Налоговая политика в период нэпа

Опубликовано: 14.05.2024

. На первом этапе нэпа система налогообложения характеризова­лась множественностью различных сборов. Законодатель добивался упорядоченности налогообложения, сводя различные сборы в еди­ный натуральный налог, отменяя чрезвычайные сборы, устанавливая единый порядок взимания налогов. Центр тяжести при этом перено­сился на группу косвенных налогов, что было обусловлено самой структурой налогооблагаемых хозяйств (неразвитость частного ка­питала, мелкотоварный характер кустарных производств и т.п.).

В июле 1921 г. было принято первое Положение о промысловом налоге.

Одновременно стало возрастать значение другого прямого нало­га — подоходного. В постановлении X съезда Советов (декабрь 1922 г.) говорилось о необходимости «усилить обложение новой бур­жуазии и тех буржуазных профессий и промыслов, которые возрож­даются при нэпе». Впервые подоходный налог был введен в ноябре 1922 г.

Важное место в налоговой системе заняли местные налоги. В де­кабре 1921 г. и в конце 1922 г. законодатель дал перечень объектов, облагаемых местными налогами и установил предельные ставки об­ложения. Однако местные органы сами дополнительно вводили новые сборы и платежи. К налоговым платежам относились; расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торго­вое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т.п. Снимая часть налоговой нагрузки с кооперации и кустарей, государство перекладывало ее на частнокапиталистические предприятия. В декабре 1923 г. от уплаты промыслового налога были освобождены низовые звенья коопера­ции, тогда же льготы по подоходному налогу были распространены

на все виды кооперативов. Налоговые льготы получили также раз­личные кустарно-промысловые товарищества и артели мелких про­изводителей.

89. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в годы нэпа

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзо­ре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказы­вались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертика­ли — вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали — местным исполкомам. В. И. Ленин возражал против принципа «двой­ного подчинения», настаивал на единственно вертикальном подчи­нении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста (но не как автономную систему). Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Респуб­лики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощ­нику Прокурора Республики.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйст­венных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и до­знанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Эти четыре основные функции прокуратуры сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложения­ми об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных цент­ральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиу­ме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался гу­бернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно ра­ботать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входи­ло оказание юридической помощи гражданам и зашита их интересов в суде.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приня­ла решение о реорганизации ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного поли­тического управления (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной дея­тельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью ино­странных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредото­чивалась на раскрытии политических и антигосударственных пре­ступлений.

Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применявшиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в судебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

Вопрос 37. Содержание денежной реформы 1922-1924. Ее роль и значение в формировании устойчивого денежного обращения в советской России.

В условиях многоукладной экономики периода НЭПа денежная система должна была удовлетворять стабилизации на длительное время, что выдвигало определенные требования. В частности:
— сохранить золото в качестве денежного товара, так как золото исторически объективно выступает как всеобщий эквивалент и выполняет функции меры стоимости товаров;
— обеспечить реализацию принципа валютной монополии и монополии внешней торговли, так как денежная система должна быть независима от иностранного влияния;
— обеспечить возможность регулирования денежного обращения и его планирования: денежная система должна быть максимально устойчивой, эластичной и экономной;
— обеспечить проведение единой государственной денежной политики как в центре, так и в отдельных районах страны. Советское правительство начало первый этап денежной реформы. Для стабилизации рубля были проведены две деноминации. В 1922 г. были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922 года — так называемые совзнаки. Новый 1 рубль=10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены совзнаки, рубль =1 млн. прежних рублей и 100 рублям образца 1922 года. Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. Госбанк выпустил червонцы, обмениваемые на золото. Поскольку червонец содержал золота на уровне «десятки» 1913 года (т.е. довоенного периода), то это была уже устойчивая валюта. Устойчивость червонца обеспечивалась Государственным банком на 25% драгоценными металлами и иностранной валютой, а на 75% — легко реализуемыми товарами, векселями и другими обязательствами. Червонец успешно внедрялся в хозяйственный оборот города и деревни. Назначение денежных единиц было различным. Если прежние денежные знаки выпускались для покрытия бюджетного дефицита, то червонцы предназначались для обеспечения нормального хозяйственного оборота. По мере восстановления промышленности и сельского хозяйства увеличивалась товарная масса в обращении и возрастал товарооборот, уменьшалась дефицитность бюджета. Так были подготовлены условия для проведения второго, завершающего этапа денежной реформы. На этом этапе, в феврале 1924 г., были выпущены в обращение казначейские билеты в 1,3 и 5 рублей золотом. Кроме того, чеканилась разменная серебряная и медная монета. Эмиссия старых денежных знаков — совзнаков — была прекращена Составной частью реформы было проведение обязательного обмена совзнаков на новые деньги. Для обмена устанавливалось соотношение: 1 рубль 1924 года — 50 тыс. руб. совзнаков 1923 года и 50 млрд. руб. до деноминации 1923 года. Обмен закончился к июню 1924 г. Кроме того, был принят декрет, запрещавший использовать для покрытия бюджетного дефицита эмиссию бумажных денег. Таким образом, была создана единая денежная система, которая включала имеющие одинаковую платежную силу банковские билеты (червонцы), казначейские билеты и разменные монеты. Было осуществлено слияние кассового аппарата Наркомфина с аппаратом Государственного банка. Денежное обращение стал регулировать Госбанк. Введение в стране твердой конвертируемой денежной единицы (червонца) позволило остановить инфляционный процесс, обеспечить восстановление народного хозяйства. Стабилизация валюты способствовала развитию кредита

Вопрос 38. Восстановление и структура банковской системы в период НЭПа (1921-1927)
Постепенно возрождалась кредитная система. В 1921 году возоб-новил свою работу Госбанк, упраздненный в 1918 году. Началось кре-дитование предприятий промышленности и торговли на коммерчес-кой основе. До тех пор, пока не произошла стабилизация рубля, Госбанк выдавал ссуды под весьма высокие проценты: от 8 до 12% в месяц, но постепенно процентная ставка снижалась. В стране возникли специализированные банки: Торгово-промышленный банк (Пром-банк) для финансирования промышленности, Электробанк для кре-дитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924 года - Внешторгбанк) для финансирования внешней торгов-ли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного стро-ительства (Цекомбанк) и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссуд-ный, учетный процент и процент по вкладам.
Была создана целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности. Для кредитования предприятий потребительской кооперации открывались кооперативные банки, для сельскохозяйственного кредита - сельскохозяйственные банки, для кредитования частной промышленности и торговли - общества вза-имного кредита, для мобилизации денежных накоплений населения учреждались сберегательные кассы. В 1923 году в стране существова-ло 17 самостоятельных банков, а в 1926 году их число возросло до 61. Доля Госбанка в общих кредитных вложениях банковской системы снизилась за это время с 66 до 48%.
Подтверждением рыночного характера экономики может слу-жить конкуренция, возникавшая между банками в борьбе за клиентов путем предоставления им особо выгодных условий кредитования. За-частую одни и те же организации, предприятия, тресты кредитовались у нескольких банков одновременно. Широкое распространение полу-чил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различны-ми предприятиями и организациями. Примерно половина краткос-рочного банковского кредита осуществлялась через учет коммерческих векселей. Все это говорит о том, что в стране уже функционировал еди-ный денежный рынок со всеми его атрибутами.
Кредитная системе, безусловно сыграла весьма крупную роль в развитии и восстановлении народного хозяйства. Ее значение можно свести в основном к следующему.
Во-первых, система кредитных учреждений сыграла весьма важную роль в деле восстановления денежного обращения в 1922 —1924 гг. В основу новой денежной системы были положены банкноты Государственного банка и внедрение новой валюты .происходило через банковый аппарат. Существование банковой сети было одной из предпосылок денежной реформы и успехи последней в немалой степени зависели от банковской системы (о денежной реформе см. гл. XVII).
Во-вторых, банковая система способствовала восстановлению хозяйственного расчета. Банки по характеру своих операций особенно приспособлены к тому, чтобы требовать точной калькуляции и своевременного исполнения предприятиями принятых на себя обязательств. В первые годы нэпа эта роль банковой системы была особенно важна и велика.
В-третьих, банковая система перераспределила очень значительные средства и направила их на кредитование важнейших отраслей народного хозяйства.
Наконец, в-четвертых, большая задача банковой системы в первые годы новой экономической политики заключалась в восстановлении экономической связи между различными частями территории Союза. Открытие каждого нового филиала Государственного банка в каком-либо районе означало укрепление связи этого района с общей хозяйственной жизнью страны.

Вопрос 39. Развитие внешней и внутренней торговли в период нэпа 1921-1927.

Г, Сокольников подчеркивал, что успешное экономическое развитие страны возможно, если она сможет «хозяйственно примкнуть к мировому рынку». Монополия внешней торговли, по его мнению, не давала возможности полнее использовать экспортный потенциал страны, т.к. крестьяне и кустари за свои продукты получали только обесцененные советские денежные знаки, а не валюту. В.И. Ленин выступал против ослабления монополи внешней торговли, опасаясь якобы роста контрабанды. Правительство опасалось того, что производители, получив право выхода на мировой рынок, почувствуют свою независимость от государства и вновь начнут бороться против власти. Руководство страны старалось не допустить демонополизации внешней торговли. Внешнеторговый оборот в конце 1927 г. достигал 44% уровня 1913 г. Частный капитал не допускался. Далее заключались международные торговые соглашения и появились смешанные акционерные общества, учредителями которых были советское гос-во и инотр. предприниматели. Смешанные общества создавались с целью заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границу и ввоза в СССР необходимых товаров. И все же в стране происходило возрождение рыночной экономики, освобождение ее от оков «военного коммунизма», что способствовало достижению высоких экономических показателей. Внутренняя торговля.Восстанавливалась очень быстро.В ней были сформированы 3 сектора:государственный, кооперативный и частный. Гос-во занимало основные позиции в оптовой торговле(1922-1923 гг. – до 77% товарооборота). В 1921 г. – создание товарной биржи. Биржевая торговля развивалась и росло кол-во бирж. В 1926 г. их насчитывалось 114. С 1922 г. при товарных биржах тали создаваться фондовые отделы. Фондовая биржевая торговля осуществлялась в отношении ценных бумаг, иностранной валюты, благородных металлов. В розничной торговле преимущество было за частным торговцем, его доля составляла 78%. Кооперативная торговля получила свое развитие в сельской местности. Частный предприниматель широко был представлен в сфере услуг.

Вопрос 40. Меры государственного регулирования цен в годы нэпа(1921-1927).
В 1923 г случился кризис перепроизводства. Это кризис рыночной экономики, при котором баланс спроса и предложения резко нарушается в сторону превышения предложения над спросом, иными словами серьёзно нарушена способность потребителей покупать товары в том количестве, которое произведено или может быть произведено. Образовалось явление, которое с лёгкой руки Троцкого стали называть «ножницами цен». Это это дисбаланс цен между промышленными и сельскохозяйственными товарами (Промышленные товары, если рассчитать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны, несмотря на более низкое качество). Поэтому стали применять меры гос.регулированя.
Методы прямого воздействия:
-Гос-во в оптовой торговле устанавливает прейскурантные цены, т.е. цены, зафиксированные в прейскурантах;
-на ряд важных товаров устанавливаются предельные цены, т.е. максимально допустимое увеличение или снижение цен на рынке в течение торгового сезона;
-в розничной торговле устанавливаются этикетные цены тоже на некоторые товары, т.е. розничная цена, указанная на этикетке, ярлыке, прикрепленных к товару.
Методы косвенного воздействия:
-Товарная интервенция и план завоза товаров(потребность в тех или иных товарах, идет насыщение рынка) используется 2 раза, когда «выкидывают»(поставляют) на рынок мясо и сахар;
-проведение денежной реформы в 1922-1924 гг Сокольниковым. Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков, то есть изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков. Сначала в 1922 году были выпущены совзнаки. Одновременно с выпуском совзнаков, в конце ноября 1922 года была выпущена в обращение новая советская валюта—«червонец», приравненный к 7, 74 г чистого золота, или к дореволюционной десятирублевой монете. Червонцы прежде всего предназначались для кредитования промышленности и коммерческих операций в оптовой торговле, было строго запрещено использовать их для покрытия бюджетного дефицита. Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, государственных займов по свободному курсу. Уже в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира. Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков.
-формирование банковских отношений. В 1921 году восстановил свою работу Госбанк, который был упразднен в 1918 году. Началось кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В стране возникли специализированные банки: Торгово-Промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924—Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам. Была создана Целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых был Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности.Подтверждением рыночного характера экономики может служить конкуренция, возникавшая между банками в борьбе за клиентов путем предоставления им особенно выгодных условий кредитования. Широкое распространение получил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различными предприятиями и организациями.
-формирование новой налоговой системы. Одновременно с денежной была проведена налоговая реформа. Уже в конце 1923 года основным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Логическим следствием возврата к рыночной экономике был переход от натурального к денежному налогообложению крестьянских хозяйств. В этот период активно разрабатываются новые источники получения денежного налога. В 1921-1922 гг. были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды

-формирование гос.бюджета. в 22-27 гг бюджет был сведен без дефицита, 53% давали налоги бюджета.
-формирование налоговой системы оплаты труда. Была разработана 17-ти разрядная тарифная сетка. 17-ый разряд получал з/п в восемь раз больше чем 1-ый разряд. Была создана биржа труда, указывались безработные и им выплачивалось пособие по безработице, гос-во было обязано в течение трех месяцев обеспечить их работой. Так же, введены отпуска на мануфактурах.

Переход к НЭПу, проявившийся в разрешении торговли, возвращении кустарных промыслов, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил возрождение налоговой системы.

Основу этой системы дала система дореволюционной России - промысловый налог, подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор. Вместе с тем были созданы новые виды налогообложения: единый натуральный налог,сельскохозяйственный налог, подоходно-поимущественный,налог на сверхприбыль,сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Система налогообложения этого периода соответствовала уровню экономического развития страны, целям и задачам государства, в частности ряд налогов имел откровенно дискриминационный характер: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль.

Характерной чертой налоговой системы периода НЭПа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 году количество платежей взимаемых только с обобществленного сектора достигло 86 (табл. 1).

Структура налоговых поступлений по обобществленному сектору к 1930 году.

Налоговые поступления % к итогу
Акцизы (12 видов) 28,9
Промысловый налог 21,5
Таможенные пошлины 3,9
Попенная плата 4,9
Подоходный налог 4,6
Отчисление прибылей в бюджет (3 вида) 12,2
Отчисления в фонд улучшения быта рабочих и служащих 1,9
Отчисления на образование специального капитала в учреждениях долгосрочного кредита 4,3
Займы 1928 и 1929 годов 3,3
Итого 85,5
Прочие 63 платежа 14,5
Всего 100

Обобществление - процесс перехода от частных форм владения к общественным формам владения.

Фискальная политика государства в период НЭПа претворялась в жизнь Народным комиссариатом финансов [3, с.207-208] (Наркомфин или НКФ) (представители: Г.Я. Сокольников-Бриллиант, Н.П. Брюханов).

Систему налогов и сборов при НЭПе составляли следующие виды:

) прямые налоги (к 1926 году их доля в бюджете - 82%):

· продовольственный налог (продналог по объему был меньше продразверстки; излишки оставались крестьянам, которые могли распоряжаться ими по своему усмотрению; создал личную заинтересованность сельских тружеников в увеличении производства сельскохозяйственной продукции и повышении производительности труда) (продналог на 1921-1922 года - 240 млн. пудов зерна), (просуществовал до 1923 года);

· промысловый налог (взимался с частных торговых и промышленных предприятий, а также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий);

· единый натуральный налог (взимался в пудах ржи или пшеницы; носил прогрессивный характер);

· денежный подворный налог (взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога);

· сельскохозяйственный налог (заменил различные натуральные налоги);

· индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом (облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков);

· подоходно-поимущественный (введен для регулирования размеров накоплений частнокапиталистических элементов; использовался, когда доходы частных лиц и доходы рабочих и служащих от работы по найму превышали определенный размер (сельское население освобождалось от его уплаты); позже переименован в подоходный налог);

· военный налог (облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию);

· налог на сверхприбыль (вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученных в результате применения спекулятивных цен);

· квартирный налог (взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов);

· налог с наследств и дарений (облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества) [3, с.237];

2) косвенные налоги (их доля в бюджете - 11-20%):

· акцизы (уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями);

· налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

3) пошлины: патентная, судебная и др.;

) сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В сфере косвенных налогов также проводился классовый принцип налогообложения за счет установления повышенных акцизов на предметы роскоши. За счет этого бюджет получал более половины всех поступлений от косвенных налогов.

В качестве чрезвычайных вводились: в 1922 году - единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим, в 1924 году - единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

В 1922-1923 годах отмечался резкий подъем местного «налоготворчества», выразившегося в появлении массы непредусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов. [3, с.209]

В период НЭПа важный вклад в исследование налоговой теории и практики внесли В.Альтшулер, Д.Боголепов, А.Соколов, В.Твердохлебов, А.Тривус [5].

В период НЭПа существовало одновременно несколько органов, наделенных законодательными полномочиями. Это привело к тому, что норма налогового права была оформлена в виде различных правовых актов - декретов, постановлений, положений, временных правил и инструкций высших органов государственной власти. Центральное место в системе источников налогового права этого периода занимали декреты ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) и СНК (Совет народных комиссаров). Принимаемые в форме инструкций ведомственные акты дополняли и конкретизировали порядок налогообложения, установленный налоговыми декретами.

Нормативные правовые акты, установившие порядок местного налогообложения в период НЭПа, определяют полномочия центральных и местных органов власти в области правового регулирования местных налогов; устанавливают перечни местных налогов и сборов, распределение которых проводилось по признаку административно-территориального образования.

Построение системы местных налогов и сборов, как и системы государственных налогов, началось в условиях полного разрушения финансово-правовых основ государственной деятельности и отсутствия необходимого опыта работы у вновь созданных органов советской власти. Поэтому развитие местного налогообложения осуществлялось в основном через экспериментирование в области нормативно-правового регулирования, путем ежегодной корректировки законодательства, устанавливавшего местные налоги и сборы в зависимости от внешних экономических условий налогообложения и эффективности обложения тем или иным местным налогом.

Закрепленный в законах союзных республик порядок установления местных налогов и сборов в отдельных административно-территориальных единицах указывал на централизованный характер местного налогового регулирования, основанный на подчинении нижестоящих местных советов вышестоящим. Иерархия законов также соблюдалась и во взаимоотношениях центра с союзными республиками в области правового регулирования местных налогов и сборов.

Налоговая политика НЭПа должна была реализовать две цели: финансовую - увеличивать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих.

Политика усиления налогового давления в зависимости от величины доходов и капитала, принадлежащего налогоплательщику дела, решала в большей степени политические, чем экономические задачи. В сфере поимущественного обложения промышленного производства тяжесть налога прогрессивно возрастала по мере роста размеров капитала. В результате, всякое слияние капиталов, способствующее созданию эффективных, конкурентоспособных производств приводило к многократному увеличению обложения. Аналогично система прогрессивного возрастания сельхозналога в зависимости от количества пашни и скота приводила к сдерживанию процесса производственного накопления в сельском хозяйстве, дроблению крестьянских хозяйств, а часто и просто к свертыванию объемов сельскохозяйственного производства. Тяжесть налогообложения падала на те доходы, которые служили источником накопления в земледелии (доходы крупных и средних хозяйств) и не затрагивали потребления.

Вместе с тем руководство страны понимало, что Россия существенно отстает от развитых капиталистических стран. Внешняя обстановка требовала проведения ускоренной индустриализации. Причем эта индустриализация могла быть проведена только за счет собственных ресурсов страны.

Стала проводиться политика коллективизации и индустриализации.

Изменение в стратегии государства потребовало столь же радикального реформирования налоговой системы в 30е годы. [3, с.219-220]

. На первом этапе нэпа система налогообложения характеризова­лась множественностью различных сборов. Законодатель добивался упорядоченности налогообложения, сводя различные сборы в еди­ный натуральный налог, отменяя чрезвычайные сборы, устанавливая единый порядок взимания налогов. Центр тяжести при этом перено­сился на группу косвенных налогов, что было обусловлено самой структурой налогооблагаемых хозяйств (неразвитость частного ка­питала, мелкотоварный характер кустарных производств и т.п.).

В июле 1921 г. было принято первое Положение о промысловом налоге.

Одновременно стало возрастать значение другого прямого нало­га — подоходного. В постановлении X съезда Советов (декабрь 1922 г.) говорилось о необходимости «усилить обложение новой бур­жуазии и тех буржуазных профессий и промыслов, которые возрож­даются при нэпе». Впервые подоходный налог был введен в ноябре 1922 г.

Важное место в налоговой системе заняли местные налоги. В де­кабре 1921 г. и в конце 1922 г. законодатель дал перечень объектов, облагаемых местными налогами и установил предельные ставки об­ложения. Однако местные органы сами дополнительно вводили новые сборы и платежи. К налоговым платежам относились; расходы на имущественное страхование, квартирный налог, налог на торго­вое помещение, гербовый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т.п. Снимая часть налоговой нагрузки с кооперации и кустарей, государство перекладывало ее на частнокапиталистические предприятия. В декабре 1923 г. от уплаты промыслового налога были освобождены низовые звенья коопера­ции, тогда же льготы по подоходному налогу были распространены

на все виды кооперативов. Налоговые льготы получили также раз­личные кустарно-промысловые товарищества и артели мелких про­изводителей.

89. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в годы нэпа

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзо­ре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказы­вались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертика­ли — вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали — местным исполкомам. В. И. Ленин возражал против принципа «двой­ного подчинения», настаивал на единственно вертикальном подчи­нении прокурорских органов. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста (но не как автономную систему). Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Респуб­лики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощ­нику Прокурора Республики.

На прокуратуру возлагалось: осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйст­венных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор); наблюдение за деятельностью следственных органов и до­знанием, за деятельностью органов ОГПУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Эти четыре основные функции прокуратуры сохраняются затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложения­ми об отмене незаконных постановлений наркоматов и иных цент­ральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиу­ме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре. При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался гу­бернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно ра­ботать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входи­ло оказание юридической помощи гражданам и зашита их интересов в суде.

В декабре 1921 г. XI Всероссийская конференция РКП(б) приня­ла решение о реорганизации ВЧК. IX Всероссийский съезд Советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного поли­тического управления (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной дея­тельности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью ино­странных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ находились особые части войск. Все общеуголовные дела передавались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредото­чивалась на раскрытии политических и антигосударственных пре­ступлений.

Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применявшиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в судебные инстанции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия проведения обысков и арестов.

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

Вопрос 37. Содержание денежной реформы 1922-1924. Ее роль и значение в формировании устойчивого денежного обращения в советской России.

В условиях многоукладной экономики периода НЭПа денежная система должна была удовлетворять стабилизации на длительное время, что выдвигало определенные требования. В частности:
— сохранить золото в качестве денежного товара, так как золото исторически объективно выступает как всеобщий эквивалент и выполняет функции меры стоимости товаров;
— обеспечить реализацию принципа валютной монополии и монополии внешней торговли, так как денежная система должна быть независима от иностранного влияния;
— обеспечить возможность регулирования денежного обращения и его планирования: денежная система должна быть максимально устойчивой, эластичной и экономной;
— обеспечить проведение единой государственной денежной политики как в центре, так и в отдельных районах страны. Советское правительство начало первый этап денежной реформы. Для стабилизации рубля были проведены две деноминации. В 1922 г. были выпущены государственные денежные знаки РСФСР образца 1922 года — так называемые совзнаки. Новый 1 рубль=10 тыс. прежних рублей. В 1923 г. были выпущены совзнаки, рубль =1 млн. прежних рублей и 100 рублям образца 1922 года. Одновременно с выпуском совзнаков в конце 1922 г. Госбанк выпустил червонцы, обмениваемые на золото. Поскольку червонец содержал золота на уровне «десятки» 1913 года (т.е. довоенного периода), то это была уже устойчивая валюта. Устойчивость червонца обеспечивалась Государственным банком на 25% драгоценными металлами и иностранной валютой, а на 75% — легко реализуемыми товарами, векселями и другими обязательствами. Червонец успешно внедрялся в хозяйственный оборот города и деревни. Назначение денежных единиц было различным. Если прежние денежные знаки выпускались для покрытия бюджетного дефицита, то червонцы предназначались для обеспечения нормального хозяйственного оборота. По мере восстановления промышленности и сельского хозяйства увеличивалась товарная масса в обращении и возрастал товарооборот, уменьшалась дефицитность бюджета. Так были подготовлены условия для проведения второго, завершающего этапа денежной реформы. На этом этапе, в феврале 1924 г., были выпущены в обращение казначейские билеты в 1,3 и 5 рублей золотом. Кроме того, чеканилась разменная серебряная и медная монета. Эмиссия старых денежных знаков — совзнаков — была прекращена Составной частью реформы было проведение обязательного обмена совзнаков на новые деньги. Для обмена устанавливалось соотношение: 1 рубль 1924 года — 50 тыс. руб. совзнаков 1923 года и 50 млрд. руб. до деноминации 1923 года. Обмен закончился к июню 1924 г. Кроме того, был принят декрет, запрещавший использовать для покрытия бюджетного дефицита эмиссию бумажных денег. Таким образом, была создана единая денежная система, которая включала имеющие одинаковую платежную силу банковские билеты (червонцы), казначейские билеты и разменные монеты. Было осуществлено слияние кассового аппарата Наркомфина с аппаратом Государственного банка. Денежное обращение стал регулировать Госбанк. Введение в стране твердой конвертируемой денежной единицы (червонца) позволило остановить инфляционный процесс, обеспечить восстановление народного хозяйства. Стабилизация валюты способствовала развитию кредита

Вопрос 38. Восстановление и структура банковской системы в период НЭПа (1921-1927)
Постепенно возрождалась кредитная система. В 1921 году возоб-новил свою работу Госбанк, упраздненный в 1918 году. Началось кре-дитование предприятий промышленности и торговли на коммерчес-кой основе. До тех пор, пока не произошла стабилизация рубля, Госбанк выдавал ссуды под весьма высокие проценты: от 8 до 12% в месяц, но постепенно процентная ставка снижалась. В стране возникли специализированные банки: Торгово-промышленный банк (Пром-банк) для финансирования промышленности, Электробанк для кре-дитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924 года - Внешторгбанк) для финансирования внешней торгов-ли, Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного стро-ительства (Цекомбанк) и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссуд-ный, учетный процент и процент по вкладам.
Была создана целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности. Для кредитования предприятий потребительской кооперации открывались кооперативные банки, для сельскохозяйственного кредита - сельскохозяйственные банки, для кредитования частной промышленности и торговли - общества вза-имного кредита, для мобилизации денежных накоплений населения учреждались сберегательные кассы. В 1923 году в стране существова-ло 17 самостоятельных банков, а в 1926 году их число возросло до 61. Доля Госбанка в общих кредитных вложениях банковской системы снизилась за это время с 66 до 48%.
Подтверждением рыночного характера экономики может слу-жить конкуренция, возникавшая между банками в борьбе за клиентов путем предоставления им особо выгодных условий кредитования. За-частую одни и те же организации, предприятия, тресты кредитовались у нескольких банков одновременно. Широкое распространение полу-чил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различны-ми предприятиями и организациями. Примерно половина краткос-рочного банковского кредита осуществлялась через учет коммерческих векселей. Все это говорит о том, что в стране уже функционировал еди-ный денежный рынок со всеми его атрибутами.
Кредитная системе, безусловно сыграла весьма крупную роль в развитии и восстановлении народного хозяйства. Ее значение можно свести в основном к следующему.
Во-первых, система кредитных учреждений сыграла весьма важную роль в деле восстановления денежного обращения в 1922 —1924 гг. В основу новой денежной системы были положены банкноты Государственного банка и внедрение новой валюты .происходило через банковый аппарат. Существование банковой сети было одной из предпосылок денежной реформы и успехи последней в немалой степени зависели от банковской системы (о денежной реформе см. гл. XVII).
Во-вторых, банковая система способствовала восстановлению хозяйственного расчета. Банки по характеру своих операций особенно приспособлены к тому, чтобы требовать точной калькуляции и своевременного исполнения предприятиями принятых на себя обязательств. В первые годы нэпа эта роль банковой системы была особенно важна и велика.
В-третьих, банковая система перераспределила очень значительные средства и направила их на кредитование важнейших отраслей народного хозяйства.
Наконец, в-четвертых, большая задача банковой системы в первые годы новой экономической политики заключалась в восстановлении экономической связи между различными частями территории Союза. Открытие каждого нового филиала Государственного банка в каком-либо районе означало укрепление связи этого района с общей хозяйственной жизнью страны.

Вопрос 39. Развитие внешней и внутренней торговли в период нэпа 1921-1927.

Г, Сокольников подчеркивал, что успешное экономическое развитие страны возможно, если она сможет «хозяйственно примкнуть к мировому рынку». Монополия внешней торговли, по его мнению, не давала возможности полнее использовать экспортный потенциал страны, т.к. крестьяне и кустари за свои продукты получали только обесцененные советские денежные знаки, а не валюту. В.И. Ленин выступал против ослабления монополи внешней торговли, опасаясь якобы роста контрабанды. Правительство опасалось того, что производители, получив право выхода на мировой рынок, почувствуют свою независимость от государства и вновь начнут бороться против власти. Руководство страны старалось не допустить демонополизации внешней торговли. Внешнеторговый оборот в конце 1927 г. достигал 44% уровня 1913 г. Частный капитал не допускался. Далее заключались международные торговые соглашения и появились смешанные акционерные общества, учредителями которых были советское гос-во и инотр. предприниматели. Смешанные общества создавались с целью заготовки экспортных товаров внутри страны, сбыта их за границу и ввоза в СССР необходимых товаров. И все же в стране происходило возрождение рыночной экономики, освобождение ее от оков «военного коммунизма», что способствовало достижению высоких экономических показателей. Внутренняя торговля.Восстанавливалась очень быстро.В ней были сформированы 3 сектора:государственный, кооперативный и частный. Гос-во занимало основные позиции в оптовой торговле(1922-1923 гг. – до 77% товарооборота). В 1921 г. – создание товарной биржи. Биржевая торговля развивалась и росло кол-во бирж. В 1926 г. их насчитывалось 114. С 1922 г. при товарных биржах тали создаваться фондовые отделы. Фондовая биржевая торговля осуществлялась в отношении ценных бумаг, иностранной валюты, благородных металлов. В розничной торговле преимущество было за частным торговцем, его доля составляла 78%. Кооперативная торговля получила свое развитие в сельской местности. Частный предприниматель широко был представлен в сфере услуг.

Вопрос 40. Меры государственного регулирования цен в годы нэпа(1921-1927).
В 1923 г случился кризис перепроизводства. Это кризис рыночной экономики, при котором баланс спроса и предложения резко нарушается в сторону превышения предложения над спросом, иными словами серьёзно нарушена способность потребителей покупать товары в том количестве, которое произведено или может быть произведено. Образовалось явление, которое с лёгкой руки Троцкого стали называть «ножницами цен». Это это дисбаланс цен между промышленными и сельскохозяйственными товарами (Промышленные товары, если рассчитать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны, несмотря на более низкое качество). Поэтому стали применять меры гос.регулированя.
Методы прямого воздействия:
-Гос-во в оптовой торговле устанавливает прейскурантные цены, т.е. цены, зафиксированные в прейскурантах;
-на ряд важных товаров устанавливаются предельные цены, т.е. максимально допустимое увеличение или снижение цен на рынке в течение торгового сезона;
-в розничной торговле устанавливаются этикетные цены тоже на некоторые товары, т.е. розничная цена, указанная на этикетке, ярлыке, прикрепленных к товару.
Методы косвенного воздействия:
-Товарная интервенция и план завоза товаров(потребность в тех или иных товарах, идет насыщение рынка) используется 2 раза, когда «выкидывают»(поставляют) на рынок мясо и сахар;
-проведение денежной реформы в 1922-1924 гг Сокольниковым. Для стабилизации рубля была проведена деноминация денежных знаков, то есть изменение их нарицательной стоимости по определенному соотношению старых и новых знаков. Сначала в 1922 году были выпущены совзнаки. Одновременно с выпуском совзнаков, в конце ноября 1922 года была выпущена в обращение новая советская валюта—«червонец», приравненный к 7, 74 г чистого золота, или к дореволюционной десятирублевой монете. Червонцы прежде всего предназначались для кредитования промышленности и коммерческих операций в оптовой торговле, было строго запрещено использовать их для покрытия бюджетного дефицита. Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалась купля-продажа валюты, золота, государственных займов по свободному курсу. Уже в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира. Заключительным этапом реформы была процедура выкупа совзнаков.
-формирование банковских отношений. В 1921 году восстановил свою работу Госбанк, который был упразднен в 1918 году. Началось кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В стране возникли специализированные банки: Торгово-Промышленный банк (Промбанк) для финансирования промышленности, Электробанк для кредитования электрификации, Российский коммерческий банк (с 1924—Внешторгбанк) для финансирования внешней торговли и др. Эти банки осуществляли краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределяли ссуды, назначали ссудный, учетный процент и процент по вкладам. Была создана Целая сеть акционерных банков, среди акционеров которых был Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже иностранные предприниматели. Эти банки кредитовали, в основном, отдельные отрасли промышленности.Подтверждением рыночного характера экономики может служить конкуренция, возникавшая между банками в борьбе за клиентов путем предоставления им особенно выгодных условий кредитования. Широкое распространение получил коммерческий кредит, то есть кредитование друг друга различными предприятиями и организациями.
-формирование новой налоговой системы. Одновременно с денежной была проведена налоговая реформа. Уже в конце 1923 года основным источником доходов государственного бюджета стали отчисления от прибыли предприятий, а не налоги с населения. Логическим следствием возврата к рыночной экономике был переход от натурального к денежному налогообложению крестьянских хозяйств. В этот период активно разрабатываются новые источники получения денежного налога. В 1921-1922 гг. были установлены налоги на табак, спиртные напитки, пиво, спички, мед, минеральные воды

-формирование гос.бюджета. в 22-27 гг бюджет был сведен без дефицита, 53% давали налоги бюджета.
-формирование налоговой системы оплаты труда. Была разработана 17-ти разрядная тарифная сетка. 17-ый разряд получал з/п в восемь раз больше чем 1-ый разряд. Была создана биржа труда, указывались безработные и им выплачивалось пособие по безработице, гос-во было обязано в течение трех месяцев обеспечить их работой. Так же, введены отпуска на мануфактурах.

Читайте также: