Тосэр льготы по налогам в виде таблицы

Опубликовано: 15.05.2024


Яркий пример - ситуация в ТОСЭР Угловка Новгородской области. В 2018 году здесь было анонсировано строительство завода по производству соевого изолированного белка. Это очень востребованный продукт: его применяют в диетическом и детском питании, добавляют в консервы, йогурты. Инвестор - компания "Инвест-Органик" - был намерен вложить в строительство 4,6 миллиарда рублей, по изначальным планам в Угловке должно было появиться почти 500 рабочих мест.

Однако недавно стало известно: компания временно приостановила работы на площадке, а по итогам 2021 года инвестпроект с большой вероятностью будет скорректирован.

Как сообщил "РГ" генеральный директор "Инвест-Органик" Дмитрий Морозов, причин несколько. В частности, из-за закрытых границ компания не смогла завезти импортное оборудование, возникли сложности с приглашением иностранных специалистов, которые должны были выполнять инжиниринговые работы. Кроме того, затянулся процесс с получением льгот. Дело в том, что "Инвест-Органик", как и многие инвесторы на территориях с особым статусом, формируют свои инвестпрограммы исходя из возможности получить льготы из разных источников. В случае с Угловкой это были льготы по линии ТОСЭР и из Фонда моногородов. С учетом объемов производства у компании были все шансы стать в Угловке градообразующим предприятием. Но сейчас Фонд моногородов находится в стадии ликвидации, его полномочия будут перераспределены по другим структурам, в частности, ВЭБ.

Вторая сложность возникла со льготами по линии ТОСЭР. Дело в том, что в Угловке изначально инвесторам предлагали получить льготы под определенный перечень видов экономической деятельности. Производство изолята соевого белка подпадает под ОКВЭД 10.89 - "производство прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки". В Угловке этого ОКВЭДа не было. Два года инвестор и региональные власти оформляли документы на ОКВЭД, а в начале 2021-го Угловка попала в список ТОСЭР, где можно осуществлять любые виды деятельности, кроме нескольких запрещенных, например, нельзя копать карьеры. Но пока документов, дающих право на льготы, у инвестора нет.

Заниматься стройкой без льгот предприятие не может. Дело в том, что по изначальному плану за десять лет компания должна была получить налоговых льгот из различных источников на сумму более 3,5 миллиарда рублей. Без этой поддержки создать предприятие не получится.

- Мы не сомневаемся в том, что рано или поздно будем получать все льготы, - говорит Дмитрий Морозов. - Но проблема в сроках. Льготы действуют на протяжении десяти лет с момента создания предприятия, мы полностью прекратим их получать в 2028 году.

Поскольку компания потеряла много времени на оформление документов, а из-за пандемии пришлось корректировать срок поставки оборудования, к 2028 году предприятие при всем желании не сможет выйти на проектную мощность.

По оценкам Игоря Семеновского, члена Экспертного совета по устойчивому развитию моногородов при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, со сложностями при получении льгот в связи с ликвидацией Фонда моногородов столкнулись не менее 20 резидентов ТОСЭР со всей страны.

Но даже те компании, которые все получили вовремя, в прошлом году переживали пандемию и закрытие границ. Из-за этого компаниям пришлось сдвинуть запуск производства или отложить открытие новых линий. Инициированное Минэкономразвития продление льготного периода по уплате страховых взносов станет серьезной поддержкой для инвесторов.

- Моногорода, где созданы ТОСЭР (а это более 85 муниципалитетов), давно поднимают вопрос о продлении срока действия основной льготы по уплате инвесторами страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Сейчас в течение первых трех лет с момента создания ТОСЭР ставка по таким платежам составляет 7,6 процента вместо обычных 34 процентов. Это основной стимул, который привлекает инвесторов в ТОСЭР в моногородах. По истечении трехлетнего периода территория становится для инвестора значительно менее привлекательной, так как эта льгота исчезает, - говорит Семеновский.

Возникает вопрос и о создании инженерной инфраструктуры. Раньше на нее средства часто выделял Фонд поддержки моногородов.

- Подразумевается, что в ТОСЭР (в отличие от ОЭЗ) резиденты приходят на уже готовую производственную инфраструктуру. Но Фонд поддержки моногородов выделял средства на создание инженерных сетей только под конкретный уже реализуемый проект. Получалось, что инвесторы не подавали заявки из-за отсутствия в ТОСЭР необходимой инфраструктуры, а муниципалитеты не могли привлечь средства Фонда развития моногородов на обустройство площадок, потому что не было реальных проектов, которые здесь реализуются. В ТОСЭР Угловка появление инженерной инфраструктуры было анонсировано только к концу 2021 года (это строительство газовой котельной и распределительного газопровода среднего давления, прокладка водопроводных сетей и создание локальных очистных сооружений, а также реконструкция Московской улицы, которая и ведет к цехам). Успеют ли в срок? Пока неясно. А время нахождения в статусе резидента идет, - констатирует Татьяна Крейденко, доцент экономического факультета РУДН.

Фото: Виктор Васенин/ РГ

Фото: Виктор Васенин/ РГ

Несмотря на то что территориям с особым статусом анонсированы дополнительные льготы, требования к этим объектам постепенно ужесточаются. Например, властям Карелии поручено проработать вопрос о возможности продления сроков существования ТОСЭР, в первую очередь будет оцениваться эффективность каждой территории. А Новгородской области не одобрили заявку на создание в регионе особой экономической зоны. Регион будет повторно подавать документы. В первую очередь будет анализироваться финансирование заявленных проектов.

По всей стране сейчас насчитывается более 30 особых экономических зон и 111 территорий опережающего экономического развития. Не секрет, что регионы активно конкурируют за инвестора.

-? Для того чтобы ОЭЗ стала интересной, нужно продумать виды деятельности, которые здесь могли бы быть релевантными, продумать инфраструктуру или хотя бы рассчитать развитие инфраструктуры под эти виды деятельности - логистика, инженерные коммуникации, потенциальные рынки сбыта, их развитие. Это огромная работа, - говорит Екатерина Наумова, сооснователь юридической компании "ЕкаРус".

Эксперты отмечают: просто объявить, что та или иная территория отныне обладает особым статусом, уже недостаточно. Чтобы инвестор не только пришел, но и смог открыть производство, принося доходы себе и региону, требуется огромная работа.

В целях поддержки инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на территории области региональное законодательство налогах и сборах предусматривает:

  • налоговые льготы;
  • инвестиционный налоговый вычет.

Налог на прибыль организаций

Целевая категория плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции

Условие предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций

Вид налоговой льготы

Период льготирования

Размер налоговых льгот

(региональная ставка – 17%)

Порядок получения налоговых льгот

Организации - резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

получение статуса резидента ТОСЭР; соответствие требованиям и условиям, предусмотренным статьей 284.4 части второй НК РФ

0% - с 1 по 5 годы; 10% - с 6 по 10 годы

Обращение в налоговый орган

Организации - участники региональных инвестиционных проектов (РИП), указанные в пп.1 п. 1 ст. 25.9 части первой НК РФ, региональные инвестиционные проекты которых удовлетворяют требованию, установленному пп. 1 п. 1 ст. 25.8 части первой НК РФ

получение статуса участника РИП; соответствие РИП требованию, установленному пп. 1 п. 1 ст. 25.8 части первой НК РФ

0% - с 1 по 5 год; 10% - с 6 по 10 год

Обращение в налоговый орган

Организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "производство пищевых продуктов, включая напитки", "обработка древесины и производство изделий из дерева", "производство машин и оборудования", "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "производство транспортных средств и оборудования", "производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины", "производство цемента, извести и гипса", "производство изделий из бетона, гипса и цемента"

направление высвободившихся от налогообложения средств на цели, предусмотренные данными инвестиционными проектами

Обращение в отраслевой орган исполнительной власти области. Заключение налогового соглашения

Организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие условиям по численности и расходах на оплату труда труда инвалидов

среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50% от общей численности работающих и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25%; направления высвободившихся от налогообложения средств на укрепление материально-технической базы данных организаций

Обращение в отраслевой орган исполнительной власти области. Заключение налогового соглашения

Налог на имущество организаций

Целевая категория плательщиков налогов, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции

Условие предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций

Вид налоговой льготы

Период льготирования

Размер налоговых льгот, освобождений и иных преференций (налоговая ставка – 2,2%)

Порядок получения налоговых льгот

Организации - резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

статус резидента ТОСЭР

0% - с 1 по 5 годы; 1,1% - с 6 по 10 годы (с момента включения в реестр резидентов ТОСЭР)

Обращение в налоговый орган

Организации - резиденты территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР)

получение статуса резидента ТОСЭР; объем капитальных вложений не менее 25 млрд. рублей; без участия в консолидированной группе налогоплательщиков

0% - с 1 по 5 годы; 1,1% - с 6 по 10 годы (с момента постановки имущества на учет организации)

Обращение в налоговый орган

Сельскохозяйственные товаропроизводители, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу и осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу

в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%

Обращение в налоговый орган

Организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по строительству объектов спорта

направление высвободившихся от налогообложения средств на текущее содержание данных объектов

освобождение от налогообложения

Обращение в отраслевой орган исполнительной власти области. Заключение налогового соглашения

Организации, реализующие на территории области инвестиционные проекты по видам экономической деятельности "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "производство пищевых продуктов, включая напитки", "обработка древесины и производство изделий из дерева", "производство машин и оборудования", "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "производство транспортных средств и оборудования", "производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины", "производство цемента, извести и гипса", "производство изделий из бетона, гипса и цемента"

при условии направления высвободившихся от налогообложения средств на цели, предусмотренные инвестиционными проектами

освобождение от налогообложения

Обращение в отраслевой орган исполнительной власти области. Заключение налогового соглашения

Организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие условиям по численности инвалидов

общая численность работающих не менее 35 человек, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 25% от общей численности работающих; направление высвободившихся от налогообложения средств на укрепление материально-технической базы данных организаций

освобождение от налогообложения

Обращение в отраслевой орган исполнительной власти области. Заключение налогового соглашения

Двухлетние налоговые каникулы:

По упрощенной системе налогообложения

По патентной системе налогообложения

фото: nalog.ru | Резиденты ТОР неправомерно применяют пониженный тариф по страховым взносам

Около 40 компаний, заключивших в 2016–2017 гг. соглашения с «Корпорацией развития Дальнего Востока» о реализации инвестиционных проектов в ТОСЭР, оказались в ситуации, когда правила игры внезапно поменялись, писали недавно СМИ. Среди заявленных преференций резидентам было гарантировано применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% вместо базовых 30% на все рабочие места в течение 10 лет. Однако в 2018 г. законодательство изменилось, и гарантированные льготы были объявлены недействительными, так как отныне они распространялись только на вновь созданные рабочие места. Резидентов, которые зашли в ТОСЭР и СПВ с проектами модернизации и развития на базе уже действующих предприятий, теперь якобы обязывают платить страховые взносы по базовой ставке. Что происходит?


Светлана Колесникова, заместитель руководителя УФНС по Приморскому краю, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса:

— Факты, опубликованные ранее в некоторых СМИ в отношении резидентов территорий социально-экономического развития (ТОСЭР) и свободного порта Владивосток (СПВ), не подтверждены. Налоговые органы Приморского края при проведении мероприятий используют положения Налогового кодекса Российской Федерации (НК), разъяснения Министерства финансов РФ и ФНС России.

Федеральным законом от 03.08.2018 Кв ЗОО-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»(вступившим в силу с 3 августа 2018 года, далее — Федеральный закон Кв ЗОО-ФЗ) статья 427 кодекса дополнена пунктом 10.1 в отношении резидентов ТОСЭР в ДФО и резидентов СПВ, распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018?г. Положениями пункта 10.1 статьи 427 НК предусматриваются:

- отмена установленного трехлетнего ограничения с момента создания ТОСЭР для приобретения резидентами ТОСЭР и СПВ права на применение пониженных тарифов страховых взносов и одновременное продление для них до 31 декабря 2025?г. периода, в течение которого резиденты этих территорий, получая соответствующий статус, приобретут и право на применение в течение следующих 10 лет пониженных тарифов страховых взносов;

- применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОСЭР и резидентами СПВ исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

Таким образом, положения пункта 10.1 статьи 427 НК в части снятия ограничения по сроку предоставления права на применение пониженных тарифов страховых взносов для резидентов ТОСЭР и СПВ как улучшающие положение плательщиков страховых взносов имеют обратную силу и распространяются на правоотношения, возникшие с 26 июня 2018 г. При этом положения пункта 10.1 статьи 427 НК в части применения пониженных тарифов страховых взносов исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, обратной силы не имеют.

На основании изложенного резиденты ТОСЭР и СПВ, получившие этот статус с 26 июня 2018 г. по 31 декабря 2025?г., вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в течение десяти лет со дня получения им соответствующего статуса (при соблюдении установленного пунктом 10.1 статьи 427 кодекса условия о минимальном объеме инвестиций). С 3 августа 2018 г. компании, ставшие резидентами как до, так и после 26 июня 2018?г., применяют пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

Вице-губернатор Пархоменко объяснила, что творится в ТОРах

Перечень новых рабочих мест, создаваемых для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, является неотъемлемой частью:

- заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;

- соглашения об осуществлении деятельности на ТОСЭР;

- бизнес-плана, представляемого для заключения соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента СПВ.

То есть резидент ТОСЭР или СПВ, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Федерального закона № ЗОО-ФЗ, т. е. с 03.08.2018, применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанных в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента ТОСЭР или СПВ.

Вместе с тем решение о том, какие рабочие места необходимо отнести к новым рабочим местам с соответствующей квалификацией, созданным для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, и будут ли к ним относиться рабочие места, обслуживающие основное производство, должно приниматься заявителем. При этом на этапе заключения соглашения об осуществлении деятельности уполномоченным органом должна производиться оценка целесообразности создания требуемого заявителем количества рабочих мест и его согласование.

Трутнев раздает полномочия

Управление дополнительно сообщает, что на территории Приморского края зафиксированы случаи, когда резиденты ТОСЭР и СПВ неправомерно применяют пониженный тариф по страховым взносам:

- на выплаты по гражданско-правовым договорам после 03.08.2018 (в соответствии с пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом);

- на выплаты работникам, осуществляющим трудовую деятельность вне рамок заключенного соглашения об осуществлении деятельности резидента СПВ. В данной ситуации не имеет значения дата получения статуса резидента, так как деятельность, не предусмотренная соглашением, может осуществляться резидентом СПВ в соответствии с законодательством Российской Федерации без применения мер государственной поддержки (пункт 3 статьи 12 закона Мс 212-ФЗ).

Управление обращает внимание, что все изменения в соглашение об осуществлении деятельности (включая количество созданных новых рабочих мест, должности и т. д.) необходимо вносить путем заключения дополнительного соглашения об осуществлении деятельности.

Что такое ТОР?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – это территория с особым правовым режимом ведения деятельности, предлагающая ряд налоговых льгот и административных преференций для инвесторов.

Цель создания ТОСЭР – формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

ТОСЭР регулируется Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Какие льготы и преференции в ТОР?

Налоговые льготы:

7,6% - Общий размер страховых взносов на 10 лет

0% - Налог на прибыль в течение первых 5 лет, 12% - в последующие 5 лет

0% - Налог на землю в течение первых 3 лет

0% - Налог на имущество в течение первых 5 лет, 1,1% - в последующие 5 лет

10 дней - Ускоренная процедура возмещения НДС

Преференции для резидентов:

  • Режим «Одного окна» для инвестора;
  • Возможность получения земельного участка в аренду без торгов;
  • Отсутствие квот на привлечение иностранной рабочей силы;
  • Режим свободной таможенной зоны;
  • Ускоренная процедура возмещения НДС (10 дней);
  • Право управляющей компании на защиту резидентов суде;
  • Льготные ставки по аренде земельных участков;
  • Финансирование строительства объектов инфраструктуры за счет бюджетных средств.

Кто может стать резидентом?

Под резидентом ТОР понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории ТОР и которые не имеют филиалов вне ТОР.

  • Необходимый минимальный объем инвестиций должен составлять 500 000 рублей.
  • Отсутствие у индивидуального предпринимателя или юридического лица недоимки по налогам и сборам, страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период (пп.7 п.7 ст. 11 №212-ФЗ).
  • Компания не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства.
  • Виды предпринимательской деятельности, должны соответствовать видам деятельности, закрепленным в соответствующих Постановления Правительства РФ о создании ТОР.

Как стать резидентом?

Шаг 1. Убедиться в соответствии критериям резидента ТОР

Шаг 2. Подготовить необходимый пакет документов

  1. Разработать бизнес-план инвестиционного проекта.
  2. Определить потребность в земельном участке и инфраструктуре.
  3. Подготовить заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности.
  4. Подготовить документы к заявке:

  • копии учредительных документов (для юридических лиц);
  • бизнес-план по установленной форме;
  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).

Шаг 3. Подача заявки для получения статуса резидента ТОР.

  1. Подать заявку на получение статуса резидента можно на официальном сайте Корпорации развития Дальнего Востока.
  2. Получить положительный ответ от АО «КРДВ».
  3. Заключить соглашение об осуществлении деятельности с АО «КРДВ».
  4. Получить свидетельство о регистрации резидента ТОР в АО «КРДВ».

Дата публикации: 28.01.2021

Дата изменения: 28.01.2021

Прикрепленный файл: docx, 80.09 кБ

Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее – Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796 (далее – Общие требования):

– до 1 июня текущего года – Информацию в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Общих требований;

– до 20 августа текущего года – уточненную Информацию (в том числе с учетом результатов проведенной сверки данных по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) в соответствии с подпунктом «з» пункта 8 Общих требований.

Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) дополнена новым пунктом 11, согласно которому в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением налоговыми органами сведений, необходимых для проведения оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляющих налоговую тайну, руководителем соответствующего органа власти (в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) определяется круг должностных лиц, имеющих доступ к таким сведениям (в форме правового акта).

В информации к 1 июня данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному, и иные отчетные периоды заполняются на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, предоставленных уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункт 8 Общих требований. Данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный год, на текущий год, на очередной год и плановый период формируются (оцениваются, прогнозируются) уполномоченными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно.

В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период. Также при необходимости (в том числе по результатам проведенной сверки) актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды. При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период.

Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые – используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке – оранжевая, третья корректировка – красная.

Информация предоставляется в Минфин России в электронном виде по форме, прилагаемой к настоящим Рекомендациям, в формате xls (xlsx) (далее – Форма) на официальный электронный адрес Минфина России 23dep@minfin.gov.ru. Одновременно с электронным файлом направляется сопроводительное письмо субъекта Российской Федерации. В теме электронного письма в обязательном порядке указывается полное наименование субъекта Российской Федерации без уточняющих дополнений (пример, тема: Нижегородская область).

Начиная с 2021 года, информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации формируется из 2-х блоков:

1. Основной блок информации - действующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. действующие с отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному.

2. Дополнительный блок информации - архивные налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному.

При этом ежегодно базовым годом в части учета сведений об объемах выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, является 2011 год.

Формирование информации по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации

В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее – льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.

В целях объективной оценки выпадающих доходов региональных бюджетов на текущий год и прогнозе на плановый в Информацию также включаются льготы с началом действия с 1 января текущего года и позже. При этом субъектом Российской Федерации по таким льготам необходимо указывать оценку/прогноз выпадающих доходов от их применения.

Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.

Дополнительно по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации, также ведется учет объемов выпадающих доходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, начиная с базового 2011 года (архивная информация). В 2021 году в архивную информацию будут включены графы с данными об объемах выпадающих доходов за 2011-2013 годы. Далее количество «архивных» граф ежегодно будет увеличиваться на 1 год (в 2022 году – 2011-2014 гг.; в 2023 году – 2011-2015 гг. и т.д.). Соответственно ежегодно будут корректироваться годы, включаемые
в период при проведении оценки налоговых расходов в текущем году (графы №№ 24-34 формы) в соответствии с Общими требованиями.

В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее – НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:

– налог на прибыль организаций;

– налог на имущество организаций;

– налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);

– земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Льготы, утратившие силу до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информации отражаются в блоке архивных налоговых расходов

Для льгот длящегося характера, действующих в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, в Форме отражается информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), соответствующая редакции положений НПА, действующих в отчетном году.

При отражении в Форме сведений об оценке объема конкретного налогового расхода субъекта Российской Федерации за текущий год, прогнозе объема этого налогового расхода на очередной год и плановый период необходимо учитывать дату прекращения действия льготы и период ее действия (например, норма в отношении льготы прекратила свое действие, но может продолжать применяться налогоплательщиком до срока окончания действия соглашения о реализации инвестиционного проекта, т.е. льгота имеет длящийся характер). Год, в котором льгота является не действующей, в Форме всегда отмечается знаком «Х».

Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).

Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.

При заполнении Формы следует учитывать следующее.

Не являются новой льготой случаи, связанные с уточнением положений по действующей льготе (например, изменение размера льготной ставки; изменение требований к объему инвестиций; изменение периода применения льготы; введение/изменение условий для получения льготы и т.д.), а также случаи переутверждения действующих льгот (в том числе с уточнениями) в новом «долгосрочном» региональном НПА (например, в связи с большим количеством поправок в ранее действующем НПА или необходимостью изменения внутренней структуры НПА). Соответственно, такие изменения по льготе отражаются в Форме в одной строке.

Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.

Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОСЭР в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).

При отражении в Форме информации о льготах следует избегать обобщения множества целевых категорий получателей в одну строку, особенно в случаях, когда у таких целевых категорий разная дата вступления в силу положений НПА о льготе (например, согласно ст.4 п.1 пп.1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» целевые категории получателей в отношении льготы в форме освобождения от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вкл. с 1 января 2019 года пополнились новой категорией «физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года», информацию по которой следует отразить в Форме в отдельной строке) или конкретная льгота прекращает действовать только для одной целевой категории получателей из общей группы. При этом, в случае отсутствия возможности разделения общего объема налогового расхода (а также численности получателей) между целевыми категориями получателей, допускается объединение в таблице соответствующих ячеек по отдельным строкам (графы №№ 24-34, а также графы №№ 35-41 Формы).

Дополнительно в отношении данных, размещаемых до 1 августа текущего года для проведения сверки на официальном сайте Минфина России (подпункт «ж» пункта 8 Общих требований), уполномоченным органам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать следующее.

При проведении сверки данных об объемах налоговых расходов субъектов Российской Федерации стимулирующего характера (по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций), имеющих положительный бюджетный эффект, используются данные Федеральной налоговой службы (т.е. центрального аппарата ФНС России), представленные в Минфин России до 25 июля текущего года в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 Общих требований.

В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом Федеральной налоговой службы по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые Федеральной налоговой службой (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов Федеральной налоговой службы в период с 1 по 20 августа текущего года).

Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.

В отношении льгот, принятых субъектом Российской Федерации в 2020 году в целях поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и утративших силу по состоянию на 1 января 2021 года, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о нецелесообразности проведения оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов, обусловленных указанными льготами, учитывая 5-летний период самоокупаемости, предусмотренный в Общих требованиях.

Формирование информации по архивным налоговым расходам субъекта Российской Федерации

Ведение информации об архивных налоговых расходах субъекта Российской Федерации осуществляется в сокращенном виде и представляет собой учет нормативных / целевых показателей налогового расхода, а также данных об объемах выпадающих доходах бюджета.

Субъектом Российской Федерации ежегодно проводится инвентаризация дат прекращения действующих налоговых расходов, по результатам которой льготы, утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному, переносятся в блок архивных налоговых расходов субъекта Российской Федерации.

Комментарии к заполнению отдельных граф Формы

Читайте также: