Установить масштаб налога необходимо для того чтобы

Опубликовано: 11.05.2024

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую или экономическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара – денежные единицы, для исчисления акцизов – крепость напитков, при исчислении транспортного налога – мощность двигателя.

Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. При налогообложении земель, в этом качестве выступают гектар, квадратный метр, при налогообложении НДС – рубль, при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.

4. Налоговая база

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК). Например: сумма дохода, объем реализованных услуг, объем добытого сырья.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Существует два основных метода формирования налоговой базы:

1. кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы.

2. накопительный метод –доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

В НК РФ кассовый метод используется при налогообложении физических лиц (НДФЛ), в других случаях налогоплательщик сам определяет метод признания доходов и расходов (НДС, налог на прибыль организаций).

В теории и практике налогообложения используют различные способы определения налоговой базы:

1. Прямой способ на основании данных бухгалтерского и налогового учета;

2. Косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы, на основании данных бухгалтерского и налогового учета аналогичных предприятий;

3. Условный способ(презумптивный) – основан на определении условной суммы дохода с помощью вторичных признаков (единый налог на вмененный доход);

4. Паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога. Например, за рубежом взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.

5. Налоговый период

Налоговый период – срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (ст. 55 НК).

Кроме того, налоговый период является:

· базой для определения по временному фактору налогового резидентства;

· основой для определения круга соответствующих обязанностей у налогоплательщика;

· необходимым элементом в отношениях по налоговому контролю и в отношениях по привлечению к ответственности.

В рамках одного налогового периода обложение налоговой базы может происходить по кумулятивной (нарастающим итогом с начала года) или некумулятивной системе (т.е. по частям).

6. Ставка налога и метод обложения

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК). Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливается соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

1. равные ставки – для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;

2. твердые ставки – на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;

3. процентные ставки.

В зависимости от степени изменяемости ставок различают:

· общие ставки – 13% (НДФЛ)4

· повышенные ставки – 30 и 35%4

· пониженные ставки – 0 и 9% (НДС при общей ставке 18%).

В зависимости от содержания различают ставки:

1. Маргинальные – представляют налоговый оклад по данному налогу. (Например, 200 000 х 13% : 100% = 26 000 руб.);

2. Фактическая – маргинальная ставка делится на облагаемый доход (26 000 : 200 000 х 100% = 13%);

3. Экономическая – определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу (26 000 : 268 000 х 100% = 9,7%, где 68 000 – налоговые вычеты).

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают:

· равное – для каждого налогоплательщика не зависимо от величины налоговой базы ставка налога одинакова;

· регрессивное – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога;

· прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога.

6. Налоговые льготы

Льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные НК преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 НК). Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (налоговый или налоговый инвестиционный кредит – бесплатно или на льготных условиях). Налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы подразделяются на три вида:

1. Изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения (НДС на религиозную литературу);

2. Скидки (вычеты) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы (налоговые вычеты по НДФЛ – стандартные. Социальные, профессиональные, имущественные);

3. Налоговые кредиты – льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Как правило, эти кредиты безвозвратные и бесплатные. Существуют в виде вычета из налогового оклада. Отсрочки или рассрочки уплаты налога, целевого (инвестиционного) налогового кредита (ст. 64 НК).

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

6. Порядок и способы исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК). Например: юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли налогового агента. Например: организация перечисляет в бюджет сумму НДФЛ. Исчисление налога может быть возложено и на налоговый орган. Например: для физических лиц налоговые органы определяют сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Исчисление налоговой базы (ст. 54 НК) осуществляется:

1. Налогоплательщиками – организациями по итогам каждого налогового периода на основании данных бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных;

2. Индивидуальными предпринимателями – по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

3. Физические лица как налогоплательщики – на основе получаемых сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313 – 333 НК.

Исчисление налога может осуществляться:

1. по некумулятивной системе (обложение налоговой базы осуществляется по частям) – НДС;

2. по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода) – НДФЛ;

3. по глобальной системе – определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика;

4. по шедулярной системе – разделение дохода на его составные части (шедуры) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности.

6. Порядок и способы уплаты налога.

Порядок уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Налоговый оклад – сумма, вносимая плательщиком в бюджет по данному налогу. Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Уплата налога производится налогоплательщиком, налоговым агентом или представителем разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в установленные сроки в наличной или безналичной форме (ст. 58 НК) через банк или государственную организацию связи.

Существует пять основных способов уплаты налога:

1. уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый официальное заявление о своих налоговых обязательствах;

2. уплата налога у источника дохода – момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода (перечисление НДФЛ налоговым агентом);

3. кадастровый способ уплаты налога – налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. В зависимости от объектов обложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры.

4. уплата налога в момент расходования доходов – характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара (НДС, акцизы).

5.уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

6. Сроки уплаты налога

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 НК).

Поэтому в зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные (например: уплата государственной пошлины) и периодично-календарные (декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые), например: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, НДФЛ.

Сумма налога не внесенная в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленного срока рассматривается как недоимка (ст. 57 НК).

В НК при этом отмечено:

1. Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах.

2.Изменение срока уплаты налога не отменяет действующий и не создает новой обязанности по уплате налога (ст. 61 НК).

Налоговая система и ее основные характеристики

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения, к которым относятся:

1. Принципы налоговой политики и налогообложения.

2. Система и принципы налогового законодательства.

3. Порядок установления и ввода в действие налогов.

4. Система налогов, т.е. виды налогов и их элементы и др.

Налоговую систему характеризуют экономические показатели и факторы политико-правового характера.

1. Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту (либо ВВП), показывающая, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

По данным Минфина РФ объем налогов по отношению к ВВП в 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 и 2005 гг. составлял соответственно 33,5; 33,9; 32,9; 31; 29,4; 27,5 %.

На макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет. В 1990-х гг. эта величина составляла 53-60%, с 2002 г. Оценивается как 40-45%.

Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта – относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.).

Соотношение прямых и косвенных налогов в разных странах различно. В менее развитых странах высока доля косвенных налогов, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. В России также низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов. В России основная ставка НДФЛ – 13%, в Японии варьируется от 10 до 50%, в США – от 15 до 39,6%. Кроме того доля зарплаты в структуре себестоимости продукции в развитых странах составляет около 50%, в России – около 20%. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений, в России на 2 порядка ниже.

Особенности налоговых систем связывают с преобладанием тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы РФ характерны и пропорциональное (НДФЛ, налог на прибыль) и прогрессивное и регрессивное налогообложение.

2. Политико-правовые характеристики налоговой системы – это характеристики, отражающие:

· пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;

· роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;

· степень контроля центральной администрации за органами местной власти.

2. Налоговая политика

Налоговая политика - это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.

По своему содержанию налоговая политика охватывает выработку концепции налоговой системы, рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.

При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

1. Фискальная – формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов.

2. Экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения.

3. Социальная – снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан.

4. Экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов.

5. Контрольная – проведение налоговых проверок с целью реализации государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике.

6. Международная – заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

3. Перечень налогов, взимаемых на территории РФ

Система налогов – это совокупность налоговых платежей взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и являются обязательными к уплате на всей территории России.

С 1 января 2005 г. Согласно ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» и признании утративших силу некоторых законодательных актов от 29 июля 2004 г. № 95 ФЗ в России взимается 14 налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся 9 налоговых платежей:

1. Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК);

2. Акцизы (гл. 22 НК);

3. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК);

4. Единый социальный налог (гл. 24 НК);

5. Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);

6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК);

7. Водный налог (гл. 25.2 НК);

8. Государственная пошлина (гл. 25.3 НК);

9.Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории субъектов РФ. К региональным налогам и сборам с 01.01.05 г. относятся три налоговых платежа:

1. Транспортный налог (гл. 28 НК);

2. Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК);

3.Налог на имущество организаций (гл. 30 НК).

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 01.01.05 г. относятся:

1. Налог на имущество физических лиц;

2. Земельный налог (гл. 31 НК).

Сведения о действующих местных налогах должно публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях – ежеквартально.

Во вторую часть НК также введены специальные налоговые режимы:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);

2. Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК);

4.Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК).

Тема 8. Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

Налог на прибыль организации относится к числу прямых налогов. Он является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика.

Налогоплательщики Объект налогообложения
1. Российские организации 1. Доходы, уменьшенные на величину расходов
2. Иностранные организации, осуществля-ющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства 2. Доходы, уменьшенные на величину расходов
3. Иностранные организации, получающие доход от источников на территории РФ 3. Доходы, полученные от источников в РФ

Все доходы и расходы налогоплательщика определяются НК РФ, и лишь отдельные виды расходов (командировочные, подъемные, нормы естественной убыли др.) регулируются отдельными постановлениями Правительства РФ.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 292 | Нарушение авторских прав

п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Нормативно правовые акты о конкретном налоге должны содержать существенные элементы:

1) лица, которые потенциально могут являться налогоплательщиками этого налога - субъекты налога;

2) юридический факт, следствием которого является обязанность по уплате налога - объект налога;

3) сумма налога или способ её исчисления;

4) периодичность и (или) сроки уплаты;

5) получатель суммы налога.

Подобный перечень может быть использован и к иным правовым обязательствам по уплате денежных средств.

При исключении любого элемента норма закона о налоге утратит определенность, а налог будет невозможно исчислять (уплачивать).

Юридический состав налога - система существенных элементов налога, которые минимально необходимы для его однозначного исчисления и уплаты.

ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

пункте 1 ст. 38 НК РФ:

объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Следовательно, объект налогообложения, представляет собой некоторое явление, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объект налога - юридический факт, наличие которого установлено в законодательстве о налогах в качестве основания для возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате конкретного налога, либо, применив льготы (вычеты, расходы, освобождения), снизить сумму налога или полностью освободиться от его уплаты.

подп. 2 п. 2 ст. 1 НК РФ, основания возникновения обязанности по уплате налогов устанавливаются непосредственно в НК РФ.

Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ).

Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Доход в ст. 41 НК РФ - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Предмет налога- явление материального мира, находящееся в определенной связи с налогоплательщиком и обладающее стоимостной, физической или иной характеристикой.

Нормативное наименование некоторого налога (на прибыль, на доход, на имущество, на игорный бизнес) отражает его предмет.

Масштаб налога - характеристика предмета налога (стоимостная, физическая или иная).

Единица налога - единица масштаба налога.

Объект налога соответствует элементу 2 в кратком перечне существенных элементов налога, а предмет, масштаб и единица представляют собой часть элемента 3.

Отличия предмета и объекта налога особенно заметны в поимущественных налогах. Так, объектом налога на имущество (квартиру) является факт владения квартирой на определенном праве, а предметом - сама квартира. У квартиры можно измерить площадь, объем, стоимость, количество комнат или окон (разные масштабы). Если выбрать масштаб - площадь, то ее можно измерить в квадратных метрах, десятках квадратных метров, квадратных дюймах (разные единицы масштаба).




Впрочем, объект и предмет можно выделить и в налогах с результатов деятельности. Например, объектом акциза, как правило, является реализация произведенных подакцизных товаров (ст. 182 НК РФ), а предметом - характеристика данного действия через характеристику подакцизных товаров. В ст. 193 НК РФ урегулированы самые разнообразные варианты масштабов (единиц) акциза в зависимости от вида подакцизного товара: в т.ч. литр (единицы литров) безводного этилового спирта в алкогольной и спиртосодержащей продукции; штука (единицы штук) для сигар и штука (тысячи штук) для сигарет и папирос; килограмм (единицы килограммов) для табака; лошадиная сила (единицы лошадиных сил) мощности двигателя для автомобилей; тонна (единицы тонн) для бензина автомобильного и для топлива печного бытового.

пунктом 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Вопрос 3. Налоговая база, ставка, оклад. Налоговый и отчетный периоды. Сроки и порядок уплаты налога

Для исчисления суммы налога вводят следующие общие понятия:

Налоговая база- количественное выражение предмета налога через масштаб налога и единицу налога.

Налоговая ставка - размер налога (в рублях) на единицу налога.

В п. 1 ст. 53 НК РФ даются нормативные определения налоговой базы и налоговой ставки

Налоговая база - стоимостная, физическая или иную характеристики объекта налогообложения;

Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговый оклад - произведение налоговой базы на налоговую ставку, т.е. сумма налога.

Налоговый оклад является результатом всех предшествующих вычислений от предмета налога через масштаб, единицу и налоговую ставку.

В НК РФ термин «налоговый оклад» не применяется.

Рассмотрим налогообложение имущества - квартиры. Если масштабом налога является площадь квартиры, а единицей - квадратные метры, то налоговая база будет, например, 100 кв. м. При налоговой ставке 15 руб./кв. м налоговый оклад составит 1,5 тыс. руб.

Если масштабом налога является рыночная (учетная, инвентаризационная) стоимость квартиры, а единицей - рубли, то налоговая база будет, например, 100 тыс. руб. При налоговой ставке 2% от рыночной (учетной, инвентаризационной) стоимости имущества в рублях налоговый оклад составит 2 тыс. руб.

Налоговые ставки могут быть

твердыми (выраженными в твердой сумме на каждую единицу налога), например - 15 руб./кв. м;

процентными (выраженными в виде процента от единицы налога в денежной форме), например - 10% от размера прибыли в рублях.

Процентные ставки могут быть обозначены (например, в п. 2 ст. 186.1 НК РФ) как адвалорные (ad valorem - в соответствии с ценностью, по стоимости).

В комбинированном виде. Так, ст. 193 НК РФ предусматривает на 2014 г. ставку акциза для сигарет и папирос: 800 руб. за 1000 штук + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 штук. Уст суммы

Если ставка налога не зависит от величины налоговой базы, ставка является пропорциональной. Ставка НДФЛ, как это установлено в п. 1 ст. 224 НК РФ, по большинству видов доходов - 13% и не зависит от величины налоговой базы (размер налога изменяется пропорционально изменению налоговой базы и всегда составляет 13% от нее).

по некоторым налогам ставки могут меняться в зависимости от величины налоговой базы. Если ставка возрастает при увеличении базы, ставка является прогрессивной. - ставка транспортного налога на автомобили (в силу п. 1 ст. 361 НК РФ она резко возрастает с увеличением мощности двигателя).

Если ставка снижается при увеличении базы, она является регрессивной. НК РФ не предусмотрено.

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (п. 1 ст. 55 НК РФ).

Налоговый период представляет собой часть элемента 4 (см. п. 2.2).

Максимальный размерналогового периода по конкретным налогам - календарный год (налог на прибыль организаций, НДФЛ, поимущественные налоги и др.),

для некоторых налогов он установлен как квартал (НДС, ЕНВД, водный налог и др.)

и календарный месяц (акциз, налог на игорный бизнес и др.).

При отсутствии сроков уплаты любой налогоплательщик может не уплачивать налог, так как срок уплаты еще не наступил.

Для каждого налога, при современном правовом регулировании, законодатель должен установить по меньшей мере два временных параметра - налоговый период и срок уплаты, а если в НК РФ появятся разовые налоги, то один временной параметр - срок уплаты.

Срок уплаты налога - определенная календарная дата или истечение периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, следующая из акта законодательства о налогах, не позднее которой налогоплательщик обязан уплатить налог.

Пункт 3 ст. 57 НК РФ

Например, в соответствии с п. 1 ст. 346.32 НК РФ уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. В силу статьи 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Срок уплаты налога предусмотрен для любого налога и обычно устанавливается по окончании (по итогам) налогового периода.

п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени (ст. 75 НК РФ).

В случае пропускасрока уплаты налога у налоговых органов возникает право взыскать налог, а также соответствующую сумму пени принудительно.

п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

По ряду налогов, имеющих длительные налоговые периоды, налоговый период делится на несколько частей - отчетные периоды (п. 1 ст. 55 НК РФ) и может установить обязанность по уплате авансовых платежей (предварительных платежей по налогу - п. 3 ст. 58 НК РФ) и по представлению расчетов авансовых платежей (п. 1 ст. 80 НК РФ).

В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 26 июля 2011 г. N 2081/11 и N 2647/11 разъяснено, что

авансовый платеж - часть налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода.

Отчетные периоды и авансовые платежи установлены, например, по налогам на прибыль (ст. 285 НК РФ) и на имущество (ст. 379 НК РФ) организаций. Налоговый период по указанным налогам - календарный год, а отчетные - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Для авансовых платежей устанавливаются собственные сроки уплаты, а по итогам налогового периода налог следует доплатить,

если он уплачен авансовыми платежами в недостаточном размере (

либо вернуть, если он уплачен авансовыми платежами в излишнем размере).

Порядок уплаты налога - последовательность действий налогоплательщика или иного лица, в результате осуществления которой налог считается уплаченным.

Порядок уплаты налога может быть отнесен к двум групп: самостоятельная уплата налога налогоплательщиком

прочие (несамостоятельные) варианты прекращения обязанности по уплате налога (удержание налога налоговым агентом, принудительное взыскание налога и др.).

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Соответственно, при самостоятельной уплате налога налогоплательщик не позднее установленного срока уплачивает налог через банк в наличной или в безналичной форме (однократно полной суммой по итогам налогового периода или иным способом - в том числе по частям авансовыми платежами с возможным последующим перерасчетом по итогам налогового периода). Особый вариант самостоятельной уплаты налога, в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 45, п. 4 ст. 58 НК РФ - внесение физическим лицом в кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Согласно ст. 59 НК РФ безнадежная задолженность по налогам может быть списана налоговым органом, что также прекращает обязанность по уплате налога (но не в порядке уплаты налога).

Приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. N ММВ-7-8/469@ утвержден Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами.

Практика реального предоставления отсрочек (рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов) по НК РФ в настоящее время незначительна.

Налог уплачивается налогоплательщиком на бюджетный счет в ЦБ РФ, контролируемый Федеральным казначейством. Налоговые органы только проверяют правильность исполнения обязанности по уплате налога, получая данные от Федерального казначейства, но получателями денежных средств они не являются.




Налоговая база количественно выражает предмет налогообложения. Налоговую базу также называют основой налога, поскольку к ней непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких–либо единицах налогообложения. Для измерения предмета первоначально необходимо избрать какую-либо физическую характеристику, какой-либо параметр измерения из множества возможных, т.е. определить масштаб налога.

В таких случаях налоговую базу нельзя определить как часть предмете налогообложения. Говоря образно, налоговая база – это проекция предмета налогообложения под определённым углом.

Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не порождает обязанности уплатить налог.

Одно и тоже имущество может быть предметом нескольких налогов, и в каждом случае масштаб налога или порядок исчисления налоговой базы могут быть разными. Так, принадлежащий предприятию автомобиль облагается налогом на приобретение автотранспортных средств, налогом на владельцев автотранспортных средств и налогом на имущество. Если этот автомобиль куплен за рубежом, то при таможенном оформлении он же является объектом налогообложения таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость. Из шести налогов два имеют особые параметры обложения: мощность двигателя и объём двигателя. Остальные черты имеют одинаковую основу – стоимость автомобиля, однако при этом базы налогообложения исчисляются по-разному.

Налоговый Кодекс РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. В соответствии с Кодексом налоговые базы федеральных, региональных и местных налогов и порядок их определения устанавливаются на федеральном уровне (ст. 53 части первой НК РФ)

Налоговый период

Налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется размер налогового обязательства.

Налоговый Кодекс РФ определяет налоговый период как календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумму налога, подлежащая уплате (ст.55 части первой НК РФ)

Во-первых, необходимость этого элемента состава налога определяется тем, что многим объектам налогообложения свойственна протяжённость во времени, повторяемость. В целях определения соответствующего результата необходимо периодически подводить итог. Для разовых налогов налоговый период не устанавливается.

Во-вторых, вопрос о налоговом периоде связан с проблемой однократности налогообложения. В соответствии с принципом недопущения двойного налогообложения один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определённый законом период налогообложения.

НК РФ определяет, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п.1 ст.55). Сумма, рассчитанная по итогам отчётного периода, не совпадающая с налоговым периодом, считается промежуточным платежом.

Нечёткость в определении налогового периода может послужить причиной серьёзных нарушений прав налогоплательщиков.

По итогам каждого налогового периода налогоплательщики на основе регистров бухгалтерского учёта и иных документов исчисляют налоговую базу. При этом существует проблема соотнесения полученных или уплаченных налогоплательщиком сумм с тем или иным налоговым периодом.

Эта проблема решается установлением конкретного метода учёта налогообложения.

Налоговая ставка

Тариф ставок

Под тарифом ставок понимают совокупность, видов и размеров ставок налога.

Слово «тариф» происходит от названия города Тарифа из Гибралтарского пролива. В этом городе взимался сбор с проходивших мимо судов. Размер сбора определялся по особым таблицам в зависимости от качества и количества грузов. Впоследствии такие таблицы для взимания разного рода налогов и сборов повсеместно стали называть тарифами.[4]

Ставка налога

Ставка налога — размер налога на единицу налогообложения. Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговую ставку как величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По методу установления выделяют ставки твердые и процентные (квоты). При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога (например, 10 руб. за гектар пашни). Процентные ставки характерны для налогообложения прибыли и дохода и устанавливаются в процентах от единицы налогообложения (например, 13% каждого рубля налогооблагаемого дохода).

Выделяют ставки маргинальные, фактические и экономические.

Маргинальными называют ставки, которые непосредственно указаны в нормативном акте о налоге.

Фактическая ставка определяется как отношение уплаченного налога к налоговой базе.

Экономическая ставка определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Порядок исчисления налога

Лица, исчисляющие налог

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на налогоплательщика, налоговый орган или на третье лицо (налогового агента)

Примером самостоятельного исчисления налога налогоплательщиком является налог на прибыль. Согласно ст. 268 главы 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации сумма налога определяется плательщиками самостоятельно на основании данных налогового учёта.[5]

Сумма налога на имущество физических лиц рассчитывается налоговыми органами. Налоговые органы обязаны собрать и обработать сведения, необходимые для налогообложения, составить и к установленному Законом сроку вручить гражданам платежные извещения на уплату налога. Поскольку роль налогоплательщика при данном способе исчисления налога пассивна, закон должен ставить его в более выгодное положение по сравнению с плательщиками налогов, исчисляемых другими способами.

Содержание и порядок направления плательщику налогового уведомления установлены ст. 52 части первой НК РФ.

Обязанность исчислить налог может быть возложена и на третье лицо, которое в силу закона обязано выступить налоговым агентом. На налоговых агентах лежит ответственность за правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление налога в бюджет.

Правоотношения по уплате налогов, самостоятельно рассчитываемых налогоплательщиками (иногда такие налоги называют неокладными), возникают при наступлении тех условий, с которыми Закон связывает обязанности уплатить налог: наличие объекта обложения, наступление сроков представления декларации (расчета) и уплаты налога.

В так называемых окладных налогах, рассчитываемых налоговыми органами, к первым двум условиям возникновения обязательства по уплате налога добавляется третье: издание и вручение налогоплательщику налоговым органом документа (счета, извещения), устанавливающего размер налогового оклада. НК РФ устанавливает, что в случаях, когда налоговую базу рассчитывает налоговый орган, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57).

Необходимо учитывать, что издание такого документа является лишь процедурным моментом и не он служит исходной точкой в определении обязанностей налогоплательщика. Лишь совокупность трех условий порождает соответствующую обязанность.

При этом роль указанных условий возникновения налоговых обязательств не одинакова. При отсутствии объекта налогообложения до наступления срока уплаты налога извещение налогового органа не подлежит исполнению. Однако при отсутствии извещения, но при наличии первых двух условий обязанность налогоплательщика заплатить налог сохраняется в течение срока исковой давности.

Все три условия необязательно должны присутствовать одновременно.

Методы исчисления налога

Исчислять налог можно по-разному. Наиболее простая схема предусматривает обложение налоговой базы по частям. Например, каждая выплата предприятия в пользу физического лица может быть обложена налогом отдельно, без учета доходов, полученных ранее. Это — некумулятивный метод исчисления налога. Он не требует ведения сложного учета доходов налогоплательщика и причитающихся ему льгот субъектами — источниками выплат, но создает значительные неудобства налогоплательщику, поскольку по результатам года требует сложного пересчета доходов, в результате чего может возникнуть необходимость доплаты крупной суммы налога. Этот метод не обеспечивает должной равномерности поступления средств в бюджет.

Широкое применение получил метод исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивный метод). Задача этого метода — определять сумму дохода, полученную на конкретную дату года, а также общую сумму льгот, право на которые имеет налогоплательщик к этому сроку. Такой метод применяется и в Российской Федерации. Бухгалтерия предприятия — источника выплат на каждый момент выплаты дохода определяет общую сумму выплат конкретному налогоплательщику с начала года. С общей суммы дохода с учетом суммы скидок, рассчитанной также с нарастающим итогом, исчисляют налог. При уплате сумму расчетного налога уменьшают на сумму налога, удержанного с этого дохода ранее.

Таким образом, налогоплательщик, получающий доход только из одного источника, к концу года освобожден от обязанности пересчета дохода и дополнительных платежей налога. Однако этот порядок требует точного учета субъектом — источником выплат доходов работников и удержанных налогов.

По законодательству Российской Федерации сочетание кумулятивного и некумулятивного методов применяется в случае, если плательщик получает доходы из нескольких источников, и нет возможности регулярного подсчета его совокупного дохода.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую или экономическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара – денежные единицы, для исчисления акцизов – крепость напитков, при исчислении транспортного налога – мощность двигателя.

Единица налогообложения – единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. При налогообложении земель, в этом качестве выступают гектар, квадратный метр, при налогообложении НДС – рубль, при исчислении транспортного налога – лошадиная сила.

4. Налоговая база

Налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК). Например: сумма дохода, объем реализованных услуг, объем добытого сырья.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Существует два основных метода формирования налоговой базы:

1. кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы.

2. накопительный метод –доходами признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

В НК РФ кассовый метод используется при налогообложении физических лиц (НДФЛ), в других случаях налогоплательщик сам определяет метод признания доходов и расходов (НДС, налог на прибыль организаций).

В теории и практике налогообложения используют различные способы определения налоговой базы:

1. Прямой способ на основании данных бухгалтерского и налогового учета;

2. Косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы, на основании данных бухгалтерского и налогового учета аналогичных предприятий;

3. Условный способ(презумптивный) – основан на определении условной суммы дохода с помощью вторичных признаков (единый налог на вмененный доход);

4. Паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога. Например, за рубежом взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.

5. Налоговый период

Налоговый период – срок, в течении которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства (ст. 55 НК).

Кроме того, налоговый период является:

· базой для определения по временному фактору налогового резидентства;

· основой для определения круга соответствующих обязанностей у налогоплательщика;

· необходимым элементом в отношениях по налоговому контролю и в отношениях по привлечению к ответственности.

В рамках одного налогового периода обложение налоговой базы может происходить по кумулятивной (нарастающим итогом с начала года) или некумулятивной системе (т.е. по частям).

6. Ставка налога и метод обложения

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК). Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливается соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК.

В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:

1. равные ставки – для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;

2. твердые ставки – на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;

3. процентные ставки.

В зависимости от степени изменяемости ставок различают:

· общие ставки – 13% (НДФЛ)4

· повышенные ставки – 30 и 35%4

· пониженные ставки – 0 и 9% (НДС при общей ставке 18%).

В зависимости от содержания различают ставки:

1. Маргинальные – представляют налоговый оклад по данному налогу. (Например, 200 000 х 13% : 100% = 26 000 руб.);

2. Фактическая – маргинальная ставка делится на облагаемый доход (26 000 : 200 000 х 100% = 13%);

3. Экономическая – определяется как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу (26 000 : 268 000 х 100% = 9,7%, где 68 000 – налоговые вычеты).

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают:

· равное – для каждого налогоплательщика не зависимо от величины налоговой базы ставка налога одинакова;

· регрессивное – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога;

· прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога.

6. Налоговые льготы

Льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные НК преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер (ст. 56 НК). Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (налоговый или налоговый инвестиционный кредит – бесплатно или на льготных условиях). Налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Налоговые льготы подразделяются на три вида:

1. Изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения (НДС на религиозную литературу);

2. Скидки (вычеты) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы (налоговые вычеты по НДФЛ – стандартные. Социальные, профессиональные, имущественные);

3. Налоговые кредиты – льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Как правило, эти кредиты безвозвратные и бесплатные. Существуют в виде вычета из налогового оклада. Отсрочки или рассрочки уплаты налога, целевого (инвестиционного) налогового кредита (ст. 64 НК).

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

6. Порядок и способы исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК). Например: юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли налогового агента. Например: организация перечисляет в бюджет сумму НДФЛ. Исчисление налога может быть возложено и на налоговый орган. Например: для физических лиц налоговые органы определяют сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Исчисление налоговой базы (ст. 54 НК) осуществляется:

1. Налогоплательщиками – организациями по итогам каждого налогового периода на основании данных бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных;

2. Индивидуальными предпринимателями – по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

3. Физические лица как налогоплательщики – на основе получаемых сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313 – 333 НК.

Исчисление налога может осуществляться:

1. по некумулятивной системе (обложение налоговой базы осуществляется по частям) – НДС;

2. по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода) – НДФЛ;

3. по глобальной системе – определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика;

4. по шедулярной системе – разделение дохода на его составные части (шедуры) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности.

6. Порядок и способы уплаты налога.

Порядок уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд).

Налоговый оклад – сумма, вносимая плательщиком в бюджет по данному налогу. Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Уплата налога производится налогоплательщиком, налоговым агентом или представителем разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в установленные сроки в наличной или безналичной форме (ст. 58 НК) через банк или государственную организацию связи.

Существует пять основных способов уплаты налога:

1. уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый официальное заявление о своих налоговых обязательствах;

2. уплата налога у источника дохода – момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода (перечисление НДФЛ налоговым агентом);

3. кадастровый способ уплаты налога – налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. В зависимости от объектов обложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры.

4. уплата налога в момент расходования доходов – характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара (НДС, акцизы).

5.уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

6. Сроки уплаты налога

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 НК).

Поэтому в зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные (например: уплата государственной пошлины) и периодично-календарные (декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые), например: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, НДФЛ.

Сумма налога не внесенная в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленного срока рассматривается как недоимка (ст. 57 НК).

В НК при этом отмечено:

1. Срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах.

2.Изменение срока уплаты налога не отменяет действующий и не создает новой обязанности по уплате налога (ст. 61 НК).

Налоговая система и ее основные характеристики

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения, к которым относятся:

1. Принципы налоговой политики и налогообложения.

2. Система и принципы налогового законодательства.

3. Порядок установления и ввода в действие налогов.

4. Система налогов, т.е. виды налогов и их элементы и др.

Налоговую систему характеризуют экономические показатели и факторы политико-правового характера.

1. Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту (либо ВВП), показывающая, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

По данным Минфина РФ объем налогов по отношению к ВВП в 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 и 2005 гг. составлял соответственно 33,5; 33,9; 32,9; 31; 29,4; 27,5 %.

На макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет. В 1990-х гг. эта величина составляла 53-60%, с 2002 г. Оценивается как 40-45%.

Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта – относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.).

Соотношение прямых и косвенных налогов в разных странах различно. В менее развитых странах высока доля косвенных налогов, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. В России также низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов. В России основная ставка НДФЛ – 13%, в Японии варьируется от 10 до 50%, в США – от 15 до 39,6%. Кроме того доля зарплаты в структуре себестоимости продукции в развитых странах составляет около 50%, в России – около 20%. Поэтому в странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений, в России на 2 порядка ниже.

Особенности налоговых систем связывают с преобладанием тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы РФ характерны и пропорциональное (НДФЛ, налог на прибыль) и прогрессивное и регрессивное налогообложение.

2. Политико-правовые характеристики налоговой системы – это характеристики, отражающие:

· пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;

· роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;

· степень контроля центральной администрации за органами местной власти.

2. Налоговая политика

Налоговая политика - это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.

По своему содержанию налоговая политика охватывает выработку концепции налоговой системы, рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.

При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

1. Фискальная – формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов.

2. Экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения.

3. Социальная – снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан.

4. Экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов.

5. Контрольная – проведение налоговых проверок с целью реализации государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике.

6. Международная – заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

3. Перечень налогов, взимаемых на территории РФ

Система налогов – это совокупность налоговых платежей взимаемых на территории страны. Согласно НК РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (региональные); местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК и являются обязательными к уплате на всей территории России.

С 1 января 2005 г. Согласно ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ» и признании утративших силу некоторых законодательных актов от 29 июля 2004 г. № 95 ФЗ в России взимается 14 налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся 9 налоговых платежей:

1. Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК);

2. Акцизы (гл. 22 НК);

3. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК);

4. Единый социальный налог (гл. 24 НК);

5. Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);

6. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК);

7. Водный налог (гл. 25.2 НК);

8. Государственная пошлина (гл. 25.3 НК);

9.Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК).

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории субъектов РФ. К региональным налогам и сборам с 01.01.05 г. относятся три налоговых платежа:

1. Транспортный налог (гл. 28 НК);

2. Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК);

3.Налог на имущество организаций (гл. 30 НК).

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с НК, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 01.01.05 г. относятся:

1. Налог на имущество физических лиц;

2. Земельный налог (гл. 31 НК).

Сведения о действующих местных налогах должно публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях – ежеквартально.

Во вторую часть НК также введены специальные налоговые режимы:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);

2. Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК);

4.Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК).

Тема 8. Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ)

Налог на прибыль организации относится к числу прямых налогов. Он является непосредственным изъятием в доход государственного бюджета части дохода налогоплательщика.

Налогоплательщики Объект налогообложения
1. Российские организации 1. Доходы, уменьшенные на величину расходов
2. Иностранные организации, осуществля-ющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства 2. Доходы, уменьшенные на величину расходов
3. Иностранные организации, получающие доход от источников на территории РФ 3. Доходы, полученные от источников в РФ

Все доходы и расходы налогоплательщика определяются НК РФ, и лишь отдельные виды расходов (командировочные, подъемные, нормы естественной убыли др.) регулируются отдельными постановлениями Правительства РФ.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 292 | Нарушение авторских прав

Для того чтобы исчислить налог, предмет налога необходимо каким-то образом измерить и произвести его оценку для отражения в бухгалтерском учете. Любая оценка чего-либо требует выбора соответствующего масштаба.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения, поэтому сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога— установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется через экономические (стоимостные) и физические характеристики. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении транспортного налога — мощность двигателя, массу автомобиля или объем двигателя.

Единица налогообложения— единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении земель в этом качестве выступают гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости — рубль; при исчислении транспортного налога — лошадиная сила.

В Кратком курсе финансовой науки (1929 г.) Д. Боголепов отметил, что «разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица измерения берется как принцип (в промысловом налоге, например, сбор со станка, а не с рабочего, не с дохода, не с капитала и т. д.), единица обложения берется как мера (с каждого станка столько-то)».

4.4. Налоговая база

Налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (ст. 53 Кодекса). Примерами налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями — объем реализованных услуг, а с физическими показателями — объем добытого сырья.

Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения (например, налогооблагаемая прибыль), в других случаях не входит в состав предмета налогообложения (например, при сборе за использование местной символики наличие соответствующих слов и графических символов выступает в качестве объекта налога, а базой является полученная налогоплательщиком выручка от реализации).

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога. Взаимосвязь налоговой базы с ранее рассмотренными элементами налога показана на рис. 4.3.


Рис. 4.3. Взаимосвязь элементов налога

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:

кассовый метод— доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами — реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название — метод присвоения;

накопительный метод— доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

В российском налоговом законодательстве кассовый метод используется, например, при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, а также доходов физических лиц. В некоторых случаях налогоплательщик может самостоятельно выбирать метод признания доходов и расходов (НДС, налог на прибыль организаций).

В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения базы налога. К ним относятся:

прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль;

косвенный способ(расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Иными словами, при отсутствии сведений о доходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;

условный способ(презумптивный), который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (например , единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога (но не дохода). Например, за рубежом иногда взимается налог с пенсионеров, равный 12% суммы их расходов на проживание.

Читайте также: