Уплата налогов выбор места жительства охрана природы защита отечества

Опубликовано: 07.05.2024

Давыдова Мария Сергеевна

Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ

ВложениеРазмер
test_po_teme_prava_i_obyazannosti_cheloveka_i_grazhdanina_v_rf_-_s_otvetami.docx 18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Права и обязанности человека и гражданина»

1. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обращение в органы государственной власти

2) доступ к государственной службе

3) защита Отечества

4) участие в управлении делами государства

5) получение квалифицированной юридической помощи

6) проведение собраний, митингов и демонстрации, шествий и пикетирований

2. Найдите в списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода совести и вероисповедания

2) право на защиту чести и доброго имени

3) право на отдых

4) право на неприкосновенность жилища

5) свобода предпринимательской деятельности

6) свобода труда

3. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

4. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на защиту деловой репутации

3) право на социальное обеспечение по возрасту

4) свобода мысли, слова

5) право на жилище

6) право на отдых

5. Что из приведённого ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на частную собственность

2) свобода предпринимательской деятельности

3) право на защиту чести и доброго имени

4) право на жизнь

5) свобода совести, мысли, слова

6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

6. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

7. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на труд в нормальных условиях

3) право на тайну переписки, телефонных переговоров

4) свобода совести

5) свобода предпринимательской деятельности

6) право на отдых

8. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право обращаться в органы государственной власти

6) право участвовать в референдуме

1. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защита Отечества

2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности, профессии

4) трудоустройство совершеннолетних граждан

5) сохранение исторического и культурного наследия

6) уплата законно установленных налогов и сборов

2. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальное обеспечение

2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности и профессии

4) сохранение природы и окружающей среды

5) уплата законно установленных налогов и сборов

6) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

3. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение исторического и культурного наследия

2) уплата законно установленных налогов и сборов

3) сохранение здоровья

4) обеспечение получения детьми основного общего образования

5) выбор рода деятельности и профессии

6) сохранение природы и окружающей среды

1. Установите соответствие между группами прав человека и гражданина, закреплёнными в Конституции РФ, и их составом:

СОСТАВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

А) право создавать союзы и объединения

Б) право на свободу совести

В) право на тайну переписки

Г) право на мирные собрания

Д) право на равенство перед законом и судом

2. Верны ли следующие суждения о правах гражданина?

А. Права гражданина принадлежат всем людям от рождения, даже не обладающим гражданством

Б. Права гражданина, являясь моральными и социальными категориями, не всегда выступают как категории юридические

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

«Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он не находился. права человека – это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина.

Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. права человека – это гуманизм современной эпохи…

Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придаёт правам личности многогранность и многоплановость…

Если отрицать «потенциальные возможности», заложенные в неотъемлемых правах человека, придётся отказаться от всяких попыток изменить существующее положение, преодолеть несправедливость и дискриминацию, законодательно закреплённые в обществе… (А.Д. Гусев. О правах человека и гражданина)

С1 . На основании текста выделите основные признаки прав человека.

С2. Как, по мнению автора, соотносятся права человека и права гражданина?

С3 . Почему автор утверждает, что права человека – это «естественное свойство личности»? Свой ответ аргументируйте. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три примера прав человека.

С4. В тексте говорится о различиях между правами человека и гражданина. Привлекая обществоведческие знания, сформулируйте два отличия прав гражданина от прав человека.

- Носят всеобщий, универсальный характер,

- представляют собой неотъемлемое свойство личности

- носят этический характер

- представляют собой духовно-нравственный идеал

- носят многогранный и многоплановый характер

С2. По нению автора, права человека составляют духовно-нравственную основу прав гражданина

С3 . Автор утверждает, что права человека являются естественным свойством личности, потому что их нельзя передать другому человеку или государству. Если отнять у человека эти права, то человеческая личность просто исчезнет. В качестве примеров прав человека могут быть приведены право на жизнь, свободу, невмешательство в личную жизнь и т.д.

С4. Отличия прав гражданина от прав человека:

- принадлежат только гражданам государства, т.е. лицам, обладающим гражданством

- признаются государством и законодательно закреплены в нормативных правовых актах конкретной страны и т.д.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока по обществознанию Права и обязанности человека и гражданина

Разработка урока по обществознанию по теме: Права и обязанности граждан. В работу включены: ход урока, презентация, задания и лист самоконтроля учащегося.

Презентация, которая может быть использована на уроках обществознания и права по теме "Конституция РФ", "Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина", а также во время проведения классног.

Социальный проект выполнен учащимися 8 класса, посвящен проблеме лесных пожаров, их возникновению и наносимому ущербу людям и народному хозяйству. Результатом работы стал буклет, который был распростр.


Конституционные права и обязанности гражданина РФ

Правовая помощь ученикам.


Конституционные обязанности гражданина РФ

Технологическая карта урока по обществознанию для 9 класса по теме "Конституционные обязанности гражданина и человека".

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби.


Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение.

Тест по обществознанию для подготовки к ЕГЭ

Тест по теме «Права и обязанности человека и гражданина»

1. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обращение в органы государственной власти 2) доступ к государственной службе

3) защита Отечества 4) участие в управлении делами государства

5) получение квалифицированной юридической помощи

6) проведение собраний, митингов и демонстрации, шествий и пикетирований

2. Найдите в списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода совести и вероисповедания 2) право на защиту чести и доброго имени

3) право на отдых 4) право на неприкосновенность жилища

5) свобода предпринимательской деятельности 6) свобода труда

3. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

4. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни 2) право на защиту деловой репутации

3) право на социальное обеспечение по возрасту 4) свобода мысли, слова

5) право на жилище 6) право на отдых

5. Что из приведённого ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на частную собственность 2) свобода предпринимательской деятельности

3) право на защиту чести и доброго имени 4) право на жизнь

5) свобода совести, мысли, слова 6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

6. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право участвовать в отправлении правосудия

6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

7. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право на неприкосновенность частной жизни 2) право на труд в нормальных условиях

3) право на тайну переписки, телефонных переговоров 4) свобода совести

5) свобода предпринимательской деятельности 6) право на отдых

8. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) право участвовать в управлении делами государства

2) право на свободу и личную неприкосновенность

3) право на личную и семейную тайну

4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

5) право обращаться в органы государственной власти

6) право участвовать в референдуме

ОБЯЗАННОСТИ

1. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защита Отечества 2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности, профессии 4) трудоустройство совершеннолетних граждан

5) сохранение исторического и культурного наследия 6) уплата законно установленных налогов и сборов

2. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальное обеспечение 2) участие в управлении делами государства

3) выбор рода деятельности и профессии 4) сохранение природы и окружающей среды

5) уплата законно установленных налогов и сборов

6) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

3. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сохранение исторического и культурного наследия

2) уплата законно установленных налогов и сборов

3) сохранение здоровья

4) обеспечение получения детьми основного общего образования

5) выбор рода деятельности и профессии

6) сохранение природы и окружающей среды

4. Установите соответствие между группами прав человека и гражданина, закреплёнными в Конституции РФ, и их составом:

СОСТАВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

А) право создавать союзы и объединения

Б) право на свободу совести

В) право на тайну переписки

Г) право на мирные собрания

Д) право на равенство перед законом и судом

5.Установите со­от­вет­ствие между пра­во­вым по­ло­же­ни­ем лич­но­сти в РФ и при­ве­ден­ны­ми кон­сти­ту­ци­он­ны­ми правами

ВИДЫ ПРА­ВО­ВО­ГО СТАТУСА

A) право на жизнь

Б) право на уча­стие в управ­ле­нии де­ла­ми государства

B) право на за­щи­ту чести и доб­ро­го имени

Г) право рав­но­го до­сту­па к го­су­дар­ствен­ной службе

Д) право иметь в част­ной соб­ствен­но­сти землю на приграничной территории

2) Каждый человек, за­кон­но про­жи­ва­ю­щий в РФ

6 .Вставьте пропущенные слова в текст.

«Под __________(А) человека понимается гарантируемая законом мера возможного __________(Б) индивида. Они присущи природе человека, без них он не сможет существовать. Свобода человека определяется как __________(В) возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, __________(Г) деятельности человека. Долгое время советское право исходило из представления о производности прав человека от воли __________(Д). Оно же могло ограничить или вообще лишить личность прав и свобод. К тому же закрепленные Конституциями СССР и РСФСР права человека оставались __________(Е) и не обеспечивались в реальной практике».

1) декларативный 2) права 3) свобода 4) узаконенный

5) гражданин 6) поведение 7) ограничение 8) государство

7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.

1) Право на свободу 2) Право на жизнь 3) Первичное право

4)Право на выбор местожительства 5)Право на личное достоинство 6) Право на тайну переписки

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

«Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он не находился. права человека – это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина.

Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. права человека – это гуманизм современной эпохи…

Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придаёт правам личности многогранность и многоплановость…

Если отрицать «потенциальные возможности», заложенные в неотъемлемых правах человека, придётся отказаться от всяких попыток изменить существующее положение, преодолеть несправедливость и дискриминацию, законодательно закреплённые в обществе… (А.Д. Гусев. О правах человека и гражданина)

21 . На основании текста выделите основные признаки прав человека.

22. Как, по мнению автора, соотносятся права человека и права гражданина?

23 . Почему автор утверждает, что права человека – это «естественное свойство личности»? Свой ответ аргументируйте. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три примера прав человека.

24. В тексте говорится о различиях между правами человека и гражданина. Привлекая обществоведческие знания, сформулируйте два отличия прав гражданина от прав человека.

1.Основные права человека неотчуждаемы и принадлежат от рождения.

2.Все равны перед законом и судом.

3.Гарантия прав и свобод самим государством независимо от…

4.Запрет любой формы ограничения прав граждан по разным признакам.

5.Гарантия судебной защиты прав и свобод.

6.Право на суд присяжных.

7.Гарантия на получение квалифицированной юридической помощи

Личные права и свободы - это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения.

Виды личных прав и свобод человека:

- Право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

- Право на личное достоинство (часть 1 статьи 21 Конституции РФ).

- Право на гуманное обращение (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).

- Право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22 Конституции РФ).

- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (часть 1 статьи 23 Конституции РФ).

- Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23 Конституции РФ).

- Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы (часть 2 статья 24 Конституции РФ).

- Право на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ).

- Право на определение и указание своей национальной принадлежности (часть 1 статьи 26 Конституции РФ).

- Право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции РФ).

- Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции РФ).

- Право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение (часть 2 статьи 27 Конституции РФ).

- Провозглашается свобода совести и вероисповедания (статья 28 Конституции РФ).

- Провозглашается свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции РФ).

- Провозглашается право на информацию (часть 4 статьи 29 Конституции РФ).

Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом .

Виды политических прав и свобод:

- Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

- Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

- Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

- Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

- Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

К социально-экономическим правам и свободам человека и граж­данина в Российской Федерации относятся следующие.

• Право на свободное использование своих способностей и иму­щества для занятия предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельностью (ст.

• Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Кон­ституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливают­ся две важнейшие юридические гарантии права частной собствен­ности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъ­ятие имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения.

• Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответ­ствии с предусмотренными трудовым законодательством нор­мами.

• Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конститу­ции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с малололетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разраба­тываются основы семейной политики в стране.

• Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных за­коном.

• Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет чело­веку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не озна­чает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стес­ненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

В настоящее время центр тяжести в осу­ществлении права граждан на жилище перемещен с государствен­ного обеспечения на самообеспечение людей — за счет собствен­ных средств, ипотечных кредитов и т. д.

• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической по­мощи.

• Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конститу­ции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к досто­верной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Культурные права представляются собой :

• Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует граж­данам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

• Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы госу­дарственной власти и местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противо­стоит творческой деятельности, направленной на пропаганду на­силия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религи­озной или классовой нетерпимости.

- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

- право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

- право пользования результатами научного прогресса,

- на защиту авторских прав (ст. 44 Конституции РФ).

1. Что понимают под патриотизмом:
а) любовь к Родине, своему народу +
б) помощь нуждающимся
в) подчинение традициям

2. К качествам, необходимым человеку для прохождения воинской службы не относится:
а) мужество
б) слабохарактерность +
в) воля

3. К качествам, необходимым человеку для прохождения воинской службы относится:
а) лень
б) слабохарактерность
в) мужество +

4. Защита Отечества – священный долг и почетная обязанность граждан РФ, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

5. Защищать Отечество – значит обязательно служить в армии, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет +

6. Современная армия России имеет войска, способные быстро и эффективно реагировать на возникающую опасность государству, так ли это:
а) нет
б) да +
в) секрет

7. Служить Отечеству можно в Федеральной службе безопасности РФ, так ли это:
а) нет
б) секрет
в) да +

8. Как называется государственная организация, занимающаяся постановкой на учет и призывом граждан на военную службу:
а) Военный комиссариат +
б) Федеральное собрание РФ
в) Генеральный штаб

9. К внутренним угрозам безопасности нашей страны относится:
а) угроза мировой войны
б) нестабильная обстановка в средней Азии
в) деятельность незаконных вооруженных формирований +

10. Воинский долг – это обязанность граждан России, так ли это:
а) нет
б) да +
в) отчасти

11. К выполнению воинского долга человек должен готовить себя заранее, так ли это:
а) да +
б) нет
в) по желанию

12. Физически слабый человек освобождается от воинского долга, так ли это:
а) да
б) нет +
в) по решению специальной военной комиссии

13. К выполнению боевых задач не привлекаются лица, призванные на военную службу по контракту, так ли это:
а) нет +
б) да
в) отчасти

14. Официальное приглашение, обязательный вызов:
а) контракт
б) договор
в) повестка +

15. Как называется войско, создаваемое в условиях военного времени в помощь регулярной армии из гражданских лиц, освобожденных от действительной военной службы:
а) ополчение +
б) дружина
в) гвардия

16. Укажите правильное высказывание:
а) Гражданин не может получить отсрочку от призыва на военную службу.
б) Защита Отечества — священный долг гражданина России. +
в) Каждый третий военнослужащий принимает присягу перед государственным флагом России и знаменем воинской части.

17. Укажите правильное высказывание:
а) Гражданин не может получить отсрочку от призыва на военную службу.
б) Каждый призывник проходит военную службу по контракту.
в) Гражданин может получить отсрочку от призыва на военную службу.

18. Укажите правильное высказывание:
а) Каждый третий военнослужащий принимает присягу перед государственным флагом России и знаменем воинской части.
б) Каждый военнослужащий принимает присягу перед государственным флагом России и знаменем воинской части.
в) Каждый призывник проходит военную службу по контракту.

19. Определите вид обязанности военнослужащих:
быть верным Военной присяге:
а) специализированная
б) основная
в) общая +

20. Определите вид обязанности военнослужащих:
совершенствовать воинское мастерство:
а) специализированная
б) общая +
в) специальная

21. Определите вид обязанности военнослужащих:
дорожить боевой славой защитников своего народа:
а) общая +
б) специальная
в) главная

22. Определите вид обязанности военнослужащих:
действовать в наряде или карауле:
а) специализированная
б) специальная +
в) основная

23. Определите вид обязанности военнослужащих:
беречь военное имущество:
а) главная
б) специальная
в) общая +

24. Найдите слово (словосочетание), которое является обобщающим среди представленных:
а) военная служба по контракту
б) защита Отечества +
в) изобретение новых видов вооружения

25. Укажите правильное высказывание:
а) На военную службу призываются граждане РФ в возрасте от 17 до 28 лет.
б) Правила внутреннего распорядка в Вооружённых силах 1 РФ определяет Трудовой кодекс.
в) Юноша должен готовиться к несению военной службы. +

26. Укажите правильное высказывание:
а) Правила внутреннего распорядка в Вооружённых силах 1 РФ определяет Трудовой кодекс.
б) Гражданин может быть освобождён от воинской службы по состоянию здоровья. +
в) На военную службу призываются граждане РФ в возрасте от 17 до 28 лет.

27. Определите вид обязанности военнослужащих:
дорожить честью воинского звания:
а) общая +
б) должностная
в) специальная

28. Определите вид обязанности военнослужащих:
быть дисциплинированным:
а) главная
б) общая
в) должностная +

29. Деятельность, которая включает несение боевых дежурств, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, участие в боевых действиях в условиях вооружённого конфликта, в первую очередь связана с:
а) военной службой +
б) преподаванием
в) благотворительностью

30. Укажите неверный ответ:
Оборона страны в случае нападения врага:
а) обязанность граждан
б) свобода граждан +
в) священный долг граждан

Подробное решение Параграф § 17 по обществознанию для учащихся 7 класса, авторов Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. 2015

Вопрос 1. Каковы обязанности граждан России?

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Основное общее образование обязательно.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.

Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.

Вопрос 2. Сравни географическое положение, природные условия Восточной Европы и Греции. Покажи, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси.

Географическое расположение Греции удивительно выгодное, поскольку она находится на стыке трех континентов (Европы, Азии и Африки). Страна входит в средиземноморскую климатическую зону. Летом здесь почти нет дождей, зато зимой проходят сильные ливни. Средняя температура января: 4 -12°С. Средняя температура воздуха летом: 20-27 °С, температура воды: +27 °С.

Восточная Европа протянулась от Балтики до Черного моря, страны региона имеют транзитное положение. Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия).

В целом регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером «некомплектности» набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы медных руд, полиметаллов.

Климат умеренный морской, умеренно континентальный, на юге переходит в субтропический средиземноморский.

Природные зоны разнообразны, большие площади занимают смешанные и широколиственные леса.

Вопрос 3. Подумай, в чём значение деятельности В. В. Докучаева. Можно ли сказать, что он жил заботой о России?

Василий Васильевич Докучаев (1 марта 1846 — 8 ноября 1903) — русский геолог и почвовед, основоположник национальной школы почвоведения и географии почв. Создал учение о почве как об особом природном теле, открыл основные закономерности генезиса и географического расположения почв.

Вопрос 4. Рассмотри на с. 144—145 карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живёшь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.

Ильменский заповедник, Национальные парки – Таганай, Зюраткуль.

Вопрос 5. Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.

Экологические организации мира:

• ФОНД ДИКОЙ ПРИРОДЫ (WWF)

• Международный социально-экологический союз (МСоЭС)

• Международная экологическая организация «Беллона»

• Международная ассоциация «Зеленый крест»

• Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП)

Экологические организации России

• Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

• Центр экологической политики России (ЦЭПР)

• Российское экологическое движение «Зеленые»

• Неправительственный экологический фонд имени В.И.Вернадского

• Российский региональный экологический центр (РРЭЦ)

• Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль»

• Российский Зеленый крест

• Движение Дружин охраны природы (ДОП)

Вопрос 6. Почему необходима активная деятельность по охране природы?

Охрана природы направлена на сохранение природных богатств, предотвращение вредного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности людей. Необходимо осуществлять разумное (неистощительное) использование природных ресурсов <природопользование), их воспроизводство. В результате должно быть спасено многообразие видов животных и растений на на* шей планете, защищены водные ресурсы, атмосферный воздух, т. е. важнейшие условия жизни человечества.

Вопрос 7. Почему земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни народов?

В течение жизни мы постоянно используем природные ресурсы. Они — основа нашей жизни. Земля – это наша кормилица.

Вопрос 8. Что делает государство для охраны окружающей среды?

Государство издаёт законы, направленные на охрану природы. В 2002 г. вступил в силу закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нём записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.

Охране подлежат, во-первых, земля, её недра, почва. Во-вторых, поверхностные и подземные воды. В-третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В-четвёртых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Государство устанавливает правила, защищающие природу. К ним относятся:

— правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;

— правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;

— правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;

— ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;

— правила охраны и использования недр;

— правила охраны рыбных запасов.

Вопрос 9. Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?

За нарушение этих правил государство наказывает штрафами или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.

Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнём, ставшее причиной лесного пожара, в виде больших штрафов или лишения свободы сроком до 2 лет, а за поджог злоумышленник может получить до 8 лет лишения свободы.

Закон устанавливает, что предприятие, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесённый ущерб.

Вопрос 10. Что могут делать общественные организации и граждане для охраны природы?

Каждый гражданин Российской Федерации может:

— создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

— принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;

— оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;

— обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды;

— участвовать в природоохранительной деятельности.

Вопрос 11. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовь сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

Защита окружающей среды от радиоактивного загрязнения регулируется рядом международно-правовых документов: Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года; принятыми через несколько месяцев после чернобыльской аварии Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, где установлен порядок обмена ин­формацией, проведение консультаций при авариях, которые повлекли или могут повлечь трансграничный выброс радиоактивных веществ; и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года, регламентирующей сотрудничество государств при возникновении ядерной аварии для сведения к минимуму ее последствий и защиты людей и окружающей среды от воздействия выбросов радиоактивных материалов. До сих пор особой проблемой в странах Восточной Европы является накопление радиоактивных отходов и продолжающиеся последствия чернобыльской аварии из-за имевших место в прошлом утечек радиоактивных материалов.

1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ – беречь памятники истории и культуры.

а) Что такое памятники истории; б) почему мы должны беречь и сохранять памятники истории?

а) Памятник истории – это памятное место, здание, предмет – любой объект, который связан с историческим событием.

б) Памятники истории напоминают нам о прошлом страны

2. Какие еще конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете?

Платить налоги, защищать Отечество.


1. Одна из проблем современного мира – экологический кризис.

а) Что такое экологический кризис? что стало причиной экологического кризиса?

а). Экологический кризис – это состояние природы / окружающей среды, которое угрожает существованию человека и человечества

б). Воздействие человека на природу ИЛИ хозяйственная деятельность общества

2. Какие ещё глобальные проблемы Вы знаете?

Проблемы международного терроризма, войны и мира.


1. Во второй половине ХХ в. начинает развиваться общество постиндустриального типа.

а) Какое общество называется постиндустриальным; б) как иначе называют этот тип общества?

а) Постиндустриальное общество – это современный этап развития общества, в котором приоритетное значение имеет сфера услуг, а стремительно развивающиеся информационные технологии и развитие науки лежат в основе экономики

б) Информационное общество

2. Какие ещё типы общества Вы знаете?

Традиционное общество, индустриальное общество.



1. Школьный класс – это социальная группа.

а) Какой группой – формальной или неформальной – является школьный класс; б) какой ещё признак есть у социальной группы «школьный класс»?

а) Школьный класс – формальная социальная группа, т.к. он создается специально, входит в структуру школы, деятельность класс регулируется правовыми документами

Школьный класс – неформальная социальная группа, т.к. его составляют друзья.

б) Школьный класс – малая группа ИЛИ первичная группа.

2. Какие ещё неформальные группы Вы знаете?

Группа друзей, дворовая футбольная команда.


1. Одним из символов нашего государства является государственный герб

а) Для чего случить государственный герб; б) как должен относиться к государственным символам каждый из нас?

а) государственный герб – это особый знак (эмблема), который обозначает, символизирует государство

б) использование символов государства определяется законодательно, каждый гражданин должен уважать символы своего государства и не допускать их неправильного использования

2. Какие ещё символы государства Вы знаете?

Государственный гимн, государственный флаг.


1. Одной из малых социальных групп в обществе является семья

а) какую роль выполняет семья в обществе; б) какую роль выполняет семья в жизни ребёнка?

а) рождение и воспитание детей / первичная социализация

б) воспитывает, заботиться о ребёнке, приучает его жить в обществе, защищает его интересы…

2. Какие ещё малые группы Вы знаете?

Компания друзей, школьный класс.


1. Получение образования – право и обязанность гражданина РФ.

а) какое значение имеет образование для каждого человека; б) почему в современном обществе возникла необходимость в непрерывном образовании (образовании в течение всей жизни человека)?

а) образование даёт знания, позволяет человеку раскрыть свои способности, получить профессию

б) возрос поток информации, которая непрерывно обновляется; быстро развивается и требует переквалификации работников; устаревают знания

2. Какие ещё конституционные обязанности Вы знаете?

Платить налоги, защищать Отечество, сохранять природу и окр.среду



1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ – сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

а) что такое природа; б) почему природные богатства нужно беречь?

а) Природа – это естественная среда обитания человека

б) Природные богатства нужно беречь, потому что он исчерпаемы, потому что используются человеком для удовлетворения потребностей в пище, воде

2. Какие ещё конституционные обязанности Вы знаете?

Платить налоги, защищать Отечество


1. В постиндустриальном (информационном) обществе появились новые способы и средства связи.

а) какие средства коммуникации появились в постиндустриальном обществе; б) как новые средства коммуникации помогают людям получать образование?

а) Интернет (электронная почта, скайп), мобильный телефон

б) благодаря им возможно быстрое получение информации, дистанционное образование

2. Какие ещё новые явления, характерные для постиндустриального общества, Вы знаете?

Особая роль науки, непрерывное образование.


1. В обществе устанавливаются и действуют социальные нормы.

а) Что такое социальные нормы; б) какую роль выполняют социальные нормы в обществе?

а) Социальные нормы – это правила общественной жизни

б) объединяют общество, регулируют общественные отношения

2. Какие виды социальных норм Вы знаете?

Нормы морали, правовые нормы.


1. В обществе действуют нормы морали.

а) Что такое нормы морали? Какую роль выполняют нормы морали в обществе?

а) Нормы морали – это социальные нормы, которые основаны на представлении о добре и зле, создаются в обществе и поддерживаются общественным мнением и совестью человека

б) Нормы морали регулируют отношения между людьми, объединяют общество, оценивают поступки людей с позиции добра и зла

2. Какие ещё виды социальных норм Вы знаете?

Правовые нормы, традиции.


1. Граждане РФ обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.

а) К какому виду социальных норм относятся законы; б) что отличает эти нормы от других видов социальных норм?

а) Законы – это правовые нормы

б) Правовые нормы устанавливает государство, они обязательны для выполнения

2. Какие ещё виды социальных норм Вы знаете?

Моральные нормы, этикет.



1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ – соблюдение нормы права.

а) Что такое норма права; б) как можно формировать правовую грамотность (знание норм права) у населения?

а) норма права – это общеобязательное правило, установленное государством и обеспеченное государственным принуждением

б) изучать право в учебных заведениях ИЛИ использовать средства массовой информации

2. Какие ещё конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете?

Защита Отечества, сохранение памятников истории и культуры.


1. Семейный кодекс РФ определяет условия заключения брака.

а) что такое брак; б) почему люди вступают в брак?

а) брак – это союз мужчины и женщины с целью создания семьи, зарегистрированный в органах ЗАГС

б) вступая в брак, мужчина и женщина приобретают определённые права и обязанности, которые защищает государство.

2. Какие условия заключения брака в РФ Вы знаете?

Достижение брачного возраста, взаимное согласие.


1. Одним из символов нашего государства является государственный флаг.

а) Для чего служит государственный флаг; б) как должен относиться к государственным символам каждый из нас?

а) государственный флаг – это флаг, который представляет и символизирует страну

б) использование символов государства определяется законодательно, каждый гражданин должен уважать символы своего государства и не допускать их неправильного использования

2. Какие ещё символы государства Вы знаете?

Государственный гимн, государственный герб.


1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ и его священный долг – защита Отечества.

а) Что такое защита Отечества; б) какое право имеет гражданин в случае, если военная служба противоречит его убеждениям и вероисповеданию?

а) Защита отечества – это оборона страны, охрана её суверенитета и безопасности, целостности и неприкосновенности её территории

б) право на альтернативную гражданскую службу

2. Какие ещё конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете?

Уплата налогов, сохранение природы.


1. Наше государство проявляет заботу о различных социальных группах.

а) почему некоторые социальные группы нуждаются в защите со стороны государства; б) в чём выражается забота государства о благополучии семьи?

а) существуют различные причины, по которым люди не могут обеспечить себя самостоятельно или нуждаются в помощи; наше государство берёт на себя обязанность обеспечить достойную жизнь каждого человека

б) предоставление пособий многодетным семьям, материнский капитал при рождении второго ребёнка, помощь молодым семьям в приобретении жилья.

2. Какие ещё социальные группы в нашей стране находятся под защитой государства?

Пенсионеры, инвалиды, дети, дети-сироты.


1. Несоблюдение правовых норм влечёт за собой юридическую ответственность.

а) Что такое юридическая ответственность; б) с какого возраста наступает уголовная ответственность (дайте два ответа)?

а) Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения за совершение правонарушения

б) с 16 лет; с 14 лет за совершение особо тяжких уголовных правонарушений

2. Какие виды правонарушений Вы знаете?

Проступок и преступление



1. Духовная культура общества включает различные виды искусства, например, архитектуру.

а) Что такое духовная культура; б) какое значение имеет искусство в жизни человека?

а) Духовная культура – это духовные ценности, созданные людьми

б) искусство приобщает человека к прекрасному ИЛИ воспитывает вкус

2. Какие ещё виды искусства Вы знаете?

Изобразительное искусство, оперное искусство


1. В РФ существуют и действуют правоохранительные органы, одним из которых является полиция.

а) что такое правоохранительные органы; б) какие задачи выполняет полиция?

а) правоохранительные органы – это государственные и негосударственные органы, которые обеспечивают законность и правопорядок, защищают права и свободы граждан, борются с правонарушениями

б) профилактика правонарушений, борьба с преступностью, охрана общественного порядка, защита граждан

2. Какие ещё правоохранительные органы Вы знаете?

прокуратура, адвокатура, нотариат


1. В России существуют Конституционный Суд и Верховный Суд.

а) Какой из названных судебных органов разрешает споры между федеральными органами государственной власти; б) кто (какой государственный орган РФ) назначает судей Верховного Суда и Конституционного Суда?

а) Конституционный Суд РФ

б) Совет Федерации РФ

2. Какие особенности разбирательства дел в судах РФ Вы знаете?

открытое, на основе состязательности сторон.


1. Одним из символов нашего государства является государственный гимн.

а) Для чего служит государственный гимн; б) как должен относиться к государственным символам каждый из нас?

а) государственный гимн – это торжественное музыкальное или музыкально-поэтическое произведение, которое символизирует государство, исполнятся в случаях, обычно предусмотренных специальным законом, во время его исполнения все встают.

б) использование символов государства определяется законодательно, каждый гражданин должен уважать символы своего государства и не допускать их неправильного использования

2. Какие ещё символы государства Вы знаете?

Государственный герб, государственный флаг.


1. Одна из конституционных обязанностей гражданина РФ – заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. К объектам культурного наследия относятся произведения искусства, например, шедевры скульптуры и живописи.

а) Что такое искусство; б) какие профессии связаны с сохранением культурного наследия?

а) искусство – это одна из форм культуры, представляющая мир в образной форме; деятельность, связанная с созданием художественных ценностей.

б) Хранитель коллекции музея, искусствовед

2. какие ещё конституционные обязанности гражданина РФ Вы знаете?

Защита Отечества, сохранение природы.



1. Одним из высших органов государственной власти в РФ является Федеральное Собрание РФ. Конституция РФ характеризует его как представительный и законодательный орган.

Как Вы понимаете характеристику: а) «представительный орган»; б) «законодательный орган»?

а) представительный орган – представляет интересы граждан и формируется гражданами (избирается)

б) законодательный орган – создаёт законы государства

2. Из каких двух палат состоит Федеральное Собрание?

Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ


1. Одним из источников доходов семьи является заработная плата.

а) Что такое заработная плата и от чего она зависит; б) какую обязанность имеет работодатель в связи с выплатой заработной платы работнику в соответствии с Трудовым кодексом РФ?

а) Заработная плата – это оплата труда работника, плата за его труд в зависимости от квалификации работника и особенностей работы

б) Равная плата за труд ИЛИ обязательная и своевременная выплата заработной платы в полном объёме.

2. Какие ещё источники доходов семьи Вы знаете?

Читайте также: