Уменьшая дефицит платежного баланса государство может снизить импортные таможенные пошлины
Опубликовано: 29.04.2024
15.3. официальные валютные резервы центрального банка. влияние макроэкономической политики на состояние платежного баланса. дефицит и кризис платежного баланса
Необходимость такого взаимоурегулирования исчезает, если Центральные Банки стремятся предотвратить свободные колебания валютного курса и оказывают воздействие на него, покупая и продавая иностранную валюту из официальных валютных резервов. Официальные валютные резервы, как правило, включают золото, иностранную валюту, кредитную долю страны в МВФ плюс специальные права заимствования (SDR) и так далее. Дефицит платежного баланса может быть профинансирован за счет сокращения официальных резервов Центрального Банка. Поскольку в данном случае предложение иностранной валюты на внутреннем рынке увеличивается, то данная операция является экспортоподобной и учитывается в кредите со знаком "плюс" (хотя запасы иностранной валюты в Центральном Банке страны снижаются). При этом предложение национальной валюты на внутреннем рынке относительно уменьшается, а ее обменный курс относительно повышается, что оказывает на национальную экономику сдерживающее воздействие.
Наоборот, активное сальдо платежного баланса сопровождается ростом официальных валютных резервов в Центральном Банке. Это отражается в дебете со знаком "минус", так как данная операция уменьшает предложение иностранной валюты на внутреннем рынке и является импортоподобной. При этом предложение национальной валюты на внутреннем рынке относительно увеличивается, а ее обменный курс относительно снижается, что оказывает на экономику стимулирующее воздействие.
Такие покупки и продажи Центральным Банком иностранной валюты называются операциями с официальными резервами, которые не тождественны его операциям на открытом рынке. Операции с валютными резервами, как правило, используются Центральными Банками для поддержания режима фиксированного валютного курса или "управляемого плавания". В итоге операций с официальными резервами сумма сальдо текущего счета, финансового счета и изменения величины официальных резервов в нейтральном представлении платежного баланса должна составить ноль:
CAB + СА + AOR = О,
где CAB сальдо текущего счета,
СА сальдо финансового счета, AOR изменение величины резервов ЦБ.
Оценки актива или дефицита платежного баланса в аналитическом представлении не могут быть однозначными. Их желательность или нежелательность зависят от вызвавших их причин и устойчивости. Дефицит (или положительное сальдо) платежного баланса могут быть реакцией на возрастание (или сокращение) иностранного спроса на валюту данной страны для использования ее в качестве резервных активов. Общим правилом является следующее: в условиях нормально растущей экономики и расширения внешнеэкономических отношений страна, чья валюта используется в качестве средства международных расчетов, должна иметь дефицит баланса текущих операций. Так как большая часть мировых денег имеет форму банковских депозитов или казначейских векселей в ключевой валюте, растущий спрос на мировые деньги со стороны всех других стран порождает дефицит международных расчетов ключевой валюты. В этом случае дефицит платежного баланса может быть вполне нормальным явлением, а не признаком слабости национальной валюты, как во всех других случаях. Страна ключевой валюты действует, по существу, как обычный банк, который всегда имеет больше денежных обязательств, чем резервных активов. Такой дефицит платежного баланса нередко называют "дефицит без слез", так как страна ключевой валюты может позволить себе в течение известного времени не проводить макроэкономической корректировки.
Если же страна не является мировым финансовым центром, то, поскольку официальные резервы любой страны ограничены, постольку устойчивые и длительные дефициты платежных балансов со временем приводят к их истощению. В этом случае проводится корректировка платежного баланса, связанная со сложной макроэкономической перестройкой: страна может сократить свои расходы за границей или увеличить доходы от своего экспорта путем использования различных внешнеторговых ограничений или корректировки обменного курса валюты.
В ходе таких корректировок возможно снижение уровня жизни населения в результате повышения общего уровня цен, обесце-
нивания национальной валюты (и сбережений в этой валюте), сокращения занятости в отдельных отраслях экономики и т.д. Поэтому корректирующие меры макроэкономической политики являются малопопулярными и нередко откладываются.
Кризис платежного баланса (длительно существующий накопленный дефицит платежного баланса) нередко возникает в результате того, что страна длительное время откладывала урегулирование дефицита по текущим операциям и истощила свои официальные валютные резервы. Возможности кредитования за рубежом исчерпаны, так как нарушен график обслуживания внешнего долга и страна не в состоянии его погасить1. Макроэкономическая корректировка является единственным способом преодоления кризиса платежного баланса и кризиса внешней задолженности.
Фактором усугубления кризиса платежного баланса является недоверие экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка. Ожидания обесценивания национальной валюты стимулируют спекулятивный спрос на иностранную валюту. Эта ситуация характерна для многих переходных экономик, в том числе и для России. Любая информация об ухудшении состояния государственного бюджета, о снижении цен на нефть или на другие экспортные ресурсы снижает доверие к политике правительства и повышает спрос на иностранную валюту (в обмен на национальную). Это значительно затрудняет действия Центрального Банка по защите национальной валюты от обесценивания, так как его официальных валютных резервов может оказаться недостаточно для одновременного финансирования дефицита платежного баланса и удовлетворения растущего спекулятивного спроса на иностранную валюту. Поэтому правительство нередко прибегают к ограничениям таких спекулятивных операций. В этом случае возникает "черный рынок" валюты, а проблема недоверия к политике государства не снимается.
1 Подробнее об управлении задолженностью см. гл. 17 "Бюджетный дефицит и управление государственным долгом", а также Приложение 1.
2 Подробнее об этом см. гл. 12 "Выбор моделей макроэкономической политики".
Корректировка обменного курса валюты является, по существу, единственным способом выхода из этой ситуации. Однако установление более реалистичного валютного курса на практике достаточно трудно осуществить, так как это зависит от ожиданий экономических агентов и их оценок политики правительства. Поскольку обратное воздействие макроэкономической политики на экономические ожидания является труднопрогнозируемым2,
Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. Гл. 16, 19.
Система национальных счетов — инструмент макроэкономического анализа / Под ред. Ю.Н. Иванова. Гл. 9.
Хеше П. Экономический образ мышления. Гл. 21.
Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасе-вич Л. С. Макроэкономика. Гл. 12.
Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов влияет на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях глобализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат: 1) официальные золото-валютные резервы; 2) национальный доход, перераспределяемый через государственный бюджет; 3) непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов, кредитора, гаранта, заемщика; 4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
При регулировании платежного баланса возникает проблема: какие страны (имеющие активное сальдо или дефицит) должны принимать меры по его выравниванию. Рассуждения теоретиков и требования практиков по этому вопросу различны. Обычно под давлением внутренних и внешних факторов проблема выравнивания платежного баланса наиболее остро встает перед странами, имеющими дефицит. Страны с активным балансом международных расчетов призывают их «навести порядок в собственном доме»: ограничить инфляцию, проводить дефляционную политику, стимулировать экспорт, сдерживать импорт товаров и т.д. Такие требования после второй мировой войны США предъявляли странам Западной Европы, имевшим хронический дефицит платежного баланса. В 60-х и первой половине 80-х годов положение изменилось; страны Западной Европы, прежде всего ЕС, выступали с аналогичными призывами к США. Страны с дефицитом платежного баланса обычно настаивают, чтобы их партнеры с активным балансом ослабили таможенные и иные ограничения импорта, расширили вывоз капитала.
Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капиталов.
1. Дефляционная политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.
2. Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и сдерживание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке. Что касается сдерживающего влияния девальвации на импорт, то в условиях интернационализации процесса воспроизводства и развития международной специализации страна зачастую не может резко сократить ввоз товаров. К тому же не все страны проводят успешную политику импортозамещения.
Удорожая импорт, девальвация может привести к росту издержек производства отечественных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому, хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса. Для получения желаемого эффекта девальвация должна быть достаточной по размеру. Иначе она лишь усиливает спекуляцию на валютных рынках, так как сохраняется возможность повторного пересмотра валютного курса. Например, девальвация фунта стерлингов в ноябре 1967 г. на 14,3% и доллара в декабре 1971 г. на 7,89% не устранила спекулятивное давление на эти валюты. В то же время чрезмерный размер девальвации вызывает цепную реакцию снижения курса других валют, и тогда страна, девальвировавшая свою валюту, лишается конкурентных преимуществ, на которые она рассчитывала. Некоторые страны периодически практикуют множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка, как скрытую девальвацию. Введение режима плавающих курсов не способствовало выравниванию платежных балансов. Прекращение скачкообразных девальваций в известной мере сняло давление спекулятивных капиталов на международные расчеты, однако в условиях плавающих валютных курсов воздействие их рыночного снижения на соотношение цен импортируемых и экспортируемых товаров легко сводится на нет. Поэтому для обеспечения эффективности девальвации многие страны, особенно развивающиеся, вводят дифференцированные пошлины и субсидии на экспорт и импорт.
3. Валютные ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров. Так, в конце 70-х — начале 80-х годов, несмотря на либерализацию текущих операций, примерно 90% стран с конвертируемой валютой применяли ограничения по международному движению капиталов. Страны ЕС отменили их лишь в начале 90-х годов.
4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика, особенно учетная политика и таргетирование денежной массы (установление целевых ориентиров ее ежегодного роста).
5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.
В условиях обострения конкуренции на мировых товарных рынках особое внимание уделяется регулированию экспортного производства путем углубления внутриотраслевой специализации и кооперирования национальных фирм с иностранными. С целью углубления международной специализации государство стимулирует экспортную деятельность мелких и средних фирм. Принимаются меры по повышению роли экспорта сельскохозяйственной продукции, которая рассматривается как «зеленая нефть». Поощряется расширение сбыта машин и оборудования. Государство усиленно ориентирует предприятия на внешние рынки, создавая для них преимущества и переводя ресурсы в экспортное производство из отраслей, производящих продукцию на внутренний рынок. Государственное регулирование экспорта распространяется на все стадии движения товара от изучения иностранного рынка и до послепродажного обслуживания за рубежом.
Методы стимулирования экспорта применяются все более комплексно. Они включают валютные, кредитные, финансовые, организационные формы поддержки экспортеров, в том числе рекламу, информацию, подготовку кадров. Вывоз капитала издавна используется для поощрения экспорта товаров. При пассивном платежном балансе регулирование импорта осуществляется путем его сокращения и развития национального производства товаров в целях замещения импорта. Практикуются нетарифные ограничения, а также соглашения с контрагентами о добровольном ограничении их экспорта (например, США с Японией, Испанией, Мексикой, Бразилией в 80-х годах).
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
• ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
• прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
• содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
• расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
• регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
Государство принимает также меры по сдерживанию «бегства» капитала. В их числе: экономическая и политическая стабилизация в стране, повышение доверия к правительству и национальной валюте, укрепление государственности, обеспечение национальной безопасности, борьба с коррупцией и «теневой» экономикой. Важным методом пресечения «бегства» капитала является эффективный государственный контроль за международным движением капитала, в том числе ограничение размера вывоза его и требование своевременной репатриации дивидендов и процентов.
В мировой практике сдерживания «бегства» капитала применяется сочетание законодательных норм с мерами административного и финансового контроля за операциями с денежным капиталом и за инвестициями за рубежом. Банки осуществляют контроль и информируют государственные органы о подозрительных переводах наличных денег на банковские счета за рубежом, за авансовыми платежами по фиктивным внешнеэкономическим контрактам. Создание единой цепочки субъектов экспортной сделки (экспортер — таможня — банк), контрольно-учетного механизма, унификация форм отчетности (в частности о проверке экспортных грузов и их прибытия) способствует ограничению масштабов «бегства» капитала. Одним из средств сдерживания отлива капитала является эффективный валютный и экспортный контроль. При этом залогом успеха является межведомственное разграничение функций, полномочий и ответственности контролирующих органов. Важный фактор сдерживания «бегства» капитала — международное сотрудничество, соглашения со странами, где оседают «беглые» капиталы, о совместных мерах в области валютного и экспортного контроля. Иногда применяется избирательная амнистия для «беглого» капитала в целях стимулирования его репатриации.
При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов.
Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров, «бегства» капитала др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.
ТНК и их роль.
Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на активы зарубежом которой приходится около 25-30 % их общего объёма и имеющая филиалы в двух и более странах. [1]
Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Принимающие страны — страны, в которых размещена собственность ТНК.
Орден Тамплиеров, основанный в 1118 году, возможно, был первым транснациональным финансовым учреждением, когда в1135 году начал заниматься банковским делом. Первой транснациональной компанией была Британская Ост-Индская компания, основанная в 1600 году. Голландская Ост-Индская компания, основанная двумя годами позднее, была первой акционерной компанией и самой крупной из ранних международных компаний. [2] Кроме того, она, вероятно, была первой в миремегакорпорацией, обладая квази-государственными полномочиями, в том числе имея возможность вести войну, участвовать в политических спорах, чеканить монету, а также создавать колонии. [3]
ТНК часто делятся на три больших группы:
§ Горизонтально интегрированные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, производящих одинаковые или подобные товары.
§ Вертикально интегрированные ТНК — управляют подразделениями в определённой стране, которые производят товары, поставляемые в их подразделения в других странах.
§ Раздельные ТНК — управляют подразделениями, расположенными в различных странах, которые вертикально или горизонтально не объединены.
Дефицитом платежного баланса называют показатель, отражающий ситуацию, где совокупный чистый приток в государство иностранных валютных средств на текущие счета и счета движения капиталов является отрицательным. Как правило, это происходит, когда поступление импорта превалирует над экспортом товаров из страны. Кроме того, эта ситуация складывается при негативной динамике валютных операций, когда национальный валютный курс падает.
Дефицит платежного баланса и способы его покрытия
Итак. Дефицит в данном случае может быть устранен при использовании следующих методов:
- Создание выгодных условий с помощью увеличения притока капиталов через привлечение прямых и портфельных инвестиций.
- Снижение официальных резервов. Официальные резервы возрастают с увеличением активного платежного баланса, однако использование валютных запасов имеет ограниченные возможности.
- Привлечение иностранных займов.
- Осуществление контроля над торговыми и финансовыми потоками.
- Недопущение государством неестественного роста курса иностранных валют.
- Активное употребление механизма процентных ставок.
Причины дефицитного баланса
Далее. Перечень причин, вызывающих дефицит платежного баланса:
1. Высокий уровень инфляции и спад производства.
2. Чрезмерные расходы на вооружение.
3. Низкий уровень доверия к государственной валюте. Это приводит к тому, что большинство иностранных инвесторов переводят финансовые средства в другие страны, где они получат более высокий доход.
4. Дискриминация в отношении национальных товаров за пределами страны.
5. Рост в других государствах производительности труда.
Как погасить дефицит платежного баланса страны? Разберемся.
Способы погашения
- Обеспечить необходимый уровень производительности труда на территории государства.
- Стремиться к увеличению продаж за пределами страны.
- Пытаться смягчить проявления дискриминационной политики, реализуемой другими странами в отношении государственной валюты.
- Обратиться за помощью к другим дружественным государствам с просьбой о том, чтобы они взяли на себя некоторую долю расходов, оказали помощь.
- Поддерживать курс, направленный на снижение спроса на зарубежные товары и оказывающий давление на размеры прибылей в отраслях, где возможен только экспорт.
- Возобновить политику протекционизма.
Вариации текущего платежного баланса одного и того же государства могут изменяться, развиваясь параллельно курсу, которым двигается национальная экономика. Погашение дефицитного баланса осуществляется при помощи финансирования. Что это значит? Для погашения дефицита платежного баланса используются следующие способы: текущее (временное) финансирование, резервное финансирование и исключительное финансирование. Подробнее.
Методы временного характера
По-порядку. Методы временного характера по погашению дефицита включают в себя: использование кредитов иностранных государств, введение в страну капиталов, краткосрочные займы по соглашению между национальными банками, реализацию иностранных ценных бумаг и размещение ценных бумаг государства за пределами страны.
Итак. При резервном финансировании для погашения дефицитного баланса государство использует официальные золотовалютные резервы. Зачем? Чтобы привести к равновесию платежный баланс. Финансы резервного фонда выступают в качестве международных высоколиквидных активов государства, находящиеся под контролем ее правительства. Этот резерв в любой момент может быть использован с целью финансирования дефицитного баланса и стабилизации валюты государства.
Резервные фонды
Резервные фонды представляют собой совокупность следующих активов:
- Золото в монетах — золото самой высокой пробы, расположенное в хранилище центрального банка, которое в любой момент может быть реализовано за иностранную валюту на международном рынке. Золотовалютные резервы можно увеличить, если провести монетизацию (покупка в госрезерв добываемого золота и приобретение товарного золота на частном рынке).
- Специальными правами заимствования (СДР) называют выпускаемый международным валютным фондом резервный актив, распределяющийся между странами, которые состоят в членстве в соответствии со степенью их участия. Эти финансовые средства используются с целью приобретения валюты других государств, предоставления займов и осуществления выплат. Государства могут реализовывать СДР друг другу. Но этот ресурс представляют собой не более трех процентов резервногомирового запаса и играет он не очень большую роль.
- Резерв в международном валютном фонде — сумма зарезервированной доли страны и той суммы, которую должен МВФ этому государству. Резервный запас составляет 25 % квоты государства в капитале МВФ и может быть выплачен государству назад без каких-либо задержек и условий. Покупка валюты другого государства за национальные деньги в рамках резервной части, которая не определяется как кредит МВФ, приведет к повышению резервных активов государства.
- Валютные активы — как правило, это наиболее представительная доля международных активов. Она состоит из требований в иностранной валюте к нерезидентам, а также ценных бумаг различного рода, выпущенных частными предприятиями и государственными органами иностранных государств.
- Прочие требования — это все другие требования, обозначенные в иностранной валюте или ценных бумагах, включенные в международные активы центробанка.
Таким образом, дефицит платежного баланса может быть профинансирован за счет того, что сократятся официальные резервы Центрабанка.
Исключительное финансирование
Этот вид финансирования применяют в кризисных условиях (когда имеется отрицательное сальдо платежного баланса, которое невозможно покрыть в текущем году за счет уменьшения резервных активов, так как их объема недостаточно, либо их нельзя использовать для этих целей по закону). Исключительным финансированием называют операции, которые проводит страна, испытывающая проблемы с дефицитом баланса, при согласовании и поддержке ее иностранных партнеров для снижения этого дефицита до того уровня, который в рабочем порядке финансируется обычными средствами.
Основные действия
Все действия в рамках исключительного финансирования проходят по любым статьям платежного баланса. И, как правило, не обособляются отдельной группой. Наиболее часто встречающиеся из них следующие:
- Ситуация, когда долг аннулируется, то есть кредитор добровольно отказывается от части долга или всей суммы, что фиксируется в специальном соглашении между кредитором и должником. В платежный баланс эта операция в качестве капитального трансферта в счете, где отражается движение капитала.
- Замена имеющихся задолженностей акциями, в этом случае, просроченную задолженность и иные долговые обязательства заменяют акциями компаний государства-должника.
- Осуществление займов, получаемых государством от других стран в целях финансирования дефицитного баланса, в том числе кредитов, предоставляемых международным валютным фондом.
- Пересмотр положений имеющегося договора или подписание новых соглашений, которые будет предусматривать реструктуризацию долговых обязательств.
- Просрочки выплат по задолженности - это метод относится к чрезвычайному финансированию баланса, в его рамках страны не выплачивают обозначенные суммы по внешним долговым обязательствам.
- Привлечение средств из-за рубежа другими субъектами национальной экономики, кроме правительственных и финансовых органов.
Заключение
Вы будете перенаправлены на Автор24
Содержание и суть платежного баланса
Любое государство составляет свой платежный баланс. Он необходим для согласования внешних расходов и поступлений в государственную казну. Попытки согласовать и упорядочить эти показатели предпринимались еще в средние века. Но окончательно были разработаны принципы и методы формирования платежного баланса только в период бурного развития капитализма (рыночных отношений), к концу $ХІХ $века. Сам термин был предложен представителем позднего меркантилизма, ученым-экономистом Дж. Стюартом. Первые публикации платежных балансов относятся к началу $20$-х годов $ХХ$ века.
Платежным балансом называется выраженное в денежной форме соотношение количества полученных из-за рубежа платежей и платежей, произведенных за рубеж по всей совокупности внешнеэкономических, внешнеторговых и других международных сделок.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Дефицит платежного баланса 420 руб.
- Реферат Дефицит платежного баланса 270 руб.
- Контрольная работа Дефицит платежного баланса 240 руб.
Согласно рекомендациям Международного валютного фонда, платежный баланс должен отражать и учитывать:
- односторонние сделки, относящиеся к бухгалтерским проводкам;
- операции по купле-продаже золота;
- финансовые переводы;
- сделки, связанные с получением доходов, предоставлением услуг резидентами за рубежом.
Другими словами, платежный баланс отражает статистический учет и количественные характеристики результатов всех внешнеэкономических операций.
Структурные особенности платежного баланса
Исходя из определенных критериев, платежный баланс можно представить в различном наборе структурных компонентов. Если критерием избрать направление движения средств, то в платежном балансе выделяют приходную часть – кредит и расходную – дебет. Кредит означает приток валюты в страну. А дебет показывает величину оттока валюты в ходе финансовых сделок.
Но для более детального анализа и получения более достоверной картины в платежном балансе выделяют три раздела, отражающие характер проводимых операций: текущий баланс, баланс движения капиталов, компенсационные сделки.
Текущий баланс отражает все текущие движения финансов, которые происходят в связи с сотрудничеством с иностранными партнерами отдельной страны. Баланс движения капиталов содержит информацию о сделках, связанных с международным перемещением капиталов как на государственном, так и на частном уровнях.
К компенсационным или балансирующим сделкам относят экономические соглашения, касающиеся движения золотовалютных резервов страны. Сюда же относятся безвозмездные перечисления, взносы, изменения резервной позиции государства в вопросах финансово-кредитных организаций за границей.
Сущность и причины дефицита платежного баланса
Результатом сопоставления приходных и расходных статей платежного баланса является финансовый результат. Его еще называют «сальдо платежного баланса». Если его показатели положительные (знак «+»), то речь идет о профиците платежного баланса. Это означает, что в страну поступает иностранная валюта. Она стимулирует спрос на национальную валюту и ее укрепление.
В случае, если получается отрицательный результат сальдо, то мы имеем дело с дефицитом платежного баланса. Он приводи к дополнительному спросу на иностранные валюты на внутреннем рынке страны. Курс национальной валюты при этом снижается (падение курса).
Дефицит платежного баланса – статистический показатель, который является показателем отставания суммарных чистых поступлений валюты и объема движения капиталов в страну от общего объема выплат и движения капиталов из страны.
Эта ситуация возможна, если объемы импорта превышают объемы экспорта (снижение экспорта). Второй причиной может стать изменение валютных курсов – снижение курса национальной валюты. Причинами хронического дефицита платежного баланса могут стать спад производства и высокие темпы инфляции. Вызвать дефицит могут и неоправданно высокие военные расходы. Доверие к национальной валюте тоже играет важную роль. При снижении степени этого доверия иностранные инвесторы стремятся перевести деньги в другие страны, с более выгодными условиями.
Если национальные товары подвергаются за рубежом дискриминации. Это приводит к снижению экспорта и вызывает так же дефицит платежного баланса. Если производительность труда в других странах растет быстрее, то себестоимость их продукции снижается, конкурентоспособность товаров повышается. Это снова приводит к превышению импорта над экспортом и возникновению дефицита баланса.
Способы преодоления дефицита платежного баланса
Если образовался дефицит платежного баланса, то такая ситуация требует вмешательства со стороны регулирующих органов. Такое вмешательство носит название лечения. С целью лечения хронического дефицита платежного баланса применяют следующие способы:
- меры по повышению производительности труда в стране;
- улучшение маркетинговой политики за рубежом;
- межгосударственные соглашения по смягчению дискриминационной политики в отношении национальных товаров и национальной валюты;
- обращение за помощью к ведущим государствам мира и международным кредитно-финансовым организациям;
- проведение политики, направленной на сокращение потребления импортных товаров (снижение спроса на импорт);
- повышение конкурентоспособности экспортной продукции и увеличение объемов экспорта;
- восстановление протекционизма.
В первую очередь проблемами преодоления дефицита должны заниматься министерство финансов и центральный банк страны. Правительство должно разработать комплексную и сбалансированную программу по преодолению дефицита платежного баланса. Только на правительственном уровне можно решить вопросы о межгосударственных договорах и оказании иностранной и международной помощи (в том числе – от Международного валютного фонда). Правительство же решает вопросы о реструктуризации внешнего долга, как средстве снижения и преодоления дефицита.
Устранить дефицит помогут и следующие мероприятия:
- создание выгодных условий для притока иностранного капитала (иностранных инвестиций);
- использование официальных резервов государства;
- привлечение иностранных займов и использование процентных ставок;
- установление прямого государственного контроля за финансовыми потоками;
- валютное регулирование (недопущение искусственного роста курсов иностранных валют).
2015-06-26
1772
Первыми экономистами, которые увидели прямую связь между благосостоянием страны и ее внешнеэкономическими стратегиями, были меркантилисты. Они рекомендовали проводить политику активного торгового баланса (тогда международного движения капитала еще не было). Пассивный баланс означал дефицит мировых денег в стране, что снижало возможности покупки иностранных товаров. Активный баланс сулил повышение емкости внутреннего рынка.
С тех пор многое изменилось, в том числе и взгляды на желательное состояние платежного баланса. Теперь благополучие страны связывается именно с равновесием платежного баланса, а не его профицитом. Переориентация воззрений вызвана:
• уходом золота с арены мировых денег;
• обобщением негативных последствий нарушения равновесия платежного баланса.
Последствия дефицита платежного баланса.К краткосрочным эффектам отрицательного сальдо платежного баланса относятся следующие.
1. Лишение стабилизационных валютных резервов.
2. Возрастание склонности к внешним заимствованиям и потребности наращивания государственного внешнего долга.
3. Ослабление курса национальной валюты.
4. Рост инфляции, угрожающие размеры которой могут вызвать «бегство» капитала и сокращение источников инвестиционного роста.
Укрепление движущих сил импорта капитала: он начинает получать поддержку принимающей стороны, так как с его помощью правительство страны надеется решать проблемы экономического роста. В свою очередь иностранный капитал активизируется. Обменный курс дает ему возможность получать на свою национальную валюту больше активов.
6. Большая востребованность внешнеэкономической протекционистской политики, стимулирующей товарный экспорт и сжимающей импорт товаров.
Нарастание угроз дефицита платежного баланса предрасполагает к мерам, гасящим такую тенденцию. Ограничение импорта и стимулирование экспорта - апробированные историей меры, которые всегда применяются в таких случаях. Современные правительства осознают, что в долгосрочном периоде ограничение товарного импорта ведет к сокращению объемов внешней торговли и тем самым к потерям для страны. Но краткосрочные потери от снижения валютного курса оказываются значительно опаснее. Как говорят немцы, когда на двор залетает орел, о мухах никто не думает.
Последствия профицита платежного баланса.Краткосрочные эффекты, сопутствующие положительному сальдо платежного баланса, заключаются в следующем.
1. Невостребованность резерва валюты, так как предложение иностранной валюты превышает спрос на нее.
2. Снижение курса иностранной валюты и соответственно укрепление курса национальной.
3. Пополнение стабилизационного валютного фонда. Центральный банк, воспользовавшись относительной дешевизной иностранной валюты и снижающейся потребностью страны в ее использовании, закупает ее, умножая резервы страны.
4. Активизирование мотивов вывоза капитала. Он стремится на зарубежные рынки, где обменный курс позволит получить более ценные активы, чем у себя в стране.
5. Угнетение экспорта товаров, поскольку при растущей национальной валюте выручка экспортеров сокращается. Иностранцы, приезжающие в страну, также уменьшат свой спрос на товары отечественного рынка, так как они для них станут дороже.
Меркантилисты рекомендовали придерживаться активного платежного баланса (его профицита), когда мировые деньги мало менялись в цене. Избыток золота не обесценивался, он превращался в сокровища. Сейчас ситуация иная. Следование рекомендациям меркантилистов в современных условиях сопряжено с разрастанием экономических потерь.
Ключевые валюты или имеют плавающий курс, или находятся в состоянии ограниченного (регулируемого) плавания. Теперь неиспользованный избыток валюты обесценивается. Потерь оказывается еще больше, поскольку страна пытается компенсировать проигрыши от обесценения валюты увеличением ее резерва. Потенциал развития страны снижается. Еще более серьезны потери, связанные с угнетением товарного экспорта и активизацией вывоза капитала. Оба эти процесса препятствуют росту ВВП и представляют особую угрозу, которой опасаются правительства стран с растущей национальной валютой.
Опасность резких скачков сальдо платежного баланса.Любые отклонения от равновесия баланса сопряжены с национальными потерями. Они наиболее ощутимы, когда разрастаются сверхбыстро. В этом случае неравновесие платежного баланса происходит внезапно, резкими скачками
потенциал и углубит депрессию, сделав ее продолжительной.
В такие периоды правительства, желая ослабить дефицит иностранной валюты, прибегают к самым большим внешним заимствованиям. Внешний долг, ослабив диспропорции, сокращает потенциал будущего развития, так как именно тогда настанет время его оплачивать.
Скачок дефицита платежного баланса создает шквал экономической нестабильности. Быстродействующие средства гасящие такой дефицит, сокращают емкость внутреннего рынка
Резкий скачок положительного сальдо платежного баланса происходит не столь часто. Обычно положительное сальдо характерно для сильных экономик с сильной валютой. Такие страны обладают достаточными средствами для нейтрализации подобной ситуации. Их центральный банк покупает иностранную валюту в целях повышения ее валютного курса и соответственно обесценения собственной денежной единицы.
Резкие скачки положительного сальдо платежного баланса могут вызвать обвал национальной валюты у иностранного государства, выступающего как торговый партнер страны. Это может произойти, когда в страну партнера направится большая доля экспорта. Глобализация ведет к усилению угроз обвалов национальных валют у слабых экономик и соответственно создает угрозы скачков положительного сальдо платежного баланса у тех экономик, которые с ними торгуют.
С глобализацией связывается высокая мобильность спекулятивного финансового капитала. Он со своим приходом на чужой рынок стремительно вливает в страну массированные потоки иностранной валюты. Курс национальной валюты в этом случае может быстро подняться. (Правда, он столь же стремительно будет падать, когда спекулятивные операции международного финансового капитала поменяют национальную арену своих действий.)
Резкое повышение положительного сальдо платежного баланса снижает выгоды работать на национальном рынке. Страна рискует довольно быстро потерять потенциал экономического роста.
Следует обратить внимание, что при любом виде неравновесия платежного баланса нарастает активность валютных спекуляций. Ажиотажные валютные спекуляции ведут к нарастанию неуправляемости экономики.
Любые отклонения от равновесия платежного баланса приводят к экономическим потерям.
Читайте также: