Уплата налогов сборов и иных платежей

Опубликовано: 14.05.2024

1. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

3. В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации.

4.1. В случае, указанном в абзаце втором пункта 4 настоящей статьи, местная администрация, организация федеральной почтовой связи и многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг обязаны:

1) принимать от физических лиц денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно их перечислять с учетом положений, предусмотренных пунктом 4.2 настоящей статьи, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации не взимается;

2) вести учет денежных средств, принятых в счет уплаты налогов и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);

3) выдавать при приеме денежных средств квитанции или иные документы, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

4) представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему Российской Федерации.

4.2. Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме местной администрацией, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Денежные средства, принятые от физического лица в наличной форме организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, а также принятые от местной администрации в наличной форме организацией федеральной почтовой связи, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк для их последующего перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от физического лица, не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных пунктами 4.1 и 4.2 настоящей статьи обязанностей местная администрация, организация федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.

Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации денежные средства, принятые в счет уплаты и перечисления сумм налогов.

4.4. В случае неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства в установленный срок денежных средств физического лица, принятых местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, к местной администрации, организации федеральной почтовой связи, многофункциональному центру предоставления государственных и муниципальных услуг применяются меры по взысканию неперечисленной суммы налога в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, а также в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье - требование о перечислении налога) должно быть направлено в местную администрацию, организацию федеральной почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг признается уведомление соответствующих органа, организации о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

5. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с настоящей статьей применительно к каждому налогу.

Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается настоящим Кодексом.

Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

7. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).

8. Правила, предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи, применяются также в отношении порядка уплаты авансовых платежей.

9. Правила, предусмотренные пунктами 1 и 4 - 4.4 настоящей статьи, применяются также в отношении единого налогового платежа физического лица.

Комментируемая статья устанавливает общие правила уплаты налога.

Уплата налога производится в наличной или безналичной форме.

Письмом МНС России N ФС-8-10/1199, Сбербанка России N 04-5198 от 10.09.2001 "О бланках платежных документов, используемых физическими лицами при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации" с изменениями, внесенными письмом ФНС России N ЗН-4-1/22325@, Сбербанка России N 12/677 от 11.12.2013, установлены бланки платежных документов: форма N ПД (налог) (приложение 1), форма N ПД-4сб (налог) (приложение 2) и форма заявления физического лица на перевод денежных средств (приложение 3).

Образец платежного документа формы N ПД (налог) приведен в приложении 1. Размеры платежного документа формы N ПД (налог) приведены в приложении 4.

Образцы и размеры платежных документов формы N ПД-4сб (налог) приведены в приложении 2.

Образец формы заявления физического лица на перевод денежных средств приведен в приложении 3.

Правила заполнения платежных документов формы N ПД (налог) и формы N ПД-4сб (налог) отражены в приложении 5.

Для плательщика уплата платежей по формам N ПД (налог), N ПД-4сб (налог) и заявления физического лица на перевод денежных средств является равноценной.

Налоговые органы с целью сокращения количества возможных ошибок при указании плательщиками информации в реквизитах платежных документов обеспечивают автоматизированное формирование и заполнение за налогоплательщиков бланков платежных документов формы N ПД (налог).

Сформированные в налоговом органе платежные документы должны иметь индивидуальный номер (который проставляется в реквизите "Индекс документа") и быть зарегистрированы в налоговом органе в специальном журнале (реестре).

Заполненные налоговыми органами платежные документы формы N ПД (налог), в которых реквизиты "Плательщик (подпись)" и "Дата" остаются незаполненными, направляются налогоплательщикам - физическим лицам вместе с налоговым уведомлением согласно статье 52 НК РФ или вместе с требованием об уплате налога (сбора) согласно статье 69 НК РФ, а также выдаются при обращении налогоплательщика в налоговые органы.

На бланк платежного документа формы N ПД (налог) налоговые органы наносят штрих-код, содержащий в себе информацию из платежного документа, позволяющую автоматизировать процесс учета налоговых платежей физических лиц.

Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Следует отметить некоторые особенности, возникающие в связи с уплатой авансовых платежей.

НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Таким образом, поскольку из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 НК РФ и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

Такая позиция закреплена в письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

В пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отмечено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Дополнительно отметим, что организация федеральной почтовой связи обязана принимать денежные средства в счет уплаты налогов и сборов в том случае, если в данной местности отсутствуют банки; при выполнении данной обязанности почтовая связь принимает платежи без дополнительной платы. Однако действующим налоговым законодательством не предусмотрено право организации почтовой связи устанавливать платежи в случае добровольного возложения на себя обязанности по приему от населения платежей по налогам и сборам.

В Кассационном определении Сахалинского областного суда от 08.02.2011 N 33-199/2011 отмечено, что, приняв на себя данную обязанность, ФГУП "Почта России" было обязано руководствоваться требованиями части 4 статьи 58 НК РФ, в том числе и в части освобождения граждан от платы за прием данных платежей, поскольку в силу положений пункта 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Расчет авансового платежа представляется в случаях предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу (третий абзац пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации). Порядок уплаты налогов и сборов установлен статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 этой статьи уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Из приведенных положений пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

При этом статья 58 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает на организацию федеральной почтовой связи и местную администрацию обязанность принимать денежные средства (без взимания за это платы) в счет уплаты налогов и сборов, которые предусмотрены названным Кодексом, и только при отсутствии банка.

1. Уплата налога (сбора) производится добровольно или принуди­тельно.
При добровольной уплате налога (сбора) она производится:
• разовой уплатой всей суммы налога;
• по частям (уплатой авансовых платежей в течение налогового периода, по окончании которого производится перерасчет).
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается примени­
тельно к каждому налогу. Например, гл. 22 "Акцизы" части
второй НК РФ предусмотрен авансовый порядок взимания ак­
цизов в форме продажи акцизных марок либо специальных ре­
гиональных марок по подакцизным товарам, подлежащим обя­
зательной маркировке.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ, региональных налогов - законами субъектов РФ, местных налогов - нормативными правовыми актами представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
2. Налога (сборы) уплачиваются в наличной или безналичной форме. Уплата налога в безналичной форме производится путем пода­чи платежного поручения перечислить сумму налога с банков­ского счета налогоплательщика в кредитную организацию, в которой открыт данный банковский счет. Порядок оформления налогоплательщиками платежных поручений на перечисление налоговых платежей регламентирован совместным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 29.02.2000 №№ 21н, АП-3-25/82 (вред, от 01.10.2001). Уплата налога в наличной форме может производиться посред­
ством почтового перевода, через кассу сельского или поселко­вого органа местного самоуправления или через сборщика на­логов и сборов. Исполнение обязанности по уплате налога в неденежной форме (например, передачей государству товаров или выполнением для государственных нужд каких-либо ра­бот)запрещено.
3.Выделяют три основных методологических способа уплаты налога:
по декларации;
у источника выплаты дохода;
кадастровый способ уплаты налога. При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представить в установленный срок в налоговый орган заполнен­ную в установленном порядке налоговую декларацию. В декла­рации указываются сведения о полученных доходах и про­изведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и

исчисленной сумме налога, а также другие юридически значи­мые для налогообложения сведения. При уплате налога у источника выплаты дохода налогопла­
тельщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитан­ного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпри­нимателем, производящим выплату дохода (заработной платы, сумм материального поощрения и т. д.).
Кадастр- это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т. п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.
4. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте
России - российских рублях. В иностранной валюте налоговые платежи вправе совершать иностранные организации и физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
5. Сроки уплаты налога (сбора) устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах приме­нительно к каждому налогу (сбору).
Срок уплаты налога определяется календарной датой или исте­чением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, ко­торое должно совершиться.
Налогоплательщик должен уплатить налог в установленный
надлежащий срок или (при наличии такого желания) досрочно. При нарушении этого правила налогоплательщиком уплачива­ются пени за просрочку налогового платежа. Неуплаченная
или не полностью уплаченная сумма налога в установленный срок является недоимкой, наличие которой является основани­ем для принудительного взыскания с налогоплательщика соот­ветствующих денежных сумм налоговым органом.
6. Налог (сбор) не признается уплаченным в случаях:
отзыва налогоплательщиком платежного поручения4 на пере­числение суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);
возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);
когда на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога имеются иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первооче­редном порядке, а налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

7 октября 2009 г.



Добавить материал в закладки

1. Налогоплательщики (плательщики сборов), в том числе участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, налоговые органы, таможенные органы, территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, а также плательщики иных платежей при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102), "Плательщик" (8), "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103), "Получатель" (16) в соответствии с настоящими Правилами.

Настоящие Правила также распространяются на органы Федерального казначейства в случае:

когда данные органы выступают в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов;

при перечислении органами Федерального казначейства денежных средств с лицевых счетов, открытых на балансовом счете N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности", на лицевые счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", на основании платежных поручений, подготовленных таможенными органами согласно установленному порядку.

Настоящие Правила распространяются на кредитные организации (их филиалы) при оформлении ими расчетных документов на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета.

Значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) в расчетных документах указываются в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

Указание значения показателя ИНН в полях "ИНН" плательщика (60), "ИНН" получателя (61) расчетного документа является обязательным.

В соответствии с изменениями, внесенными Указанием ЦБ РФ от 22.01.2008 N 1964-У в описание полей платежного поручения, утвержденное Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 N 2-П, в поле 60 "ИНН" плательщика указывается ИНН или КИО (код иностранной организации).

2. Поля "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102) и "Плательщик" (8).

1) Налогоплательщики (плательщики сборов), в том числе участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, а также плательщики иных платежей, указанных в приложении N 4 к настоящему Приказу, при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, сборщика налога или сбора, а также плательщика иных платежей. При отсутствии у плательщика - физического лица ИНН в поле "ИНН" плательщика (60) проставляются нули ("0");

"КПП" плательщика (102) - значение КПП налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, сборщика налога или сбора, а также плательщика иных платежей. Плательщики - физические лица в поле "КПП" плательщика (102) проставляют нули ("0");

"Плательщик" (8) - наименование плательщика - клиента банка (владельца счета), дающего поручение банку на перечисление денежных средств:

2) Налоговые органы и таможенные органы при заполнении инкассовых поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при взыскании недоимок, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе участников внешнеэкономической деятельности и налоговых агентов, указывают в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"КПП" плательщика (102) - значение КПП налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"Плательщик" (8) - наименование налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3) Таможенные органы и органы Федерального казначейства при заполнении платежных поручений на перечисление денежных средств с лицевых счетов, открытых на балансовом счете N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности", на лицевые счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", указывают в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН таможенного органа;

"КПП" плательщика (102) - значение КПП таможенного органа;

"Плательщик" (8) - наименование органа Федерального казначейства и в скобках - наименование таможенного органа (указываются в сокращенном виде).

4) Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при погашении задолженности налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, за счет денежных средств, взысканных с него в ходе проведения исполнительных действий, указывает в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии у плательщика - физического лица ИНН в поле "ИНН" плательщика (60) проставляются нули ("0");

"КПП" плательщика (102) - значение КПП налогоплательщика (плательщика сбора), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, чья обязанность по уплате (перечислению) налога или сбора принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае принудительного исполнения обязанности по уплате (перечислению) физическими лицами налога или сбора в поле "КПП" плательщика (102) проставляют нули ("0");

"Плательщик" (8) - наименование территориального органа Федеральной службы судебных приставов, осуществляющего перечисление денежных средств, взысканных в порядке принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5) Кредитная организация (ее филиал) при заполнении расчетных документов на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета, указывает в полях:

"ИНН" плательщика (60) - значение ИНН кредитной организации;

"КПП" плательщика (102) - значение КПП кредитной организации;

"Плательщик" (8) - наименование кредитной организации (ее филиала), осуществляющей перечисление денежных средств на счет получателя.

3. Поля "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103) и "Получатель" (16).

Налогоплательщики (плательщики сборов), в том числе участники внешнеэкономической деятельности, налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, а также плательщики иных платежей при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

налоговые органы и таможенные органы при заполнении инкассовых поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при взыскании недоимок, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков (плательщиков сборов), в том числе участников внешнеэкономической деятельности, налоговых агентов;

таможенные органы и органы Федерального казначейства при заполнении платежных поручений на перечисление денежных средств с лицевых счетов, открытых на балансовом счете N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности", на лицевые счета, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации";

кредитные организации (их филиалы) при заполнении расчетных документов на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета;

территориальные органы Федеральной службы судебных приставов при заполнении платежных поручений на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации при погашении задолженности налогоплательщика (плательщика сборов), в том числе участника внешнеэкономической деятельности, налогового агента, за счет денежных средств, взысканных с него в ходе проведения исполнительных действий, указывают в полях:

"ИНН" получателя (61) - значение ИНН налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"КПП" получателя (103) - значение КПП налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

"Получатель" (16) - наименование в сокращенном виде получателя платежа (органа Федерального казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и в скобках - наименование в сокращенном виде налогового, таможенного или иного органа государственной власти, органа местного самоуправления, а также находящегося в его ведении государственного (муниципального) учреждения, осуществляющего администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Значения ИНН и КПП получателя платежа (органа Федерального казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования) не указываются.

Утверждены Приказом Минфина России

от 24 ноября 2004 г. N 106н

ПРАВИЛА УКАЗАНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ИДЕНТИФИЦИРУЮЩЕЙ ПЛАТЕЖ, В РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ

Налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, сборщики налогов и сборов, налоговые органы, а также территориальные органы Федеральной службы судебных приставов при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях 104 - 110 и "Назначение платежа" (24) в соответствии с настоящими Правилами.

Настоящие Правила распространяются на органы Федерального казначейства в случае, когда данные органы выступают в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов.

Настоящие Правила распространяются на кредитные организации (их филиалы) при оформлении ими расчетных документов на общую сумму на перечисление налогов, сборов в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета.

1. Оформление одного расчетного документа допускается только по одному налогу (сбору) согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

В одном расчетном документе по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа (соответственно, пункты 5 и 9 настоящих Правил).

2. При заполнении расчетного документа на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации в полях 104 - 110 указывается информация в порядке, установленном, соответственно, пунктами 3 - 9 настоящих Правил.

При невозможности указать конкретное значение показателя в полях 106 - 110 расчетного документа проставляется ноль ("0").

При оформлении кредитной организацией (ее филиалом) расчетного документа на общую сумму на перечисление налогов, сборов в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета, в полях 104 и 105 расчетного документа указываются соответствующие значения, а в полях 106 - 110 расчетного документа проставляются нули ("0").

3. В поле 104 указывается показатель кода бюджетной классификации (КБК) в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации.

4. В поле 105 указывается значение кода ОКАТО муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему Российской Федерации.

5. В поле 106 указывается показатель основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:


  • Форма платежного поручения в 2020-2021 годах (скачать бланк)
  • Заполнение платежного поручения в 2020-2021 годах
  • Пример заполнения платежного поручения в 2020-2021 годах: образец
  • Итоги

Форма платежного поручения в 2020-2021 годах (скачать бланк)

Форма всем давно знакома. Она действует на протяжении многих лет и кардинально ни разу не менялась.

Заполнение платежного поручения в 2020-2021 годах

При заполнении платежного поручения следует руководствоваться:

  • положением № 383-П;
  • приказом Минфина России «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» от 12.11.2013 № 107н — при составлении платежек по налогам, сборам и взносам.

Обратите внимание! С 2021 года произошли изменения в реквизитах налоговых платежек.

Представим небольшую пошаговую инструкцию. При этом будем ориентироваться на заполнение реквизитов бумажного поручения, хотя в настоящее время мало кто делает платежки просто на бланке. Как правило, для этого пользуются специальными бухгалтерскими программами, а при электронных платежах — программным обеспечением типа «Банк — клиент».

Шаг 1. Указываем номер и дату платежки.

Нумерация платежных поручений производится в хронологическом порядке. Номер должен быть отличен от нуля и содержать не больше 6 символов. Дата в бумажном документе приводится в формате ДД.ММ.ГГГГ. В электронном поручении дата заполняется в формате, установленном банком.

Шаг 2. Указываем вид платежа.

Он может иметь значения «Срочно», «Телеграфом», «Почтой». Возможно и иное значение или его отсутствие, если такой порядок заполнения установлен банком. В электронной платежке значение указывается в виде кода, установленного банком.

Шаг 3. Статус плательщика.

Его указывают в поле 101, но только по платежам в бюджет. Перечень кодов статуса приведен в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Обычному плательщику могут пригодиться следующие:

  • 01 — налогоплательщик (плательщик сборов) — юридическое лицо;
  • 02 — налоговый агент;
  • 06 — участник внешнеэкономической деятельности — юридическое лицо;
  • 08 — плательщик — юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • 09 — налогоплательщик (плательщик сборов) — индивидуальный предприниматель;
  • 10 — налогоплательщик (плательщик сборов) — нотариус, занимающийся частной практикой;
  • 11 — налогоплательщик (плательщик сборов) — адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
  • 12 — налогоплательщик (плательщик сборов) — глава крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • 13 — налогоплательщик (плательщик сборов) — иное физическое лицо (клиент банка (владелец счета));
  • 14 — налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам;
  • 16 — участник внешнеэкономической деятельности — физическое лицо;
  • 17 — участник внешнеэкономической деятельности — индивидуальный предприниматель;
  • 18 — плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей;
  • 19 — организации и их филиалы (далее — организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника — физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке;
  • 21 — ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков;
  • 22 — участник консолидированной группы налогоплательщиков;
  • 24 — плательщик — физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;
  • 25 — банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате суммы налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему), в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;
  • 26 — учредители (участники) должника, собственники имущества должника — унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • 27 — кредитные организации или их филиалы, составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы Российской Федерации, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации;
  • 28 — участник внешнеэкономической деятельности — получатель международного почтового отправления.

Подробнее о статусе плательщика читайте в этом материале.

Шаг 4. Указываем сумму платежа.

Величина оплачиваемой суммы в платежке приводится цифрами и прописью.

Сумма прописью указывается с начала строки с заглавной буквы — в рублях и копейках (копейки пишутся цифрами). При этом слова «рубль» и «копейка» пишутся полностью, без сокращения. Если сумма в целых рублях, то копейки можно не указывать.

В сумме цифрами рубли отделяются от копеек знаком «–». Если платеж без копеек, после рублей ставят знак «=».

  • сумма прописью «Двенадцать тысяч триста сорок пять рублей пятьдесят копеек», цифрами «12 345–50»;
  • или сумма прописью «Десять тысяч рублей», цифрами «10 000=».

В электронном поручении сумма платежа цифрами указывается в формате, установленном банком.

Шаг 5. Заполняем реквизиты плательщика.

  • ИНН и КПП;
  • наименование или Ф. И. О., если вы ИП или другое самозанятое лицо;
  • банковские реквизиты: номер счета, наименование банка, его БИК и корреспондентский счет.

Как правило, реквизиты уже забиты в программу, поэтому заполнять их не придется. В то же время если у вас, например, несколько расчетных счетов, убедитесь, что указали тот, с которого собирались перевести деньги.

Шаг 6. Заполняем реквизиты получателя.

Они те же, что и у плательщика:

  • ИНН и КПП;
  • наименование;
  • реквизиты счета.

Если заполняется платежное поручение на уплату налогов, то в качестве получателя указывается соответствующее УФК, а рядом в скобках — наименование администратора доходов (инспекции или фонда). Реквизиты для уплаты можно узнать в ИФНС или фонде.

Если платеж не налоговый, платежные реквизиты берутся, например, из договора или счета на оплату.

Шаг 7. Приводим дополнительные коды и шифры.

Это таблица под банковскими реквизитами получателя платежа. В ней всегда указываются:

  • Вид операции. Платежному поручению присвоен шифр 01.
  • Кодовое назначение платежа («Наз. пл.»)

С 01.06.2020 здесь проставляется код вида дохода при платежах работникам. Какое значение указать в этом поле, узнайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Обзорный материал. Это бесплатно.

  • Очередность платежа. Платежи контрагентам и в счет самостоятельной уплаты налогов, сборов, взносов имеют 5-ю очередь.
  • Код. Для текущих налоговых и неналоговых платежей нужно проставить 0. Если оплата идет по документу, в котором есть УИП (уникальный идентификатор платежа), проставляется 20-значный код УИП.

Шаг 8. Указываем информацию о платеже.

Если платеж не налоговый, все просто. В поле 24 нужно указать, на основании чего осуществляется платеж. Это может быть номер договора, счета и т. п. Также здесь приводится информация об НДС (ставке, сумме налога) или делается пометка: «НДС не облагается».

В платежках по налогам дополнительно требуется заполнить ряд ячеек над полем 24.

О применяемых в настоящее время КБК читайте в этой статье.

Далее идет код по ОКТМО в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (утвержден приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-СТ). Он должен совпадать с ОКТМО в декларации по соответствующему налогу.

В следующей ячейке указывается двузначный код основания платежа. Основные коды следующие:

  • ТП — платежи текущего года;
  • ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов);
  • ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов);
  • АП — погашение задолженности по акту проверки.

Следующее поле — налоговый период. В формате ХХ.ХХ.ХХХХ приводится либо периодичность уплаты налогового платежа, либо конкретная дата его уплаты. Периодичность может быть месячной (МС), квартальной (КВ), полугодовой (ПЛ) или годовой (ГД).

Образцы заполнения показателя налогового периода:

МС.02.2021; КВ.01.2021; ПЛ.02.2021; ГД.00.2020; 04.02.2021.

Далее следуют ячейки для номера и даты документа, который является основанием платежа. Для текущих налоговых платежей в номере ставят 0, а в качестве даты указывают дату подписания декларации (расчета).

Поле 110 «Тип платежа» не заполняется.

Шаг 9. Подписываем платежное поручение.

Платежку на бумаге должно подписать лицо, чья подпись есть в банковской карточке. Электронное поручение подписывает тот, кто владеет ключом подписи. При наличии печати она проставляется на бумажном экземпляре.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы заполнили платежки на уплату налогов и взносов. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Пример заполнения платежного поручения в 2020-2021 годах: образец

Покажем образец заполнения платежного поручения на условном примере.

Допустим, организации ООО «ИКС» требуется заплатить НДФЛ за январь 2021 года в размере 22 340 руб.

О сроках, установленных для оплаты НДФЛ по зарплате, читайте в материале «Когда перечислять подоходный налог с зарплаты?».

Особенностью поручения будут:

  • статус плательщика — код 02, так как организация-плательщик является налоговым агентом;
  • КБК для НДФЛ — 18210102010011000110;
  • основание платежа — код ТП, т. к. это платеж текущего периода;
  • периодичность уплаты — МС.01.2021, поскольку это платеж за январь 2021 года.


Итоги

Поля платежного поручения могут быть заполнены частично или полностью в зависимости от вида платежа (обычный или налоговый). Поле 22 «Код» может принимать значение 0 или быть заполнено, если известен идентификатор платежа. При налоговых платежах в платежном поручении дополнительно заполняются поля 104–109.

Читайте также: