Уточненная налоговая декларация по земельному налогу

Опубликовано: 30.04.2024

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Письмо Министерства финансов РФ №03-05-04-02/49854 от 26.08.2016

Минфин России сообщил, как действовать в случае уменьшения кадастровой стоимости при расчете земельного налога за текущий и прошедшие периоды.

Земельный налог

Организации, уплачивающие земельный налог, самостоятельно определяют налоговую базу исходя из кадастровой стоимости земельных участков (принадлежащих им на праве собственности или праве бессрочного пользования) по состоянию на 1 января каждого года (налогового периода) на основании сведений государственного кадастра недвижимости (п. п. 1, 3 ст. 391 НК РФ).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, результаты которой утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 66 ЗК РФ). Такие нормативные правовые акты (НПА) органов исполнительной власти субъектов РФ в целях определения налоговой базы по земельному налогу действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса РФ (постановление КС РФ от 02.07.2013 № 17-П, письмо Минфина России от 21.07.2016 № 03-05-04-02/42811). А именно:

НПА вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу - календарного года;

НПА, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Следовательно, если НПА об утверждении кадастровой стоимости земли издан в связи с устранением выявленной ошибки (например, кадастровая стоимость земли необоснованно завышена), новая кадастровая стоимость в целях определения налоговой базы по земельному налогу может применяться за прошедшие налоговые периоды.

В этом случае налогоплательщик вправе пересчитать земельный налог (в сторону уменьшения) и подать уточненные декларации за те годы, когда для расчета налоговой базы была применена неправильная (завышенная) кадастровая стоимость земли (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ).

Пример. Определение налоговой базы по земельному налогу.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2015 по первоначальной (ошибочной) оценке составила 500 000 рублей. После пересмотра ошибочных результатов определения кадастровой стоимости 01.03.2016 издан НПА органа исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающий кадастровую стоимость земельного участка в сумме 400 000 рублей.

Налоговая база по земельному налогу, определяемая на 01.01.2015 и 01.01.2016, составит 400 000 рублей.

Бухгалтерский учет

Если организация пересчитает (уменьшит) земельный налог в соответствии с новой кадастровой стоимостью участка и подаст уточненные декларации за прошлые годы, то изменение ранее начисленных сумм земельного налога не будет являться исправлением ошибки в бухгалтерском учете. Это связано с тем, что неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или в бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности ошибками не признаются (п. 2 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", утвержденного приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н).

Поэтому сумму уменьшения земельного налога можно включить в состав прочих доходов в качестве прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном периоде (п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н). После пересчета и подачи уточненной декларации бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу» КРЕДИТ 91 субсчет 91-1

- отражена разница между суммами земельного налога по ошибочной и по исправленной кадастровой стоимости участка.

Налог на прибыль организаций

Сумма земельного налога учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на дату начисления (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). В результате ошибочного расчета земельного налога (исходя из большей кадастровой стоимости) налоговая база по налогу на прибыль и сумма налога на прибыль были занижены.

Однако уменьшение кадастровой стоимости участка в результате действий органа исполнительной власти субъекта РФ не является ошибкой организации. Поэтому сумму уменьшения земельного налога для целей налогообложения прибыли организация может включить в состав внереализационных доходов текущего отчетного (налогового) периода (п. 10 ст. 250, подп. 6 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Ранее такой подход мог привести к спору с налоговой инспекцией, хотя в случае обращения в суд шансы на выигрыш у налогоплательщика были крайне высоки. Ведь еще в 2012 году Президиум ВАС РФ в постановлении от 17.01.2012 № 10077/11 по делу № А11-4707/2010 указал, что исчисление земельного налога, учитываемого в составе расходов, в излишнем размере не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.

После этого были выпущены разъяснения контролирующих органов с учетом точки зрения Президиум ВАС РФ (письмо Минфина России от 23.01.2014 № 03-03-10/2274, направленное письмом ФНС России от 12.02.2014 № ГД-4-3/2216@).

А в 2016 году эту позицию поддержал и Верховный Суд РФ (определение от 08.11.2016 № 308-КГ16-8442 по делу № А25-269/2015). Суд отметил: учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога не может квалифицироваться как ошибочный. Корректировка налога в последующие годы должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы налога в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу статьи 250 Налогового кодекса РФ не является исчерпывающим.

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Статья 398 НК РФ. Налоговая декларация - Глава 31. Земельный налог

Видео по теме

1. Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Абзац второй утратил силу.

2. Утратил силу с 1 января 2011 г.

3. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1
февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Абзац второй утратил силу с 1 января 2011 г.

4. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к
категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в
качестве крупнейших налогоплательщиков.

Президент Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
5 августа 2000 года
N 117-ФЗ

Комментарий к Ст. 398 Налогового кодекса

Пункт 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которой организации - налогоплательщики земельного налога по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Пункт 1 статьи 398 НК РФ в новой редакции подлежит применению в отношении налоговых периодов начиная с 2015 года.

Приказом ФНС РФ от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@ утверждены форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядок ее заполнения.

В письме ФНС России от 12.02.2013 N БС-4-11/2301@ "О налоге на имущество организаций" разъяснено, что действующими в настоящее время порядками заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций предусмотрена возможность заполнения нескольких разделов 2 налоговой декларации по налогу (налогового расчета по авансовому платежу) в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам, что позволит организациям, имеющим на балансе объекты, подлежащие налогообложению по ставкам, установленным пунктом 3 статьи 380 НК РФ, корректно заполнить соответствующие формы налоговой отчетности по налогу.

Что касается отнесения с 1 января 2013 года к объектам налогообложения земельным налогом земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, то возможность заполнения налоговой декларации по земельному налогу в отношении указанных земельных участков будет реализована в рамках проводимой в 2013 году работы по совершенствованию формы налоговой декларации по земельному налогу.

Пункт 2 комментируемой статьи утратил силу с 1 января 2011 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ).

В абзаце 1 пункта 3 статьи 398 НК РФ закреплено, что налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Также налогоплательщики имеют право подать уточненную налоговую декларацию по земельному налогу.

На практике возникает вопрос: имеет ли право налогоплательщик земельного налога подать уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за предшествующий период, если в акте, изменяющем кадастровую стоимость земельного участка в сторону уменьшения, не установлено, что его положения применяются к предшествующим периодам? Подлежит ли налогоплательщик ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, если он подал уточненную налоговую декларацию, уменьшив сумму земельного налога на основании такого акта?

Необходимо обратить внимание, что подход к данной ситуации официальных органов и судебной практики противоположный.

Так, в письме Минфина России от 19.12.2012 N 03-05-05-02/123 разъяснено, что при утверждении органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации новых результатов государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды, вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.

Аналогичная позиция выражена и в письмах Минфина РФ от 15.03.2012 N 03-05-05-02/15; от 26.10.2012 N 03-05-05-02/107.

Таким образом, если издается нормативный акт, который устанавливает новую кадастровую стоимость земельного участка, то налогоплательщик имеет право подать уточненную налоговую декларацию по земельному налогу, так как такие акты распространяются и на прошлые периоды.

В Постановлении ФАС Московского округа от 25.10.2013 N А41-7643/13 закреплена аналогичная позиция.

Однако в Постановлении ФАС Уральского округа от 03.12.2012 N Ф09-11887/12 указывается, что если издается правовой акт, устанавливающий новую кадастровую стоимость земельного участка, который прямо не предусматривает его распространение на прошедший период, то он распространяет силу только начиная с нового налогового периода по земельному налогу.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации исходя из официальной позиции Минфина России организация-налогоплательщик земельного налога не подлежит ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, так как он правомерно подал уточненную налоговую декларацию по земельному налогу на основании правового акта, который устанавливал новую кадастровую стоимость земельного участка. Поскольку данный акт улучшает положение налогоплательщика, то он распространяется на предшествующие периоды.

Однако налогоплательщикам земельного налога необходимо учитывать, что в судебной практике есть и противоположная позиция. Поэтому им необходимо учитывать риск привлечения к ответственности в данной ситуации, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Абзац 2 пункта 3 статьи 398 НК РФ утратил силу с 1 января 2011 года в связи со вступлением в силу Закона N 229-ФЗ.

В пункте 4 комментируемой статьи установлено, что налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

В письме ФНС России от 11.11.2014 N БС-4-11/23216@ сообщается, что в целях идентификации платежей по транспортному и земельному налогам считаем, что реквизиты (КПП, ОКТМО), указанные в налоговой декларации, должны совпадать с реквизитами, указанными в платежных документах, оформляемых для перечисления денежных средств в счет уплаты земельного или транспортного налога.

КПП по месту нахождения обособленного подразделения российской организации указывается согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации.

В письме ФНС России от 08.04.2014 N СА-4-14/6539 указывается, что ФНС России полагает возможным на основании п. 10 ст. 83 Кодекса осуществить учет сведений об организации-правопреемнике в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, в том числе земельных участков, принадлежавших организации-правопредшественнику на праве собственности и полученных правопреемником при реорганизации в форме присоединения, при представлении в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества, в том числе земельных участков, с присвоением КПП "39" (код документа - 2702, справочник СДУНО) на основании заявления организации в произвольной форме с обязательным указанием наименования, ОГРН и ИНН как организации-правопреемника, так и организации-правопредшественника, с приложением перечня объектов недвижимого имущества, в том числе земельных участков, расположенных на территории, подведомственной данному налоговому органу, с указанием наименования объекта недвижимого имущества, кадастрового (условного) номера и адреса места нахождения объекта.

При поступлении в последующем сведений от Росреестра о государственной регистрации прав на указанное выше недвижимое имущество постановка на учет по данному основанию должна быть осуществлена в установленном порядке.

При этом обращается внимание, что согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случае прекращения деятельности российской организации в результате реорганизации снятие ее с учета в налоговых органах по всем основаниям, предусмотренным НК РФ, осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.


  • Когда нужна уточненная декларация
  • Чем грозит представление уточненной декларации
  • После сдачи уточненки организация прекратила свое существование
  • Компания изменила «прописку»
  • У организации есть/были обособленные подразделения
  • Итоги

Когда нужна уточненная декларация

Иногда случается, что после сдачи декларации по налогу бухгалтер находит ошибку в расчетах и таким образом выясняется, что налог был посчитан неправильно. Что же делать в этой ситуации? Ответ очевиден: необходимо внести исправления в учетные записи и пересчитать налог. Если сумма налога оказалась заниженной, то бухгалтер обязан подать уточненную декларацию (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибка не привела к уменьшению налога, то тогда можно обойтись без уточненки. Здесь право выбора остается за организацией (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, письмо Минфина от 27.09.2017 № 03-02-07/1/62596).

В уточненной декларации отражается сумма налога, рассчитанная с учетом произошедших изменений или обнаруженной ошибки. Результаты налоговых проверок, проведенных за период подачи уточненки не должны влиять на расчет налоговой базы и самой суммы налога (подп. 2 п. 3.2 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@, далее — порядок).

Важно! Декларация по налогу на прибыль за 2020 год сдается по новой форме. Заполнить ее вам помогут комментарии и образец от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Чем грозит представление уточненной декларации

Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:

  1. Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
  2. Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
  3. Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Рассчитать пени вам поможет наш «Калькулятор пеней» .

  1. Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).

Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Действующий бланк декларации по налогу на прибыль, а также бланк для подачи уточненки за прошлые периоды вы найдете здесь.

После сдачи уточненки организация прекратила свое существование

После реорганизации предприятия уточненную декларацию сдает его правопреемник по месту своего учета или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

При этом на титульном листе уточненной декларации, которую подает правопреемник, должны быть указаны ИНН и КПП организации-правопреемника и его же название, а ИНН и КПП реорганизованной организации (ее обособленного подразделения) указываются отдельными строками.

В разделе 1 уточненной декларации, подаваемой правопреемником за реорганизованную организацию (ее обособленное подразделение), указывается ОКТМО по месту нахождения последней (п. 4.5 порядка).

Компания изменила «прописку»

Если компания переезжает и меняет свой адрес, то уточненку нужно будет сдать в тот налоговый орган, в который она встанет на учет, но код ОКТМО указывается тот же, что и в первичной декларации (письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).

Необходимо обратить внимание, что все разъяснения чиновников даны в то время, когда применялся код ОКАТО. В связи с заменой кода ОКАТО на код ОКТМО надо полагать, что все приведенные выше выводы не потеряли свою актуальность и в настоящее время.

Также нужно иметь в виду, что при изменении организацией или ее ОП своего места нахождения и уплате налога или авансов в течение года в бюджеты разных субъектов РФ, в составе уточненки можно представить соответствующее количество страниц подразделов 1.1 и 1.2 Раздела 1.

Например, при изменении адреса 1 августа в уточненной декларации за полугодие сумма доплаты (уменьшения) аванса за полугодие и ежемесячный аванс по сроку уплаты «не позднее 28 июля» указываются в подразделах 1.1 и 1.2 Раздела 1 с кодом по ОКТМО по старому месту нахождения. На отдельной странице подраздела 1.2 Раздела 1 с новым кодом по ОКТМО приводятся суммы авансов со сроком уплаты «не позднее 28 августа» и «не позднее 28 сентября».

Так сказано в п. 4.6 порядка.

При переезде подразделения в уточненке заполняют реквизит «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения», указывая здесь старый КПП обособки (п. 2.8 порядка).

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте нужно ли вам сдать уточненку. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

У организации есть/были обособленные подразделения

Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.

Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).

При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).

Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).

Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).

Итоги

Обязанность по представлению уточненной декларации появляется, только если налогоплательщик самостоятельно обнаружил неуплату налога. В случае наличия обособленных подразделений, при смене адреса или реорганизации существует специфика, связанная с порядком отражения ОКТМО, КПП в уточненных декларациях, а также местом их представления. Соблюдая определенные правила, при подаче уточненки с увеличением суммы налога можно избежать ответственности по ст. 120, 122 НК РФ. Однако нужно учитывать, что ее представление может повлечь за собой проведение выездной налоговой проверки.

Об особенностях формирования уточненных деклараций по другим налогам читайте в статьях:

Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!

Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.

Владение земельным участком обязывает ежегодно подавать декларацию по земельному налогу. Подача декларации обязательна для юридических лиц, которые обладают участком земли на праве собственности, наследования или бессрочного пользования.

Декларация по земельному налогу в 2018 году

В 2017 году Приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ утверждена новая форма декларации. Учитывайте изменения 2017 года при заполнении декларации:

  • код ОКВЭД не указывается на титульном листе;
  • штрих-коды в новой форме заменены;
  • исправлен второй раздел: заменены строки 090 и 100 и исправлена нумерация;
  • появилась возможность рассчитывать сумму налога по нормативной стоимости.

Новый приказ опубликовали 02.03.2018 года, он вносит правки в форму и порядок заполнения декларации и вступает в силу со 02.06.2018. Эти изменения будут актуальны для налоговых деклараций, подаваемых по итогам 2018 года. Организациям, которые проходят процедуру ликвидации или реорганизации, до 2.06.2018 разрешено представлять декларацию по новой форме.

  • Во второй раздел добавлена строка с кодом Ки. Теперь можно учитывать корректировку кадастровой стоимости при изменениях, произошедших в течение налогового периода.
  • Введена возможность снижения налоговой ставки, если это предусмотрено местным законодательством.
  • Для участков, приобретаемых юрлицами под строительство жилья, теперь можно исчислять налог с изменением повышающего коэффициента. Если срок строительства меньше 3-х лет, коэффициент равен 2, при превышении срока, он увеличивается до 4.

Порядок заполнения декларации по земельному налогу


В приложении №3 к Приказу № ММВ-7-21/347@ можно найти подробную инструкцию по заполнению. Налоговый период заполнения декларации равен одному календарному году. Разберем заполнение декларации поэтапно. Заполняя титульный лист, укажите:

  • ИНН и КПП организации, полученные от органа, в который представляется декларация.
  • Номер корректировки — 0 — для первичной или 1,2 и далее для уточненной.
  • Код налогового периода — 34 за отчетный период или 50 при ликвидации.
  • Дату заполнения.
  • Код налогового органа, принимающего декларацию.
  • Полное наименование организации.
  • Код формы реорганизации (ликвидации) для организаций, проходящих эту процедуру.
  • Контактный номер.
  • Количество страниц.

Заполните раздел подтверждения информации, указав код подтверждающего лица, ФИО, наименование организации и поставьте подписи. Для представителя нужно указать реквизиты документа, подтверждающего полномочия. На титульном листе есть раздел, который заполняется представителем налогового органа, его заполнять не нужно.

Заполняйте первый раздел по всем участкам земли в пределах одного муниципалитета. В верхнее поле раздела впишите наименование соглашения о разделе продукции, если оно имеется. Сведения раздела подтверждают руководитель организации или представитель своими подписями. Заполните строки:

  • 010, 020 укажите КБК и ОКТМО.
  • 021 — просуммируйте все строки 250 вторых разделов.
  • 023, 025, 027 — впишите авансовые платежи за первые три квартала. Местные власти могли не установить их в вашем регионе, в таком случае, налог перечисляется по итогам года.
  • 030 — определяется по формуле: 021 – (023+025+027). Если значение отрицательное, то просто поставьте по строке 030 прочерк и запишите полученное значение без минуса в строку 040. Иначе результат запишите в строке 30 и в строке 40 проставьте прочерк.

Второй раздел заполняйте для каждого участка земли, в пределах муниципалитета.

  • В первую очередь, впишите кадастровый номер участка из кадастрового паспорта.
  • Далее, в строки 010,020 впишите коды из первого раздела.
  • 030 — код категории земли.
  • Если участок приобрели для строительства жилья, в строку 040 впишите 1 при сроке строительства меньше трех лет, иначе — 2.
  • 050 — укажите кадастровую стоимость. Она ежегодно обновляется на сайте Росреестра.
  • Если в собственности находится не весь участок, а его доля — укажите ее размер в строке 060.
  • Строки 070-100 заполняются при наличии налоговых льгот, которыми вы можете воспользоваться. Льготы описаны в статье 391 НК РФ. Местные власти, могут устанавливать дополнительные льготы на своих территориях.
  • В строке 110 рассчитайте налоговую базу. Формула расчета будет зависеть от количества собственников участка и наличия льгот.
  • Строка 120 — налоговая ставка, регулируется местным законодательством.
  • В строке 130 укажите, сколько полных месяцев участок находится в вашей собственности в течение года. Стоит иметь ввиду, что если участок перешел в собственность до 15-го числа, этот месяц можно учесть, а если позже — нельзя.
  • Если участок был в собственности не весь налоговый период — укажите в строке 140 коэффициент Кв = (строка 130) / 12.
  • В строке 150 рассчитывается сумма земельного налога, равная произведению строк 110, 120 и 140.

Для участков, приобретенных под жилищное строительство, полученное значение поделите на 100 и умножьте на коэффициент 2 или 4, в зависимости от указанного кода по строке 040. Код 1 предполагает использование повышающего коэффициента 2, а код 2 — 4.

  • 170 — рассчитайте коэффициент Кл = месяцы без льготы/12.
  • В строках 180-240 укажите данные по льготам.
  • Сумму налога к уплате в бюджет укажите в строке 250. Она рассчитывается как разница между значением строки 150 и имеющимися льготами.

Подача налоговой декларации

Представляйте декларацию в налоговую по месту учета участка. Налогоплательщики, имеющие статус крупнейших, должны представлять декларацию в налоговую по месту своего учета.

Срок подачи отчета — до 1 февраля. Есть возможность перенести сроки. Если последний день подачи выпадает на выходной или праздничный день, декларацию можно подать в ближайший рабочий день.

Декларацию подают в следующих формах:

  • в бумажной форме со штрих-кодом;
  • в бумажной форме с приложением данных в электронном формате;
  • в электронном виде (за 2018 год только в формате 5.05).

Сдавать декларацию в электронном виде обязаны организации, численность персонала в которых более 100 человек, иначе — организация может самостоятельно выбрать форму подачи декларации.

Если у вас имеются участки в различных муниципалитетах, то для каждого из них составляется отдельная декларация. При наличии нескольких участков в пределах одного муниципального образования подается одна декларация и для каждого участка заполняется Раздел 2.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Читайте также: