выше, то документ обязателен к исполнению, иначе возникнет ответственность. В остальных случаях исполнять сообщения или предписания налогового органа не обязательно, если они составлены не по утвержденной форме и не обоснованы НК РФ. Такие можно игнорировать или оспаривать их незаконность в Управлении ФНС по региону или суде.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Мария Зайцева,
    аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»


    Что изменилось в налоговых уведомлениях, которые граждане получают в этом году?

    Светлана Бондарчук: Чтобы упростить процедуру уплаты налогов, сократить бюджетные расходы на доставку налоговых документов и предотвратить распространение под видом фискальных платежных документов недостоверных квитанций, все реквизиты для уплаты налогов с этого года включены в само налоговое уведомление. Отдельные квитанции для уплаты налогов, указанных в уведомлении, не направляются.

    В некоторых СМИ появилась информация, что мошенники начали присылать гражданам поддельные налоговые уведомления. Как понять, что полученное уведомление подлинное, особенно если у человека нет личного кабинета на сайте ФНС?

    Светлана Бондарчук: Федеральная налоговая служба не располагает информацией о каких-либо подтвержденных случаях рассылки так называемых поддельных налоговых уведомлений. В любом случае целесообразно обратить внимание на информацию, которая содержится в уведомлении.


    Там указываются персональные данные налогоплательщика: фамилия, имя, отчество, адрес места жительства или отметка о том, что налоговое уведомление передано через личный кабинет налогоплательщика, идентификационный номер налогоплательщика, подробные сведения о налогооблагаемом имуществе, принадлежащем налогоплательщику: кадастровый или регистрационный номер, период владения, налоговая база, размер налога, налоговые льготы.

    В числе обязательных элементов налогового уведомления также реквизиты для перечисления налогов в бюджетную систему с указанием уникального идентификатора платежа, сведения о получателе налогов в лице органов Федерального казначейства и налоговых инспекций.

    Сумма налога в тексте налогового уведомления совпадает с суммой налога, указанной в электронных реквизитах платежа, это QR-код и штрих-код в налоговом уведомлении.

    Как видите, такой набор сведений, "привязанных" к получателю налогового уведомления, практически невозможно подделать и тем более использовать в качестве получателей налоговых платежей, указываемых в налоговых уведомлениях каких-то частных лиц.

    При возникновении вопросов по содержанию налогового уведомления можно обратиться в любую налоговую инспекцию, в том числе за получением экземпляра налогового уведомления, или в контакт-центр ФНС России по телефону: 8 (800) 222-22-22.

    Какой процент уведомлений налоговая служба в этом году разослала по почте, а какой - в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС?

    Светлана Бондарчук: По почте в 2019 году направлено 52,7 миллиона налоговых уведомлений. Это 76 процентов от общего количества сформированных налоговых уведомлений. В электронном виде такие документы получили 16,5 миллиона налогоплательщиков.

    Число пользователей личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС России растет. Вместе с этим увеличивается и доля налоговых уведомлений, которые рассылаются в безбумажном формате. В этом году она достигла 24 процентов, тогда как еще четыре года назад не превышала 11,5 процента.

    Что нового произошло в системе расчета имущественных налогов, которые граждане должны будут заплатить за 2018?

    Светлана Бондарчук: Давайте начнем с земельного налога. Одна из самых важных новаций касается введения коэффициента, ограничивающего ежегодный предельный рост налога 10 процентами по сравнению с предшествующим годом.

    Исключение составляют участки для жилищного строительства, при расчете налога за которые применен повышающий коэффициент в связи с их несвоевременной застройкой.

    Также начал действовать запрет на перерасчет налога, если он влечет увеличение ранее уплаченного налога. То есть пересчитать уплаченный земельный налог в меньшую сторону могут, а в большую - нет?

    Светлана Бондарчук: Да. Еще одна новация касается применения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения его вида разрешенного использования, категории земель или площади. Теперь такие изменения учитываются со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения новой кадастровой стоимости. Ранее новая кадастровая стоимость применялась для налогообложения со следующего года.

    Какие новые федеральные льготы появились по земельному налогу?

    Светлана Бондарчук: Гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, впервые предоставлен налоговый вычет, уменьшающий величину налога на кадастровую стоимость 600 квадратных метров площади одного земельного участка.

    Фото: istockphoto.com

    Фото: istockphoto.com

    Для льготных категорий налогоплательщиков - пенсионеров, инвалидов, многодетных - впервые установлен беззаявительный порядок предоставления налоговых вычетов. Так, если у налоговых органов уже имеются сведения о таких гражданах, например, информация была получена из Пенсионного фонда России или инвалид ранее подавал заявление на льготы по транспортному налогу, пенсионер воспользовался льготой, освобождающей от уплаты налога на квартиру, повторно подавать заявление на вычет не нужно. Он применяется автоматически.

    Что изменилось в расчете налога, который россияне платят за свои квартиры и дома?

    Светлана Бондарчук: В семи регионах налог впервые рассчитали с учетом кадастровой стоимости. Это Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области и Пермский край.

    В силу того, что кадастровая стоимость в качестве налоговой базы там применяется первый год, при расчете налога использовался коэффициент к налоговому периоду, равный 0,2. (На старте "кадастровой реформы", чтобы сделать повышение налога не таким резким, в формулу его расчета на переходный период был включен специальный коэффициент, который возрастает по мере того, как регион переходит на кадастровую оценку недвижимости. - Прим. ред.)

    В 14 регионах, где кадастровую стоимость используют второй год, коэффициент вырос с 0,2 до 0,4. Это касается в том числе Республики Саха (Якутия), Краснодарского, Хабаровского краев, Оренбургской области (полный перечень регионов есть на сайте ФНС. - Прим. ред.).

    Коэффициент 0,6 был применен в 21 регионе: включая Санкт-Петербург, Ставропольский край, Воронежскую, Челябинскую области. Там кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год.


    Для регионов, где кадастровая стоимость служит базой для расчета налога минимум три года, законом предусмотрено предельное 10-процентное ограничение роста налога по сравнению с предыдущим налоговым периодом. В этом году ФНС применила такой ограничитель для 49 регионов, включая Москву, Московскую область, Башкортостан и Татарстан.

    Некоторые регионы в 2018 году еще не начали "кадастровую реформу". Как налог рассчитывался там?

    Светлана Бондарчук: Исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости с применением коэффициента-дефлятора его устанавливает Минэкономразвития. На 2017 год он составлял 1,425, на 2018 год - 1,481.

    К слову, как и в случае с земельным налогом, по налогу на имущество введен запрет на перерасчет, если он влечет увеличение ранее уплаченного налога.

    Не начисляется налог в отношении полностью разрушенного или уничтоженного объекта капитального строительства. Важный момент: начисление прекращается на основании заявления налогоплательщика с первого числа месяца, когда объект был уничтожен. Дата регистрации прекращения права на него в Едином государственном реестре недвижимости значения при этом не имеет.

    Что с льготами?

    Светлана Бондарчук: Многодетные родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, впервые получили право на дополнительные налоговые вычеты, уменьшающие размер налога на кадастровую стоимость 5 квадратных метров общей площади квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

    Для льготников, в том числе пенсионеров, инвалидов, многодетных граждан, по аналогии с земельным налогом применен беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот.

    Если человек стал пенсионером в конце января 2018 года и у него две квартиры, а пенсионеры освобождаются от уплаты налога за один объект, полностью ли он не будет платить налог за 2018 год по одному объекту или налог начислят за ту часть января, когда он еще не стал пенсионером?

    Светлана Бондарчук: При возникновении права на льготу, освобождающую от уплаты налога, налог не исчисляется с периода, когда такое право появилось. За период, когда владелец налогооблагаемого имущества не был льготником, налог исчисляется в общем порядке.

    Есть ли новации, касающиеся транспортного налога?

    Светлана Бондарчук: Транспортные средства, находящиеся в розыске в связи с их угоном или кражей, теперь не облагаются налогом до месяца их возврата законному владельцу, а не до даты прекращения розыска в связи с истечением срока его проведения, как было раньше.

    Какими способами сегодня и где граждане могут платить имущественные налоги?

    Светлана Бондарчук: Это можно сделать через банковские организации, в том числе с использованием их электронных мобильных приложений, через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России, в уполномоченных многофункциональных центрах по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в отделениях федеральной почтовой связи, в местных администрациях.

    Если налогоплательщик не получил уведомление, есть ли у него обязанность сообщить об этом в налоговую или можно затаиться и ждать?

    Светлана Бондарчук: По закону, налоговые уведомления направляются налогоплательщикам не позже чем за 30 дней до наступления срока уплаты налогов. В этом году этот срок наступает 2 декабря. Таким образом, уведомление должно быть отправлено или размещено в личном кабинете до 1 ноября.

    Есть несколько предусмотренных законом ситуаций, когда оно не направляется. Во-первых, при наличии налоговой льготы, налогового вычета, иных законных оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога. Во-вторых, если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за рядом исключений.

    Владельцы объектов недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления по своему объекту налогообложения и не заявляли налоговые льготы в отношении соответствующего объекта налогообложения, обязаны сообщать о наличии таких объектов в любой налоговый орган. За неисполнение этой обязанности предусмотрен штраф в 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества или транспортного средства.

    В России приняли закон о льготах для предпенсионеров. Когда они начнут действовать?

    Светлана Бондарчук: С налогового периода 2019 года, то есть эти льготы будут впервые применены в 2020 году при расчете налогов за налоговый период 2019 года.

    Во-первых, граждане предпенсионного возраста будут освобождены от уплаты налога на имущество за один объект недвижимости определенного вида при условии, что он не используется в предпринимательской деятельности. Таким объектом может быть жилой дом или его часть, квартира или комната, гараж или машиноместо, хозяйственная постройка площадью не более 50 квадратных метров. Из каждой категории можно будет выбрать по одному объекту и не платить налог за него.

    Во-вторых, на граждан предпенсионного возраста будет распространен налоговый вычет на 6 соток. При расчете земельного налога будет уменьшена сумма налога на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку. Если участок 6 соток и меньше, платить налог вообще не придется. Если он больше, налог рассчитают за оставшуюся площадь.

    Граждане часто интересуются, из-за чего тот или иной налог может увеличиться?

    Бондарчук: Поскольку расчет налогов проводится исходя из налоговых ставок, льгот и налоговой базы, определяемой на региональном и муниципальном уровнях, причины изменения величины налогов в конкретной ситуации нужно уточнять в налоговой инспекции или обратившись в контакт-центр ФНС по телефону: 8 800-222-22-22.

    Существуют и общие основания для изменения налоговой нагрузки. Например, увеличение транспортного налога может быть обусловлено в том числе применением повышающего коэффициента. Они действуют для легковых автомобилей средней стоимостью от трех миллионов рублей. Перечень таких транспортных средств каждый год определяет и публикует на своем сайте Минпромторг России.

    По земельному налогу рост может быть связан с изменением налоговых ставок или отменой льгот, полномочия по установлению которых относятся к компетенции представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельного участка. Подробнее об этом можно узнать в разделе "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" на сайте ФНС.

    Теми же факторами может быть обусловлен и рост налога на имущество. Плюс - важный момент - изменение коэффициентов к налоговому периоду, о которых мы с вами уже говорили.

    Справочная / Всё про налоги

    Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

    Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

    • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
    • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

    Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

    Сдавайте отчётность в три клика

    Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

    Справка о состоянии расчётов

    По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.


    В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

    • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
    • Положительная сумма — у вас переплата.
    • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

    Почему в справке возникает переплата?

    1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
    2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

    Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

    Выписка операций по расчётам с бюджетом

    В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.


    Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.

    В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.

    Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.


    Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.

    ! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.

    Пример выписки по налогу УСН


    Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:

    • В апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽.
    • 3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽.
    • Появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Теперь его нужно уменьшить, поэтому в выписке появляется «обратное» начисление на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
    • В июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.

    Пример выписки по страховым взносам за сотрудников


    Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:

    • 9 января он платит 1 697,15 ₽ с декабрьской зарплаты, переплата увеличивается до 5 194,29 ₽ (3 497,14 + 1 697,15). Эту цифру мы видим в 13 столбце.
    • 10 января он подаёт расчёт по страховым взносам (РСВ) и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату до нуля: 5 194, 29 — 1 800 — 1 697,14 — 1 697,15 = 0. В 13 столбце вы тоже увидите ноль.
    • Предприниматель заплатил за 4 квартал 2017 года ровно столько, сколько отразил в декларации. На 15 января у него нет ни долгов, ни переплат. В идеале так и должно быть.

    Читайте также: