Условий лицензирования и налогообложения

Опубликовано: 22.04.2024

В связи с тем, что из ПВБУ № 34н исключено понятие расходов будущих периодов, как теперь учитывать расходы на получение лицензии в бухгалтерском учете, чтобы не было разницы с налоговым учетом?

Порядок лицензирования с 3 ноября 2011 года регулируется новым Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – закон № 99-ФЗ). Виды деятельности, подлежащие лицензированию в рамках указанного закона, перечислены в п. 1 ст. 12. Виды деятельности, лицензирование которых регулируется иными федеральными законами, перечислены в п. 2 ст.12 закона № 99-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 9 закона № 99-ФЗ лицензии действуют бессрочно. При этом ранее выданные лицензии, срок действия которых не истек:

а) на виды деятельности, которые не перечислены в п. 1 ст. 12, прекратили свое действие со дня вступления в силу закона № 99-ФЗ (п. 1 ст. 22);

б) на виды деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 12, считаются действующими бессрочно. Если указанные лицензии содержат не весь перечень выполняемых работ или услуг, либо измененное новым законом наименование вида деятельности, то такие лицензии подлежат переоформлению только по истечении ранее установленного срока их действия (п. 3 и п. 4 ст. 22).

Лицензии на осуществление определенных видов деятельности в соответствии с гражданским законодательством РФ не относятся к активам, то есть лицензии не являются ни вещами, ни объектами интеллектуальной собственности. Следовательно, расходы, связанные с получением лицензии не формируют стоимость актива, и на них не распространяется действие п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Согласно п.18 ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, установившие в бухгалтерской учетной политике кассовый метод ведения бухгалтерского учета. Для таких организаций дата признания расходов зависит от факта оплаты осуществленных расходов.

Порядок налогового учета расходов на лицензирование, в том числе произведенных до вступления в силу закона № 99-ФЗ, изложен в письме ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400. Он заключается в следующем:

1) государственная пошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, учитывается в расходах единовременно на дату начисления (пп.1 п. 1 ст. 264, пп.1 п. 7 ст. 272 НК РФ);

2) консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии признаются расходами на основании пп.14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой признания таких расходов является одна из дат (пп.3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

- (или) дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов;

- (или) последний день отчетного (налогового) периода.

Конкретную дату признания расходов налогоплательщику надо выбрать самостоятельно и свой выбор закрепить в налоговой учетной политике;

3) если налогоплательщик ранее учитывал расходы на получение срочной лицензии в течение срока ее действия, то в связи с признанием такой лицензии бессрочной на основании ст. 9 закона № 99-ФЗ, недосписанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов единовременно.

Таким образом, организация может выбрать один из следующих вариантов:

1) принять решение о списании недосписанной части расходов на лицензирование единовременно:

- в бухгалтерском учете с кредита балансового счета 97 в дебет соответствующего счета учета затрат;

- в налоговом учете включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией;

2) принять решение о досписании вышеуказанных расходов в ранее установленном порядке и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Принятие такого решения основано на принципе последовательности применения способов и методов отражения фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности. Включение затрат на лицензирование в расходы будущих периодов (РБП) не было обязанностью для организации и до 2011 года (ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете). Такое отражение «лицензионных» расходов было элементом учетной политики. Для целей бухгалтерского учета организация принимала решение о формировании РБП с целью обоснованного распределения расходов между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов (абз.3 п. 19 ПБУ 10/99). Для целей налогового учета указанные расходы включались в состав прямых расходов, которые признаются по мере получения доходов (п. 2 ст. 318 НК РФ). Эти нормы не изменились ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве.

Освобождение от НДС лицензионного договора зачастую вызывает у бухгалтеров много вопросов.

Разъясняем, как правильно оформить лицензионный договор и первичную документацию к нему, на что обратить внимание при передаче прав на программы в стандартных коробочных упаковках и другие тонкости подобных операций.

Особенности лицензионного и сублицензионного договоров

Все большее количество компаний используют в своей деятельности программное обеспечение, полезные модели и промышленные образцы.

Средством передачи интеллектуальных прав на данные продукты интеллектуальной деятельности служат лицензионные договоры, сторонами по которому выступают лицензиар (владелец прав, например, на программу ЭВМ) и лицензиат (лицо, которое получает права и использует программу).

Если лицензиар владеет программой ЭВМ на праве собственности — заключается лицензионный договор. Если лицензиар использует программу, права на которую ему переданы фактическим владельцем, договор будет сублицензионным.

Один из самых распространенных примеров сублицензионных договоров — договоры на использование бухгалтерских программ «1С:Предприятие», которые заключаются с дистрибьюторами (распространителями) программы, а не с владельцем.

Предметом лицензионного договора выступает передача прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, полезных моделей, товарных знаков и других объектов, в отношении которых зарегистрированы интеллектуальные права. В рамках нашей статьи мы рассматриваем преимущественно права на использование компьютерных программ.

В каких случаях лицензионный договор не облагается НДС

Для того, чтобы использовать право не начислять НДС на сделки по передаче прав на компьютерные программы и другие объекты интеллектуальной собственности, соблюдайте следующие правила:

  1. Передачу программного обеспечения необходимо оформлять посредством заключения лицензионного или сублицензионного договоров. Если будут подписаны договор купли-продажи, агентский или субподрядный, контролирующие органы посчитают операцию услугой и откажут в освобождении от НДС. Такой позиции придерживаются Минфин и ВАС РФ (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33, письмо Минфина № 03-07-08/2275 от 22.01.2016).
  2. Передавать права от лицензиара лицензиату необходимо на основании исключительной или неисключительной (простой) лицензии. Простая лицензия позволяет лицензиару передавать права на программу неограниченному количеству пользователей. Исключительная лицензия предусмотрена для одного (либо ограниченного круга) пользователя. Факт регистрации интеллектуальных прав на предмет договора не влияет на возможность применения льготы по НДС в отношении сделки.

Лицензионные договоры без НДС могут быть использованы компанией только тогда, когда в порядке вся первичная документация и поставлен раздельный бухгалтерский учет видов деятельности, облагающихся и не облагающихся НДС.

Скажем честно, при работе с клиентами, которые обращаются к нам по совершенно различным основаниям, мы достаточно часто прибегаем к аудиту организации бухгалтерского учета. В числе выявляемых проблем много ситуаций, когда компании неправильно регистрируют сделки передачи прав на эксплуатацию программ ЭВМ или не учитывают тонкости проведения таких операций.

Все это создает не только повышенное внимание со стороны налоговиков, но и влечет доначисления по НДС. Причин некорректного оформления несколько. От банальных «думали, что делали правильно» и «авось пронесет» до «не учли нюансы».

Продажа компьютерных программ в коробочной товарной упаковке

Сделки по приобретению и использованию компьютерных программ, имеющихся в открытой продаже в коробочной упаковке, подлежат налогообложению НДС. Это связано с тем, что пользователь сначала покупает программное обеспечение, а позднее (в момент установки программы на ПК) заключает лицензионный договор посредством присоединения.

При проведении сделок по приобретению прав на программное обеспечение следует учитывать, что лицензионный договор НДС не облагается только тогда, когда он заключен раньше, чем произошла фактическая передача материальных носителей и прав на программу конечному пользователю.

Лицензиар вправе учесть стоимость материального носителя, технической документации, упаковочных и сопроводительных материалов в стоимости передаваемых прав. В этом случае все элементы, участвующие в оформлении материального носителя, также освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.

Тонкости оформления документов, связанных с передачей исключительных прав

Статьей 168 НК РФ установлено, что операции, освобожденные от НДС, оформляются счетами-фактурами. При этом в соответствующей графе сумма налога не выделяется, а проставляется надпись или штамп «Без НДС». Ошибки в оформлении счетов-фактур, равно как и указание суммы налога, влекут утрату права на освобождение от НДС.

Наличие сублицензионного или лицензионного договора, заключенного между пользователем и владельцем программного обеспечения обязательно. Если такой договор отсутствует, вы обязаны начислить и уплатить НДС на операции по передаче прав на программное обеспечение (письмо Минфина от 01.04.2014 № 03-07-14/14317).

Наша компания достаточно часто работает с лицензионными договорами на программное обеспечение, поэтому мы знаем:

  • как их оформлять и какие сопутствующие документы необходимо иметь;
  • в каких случаях закон позволяет не платить НДС;
  • как организовать ведение учета с целью освобождения от НДС;
  • каким образом подстраховаться от излишнего внимания налоговиков.

Лицензируй это! Как получить лицензию на некоторые виды деятельности

Model.Article.Title

В настоящее время в России насчитывается полсотни видов деятельности, которые требуют лицензирования. В список лицензируемых входят, например, частная детективная и охранная деятельность, оказание услуг связи, теле- и радиовещание, медицинская и образовательная деятельность, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и даже заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов. Поэтому, прежде чем затевать какое-то дело, нужно тщательно разобраться, насколько хлопотным окажется его создание и развитие.

Согласно закону лицензирование необходимо для предотвращения нанесения ущерба правам, интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, обороне и безопасности государства. Поэтому юрлица и ИП должны получать разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности. Это право будет подтверждено документом, который сейчас по запросу могут выдать не только на бумаге, но и в электронной форме с электронной подписью.

Как получить лицензию?

Чтобы получить лицензию, нужно соответствовать следующим требованиям:

1) иметь необходимые для выполнения работы помещения, технические средства, оборудование и техническую документацию, принадлежащие тому, кто запрашивает лицензию, на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности;

2) иметь штат квалифицированных работников с необходимым стажем работы и профессиональной подготовкой для данного вида деятельности;

3) иметь системы производственного контроля.

Лицензия действует бессрочно, однако получать ее надо на каждый вид деятельности отдельно. Стоимость госпошлины, которую придется заплатить за возможность заниматься тем или иным делом, зависит от вида деятельности. Однако документы, которые надо будет представить для получения лицензии, типичны:

  • заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем;
  • здесь указываются полное название фирмы, ее организационная форма, адрес местонахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица или данные ИП. Сюда же включаются данные об ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговом органе. Естественно, в заявлении необходимо указать, на какой вид деятельности соискатель хочет получить лицензию, а также описать услуги, которые планируется оказывать;
  • в заявлении указываются реквизиты документа, подтверждающего факт оплаты госпошлины. Здесь же можно попросить представить информацию по вопросам лицензирования в электронной форме;
  • копии учредительных документов юридического лица, заверенные нотариально;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.

В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением, в течение трех рабочих дней со дня его приема лицензирующий орган должен уведомить об этом предпринимателя. На то, чтобы устранить нарушения, отводится срок 30 дней. После окончательного приема документов у чиновников будет 45 рабочих дней, чтобы принять решение о выдаче лицензии или об отказе. При этом отказ должен быть мотивирован. В частности, отказать могут, если в заявлении была указана недостоверная или искаженная информация. Или если в ходе проверки выяснится несоответствие соискателя лицензионным требованиям. Также отказа можно ожидать, если в отношении соискателя лицензии уже выносилось решение об аннулировании ранее выданной лицензии на этот вид деятельности. Надо знать, что аннулировать или приостановить лицензию могут, например, если лицензиат привлекался к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

Что ждет владельца лицензируемого бизнеса?

Предприниматель, который решился на бизнес, требующий лицензии, должен быть готов как к ежегодным плановым, так и к внеплановым проверкам. Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится в следующих случаях:

  • если лицензирующий орган получил заявление о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований от граждан, ИП, юрлиц, органов госвласти или местного самоуправления, СМИ;
  • если истек срок исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения лицензионных требований;
  • если уже истек срок, на который было приостановлено действие лицензии;
  • если лицензиат сам попросит чиновников о выездной проверке в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;
  • по приказу (распоряжению), изданному лицензирующим органом в соответствии с поручением президента или правительства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Некоторые сферы деятельности подлежат лицензированию. Лицензии выдаются государственными органами в соответствии с требованиями законодательства.

Кому и зачем нужна лицензия для работы, а также о процедурах ее регистрации рассказываем в статье.

Виды лицензируемых направлений деятельности

Список лицензируемых видов деятельности прописан в п.12 99-ФЗ.

Деятельность в сфере перевозок:

внутренние водные, морские, железнодорожные перевозки пассажиров и опасных грузов;

автобусные перевозки пассажиров;

буксировки морским транспортом;

сбор, транспортирование и утилизация, обезвреживание и размещение опасных отходов.

Проведение азартных игр в букмекерских конторах.

Охранная и сыскная деятельность.

Услуги связи, теле- и радиовещания.

еятельность в сфере образовательных услуг.

Деятельность фармацевтических компаний и оказание медицинских услуг.

Переработка лома и драгоценных металлов.

Защита информации. Разработка, производство и распространение:

средств конфиденциальной защиты;

специального оборудования, предназначенного для негласного получения информации.

Разработка, производство, испытания и ремонт военной и авиационной техники.

Деятельность, связанная с оборотом оружия: гражданского, служебного, огнестрельного, химического. Разработка, хранение, утилизация и производство боеприпасов и пиротехники.

Тушение пожаров в населенных пунктах и на производственных объектах.

Фармакология, производство лекарств и медицинской техники. А также оборот наркотических и психотропных веществ и деятельность в замкнутых системах, связанная с использованием возбудителей инфекции и генно-инженерно-модифицированных организмов.

Содержание животных в зоопарках, дельфинариях, океанариумах.

Есть еще другой список, который регулируется нормативно-правовыми актами и постановлениями Правительства РФ в сфере атомной энергетики, ценных бумаг., кредитования, защиты гостайны и др.

Как понять нужна лицензия или нет

Рекомендуем действовать по следующему алгоритму.

Посмотрите попадает ваша деятельность под лицензирование или нет.

Определитесь с кодами ОКВЭД. Код ОКВЭД— это цифровое значение направления деятельности ООО или ИП. Список кодов указан в общем классификаторе ОКВЭД.

Уточните у налогового консультанта подлежит ли деятельность обязательному лицензированию.

Как получить лицензию

Выдачей документов, а также лицензионным контролем занимаются уполномоченные государственные структуры. Например, разрешение на розничную продажу алкоголя выдают в Росалкогольрегулировании, на ведение охранной деятельности — в МВД, лицензию на транспортировку людей — в Ространснадзоре, осуществление образовательной деятельности — в Рособрнадзоре.

Список документов для получения лицензии:

заявление по установленной форме. Заявление передается в орган, который выдает лицензию. Например, если вы открываете бизнес, связанный оказанием образовательных услуг, заявление подается в Рособрнадзор;

для ООО - копии учредительных документов, заверенные у нотариуса, для ИП - копия ОГРНИП и ИНН;

дополнительный перечень документов. Его определяет государственный орган, который выдает лицензию;

Пакет документов передается в надзорный орган разными способами:

В течение 3 рабочих дней со дня предоставления документов уполномоченные органы принимают решение о рассмотрении заявлении или возврате. Если были замечены нарушения требований или документы переданы в неполном объеме, документы возвращаются. На устранение замечаний предоставляется 30 дней.

Если документы в порядке, в течение 45 дней уполномоченный орган производит проверку сведений и принимает решение о выдаче лицензии. В течение 3 рабочих дней после подписания приказа о выдаче лицензии, ее выдают фирме.

Лицензия выдается бессрочно. Действует на территории всех субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов этих субъектов в соответствии с законом.

Изменения в получении лицензии с 1 января 2021 года

С 1 января 2021 года будет введена реестровая модель лицензирования, а дистанционный порядок получения лицензии может стать основным.

Больше не будут выдаваться бумажные и электронные лицензии.

Оформление и переоформление лицензий будет фиксироваться в электронном реестре.

Для подтверждения наличия лицензии предоставляется выписка из реестра в бумажном или электронном виде.

Все лицензии, которые были оформлены до 1 января 2021 года, действительны и внесены в реестр. Реестр лицензий станет общедоступным.

Пока сохраняется бумажный порядок предоставления документов для получения лицензий, но не исключено, что он станет альтернативой дистанционному.

Стоимость лицензии

Государственная пошлина за получение лицензии оплачивается один раз и составляет 7500 рублей.

Исключение составляют следующие сферы деятельности:

банковская - 0,1 % от уставного капитала, не более 500 тыс. рублей;

розничная продажа алкоголя с содержанием спирта от 15 % — 65 тыс. рублей в год. Лицензия на продажу алкоголя оформляется каждый год или на срок до 5 лет.

Минпромторг предложил снизить размер пошлины с 65 тыс. до 12 тыс. рублей в год. Такой законопроект находится на рассмотрении правительства. Если закон одобрят, он вступит в силу уже с 1 января 2021 года.

ежегодная лицензия на производство вина — 800 тыс. рублей, коньяка и водки — 9,5 млн рублей.

Лицензия на продажу алкоголя

Для получения лицензии на продажу алкоголя необходимо обратиться в Росалкогольрегулирование.

Стоимость лицензии зависит от процента содержания этилового спирта и вида торговли алкоголем: оптом или в розницу.

Важный момент: продавать алкоголь могут только юридические лица. Индивидуальным предпринимателям разрешена торговля пивом, сидром, пуаре и медовухой, при этом лицензия на продажу не требуется.

Помещение для продажи алкоголя должно отвечать лицензионным требованиям:

есть системы водоснабжения, канализации, отопления;

находится на расстоянии не менее 100 м от оперативных, медицинских и образовательных учреждений.

Также для оформления лицензии в уполномоченный орган необходимо предоставить документы о регистрации ККТ, договор на охранные услуги и соответствие нормам пожарной безопасности.

Уставной капитал для розничной продажи алкоголем для кафе и баров не менее 10 000 рублей.

Прекращение действия лицензии

Выдача разрешений на ведение бизнеса, за исключением ряда сфер деятельности, выдается на неограниченный срок. Но срок действия лицензии может быть сокращен по нескольким причинам:

в работе компании есть нарушения законодательства;

суд аннулирует действие лицензии;

ИП или юр. лицо закрывается.

За компаниями, которые ведут лицензионную деятельность, осуществляется государственный контроль.

Если во время проведения проверок, найдены грубые нарушения лицензионных требовании, действие разрешения на ведение деятельности приостанавливается Восстановление лицензии происходит после устранения нарушений.

Если компания не устраняет нарушения в обозначенный срок, лицензионный орган просит суд отозвать лицензию.

Закрытие компании

Независимо от сферы бизнеса собственник обязан уведомить уполномоченный орган о закрытии компании за 15 дней до фактического прекращения деятельности.

По заявлению соискателя органом принимается решение о прекращении действия лицензии.

Виды наказания за отсутствие лицензии

За работу без специальных разрешений на ведение деятельности предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Степень наказания регулируется федеральными законами, зависит от причиненного ущерба и дохода компании.

При доходе менее 2,25 млн рублей штраф компаниям за работу без лицензии — до 50 000 руб (ст. 14.1 Административного кодекса РФ)

Уголовное наказание предусматривает лишение свободы сроком до 5 лет и штрафы до 500 тыс. рублей (ст. 171 УК РФ).

Как сэкономить при открытии лицензионной торговли

Для начинающего предпринимателя затраты на открытие бизнеса могут больно ударить по карману. Помимо получения лицензии придется заплатить пошлину за государственную регистрацию юридического лица, аренду помещения для торговли, открытие расчетного счета и др.

Оптимизировать затраты можно и нужно

Как сэкономить на кассе

Во-первых, чтобы сэкономить, выбирайте кассы, с которыми у вас не возникнет дополнительных расходов на обновления, расширение функционала, интеграции, оплату кассового ПО.

Например, в онлайн-кассах МТС уже встроен весь необходимый функционал и интеграции, кассовое ПО и обновления бесплатные.

МТС Касса 5А″ LS

МТС Касса 5″

МТС Касса 7″

МТС Касса 9″ ЕГАИС

МТС Касса 12″

МТС Касса 5А″

Во-вторых, кассу не обязательно покупать, ее легко взять в аренду и платить только за тот набор услуг, который нужен вашему бизнесу.

Если берете кассу в аренду, внимательно изучите условия договора. Старайтесь исключать варианты аренды, где будут обязательства по открытию РКО и эквайрингу с не очень выгодными тарифами.

Выбирайте аренду, где весь необходимый набор услуг уже включен и вам не придется доплачивать. Такие условия аренды кассы и плюсом возможность ее выкупа по остаточной цене дает МТС Касса. К тому же, если брать аренду в МТС, касса впоследствии перейдет к вам в собственность.

В-третьих, если вы планируете открывать интернет-магазин или организовывать доставку, выгоднее сразу устанавливать кассу, которая одна справится с обслуживанием всех трех направлений.

С МТС Кассой вам не придется покупать кассы каждому курьеру. Они смогут установить на свои личные смартфоны кассовое ПО от МТС и использовать их. Любую кассу МТС можно подключить к интернет-торговле.

Как сэкономить на эквайринге

Ставки по эквайрингу плюс/минус везде одинаковые. Единственное, если у вас небольшие безналичные обороты, то все же лучше искать варианты, где ставка фиксированная и не зависит от суммы.

Существенно сэкономить на эквайринге еще можно за счет приема безналичных оплат через систему быстрых платежей (СБП). Терминал эквайринга не понадобится – перевод проходит через кассу, а комиссия по безналичной выручке дешевле эквайринга – всего 0,4 - 0,7%.

Как сэкономить на РКО и бухгалтерии

Подобрать тариф РКО вы можете вместе с нами. МТС Касса сотрудничает со многими системно значимыми банками, мы помогаем в подборе и открытии счетов без визита в банка. Эту услугу своим клиентам мы оказываем бесплатно.

Еще один из вариантов экономии – это бухгалтерское сопровождение. Если у вас небольшой бизнес, вы вполне можете обойтись без наемного бухгалтера, подключив онлайн-бухгалтерию. Такой сервис сам ведет бухгалтерский учет, рассчитывает налоги, готовит отчетность и отправляет ее через интернет в ФНС, ПФР, ФСС, направляет платежные документы в банк, делает финансовый анализ. МТС Кассы, например, интегрированы с таким сервисом. Вы просто заводите первичную документацию в сервис, а все остальное он делает сам.

В департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с правовым департаментом по вопросу о применении статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации сообщается следующее.

В силу пункта 6 статьи 366 Налогового кодекса налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Налоговым кодексом не предусмотрены основания для отказа налоговым органом в регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Таким образом, при представлении в налоговый орган оформленного в установленном порядке заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес налоговые органы не вправе отказать в регистрации объектов налогообложения и обязаны выдать соответствующее свидетельство.

Между тем свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес не является документом, подтверждающим право организации на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.

В связи с этим вопрос о правомерности осуществления организацией, имеющей оформленную в установленном порядке лицензию, деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок на территории субъекта Российской Федерации, где действует установленный законом этого субъекта Российской Федерации запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, может быть решен в судебном порядке.

О регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес

В опубликованном письме рассмотрены особенности реализации налогоплательщиком права на организацию и проведение азартных игр. В частности, приведены разъяснения по:

  • отказу налогового органа в регистрации объекта налогообложения в ИФНС;
  • порядку рассмотрения правомерности ведения фирмой, которая имеет на то соответствующую лицензию, деятельности по организации и проведению азартных игр на территории субъекта РФ, где действует запрет на такую деятельность.

Порядок регистрации

По мнению специалистов главного финансового ведомства, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в регистрации объектов налогообложения и обязан выдать соответствующее свидетельство. Обязательное условие –вИФНСдолжно быть представлено оформленное в установленном порядке заявление о регистрации объекта (объектов) обложения налогом на игорный бизнес. Ведь законодательством о налогах и сборах, в частности, статьей 366 Налогового кодекса РФ, не предусмотрены основания для такого отказа.

Так, каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в ИФНС:

  • по месту установки этого объекта налогообложения;
  • по месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы.

Основанием для регистрации является заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Подать этот документ в налоговую инспекцию налогоплательщик должен в определенный срок. А именно, не позднее чем за два дня до:

  • даты установки каждого объекта налогообложения;
  • открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы.

В течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика налоговые органы обязаны выдать свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Отметим, что формы заявления и свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес утверждены приказом Минфина России от 22.12.2011 № 184н.

Также напомним, что объектами налогообложения признаются (п. 1 ст. 366 НК РФ):

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора;
  • процессинговый центр букмекерской конторы;
  • пункт приема ставок тотализатора;
  • пункт приема ставок букмекерской конторы.

Подтверждение права на проведение азартных игр

На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны.

Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов РФ:

  • Алтайский край;
  • Приморский край;
  • Калининградская область;
  • Краснодарский край.

Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок может быть организована вне игорных зон в установленном порядке. Букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством РФ. Основание - пункты 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ (далее – Закон № 244-ФЗ).

О том, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит лицензированию, говорится в подпункте 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ.

Лицензия на осуществление названной деятельности представляет собой документ, выдаваемый в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ (далее – Закон № 244-ФЗ). Он дает организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон. В приложении к этому документу обязательно указываются количество и местонахождение филиалов или иных мест осуществления деятельности (п. 9 ст. 4 Закона № 244-ФЗ).

Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах утверждено постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 (далее – Положение о лицензировании). Согласно данному Положению, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах - это деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, которые расположены вне игорных зон. В них организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

Справка: в букмекерских конторах, тотализаторах, пунктах приема ставок, расположенных вне игорных зон, не может осуществляться деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов и игровых столов (п. 3 ст. 14 Закона № 244-ФЗ).

Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется Федеральной налоговой службой. Среди лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии при осуществлении лицензируемого вида деятельности, значится наличие у него зарегистрированных в соответствии с Налоговым кодексом РФ:

  • процессингового центра букмекерской конторы (процессингового центра тотализатора);
  • касс букмекерских контор (касс тотализаторов).

Следовательно, каждое юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, выданную Федеральной налоговой службой, должно осуществлять лицензируемый вид деятельности только по месту нахождения игорного заведения, указанного в лицензии (приложении к лицензии).

В опубликованном письме Минфин России обратил внимание, что свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес не подтверждает право налогоплательщика на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр. Вопрос о правомерности ведения этой деятельности на территории субъекта РФ, где действует запрет на такой вид бизнеса, фирмой, которая имеет на то соответствующую лицензию, решается в суде.

Административная ответственность

Согласно статье 14.1.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, влекут наложение административного штрафа с конфискацией игрового оборудования:

  • на граждан - в размере от 3000 до 5000 рублей;
  • на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 700 000 до 1 000 000 рублей.

Организация и (или) проведение азартных игр без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии влечет наложение административного штрафа с конфискацией игрового оборудования:

  • на граждан - в размере от 2000 до 4000 рублей;
  • на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц - от 500 000 до 800 000 рублей.

Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно осуществление этой деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

Читайте также: