Уровень налогообложения это фактор

Опубликовано: 02.05.2024


Субъекты предпринимательской деятельности уплачивают налоги в бюджеты согласно законодательству РФ. Государство заинтересовано в поступлении как можно большего количества платежей, которые идут на решение социальных вопросов. Однако слишком большие суммы налоговых платежей делают работу компании нерентабельной. Предприниматели не получают запланированную прибыль и теряют мотивацию заниматься бизнесом.

Поэтому важно правильно выполнить необходимые расчеты и проанализировать результаты последующего планирования работы компании. Рассмотрим, как производится расчет налоговой нагрузки и для чего необходимо проводить эту работу.

  • Основные понятия
  • Коэффициент нагрузки по налогам
  • Как рассчитать налоговую нагрузку организации
  • Формулы расчета по видам налогообложения
  • Налоговая нагрузка по НДФЛ
  • Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета
  • Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета
  • Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации
  • Методы анализа нагрузки по налогам
  • Как оценить степень налогового давления
  • Опасность низкой налоговой нагрузки
  • Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Основные понятия

По д термином «налоговая нагрузка» понимают количество налоговых платежей, которые компания платит государству по результатам своей работы и с заработной платы своих сотрудников. Рассчитывается абсолютная и относительная налоговая нагрузка. Разница заключается в следующем:

1. Абсолютная. Обязательные платежи, которые компания уплачивает в госбюджет. Она исчисляется в рублях за отчетный период. Не является объективной характеристикой, так как не учитывает результаты деятельности субъекта предпринимательства. Например, налог в 1 млн рублей будет большим, если компания за год зарабатывает 2 млн. Но маленьким, если валовый доход составляет 100 млн.

2. Относительная. Процент от финансовых показателей компании, который уходит на уплату налогов. Этот показатель и необходим для большинства финансовых расчетов. Он показывает, сколько денег из доходов уходит на уплату налогов.

Далее речь пойдет именно об относительной нагрузке.

Коэффициент нагрузки по налогам

Под этим термином имеется в виду понимают процент налогов в сравнении с общим доходом субъекта предпринимательства. Он очень важен для налоговиков. При слишком низком показателе ИФНС делает вывод о том, что субъект предпринимательства уклоняется от уплаты обязательных платежей, его ожидают налоговые проверки. В приказе № ММ-3−06/333@, принятом в мае 2007 г., указано, что компанию необходимо обязательно проверять, если коэффициент у нее ниже, чем у других субъектов в этой же отрасли.

Также коэффициент налоговой нагрузки рассматривают кредитные организации. На основе результатов анализа принимается решение о кредитовании субъекта предпринимательства.

Банковские учреждения могут отказать в обслуживании счета и заблокировать операции по нему, если размер налоговых платежей ниже 0,9% от всего объема операций. Это требование введено согласно закону 115-ФЗ и методическим рекомендациям 18-Р, принятым Центральным банком РФ.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Коэффициент налоговой нагрузки учитывает размер всех начисленных и уплаченных налогов, независимо от их видов. Это требование закреплено в приказе № ММ-3−06/333@. Налоговая служба дополнительно в своем письме (№ БА-4−1/12 589@ от 29 июня 2018 г.) разъяснила порядок расчетов:

  • Полученная на счет выручка в денежном выражении учитывается без включенных в нее сумм НДС и акцизного сбора.
  • Размер налоговых платежей включает в себя НДФЛ, который компания перечислила за своих сотрудников.
  • Страховые взносы в расчетах не участвуют.

После вычисления коэффициент сравнивается с таблицами средних показателей по отрасли, которые публикует ИФНС. Если он ниже, следует ожидать повышенного внимания со стороны налоговых органов.

Например, компания по продаже недвижимости заплатила в государственных бюджет 1 200 000 рублей, в том числе налоговые платежи сотрудников. Страховые взносы составили 520 000 рублей. Общий размер выручки от оказания услуг, из которого уже был вычтен налог на добавленную стоимость, составил 13 000 000 рублей.

Налоговая нагрузка считается следующим образом

1,2 млн рублей / 13 млн рублей * 100% = 9,23%

Таблица средних показателей по отрасли:


Из таблицы видно, что коэффициент в примере существенно ниже среднеотраслевого. Это означает, что проверку компании следует ожидать в ближайшее время.

Обратите внимание, что иногда должностные лица ИФНС неправильно определяют налоговую нагрузку, так как при расчетах используют только один из налогов. Например, на прибыль. После чего требуют у компании пояснения. В этом случае достаточно предоставить копии документов, подтверждающих начисление и уплату всех налоговых платежей с письменными объяснениями.

На официальном сайте налоговой службы РФ есть отдельный раздел, посвященный налоговой нагрузке. В нем имеется налоговый калькулятор. С его помощью можно вычислить нужные коэффициенты компаниям, которые используют общую систему налогообложения.


Следует понимать, что минимизация налоговой нагрузки на предприятие не является незаконной. Однако для уменьшения налогов можно использовать только законные методы, предусмотренные НК РФ и подзаконными нормативными актами. С другой стороны, платить минимум налогов нецелесообразно из-за постоянного повышенного внимания со стороны контролирующих органов.

Поэтому обычно субъекты предпринимательства прибегают к оптимизации налогообложения с помощью консалтинговых компаний. С их помощью производится оценка налоговой нагрузки и вырабатывается налоговая стратегия, позволяющая уменьшить налоги без дополнительных рисков.

Формулы расчета по видам налогообложения

В расчет налоговой нагрузки также включаются другие обязательные платежи, если компания уплачивает их по результатам своей деятельности:

  • Налоги на полезные ископаемые;
  • Акцизные платежи;
  • Водный налог и платеж за пользование природными ресурсами;
  • На имущество и транспорт;
  • На землю.

Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета

Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.

Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.

Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:

  • Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
  • Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.

Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и формула для расчета

Налоговая нагрузка по НДС и формула расчета

Регламентация расчетов коэффициента по НДС такая же, как по прибыли. Однако здесь для анализа с точки зрения налоговой службы важна не общая нагрузка, а удельный вес НДС, который предъявляется к вычету, в сравнении с уплаченным.

В письме налоговой службы под номером ММ-3−06/333@ указано, что компания будет попадать в группу риска, если размер вычисленного коэффициента будет более 89% (показатель немного варьируется в зависимости от региона).

Негативные последствия при превышении указанного предела:

  • Включение субъекта предпринимательства в план проверок;
  • Направление запроса для получения пояснений и подтверждающих документов;
  • Вызов на комиссию в налоговую службу. На ней в большинстве случаев предпринимателя убеждают подать уточненную декларацию и уменьшить размер вычетов.

Зачем производить анализ налоговой нагрузки организации

В законодательстве нет точного понятия налоговой нагрузки и значений, которые будут оптимальными с точки зрения государства и предпринимателя. Налоговая нагрузка может быть разной в зависимости от налоговой политики страны, степени контроля и других факторов. Поэтому однозначного ответа на вопрос, достаточно ли компания платит налогов, нет.

Если для государства важно получать максимум налоговых платежей, то компания должна так рассчитывать нагрузку по налогам, чтобы сохранить возможность работы и получения прибыли. Для этого предпринимаются меры по оптимизации платежей, но с одновременным уменьшением возможных рисков.

Правильная оценка налоговой нагрузки позволяет оценить степень ее влияния на хозяйственную деятельность компании, но при этом не выделить компанию среди аналогичных по отрасли и не стать объектов внимания должностных лиц налоговой службы.

Предприниматели, стремясь минимизировать свои расходы, делают это за счет налоговых платежей, в том числе и с помощью «серых» схем. Однако такой подход может привести к большим проблемам в будущем, когда ИФНС начислит штрафы и пени после проведения выедной проверки. Поэтому важно так спланировать налоговую стратегию, чтобы оставаться в рамках действующего в нашей стране законодательства.

Для этого необходимо досконально знать действующее законодательство и умело его применять в зависимости от особенностей работы компании, общих тенденций в экономике. Часто у администрации субъекта предпринимательства нет достаточного количества знаний в налоговой сфере, которые помогут правильно оптимизировать налоговую нагрузку. Поэтому целесообразно в этом случае прибегать к помощи квалифицированных налоговых консультантов.

Методы анализа нагрузки по налогам на субъект предпринимательства

В сфере налогообложения в России отсутствует четкая методика оценки нагрузки по налогам. Иногда из-за недостатка знаний предприниматели используют формулы для расчет аналогового потенциала, что делает невозможным использование полученных результатов для анализа и планирования.

Кроме того, формулы могут изменяться в зависимости от изменения налогового и иного законодательства, выхода новых усредненных показателей по отраслям, изменения местных показателей рентабельности. Поэтому грамотные налоговые консультанты используют несколько методов оценки. Такой поход позволяет учесть влияние большого количества факторов. Полученный по результатам таких расчетов результат поможет принять правильное управленческое решение.

Обратите внимание, что налоговая нагрузка рассматривается ФНС как размер обязательств, которые должны быть уплачены в виде налогов. То есть, ее нельзя уменьшат за счет повышения цен или других факторов, а также уменьшать с помощью налогового планирования и другими способами.

Как оценить степень налогового давления

Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.

Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.

Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса

Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.

Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.

Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.

Опасность низкой налоговой нагрузки

Одним из инструментов контроля соблюдения действующего налогового законодательства плательщиками является вычисление и анализ налоговой нагрузки. Если она ниже, чем общие показатели по отрасли, компании следует ожидать следующих негативных последствий:

  • Вызова должностных лиц для выяснения отдельны вопросов и легализации налоговой базы;
  • Требования о предоставлении документации, которая подтверждает правильность начисления и уплаты налоговых платежей.

Низкая нагрузка по налоговым платежам будет понятной, если субъект предпринимательства начал работать только недавно. Поэтому размер его налоговых платежей может быть меньше, чем у аналогичных компаний в отрасли. Чтобы объяснить маленький размер платежей достаточно предоставить письменное объяснение в ИФНС.

Большие сложности возникают в случае, если предприятие работает долго. Низкий показатель по отрасли может быть вызван тем, что компания работает в нескольких сферах, а налоговики во время анализа используют только основной код экономической деятельности.

Например, компания производит какую-либо продукцию в сфере, где коэффициент нагрузки составляет 20−22%, но одновременно с этим занимается торговлей, где этот же показатель составляет 10%. Если анализировать работу только по первому коду, нагрузка будет заниженной, но по второму она может находиться в пределах нормы. Этот момент необходимо объяснять представителям налоговой службы. Например, посчитать коэффициенты отдельно по каждой сфере деятельности.

Другие причины, которые могут привести к уменьшению размера налогов в сравнении со среднеотраслевым:

  • Большое количество инвестиций в развитие бизнеса за счет собственной прибыли компании.
  • Развитие производственных комплексов или сетей продаж, что требует использования всей выручки, то есть затраты практически равняются получаемой прибыли.
  • Общее снижение спроса на продукцию и уменьшение рентабельности работы предприятий в целом по отрасли.
  • Увеличение закупочных цен на сырье в сравнении с предыдущими налоговыми периодами.
  • Снижение объемов реализации и увеличение административных расходов.

Налоговая стратегия как способ снижения налоговой нагрузки

Цель расчета налоговой нагрузки на субъекта предпринимательской деятельности — разработка оптимальной налоговой стратегии. В ее состав включается учетная политика и средства управления налоговыми рисками, которые дают возможность уменьшить размер платежей законными методами.

От того, насколько эффективной будет выбранная налоговая стратегия, зависят взаимоотношения с подразделениями ИФНС. Поэтому задача собственника компании или ее руководителя — правильно и строго в рамках действующего законодательства проводит коррекцию налоговой нагрузки.

Сделать это вам помогут специалисты компании «Мегаконсалт». Мы специализируемся на предоставлении аутсорсинговых услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета для предприятий среднего и крупного бизнеса. Наши сотрудники, имеющие большой опыт работы в предпринимательстве и налоговой службы, разработают и реализуют налоговую стратегию для получения максимальной прибыли.

Для получения консультаций по этому вопросу и оформления заявки на услугу обращайтесь к нашим менеджерам.

1. Система налогообложения: определение и основные составляющие

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов с физических и юридических лиц, закрепленный на законодательном уровне. Налоги подлежат обязательной уплате, это распространяется не только на тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, но и на обычных граждан, получающих лишь заработную плату.

Основные составляющие системы налогообложения выглядят следующим образом:

  1. Объект налогообложения – прибыль и другие виды доходов, получение которых способствует появлению обязательства по уплате налогов.
  2. Налоговая база – объект налогообложения, выраженный в денежном эквиваленте.
  3. Налоговый период – временной промежуток, по завершению которого производятся расчеты, связанные с уплатой налогов, определяется налоговая база с последующим исчислением налога.
  4. Налоговая ставка – норма, имеющая конкретный размер в соответствии с единицей налогообложения в виде прибыли, земельной площади и т. д.
  5. Срок уплаты – дата, с наступлением которой завершается период, отведенный для уплаты налога.
  6. регламентируют как исчисляются и уплачиваются налоги, – соблюдение конкретного порядка действий.

2. Режимы налогообложения в 2021 году

Существует несколько подходов к тому, как именно будут рассчитываться, и уплачиваться налоговые платежи:

ОСНО – общая система налогообложения, которая назначается по умолчанию всем, кто прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ЮЛ). Чтобы был выбор, необходимо в процессе регистрации ЮЛ или ИП подать заявление для перехода на другой режим налогообложения. Эта система подразумевает ведение бухгалтерской отчётности, как правило, самая не выгодная в плане величины уплачиваемых налогов, предполагает уплату НДС. Рассматривать её стоит только если среди ваших бизнес-партнёров будут преобладать контрагенты, работающие с НДС.

УСН – упрощенная система налогообложения, отличается удобством применения, с точки зрения экономической выгоды и простоты ведения отчетности.

Переход на УСН предполагает обращение к одному из двух вариантов уведомления налоговой: не позднее 30 дней после даты открытия бизнеса и тогда УСН можно будет применять сразу, в другом случае использовать УСН можно будет только с 1 января следующего года.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, находящий применение тогда, когда виды деятельности обусловливаются производством продукции сельскохозяйственного назначения. Ключевой момент применения этого режима заключается в том, что выручка, от реализации сельхозпродукции, не должна быть менее 70%.

ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Не применяется с 2021 года.

ПСН – патентная система налогообложения, обращение к которой допустимо только индивидуальным предпринимателям с годовым доходом в пределах 60 млн. руб., обеспечивающих работой не более 15 человек.

Действие патента ограничивается одним годом и использовать его можно только в той территориально-административной единице, в кторой он выдан. При необходимости допустимо получение нескольких патентов. Заявление о переходе на патентную систему подается за 10 рабочих дней до начала работы по патенту.

3. Основные элементы налоговых систем

4. Факторы, учитываемые при выборе системы налогообложения

Чтобы правильно определиться с системой налогообложения, надо учитывать следующие моменты:

  • вид деятельности в соответствии с определенными кодами ОКВЭД;
  • форма ведения предпринимательской деятельности с организационно-правовой точки зрения, например, это может быть ООО или ИП;
  • количество сотрудников, числящихся в штате;
  • стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия и используемого для достижения целей компании;
  • величина прибыли;
  • системы налогообложения, применяемые покупателями и ключевыми поставщиками;
  • деятельность, связанная с операциями экспорта и импорта;
  • нюансы налоговых режимов на уровне региона и др.

5. Процесс выбора конкретного режима налогообложения

Системы налогообложения, действующие в РФ, подразделяются на 5 видов, что заставляет внимательно рассматривать плюсы и минусы каждой из них, чтобы найти наиболее подходящий вариант налогового режима. Для этого сначала рассмотрим такие аспекты:

  1. Вид деятельности – специфика бизнеса определяет, какой режим налогообложения больше подходит. Если это ИП в сфере розничной торговли, то следует выбирать УСН, ПСН или ОСНО, а для тех, кто производит с\х продукцию, подойдет ЕСХН, ОСНО или УСН.
  2. Организационно-правовая форма – важный параметр, оказывающий значительное влияние на процесс выбора системы налогообложения.
  3. Наемные сотрудники – от количества рабочей силы по найму на основе зачисления в штат, зависят ограничения по выбору налогового режима. Если таких сотрудников более 15 человек, то это исключает возможность применения ПСН, а 100 человек – УСН.
  4. Верхняя планка дохода – более 60 млн. руб. в год – нельзя применять ПСН, а 150 млн. руб. – УСН.
  5. Налоговая нагрузка – рассчитывается после выбора режима налогообложения.

ОСНО (основной режим налогообложения) отличается трудностью ведения бухгалтерского учета. Ему присуща излишняя трудоёмкость. Использовать её стоит только если среди ваших контрагентов много тех, кто платит НДС. В иных случаях лучше сразу воспользоваться возможностью перехода на другой режим налогообложения.

Оптимальный вариант в этом плане – так называемая упрощенка (УСН), характеризуемая тем, что три налога, как это установлено в ОСНО, заменяются одним. В этом случае бюджет компании нагружается по минимальной схеме: налог приходится уплачивать лишь один раз в год. Также предприниматель получает право выбора в части определения налоговой базы: 6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Применительно к ИП интерес может представлять режим ПСН, отличающийся простотой применения. Достаточно приобрести патент на 1 год. Подобный подход избавляет от каких-либо других отчислений и исключает обязанность ведения налоговой отчетности. Со стороны предпринимателя требуется одно – своевременно платить за патент на определенные виды деятельности.

Для сельского хозяйства подойдёт ЕСХН, как оптимальный в этой ситуации. Предлагаемая система сопоставима по своим характеристикам с «упрощенкой», но с некоторыми отличиями в виду специфики такого направления деятельности.

6. Расчет налоговой нагрузки

Рассмотрим пример с предприятием, занимающимся розничной реализацией свежей выпечки с помощью собственного магазина. Начальные характеристики торговой точки этого вида следующие:

  • прогноз товарооборота – 700 000 руб./мес. без учета НДС;
  • ожидаемые расходы, связанные с приобретением продукции, арендой, заработной платой и др. – 400 000 руб./мес.;
  • общая площадь зала, используемого для торговли, – 40 м2;
  • штат сотрудников на условиях найма – 3 человека;
  • страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с количеством трудоустроенных людей, – 9 000 руб./мес.

Для того чтобы определиться с режимом налогообложения, проведем необходимые расчеты.

Алгоритм с учетом только доходов следующий:

  1. Определить сумму дохода за год – 700 000 руб. * 12 = 8 400 000 руб.
  2. Применить ставку в 6% – 8 400 000 руб. * 6% = 504 000 руб.
  3. Уменьшить на сумму страховых взносов (в пределах половины обозначенной в п. 2 суммы) – 504 000 руб. – (9 000 руб. * 12) = 396 000 руб.
  4. К уплате – 396 000 руб. за год

Если объект налогообложения – «доходы минус расходы», то расчет выглядит так:

  1. Доходы за год – 8 400 000 руб.
  2. Расходы за год – 4 800 000 руб.
  3. Налогооблагаемая база – 8 400 000 руб. – 4 800 000 руб. = 3 600 000 руб.
  4. Применение установленной ставки – 3 600 000 руб. * 15% = 540 000 руб.
  5. К уплате – 540 000 руб. за год.

  1. Прибыль – 8 400 000 руб. – 4 800 000 руб. = 3 600 000 руб.
  2. Применение установленной ставки – 3 600 000 руб. * 20% = 720 000 руб.
  3. Добавление НДС – 8 400 000 руб. * 20% = 1 680 000 руб. Эта сумма плюсуется к тому, что было определено в п. 2, но не в полном объеме. Поставщик также уплачивает НДС, большая часть которого возвращается. Поэтому итоговая сумма оказывается не столь значительной.

Приведенные расчеты показывают, что наиболее выгодный режим налогообложения в нашем примере – это УСН.

На понятие налоговой нагрузки государство и собственники бизнеса смотрят по-разному. Для представителей государства от данного показателя зависит, например, формирование бюджетов различных уровней. Для бизнесменов налоговая нагрузка – один из инструментов влияния на финансовые результаты деятельности своей компании. Как оптимизировать расходы на налоги и не испортить отношения с ФНС, читайте в публикации.

Принципиальное значение анализа налоговой нагрузки

Законодательство не дает четкого определения налоговой нагрузке. Данное понятие, напрямую влияющее на развитие государственной налоговой политики и налогового контроля, не первое десятилетие остается спорным. Впрочем, как и вопрос: много или мало платит налогов конкретная компания.

Само по себе слово «нагрузка» подразумевает скоординированные встречные действия, призванные сохранить функционирование объекта, оказавшегося под давлением. В первую очередь к таким действиям относятся оптимизация расходов на налоги и снижение уровня налоговых рисков. Главное – оценка налоговой нагрузки поможет отследить степень ее давления на финансовую и хозяйственную активность компании с одной стороны, и насколько вызывающе данные показатели смотрятся рядом со средними по отрасли цифрами – с другой.

Естественно, все стремятся свести расходы к минимуму и тем самым повысить эффективность управления финансами компании. Но в то же время недальновидная экономия на налогах может привести к еще большим проблемам и затратам в виде доначислений и штрафов по результатам налоговых проверок. Поэтому важно выработать стратегию снижения нагрузки в рамках действующего законодательства.

Чтобы безопасно снижать налоговые расходы, необходимо четко понимать, как проводить анализ показателей налоговой нагрузки и что делать с его результатами.

Специалисты 1C-WiseAdvice тщательно следят, чтобы налоговая нагрузка клиента всегда оставалась в безопасной зоне, не вызывающей интереса налоговиков. Мы предлагаем только законные варианты снижения налоговой нагрузки , которые разрабатываются индивидуально с учетом структуры конкретного бизнеса и специфики деятельности компании.

Проблема методики оценки налоговой нагрузки

Сегодня в России нет единой методологии оценки размера налоговой нагрузки организации. Зачастую одни и те же формулы используются, например, для расчета налоговой нагрузки и налогового потенциала, что затрудняет эффективное использование полученных результатов. Отсутствие четкого определения и методики оценки налоговой нагрузки предполагают различные способы ее измерения, а отсюда – неоднозначные результаты.

Способы оценки налоговой нагрузки являются «подвижными формулами», реагирующими на изменения в законодательстве, особенности конкретного бизнеса, региональные показатели рентабельности. Поэтому лучше использовать не один метод оценки, а их совокупность. Комплексный подход позволит учитывать все внешние и внутренние факторы, а, следовательно, результаты исследования принесут практическую пользу руководителю компании и собственникам бизнеса.

В любом случае показатель налоговой нагрузки оценивает ту часть налоговых обязательств, которая фактически должна быть выплачена организацией, и, по мнению ФНС, не может быть:

  • перенесена на другие экономические субъекты (в частности, за счет повышения цен);
  • уменьшена посредством налогового планирования, оптимизации налоговых платежей и другими способами.

На что ориентированы различные методики

Независимо от того, какие именно методы анализа налоговой нагрузки применяются, необходимо понимать: в этом деле важна не столько величина налоговой ставки или размер налогооблагаемой базы, сколько объем прибыли, которая остается в распоряжении компании после уплаты всех налогов. Поэтому, например, формула, предложенная ФНС, точно не является эталонной – так как не учитывает долю каждого уплаченного налога в выручке от реализации, а значит, не устанавливает влияние размера уплаченных налогов на финансовое состояние компании.

Итак, формула расчета налоговой нагрузки, предложенная ФНС:

Налоговая нагрузка = (Общая сумма налогов / Выручка) х 100%

Нужно иметь в виду, что для налоговиков, разработавших эту формулу, первостепенное значение имеет соблюдение средних значений по отраслям, а не рентабельность вашего бизнеса.

Методика, разработанная Минфином, определяет общую долю налогов в выручке от реализации. Но этот способ опять-таки не разделяет налоги на группы, каждая из которых оказывают свою степень давления на соответствующий источник платежа.

В то же время, учитывая трудоемкость расчетов по отдельным налогам, компаниям, применяющим общую систему налогообложения, лучше выделить наиболее «затратные».

Так, у компаний на общей системе налогообложения самыми «затратными» являются НДС и налог на прибыль.

Когда налоговая нагрузка превращается в налоговое бремя

Оценить степень налогового давления можно и «на глазок», не используя сложные расчеты. Если величина налоговых расходов превышает 40% от прибыли, то налоговая нагрузка уже перешла в налоговое бремя – ту степень давления, когда интересы государства в бизнесе преобладают над интересами собственников. Налоговая нагрузка считается нормальной в интервале от 20 до 40 %. Чем ближе к 40%, тем больше неиспользованных возможностей по оптимизации расходов. Показатель меньше 20% является предупреждением, что на организацию могут обратить внимание налоговики.

Анализ налоговых рисков и формирование налоговой стратегии

Опираясь на выводы, полученные в результате исследования, и на действующее законодательство, организация формирует оптимальную налоговую стратегию, включающую учетную политику для целей налогообложения и средства управления налоговыми рисками.

От эффективности данных действий зависит, как будут складываться взаимоотношения с ФНС. Ведь в списке критериев, по которым налогоплательщик может сам узнать, не находится ли он в группе риска, значится: «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виде экономической деятельности)».

Несмотря на то, что официально плана по штрафам и доначислениям не существует, по факту основной задачей инспекторов остается максимально возможное пополнение бюджета за счет налогоплательщиков. И идут в первую очередь они в те компании, где можно к чему-то придраться. А свою строгость, кстати, оправдывают объективными экономическими факторами.

Так, в разделе II «Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» говорится, что «с учетом складывающейся экономической ситуации и состояния бюджетной системы налоговые инициативы могут быть скорректированы в 2018 году при определении налоговой политики на 2019 и последующие годы».

Следовательно, задача собственников – грамотно и, не выходя за рамки закона, корректировать налоговую нагрузку. В рамках риск-ориентированного подхода при оказании бухгалтерских услуг специалисты 1C-WiseAdvice следят, чтобы налоговая нагрузка клиентов не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%.

Также мы всегда говорим о том, что не обязательно рисковать и прибегать к агрессивным схемам оптимизации расходов на налоги, чтобы снизить налоговое давление на бизнес. В рамках проектов по оптимизации мы предлагаем клиентам различные варианты уменьшения налоговой нагрузки, заточенные под конкретный бизнес и с учетом всех его юридических особенностей.

И, наши специалисты способны взглянуть на проблему глазами налоговика. В команде с ними трудятся наши специалисты по оптимизации бухгалтерии, которые анализируют предлагаемые решения с точки зрения документооборота, сложности подготовки отчетности и налоговых деклараций, соответствия налоговой нагрузки ожиданиям ИФНС и пр.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

1. Система налогообложения: определение и основные составляющие

Под системой налогообложения понимают порядок взимания налогов с физических и юридических лиц, закрепленный на законодательном уровне. Налоги подлежат обязательной уплате, это распространяется не только на тех, кто занимается предпринимательской деятельностью, но и на обычных граждан, получающих лишь заработную плату.

Основные составляющие системы налогообложения выглядят следующим образом:

  1. Объект налогообложения – прибыль и другие виды доходов, получение которых способствует появлению обязательства по уплате налогов.
  2. Налоговая база – объект налогообложения, выраженный в денежном эквиваленте.
  3. Налоговый период – временной промежуток, по завершению которого производятся расчеты, связанные с уплатой налогов, определяется налоговая база с последующим исчислением налога.
  4. Налоговая ставка – норма, имеющая конкретный размер в соответствии с единицей налогообложения в виде прибыли, земельной площади и т. д.
  5. Срок уплаты – дата, с наступлением которой завершается период, отведенный для уплаты налога.
  6. регламентируют как исчисляются и уплачиваются налоги, – соблюдение конкретного порядка действий.

2. Режимы налогообложения в 2021 году

Существует несколько подходов к тому, как именно будут рассчитываться, и уплачиваться налоговые платежи:

ОСНО – общая система налогообложения, которая назначается по умолчанию всем, кто прошел регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица (ЮЛ). Чтобы был выбор, необходимо в процессе регистрации ЮЛ или ИП подать заявление для перехода на другой режим налогообложения. Эта система подразумевает ведение бухгалтерской отчётности, как правило, самая не выгодная в плане величины уплачиваемых налогов, предполагает уплату НДС. Рассматривать её стоит только если среди ваших бизнес-партнёров будут преобладать контрагенты, работающие с НДС.

УСН – упрощенная система налогообложения, отличается удобством применения, с точки зрения экономической выгоды и простоты ведения отчетности.

Переход на УСН предполагает обращение к одному из двух вариантов уведомления налоговой: не позднее 30 дней после даты открытия бизнеса и тогда УСН можно будет применять сразу, в другом случае использовать УСН можно будет только с 1 января следующего года.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, находящий применение тогда, когда виды деятельности обусловливаются производством продукции сельскохозяйственного назначения. Ключевой момент применения этого режима заключается в том, что выручка, от реализации сельхозпродукции, не должна быть менее 70%.

ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Не применяется с 2021 года.

ПСН – патентная система налогообложения, обращение к которой допустимо только индивидуальным предпринимателям с годовым доходом в пределах 60 млн. руб., обеспечивающих работой не более 15 человек.

Действие патента ограничивается одним годом и использовать его можно только в той территориально-административной единице, в кторой он выдан. При необходимости допустимо получение нескольких патентов. Заявление о переходе на патентную систему подается за 10 рабочих дней до начала работы по патенту.

3. Основные элементы налоговых систем

4. Факторы, учитываемые при выборе системы налогообложения

Чтобы правильно определиться с системой налогообложения, надо учитывать следующие моменты:

  • вид деятельности в соответствии с определенными кодами ОКВЭД;
  • форма ведения предпринимательской деятельности с организационно-правовой точки зрения, например, это может быть ООО или ИП;
  • количество сотрудников, числящихся в штате;
  • стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия и используемого для достижения целей компании;
  • величина прибыли;
  • системы налогообложения, применяемые покупателями и ключевыми поставщиками;
  • деятельность, связанная с операциями экспорта и импорта;
  • нюансы налоговых режимов на уровне региона и др.

5. Процесс выбора конкретного режима налогообложения

Системы налогообложения, действующие в РФ, подразделяются на 5 видов, что заставляет внимательно рассматривать плюсы и минусы каждой из них, чтобы найти наиболее подходящий вариант налогового режима. Для этого сначала рассмотрим такие аспекты:

  1. Вид деятельности – специфика бизнеса определяет, какой режим налогообложения больше подходит. Если это ИП в сфере розничной торговли, то следует выбирать УСН, ПСН или ОСНО, а для тех, кто производит с\х продукцию, подойдет ЕСХН, ОСНО или УСН.
  2. Организационно-правовая форма – важный параметр, оказывающий значительное влияние на процесс выбора системы налогообложения.
  3. Наемные сотрудники – от количества рабочей силы по найму на основе зачисления в штат, зависят ограничения по выбору налогового режима. Если таких сотрудников более 15 человек, то это исключает возможность применения ПСН, а 100 человек – УСН.
  4. Верхняя планка дохода – более 60 млн. руб. в год – нельзя применять ПСН, а 150 млн. руб. – УСН.
  5. Налоговая нагрузка – рассчитывается после выбора режима налогообложения.

ОСНО (основной режим налогообложения) отличается трудностью ведения бухгалтерского учета. Ему присуща излишняя трудоёмкость. Использовать её стоит только если среди ваших контрагентов много тех, кто платит НДС. В иных случаях лучше сразу воспользоваться возможностью перехода на другой режим налогообложения.

Оптимальный вариант в этом плане – так называемая упрощенка (УСН), характеризуемая тем, что три налога, как это установлено в ОСНО, заменяются одним. В этом случае бюджет компании нагружается по минимальной схеме: налог приходится уплачивать лишь один раз в год. Также предприниматель получает право выбора в части определения налоговой базы: 6% от доходов или 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Применительно к ИП интерес может представлять режим ПСН, отличающийся простотой применения. Достаточно приобрести патент на 1 год. Подобный подход избавляет от каких-либо других отчислений и исключает обязанность ведения налоговой отчетности. Со стороны предпринимателя требуется одно – своевременно платить за патент на определенные виды деятельности.

Для сельского хозяйства подойдёт ЕСХН, как оптимальный в этой ситуации. Предлагаемая система сопоставима по своим характеристикам с «упрощенкой», но с некоторыми отличиями в виду специфики такого направления деятельности.

6. Расчет налоговой нагрузки

Рассмотрим пример с предприятием, занимающимся розничной реализацией свежей выпечки с помощью собственного магазина. Начальные характеристики торговой точки этого вида следующие:

  • прогноз товарооборота – 700 000 руб./мес. без учета НДС;
  • ожидаемые расходы, связанные с приобретением продукции, арендой, заработной платой и др. – 400 000 руб./мес.;
  • общая площадь зала, используемого для торговли, – 40 м2;
  • штат сотрудников на условиях найма – 3 человека;
  • страховые взносы, уплачиваемые в соответствии с количеством трудоустроенных людей, – 9 000 руб./мес.

Для того чтобы определиться с режимом налогообложения, проведем необходимые расчеты.

Алгоритм с учетом только доходов следующий:

  1. Определить сумму дохода за год – 700 000 руб. * 12 = 8 400 000 руб.
  2. Применить ставку в 6% – 8 400 000 руб. * 6% = 504 000 руб.
  3. Уменьшить на сумму страховых взносов (в пределах половины обозначенной в п. 2 суммы) – 504 000 руб. – (9 000 руб. * 12) = 396 000 руб.
  4. К уплате – 396 000 руб. за год

Если объект налогообложения – «доходы минус расходы», то расчет выглядит так:

  1. Доходы за год – 8 400 000 руб.
  2. Расходы за год – 4 800 000 руб.
  3. Налогооблагаемая база – 8 400 000 руб. – 4 800 000 руб. = 3 600 000 руб.
  4. Применение установленной ставки – 3 600 000 руб. * 15% = 540 000 руб.
  5. К уплате – 540 000 руб. за год.

  1. Прибыль – 8 400 000 руб. – 4 800 000 руб. = 3 600 000 руб.
  2. Применение установленной ставки – 3 600 000 руб. * 20% = 720 000 руб.
  3. Добавление НДС – 8 400 000 руб. * 20% = 1 680 000 руб. Эта сумма плюсуется к тому, что было определено в п. 2, но не в полном объеме. Поставщик также уплачивает НДС, большая часть которого возвращается. Поэтому итоговая сумма оказывается не столь значительной.

Приведенные расчеты показывают, что наиболее выгодный режим налогообложения в нашем примере – это УСН.

Читайте также: