Ушур налог с кочевых народов

Опубликовано: 02.05.2024

Налоги и повинности

Как и все подданные Хивинского ханства, каракалпаки также платили налоги и несли повинности, существовавшие в то время в ханстве. С населения удерживался земельный налог — салгут, а также налог в пользу духовенства — ушур. В военное время каракалпаки платили также и «деньги на казан». Семьи, занимающиеся скотоводством, выплачивали 40-ю часть своего имущества в виде закята. Во второй половине XIX в. с населения за 40 голов крупного рогатого скота удерживался закят в размере 9 рублей, за 40 голов овец или коз — в размере 2 рублей 50 копеек.

Помимо уплаты налогов, каракалпаки выполняли различного рода повинности, бремя которых было зачастую тяжелее выплаты налогов.


Народные восстания

Ближе к концу периода правления хивинского хана Мухаммада Аминхана (1845—1855) усилилось военное давление со стороны Российской империи, которое провоцировало туркменских вождей, старейшин и биев каракалпаков против хана Хивы, стараясь посеять смуту в ханстве. Помимо этого, в то время между Хивинским ханством и Бухарским эмиратом существовали территориальные разногласия. Хивинский хан предпринял меры по усилению охраны государства, что повлекло за собой большие расходы. Пустеющая казна требовала пополнения, что осуществлялось за счет увеличения налогов с населения. Российская империя сталкивала между собой узбекский, туркменский, киргизский, казахский и каракалпакский народы, не гнушаясь даже политикой подкупа лидеров этих племен.


В результате этого процесса, в 1855 году против Хивинского ханства вспыхивает восстание под руководством Эрназар-бия из каракалпакского племени кулдовли, и каракалпаки объявили о своем неподчинении хану. Эрназар-бий стремился возвести на престол одного из предводителей казахского племени Зарлика, лояльного царскому правительству и перейти на сторону Российской империи. Царское правительство стремилось поддержать волну протеста в данном племени не только финансами, но и оказанием военной помощи.
После восхождения на хивинский престол Саид Мухаммадхана в 1856 году, он направляет большое войско под командованием ясаул- баши Мухаммаднияза для подавления восстания Эрназар-бия, который, готовясь к отражению атаки, размещается в отстроенной на берегу Казакдарьи крепости.

Повстанцы, видя перед собой огромное войско, готовое к штурму, затеяли между собой потасовку, Эрназар-бий был убит выстрелом. Группы, до конца остававшиеся преданными Эрназар-бию, тайными тропами уходят из крепости и укрываются в крепости Акмечеть, захваченной русскими войсками в 1853 году. Они обращаются к царскому правительству с просьбой о предоставлении подданства Российской империи. Заявления некоторых аксакалов и биев, не имевших право обращаться от имени каракалпакского народа, министерством иностранных дел и военными министерствами было извращено и раздуто, после чего они стали оправдывать свои действия, прикрываясь предлогом «Все тюркские племена хотят присоединиться к России и не желают оставаться в составе Хивинского и Кокандского ханств».


В 1858—1859 гг. ряд каракалпакских племен вновь поднимают бунт. Город Кунград превратился в очаг восстания. Хивинский хан поручает предводителю туркменских боевых сил Атамурадхану разобраться с повстанцами. В результате бунт был беспощадно подавлен, а его центр — город Кунград подвергся основательному разрушению.

Многие каракалпаки не желали вступления в состав Российской империи, хорошо осознавая важное значение совместной жизни со своими кровными соседями — узбеками. У этих народов, имевших общие истоки развития, чувство необходимости проживания на единой тюркской земле преобладало над всеми другими порывами.

После подчинения Хивинского ханства царским правительством, гнет и притеснения в отношении каракалпаков, живших в низовьях Амударьи, только усилились. Народное восстание в Бийбазарской и Нукусской волостях под руководством Баба-Гёклана продолжалось около десяти лет (1881-1891).

В результате ухудшения положения дехкан в 1900 году в Нукусской волости и Кунградском бекстве произошли народные волнения, которые были жестоко подавлены со стороны колониального правительства

Выбранный для просмотра документ Урок 36.doc

Урок 36. ИК. 7 класс. Дата:

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА В XIV - XV ВЕКАХ.

- Объяснить особенности хозяйственной де­ятельности народов Казахстана, в котором преимуще­ственно развивалось кочевое скотоводство, но на юге, юго-востоке было также развито земледелие. Показать, как началось развитие городской культуры, ремеслен­ничества.

- Развивать умения устанавливать причинно- следственные связи, научить учеников делать выводы о том, на ка­кой стадии были экономика, городская культура и развитие

- Способствовать формированию трудолюбия и воспитанию патриотизма.

Вид урока: Традиционный.

Приемы урока: Устное объяснение с использованием презентации, работа с учебником.

Актуализация знаний по вопросам к параграфу 29.

- Охарактеризуйте социальную структуру государств послемонгольского периода.

- Работа с текстом Впишите недостающие…….слова ( понятия)

Во главе государства стоял великий …(хан).Власть передавалась …(от отца к сыну). Государственные дела решались на ……(ханском совете), в состав которого входили улусбеки, эмиры беки, бии. Советниками хана являлись ……(везиры). Верховным органом ханской власти был ……(курултай). Он созывался ………(раз год) в летнее время.
В Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предводителей племен именовали ……(эмирами), в Ногайской Орде - …(мурзами) Титул …(бек) присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Титул …(бия) присваивался народным судьям. Монгольский титул …(нойон) присваивался представителям богатой знати. Титулы…(бахадур или батыр) носили видные военачальники. Простонародье называли ……(карача) (чернь, простолюдины).

- Какие формы земельной собственности (землевладения) существовали в государствах?

- Расскажите о налогах и повинностях в государствах послемонгольского периода.

Икта – земельное владение(надел), условно выделяемое правителем феодалам за несение государственной и военной службы.

Инжу – государственные земли в Монгольской империи и в послемонгольский период, принадлежавшие непосредственно ханам.

Сойыргал – одна из форм землевладения, когда правитель выделял земельный надел военным и государственным служащим. Имел наследственный характер.

Вакф (вакуф) –земельные владения, находившиеся в собственности мусульманских религиозных учреждений и самих служителей религии.

Мульк – одна из форм землевладения, распространенная в земледельческих оазисах.

Бадж – вид налога на обрабатываемую землю.

Сыбага и согым- налог, взимавшийся со скотоводческого населения в натуральном виде.

Зякет – налог со скота в пользу хана и султанов.

Капшуыр –алог, взимавшийся с кочевых скотоводов в размере 1% поголовья скота.

Тагар – налог, взимавшийся с населения в натуральном виде для обеспечения войска продовольствием. Размер данного налога был неограниченным.

Калан – налог, взимавшийся с населения в зависимости от величины площади земельного надела.

Ушур – налог, взимавшийся с населения в зависимости от числа душ.

Харадж –поземельный налог, взимаемый в зависимости от количества полученного урожая.

- Каковы особенности государственно- административного устройства?

Изучение новой темы:

План изучения новой темы:

1. Развитие скотоводства.

2. Земледелие. Регионы их развития.

3. Города и сельские поселения.

Вопросы темы рассматриваем на основе ключевых заданий с использованием презентации по теме

- Каким был основной вид хозяйствен­ной деятельности народов Казахстана в прошлые века?

- На какие виды делится кочевое скотоводство?

- В каких регионах развивалось земледелие?

- Какие были развиты ремёсла?

- Какую роль играли города?

- Какой невосполнимый урон нанесло хозяйству страны монгольское нашествие?

Тест: Экономическое положение Казахстана в 14-15 в.в.

1. Тяжелые последствия могольского нашествия, сельское хозяйство и оседлая городская культура вновь начали возрождаться:

А) в сер. 13 в. В) в конце 13 в. С) в нач 14 в. Д) сер 14 в. Е) в конце 14 в.

2. Какой вид скотоводства развивался на юго-востоке, на западе и севере Казахстана преимущественно:

А) кочевое В) полукочевое С) оседлое Д) оседло-земледельческое Е) кочевое и полукочевое

3. Историко-географической особенностью Жетысу было то, что протяженность маршрутных кочевок составляло:

А) 100-150 км В) 150-200км С) 250-300км Д) 300-350км Е) 800-1000км

4. В восточном Дешт-и-Кыпчаке развивалось кочевое скотоводство, маршруты кочевок доходили до…

А) 100-150 км В) 150-200км С) 250-300км Д) 300-350км Е) 800-1000км

5. К центрам развитого земледелия относились такие крупные города как:

А) Сыгнак, Отрар, Тараз В) Сауран, Отрар, Сайрам С) Туркестан, Сауран, Отрар

Д) Узгент, Сыгнак, Янгикент Е) Нет правильного ответа

6. Определить регион центра развитого земледелия :

А) Сауран В) Отрар С) Сыгнак Д)Богыларык Е)Туркестан

7. Крупный очаг земледелия являлся район :

А) Жетысу В) Мавераннахр С) Мужду Волгой и Уралом Д) Дешт –и– Кыпчак Е) Район города Талхир

8. Центр поливного земледелия:

А) Сауран В) Отрар С) Туркестан Д) Талгар Е) Сузак

9. 1269 на берегу реки Талас состоялся курултай, на котором было принято решение:

А) запретить сбор налогов с оседлого городского населения

В) ообложить оседлое городское население новыми налогами

С) беспощадно грабить городское оседлое население

Д) прекратить грабить городское оседлое население

Е) нет верного ответа

10 Значительную роль в оживлении городской жизни сыграл город:

А) Сыгнак В) Отрар С) Туркестан Д) Талгар Е) Сузак

11. При каком хане было построено много мечетей, медресе и др. общественных зданий:

А) хане Абулхаире В) хане Едыге С) хане Ерзене Д) хане Тоглук-Тимуре

12. Одной из главных отраслей городского ремесла было:

А) ювелирное дело В) гончарное дело С) медницкое дело Д) бронзолитейное дело Е) кирпичеобжигательное ремесло

13. В каком районе были обнаружены остатки гончарных мастерских:

А) север Каратау В) юг Каратау С) запад Каратау Д) восток Каратау Е) Каратау

14. В каком городе ремесленные мастерские занимали около 2 гектаров земли:

А) Сыгнак В) Отрар С) Туркестан Д) Талгар Е) Сузак

15. Кирпичеобжигательное ремесло в основном было развиты в :

А) районе Чу и Талас В) приаралье С) присырдарьинских городах Д) Отраре и Туркестане Е) Жетусу

16. В ходе археологических раскопок извлечены зеркала и светильники, изготовленные из бронзы:

А)Сыгнак и Отрар В) Отрар и Сузак С) Отрар и Туркестан Д) Сайрам и Ташкент Е) Кулан и Мерке

17. В каком городе найден клад серебряных вещей, который представляет большой интерес для науки:

А) Сыгнак В) Отрар С) Туркестан Д) Талгар Е) Сузак

18. Производство стекла в городах Отрар и Тараз известно с:

А) 10-11 в.в. В) 11-12 в.в. С) 12-13 в.в. Д) 13-14 в.в. Е) 14-15 в.в.

задание на дом: ответить на вопросы к §30.

Тест: экономическое положение Казахстана в 14-15 в.в.

Код: 1в 2в 3а 4е 5с 6е 7а 8д 9а 10а 11с 12в 13а 14в 15с 16с 17в 18а

Выбранный для просмотра документ Экономическое положение Казахстана в 14-15 веках.pptx

на языке монгольских и тюркских племен обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью. Перешло слово Я. в. смотреть

(тюрк.) натуральная подать, которой облагались нерусские народы. занимавшиеся охотничьим промыслом в 15—18 вв. в Поволжье, в 17 — начале 20 вв. . смотреть

ЯСАК, -а, м. В старину: натуральный налог, к-рым облагались нек-рыенароды Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. 11 прил. ясачный, -ая, -ое.Ясачные сборы. смотреть

ясак 1. м. Натуральный налог (пушниной, скотом и т.п.), которым облагались народы Поволжья, Сибири и Дальнего Востока (на Руси и в Российском государстве до 1917 г.). 2. м. устар. Условный знак, сигнал.

ясак налог, подать Словарь русских синонимов. ясак сущ., кол-во синонимов: 4 • дань (12) • налог (39) • подать (20) • сигнал (53) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дань, налог, подать. смотреть

Ясак — на языке монгольских и тюркских племен обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной, мягкой рухлядью. Перешло слово Я. в русский язык со времени завоевания Сибири. Я. вносился в казну соболями, лисицами, бобрами, куницами и др. пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха составляли для казны важный источник дохода и серьезную статью отпускной торговли. Первоначально сбором Я. ведал сибирский приказ; с 1763 г. мягкая рухлядь стала поступать в кабинет Его Величества. Я. назначался для каждого племени или рода в отдельности, "смотря по людям и по промыслам". Уплата Я. ложилась на инородцев тяжелым бременем, так как служилые люди старались собирать его с "прибылью" и позволяли себе разные злоупотребления, притесняя инородцев за качество Я. и не допуская замены одних зверей другими. Постоянные жалобы инородцев вызвали в 1727 г. издание указа, разрешавшего замену мягкой рухляди деньгами; но вскоре уплата Я. деньгами была признана для казны убыточной. В 1739 г. состоялась резолюция кабинета министров собирать Я. соболями, "а чего соболями не достанет, то добирать другой мягкой рухлядью, а в таких местах, где подлинно соболей в другой мягкой рухляди сыскать невозможно, то брать деньгами по три рубля за соболя". Злоупотребления сборщиков Я. не прекратились; "ясашные народы терпели от заборщиков Я. и прочих начальников грабительство и разорение", и правительство в 1763 г. признало необходимым упорядочить ясашную повинность. С этой целью был командирован в том же году в Сибирь секунд-майор Щербачев, для составления генеральной переписи и более правильного обложения Я. инородцев. Образованные Щербачевым на местах особые комиссии выработали следующие основания для ясашного обложения. Каждый род или улус был обложен или определенным родом зверя, раз навсегда оцененным, или деньгами, или тем и другим вместе. На случай неулова так назыв. "окладных зверей", разрешено было заменять их другой пушниной или деньгами по справочным ценам. В начале XIX века, пришлось снова изменить размеры ясашного обложения, так как материальное положение и численность инородческих племен, обложенных Я., значительно изменились. Составлением для кочевых и бродячих инородцев новых окладных ясашных книг занялись образованные в 1827 г. ясашные комиссии, особые для Вост. и для Зап. Сибири. Они приняли за основание вновь выработанного порядка обложения установленное уставом 1822 г. деление инородцев на оседлых, кочевых и бродячих. Для кочевых и бродячих инородцев ясашные комиссии сохранили способ обложения, введенный в 1763 г.; предположено было только отменить 44-копеечный сбор. Оседлые инородцы должны были платить подати и повинности "по тем сословиям, в кои они вступили". По окладам, установленным ясашной комиссией, ясашные инородцы продолжали платить ясак до самого последнего времени, несмотря на то, что многие инородцы, числившиеся по окладным листам кочевыми, успели фактически перейти в оседлое состояние М. Кроль.

ЯСАК(тюркск.). 1) подать, взимаемая с кочующих племен в Сибири, преимущественно пушным товаром. 2) особый колокол при церкви, которым дают знак звонарю. смотреть

Научно-популярный портал по истории Азербайджана

  • Home
  • /
  • История Азербайджана
  • /
  • Рекомендуем
  • /
  • По законам Узун Гасана: Налогообложение в Азербайджане в XV в.


М.Сеидов

Междоусобицы среди Тимуридов расшатали их власть на территории Азербайджана, а стремление избавиться от иноземных завоевателей, положить конец их грабежам и насилиям охватило все слои населения. Таким образом, в начале XV века наступил исключительно благоприятный момент для освобождения и объединения Азербайджана под одной властью.

Племенные конфедерации Каракоюнлу и Аккоюнлу в XIV веке кочевали в Восточной Анатолии. Это были тюркские племена огузского происхождения, говорившие на южных диалектах азербайджанского языка. По мнению проф. Петрушевского, к моменту образования, в состав государства Каракоюнлу входили кроме Азербайджана (к югу от Куры) некоторые области Ирана, Восточная Анатолия и арабский Ирак с Багдадом.

Не вдаваясь в подробности истории государства Каракоюнлу, стоит отметить стремление его снователя Кара Юсуфа объединить весь Азербайджан под своей властью в рамках единого государства. Азербайджанское государство Каракоюнлу просуществовало с 1410 по 1467 г.

К этому времени в восточной части Малой Азии сложилось более сильное новое государственное образование другого объединения огузского племени Аккоюнлу во главе с племенем байандури, к которому принадлежала правящая династия. В 1467 году в сражении в Мушской долине Джаханшах Каракоюнлу был разбит Гасан беком – предводителем племени Аккоюнлу, прозванным за свой высокий рост Узун Гасаном («Высокий Гасан»). Он был одним из талантливых правителей и полководцев Передней Азии в XV веке.

Государство Аккоюнлу помимо Азербайджана (кроме Ардебильского округа) включало в свой состав Курдистан, Восточную Анатолию, арабский Ирак и почти весь Иран. Особенно при Узун Гасане (1453– 1478) государство Аккоюнлу достигло значительного могущества.

Узун Гасан был также выдающимся политиком и государственным деятелем. Эго политические идеи были гораздо шире обычного уровня представлений кочевых вождей. Будучи правителем небольшого бейлика в Диярбекире, он создал огромное государство, метрополией которого был Азербайджан. При нем Азербайджан впервые вошел в сферу европейской и мировой политики, с которым считались и на Востоке, и на Западе.

В отличие от кочевых вождей, деятельность которых ограничивалась ограблением завоеванных стран, Узун Гасан заботился о развитии производительных сил, стремился заручиться поддержкой оседлого населения. Он понимал необходимость привлечь симпатии населения на сторону власти. Современники характеризируют Узун Гасана как просвещенного и мудрого правителя, называя его «Султани Адил» (т.е. «Справедливый султан»).

Правители Аккоюнлу наделяли своих вассалов большими земельными владениями – союргалами. Союргалы передавались по наследству, пользовались налоговым и административным иммунитетом. Таким образом, они фактически не подчинялись центральной власти. Это способствовало появлению сепаратистских явлений. Они представляли собой «государство в государстве» и таили в себе угрозу для его единства.

Во внутренней политике Узун Гасан опирался на духовенство и бюрократию, стремился ослабить военно-кочевую знать, всячески боролся со злоупотреблениями чиновников. Подати и повинности были тяжелыми, в результате злоупотреблений налоговых чиновников их размеры часто увеличивались. Вводились новые сборы и повинности, не предусмотренные законом («гейри хукми»). С целью пополнения казны, ограничения злоупотреблений чиновников и феодалов, точной фиксации податей и повинностей Узун Гасан провел податную реформу и издал «Канун наме», или книгу «Узаконения». В народе они назывались «Законы Гасан падишаха».

Следует отметить, что эти законы действовали и в XVI веке в Сефевидском государстве, а также в восточных областях Османской империи, ранее входивших в состав государства Аккоюнлу. Яхья Казвини в своем труде «Луббат таварих» (написан в 1541/42 годах) писал: «Великий Эмир Абуль наср Гасан бек бин Али бек бин Осман бек бин Кутлуг бек бин Гаджи бей был справедливейшим государем. По сегодняшний день изданный им закон остается в силе».

По утверждению автора труда «Шерефнаме» Шерафеддина Битлисли, в конце ХVI века государственные органы в Азербайджане руководствовались «Законником» Узун Гасана.

Как отмечалось выше, чиновники собирали налоги по своему усмотрению, так как не было писаных законов о налогах. Городские середняки и беднота, особенно крестьяне, мучились под тяжелым бременем непосильных налогов. Гасан бек Румлу писал: «Все подвергались грабежу со стороны мухассилов».

Неприязнь между крестьянами и правящими классами усиливалась. В корне этой неприязни стояло отсутствие единых законов, регулирующих сферу налогов.

И.П.Петрушевский утверждает, что податная реформа Узун Гасана временно облегчила положение оседлого населения. Однако к концу XV века их положение вновь ухудшилось.

Джелаледдин Мухаммед Даввани в своем труде «Ахлаг и джелали» писал: «Несмотря на молодость, его высочество большую часть своего времени уделял делам управления государством, добрым делам для подданных, справедливости, научным истинам, редким указам и наставлениям ученым».

С другой стороны, уточняя количество налогов и податей, Узун Гасан по утверждению самого И.П.Петрушевского, ограничивал злоупотребления феодалов и чиновников при сборе налогов.

Что касается непосредственно самих налогов, то имеет смысл рассмотреть фирман (указ) о союргале, изданный в Мардине 5-го числа месяца шабан 903 года хиджры (30 марта 1498 г.) правителем Аккоюнлу Касым бин Джахангиром. Известный востоковед В.Минорский отмечал что в фирмане приводится 23 наименований налогов и податей.

И.П.Петрушевский приводит 35 наименований налогов и повинностей. По его утверждению, некоторые из 35 наименований были известны с эпохи сасанидов и халифата (харадж, ушр, джизья, бигар), а некоторые – со времен сельджуков и эльханидов (мутаваджихат-е черик). Отдельные наименования налогов и повинностей встречаются в фирманах правителей Аккоюнлу (мал-у джихад, тафаввуд, тоджихат, коналга, улам, шилтага, авари-за, русум, даругеки, савери, пишкеш, джихад, шикар).

Ихраджат – тяжелый налог, который взимался с подданных в чрезвычайных случаях. Этот налог использовался для содержания армии, осуществления чрезвычайных мероприятий, погашения расходов высокопоставленных государственных служащих и гонцов.

Халисат взимался в счет финансовой тетради в чистом виде.

Аваризат – налог за повинности. Подданные выплачивали его также деньгами.

Авариз – таможенная пошлина. Этот налог взимался в исключительных случаях. Подданные выполняли повинности для государственных чиновников и помещиков или часть повинностей выплачивали деньгами.

Шенагес взимался с урожая посевных.

Шилтагат – это множественное число персидского слова «шилтаг», означающего несправедливость, насилие. Это налог, который взимался государственными чиновниками с подданных путем подлога, иногда насильно. Этот налог не входил в официальный реестр государственных налогов, местные правители безосновательно взимали его с подданных.

Тоджихат, или мутаваджихат – название товаров или денежных средств (предназначенных для государства), находящихся в пользовании отдельных людей, учреждений, предприятий, хозяйств. В некоторых случаях с военнослужащих не взимали мутаваджихат.

Налог тоузиат подразумевал распределение налогов по отдельным регионам. Имелось в виду распределение определенной суммы денег или урожая среди подданных и поручение сбора этого налога государственным служащим.

Налог алафа взимался для кормления служебных лошадей правительственных чиновников. Крестьяне обязывались обеспечивать рабочих лошадей государственных служащих фуражом, стойлами и т.д.

Налог улафа имел в виду обеспечение крестьянами государственных чиновников ночлегом и продовольствием. Следует отметить, что в трудах некоторых историков не приводится четкого разграничения между налогами алафа и улуфа. На самом деле налог алафа означает корм для животных чиновников, а улуфа – это продовольственный налог, взимаемый с населения для чиновников и армии.

Крестьяне были обязаны принимать у себя в доме послов, посыльных, высокопоставленных государственных служащих и представителей дворца, их слуг, обеспечить их ночлегом и продовольствием, а также их животных стойлом и кормом. Этот вид повинности назывался «коналга».

И.П.Петрушевский, ссылаясь на труд «Джами ат-таварих», утверждает, что «коналга» была тяжелой повинностью. Чтобы избавиться от нее, население поддерживало свои дома в полуразрушенном виде.

В XV веке государственные служащие обеспечивались верховыми и вьючными животными на дорогу. Эти животные назывались улаг. Во многих случаях животное конфисковывалось без согласия хозяина. В народе это называли «ат тутду» (ловля лошадей – С.М.). По утверждению Т.М.Мусеви, эта повинность существовала с эпохи Эльханидов до эпохи Каджаров.

Улам – это специальный вид повинности, которая обязывала крестьян оказывать государственным чиновникам бесплатные услуги, выполнять обязанности проводника. По утверждению К.С. Лембтона, повинность «улам» появилась в период правления Каракоюнлу и существовала до эпохи Каджаров.

Тагар взимали для нужд армии принцев и кочевой знати с крестьян, горожан и кочевников.

Бигари – распространенный вид барщины, выполняемый населением бесплатно в пользу государства, правителей провинций, магалов, включал в себя строительство дорог, каналов, дворцов, возведение мостов, а также перевозку строительного материала, леса своей упряжкой.

Другим известным видом повинности был шикар. Во время охоты шаха, знатных феодалов крестьяне, взяв друг друга за руки, охватывали большую территорию и сгоняли животных к месту, где охотились знатные особы. По утверждению И.П. Петрушевского, в документах той эпохи понятия «бийар» и «шикар» употребляются вместе, подразумевая работу без оплаты. Шикар происходит от «шах» и «кар», что означает «работать для шаха».

В праздничные дни, особенно когда отмечали Новруз байрам, крестьяне должны были подносить подарки своим господам и местным правителям. Этот вид повинности назывался «новрузи». Подданные через чиновников преподносили шаху подарок – пишкеш. Налог, который платили все мужчины подушно, назывался «серане».

Русум, взимаемый с населения наличными или урожаем, расходовался на содержание государственного аппарата чиновников, финансовых работников (русум – это «ресм» во множественном числе, означающий обычай, правило. – авт.).

Законы Узун Хасана определяли так же размеры штрафов. Если посев был растоптан верблюдом, лошадью или крупнорогатым скотом, то взимали специальный штраф – «джераими хейванат» (животный штраф – С.М.). Если посеву был нанесен значительный ущерб, то хозяин живности наказывался пятью ударами за каждого животного. Человек, подвергаемый наказанию, не выплачивал штраф. Однако в провинции Харпут хозяин скота подвергался штрафу и получал пять ударов плеткой за каждую скотину.

С населения собирали определенную сумму денег также во время воинской мобилизации.

Основные доходы государства составляли официальные налоги тамга, бадж и харадж.

Харадж взимали с сельскохозяйственной продукции, в основном деньгами. Хараджом называлась также дань, которую выплачивала ежегодно завоеванная страна. Проведенные исследования позволяют утверждать, что понятие ихраджат – это множественное число хараджа.

Следует отметить, что при сыне Узун Гасана Якубе в 1489 г. была сделана неудачная попытка проведения аграрно-финансовых реформ. В дальнейшем одному из правителей Аккоюнлу Гедек Ахмеду удалось отменить наследственный характер союргалов. Он упразднил ряд тяжких податей и повинностей для крестьянства, желая заручиться его поддержкой.

Следует отметить, что в своде законов Узун Гасана количество и размеры налогов и повинностей были узаконены. Однако это не привело к качественным изменениям в положении крестьян.

Если в законах Узун Гасана были бы учтены интересы крестьян, то исполнение этих законов могло вызвать недовольство феодалов. Но таких случаев не было. После Узун Гасана положение крестьян еще более ухудшилось.

На основе указа Узун Гасана можно прийти к выводу, что в XV-XVI веках прикрепление крестьян к земле было узаконено. Достаточно привести такой факт, что если крестьянин не обрабатывал закрепленную за ним землю, а обрабатывал другую, то с него в виде наказания взималась дополнительная бахра.

Богослов, путешественник, историограф Фазлуллах Рузбихан писал во время правления Султана Якуба АкКоюнлу (1478—1490 гг.): «В результате произвола калантара и финансовых уполномоченных положение подданных значительно ухудшилось».

Рассмотренные налоги, подати и повинности, их количество и размеры более чем убедительно показывают тяжелое положен в то время.

По материалам Среднерусского вестника общественных наук

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Наблюдательный совет автономной некоммерческой организации «Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации» (учреждена Минэкономразвития, Сбербанком и НИУ ВШЭ в 2014 году по распоряжению правительства) впервые утвердил стратегию центра, сообщили РБК в Минэкономразвития. Одобренный 1 апреля документ постулирует кризис международной системы торговых отношений и необходимость российского ответа на технологическую модернизацию западных экономик.

В стратегии до 2025 года (документ есть у РБК) ставится задача разработки «концептуальных элементов» будущей многосторонней повестки торговых переговоров, поскольку реформа ВТО видится неизбежной. Допускается возможность, что до потенциального появления новых глобальных торговых правил текущий кризис ВТО углубится, что потребует от России проектирования «резервной системы» обеспечения благоприятных условий торговли — по сути, альтернативных временных правил.

Центр экспертизы ВТО — это своего рода think tank («мозговой центр») в системе Минэкономразвития. В его наблюдательный совет входят министр экономики Максим Решетников и директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерина Майорова, а со стороны соучредителей — ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и президент Сбербанка Герман Греф. Хотя в штате центра работают только 12 человек, сам он заявляет, что выполняет важную роль по юридическому консалтингу для государства и бизнеса в сфере норм и правил ВТО, куда Россия вступила в 2012 году. Центр обеспечивает «максимальную независимость России от зарубежного юридического консалтинга» в этой специфической области, утверждает Минэкономразвития. Принятый стратегический документ формально не является правовым актом российского органа власти, но будет использован при выработке политики по вопросам повестки ВТО, указали в министерстве.

Ответ «зеленому» курсу Евросоюза

Новая стратегия центра учитывает такой актуальный вызов, как климатическая повестка зарубежных стран, которая несет риски для российской экономики, заявили РБК в Минэкономразвития. В настоящее время Центр экспертизы ВТО готовит предложения в отношении так называемой зеленой сделки Евросоюза и климатической политики других стран, уточняет представитель центра. По мнению организации, крупные экономики, включая ЕС, намерены использовать борьбу с изменениями климата как предлог для масштабной технологической перестройки экономики. Еврокомиссия презентовала план «зеленого пакта» (Green deal) в конце 2019 года, цель — к 2050 году достичь полной углеродной нейтральности (равенства вредных выбросов, выделяемых в атмосферу и извлекаемых оттуда).

Потенциально «зеленый» курс ЕС приведет к сокращению спроса на традиционные товары российского экспорта, главным образом ископаемые энергоресурсы, говорит представитель Центра экспертизы ВТО. В 2020 году страны Евросоюза импортировали из России нефть, нефтепродукты и природный газ на €60 млрд (63% в общем товарном импорте ЕС из России, €95,3 млрд), следует из данных Еврокомиссии, при том что поставки сильно упали из-за пандемии и снижения цен на нефть и газ. Частью «зеленых» инициатив ЕС является введение трансграничного углеродного налога — пошлины на импортируемые товары с большим углеродным следом. Этот налог может обойтись российским поставщикам в €33 млрд в 2025–2030 годах в базовом сценарии, оценивали эксперты KPMG.

«Некоторые инструменты, которые могут быть использованы Евросоюзом, сомнительны с точки зрения правил ВТО. В этом контексте ВТО становится для России действенным рычагом, который позволит влиять на параметры и темпы европейского «зеленого» курса. Минэкономразвития России сейчас ведет активную работу в этом направлении», — говорит представитель Центра экспертизы ВТО. Страны — участницы ВТО запрашивали у Евросоюза гарантии, что возможный углеродный налог будет совместим с правилами ВТО, сообщала организация в ноябре 2020 года. В марте 2021 года Европарламент принял резолюцию, призывающую к тому, чтобы предложенный механизм не противоречил нормам ВТО.

Россия будет стараться обеспечить продолжение экспорта в Европу энергоносителей, «хотя озабоченность будет нарастать в связи с тем, что нужно какие-то альтернативы искать», считает директор Института торговой политики ВШЭ Александр Данильцев (участвовал в разработке стратегии Центра ВТО). Российские власти «будут стараться, чтобы наиболее мягко перейти в новое качество, обеспечить плавный переход в новую реальность», поскольку нужно время для адаптации, сказал РБК эксперт.

Россия и сама официально признала опасность глобальных изменений климата, ратифицировав Парижское соглашение по климату, а Минэкономразвития разработало критерии для отнесения промышленных проектов к «зеленым». Однако позиция России в этом вопросе остается неоднозначной, заявил РБК независимый аналитик в области политических рисков и энергетики, главный редактор блога OGs and OFZs Ник Трикетт. По существу, в рамках Парижского соглашения Москва использовала в качестве базовых советские уровни вредных эмиссий от 1990 года (относительно которых снижение произошло естественным путем), указывает он.

Действительно, ЕС хочет создать конкурентные преимущества для собственных производителей через введение углеродного налога, говорит Трикетт. «Нет 100-процентной гарантии, что этот механизм будет введен, но, учитывая давление внутри ЕС и политические приоритеты, вероятно, что инструмент будет внедрен к 2023 году, как и планируется сейчас», — сказал аналитик.

Стратегия Центра ВТО выделяет следующие приоритетные направления:

  • урегулирование торговых споров (в настоящее время Россия является заявителем в восьми торговых спорах в ВТО и ответчиком — в девяти; в Минэкономразвития утверждают, что во всех спорах, в которых Россия прибегала к услугам Центра экспертизы, решения были вынесены в ее пользу, а предотвращенный ущерб российской экономике и экспортерам составил $2 млрд);
  • разработка новых правил международной торговли;
  • торговая и политическая поддержка перспективных секторов российской экономики (включая сельское хозяйство);
  • продвижение международных интересов России в случае углубления кризиса ВТО.

Запрос на реформу ВТО

В стратегии Центра экспертизы написано, что ряд инструментов ВТО применяется неэффективно (большинство их было сформировано 70 лет назад), Китай, США и другие страны злоупотребляют правом в политических целях или целях поддержки своих экономик и в условиях экономических санкций со стороны ЕС и США и неурегулированных проблем ВТО «материальные потери для России могут существенно возрасти».

ВТО сейчас находится в некотором кризисе, фундаментальная основа которого — противоречия между развитыми и развивающимися странами, между Китаем и США, Китаем и Евросоюзом, Индией и Евросоюзом, сказал РБК директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития Александр Кнобель. Кризис, по его словам, выражается в отсутствии прогресса в многосторонних переговорах и парализации работы механизма по разрешению споров. «Уже больше года орган по решению споров — апелляционная инстанция ВТО — не работает, потому что США под разными предлогами не согласовывают туда судей», — пояснил он.

Но, по мнению Кнобеля, под реформой ВТО следует понимать все же не глобальную перестройку, а настройку на движение в изначально запланированном направлении. «Стоит отметить, что пока ВТО все-таки выполняет свою задачу, несмотря на некоторые проблемы. Страны в основном соблюдают принципы режима наибольшего благоприятствования, равного доступа конкурентов из третьих стран на рынки, не злоупотребляют сильно тем обстоятельством, что работа органа по решению спора сейчас не активна», — отметил он.

Чтобы снизить риски неконкурентоспособности и технологической изоляции, России нужно через многосторонние переговоры обеспечить недискриминационный доступ к технологиям, ограничить технологическую монополию корпораций, следует из стратегии. «Доступ к технологиям не регулируется многосторонними соглашениями, что вызывает у правообладателей дополнительный соблазн для его монополизации с целью извлечения дополнительной прибыли и укрепления технологического лидерства», — указано в документе. При этом в мире «доминируют американские технологические компании (европейские имеют незначительную долю на мировом рынке), и они обеспокоены конкуренцией с китайскими фирмами, у которых есть преференциальный доступ к огромному китайскому рынку», говорит Трикетт.

Другая проблема — правила для транснациональных компаний, на долю которых сейчас приходится половина мирового экспорта. «Фактически так получается, что они предоставлены сами себе», — объясняет Данильцев. «Еще в 1960-е годы пытались в рамках ООН создать правила поведения транснациональных компаний, был так называемый кодекс поведения транснациональных компаний. Он был добровольный, больше ничего такого и не делалось», — сказал он.

По его словам, получается дисбаланс: правила ВТО предусматривают некоторые ограничения в отношении государственных компаний, а с частными компаниями, если они захватили рынок и монополизировали, ничего сделать нельзя. «Если на уровне национальных экономик сильно развито антимонопольное регулирование, то на международном уровне ничего такого нет», — констатирует эксперт.

Аргумент России о «материальных потерях» — это преувеличение и прикрытие для отвода глаз, считает Трикетт. «Российская экономика находится в стагнации уже восемь лет, а политика импортозамещения во многом сама противоречит принципам или требованиям ВТО. На мой взгляд, Россия не готова к тому, куда движется глобальная торговля, и теряет время из-за всех тех торговых искажений, которые она сама ввела после 2014 года», — резюмирует эксперт.

Читайте также: