Упд на алкогольную продукцию акциз

Опубликовано: 16.05.2024

С 2021 года вступают в силу изменения, внесенные в порядок маркировки алкогольной продукции. Они связаны с принятием Федерального закона от 22.12.2020 № 436-ФЗ.

С 2021 года акцизные марки отменены

Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

  • алкогольная продукция, которая производится в РФ, маркируется федеральными специальными марками. Они приобретаются в территориальном органе Росалкогольрегулирования;
  • алкогольная продукция, которая ввозится в РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах.

Указанное следует из пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

С 1 января 2021 года акцизные марки отменяются.

С этого времени весь алкоголь, в том числе ввозимый, маркируется только федеральными специальными марками.

При этом, заявления на выдачу марок отдельно подаются по алкоголю, который ввозится как из стран – участниц ЕАЭС, так и из других стран.

Таможенные органы до 31 марта 2021 года включительно могут продолжать выдавать акцизные марки для маркировки ввозимого алкоголя, в том числе из государств - членов ЕАЭС, если заявления на выдачу марок, были приняты до 31 декабря 2020 года включительно.

Кроме того, до 31 декабря 2021 года включительно разрешен ввоз в РФ алкогольной продукции, маркированной акцизными марками, а до окончания срока годности такой алкогольной продукции – закупки, поставки, розничная продажа алкогольной продукции, маркированной акцизными марками.

Как получать федеральные специальные марки

При этом импортеру алкоголя потребуется в заявлении о выдаче марок указать:

  • номер (при наличии) и дату договора поставки алкогольной продукции, при исполнении которого будет осуществляться ввоз продукции;
  • полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения, фактический адрес.

Чтобы получить марки производитель алкоголя должен зафиксировать в ЕГАИС сведения о наличии у него в собственности сырья, объем которого соответствует количеству запрашиваемых федеральных специальных марок.

Росалкогольрегулирование должно рассмотреть заявление в течение 29 рабочих дней.

Этот срок может быть продлен, например, если на дату выдачи у Росалкогольрегулирования отсутствуют данные об объеме сырья.

Если Росалкогольрегулирование выявит, что у заявителя нет лицензии, в выдаче марок ему откажут.

Изготовление марок оплачивается за счет средств заявителя. Для этого организации надо предварительно перечислить на счет территориального органа Росалкогольрегулирования плату в размере, кратном количеству марок.

Изменен срок нанесения марок

Для нанесения федеральных специальных марок на алкоголь установлен более продолжительный срок – 9 месяцев со дня их получения. Тот же срок установлен и для импортной продукции – ее следует ввезти в течение 9-ти месяцев со дня получения марок. До 2021 года наносить марки надо в течение 6-ти месяцев.

Если в этот срок марки не нанесут на алкоголь, а импортную продукцию не ввезут в РФ, то марки надо уничтожить. Если этого не сделать, действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции простановят.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Вопрос: Необходимо ли с 01.01.2021 для приобретения федеральных специальных марок представлять в Росалкогольрегулирование отчет об использовании ранее выданных марок, обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства (банковскую гарантию), а также расчет потребности в федеральных специальных марках?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от 22.12.2020 № 436-ФЗ) представление отчета об использовании ранее выданных федеральных специальных марок, обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, документа, подтверждающего обеспечение исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, расчета потребности в федеральных специальных марках не требуется.

Вопрос: Необходимо ли организации вести журналы по учету федеральных специальных марок?

Ответ: В соответствии с пунктом 13 Правил приобретения федеральных специальных марок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2348, организации обязаны организовать учет федеральных специальных марок.

Требование о необходимости наличия у получателей соответствующей государственной услуги журналов учета федеральных специальных марок нормативными правовыми актами не предусмотрено.

Вопрос: Можно ли закрыть действующие банковские гарантии по заявлениям, поданным (полученным) до 31.12.2020?

Ответ: Согласно пункту 10 статьи 6 Федерального закона от 22.12.2020 № 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 436-ФЗ) со дня официального опубликования Закона № 436-ФЗ (22.12.2020) документ, подтверждающий обеспечение исполнения обязательства об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением (банковская гарантия) для приобретения федеральных специальных марок не требуется.

В отношении федеральных специальных марок, выданных по заявлениям о выдаче федеральных специальных марок, принятым до 31 декабря 2020 года включительно необходимость использования банковских гарантий отменена (пункт 11 статьи 6 Закона № 436-ФЗ).

Вопрос: Если поставщик товара (импортер) по договору поставки отличается от производителя товара кого необходимо указать в заявлении о выдаче федеральных специальных марок?

Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Закона № 436-ФЗ) для приобретения федеральных специальных марок организации, осуществляющие закупку алкогольной продукции для ввоза в Российскую Федерацию, в заявлениях о выдаче федеральных специальных марок указывают, в том числе полное наименование поставщика алкогольной продукции, место его нахождения (адрес юридического лица), фактический адрес.

Вопрос: Сейчас идет разделение на акцизные и федеральные специальные марки, когда все марки будет выдавать Росалкогольрегулирование, акцизные марки так и останутся или будут федеральные специальные марки? Будут ли они иметь какое-либо различие?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 436-ФЗ до 31 марта 2021 года включительно выдачу акцизных марок для маркировки алкогольной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию, в том числе из государств - членов Евразийского экономического союза, по заявлениям на выдачу акцизных марок, принятым до 31 декабря 2020 года включительно, будут осуществлять таможенные органы.

С 1 января 2021 года производителям и импортерам алкогольной продукции Росалкогольрегулированием будут выдаваться только федеральные специальные марки установленного образца.

Вопрос: В заявлении о выдаче федеральных специальных марок будет ли возможность указывать содержание этилового спирта диапазоном, например, от 10 до 20?

Ответ: Требования к оформлению заявления о выдаче федеральных специальных марок установлены пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Закона № 436-ФЗ).

В заявлении о выдаче федеральных специальных марок указывается, в том числе содержание этилового спирта в алкогольной продукции (будет допустим формат указания «минимальная крепость», «максимальная крепость»).

Вопрос: Где будут уничтожаться федеральные специальные марки? Установлены ли требования к техническому оборудованию по уничтожению федеральных специальных марок?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 Порядка уничтожения федеральных специальных марок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2348, уничтожение марок производится в помещениях организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей или иных местах, определяемых Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, комиссией из числа уполномоченных представителей организации, сельскохозяйственного товаропроизводителя и должностных лиц территориального органа Росалкогольрегулирования.

Требования к помещениям и оборудованию для уничтожения федеральных специальных марок законодательством не установлены.

Вопрос: Срок в 9 месяцев на нанесение полученных марок считается от даты какой накладной: АО «Гознак» - Росалкогольрегулирование или Росалкогольрегулирование – организация?

Ответ: В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Закона № 436-ФЗ) федеральные специальные марки должны быть нанесены на алкогольную продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем.

Алкогольная продукция, которая произведена за пределами территории Российской Федерации и на которую получены федеральные специальные марки, должна быть ввезена в Российскую Федерацию в течение девяти месяцев со дня их получения заявителем.

Согласно пункту 5 Правил приобретения федеральных специальных марок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2348, федеральные специальные марки приобретаются заявителем в территориальных органах Росалкогольрегулирования по месту нахождения заявителя или его обособленного подразделения, указанного в лицензии на производство и (или) оборот алкогольной продукции.

Таким образом, срок отсчитывается от даты выдачи федеральных специальных марок, указанной в накладной, получаемой организацией в Росалкогольрегулировании вместе с марками.

Вопрос: При окончании срока действия лицензии, не смотря на продление лицензии, организация обязана все равно уничтожить ранее полученные марки?

Ответ: В соответствии с требованиями абзаца третьего пункта 15 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Закона № 436-ФЗ) федеральные специальные марки, не нанесенные на алкогольную продукцию, которая произведена на территории Российской Федерации, и федеральные специальные марки, полученные на алкогольную продукцию, не ввезенную в Российскую Федерацию в установленный срок, подлежат уничтожению заявителем, в том числе в случае аннулирования лицензии либо прекращения срока действия лицензии на соответствующий вид лицензируемой деятельности.

При продлении срока действия лицензии уничтожение не нанесенных федеральных специальных марок не требуется.

Вопрос: Когда планируется полный перевод с ПС ЕГАИС на УТМ?

Ответ: С 1 января 2021 года подача заявления на оказание государственной услуги по выдаче федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции будет производиться только с применением универсального транспортного модуля ЕГАИС.

Вопрос: Возможно ли изменить вид алкогольной продукции в полученном заявлении?

Ответ: Требования к оформлению заявления о выдаче федеральных специальных марок установлены пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Закона № 436-ФЗ).

В случае изменения вида продукции необходимо подавать новое заявление о выдаче федеральных специальных марок.

Напитки со спиртом в составе не относятся к товарам первой необходимости. Алкоголь составляет одну треть рынка напитков, но применяется в определенных ситуациях. По выходным, по праздникам, на мероприятиях и в ресторанах. У человека нет постоянной потребности в употреблении спиртного.

Алкогольная зависимость – это проблема национального масштаба. Чтобы ее регулировать, напитки с содержанием спирта облагаются высокими налогами. Акцизы на алкоголь – это налоги в пользу государства. И чтобы выпить спиртное, потребитель платит из собственного кармана бюджету страны. Не напрямую, но акциз на спирт одна из составляющих стоимости бутылки на прилавке.

Кто платит

Плательщики акциза на спирт – компании, предприниматели и лица, отправляющие алкоголь через таможню. Налог платят производители, использующие этиловый спирт всех разновидностей. Он бывает пищевым, коньячным, винным и виноградным и безводным. Если этиловый спирт применяют для создания лекарственных препаратов, изготовитель платит акциз в том числе.

Обязательств по уплате акциза нет у юридических фирм, продающих товары оптом. Отделы и подразделения таких компаний не становятся участниками налогооблажения.

Ставки акцизов на алкоголь в РФ

За что платит

Экспорт спиртного в таможенной зоне страны облагается акцизом. Это компании, которые занимаются производством, переработкой и импортом спиртного. Но не только продажа и изготовление алкоголя попадает под налог.

Дополняют список ситуаций для возникновения обязательств по выплате акцизов на алкоголь:

  • передача производителем в уставной капитал фирмы спиртной продукции;
  • сбыт конфискованного судом и реализованного алкоголя.

Непосредственно при покупке алкоголя в магазине не возникает акцизного обязательства. Действия с налоговыми обязательствами возникают еще до того, как товар попадает на прилавок.

Акциз на алкогольную продукцию 2018

Стоимость акциза на алкоголь 2018-2020 года

Ежегодно или раз в несколько лет ставка налога на востребованные акцизные товары повышается. Акциз на алкогольную продукцию в 2018 году не отличается от ставки в 2019. Устанавливает акцизы на алкоголь Правительство страны. Обновленная редакция Налогового Кодекса с правками по ставкам выходит 1 января каждого года.

Вид продукции

Размер акциза

2018

2019

2020

418 рублей литр

418 рублей литр

435 рублей литр

107 рублей литр

107 рублей литр

111 рублей литр

Акциз на этиловый спирт 2018 года изменится в 2020 и 2021 годах. В 2019 году ставка акциза на алкоголь 2018 года сохраняется. Планомерное повышение ставки касается популярных категорий спиртных напитков. Акциз на водку самый высокий из всех спиртных напитков и он продолжает расти. Правительство борется с алкогольной зависимостью граждан повышением стоимости алкоголя, увеличивая косвенный налог.

Как считать

Важно правильно рассчитать акциз перед подачей декларации в Налоговую инспекцию. Налогоплательщик самостоятельно ведет учет продукции и обязан сдавать достоверные подсчеты, иначе рискует получить штраф. С помощью формулы разберемся, как считать акциз на алкоголь.

Акциз на алкоголь = Количество продукции в литрах за 1 месяц * Налоговая ставка

Если завод изготовитель выпускает 1 или 5 видов спиртных напитков, он учитывает каждый в отдельности. Расчет будет подан итоговый, но с содержанием всех категорий напитков со спиртом. При выпуске за один отчетный месяц 2019 года 240 литров водки и 380 литров фруктового вина изготовитель выплатит:

240 * 523 + 380 * 18 = 132 360 рублей

В 2020 году с изменением ставки на этиловый спирт тот же завод с теми же самыми итогами изготовления заплатит:

240 * 544 + 380 * 19 = 137 780 рублей

Стоимость акцизов на алкоголь из-за повышения ставки составит 5 420 рублей. Для больших корпораций подобные увеличения в налогах не спровоцируют трудности. Вовремя проведенная оптимизация поможет продолжить развитие бизнеса. Глобально, увеличение налога на алкоголь преследует благую цель – защита здоровья граждан. Спирт увеличивается в цене и бьет по карману потребителей.

Как считать акциз на алкоголь с содержанием всех категорий напитков со спиртом

Порядок и срок уплаты

Налогоплательщик подает декларацию ежемесячно до 25 числа. На фактически реализованный товар. Оплачивает единовременно или авансовым и окончательным платежом. Акцизную пошлину вносит до 25 числа следующего отчетного периода, аванс оплачивает до 15 числа текущего месяца. При экспорте и импорте алкоголя пошлина на акцизы оплачивается в следующем налоговом периоде.

Ставка акциза на алкоголь 2018

Новые акцизные марки на алкоголь

Контролирует количество проданных бутылок спиртных напитков Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). По акцизной марке, приклеенной на бутылку, государство ведет учет налогов и товаров. Марка акциза на алкоголе – это отчетный документ. ЕГАИС тестируется с 2005 года и до 1 января 2019 года изготовители закупали акцизы старого образца. Марки учитывались сериями, не было привязки к количеству бутылок и по одной марке проводилось 2 и 3 покупки. Новые акцизные марки на алкоголь в 2018 году запустили в работу с 1 января 2019.

Купить марки старого образца уже нельзя. Изготовители вправе пользоваться закупленными ранее марками пока они не закончатся. Новые акцизы содержат уникальный штрих код, который позволяет учитывать бутылки помарочно. После покупки алкоголя с маркой нового образца информация автоматически загружается в ЕГАИС. Провести повторную покупку по такой марке не получится.

Новые акцизные марки на алкоголь 2018 и 2019

Ответственность и штрафы

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией грозят административной и уголовной ответственностью. Меры воздействия зависят от того, кто совершил преступление и какой тяжести. Если алкоголь незаконно продает физическое лицо, его штрафуют на 30-50 тысяч рублей и конфискуют товар. Аналогичные действия предпринимателя или крестьянского хозяйства штрафуют на 100-200 тысяч с конфискацией.

Отсутствие у продавца лицензии на алкогольную продукцию карается административным штрафом. Для должностных лиц штраф 500 тысяч-1 млн. рублей и конфискация товара. За нарушение лицензионных требований юридическое лицо заплатит 100-150 тысяч рублей.

Незаконные действия с подакцизной алкогольной продукцией

На территории России запрещено продавать алкоголь после установленного времени. В разных регионах вводят разные ограничения времени. В праздничные дни введен полный запрет на покупку алкоголя. Регионы дополняют список праздничных дней, но общероссийские дни следующие:

  1. 1 сентября.
  2. День последнего звонка и выпускного.
  3. 1 июня.
  4. 27 июня.

Несоблюдение запрета карается административным штрафом. Для организаций до 40 тысяч рублей, для должностных лиц до 4 тысяч и для граждан до 2 тысяч рублей.

Уголовная ответственность наступает за продажу спиртного физическим лицом несовершеннолетнему гражданину. 2 меры пресечения: штраф 50-80 тысяч и привлечение к оплачиваемому труду на 12 месяцев. Такое же наказание грозит человеку за неоднократную незаконную продажу алкоголя.

Если алкоголь продавала организованная группа на сумму выше 1 млн. рублей, им грозит:

  • заключение до 5 лет;
  • привлечение к труду до 5 лет;
  • штраф 3-4 млн. рублей.

Компания, которая незаконно изготовила и продала спиртное свыше 100 тысяч рублей, но не более 1 млн., штрафуется на 2-3 млн. рублей. Вместо штрафа назначают принудительные работы или заключение на 3 года.

Таможенное оформление алкоголя выполняется в соответствии со строгими правилами. Одним из основных требований является маркировка продукции акцизными марками и уплата акцизного сбора, помимо других обязательных таможенных платежей. Следует более подробно изучить весь процесс и условия успешной растаможки алкогольной продукции.



Таможенные платежи

При импортировании спиртных напитков на территорию РФ взимаются обязательные таможенные платежи: таможенная пошлина, акцизный сбор и НДС. Ставка НДС постоянна - 20%, размер ввозной пошлины и акцизного сбора при разных условиях отличается и зависит от:

вида напитка и его крепости.

Ставки платежей представлены в таблице:

2203000100 – в бутылках

39 руб./л или 21 руб./л

39 руб./л или 21 руб./л

Без акциза или 418 руб./л или 523 руб./л сп.

Крепкие алкогольные напитки типа коньяка, виски

2208201200 – для коньяка,

2208301100 – для виски «бурбон»

523 руб./ л сп. или 418 руб./л сп.

Очищенный этиловый спирт

100% или 2 евро/л

Ограничения на импорт и экспорт алкоголя



Перевозить спиртосодержащие напитки через таможенную границу разрешено только гражданам, достигшим совершеннолетия. Несовершеннолетние не имеют право перевозить алкоголь. Объём спиртных напитков, которые могут перевозиться для личного употребления, установлен в законодательстве. Бесплатно, т.е. беспошлинно, можно транспортировать до 3 л напитков на одно лицо. При заполнении пассажирской таможенной декларации можно ввезти больший объем, но не более 5 л, причём за каждый литр свыше беспошлинных 3-х литров взимается по 10 евро. Если речь идет об этиловом спирте, то за каждый ввезенный литр придётся заплатить по 22 евро, максимальный объем тот же – 5 л. Если окажется, что объем алкоголя превышен, будет наложен штраф или придется пройти упрощенную процедуру растаможки.

Обратите внимание! Вывоз спиртных напитков физлицами не ограничен, можно вывезти алкоголь или спирт в любом количестве.

ИП, по нормам законодательства, не имеет права импортировать алкоголь из-за границы или заниматься его экспортом за рубеж. Это разрешено только юридическим лицам. Причем чтобы узаконить коммерческую деятельность в данной сфере, необходимо:

зарегистрироваться в ЕГАИС;

организовать исследование образцов алкогольной продукции;

пройти сертификацию и получить декларацию соответствия;

получить в акцизные марки и промаркировать продукцию;

оформить алкоголь при ввозе на таможне;

уплатить все полагающиеся таможенные платежи.

По этим пунктам необходимы пояснения.

Лицензирование. Нужно получить лицензию Росалкогольрегулирования для импорта алкоголяс содержанием спирта свыше 15%. Для слабоалкогольных напитков, например пива, лицензия Росалкогольрегулирования на импорт не требуется. Документ выдается на основании заявки и комплекта документов. Срок рассмотрения - 30 дней, по истечении которых либо выдается лицензия, либо формулируется отказ. Требования для выдачи лицензии:

уставной капитал не менее 10 млн руб.;

уплата государственной пошлины - 800000 руб.;

наличие ограниченной складской крытой территории, с возможностью поддержания температурно-влажностных условий, соответствующих нормативам.



Сертификация. Алкоголь должен соответствовать нормативам:

ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

ТР ЕАЭС 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции».

Сертификация проводится по результатам исследования образцов, которые ввозятся заблаговременно, до поставки основной партии. Исследуются такие качества напитков, как концентрация сахара, процентное содержание этилового спирта, концентрация диоксида серы и другие.

Таким образом, к импортируемой алкогольной продукции должен прилагаться сертификат соответствия или декларация соответствия. Также выполняется маркировка, включающая название продукции, состав, данные производителя, срок годности и другие сведения.

Для сертификации алкоголя представляют пакет документов:

свидетельство о регистрации компании;

сведения о юрлице, по заявлению которого организована процедура сертификации;

информацию о продукции;

копию договора импорта;

образцы для исследования в лаборатории.

При успешном прохождении сертификации на каждую единицу товара наносится акцизная марка, подтверждающая легальность импортируемого алкоголя. Акцизные марки приобретаются заранее, за три месяца до начала поставок, выдаются акцизной таможней. Количество акцизных марок должно соответствовать количеству единиц ввозимого товара. Если в результате останутся неиспользованные акцизные марки, декларант должен сдать их обратно.

Таможенное оформление алкоголя



Обратите внимание! Оформление алкогольной продукции осуществляется на акцизных таможенных постах. Число региональных акцизных таможенных постов в последнее время сократилось, поэтому необходимо заранее определиться, где будет растаможена продукция.

Декларирование алкогольной продукции может осуществляться путем подачи электронной таможенной декларации, заверенной электронной цифровой подписью. Подача декларации выполняется участником ВЭД или его представителем. Таможенное оформление выполняется в следующем порядке:

Проверяется корректность заполнения документов.

Проводится таможенный осмотр (в том числе транспортного средства).

Таможенный досмотр подразумевает более тщательную проверку, возможно вскрытие упаковки.

Если не выявлено нарушений, груз выпускают в свободное обращение.

На импортируемую алкогольную продукцию необходимо получить и представить таможенному инспектору следующие документы:

сертификат или декларацию соответствия;

договор с продавцом;

документы об оплате обязательных платежей.

Обратите внимание! В отдельных случаях необходимо письменное разрешение правообладателя на ввоз алкогольной продукции на территорию РФ.

Акцизную марку наклеивают таким образом, чтобы ее разрыв приводил к открыванию бутылки.

Способы перевозки



Перевозка алкогольной продукции сопряжена с риском, поскольку жидкость находится в стеклянной таре, которая может быть разбита в процессе транспортировки. Погрузка и выгрузка должны быть аккуратными. Перевозить алкоголь можно любым видом транспорта: грузовым автомобилем, в контейнере железнодорожными составами, авиационном способом и мультимодальным. Изредка необходимо соблюдение определенных температурных условий, поэтому могут использоваться изотермические фургоны, рефрижераторы. Кроме того алкоголь может доставляться наливным способом – автоцистерной.

Страны-импортеры

Россия осуществляет активный экспорт и импорт алкогольной продукции. Что касается импорта, РФ ввозит:

Акциз является не просто источником пополнения государственного бюджета, но и средством регулирования цен на товары массового потребления, которые могут нанести вред здоровью человека или окружающей среде. Повышение акциза на такие товары может частично воспрепятствовать их потреблению.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих, импортирующих и реализующих определенные номенклатурные виды товаров. Акциз включается в цену товара и таким образом перекладывается на конечного потребителя. Акцизный налог насчитывает многовековую историю и уходит в глубокую древность. Группы товаров, облагаемые акцизом, подвергались значительным изменениям одновременно с ходом мировой истории. Например, в Средние века в Риме акцизом облагались рабы, а в Китае – чай. Также в разное время в различных странах подакцизными являлись драгоценные камни, парфюмерия, меха, кофе, предметы роскоши, соль, сахар, спички, табак, алкоголь и т. д.

В Казахстане акциз был введен в налоговую систему с обретением независимости в 1991 году и включал в себя следующие подакцизные товары: спирт питьевой и пищевой, крепленые напитки, бальзамы, винно-водочные изделия, пиво, икру осетровых и лососевых рыб, деликатесную продукцию из ценных видов рыб, шоколад, табачные изделия, ювелирные изделия, шины, изделия из ценных видов меха, одежду из натуральной кожи, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и ковровые изделия. В настоящее время список подакцизных товаров значительно уменьшен.

1.1. Плательщики акциза

Согласно пункту 1 статьи 461 Налогового кодекса, плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые:

1) производят подакцизные товары на территории РК;

2) импортируют подакцизные товары на территорию РК;

3) осуществляют оптовую, розничную реализацию бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива на территории РК;

4) осуществляют реализацию конфискованных, бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства на территории РК подакцизных товаров, указанных в подпунктах 5–7 части первой статьи 462 Налогового кодекса и по которым акциз на территории РК ранее не был уплачен в соответствии с законодательством РК;

5) осуществляют реализацию имущественной массы подакцизных товаров, указанных в статье 462 Налогового кодекса и по которым акциз на территории РК ранее не был уплачен в соответствии с законодательством РК;

6) осуществляют сборку (комплектацию) подакцизных товаров, предусмотренных подпунктом 6 части первой статьи 462 Налогового кодекса.

Также, в соответствии с пунктом 2 статьи 461 Налогового кодекса, плательщиками акцизов являются физические лица, импортирующие подакцизные товары с территории государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в целях предпринимательской деятельности.

Пример

ТОО осуществляет розничную реализацию алкогольной продукции на основании лицензии на осуществление деятельности по хранению оптовой и розничной реализации алкогольной продукции. Является ли такое ТОО плательщиком акцизов и обязано ли предоставлять отчетность по акцизам в налоговые органы?

Согласно пункту 1 статьи 461 Налогового кодекса, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную реализацию алкогольной продукции, не являются плательщиками акцизов и не представляют налоговую отчетность по акцизам.

1.2. Подакцизные товары

Статьей 462 Налогового кодекса установлен список подакцизных товаров:

1) все виды спирта;

2) алкогольная продукция;

3) табачные изделия;

4) изделия с нагреваемым табаком, никотиносодержащие жидкости для использования в электронных сигаретах;

5) бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;

6) моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек, объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов:

– автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

– моторные транспортные средства на шасси легкового автомобиля с платформой для грузов и кабиной водителя, отделенной от грузового отсека жесткой стационарной перегородкой, объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров (кроме автомобилей с ручным управлением или адаптером ручного управления, специально предназначенных для инвалидов);

7) сырая нефть, газовый конденсат;

8) спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством РК в качестве лекарственного средства.

Уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности определяет дополнительный перечень импортируемых товаров, которые будут подлежать обложению акцизами по стране происхождения, в порядке, определенном Правительством РК.

В частности, приказом министра экономики и бюджетного планирования РК от 25 июля 2014 года № 208 утвержден дополнительный перечень импортируемых товаров, подлежащих обложению акцизами по стране происхождения:

1) транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением, с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 1 000 кубических сантиметров;

2) транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания с искровым зажиганием и с возвратно-поступательным движением, с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1 000 кубических сантиметров, но не более 1 500 кубических сантиметров.

Пример

ТОО «Айлин» при реализации мазута составляет сопроводительные накладные на нефтепродукты (СНН).

Является ли в данном случае мазут подакцизным товаром?

Согласно статье 462 Налогового кодекса, мазут не является подакцизным товаром. Однако Законом РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» от 20 июля 2011 года № 463-IV (далее – Закон) утвержден порядок регулирования общественных отношений, возникающих в процессе производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов: бензина, авиационного и дизельного топлива, мазута. В частности, в Законе установлены требования по подаче уведомления о начале деятельности, связанной с оптовыми и розничными поставками мазута, по осуществлению реализации мазута с обязательным перемещением через контрольные приборы учета; по обязательному оформлению СНН, а также по обязательному представлению декларации по обороту нефтепродуктов.

1.3. Ставки акцизов

Ставки акцизов устанавливаются в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении. На все виды спирта и виноматериал ставки акциза дифференцируются в зависимости от целей дальнейшего использования спирта и виноматериала.

Ставки на подакцизные товары установлены статьей 463 Налогового кодекса в следующих размерах:

Пример

Компания – производитель алкогольной продукции реализует 100 бутылок водки емкостью 0,5 литра при крепости 40 градусов.

Как рассчитать стоимость акциза за одну бутылку водки объемом 0,5 литра при крепости 40 градусов?

Статьей 463 Налогового кодекса установлен акциз на алкогольную продукцию (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала, пива и пивного напитка) в размере 2 550 тенге на литр 100%-ного спирта.

Сумма акциза на одну бутылку водки крепостью 40 градусов объемом 0,5 литра составит:

2 550 × 40 % × 0,5 = 510 тенге.

100 × 510 = 510 000 тенге.

1.4. Объекты налогообложения акцизом

Согласно пункту 1 статьи 464 Налогового кодекса, объектом обложения акцизом являются:

1) следующие операции, осуществляемые плательщиком акциза, с произведенными, и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами:

– реализация подакцизных товаров;

– передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

– передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

– взнос в уставный капитал;

– использование подакцизных товаров при натуральной оплате, кроме случаев передачи подакцизных товаров в натуральной форме в счет уплаты налога на добычу полезных ископаемых, рентного налога на экспорт;

– отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая производителем своим структурным подразделениям;

– использование производителем произведенных, и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд и для собственного производства подакцизных товаров;

– перемещение подакцизных товаров, осуществляемое производителем с указанного в лицензии адреса производства;

2) оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

3) розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

4) реализация имущественной массы, конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государства подакцизных товаров;

5) порча, утрата подакцизных товаров;

6) импорт подакцизных товаров на территорию РК.

Порча, утрата акцизных марок, учетно-контрольных марок рассматривается как реализация подакцизных товаров.

Пример

Компания реализует талоны на бензин. Является ли реализация талонов на бензин объектом обложения акцизом?

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 464 Налогового кодекса, объектом обложения акцизом являются оптовая и розничная реализация бензина. Под реализацией понимается отгрузка и (или) передача товаров либо иного имущества, выполнение работ, оказание услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, передача имущества по договору лизинга, а также передача заложенных товаров залогодержателю при неисполнении должником обеспеченного залогом обязательства.

Таким образом, передача талонов на бензин не является объектом обложения акцизом.

1.5. Объекты, освобожденные от акциза

В соответствии с пунктом 3 статьи 464 Налогового кодекса, освобождаются от обложения акцизом:

1) экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным статьей 471 Налогового кодекса;

2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отпускаемый:

– для производства лекарственных средств и медицинских изделий при наличии лицензии на соответствующий вид деятельности;

– государственным организациям здравоохранения, уведомившим о начале своей деятельности в установленном порядке;

3) подакцизные товары, указанные в пункте 2 статьи 172 Налогового кодекса, подлежащие перемаркировке учетно-контрольными или акцизными марками нового образца, если по указанным товарам акциз был ранее уплачен;

4) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), зарегистрированная в соответствии с законодательством РК в качестве лекарственного средства.

1.6. Подтверждение экспорта для освобождения от акциза

Статьей 471 Налогового кодекса утверждены документы, подтверждающие экспорт подакцизных товаров:

1) договор (контракт) на поставку экспортируемых подакцизных товаров;

2) декларация на товары или ее копия, заверенная таможенным органом, с отметкой таможенного органа, осуществившего выпуск подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта.

В случае вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов либо с применением процедуры неполного периодического декларирования подтверждением экспорта служит полная декларация на товары с отметкой таможенного органа, производившего таможенное декларирование;

3) копии товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа, расположенного в пункте пропуска на таможенной границе ЕАЭС.

В случае вывоза подакцизных товаров в таможенной процедуре экспорта по системе магистральных трубопроводов вместо копий товаросопроводительных документов представляется акт приема-сдачи товаров;

4) платежные документы и выписка банка, которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров на банковские счета налогоплательщика в РК, открытые в соответствии с законодательством РК.

При экспорте подакцизных товаров в государства – участники Содружества Независимых Государств (за исключением государств – членов ЕАЭС), с которыми РК заключены международные договоры, предусматривающие освобождение от акциза экспорта подакцизных товаров, дополнительным документом, подтверждающим экспорт подакцизных товаров, является декларация на товары, оформленная в стране импорта подакцизных товаров, вывезенных с таможенной территории РК в таможенной процедуре экспорта.

При экспорте подакцизных товаров на территорию государства – члена ЕАЭС для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов, в соответствии с пунктом 3 статьи 464 Налогового кодекса, налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту нахождения одновременно с декларацией по акцизу (далее – Декларация) документы, предусмотренные статьей 447 Налогового кодекса, за исключением документов, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 447 Налогового кодекса.

При этом налогоплательщик вправе представить указанные документы, за исключением Декларации, в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты совершения операции.

Декларация на товары в виде электронного документа, по которой в информационных системах налоговых органов имеется уведомление таможенных органов о фактическом вывозе товаров, также является документом, подтверждающим экспорт подакцизных товаров. При наличии декларации на товары в виде электронного документа представление документов, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 471 Налогового кодекса, не требуется.

В случае неподтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт, в соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 471 Налогового кодекса, такая реализация подлежит обложению акцизом.

В случае подтверждения реализации подакцизных товаров на экспорт по истечении сроков, установленных пунктом 3 статьи 471 Налогового кодекса, уплаченные в соответствии с пунктом 5 статьи 471 Налогового кодекса суммы акцизов подлежат зачету и возврату в соответствии со статьями 101 и 102 Налогового кодекса.

При этом уплаченная сумма пеней, начисленная в связи с неподтверждением реализации подакцизных товаров на экспорт на территорию государства – члена ЕАЭС, возврату не подлежит.

1.7. Дата совершения операции

По общему правилу на основании пункта 1 статьи 465 Налогового кодекса во всех случаях датой совершения операции является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров получателю.

Однако пунктами 2–7 настоящей статьи установлены исключительные случаи, когда дата совершения операции определяется согласно нормам указанных пунктов:

– в случае реализации производителем произведенных им подакцизных товаров через сеть своих структурных подразделений датой совершения операции является день отгрузки товаров структурным подразделениям юридического лица;

– при передаче подакцизных товаров, являющихся давальческим сырьем, датой совершения операции является день передачи указанных товаров подрядчику (переработчику).

При изготовлении подакцизных товаров, указанных в подпункте 5 статьи 462 Налогового кодекса, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, датой совершения операции является день передачи изготовленных подакцизных товаров заказчику, указанный в документе, оформленном в соответствии с законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Под передачей изготовленных подакцизных товаров заказчику понимается фактическая отгрузка подакцизных товаров в натуральном выражении путем налива в автомобильные и (или) железнодорожные цистерны либо прокачки по трубопроводу в резервуар или заправочную станцию поставщика нефти, принадлежащие ему на праве собственности или иных законных основаниях, подтвержденная актами приема-передачи.

Срок переработки давальческого сырья, являющегося подакцизным, вывезенного с территории РК на территорию государства – члена ЕАЭС, а также ввезенного на территорию РК с территории государств – членов ЕАЭС, определяется согласно условиям договора (контракта) на переработку давальческого сырья и не может превышать два года с даты принятия на учет и (или) отгрузки давальческого сырья.

В случае превышения установленного срока переработки давальческого сырья объектом обложения акцизом является предполагаемый объем продукта переработки в соответствии с условиями договора (контракта) по ставкам, утвержденным Правительством РК.

В случае осуществления ввоза (вывоза) давальческого сырья на переработку налогоплательщиком РК представляется обязательство о вывозе (ввозе) продуктов переработки, а также его исполнение в порядке, по форме и в сроки, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

При использовании подакцизных товаров для собственных производственных нужд и собственного производства подакцизных товаров датой совершения операции является день передачи указанных товаров для такого использования.

При перемещении подакцизных товаров, осуществляемом производителем с адреса производства, датой совершения операции является день перемещения подакцизных товаров с указанного в лицензии адреса производства.

В случае порчи подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день составления акта о списании испорченных подакцизных товаров, акта о списании и уничтожении акцизных марок, учетно-контрольных марок или день принятия решения об их дальнейшем использовании в производственном процессе.

В случае утраты подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок датой совершения операции является день, когда произошла утрата подакцизных товаров, акцизных марок, учетно-контрольных марок.

При импорте подакцизных товаров на территорию РК с территории другого государства – члена ЕАЭС датой совершения операции является дата принятия налогоплательщиком на учет импортированных подакцизных товаров.

Пример

В ходе инвентаризации на складе производителя алкогольной продукции была обнаружена недостача подакцизного товара. Какой будет дата совершения оборота операций по утрате?

Согласно пункту 6 статьи 465 Налогового кодекса, в случае утраты подакцизных товаров датой совершения операции является день, когда произошла утрата подакцизных товаров. Однако в ходе осуществления хозяйственной деятельности не всегда можно .

Читайте также: