Устойчивую связь между величиной налоговых ставок и роста внп показывает

Опубликовано: 01.05.2024

Глава 4.
ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

§ 10. Основные макроэкономические показатели

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых в стране за 1 год (или квартал). Для того чтобы сравнивать экономики разных стран, ВВП обычно рассчитывают в долларах США, переводя стоимость в национальной валюте в долларовый эквивалент.

Валовой национальный продукт (ВНП) – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых отечественными товаропроизводителями (резидентами) во всём мире. Например, продукция компании «ЛУКОйЛ», произведённая на зарубежных предприятиях, входит в ВНП.

В ВВП не учитываются продукция или услуги, произведённые в домашнем хозяйстве, если они не продавались на рынке, а так-же деятельность скрытой от налогов «теневой» экономики.

ВВП даёт информацию о размере экономики, темпах роста и результатах её функционирования в течение одного года. Темп роста реального ВВП часто используется как показатель общего состояния экономики. При устойчивом росте ВВП, во-первых, устойчиво растёт экономика, во-вторых, расширяется производство, а в-третьих, увеличивается занятость, так как компании нанимают больше работников на свои предприятия и люди зарабатывают больше денег.

Методы подсчёта ВВП и ВНП. С помощью показателей валового продукта можно измерить объём годового (квартального, месячного) выпуска товаров и услуг в экономике. Эта общая сводная величина валового продукта показывает, из чего она складывается и на что расходуется.

Соответственно, ВВП или ВНП может быть определён одним из трёх методов путём суммирования:

1) добавленной стоимости по всем отраслям национальной экономики (ВВП по производству или по отраслям);

2) всех расходов на покупку общего объёма произведённой в данном году продукции (ВВП по расходам);

3) всех доходов, полученных в стране от производства продукции данного года (ВВП по доходам).

В состав ВВП входит степень износа оборудования, зданий и т.д. – основных фондов, которые используются при производстве продукции. Этот износ основных фондов (называемый амортизацией) вычитается из ВВП. В результате мы получаем чистый внутренний продукт (ЧВП).

Исключение двойного счёта при расчёте ВВП. Для того чтобы правильно рассчитать совокупный объём производства, необходимо все продукты и услуги, произведённые в данном году, учесть не более одного раза. Большинство продуктов проходят несколько производственных стадий, прежде чем попадают на рынок. В результате отдельные части и компоненты продуктов покупаются и продаются несколько раз. Таким образом, чтобы избежать многократного учёта компонентов продуктов, которые продаются и перепродаются, при расчёте ВВП учитывается только рыночная стоимость конечных продуктов и исключаются сделки с промежуточной продукцией. Под конечным продуктом мы понимаем товары и услуги, которые покупаются для конечного пользования, а не для перепродажи, дальнейшей обработки или переработки. Объём продаж конечных продуктов включается в ВВП, а объём продаж промежуточных продуктов исключается из него, потому что в стоимость конечных продуктов уже входят все промежуточные стадии (сделки). Отдельный учёт сделок с промежуточными продуктами означал бы двойной счёт и завышенную оценку ВВП.

Чтобы при расчёте ВВП и национального дохода избежать двойного счёта, в него необходимо включать только добавленную стоимость, созданную каждой фирмой. Добавленная стоимость – это рыночная стоимость продукции, произведённой фирмой, за вычетом стоимости потреблённых сырья и материалов, приобретённых у поставщиков. Следовательно, при реальном исчислении ВВП необходимо учитывать всю совокупность добавленных стоимостей, произведённых всеми фирмами на территории страны. Поэтому ВВП можно рассматривать как сумму всех добавленных стоимостей произведённых в стране товаров и услуг.

ВВП страны обычно рассчитывает национальное статистическое учреждение (в России – Государственный статистический комитет), используя различные источники. При этом страны следуют установленным международным стандартам для измерения ВВП (а также ВНП), которые содержатся в Системе национальных счетов 1993г., разработанной Международным валютным фондом, Европейской комиссией, Организацией экономического сотрудничества и развития, Организацией Объединённых Наций и Всемирным банком.

Реальный ВВП. Определить, увеличивается или уменьшается общий объём производства товаров и услуг в стране, не всегда просто. Очень сложно сопоставить собранные данные, не сделав поправку на инфляцию (повышение цен). Это особенно важно для таких стран, как Россия, где инфляция всё последнее десятилетие находилась на уровне 12–13% годовых.

Для того чтобы определить «реальный» ВВП, необходимо скорректировать его номинальную стоимость с учётом изменений цен. Только тогда можно узнать, увеличилась ли стоимость выпуска продукции при увеличении производства или же этот рост произошёл просто из-за повышения цен. Для корректировки ВВП с переходом от номинальных цен к постоянным ценам используется статистический инструмент, называемый дефлятором ВВП.

Дефлятор ВВП – это отношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в виде индекса. Он определяется формулой:


Темп роста дефлятора ВВП используется для измерения инфляции, так как он относится ко всем производимым товарам. Показатель индекса покупательных цен (ИПЦ) даёт информацию только о ценах на потребительские товары (потребительская корзина).

Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. ВВП измеряется в денежных единицах каждой страны. Если необходимо сравнить стоимость объёма производства в двух странах с различными валютами, стоимость ВВП каждой страны переводят в доллары США и затем сравнивают их. Перевод в доллары используют потому, что доллар является самой распространённой мировой валютой. Такой перевод может производиться либо с использованием рыночных обменных курсов, которые действуют на валютном рынке, либо обменных курсов на основе паритета покупательной способности (ППС). ППС показывает, какое количество товаров или услуг можно реально купить на денежную единицу той или иной страны. Соответственно обменный курс на основе ППС представляет собой курс, по которому требовалось бы перевести валюту одной страны к валюте другой для покупки одного и того же количества товаров и услуг в каждой стране.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи на тему экономического равновесия в моделях AD-AS (Aggregate Demand — Aggregate Supply model; модель совокупного спроса и совокупного предложения), IS-LM (инвестиции I и сбережения S), "Кейнсианский крест" и т.д.

Макроэкономические показатели: задачи с решениями

Задача 1. Определите равновесный уровень ВНП при условии, что инвестиции предпринимателей (I) составили 50 ден. единиц, государственные расходы (G) – 200, чистый экспорт (Хn) – 70, автономные потребительские расходы (С) – 100, предельная склонность к сбережениям (МРS) – 0,25.

Задача 2. Известно, что функционирование экономической системы описывается следующими зависимостями. Функция потребления: $С=20+0,6Y$. Функция инвестиций: $I=20-4i$. Номинальное предложение денег в экономике: М_s=48 ден.ед. Спрос на реальные кассовые остатки: $L=0,5Y+30-3i$. Производственная функция: $Y=10N^<1/2>$. Предложение труда: $N_s=25W$. Каковы в данных условиях равновесные значения:
а) общего уровня цен;
б) объема национального производства;
в) занятости;
г) реальной ставки заработной платы;
д) процентной ставки.

Задача 3. Рассмотрим экономику с гибкими ценами, в которой производственная функция имеет вид $Y^b_t=K_t^<1/2>N_t^<1/2>$. На начало трехлетнего периода страна располагала запасом капитала в объеме 400 ед. и запасом труда в объеме 100 ед. К концу периода уровень занятости увеличился на 72,8 ед. Срок службы капитала – 25 лет. Является ли экономический рост в данном случае равновесным, если население сберегало 30% реального дохода?

Задача 4. Предположим, что спрос на деньги для сделок составляет 10% от номинального ВНП. Предложение денег равно 350 усл. ден. ед., а спрос на деньги со стороны активов дан в таблице:
r 16 14 12 10
D 100 150 200 250
а) определите равновесную ставку процента, если номинальный ВНП равен 2000 усл. ден. ед.
б) как изменится равновесная ставка процента, если предложение денег возрастет с 350 до 400 усл. ден. ед. при том же уровне ВНП? Дать график.

Задача 5. Экономика страны находится в состоянии долгосрочного равновесия. Долгосрочная кривая AS вертикальна и находится на уровне Y=2800, краткосрочная кривая AS – горизонтальна и находится на уровне Р= 1,0. Кривая AD задана уравнением $3,5 М/Р$ , где М=800. В результате шока предложения цены выросли до уровня P= 1,4; потенциальный ВВП уменьшился до Y=2500. Рассчитать:
Новое равновесное значение Р и Y в краткосрочном периоде;
Новое равновесное значение Р и Y в долгосрочном периоде.

Задача 6. Экономику страны можно описать следующими данными:
$Y= C+I$, где Y – уровень дохода (объем производства), С – потребление, I – инвестиции. Функция потребления - $C=100+0,8Y$; функция инвестиций I=50
Определить:
1) Равновесный уровень дохода
2) Равновесный уровень потребления и сбережений
3) Если автономные инвестиции возрастут до 100, как изменится равновесный выпуск?
4) Каково значение мультипликатора автономных расходов.

Задача 7. Инвестиционный спрос в стране описывается функцией: $I=1000-5000i$. Функция потребления имеет вид: $С=100+0,7y$. Реальная процентная ставка составляет 10%.
Найти:
а) равновесный объем национального дохода
б) темп прироста национального дохода при снижении процентной ставки до 4%
в) значение мультипликатора автономных расходов,
г) постройте линию IS

Задача 8. Совместное равновесие на рынке денег и рынке благ (модель IS-LM) При выполнении данного задания заполнять ячейки отмеченные *. Обязательно построить графики по полученным уравнениям IS (множество равновесных состояний на рынке благ) и LM (множество равновесных состояний на рынке денег).

Задача 9. Даны следующие функции:$С = 1000 + 0,9Y$, $I = 390$ д.ед., $G = 600$ д.ед., сумма налогов $(Т) = 400$ д.ед. Определите равновесный уровень национального производства, МРS, МРС и мультипликатор.

Задача 10. Функция инвестиций $I = 8 – 2R$ (R - в процентах ), функция сбережений $S = 0,5 Y$. Построить IS – линию.

Задача 11. Первоначальные совокупные расходы состояли только из потребительских расходов. Функция потребления имеет вид $С=40+0,5Y$. Затем совокупные расходы выросли на величину автономных инвестиций $I_0=20$.
Определить:
1) Равновесный доход в модели кейнсианского креста до и после введения инвестиций (аналитическим и графическим способом).
2) На какую величину изменился равновесный доход?
3) Рассчитать мультипликатор автономных расходов.
Сделать вывод.

Тема 1. Система национальных счетов.

  1. Дефлятор ВНП равен отношению:

А) Реального ВНП к номинальному ВНП;

Б) Номинального ВНП к реальному ВНП;

В) Номинального ВНП к номинальному ВВП

Тема 2. Макроэкономическое равновесие.

  1. Все из перечисленного сдвигает кривую совокупного спроса вправо, кроме:

А) роста государственных закупок;

Б) роста обменного курса валюты;

В) рост номинального предложения денег;

Г) сокращение налогов.

Тема 2. Макроэкономическое равновесие.

  1. Инвестиционный мультипликатор это отношение:

А) Прирост НД к приросту инвестиций;

Б) Прирост ВНП к приросту инвестиций;

В) Прирост инвестиций к приросту ВНП:

  1. .Заполните таблицу по заданному образцу:
Фазы ПризнакиПодъемСпад
БезработицаПадаетрастет
Уровень цен--
Производственные инвестиции--
Объем продаж--

Тема 3. Нарушение макроэкономического равновесия.

Цикличность развития рыночной экономики.

  1. Автором теории «длинных волн экономической конъюнктуры является:

  1. В период спада наблюдается рост:

А) инвестиции в частном секторе

Б) ставки процента

В) товарно-материальных запасов фирм

Г) курса акций на фондовой бирже.

Тема 4. Нарушение макроэкономического равновесия: безработица

  1. Все утверждения относительно естественного уровня безработицы верны, за исключением:

А) естественный уровень безработицы не относится к тем, кто является циклическим безработным

Б) естественный уровень безработицы всегда постоянен

В) в настоящее время естественный уровень безработицы составляет 5-7%

Г) естественный уровень безработицы не может быть равен 0

  1. Укажите правильный ответ: Закон Оукена характеризует

А) степень отставания объема ВНП в зависимости от количества уволенных из-за сокращения производства

Б) степень отставания объема ВНП в зависимости от степени превышения естественного уровня безработицы

В) степень превышения объема естественного уровня безработицы в зависимости от интенсивности антиинфляционного регулирования.

Тема 5. Нарушение макроэкономического равновесия : инфляция

  1. Какое явление не приводит экономику к инфляции спроса:

А) увеличение расходов

Б) увеличение инвестиционных расходов

В) уменьшение производительности труда

Г) уменьшение налогов.

  1. Существование устойчивой связи между уровнем безработицы показывает:

А) кривая Лоренца

Б) кривая Филлипса

В) кривая Лаффера

Тема 6. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства.

  1. Крупные срочные вклады включаются в состав:

Г) нет верного ответа

  1. Если в банке «Х» имеется депозит на 20 млн.дол. и норма обязательных резервов 25%, то увеличение предложения денег всей банковской системой составит:

Тема 6. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика государства.

  1. Сокращают количество денег в обращении следующие операции ЦБ:

А) Банк повышает учетную ставку процента, под которую он выдает ссуды банкам;

Б) Банк повышает обязательную норму резервов;

В) Банк продает государственные облигации населению и коммерческим банкам;

Г) Банк покупает государственные облигации на открытом рынке.

  1. Если ЦБ предлагает увеличить предложение денег, то он может :

А) Выполнять операции по покупке ценных бумаг на открытом рынке;

Б) Снизить учетную ставку;

В) Снизить резервные требования;

Г) Все перечисленное верно.

  1. Золотое обращение существует в условиях

а. золотодевизного стандарта

б. золотослиткового стандарта

г. все ответы верны

Тема 7. Финансовая система. Финансовая политика государства

  1. Устойчивая связь между величиной налоговых ставок и роста ВНП показывает:

А) Кривая Лоренца

Б) Кривая Филллипса

В) Кривая Лаффера

Тема 8. Экономический рост

  1. К экстенсивным факторам экономического роста не относится:

А) увеличение числа занятых;

Б) рост производительности труда;

В) расширение производственных площадей;

Г) увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии.

  1. Экстенсивный экономический рост:

а) это рост за счет повышения производительности труда

б).является основой повышения благосостояния

в) осуществляется за счет расширения производственных мощностей

г) все ответы неверны

  1. К экстенсивным факторам экономического роста не относится:

А) увеличение числа занятых;

Б) рост производительности труда;

В) расширение производственных площадей;

Г) увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии.

  1. Что из перечисленного не влияет на производительность труда:

А) технологические изменения

Б) увеличение числа работников

В) уровень образования работников

Г) уровень организации производства

Д) эффект масштаба производства.

Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 73 | Нарушение авторских прав

Рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, а, следовательно, уменьшает размер совокупного спроса. Однако располагаемый доход складывается из потребления и сбережений. Поэтому уменьшение дохода в результате введения налога вызывает сокращение и потребления, и сбережений (т. е. мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению).

Предположим, государство вводит единовременно выплачиваемый налог в размере 20 тыс. руб., который остается неизменным при любом уровне ВНП. При предельной склонности к потреблению МРС = 1/2 и потребление, и сбережения сократятся на 10 тыс. руб.

Рассмотрим это на графике. В приведенном примере введение государством единовременно выплачиваемого налога в 20 тыс. руб. сдвигает линию AD1 вниз в положение AD2 – на 10 тыс. руб., поскольку предполагается, что 1/2 уменьшения дохода приходится на потребление и 1/2 – на сбережения.


Рис. 3. Влияние налогов на ВНП

Подобно инвестициям и государственным расходам налоги также приводят к мультипликационному эффекту (рост налогов уменьшил ВНП на большую величину), но оказывают меньшее воздействие, поскольку налоги в части совокупных расходов влияют только на потребление.

Рост единовременно выплачиваемого налога (20 тыс. руб.) уменьшает потребление (на 10 тыс. руб.) и сокращает ВНП (на 20 тыс. руб.). Для того чтобы компенсировать это сокращение ВНП, необходимо увеличить сумму государственных расходов на 10 тыс. руб. Это вернет ВНП в первоначальное равновесное состояние в точку Е1.

Итак, государство увеличило налоги на 20 тыс. руб., а компенсационные расходы – на 10 тыс. руб.

Таким образом, мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению (МРС), т. е.

Кmn = MPC * Kmg.

Если (как в приведенном примере) МРС=1\2, то


Если же государственные расходы и налоги возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает (до Y3). В таком случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета(следует иметь в виду, что это не предполагает абсолютного устранения бюджетных дефицитов или излишков).

Итак, мультипликационный эффект налогов слабее мультипликационного эффекта государственных расходов. Это используется при выборе инструментов фискальной политики. Если она нацелена на преодоление циклического спада, то обычно увеличивают государственные расходы, что дает сильный стимулирующий эффект. Для сдерживания инфляционного подъема увеличивают налоги (что является относительно мягкой ограничительной мерой).

Таким образом, механизм воздействия налогов на объем общественного производства, как и государственных расходов, может быть использован для того, чтобы поддерживать выпуск продукции как можно ближе к его потенциальному уровню. Однако следует иметь в виду, что стимулирующая фискальная политика будет в тенденции вести к росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов. Это ослабляет или даже полностью подрывает стимулирующий эффект фискальной политики, т. е. механизм фискальной политики довольно непрост.

Кроме того, существуют проблемы времени. Они связаны, во-первых, с административной задержкой (за время прохождения законопроектов об изменении фискальной политики через правительство экономическая ситуация может измениться) и, во-вторых, с функциональным запаздыванием (между принятием фискальных мер законодательными органами и временем, когда эти меры начнут действовать, существует определенная дистанция).

В целом сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения ВНП и занятости называется дискреционной (discretio – благоусмотрение) фискальной политикой.

Дата добавления: 2015-04-16 ; просмотров: 13 ; Нарушение авторских прав

Читайте также: