Установите соответствие ответы впишите в таблицу примеры налогов финансовая грамотность

Опубликовано: 12.05.2024

1. Чем различается воздействие государства на экономику в условиях рынка и командной экономической системы?

Рыночная экономика — характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.
Командная или централизованная экономика является противоположностью рыночной экономики. Она основана на государственной собственности на все материальные ресурсы. Отсюда все экономические решения принимаются государственными органами посредством централизованного (директивного планирования).

Каждому предприятию производственным планом предусматривается, что и в каком объеме производить, выделяются определенные ресурсы, тем самым государство решает вопрос как производить, указываются не только поставщики, но и покупатели, то есть решается вопрос, для кого производить.

2. Заполни таблицу, отражающую способы и цели государственного регулирования рыночной экономики (укажи не менее пяти).

Вмешательство государства в рыночную экономику: 1. прямые и косвенные налоги, 2. директивный запрет на экспорт и импорт, 3. лицензирование, 4. протекционизм, 5. решение социальных проблем и проблем окружающей среды.

Цели, которые стоят перед государством: 1. повышение уровня жизни, 2. борьба с инфляцией, 3. развитие мирных международных отношений, 4. уничтожение преступности и коррупции, 5. обогащение казны.

Вмешательство государства в рыночную экономику: 1. прямые и косвенные налоги, 2. директивный запрет на экспорт и импорт, 3. лицензирование, 4. протекционизм, 5. решение социальных проблем и проблем окружающей среды.

Цели, которые стоят перед государством: 1. повышение уровня жизни, 2. борьба с инфляцией, 3. развитие мирных международных отношений, 4. уничтожение преступности и коррупции, 5. обогащение казны.

3. Запиши определение понятия.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

4. Заполни пропуски в схеме. Соотнеси приведённые примеры в следующем перечне с видами налогов (запиши номер примера).

1) Налог на добавленную стоимость (НДС); 2) налог на доходы физических лиц; 3) земельный налог; 4) налог с наследства; 5) акцизный налог на табачные Изделия; 6) охотничий налог; 7) пошлина на экспорт природного газа; 8) налог с выигрыша в лотерею.


Укажи, чем различаются основные виды налогов.

Возьми цветные ручки или маркеры. Среди примеров прямых налогов (в перечне) разными цветами выдели налоги с доходов; налоги с имущества (собственности); налоги с видов деятельности.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну.
Пример: 2) налог на доходы физических лиц; 3) земельный налог; 4) налог с наследства; 8) налог с выигрыша в лотерею.

Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель — плательщиком косвенного налога.
Пример: 1) Налог на добавленную стоимость (НДС); 5) акцизный налог на табачные Изделия; 6) охотничий налог; 7) пошлина на экспорт природного газа.
Налоги с доходов: 2) налог на доходы физических лиц.
Налоги с имущества: 3) земельный налог; 4) налог с наследства.
Налоги с видов деятельности: 6) охотничий налог; 7) пошлина на экспорт природного газа.

5. Вспомни значение слов «объект» и «субъект». Укажи объект и субъект налога в следующих примерах:

Пример Объект налога Субъект налога
Подоходный налог Население Государство
Налог с автотранспортных средств Имущество (транспортное средство) Государство
Налог с прибыли фирм Доход фирмы Государство
Таможенная пошлина на импорт кофе Стоимость товара Таможенные органы


6. Прочитай текст и выполни задания.

Лидерство по числу самых невероятных налогов принадлежит Тибету. За что только не заставляли раскошеливаться на рубеже XIX—XX вв.! Подданные должны были платить налог на свадьбу, на рождение детей, на право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабаны. Всего в пользу государства тогда взималось около 1900 налогов!
В XVI в. в немецком городе Вюртемберг придумали налог на воробьёв. Считалось, что они мешают населению спокойно жить. От хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьёв, за что он получал 6 крейцеров. Если же задание не было выполнено, заплатить в казну требовали вдвое больше. Самые ленивые граждане даже покупали нужное количество дохлых воробьёв у подпольных торговцев.
Налог на тень взимается с граждан Венеции с 1993 г. Не повезло владельцам магазинов и кафе, от навесов и зонтиков которых тень падает на коммунальную землю.
Налог на собак существует во многих европейских странах. Но, например, в Швеции его размер зависит от роста пса, а в Норвегии — от длины. Поэтому шведы обычно заводят приземистых такс, а норвежцы — собачек «компактных» пород.

1) Озаглавь текст.

2) Выпиши из текста названия любых двух налогов. Предположи, какие цели преследовало государство при введении каждого из них.

В XVI в. в немецком городе Вюртемберг придумали налог на воробьёв. Считалось, что они мешают населению спокойно жить. От хозяина каждого дома требовали уничтожить дюжину воробьёв, за что он получал 6 крейцеров. Если же задание не было выполнено, заплатить в казну требовали вдвое больше. Самые ленивые граждане даже покупали нужное количество дохлых воробьёв у подпольных торговцев.

Налог на тень взимается с граждан Венеции с 1993 г. Не повезло владельцам магазинов и кафе, от навесов и зонтиков которых тень падает на коммунальную землю.

3) На примере налогов на собак объясни, как введение налога может повлиять на поведение граждан.

Если бы появился налог на собак, содержать их было бы не выгодно. Мало того, что ты вкладываешь деньги в этих самых животных, но ты еще и платишь за то, что вкладываешь в них деньги. Люди сразу поймут, что это глупо и не нужно, и именно поэтому они просто на просто перестанут заводить собак. Появится много бездомных животных, что заставит обанкротится людей, которые зарабатывают на этих самых собаках. Именно поэтому налоги следует внедрять аккуратно, чтобы потом не сработал так называемый "эффект бабочки" и вся экономика не начала рушится.

7. Существуют прогрессивная, пропорциональная и регрессивная налоговые системы. В прогрессивной системе реализуется принцип «Чем выше доходы, тем больше налоги», в регрессивной — наоборот: «Чем выше доходы, тем ниже (в процентном соотношении) налоги», а пропорциональная система предполагает независимые от доходов ставки налогов, единые для всех граждан. Предположи, в какой экономической ситуации наиболее эффективна каждая из систем.

Прогрессивная налоговая система.

Когда на рынке существует переизбыток производства, предприниматели и фирмы получают огромные прибыли, поскольку уровни валютной инфляции и спроса находятся на экстремумах потребительской кривой. В таких случаях Правительство должно повышать налоги, чтобы не обеднело население.

Регрессивная налоговая система.

Вводится, когда заработная плата выплачивается в иностранной валюте или в натуральной форме. Так как ход курса родной валюты по отношению к иностранной ничем не регулируется, то и налоги приходится уменьшать, поскольку по закону иностранная валюта налогами не облагается.

Пропорциональная налоговая система

Действует исключительно в развивающихся странах с постиндустриальной промышленностью. Нет нужды изменять налоги в зависимости от дохода, т.к. доходы у всех одинаковые.

8. Что такое государственный бюджет? С какой целью он составляется?

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Государственный бюджет служит предпосылкой и финансовой базой функционирования государства и осуществления им тех функций, которые общество уполномочило его осуществлять. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования на макроуровне и в масштабах всей экономики.

9. Обратись к словарю, выясни значение понятий и запиши их.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова — это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников.

Профицит бюджета – положительное сальдо, превышение доходов бюджета над его расходами. Профицит бюджета принято делить на первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.

Установи связь следующих понятий и представь её в виде математического выражения или схемы: дефицит бюджета, расходы, доходы, профицит бюджета.

Тема урока – Деньги: что это такое

1Постановка учебных целей.

Постановку учебных целей на занятии можно организовать, используя метод мозгового штурма (метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности и активности учащихся, они сами ставят цели занятия) при обсуждении вопросов: «Чем интересна тема занятия для вас? Что вы уже знаете о деньгах? Чему хотите научиться на этом занятии?». Все поставленные учащимися цели занятия записываются учителем на доске или флип-чарте (в записи целей желательно использовать знаки, придуманные вместе с самими учащимися. Например: «Как можно записать твою цель? Каким значком лучше, понятнее её обозначить?»).

2 . Практическая работа.

обсудить следующие вопросы. 1. Почему металлические деньги (золотые и серебряные) были вытеснены бумажными? 2. Может ли каждый человек или фирма печатать свои деньги? 3. Разбор жизненных ситуаций, описанных в рубрике «Как поступить?» в Материалах, учитель организует фронтально.

4. Подведение итогов занятия. 1. Учитель задаёт учащимся вопросы, направленные на организацию рефлексии по поводу учебных результатов: «Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие? Каких учебных целей вам удалось достичь? Какие новые вопросы у вас появились? Какие выводы вы сделали при выполнении заданий? Какой из числа сделанных на занятии выводов оказался самым трудным для вас? Поясните почему». 2. Учащиеся должны прийти к пониманию перечисленных ниже фактов. 1. Люди изобрели деньги, чтобы облегчить обмен товарами. Первыми товарными деньгами были предметы, которые ценились всеми, и их легко было обменять. 2. Развитие обмена привело к появлению денег из золота и серебра, которые имели высокую ценность, свойственную благородным металлам. 3. Со временем люди заменили золотые и серебряные деньги бумажными деньгами и монетами из меди. Бумажные деньги и медные монеты своей собственной ценности не имели. Так появились символические деньги.

Задания для работы в классе

1. Решите одну из задач на выбор.

А. Двух щенков и попугая можно обменять на четырёх котят, одного котёнка – на 50 рыбок, а одного щенка – на двух попугаев. Сколько рыбок надо отдать, чтобы получить щенка?

Б. Один топор можно обменять на два лука, а один лук – на четыре глиняных горшка. За два глиняных горшка надо отдать пять пучков лечебной травы. Сколько пучков травы надо собрать, чтобы получить топор? . Ответы: А – 80 рыбок; Б – 20 пучков.

2. Укажите правильную последовательность.

Впишите в таблицу цифры под названиями видов денег в порядке их появления. Металлические деньги Безналичные деньги Товарные деньги Бумажные символические деньги

Ответ: металлические деньги – 2; безналичные деньги- 4; товарные деньги – 1; бумажные деньги – 3

. Установите соответствие между частями пословиц. Ответы впишите в таблицу. В какой из этих пословиц говорится о сбережении? Объясните, как вы понимаете её смысл. 1. Береги хлеб для еды, а) а глядит рублём. 2. Гроша не стоит, б) да разума мало. 3. Денег много, в) а имей сто друзей. 4. Не имей сто рублей, г) куда хочешь, туда и день. 5. Три деньги в день – д) а деньги для беды.

Ответ: 1 – д; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – г. Пословица о сбережении: «Береги хлеб для еды, а деньги – для беды». Под бедой в данной пословице подразумевается непредвиденная ситуация, неприятная и неожиданная проблема, для решения которой могут понадобиться дополнительные расходы. Надо помнить об этом и делать сбережения на чёрный день.

В России деньги выпускает Банк России. Он оценивает, сколько наличных денег требуется экономике, и запускает производство необходимого количества банкнот и монет. Печатает банкноты и чеканит монеты по заказу Банка России специальная государственная компания — «Гознак» (монеты чеканят монетные дворы в Москве и Санкт-Петербурге).

Банк России считает количество выпущенных денег и прогнозирует, сколько их понадобится в будущем. Причем не только прогнозирует точное количество денег, которые нужно напечатать, но и планирует покупюрно: сколько купюр номиналом 5000 рублей, а сколько — 100 рублей, в каких купюрах завезти деньги сургутским нефтяникам, а в каких — в южные регионы.

При этом деньги, которые существуют физически (наличные деньги), — это только часть всех денег в стране. Остальные деньги безналичные — записи на банковских счетах людей и компаний. Откуда берутся эти деньги? Их создают коммерческие банки.

В Швейцарии в силу традиций и психологии граждане любят наличность. Есть немало историй о швейцарцах, которые хранят дома весьма крупные суммы. Например, про то, как сгорел особняк, а вместе с ним — огромная сумма денег, спрятанная за камином. Но финал у истории счастливый: обгоревшие остатки купюр восстановили по номерам, и Центральный банк Швейцарии вернул деньги владельцу.

В Швеции жители равнодушны к звонкой монете, они используют все меньше наличных денег. Сегодня более 95% всех розничных покупок шведы совершают безналично, с помощью электронных платежей.

С каждым годом потребность в наличных деньгах снижается — такова общая тенденция в мире. Развиваются современные платежные инструменты — оплата с помощью платежных карт или мобильного телефона. Например, в нашей стране все больше людей оплачивают покупки безналично, на начало 2008 года российские банки выпустили около 100 млн карт, а на конец 2016-го — уже 250 млн .

Электронные деньги — это вид безналичных денег, которые находятся на счете банка. С помощью предоплаченных карт или электронных кошельков ими можно оплачивать товары и услуги, в том числе в интернете. Они удобны и облегчают транзакции, потому что не требуют открытия банковского счета клиенту.

Из чего делают деньги?

Главное требование к материалу банкнот – прочность. Обычная бумага, которую делают из древесины, для них не подходит. Для производства купюр используют в основном хлопковые волокна. По своему составу это почти чистая (96–98%) целлюлоза, которая отличается белизной, эластичностью и высокой прочностью.

В некоторых странах, например Канаде и Австралии, для банкнот используют пластик. Они дороже в изготовлении, зато служат намного дольше, чем бумажные. Такие купюры не поглощают влагу, пот и грязь и потому дольше остаются чистыми. Кроме того, пластиковые банкноты снабжают новыми средствами защиты от подделок, которые невозможно применить на бумаге.

В 2018 году Банк России тоже планирует выпустить специальный тираж пластиковых памятных сторублевых купюр. Этот тестовый выпуск должен в том числе показать, насколько они пригодны в нашем климате с большими перепадами температур.

Что делать с поврежденными купюрами и монетами?

Правила просты:

  • Если повреждения мелкие (загрязнения, потертости, царапины, небольшие надрывы или сколы), такими деньгами можно смело расплачиваться где угодно.
  • Если деньги пострадали сильно, но большая часть банкноты или монеты сохранилась и их подлинность очевидна, несите в любой коммерческий банк – там их бесплатно поменяют на целые.
  • Если же у вас в руках лишь жалкие фрагменты денег (меньше половины купюры) или монета, на которой уже не разобрать изображение, то, к сожалению, они уже деньгами не считаются.

Как проверять подлинность банкнот?

  • Водяные знаки

Это видные на просвет изображения. Кроме цифр номинала, на современных крупных купюрах можно увидеть портреты исторических персонажей. Причем портреты эти многотоновые, объемные.

  • Защитная нить

На всех современных банкнотах присутствует тонкая полоса из полимерной пленки с повторяющимися числами номинала. Для пятитысячной купюры используется особая защитная нить с кинетическим эффектом: при наклоне цифры числа 5 000 двигаются, как будто приплясывают. Это уникальная разработка «Гознака».

  • Переливающиеся гербы

На тысячной и пятитысячной купюре есть особая защита от подделок. При наклоне банкноты по гербам городов словно перекатывается сверкающая полоса. Это тоже российское изобретение.

  • Выпуклый рельеф

Эмблема Банка России, текст «Билет Банка России» и штрихи по краям легко проверить на ощупь – они слегка выступают.

Обучающая игра «Признаки подлинности банкноты Банка России номиналом 1000 рублей образца 1997 года модификации 2010 года»

http://www.cbr.ru/Bank-notes_coins/game/

Страховая компания – финансово-кредитная ограниация , занимаеся операциями по страхованию рисков своих клиентов.

Комерчерский банк - это особая кредитная орг-ция, которая функционирует на основании лицензии, выданной ЦБ, осушествляет банковские операции. Инвестиции – вложение денег с целью получения прибыли. Пай – ценная бумага,удостоверяющая право собственности владельца на часть имущества паевого инвестиционного фонда. Банк - кредитная огр-ция, которая занимается финансовым посредничеством, Инфляция - процесс обесцнивания денег, который сопровождатся, как правио, ростом цен на товары и услуги .

Вариант I

1. Какие формы денег бывают?

a. Наличные и безналичные

b. Наличные, безналичные, электронные

c. Наличные и электронные

d. Наличные, счет в банке, карточка в банке, электронный кошелек

2. В чем преимущество безналичных денег перед наличными?

a. Они не изнашиваются со временем

b. Ими невозможно воспользоваться мошенникам

c. Они могут быть удобнее в расчетах

3. Какие источники доходов Вы знаете?

а. Доходы от активов

b. Доходы от пассивов

c. Доходы от текущей деятельности

d. Социальные доходы

4. Выбери необходимые расходы?

a. Квартплата за квартиру, где ты живешь

b. Помощь бабушке и дедушке

c. Оплата налогов

d. Расходы на покупку ценных бумаг

5. Какие достоинства есть у накопления на цель по сравнению с тем, чтобы одолжить?

a. Нет необходимости регулярно с точностью до дня делать платежи

b. Как правило, ничего страшного не случится, если пропустить один платеж

c. Цель гарантированно будет достигнута

d. Ты никак не зависишь от инфляции

6. Какие недостатки есть у депозитов?

a. Невысокая доходность

b. Риск потерять все сбережения

c. Иногда – невозможность изъять всю сумму до окончания срока вклада

d. Невозможность открыть депозит в какой-то другой валюте, кроме рублей

7. Какие достоинства есть у облигаций?

a. Гарантированный доход (в случае надежности того, кто выпустил облигацию)

b. Возможность существенно приумножить свои сбережения

c. Гарантия сохранности средств даже при банкротстве компании, выпустившей облигацию

d. Возможность иметь регулярный доход

8. Какие достоинства есть у акций?

a. Возможность принести существенный доход

b. Возможность регулярного дохода

c. Гарантированная доходность

d. Страхование на случай банкротства компании, выпустившей акции

9. На что в большей степени влияет твоя кредитная история?

a. На возможность в дальнейшем брать кредиты

b. На условия предоставления тебе кредитов

c. На подходящий тебе вид кредитов

d. На размер и срок кредита, который тебе предоставят

10. Какой финансовый инструмент тебе подойдет, если у тебя нестабильные доходы?

11. Какой инструмент тебе подойдет, чтобы купить мобильный телефон через 6 мес., новые мобильные телефоны появляются каждый месяц?

12. Что нужно знать, чтобы грамотно управлять своими финансами?

b. Свои доходы, расходы, накопления, кредиты и т.д.

c. Финансовые инструменты

d. Методику составления личного финансового плана

Вариант II

1. Какая форма денег может быть опасна из-за мошенничества в интернете?

a. Наличные и безналичные

b. Безналичные (счет в банке и карта в банке)

c. Безналичные (электронный кошелек)

2. Если у Вас есть банковская карточка, то что это означает?

a. У него точно есть электронный кошелек

b. У него есть счет в банке

d. Ничего из вышеперечисленного

3. В чем преимущество доходов от активов?

a. Они не зависят от твоей способности работать

b. Они помогают подстраховаться на случай увольнения

c. Они обеспечиваются государством

4. Какие недостатки есть у накопления на цель по сравнению с тем, чтобы одолжить?

a. Тебе придется дольше ждать реализации цели

b. Ты серьезно рискуешь, если пропустишь очередной платеж

c. Требует самодисциплины

d. Требует безупречной репутации

5. Какие достоинства есть у депозита?

a. Гарантированный доход

b. Возможность существенно приумножить свои сбережения

c. Гарантия сохранности средств даже при банкротстве банка

d. Возможность иметь регулярный доход, не снимая сбережений

6. Какие недостатки есть у облигаций?

a. Не слишком высокая доходность

b. В худшем случае - риск потерять все сбережения

c. Невозможность продать облигацию до истечения ее срока

7. Какие недостатки есть у акций?

a. Не слишком высокая доходность

b. В худшем случае - риск потерять все сбережения

c. Невозможность продать акцию до истечения ее срока

8. Какие параметры кредита нужно менять, чтобы изменить ежемесячный платеж?

b. Кредитную историю

9. Какой инструмент тебе подойдет, чтобы через 3 мес. оплатить быстро дорожающий образовательный курс, который ты не можешь отложить?

10. Какова дальнейшая работа с личным финансовым планом?

a. Ему следуют без изменений

b. Он периодически корректируется

c. Он каждый год создается заново

d. Он не меняется в течение жизни

11. В чем преимущество личного финансового плана перед спонтанным подходом?

a. Он позволяет оценить текущую финансовую ситуацию, улучшить ее.

b. Он позволяет подобрать подходящие финансовые инструменты с учетом всех целей

c. Он позволяет учесть все финансовые цели семьи

d. Он позволяет гарантированно достичь всех желаемых целей.

13. На какой срок составляется личный финансовый план?

1. Выберите верное продолжение. В ходе процедуры банкротства имущество физического лица (банкрота):
а) Остается неприкосновенным
б) Может быть полностью распродано, вырученные деньги направлены на погашение долгов
в) Имущество может быть распродано, за исключением единственного жилья (если оно не является предметом ипотеки) – верно+

2. Выберите, как можно сделать использование банковской карты максимально безопасным:
а) Никогда не сообщать третьим лицам PIN/CVV/CVC-2 код, в том числе и сотрудникам банка – верно
б) Отправлять фотографию карты с двух сторон тем, кто хочет перевести мне деньги
в) Подключить СМС-информирование, чтобы точно знать, когда происходит операция по карте – верно+
г) Сообщать посторонним лицам одноразовый пароль, который приходит по СМС
д) Заблокировать карту при обнаружении ее пропажи – верно+

3. Что из перечисленного не является финансовым мошенничеством?
а) Вам сообщают, что вы выиграли приз и просят вас внести регистрационный взнос за выигрыш
б) Центральный банк РФ сообщает вам, что ваша банковская карта заблокирована
в) Сотрудник банка просит вас назвать PIN-код вашей банковской карты
г) При обращении вами в колл-центр банка, вас просят назвать кодовое слово или паспортные данные – верно+

4. Выберите способы защиты от интернет-мошенников(несколько вариантов):
а) Никогда и никому не сообщать пароли – верно+
б) Сообщать пароли только сотрудникам банка
в) Никогда не делать копий файлов с секретной информацией
г) Не открывать сайты платежных систем по ссылке (например, в письмах) – верно+
д) При поиске удаленной работы не реагировать на просьбы оплаты каких-либо регистрационных взносов – верно+

5. Счет до востребования с минимальной процентной ставкой, то есть текущий счет, открывается для такой карты:
а) кредитной
б) дебетовой с овердрафтом
в) дебетовой +

6. Фондовый рынок:
а) ранок, где продаются и покупаются строительные материалы
б) рынок, где продаются и покупаются ценные бумаги +
в) рынок, где продаются и покупаются продукты питания

7. Как называется выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством?
а) страховая +
б) единоразовая
в) основная

8. Вы решили оплатить покупку билета на самолёт через Интернет с помощью банковской карты. Выберите, нужно ли будет вводить ПИН-код:
а) не потребуется +
б) да, если на карте не обозначен код CVV2/CVC2
в) да, если интернет-магазин обслуживает тот же банк, что является эмитентом карты покупателя

9. Выберите сумму, которую получит клиент банка через 1 год, если он сделал вклад в размере 100000 рублей под 12 % годовых:
а) 101200 рублей
б) 112000 рублей +
в) 120000 рублей

10. Определите, сколько денежных средств будет необходимо для ремонта помещения площадью 60 кв.м, если на аналогичное помещение площадью 20 кв.м. потребовалось 35000 рублей:
а) 180000 рублей
б) 70000 рублей
в) 105000 рублей +

11. Определите максимальную сумму страховых выплат АСВ для вкладчиков, в случае прекращения деятельности банка:
а) 500 000 рублей
б) 1 400 000 рублей +
в) 700 000 рублей

12. Вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание?
а) не буду смотреть условия кредита, доверяя банку
б) не буду смотреть, потому что это бесполезно
в) на полную стоимость кредита +

13. Выберите, какой капитал обеспечивает финансовую защиту благосостояния семьи:
а) резервный +
б) текущий
в) инвестиционный

14. Вкладчик получит право на возмещение по своим вкладам в банке в случае(в соответствии с законом о страховании):
а) потери доверия к банку у населения
б) отзыва у банка лицензии +
в) повышения инфляции

15. Что такое инфляция?
а) повышение заработной платы бюджетникам
б) повышение покупательной способности денег
в) снижение покупательной способности денег +

16. Определите, что отличает финансовые цели от желаний?
а) срок реализации
б) возможность измерить количество необходимых денег и времени на их реализацию – верно+
в) будущая стоимость

17. Определите, сколько денег потребуется на реализацию финансовой цели через 4 года при индексе потребительских цен – 104,8%, если сейчас она стоит 354 000 руб.
а) 345 000 руб.
б) 139 000 руб.
в) 427 020 руб.+

18. Выберите, сколько нужно откладывать в месяц, если в течение 3 лет копить с помощью депозита под 9% годовых на машину, стоимость которой через эти 3 года составит 340 000 рублей?
а) 284 000 руб.
б) 8 262 руб. – верно+
в) 3 400 руб.

19. Что такое домохозяйство?
а) Частный дом с приусадебным хозяйством, в котором семья проживает более 3 лет
б) Семья человека и другие близкие ему люди, объединенные общим денежным бюджетом и местом проживания – верно+
в) Вся совокупность материальных ценностей, с помощью которых семья ведет домашнее хозяйство

20. Что такое дисконт?
а) доход
б) скидка +
в) надбавка

21. Как называется неспособность заемщика (эмитента долговых ценных бумаг) выполнять свои обязанности по займу (погашение, выплата текущего дохода и др.)?
а) дефолт +
б) коллапс
в) девальвация

22. Если человек грамотен в сфере финансов, то в отношении своих доходов он будет вести себя так:
а) будет стараться израсходовать все свои доходы
б) будет стараться больше покупать как можно больше товаров и услуг
в) будет сберегать часть своего дохода +

23. Вы приобретете мобильный телефон компании S в салоне связи P в кредит. Определите, кому Вы должны будете выплачивать кредит:
а) производителю телефона – компании S
б) коммерческому банку +
в) салону связи P

24. Выберите, что из данного можно отнести к регулярным источникам дохода? (несколько вариантов)
а) Доходы по основному месту работы в виде заработной платы – верно+
б) Выигрыш в лотерею
в) Доходы от сдачи в аренду квартиры, дома, гаража, иной собственности – верно+
г) Получаемые кредиты
д) Доходы по банковским вкладам – верно+
е) Доходы от подработки, заработная плата на временных местах работы

25. Выберите статьи расходов, на которые стоит обратить внимание с точки зрения их сокращения (несколько вариантов):
а) Питание
б) Развлечение и досуг – верно+
в) На те, которые составляют значительную часть бюджета – верно+
г) На те, которые составляют незначительную часть бюджета
д) На необязательные расходы – верно+

26. На чем основан грамотный выбор инструментов инвестирования?
а) личной склонности к риску
б) определении личных финансовых целей и желаемых сроков их достижения – верно+
в) рекомендациях экспертов

27. Выберите, что такое диверсификация:
а) распределение финансов между несколькими видами инвестиций целью снижения рисков – верно+
б) форма коллективных инвестиций, при которой средства вкладчиков объединяются для дальнейшего размещения профессиональными управляющими
в) непрерывный процесс обмена одной иностранной валюты на другую

28. Что такое структурированный продукт?
а) «Портфель», состоящий из паев нескольких ПИФов
б) Ценная бумага, гарантирующая получение высокого дохода
в) Сложный финансовый инструмент, состоящий из двух более простых, подобранных в определенной пропорции – верно+

29. Долговой финансовый инструмент:
а) акция
б) облигация – верно+
в) обезличенный металлический счет

30. Выберите верное утверждение. Пользование кредитными средствами с кредитной карты:
а) В среднем дешевле обычного банковского кредита
б) В среднем дороже, чем услуги микрофинансовых организаций
в) В среднем дороже обычного банковского кредита – верно+

Класс: 8

«Я всегда утверждал,
что законы экономики – это законы жизни».
Филипп Уикстид

Класс: 8 класс.

Название раздела: «Экономическая сфера».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Экономическая сфера» изучается в курсе «Обществознание» 8 класс по программе Боголюбова Л.Н. и включает в себя изучение основ финансовой грамотности.

Цели урока:

  • повторение и обобщение наиболее значимых вопросов раздела «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности в игровой форме;
  • освоение системы знаний о финансовой деятельности для решения задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения личности;
  • развитие у учащихся познавательной активности и творческого мышления;
  • формирование навыков сотрудничества и работы в команде.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление и осмысление изученного материала по разделу «Экономическая сфера» и основ финансовой грамотности;
  • формирование у обучающихся 8 классов необходимых умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений при командной работе.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности и творческого начала личности, критического мышления и адаптивных возможностей в изменяющихся внешних условиях;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, умения анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

Воспитательные:

  • совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы;
  • развитие у учащихся нравственной и финансовой культуры, способности к самоопределению, самореализации и профориентации.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • раскрывать смысл основных понятий раздела «Экономическая сфера»;
  • получать социальную информацию об экономической жизни общества и финансах из источников различного типа;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать тенденции экономических изменений в обществе;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и мировой экономики.

Личностные:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

Ученик получит возможность для формирования:

  • понимания личной ответственности за финансовые решения.

Метапредметные:

  • умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умения получать и критически осмысливать финансовую информацию, оценивать финансовые предложения, а также делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
  • способности координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

Ученик получит возможность для формирования:

  • навыков различных видов публичных выступлений и следования этическим нормам и правилам их ведения;
  • навыков финансового образа мышления и повышения уровня финансовой грамотности.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Финансовая культура и экономическое образование молодежи»;
  • выставка книг «Ваши финансы: сохранить и приумножить»;
  • фрагмент худ. фильма «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984 г.);
  • фрагмент худ. фильма «12 стульев» реж. Л. Гайдай (1971 г.);
  • аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»);
  • аудиозапись песни «Money, Money, Money» в исполнении группы ABBA;
  • маршрутные листы;
  • таблички с названиями станций;
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы и методы обучения:

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: Экономика, финансы, деньги, предпринимательство, конкуренция, спрос, предложение, потребности, блага, производство, акция, инфляция, банк, депозит, кредит, рассчетно-кассовые операции, валюта, прибыль, семейный бюджет, инвестиции, пенсия, налог, страхование.

Форма проведения урока: дидактическая игра в форме познавательного квеста.

Условия игры

Игра длится 90 минут. В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Экономическая сфера» и основы финансовой грамотности.

Выявляется победитель (команда).

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, представители бизнеса, банка и налоговой службы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Познавательный квест по финансовой грамотности «Для тех, кто не боится мечтать и действовать» состоит из нескольких станций. На каждой станции познавательного квеста учащихся встречают модераторы, которые выдают задания участникам квеста, оценивают выполнение заданий в баллах (заносят баллы в маршрутный лист). За правильно выполненные задания модераторы выдают пазлы участникам квеста. На финише из собранных пазлов учащиеся составляют картину и называют ее автора.

После прохождения каждой станции участники квеста смогут получить правильный и исчерпывающий ответ на все задания, предложенные им модераторами на станции.

Подготовка к уроку

За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

  1. Прочитайте произведения русской и мировой художественной литературы о деньгах, богатстве, инвестировании и финансовых рисках. Подумайте, можно ли понять эти произведения без знания основ экономики и финансовой грамотности? Докажите вашу точку зрения конкретными примерами из текста.
  2. Подготовьте буктрейлер по одной из прочитанных вами книг, которая произвела на вас особое впечатление.

Далее представлены станции познавательного квеста и перечень заданий для учащихся на каждой из них.

Старт

Конкурс «Представление команд».

Станция №1. «Экономисты»

  • Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
  • Конкурс «Виды издержек».
  • Конкурс «Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев» (Домашнее задание).

Станция №2. «Финансисты»

  • Конкурс «Финансовая задача»
  • Конкурс «Финансовые ребусы».
  • Конкурс «Виды банковских операций».

Станция№3. «Предприниматели»

Физкультминутка «Здоров буду и денег добуду!».

  • Конкурс «Люди и деньги».
  • Конкурс «Найди слово!».
  • Конкурс «Предприниматели и меценаты ХIХ – начала ХХ в.»

Станция№4. «Налоговики»

  • Конкурс «Необычные налоги».
  • Конкурс «Пословицы и поговорки о налогах».
  • Конкурс «Виды налогов».

Финиш

Конкурс «Деньги в живописи».

Ход познавательного квеста

Звучит аудиозапись куплетов Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно («Люди гибнут за металл…»).

Старт

Конкурс «Представление команд».

(Название, эмблема, девиз).

Получение маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке.

Станция №1. «Экономисты»

Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».

Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов высказывание Лоуренса Питера об экономике. Прочитайте и объясните его смысл.

(«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Лоуренс Питер).

Конкурс «Виды издержек».

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном установите соответствие между видами издержек предприятия в краткосрочном периоде и соответствующими им конкретными примерами: для каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

А)

Расходы на упаковочный материал и тару для расфасовки продукции

1)

Б)

Оплата услуг охранной фирмы и бухгалтерских услуг

2)

В)

Оплата заключенного ранее рекламного контракта

Г)

Оплата процентов банку по ранее взятым кредитам

Д)

Сдельная оплата труда работников

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Читайте также: