Уплата налогов это политическое участие

Опубликовано: 16.05.2024


Ниже приведён перечень примеров. Все они, за исключением двух, относятся к формам политического участия.

1) голосование на выборах; 2) участие в референдуме; 3) членство в политической партии; 4) уплата налогов; 5) участие в ток-шоу; 6) обращение в органы государственной власти.

Найдите два примера, “выпадающих” из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Политическое участие — действия граждан с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений.
Формы политического участия: участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах, участие в деятельности политических партий и общественно-политических организаций, участие в политических акциях — митингах, пикетах, демонстрациях, обращение в органы государственной власти.
Уплата налогов и участие в ток-шоу не являются формами политического участия.


Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию “политическая система общества”.

1) политические партии; 2) общественные движения; 3) семья; 4) референдум; 5) избирательная система; 6) бизнес.

Найдите два примера, > из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Политическая система - комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Семья и бизнес не относятся к понятию “политическая система общества”.


Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам демократического режима.

1) политический плюрализм; 2) принцип большинства при уважении интересов и прав меньшинства; 3) федеративное устройство государства; 4) реализация на практике принципа разделения властей; 5) монопольное право государства на правотворчество; 6) открытость деятельности политических институтов.

Найдите два примера, “выпадающих” из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Федеративное устройство государства не является признаком демократического режима, унитарное государство тоже может быть демократическим. Монопольное право государства на правотворчество – это один из признаков любого государства — только государство имеет право издавать законы.


Ниже приведён перечень функций государства. Все они, за исключением двух, относятся к внутренним функциям государства.

1) развитие взаимовыгодного сотрудничества государств; 2) выработка и координация государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме; 3) обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества; 4) установление и охрана правопорядка; 5) регулирование деятельности людей и организаций в области использования окружающей среды; 6) поддержка мирового правопорядка.

Найдите два примера, > из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Для выполнения этого задания повторите тему “Государство и его функции”.
Выделяют внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции государства:
– Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
– Правоохранительные (охрана общественного порядка, борьба с преступностью)
– Экономические (регулирование экономических отношений)
– Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
– Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ).
Внешние функции государства:
– Обеспечение национальной безопасности
– Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
– Развитие взаимовыгодного сотрудничества
– Участие в решении глобальных проблем.
Возвращаемся к тексту задания: развитие взаимовыгодного сотрудничества государств, поддержка мирового правопорядка — внешние функции государства.


Ниже приведён перечень функций государства. Все они, за исключением двух, относятся к внешним функциям государства.

1) развитие взаимовыгодного сотрудничества государств; 2) обеспечение национальной безопасности ; 3) участие в решении глобальных проблем; 4) борьба с преступностью и охрана правопорядка; 5)формирование гражданских и патриотических ценностей у населения; 6) поддержка мирового правопорядка.

Найдите два примера, > из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Для выполнения этого задания повторите тему “Государство и его функции”.
Выделяют внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции государства:
– Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)
– Правоохранительные (охрана общественного порядка, борьба с преступностью)
– Экономические (регулирование экономических отношений)
– Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)
– Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ).
Внешние функции государства:
– Обеспечение национальной безопасности
– Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере
– Развитие взаимовыгодного сотрудничества
– Поддержка мирового правопорядка
– Участие в решении глобальных проблем.
Возвращаемся к тексту задания: борьба с преступностью и охрана правопорядка; формирование гражданских и патриотических ценностей у населения — внутренние функции государства.


Ниже приведён перечень типов политических партий. Все они, за исключением двух, относятся к типам политических партий, выделяемых по идеологическому принципу.

1) либеральная; 2) консервативная; 3) легальная; 4) социалистическая; 5) оппозиционная; 6) коммунистическая.

Найдите два примера, “выпадающих” из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.


Для выполнения данного задания нужно вспомнить различные классификации политических партий.
1. по способу организации (по составу):
– кадровые: немногочисленны, опираются на профессиональную политическую и финансовую элиту, активны только в период выборов
– массовые: многочисленны, строгая процедура вступления в партию и выхода из нее, жесткая дисциплина, сложная организационная структура, постоянная, систематическая деятельность
2. по отношению к закону: легальные (законные) и нелегальные (незаконные);
3. по отношению к власти: правящие и оппозиционные;
4. по способу деятельности: реформистские и революционные;
5. по идеологии:
– Консервативные партии: основные ценности — порядок, стабильность, сильное государство, сохранение и неприкосновенность частной собственности; поддерживают традиционные общественные институты — брак, церковь, против радикальных реформ.
– Либеральные партии: основные ценности — права и свободы личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства, равенство всех людей, идея свободного рынка и свободной рыночной конкуренции, ограничение вмешательства государства в жизнь общества.
– Коммунистические партии: цель — построение справедливого общества всеобщего равенства, пролетарская (рабочая) революция — путь достижения этой цели; выступают за общественную (государственную) собственность на средства производства; за полный контроль государства над экономикой, образованием, здравоохранением и т.д.
– Социал-демократические партии: Главные ценности: свобода, справедливость, солидарность. Выступают за заметное участие государства в жизни общества при сохранении основных прав и свобод.
Вернемся к тексту задания: легальный тип партий выделяется по отношению к закону, а оппозиционный по отношению к власти>>.

Задание 15. Макар — 25-летний гражданин РФ. Какие из приведённых позиций характеризуют возможные формы его участия в политической жизни страны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) уплата налогов

2) выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы

3) регистрация собственности на жильё

4) членство в политической партии

5) голосование на референдуме

6) заключение трудового договора

Вспомним формы политического участия.

Формы непосредственного участия

1) Реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы

2) Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений

3) Прямые действия граждан (участие в собраниях, демонстрациях, шествиях, митингах, пикетированиях и т. д.)

4) Обращения и письма, различные проекты и предложения к власти, встречи с политическими деятелями

5) Участие в выборах, референдумах (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — волеизъявления всех граждан государства по важному для них вопросу

6) Деятельность политических лидеров.

Рассмотрим каждую позицию и выберем верные.

1) уплата налогов — не является формой политического участия, не подходит.

2) выдвижение кандидатом в депутаты Государственной Думы — верно.

3) регистрация собственности на жильё — не является формой политического участия, не подходит.

4) членство в политической партии — верно.

5) голосование на референдуме — верно.

6) заключение трудового договора —неверно, не является формой политического участия.

Ответ: 245 или любая последовательность цифр

  • Все задания варианта
  • Наша группа Вконтакте
  • Наш магазин
  • Наш канал
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • Вариант 1
  • Вариант 1. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 2
  • Вариант 2. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 3
  • Вариант 3. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 4
  • Вариант 4. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 5
  • Вариант 5. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 6
  • Вариант 6. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 7
  • Вариант 7. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 8
  • Вариант 8. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 9
  • Вариант 9. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 10
  • Вариант 10. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 11
  • Вариант 11. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 12
  • Вариант 12. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 13
  • Вариант 13. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 14
  • Вариант 14. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 15
  • Вариант 15. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 16
  • Вариант 16. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 17
  • Вариант 17. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 18
  • Вариант 18. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 19
  • Вариант 19. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 20
  • Вариант 20. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 21
  • Вариант 21. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 22
  • Вариант 22. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 23
  • Вариант 23. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 24
  • Вариант 24. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 25
  • Вариант 25. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 26
  • Вариант 26. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 27
  • Вариант 27. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 28
  • Вариант 28. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 29
  • Вариант 29. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20
  • Вариант 30
  • Вариант 30. Задания по ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов
  • Решения заданий по номерам
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • 11
    • 12
    • 13
    • 14
    • 15
    • 16
    • 17
    • 18
    • 19
    • 20

Для наших пользователей доступны следующие материалы:

  • Инструменты ЕГЭиста
  • Наш канал

Политическое участие

Политическое участие—действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений:
• опосредованное (представительное) политическое участие — осуществляется через избранных представителей;
• непосредственное (прямое) политическое участие — воздействие гражданина на власть без посредников (например, участие в деятельности политических партий, в митингах, пикетированиях и др., встречи с политическими деятелями и т. д.).

Объём возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Американский политолог М. Вайнер выделяет три главные черты политического участия:

— во-первых, оно определяется, как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания и внутренние предпочтения;

— во-вторых, политическое участие представляет собой добровольные действия граждан (таким образом, исключаются такие действия, как служба в армии и уплата налогов);

— в-третьих, политическое участие предполагает наличие определенного выбора, (таким образом, исключается голосование на заведомо безальтернативных выборах).

Вместе с тем, некоторые ученые, в частности С. Хантингтон, не согласны с отнесением к политическому участию исключительно добровольных и сознательных действий. Исходя из этого, С. Хантингтон выделяет две его разновидности:

автономное участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков;

— мобилизованное участие — вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т. п.).

Если первый вариант политического участия распространен в современных западных полиархиях, то второй характерен для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов. Таким образом, тип политического участия в значительной степени определяется характером существующего в данной стране политического режима.

Виды политического участия:

  • Случайное (разовое) участие — человек лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;
  • Участие «по совместительству» — человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;
  • Профессиональное участие — человек делает политическую деятельность своей профессией;

Психологические характеристики политического участия не менее важны, чем его объективные показатели – массовость, легальность, степень активности, постоянство и т. п. В качестве субъективных аспектов партиципаторной деятельности будут выступать ее мотивация, чувство вовлеченности в политику и восприятие своего участия самим индивидом. Учитывая фактор психологической вовлеченности человека в политические процессы, американские политологи С. Верба и Н. Най, создали признанную классической классификацию политического участия:

— основанное на обычае или принуждении, а потому нерациональное и несвободное (в определенной степени к нему относится политическая мобилизация);

— основанное на осознаваемой потребности следовать установленным нормам – соответственно, рациональное, но несвободное;

— основанное на свободном, осознанном выборе человека.

Именно последний вариант политического участия представляется наиболее желательным и способствующим развитию личностного начала в политике. Признание человека ведущим субъектом политики неизбежно выдвигает требование освоения потенциала политического участия, в том числе эффективного использования политических и гражданских прав и свобод. Данная проблема актуальна как для демократий, так и для недемократических режимов, поскольку объем требований к власти постоянно расширяется, что продиктовано динамикой современного общества.

Главная цель политического участия граждан – оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим илипостоянным, использующим законные или незаконные методы. Л. Милбрайт выделяет четыре основных форы законного («конвенционального») политического участия:

2) участие в работе партий и других политических организаций, а также в проводимых ими кампаниях;

3) участие в политической жизни общины (собрание, денежные взносы);

4) контакты с официальными лицами на различных уровнях.

Кроме того, он выделяет варианты и незаконного («неконвенционального») политического участия:

1) различные формы протеста (участие в несанкционированных властями митингах и шествиях); 2) протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, самосожжения); 3) отказ повиноваться несправедливым законам.

В политической науке существует два основных подхода к вопросу масштабов политического участия. Первый выступает за его всемерное расширение и внедрение демократических принципов практически во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни (концепция партиципаторной демократии). С точки зрения данного подхода, это является надежным механизмом легитимации политической власти, создает возможность контроля действия властей и минимизации насилия в политической жизни.

Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении политического участия угрозу самим демократическим институтам и государству в целом. С их точки зрения, инструменты принятия решений следует сохранить в руках политических элит, наиболее информированных и подготовленных к управлению.

Повышение качества жизни, уровня образования, увеличение количества свободного времени создают предпосылки для расширения политического участия. Между тем, отсутствие необходимых институтов в рамках данной политической системы, не дает гражданам возможность реализовать свой потенциал партиципаторной деятельности. Подобная ситуация характеризуется как кризис политического участия и требует обязательного разрешения.

Наиболее оптимальным выходом из него является расширение институциональной базы представительства интересов — совершенствование партийной структуры и электоральных процессов, оформление деятельности различных групп давления. Однако правящие элиты могут попытаться ввести новые требования в рамки традиционных институтов или же ограничить их, заменив формами мобилизованного или принудительного участия.

Кризисы политического участия практически неизбежны даже в современных демократических системах, что обусловлено динамикой развития современного общества, масштабом и скоростью экономических и социальных перемен. Их неразрешенность создает почву для делегитимизации власти, поэтому преодоление подобного рода кризисов актуально как для рядового гражданина, так и для элит.

Основные типы политической деятельности:

• Политическое отчуждение—сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п. Проявлением политического отчуждения служит абсентеизм —форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.
• Политическая пассивность—субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.
• Политическая активность—стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать её, реализуя свои интересы

Функции политического участия:

• Включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений.
• Удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Интересов граждан

Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно – та материя, из которой складывается реальный политический процесс.

Политическое участие – действия, предпринимаемые частными гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном. Политическое участие может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы власти.

Л. Милбрайт выделяет четыре основных вида законного («конвенциального») политического участия: 1) голосование, 2) участие в работе партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 3) участие в политической жизни общины (собрания, денежные пожертвования), 4) контакты с официальными лицами на разных уровнях. Одновременно он выделяет виды незаконного («неконвенциального») политического участия: различные формы протеста (участие в публичных уличных демонстрациях и митингах протеста) с нарушением закона; протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, сожжения и т.д.); отказ повиноваться несправедливым законам.

М. Вайнер выделяет три аспекта политического участия: участие определяется как вербальное действие, а не личные переживания или политические предпочтения; участие представляет добровольные действия граждан (исключаются такие действия, как служба в армии или уплата налогов); граждане имеют выбор при избрании государственных должностных лиц (т.е. исключается голосование на выборах с одним кандидатом в списках). Несколько иное отношение к участию политическому высказывают С. Хантингтон и Дж. М. Нельсон. Критикуя отнесение к участию политическому лишь добровольные и осознанные действия, они различают два вида участия политического: автономное и мобилизованное. Автономное участие – сознательная активность частных граждан, более или менее непосредственной целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков. Этот вид участия распространен прежде всего в западных демократиях. Мобилизованное участие – это вынужденное действие, когда участие в политических действиях (например, в голосовании или политическом собрании) зависит от неполитических стимулов (страх, подкуп, долг). Мобилизованное участие характерно для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов.

Исторически сложились две основные концепции участия политического и взаимоотношений между электоратом и избранными представителями народа. Первая концепция восходит своими истоками к Великой Французской революции и предполагает жесткие наказы депутатам. Эта концепция нашла свое зримое воплощение в Советах, где депутат является только передатчиком наказов для формирования общей воли.

Суть второй концепции была отражена Эдмундом Берком в знаменитом выступлении перед избирателями в Бристоле в 1776 году и заключается в следующих двух основных положениях. Первое: политик, избираемый в парламент, выше по своему интеллектуальному уровню и компетенции, чем средний избиратель округа. Второе: невозможно написать наказы на все случаи жизни. Кроме этого, электорат может формулировать наказы, которые касаются только данного региона, но политик в парламенте должен исходить из интересов целого народа, страны. Он сам должен находить ту степень сочетания интересов региона и страны, которую он считает необходимой в данной конкретной ситуации.

Таких два основных подхода существуют в политической науке относительно желаемых масштабов участия политического. Сторонники расширения демократического участия политического на выборах считают, что это надежный путь легитимации политической власти, устранения насилия при решении политических проблем и надежное средство поставить в соответствующие рамки процесс конкуренции между различными политическими партиями.

Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении участия политического угрозу демократическим институтам. Они считают, что участие политическое надо свести к минимуму, чтобы сохранить инструменты принятия решений в руках тех, кто лучше информирован и более эффективно поддерживает демократические ценности.

Преобладание того или иного режима существования политического процесса зависит от эффективности политического управления. Под политическим управлением в политологии понимают любое целенаправленное воздействие одной, относительно самостоятельной системы на другую с целью вызвать желаемое изменение процессов, происходящих в управляемой системе. Политические процессы, происходящие в общественных системах, носят относительно самостоятельный характер, а управление ими, регулирование ими осуществляется на трех уровнях.

Первый, главный, уровень – это государственно-административное управление, включающее законодательные, исполнительные, правовые, бюрократические и другие публичные властные институты. Оно формирует организационные рамки всего общества, необходимые для поддержания порядка и стабильного социально-экономического развития.

Вторым уровнем является партийно-политическое управление. Сущность его состоит в том, что каждая из партий выражает интересы определенных социальных групп, обязательно стремится к власти, а, получив ее, стремится удержать с целью реализации интересов поддерживающих ее социальных групп.

И, наконец, третий уровень – это управление со стороны общества. Обширные сферы общественных отношений, существующих в обществе и государстве, регулируются через политическую активность граждан - вовлечение их в политику. Эта деятельность носит сугубо общественный характер и остается вне контроля государства.

Стратегической целью политического управления процессами в обществе является обеспечение социального прогресса, снижение элементов стихийности и конфликтности, повышение их целенаправленного развития вплоть до саморегулирования. Эффективность политического управления обществом определяется равновесием между стабильностью и переменами. В функциональном плане задачи политического управления состоят в регулировании социальных и экономических процессов, сфер духовной жизни общества, национальной безопасности и международного сотрудничества.

Всё общество является объектом политического управления, но реализуется оно в рамках различных типов политических процессов.

Субъектами политического управления выступают различные политические институты, прежде всего центры, принимающие политические решения (парламент, совет безопасности, правительство), которые оказывают реальное влияние или определённые виды воздействий на государство, политические и общественные организации и человека. В результате вся система управления обществом приобретает либо устойчивость, либо вступает в кризисную трансформацию и начинает перестраиваться в новую модель. Взаимодействие между центрами принятия решений и институтами власти отражают динамику в политике.

Процесс выработки и принятия решений даёт возможность выделить в нём крупные структурные звенья. Важнейшие из них являются: представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения; этап выработки и принятия политических решений; реализация политических решений.

Анализ политических процессов в странах со стабильными режимами развития позволяет выделить ряд научных принципов управления политическими процессами:

1. Систематический анализ политических процессов в обществе (особенность, структура, результаты) и их прогнозирование.

2. Сочетание преемственности и выработка новых моделей административно – государственного управления, адекватных стратегическим задачам в политике, особенно при проведении реформ.

3. Сочетание текущих задач в управлении и стратегических целей (не противопоставляя и не отождествляя их).

4. Применение принципа «внешнего дополнения», предусматривающего определённый механизм компенсации последствий принятых политических решений.

5. Использование принципа «гарантированной устойчивости» управления, который достигается посредством правовой регламентации и эффективной системой контроля за реализацией принятых политических решений.

Интересов граждан

Одной из важнейших характеристик политического процесса является политическое участие. Оно – та материя, из которой складывается реальный политический процесс.

Политическое участие – действия, предпринимаемые частными гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти, местном или общенациональном. Политическое участие может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы власти.

Л. Милбрайт выделяет четыре основных вида законного («конвенциального») политического участия: 1) голосование, 2) участие в работе партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 3) участие в политической жизни общины (собрания, денежные пожертвования), 4) контакты с официальными лицами на разных уровнях. Одновременно он выделяет виды незаконного («неконвенциального») политического участия: различные формы протеста (участие в публичных уличных демонстрациях и митингах протеста) с нарушением закона; протест против «безнравственных» действий властей (голодовки, сожжения и т.д.); отказ повиноваться несправедливым законам.

М. Вайнер выделяет три аспекта политического участия: участие определяется как вербальное действие, а не личные переживания или политические предпочтения; участие представляет добровольные действия граждан (исключаются такие действия, как служба в армии или уплата налогов); граждане имеют выбор при избрании государственных должностных лиц (т.е. исключается голосование на выборах с одним кандидатом в списках). Несколько иное отношение к участию политическому высказывают С. Хантингтон и Дж. М. Нельсон. Критикуя отнесение к участию политическому лишь добровольные и осознанные действия, они различают два вида участия политического: автономное и мобилизованное. Автономное участие – сознательная активность частных граждан, более или менее непосредственной целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков. Этот вид участия распространен прежде всего в западных демократиях. Мобилизованное участие – это вынужденное действие, когда участие в политических действиях (например, в голосовании или политическом собрании) зависит от неполитических стимулов (страх, подкуп, долг). Мобилизованное участие характерно для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов.

Исторически сложились две основные концепции участия политического и взаимоотношений между электоратом и избранными представителями народа. Первая концепция восходит своими истоками к Великой Французской революции и предполагает жесткие наказы депутатам. Эта концепция нашла свое зримое воплощение в Советах, где депутат является только передатчиком наказов для формирования общей воли.

Суть второй концепции была отражена Эдмундом Берком в знаменитом выступлении перед избирателями в Бристоле в 1776 году и заключается в следующих двух основных положениях. Первое: политик, избираемый в парламент, выше по своему интеллектуальному уровню и компетенции, чем средний избиратель округа. Второе: невозможно написать наказы на все случаи жизни. Кроме этого, электорат может формулировать наказы, которые касаются только данного региона, но политик в парламенте должен исходить из интересов целого народа, страны. Он сам должен находить ту степень сочетания интересов региона и страны, которую он считает необходимой в данной конкретной ситуации.

Таких два основных подхода существуют в политической науке относительно желаемых масштабов участия политического. Сторонники расширения демократического участия политического на выборах считают, что это надежный путь легитимации политической власти, устранения насилия при решении политических проблем и надежное средство поставить в соответствующие рамки процесс конкуренции между различными политическими партиями.

Сторонники демократического элитизма видят в чрезмерном расширении участия политического угрозу демократическим институтам. Они считают, что участие политическое надо свести к минимуму, чтобы сохранить инструменты принятия решений в руках тех, кто лучше информирован и более эффективно поддерживает демократические ценности.

Преобладание того или иного режима существования политического процесса зависит от эффективности политического управления. Под политическим управлением в политологии понимают любое целенаправленное воздействие одной, относительно самостоятельной системы на другую с целью вызвать желаемое изменение процессов, происходящих в управляемой системе. Политические процессы, происходящие в общественных системах, носят относительно самостоятельный характер, а управление ими, регулирование ими осуществляется на трех уровнях.

Первый, главный, уровень – это государственно-административное управление, включающее законодательные, исполнительные, правовые, бюрократические и другие публичные властные институты. Оно формирует организационные рамки всего общества, необходимые для поддержания порядка и стабильного социально-экономического развития.

Вторым уровнем является партийно-политическое управление. Сущность его состоит в том, что каждая из партий выражает интересы определенных социальных групп, обязательно стремится к власти, а, получив ее, стремится удержать с целью реализации интересов поддерживающих ее социальных групп.

И, наконец, третий уровень – это управление со стороны общества. Обширные сферы общественных отношений, существующих в обществе и государстве, регулируются через политическую активность граждан - вовлечение их в политику. Эта деятельность носит сугубо общественный характер и остается вне контроля государства.

Стратегической целью политического управления процессами в обществе является обеспечение социального прогресса, снижение элементов стихийности и конфликтности, повышение их целенаправленного развития вплоть до саморегулирования. Эффективность политического управления обществом определяется равновесием между стабильностью и переменами. В функциональном плане задачи политического управления состоят в регулировании социальных и экономических процессов, сфер духовной жизни общества, национальной безопасности и международного сотрудничества.

Всё общество является объектом политического управления, но реализуется оно в рамках различных типов политических процессов.

Субъектами политического управления выступают различные политические институты, прежде всего центры, принимающие политические решения (парламент, совет безопасности, правительство), которые оказывают реальное влияние или определённые виды воздействий на государство, политические и общественные организации и человека. В результате вся система управления обществом приобретает либо устойчивость, либо вступает в кризисную трансформацию и начинает перестраиваться в новую модель. Взаимодействие между центрами принятия решений и институтами власти отражают динамику в политике.

Процесс выработки и принятия решений даёт возможность выделить в нём крупные структурные звенья. Важнейшие из них являются: представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения; этап выработки и принятия политических решений; реализация политических решений.

Анализ политических процессов в странах со стабильными режимами развития позволяет выделить ряд научных принципов управления политическими процессами:

1. Систематический анализ политических процессов в обществе (особенность, структура, результаты) и их прогнозирование.

2. Сочетание преемственности и выработка новых моделей административно – государственного управления, адекватных стратегическим задачам в политике, особенно при проведении реформ.

3. Сочетание текущих задач в управлении и стратегических целей (не противопоставляя и не отождествляя их).

4. Применение принципа «внешнего дополнения», предусматривающего определённый механизм компенсации последствий принятых политических решений.

5. Использование принципа «гарантированной устойчивости» управления, который достигается посредством правовой регламентации и эффективной системой контроля за реализацией принятых политических решений.

Читайте также: