Уголовная политика в сфере налогообложения

Опубликовано: 19.09.2024



46. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения.

Особенности совершения отдельных противоправных деяний в налоговой сфере, размеры и характер нанесенного посредством их ущерба обусловили необходимость отнесения их к группе наиболее опасных противоправных посягательств – преступлений. В отношении указанной категории деяний был введен специальный термин «налоговое преступление».
Налоговое преступление – это совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикционной принадлежности которой оно отнесено.
В уголовном законодательстве России в настоящее время криминализовано три вида налоговых преступлений:
– уклонение от уплаты налоговых платежей (ст. 194, 198 и 199 УК);
– нарушение обязанностей по удержанию и перечислению налоговых платежей (ст. 199.1 УК);
– воспрепятствование принудительному взысканию налоговых платежей (ст. 199.2 УК).
Состав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. Уголовной ответственности за совершение налогового преступления подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Если несовершеннолетний достиг предусмотренного возраста, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.
Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии:
– невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства;
– временного психического расстройства;
– слабоумия;
– иного болезненного состояния психики.
Формы вины при совершении налогового преступления. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.
Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение данных последствий.
Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.
Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.
Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.
Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам:
– в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости;
– в результате физического принуждения, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием);
– лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Виды налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство РФ придерживается позиции отнесения налоговых преступлений к группе экономических преступлений. В действующем УК налоговые преступления рассматриваются в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. 8 «Преступления в сфере экономики».
В тексте УК содержатся пять статей, посвященных налоговым преступлениям:
– ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;
– ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и (или) сбора с физического лица»;
– ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или сборов с организации»;
– ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
– ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».


Рубрика: Финансовое право

Дата публикации: 19.02.2020

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Ю. А. Налоговые преступления: уголовно-правовой и криминологический аспект / Ю. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 3 (17). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/158/4928/ (дата обращения: 19.05.2021).

В данной статье рассматривается понятие налоговых преступлений и их место в системе норм уголовного права, мотивы совершения налоговых преступлений, криминологическая характеристика налоговых преступлений и основные направления их предупреждений.

Ключевые слова: уплата налогов, налоговые преступления, система налоговых преступлений, профилактика совершения налоговых преступлений.

В современной социальной системе решение проблемы выявления преступлений в сфере налогообложения и противодействия этим действиям со стороны налоговой службы и правоохранительных органов, безусловно, является актуальной стратегической целью, предопределяющей экономическую и правовую стабильность государства.

Экономико-криминологический анализ динамики и характера нарушений и преступлений, зафиксированных в Российской Федерации в последние годы в области налогообложения граждан и организаций, показал снижение открытой предпринимательской активности и рост теневой экономической активности.

Поскольку в уголовном законодательстве РФ понятие налогового преступления отсутствует, правильность выбора того или иного подхода к определению понятия налоговых преступлений во многом определяет эффективность контроля над этим явлением со стороны общества и государства, а также формирование правоохранительными и судебными органами эффективной стратегии для борьбы с этими деликтами.

По мнению Середа М. И. налоговые преступления — это деяния, совершенные в рамках хозяйственной деятельности субъекта и посягающие на финансовые интересы государства в части составления бюджета от сбора налогов с физических и юридических лиц [3, с. 54].

По мнению законодателя, не любое уклонение от уплаты налогов должно быть криминализировано, а только такое, которое наносит существенный ущерб системе государственного бюджета. С этой точки зрения проявлением достаточно высокой степени социальной опасности данного деликта является конкретная денежная сумма, выраженная в рублях, неполучение которой в бюджетной системе Российской Федерации влечет за собой серьезные негативные последствия для государства.

В настоящее время Уголовный Кодекс РФ содержит четыре состава налоговых преступлений — это уклонение от уплаты налогов и сборов с физических лиц (ст. 198 УК РФ), уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций (ст. 199 УК РФ), неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ), сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ). Преступное поведение в этих случаях непосредственно связано с невыполнением обязанности физического лица или организации по уплате того или иного налога в бюджет или в государственный внебюджетный фонд.

Понятие «налоговое преступление» гораздо уже, чем понятие «преступление в сфере налогообложения». Последнее относится к деяниям, ответственность за совершение которых установлена статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации и объектом посягательств (первичных или вторичных) которых являются общественные отношения в сфере налогообложения [2, 64 с.].

Налоговое преступление характеризуется исчерпывающим перечнем его признаков: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.

Основными мотивами совершения налоговых преступлений в соответствии с теоретическими взглядами и в соответствии с логикой причин и мыслей, побуждающих к совершению преступных действий, являются:

– незаконное обогащение налогоплательщика путем сокрытия налоговых платежей в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды;

– получение предпринимателем дополнительного незаконного потенциала для конкурентоспособности на рынке путем демпинга цен на производимую продукцию (услуги);

– незаконные акты коррупции со стороны сотрудников налоговых и правоохранительных органов, которые проявляются в запугивании и побуждении предпринимателей к неисполнению обязанности по полному погашению налоговых платежей с целью незаконного обогащения, что способствует разрушению доверия гражданского общества к государственным органам и, следовательно, подрывает политическую стабильность;

– мошеннические и безоговорочные действия третьих лиц, направленные на введение в заблуждение добросовестных предпринимателей в вопросах получения законных прав на налоговые льготы и использования инструментов и механизмов законного стимулирования для снижения налоговой нагрузки на бизнес, что в конечном итоге наносит экономический ущерб, как предпринимателю, так и государству.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что уголовное и налоговое законодательство нуждается в разработке превентивных мер борьбы с налоговыми преступлениями. Реализация системного и комплексного подхода по предупреждению преступности в налоговой сфере, что должно выражаться в четком разграничении мер:

– мотивация налоговой целостности лиц с налоговыми обязательствами;

– предотвращение налоговых правонарушений;

– приведение уголовного законодательства в полное соответствие с налоговым законодательством и нормами других законодательных актов, призванных регулировать неизбежность криминализации всех виновных лиц с финансовыми обязательствами [1, с. 32].

Профилактические меры в вопросе налоговых преступлений, могли бы осуществляться в следующих формах и направлениях:

  1. Большинство элементов, механизм, форма и содержание налоговых преступлений одинаковы, имея множество совпадающих характеристик. Это обстоятельство при условии эффективного взаимодействия правоохранительных и налоговых органов в постоянном мониторинге выполнение налогоплательщиками своих налоговых обязанностей, позволяет нейтрализовать формирование стандартных механизмов совершение налоговых преступлений в деятельности большого числа налогоплательщики.
  2. Необходимо использовать как можно чаще и эффективнее правовые возможности и полномочия, предоставленные органам внутренних дел и следственным органам, связанные с возможностью участвовать с налоговыми органами в их выездных налоговых проверках (ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации), что поможет в выявлении криминалистических закономерностей движения налогоплательщика к преступному событию, и осуществлении мер профилактического реагирования.
  3. Для того чтобы построить устойчивое понимание неизбежности ответственность за налоговое преступление необходимо за счет СМИ результаты расследования налоговых преступлений доводить до сведений каждого налогоплательщика.
  4. Необходимо через научные, образовательные публикации и СМИ агрессивно влиять на формирование у налогоплательщика правосознания о важности и роли уважения общественных и частных интересов в вопросах налогообложение и функционирования государственной налоговой системы во благо каждого из своих граждан.
  5. На основе обобщения опыта расследования и раскрытия налоговых преступлений необходимо обеспечить инициирование изменений или дополнений к законодательству о налогах и сборах, уголовному и уголовно процессуальному законодательству, направленное на ликвидацию пробелов или недостатков, обнаруженных в ходе расследования.

Следует отметить, что общественная опасность налоговых преступлений обусловлена постоянно растущей ролью налогов в государственной экономике, а также важностью общественных отношений, охраняемых здесь уголовным законодательством, характером, масштабом причиненного вреда, особенность самого социально опасного деяния и особенности его объекта и субъекта. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в преднамеренном невыполнении конституционного обязательства каждого по уплате законно установленных налогов и сборов.

Все это препятствует запланированному поступлению средств в бюджет страны, и тем самым, нормальному функционированию системы государственного хозяйства. Неполучение налоговых платежей бюджетами разных уровней приводит к задержке выплаты заработной платы, пенсий, пособий, прекращению реализации ряда социальных программ, отказу от многих научных исследований и т. д.

  1. Гладких В. И. Уклонение от уплаты налогов: оптимизация или правонарушение? / В. И. Гладких // Налоговая политика и практика. — 2019. — № 11. — С. 32–36.
  2. Зрелов А. П., Краснов М. В. Налоговые преступления. — М.: Статус-кво, 2017. — 192 с.
  3. Середа И. М. Уклонение от уплаты налогов: уголовно-правовые и криминологические аспекты. — Иркутск, 2018. — 211 с.

Круг общественно опасных деяний постоянно изменяется в связи с изменениями, происходящими в экономической системе и политике государства. В советский период государство получало необходимые финансовые средства за счет прямого 'изъятия прибыли предприятий, полностью находящихся в его собственности, и части доходов граждан. Отсюда вытекало и отсутствие в уголовном законодательстве СССР налоговых преступлений. Действующее уголовное законодательство Российской Федерации учитывает изменения, произошедшие в экономике, путем введения понятия налоговых преступлений.

общественной опасностью, т.е. посягательством или угрозой жизненно важным отношениям для государства;

противоправностью, т. е. запрещенным уголовным законом деянием;

виновностью, т.е. отношением лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности;

наказуемостью, т. е. преступлением признается только запрещенное законом под угрозой наказания деяние.

Все эти признаки в совокупности должны быть присущи совершенному деянию, признаваемому налоговым преступлением.

Ответственность за преступления в сфере налогообложения в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрена статьями 198—1992, помещенными в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и <или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы за ведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов пре- -вышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы за ведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199' настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 1991. Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот

тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 1992. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере,—

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Рассмотрим подробнее состав данного вида преступлений. Объектом налоговых преступлений являются посягательства на интересы государства в сфере налогообложения, а именно:

а) недополучение налогов, что влечет сокращение доходной части бюджета;

б) нарушение законов рыночной конкуренции, поскольку не плательщик налогов оказывается в привилегированном положении;

в) нарушение принципа социальной справедливости;

г) противодействие функциям государственного управления экономикой, так как изъятие части дохода в виде налогов оказывает стимулирующее воздействие на экономические процессы.

Объективная сторона состоит из действия (бездействия), негативных налоговых последствий и причинно-следственной связи между ними.

Субъектом налогового преступления является физическое лицо. Это относится к преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов и сборов как физических лиц, так и организаций, а также с неисполнением обязанностей налоговых агентов. Законодательство определяет субъекта — гражданина России, иностранного гражданина и лица без гражданства, достигшего 16-летнего возраста, имеющего облагаемый налогом доход и обязанного представить в налоговые органы налоговую декларацию или иные документы, представление которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Статья 1992 Уголовного кодекса Российской Федерации конкретизирует субъекта данного вида налогового преступления, а именно: собственник денежных средств или имущества; руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, и индивидуальный предприниматель.

Субъективная сторона налогового преступления проявляется только в виде умысла. При совершении данного вида преступлений субъект знает, что его действия неправомерны и повлекут за собой неуплату налога либо неверные исчисления сумм налога или сбора. Совершая умышленное преступление, лицо осознает общественную опасность своих действий, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий, влекущих применение норм уголовного законодательства. Доказывание субъективной стороны налоговых преступлений вызывает наибольшие за-труднения, поскольку суду необходимо доказать, что лицо знало требования законодательства о налогах и сборах, правила заполнения налоговой декларации и внесенные ложные сведения сделаны умышленно, а не в результате ошибки или неправильного понимания нормативных актов.

Оглавление

1. Уголовно-правовая политика РФ по противодействию налоговой преступности……………………………………………………………………. 7

1.1. Понятие, особенности и система налоговых преступлений в законодательстве РФ……………………………………………………………..7

1.2. Криминологическая характеристика налоговой преступности………..18

2. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений………..27

2.1. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица……………………………………………….27

2.2. Уголовно-правовая характеристика уклонения от уплаты налогов и (или) сборов организации……………………………………………………….38

2.3. Уголовно-правовая характеристика неисполнения обязанностей налогового агента………………………………………………………………..43

2.4. Уголовно-правовая характеристика сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов…………48

3. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления……………………………………………….………..…………..56

3.1. Особенности правового механизма возбуждения уголовных дел в отношении лиц, совершающих налоговые преступления…………………….56

3.2. Проблемы несовершенства юридической конструкции составов налоговых преступлений………………………………………………………..62

3.3. Применение особого порядка освобождения от ответственности за налоговые преступления. Роль института деятельного раскаяния в криминализации сфера налогообложения ………………………. …………..66

3.4. Особенности применения норм о преюдиции при привлечении лиц к уголовной ответственности за налоговые преступления……………………..72

Список использованных источников………………………………………..…81

Введение

Развитая экономика является одной из составных частей цивилизованного общества. В свою очередь, государство в пределах своей компетенции и в соответствии с имеющимися возможностями осуществляет регулирование экономических и финансовых процессов. В настоящее время выполнение многих социальных проектов государства финансируется за счет налогов, поступающих от юридических лиц, физических лиц и предпринимателей.

Важность уплаты налогов, как одного из важнейших источников поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации, указана в Конституции Российской Федерации, и входит в перечень конституционных обязанностей граждан (ст.57 Конституции РФ). Без уплаты налогов, бюджеты всех уровней недосчитаются значительной части доходов, таким образом государство не сможет обеспечивать свои социальные обязательства, поддерживать бюджетный сектор, развивать культуру, науку, экономику. Нехватка бюджетных средств может также отразиться на обеспечении правоохранительных органов, армии, что чревато всплеском социальной напряженности и нестабильности в обществе. Неуплата налогов имеет очень большое значение в обеспечении нормальной и стабильной работы государства, жизни общества и простых граждан.

Поэтому преступления, посягающие на порядок налогообложения, имеют высокую общественную опасность, так как угрожают экономической безопасности государства в целом. Подрывая установленный законом порядок налогообложения, налоговые преступления также тесно связаны, а зачастую, совершаются по совокупности с другими преступлениями экономического характера, усиливая ущерб, причиненный экономической сфере государства.

Но этим опасность налоговых преступлений не ограничивается, так как они, как и некоторые иные преступления экономического характера, тесно связаны с проявлениями коррупции и организованной преступностью.

Как утверждают специалисты, преступления против порядка налогообложения являются сопутствующими при осуществлении всех более и менее легальных операций, проводимых организованными преступными группировками[1]. В свою очередь, осуществление данных операций связано с коррупционными действиями – дачей взятки, постепенному сращиванию представителей власти и организованных групп. Все это создает угрозу слияния власти с теневой экономикой, которая является финансовой основой деятельности преступности, вследствие чего возможен захват власти преступными группами, что подрывает устои демократического и правового государства.

Также, экономическая политика государства по снижению зависимости от энергоносителей и диверсификации экономики, повышает роль налогов как основной составляющей доходной части бюджета. В то же время вступление России во Всемирную торговую организацию, и взятые ей обязательства по снижению ставок импортных пошлин, заставляет уделить повышенное внимание налоговой составляющей. Особо важно в связи с этим рассмотреть проблемы, связанные с уклонением от уплаты налогов, с массовым распространением «теневого» бизнеса, а также с наличием многочисленных коллизий и неувязок в законодательстве, регулирующем порядок налогообложения.

Вследствие коллизий и проблем в законодательстве не соблюдается принцип неотвратимости наказания за уклонение от уплаты налогов. Налицо тенденция к уменьшению числа возбужденных дел по налоговым преступлениям, а эффективность судебных решений по ним составляет около 10 %. Поэтому можно констатировать массовое уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов и сборов. Так, например, в результате неисполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов государство ежегодно недополучает 30-40 % бюджетных средств. Все это подчеркивает очень большую актуальность данной темы, в связи с этим вопросам, связанным с наиболее острыми проблемами привлечения к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, посвящена настоящая выпускная квалификационная работа.

Основная цель работы – анализ проблем, возникающих при привлечении к уголовной ответственности за преступления против порядка налогообложения в Российской Федерации на современном этапе.

Достижение этой цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

-рассмотреть уголовно-правовую политику РФ по противодействию налоговой преступности, дать понятие налоговому преступлению и провести криминологическую характеристику налоговой преступности.

-дать уголовно-правовую характеристику налоговым преступлениям, указанным в Уголовном кодексе Российской Федерации.

-выделить наиболее актуальные проблемы привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления в Российской Федерации, дать их подробную характеристику, а также предложить пути их преодоления.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предупреждения, пресечения, профилактики налоговых преступлений.

Предметом исследования являются уголовно-правовые и социально-экономические проблемы, возникающие в связи с совершением преступлений, посягающих на порядок налогообложения, нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие противодействие исследуемым видам преступлений.

Методологической основой исследования послужили метод правового анализа, сопоставительный метод, исторический и логический методы.

Налоговые преступления привлекают внимание многих современных ученых-юристов. К наиболее значимым работам о налоговых правонарушениях и природе налоговой преступности можно отнести труды В.А. Козлова, И.И. Кучерова, Д.А. Глебова. Вопросы уголовной ответственности за нарушения налогового законодательства рассматривались в работах А.И. Сотова, И.Н. Соловьева, П.С. Янн и других.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы заключается в разработке предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере налоговых преступлений.

Содержание данной работы соответствует целям, задачам анализа. Работа состоит из введения, трех глав, которые включают девять парагра-фов, заключения и списка использованных источников.

Уголовно-правовая политика РФ по противодействию налоговой преступности.


Posted by silencecash — 09/12/2019 in Задать вопрос 0 0

Преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов на первый взгляд не несут прямой угрозы общественности. Здесь не прослеживается явной опасности, как в ситуациях с непосредственным хищением имущества. Однако недооценивать данные злодеяния нельзя. Согласно действующему законодательству, все граждане России, вне зависимости от юридического статуса обязаны выплачивать налог с полученной прибыли. Эти средства поступают в казну государства и являются одним из источников формирования бюджета страны.

Совершение противоправных действий в этой сфере подрывает экономику в целом. Именно из бюджетных средств выплачиваются зарплаты госслужащим, работникам социальных и государственных предприятий, обязательное содержание пенсионерам и положенные по закону пособия. Таким образом, совершённые преступления в области налогообложения всё же представляют опасность обществу, поэтому в зависимости от обстоятельств, вынуждающих физическое либо юридическое лицо уклониться от уплаты налогов, виновным грозит административная или уголовная ответственность.

Общие сведения

Преступления в сфере налогообложения и ответственность по УК РФ

Уголовная ответственность за налоговые преступления регулируется статьей № 199 Уголовного кодекса Российской федерации. Здесь четко прописаны меры наказания за совершенные противоправные действия в сфере налогообложения. Однако, что можно считать уклонением от уплаты налогов и положенных сборов?

На языке действующего законодательства, противоправным действием считается умышленное сокрытие доходов или неуплата положенных сумм с последующим использованием этих средств в личных интересах. При этом здесь понимаются не только действия, направленные на совершение преступления, но и бездействие, которое повлекло за собой непоступление средств в государственную казну.

Круг понятий, определяющих налоги и сборы весьма разнообразен. Сюда относятся:

  • финансовые операции;
  • оформление патента;
  • регистрация товарного знака;
  • другие юридически значимые операции.

Важно! Маркировка спиртосодержащей продукции и сборы за предоставление услуг связи не попадают под определение налоговой базы.

Виды противоправных действий

В Уголовном кодексе существуют 3 статьи, определяющие меры наказания за совершенные налоговые преступления в различных сферах деятельности:

  • № 194 — таможенные пошлины и сборы, виновными признаются частные лица и коммерческие организации;
  • № 198 — уклонение от уплаты налогов физическими лицами;
  • № 199 — уклонение от уплаты налогов юридическими лицами;
  • № 199.1 — нарушение взятых обязательств налоговыми агентами.

Все четыре пункта объединяет общий итог противоправных действий: недополучение госбюджетом определённой денежной массы.

Статья 194 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 198 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Статья 199.1 УК РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018)

Объект правонарушения

Преступления в сфере налогообложения и ответственность по УК РФ

В отношении данных преступлений объектом считаются отношения в финансовой сфере, касающиеся формирования госбюджета и внебюджетных фондов. Здесь можно выделить два основных понятия:

  • налог — безвозмездный платёж индивидуального характера, который взимается с частных лиц и организаций;
  • налоговый сбор — обязательный взнос, являющийся предметом финансовых отношений между плательщиком и государством.

Налогоплательщиками считаются все лица, которые обязаны уплачивать налоги с полученной финансовой прибыли. Таким образом, объектом преступления можно считать налоги:

  • подоходные;
  • на имущество;
  • таможенные сборы;
  • обязательные пошлины.

Следовательно, совершённым преступлением являются противоправные действия в этих сферах, совершенные вопреки действующему законодательству. В свою очередь, такие злодеяния подразделяются на 2 формы: по злому умыслу и неосторожности, что предполагает различные меры ответственности.

Объективная сторона

Преступления в сфере налогообложения и ответственность по УК РФ

Объективной стороной совершенного преступления принято считать злонамеренное уклонение налогоплательщика от уплаты положенных налогов либо включение в декларацию недостоверных сведений с целью сокрытия доходов.

Налоговые декларации должны предоставляться в налоговые организации по месту регистрации плательщика не позднее 30 апреля каждого года. Несвоевременное предоставление отчетной документации может классифицироваться как бездействие, что также предполагает определенные меры ответственности.

Субъективная сторона

Преступления в сфере налогообложения и ответственность по УК РФ

Здесь принимается во внимание умысел, который определяет степень ответственности обвиняемого. Вообще, субъективной стороной данных преступлений являются умышленность и неосторожность. В первом случае, обвиняемый чётко осознаёт, что совершает противоправные действия либо намеренно бездействует, позволяя совершаться преступлению. Во втором, виновник не осознаёт последствий либо рассчитывает их избежать.

Поэтому при расследовании таких дел надлежит установить, что к ответственности привлекается именно непосредственный виновник, который действовал осознанно и полностью отдавал отчет своей противоправной деятельности.

Способы уклонения

Преступления в сфере налогообложения и ответственность по УК РФ

Существуют такие действия, которые можно классифицировать в качестве совершенного преступления:

  • сокрытие объектов;
  • сокрытие денежных средств;
  • проведение скрытых операций с целью уменьшения налогового бремени;
  • сокрытие части финансового оборота компании;
  • проведение фиктивных финансовых операций с целью сокрытия от надзорных органов основного источника доходов.

Во всех перечисленных действиях чётко прослеживается злой умысел, что характеризует их в качестве свершившихся преступлений в налоговой сфере.

Договоры, предотвращающие двойное налогообложение

Преступления в сфере налогообложения и ответственность по УК РФ

Это международные соглашения, заключенные между Россией и рядом других стран, направленные на избежание двойного налогообложения, а также предупреждающие уклонение от уплаты налогов. В упрощённом варианте, это действует так: лицо, владеющее капиталом или получающее прибыль за рубежом, облагается налогом в соответствии с действующим законодательством этого государства. При этом необходимая для этого сумма может вычитаться из налоговой ставки, которая подлежит уплате на территории России, при условии, что она не превышает величину, которая взимается в стране на аналогичный размер капитала или полученной прибыли.

С каждым государством заключается свой договор, с учётом действующего законодательства на его территории. При этом в рамках соглашения предусматривается взаимопомощь по взиманию налогов с иностранных резидентов.

Величина ущерба

Преступления в сфере налогообложения и ответственность по УК РФ

Ключевой стороной в определении вины и меры наказания является размер причинённого ущерба. Уголовную ответственность предусматривает только крупный и особо крупный размер неуплаченных налогов и сборов.

В частности, в рамках статьи 199.1 крупным размером считается налоговая задолженность за 3 финансовых года, превышающая сумму 5 000 000 рублей. Под особо крупным размером подразумевается задолженность за аналогичный отчетный период, но сумма увеличивается до 15 000 000 рублей.

Читайте также: