Удостоверение сотрудника налоговой службы

Опубликовано: 16.05.2024

Вежливость в общении с налогоплательщиками – часть обязанностей контролеров. О том, что ревизоры не могут грубить, игнорировать или, что хуже, угрожать представителям компании, сказано сразу в нескольких законах и документах ФНС. Ирина Михеева, ведущий юрисконсульт ООО «КСК аудит» по просьбе редакции журнала «Расчет» изучила кодекс этики ревизоров и рассказала, что делать, если вы все-таки столкнулись с проявлением грубости.

Налоговым кодексом закреплено основополагающее правило: должностные лица ФНС должны корректно и внимательно относиться к плательщикам, не унижать их честь и достоинство. Об этом прямо говорится в пункте 3 статьи 33 НК РФ.

Кроме этого, существует Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы, документу почти 10 лет. Кодекс был утвержден приказом ФНС России от 11 апреля 2011 года № ММВ-7-4/260@. Этот свод правил служит основой для формирования должной морали в налоговых органах и уважительного отношения к Службе в целом в общественном сознании. В Кодексе закреплено, что ревизоры должны быть вежливыми, толерантными, беспристрастными и неподкупными.

Кроме прочего, Кодекс обязывает инспекторов воздерживаются от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

Обязывает отказаться от грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; не использовать угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение. Кодекс также запрещает контролерам курение во время служебных совещаний, бесед, иного профессионального общения.

Но на этом список документов, регулирующих правила общения ревизоров с плательщиками налогов, не заканчивается. В ФНС действует также и Регламент вежливости для налоговых служащих, правила которого изложены в письме ФНС России от 14 июня 2016 года № ОА-4-17/10527 «О повышении качества предоставления государственных услуг». С этим документом нелишним будет ознакомиться всем представителям бизнеса, кто по роду своих служебных обязанностей встречается с налоговыми инспекторами.

Основные правила общения сотрудника налоговой

Предлагаю внимательно изучить письмо, которое упоминалось выше.

Так, например, документ устанавливает следующие основные принципы:

  • общение и разговор по телефону необходимо начинать с приветствия,
  • инспектор должен предложить налогоплательщику представиться и в дальнейшем обращаться к нему исключительно по имени и отчеству,
  • ревизоры должны проявлять вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность и объективность.

Ответ инспектора должен быть максимально информативным, подробным и понятным представителю компании.

Какие бы то ни было параллельные разговоры инспектора с окружающими людьми во время общения с представителем предприятия запрещены и допускаются только в случае крайней необходимости и максимально оперативно.

Запрещаются высказывания и действия дискриминационного характера в отношении пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений, сотрудникам налоговых инспекций при общении с налогоплательщиками нельзя допускать высокомерный тон, грубить, проявлять заносчивость, некорректность замечаний.

Запрещены различные споры, дискуссии и действия, препятствующие вежливому общению с налогоплательщиками.

В случае конфликтного поведения со стороны налогоплательщика должностным лицам, ведущим прием, необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение собеседника, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

Все это касается не только личных встреч, но и разговоров по телефону. Если для ответа требуется время на подготовку, то инспектор обязан взять номер телефона, извиниться и перезвонить позже с ответом вопрос.

Грубое поведение работника ИФНС

За время существования Налоговой службы, несомненно, качество сервиса, предоставляемого ФНС, значительно улучшилось. Возможность предварительно записаться на прием, наличие просторных операционных залов с автоматической выдачей талонов электронной очереди, переход на электронные сервисы. Эти новации облегчают жизнь бизнеса.

Однако, как и любая бюрократическая машина, работа инспекций время от времени дает сбой и случаются ошибки. Вот неполный список наиболее некорректных действий со стороны налоговиков:

  • не отвечают на телефонные звонки;
  • теряют документы;
  • направляют заявление или исполнительный лист на взыскание налога после того, как компания добровольно уплатила налог;
  • ведут себя грубо;
  • предъявляют незаконные требования по предоставлению сведений и документов, которые не требуются для оказания государственной услуги или иного решения вопроса;
  • отказываются от выполнения должностных обязанностей;
  • требуют оплатить бесплатные услуги и др.

Что делать бухгалтеру, столкнувшему с грубостью налогового инспектора

Есть ли механизмы воздействия на невежливого инспектора?

Начнем с того, чего делать не надо:

  • рекомендуем не проявлять эмоции,
  • не стоит повышать голос,
  • воздержитесь от оскорблений,
  • старайтесь себя контролировать.

Зафиксируйте факт нарушения любым удобным способом.

Сегодня почти у всех есть смартфоны, а аудиозапись и видеосъемка некорректного поведения инспектора не запрещены. Если не получилось снять видео или записать диалог на диктофон, привлекайте свидетелей, если вы находитесь в инспекции, наверняка рядом с вами есть другие посетители.

Куда и как жаловаться

Одним из методов воздействия будет являться подача письменного заявления или жалобы на поведение сотрудника-грубияна.

Не забывайте, что в своем заявлении нужно избегать высказываний оценочного и оскорбительного характера. Ссылайтесь на пункт 3 статьи 33 НК РФ и письмо ФНС, о котором говорилось выше.

Излагайте только факты, которые должны быть правдивыми.

Какого ответа на жалобу ждать от ИФНС

Налоговая служба должна отреагировать на вашу жалобу письменно и принести извинения за действия ревизора, который вел себя грубо.

Если и это не поможет, обратитесь за справедливостью в суд с заявлением о неправомерном действии либо бездействии налоговых органов.

В случае если инспектор требует оплату за бесплатные государственные услуги, необходимо сообщить об этом в правоохранительные органы:

  • прокуратуру,
  • полицию или
  • ФСБ (по делам о взяточничестве со стороны должностных лиц).

Однако для возбуждения дела нужно иметь прямые доказательства:

  • письменные показания свидетелей,
  • аудио- или видеозаписи,
  • копии письменного требования,
  • другие факты.

Штраф за грубость: сколько?

В настоящее время административный штраф за оскорбление чиновником гражданина по статье 5.61 КОАП РФ составляет от 10 000 до 30 000 рублей.

Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично показанном произведении или средствах массовой информации, влечет наложение административного штрафа от 30 000 до 50 000 рублей.

Законопроект «антивежливости»

12 сентября 2019 года в Госдуму был внесен законопроект № 792837-7, предусматривающий появление в Уголовном кодексе новой статьи – 286.2. Эта норма закрепляет уголовную ответственность должностных лиц за оскорбление граждан.

Необходимым признаком рассматриваемого состава преступления является совершение преступных действий в момент нахождения чиновника на службе. Наказание за простой состав преступления: штраф от 500 000 до 800 000 рублей (или в размере заработка чиновника за период от одного года до двух лет); принудительные работы на срок до двух лет; арест на срок до шести месяцев. В качестве дополнительного наказания к штрафу может применяться также запрет занимать определенные должности (или даже заниматься определенной деятельностью) на срок до трех лет.

За квалифицированный состав предусмотрено более тяжелое наказание. Так, например, если чиновник, оскорбивший гражданина, применил в отношении потерпевшего физическую силу, его ожидает лишение свободы на срок от трех до пяти лет, виновное лицо лишится права занимать свою должность на срок до пяти лет.

На момент подготовки к публикации этой статьи законопроект все еще находился на рассмотрении в нижней палате парламента.



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Налоговые органы в пределах своей компетенции уполномочены проводить такое мероприятие налогового контроля, как осмотр. Осмотр помещений (территорий), документов и предметов — это мера налогового контроля, которая производится в рамках налоговых проверок.

Данная статья ответит на вопросы, которые обычно возникают у предпринимателей при осмотрах налоговой службой.

  1. Что осматривают налоговые инспекторы?
  2. Как оформляют результаты осмотра?
  3. Когда налоговые инспекторы проводят осмотр?
  4. Осмотр при выездной налоговой проверке
  5. Осмотр при камеральной налоговой проверке
  6. Осмотр при наличии недоимки, превышающей 1 млн. рублей
  7. Осмотр вне рамок налоговых проверок
  8. На основании каких документов действуют налоговые инспекторы?
  9. Предупреждают ли налоговые инспекторы о своем визите?
  10. В какое время может быть произведен осмотр?
  11. Что могут и что не могут осматривать налоговые инспекторы?
  12. Вправе ли проверяющие осматривать информацию, содержащуюся на компьютере?
  13. Кто должен присутствовать при осмотре?
  14. Что будет, если налогоплательщик откажется пускать проверяющих?
  15. Возможен ли осмотр помещения физического лица при проведении налоговой проверки?
  16. Вправе ли налоговые органы проводить осмотр помещений и территории контрагентов налогоплательщика и третьих лиц?
  17. Что еще важно знать налогоплательщику при проведении осмотра?
  18. Распространенные ошибки налоговых инспекторов при осмотре

Налоговые инспекторы осматривают производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые организация или ИП используют для получения дохода (пп. 6 п.1 ст. 31 НК РФ). Контролеры также имеют право осматривать документы и предметы, в том числе объекты налогообложения, принадлежащие организации или ИП (п. 2 ст. 91, ст. 92 НК РФ).

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика.

Специальные правила проведения осмотра Налоговым кодексом РФ не установлены. Результаты осмотра оформляют протоколом. (п.2, п.5 ст. 92 НК РФ). Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 16 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.

Протокол осмотра помещений, территорий, документов и предметов должен соответствовать общим требованиям, установленным в ст. 99 НК РФ:

  1. Протокол составляется на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).
  2. В протоколе указываются (п. 2 ст. 99 НК РФ):
    • его наименование;
    • место и дата составления протокола;
    • время начала и окончания осмотра;
    • должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;
    • сведения о лицах, которые участвовали при осмотре;
    • сведения об объектах осмотра и их местонахождении;
    • подробное описание результатов осмотра.

Протокол подписывается всеми лицами, которые принимали участие в осмотре. При этом налогоплательщик (его представитель), понятые и присутствующие специалисты могут занести в протокол или приложить к нему свои замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ). При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, которые получены при производстве осмотра, прилагаются к протоколу.

Осмотр помещений и территорий, документов и предметов проводится на основании мотивированного постановления руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции, проводящей проверку. В обязательном порядке в осмотре участвуют проверяющий и понятые. В качестве понятых могут приглашаться любые незаинтересованные лица в количестве не менее двух человек. Понятыми не могут быть сотрудники налоговых органов и иные, каким-либо образом заинтересованные лица.

Осмотр налоговые органы могут проводить:

  • при выездной налоговой проверке;
  • при камеральной налоговой проверке по НДС;
  • вне рамок налоговой проверки;
  • при наличии недоимки, превышающей 1 млн. рублей.

Рассмотрим подробно каждый случай.

Осмотр при выездной налоговой проверке

При проведении выездной налоговой проверке может осуществляться осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика. Осмотр осуществляется непосредственно должностными лицами, производящими выездную налоговую проверку. При этом осмотр осуществляется без ограничений – для проведения осмотра никаких дополнительных постановлений не требуется. Однако, осмотр не может проводиться за пределами выездной налоговой проверки, в том числе во время ее приостановления или во время проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

По регламенту налоговой службы — ни одна выездная налоговая проверка не обходится без проведения осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика.

На практике осмотр территорий и помещений при выездной налоговой проверке, как правило, малоэффективен. А вот при осмотре документов и предметов надо быть осторожными. Если, при осмотре будут выявлены подозрительные обстоятельства о подконтрольных компаниях, серых схемах, сделках с фирмами «однодневками» – протокол осмотра будет предъявлен в суд в качестве доказательства налоговых правонарушений.

Осмотр при камеральной налоговой проверке

Возможность проведения осмотра при камеральной налоговой проверке у налоговых инспекторов появилась с 01.01.2015 года и строго в определенных случаях:

  • представления налоговой декларации с предъявленной суммой НДС к возмещению;
  • выявления противоречий и несоответствий в представленной декларации по НДС, указанные в п. 8.1 ст. 88 НК РФ, которые свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Соответствующие изменения внесены Законом № 134-ФЗ в п.1 ст. 91 НК РФ и п.1, п.2 ст. 92 НК РФ.

Осмотр при наличии недоимки, превышающей 1 млн. рублей

Возможность проведения осмотра при наличии недоимки, превышающей 1 млн. рублей, у налоговых инспекторов появилась с 01.04.2020 года. Для этого инспекторы вправе осмотреть территории, помещения, документы и предметы организации. Провести осмотр инспекторы смогут не более одного раза по одному решению и с согласия организации.

Соответствующие изменения внесены Законом № 325-ФЗ в ст. 92 НК РФ.

С 01.04.2020 года при наличии недоимки свыше 1 млн. рублей, помимо проведения осмотра, налоговые инспекторы истребуют вне рамок налоговых проверок документы и информацию об имуществе, имущественных правах и обязательствах налогоплательщика. Если организация не представит данную информацию, инспекторы вправе запросить такие данные у третьих лиц.

Осмотр вне рамок налоговых проверок

Налоговый кодекс РФ допускает осмотр вне рамок налоговых проверок только в отношении документов и предметов.

Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверке допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (п. 2 ст. 92 НК РФ).

Осмотр вне рамок налоговых проверок также предусмотрен законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ. Так, по объектам недвижимости право на осмотр вне рамок проверок разрешено статьей 9 данного федерального закона. (Осмотр, как мера налогового контроля, применяется при проверке заявлений в налоговые органы для совершения регистрационных действий. Например, при изменении местонахождения юридического лица в связи со сменой адреса).

Частая практика осуществления осмотров вне рамок налоговых проверок сегодня – изменение адреса местонахождения юридического лица. Осмотры помещений на предмет фактического местонахождения организации и ее единоличного исполнительного органа (руководителя). Такие проверки на предмет достоверности сведений внесенных в ЕГРЮЛ ведутся повседневно.

Это зависит от того, на каком основании налоговые инспекторы проводят осмотр:

При выездной проверке — на основании решения руководителя (заместителя руководителя) ИФНС о проведении выездной налоговой проверке.

При камеральной проверке — на основании мотивированного постановления должностного лица ИФНС о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ. Постановление составляется специалистом, который осуществляет камеральную проверку декларации по НДС, и утверждается руководителем (заместителем руководителя) ИФНС.

Первым делом следует проверить все документы и полномочия посетивших компанию проверяющих. Не забудьте проверить служебные удостоверения должностных лиц налогового органа при осуществлении осмотра. Их Ф.И.О. и занимаемая должность должны быть отражены в решении руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверке (при выездных налоговых проверках) или в мотивированном постановлении должностного лица налогового органа (при камеральных налоговых проверках).

Налогоплательщику может быть заранее направлено уведомление о проведении осмотра его территории и помещений (документов и предметов). Однако Налоговый кодекс РФ не содержит положений, которые обязывают налоговых инспекторов заранее об этом предупреждать. Так что визит инспекторов может стать сюрпризом для предпринимателей.

Инспекторы могут прийти на осмотр только в рабочее время, которое устанавливается по правилам внутреннего трудового распорядка. Если специалисты ИФНС придут за рамки этого времени, налогоплательщик вправе им отказать. Бывает, что осмотр затягивается, то есть рабочий день организация подошел к концу, а осмотр еще нет. В этом случае процесс можно продолжить с обоюдного согласия.

Если процесс осмотра затянулся (или налоговые инспекторы пришли под вечер) – заявляйте о своих законных интересах, о праве на отдых и о переносе осмотра на следующий рабочий день. Свои возражения и замечания занесите в протокол. На практике в таком случае суд поддержит Вашу позицию об отказе в проведении осмотра по окончании рабочего дня.

Налоговый кодекс не содержит положений, которые запрещают инспекторам осматривать определенные предметы либо устанавливают в их отношение какие-то специальные правила. Все, что по мнению инспектора, может иметь значение для проверки, подлежит осмотру. Проверяющие могут в процессе фотографировать и снимать на видео, копировать документы.

Факт применения технических средств должен быть отражен в протоколе. Фотоснимки и видеозаписи, копии документов и другие материалы, полученные при производстве осмотра, должны быть приложены к протоколу.

Налоговые инспекторы могут осмотреть программное обеспечение и информацию, содержащуюся на компьютерах налогоплательщика. Сам по себе компьютер не несет никакой информации, а вот данные, которые на нем хранятся, могут иметь значение для полноты налоговой проверки. По сути, это те же документы, только в электронном формате.

На практике налоговые инспекторы осматривают компьютеры, серверы, флеш-карты, жесткие диски и другие электронные носители информации. В основном, осматривают компьютеры в бухгалтерии. Но также могут осмотреть компьютеры руководителей, юристов, менеджеров. Будьте осторожны! Вас могут попросить осмотреть на компьютере бухгалтерскую информацию, вы вводите логин и пароль и вся ваша деловая переписка, проектная документация и другая информация, в том числе и частная – доступна для ревизоров.

Осмотр производится в присутствии проверяющих должностных лиц и двух понятых. Если последних нет, это является нарушением, которое может повлечь непризнание судом доказательств, полученных в ходе осмотра.

Налогоплательщик вправе участвовать при проведении осмотра лично или через своего представителя (п. 3 ст. 92 НК РФ).

Налоговые органы, пришедшие на осмотр, не обладают правами и ресурсами для принудительного проникновения в помещение.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса, а также статьи 19.7.6 КоАП, незаконное недопущение должностного лица налогового органа на территорию проверяемого субъекта считается воспрепятствованием доступа. Ответственный сотрудник в группе проверяющих должен в этом случае составить акт, который подписывается обеими сторонами.

На должностное лицо налогоплательщика будет наложен штраф в размере 10 тыс. рублей.

Обращаю Ваше внимание. В случае подозрения серьезных нарушений законодательства и умысла, к осмотру могут подключиться сотрудники правоохранительных органов. Но уже по своим правилам. В этом случае читайте рубрику статей – о полицейской проверке бизнеса.

Российское законодательство не позволяет должностным лицам налоговых органов проникать в жилые помещения физических лиц без их согласия. В связи с чем физическое лицо не обязано впускать в дом работников налоговой инспекции для проведения осмотра.

Доступ в жилые помещения физических лиц без их согласия для налоговых инспекторов возможен только по решению суда.

Налоговые органы вправе проводить осмотр помещений и территории проверяемого налогоплательщика. Осмотр помещений и территории его контрагентов, а также третьих лиц возможен только в том случае, если эти площади используются проверяемой организацией для ведения своей деятельности. В противном случае у инспекторов нет прав на осмотр территорий или помещений партнеров проверяемой организации и третьих лиц.

На практике обычная процедура осмотра может в одно мгновенье превратиться в процедуру выемки документов. Выемка документов и предметов регламентируется ст. 94 НК РФ, возможна при камеральных и выездных налоговых проверках. В ходе осмотра надо быть готовым и к возможной инвентаризации. Инвентаризация – это одно из мероприятий налогового контроля хозяйственной деятельности налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки. Возможность проведения инвентаризации в указанных условиях предусмотрена п.13 ст. 89 НК РФ.

Практика показывает, что при осмотре налоговые органы часто нарушают правила Налогового Кодекса РФ и приводят недопустимые доказательства вины налогоплательщика. Это дает возможность налогоплательщикам оспорить результаты такого осмотра, а судам не принять в их качестве доказательств вины.

Существенными нарушениями, с позиции судов, являются:

  • отсутствие понятых при осмотре;
  • отсутствие в протоколе осмотра: точных сведений об объекте, который осматривался, паспортных данных, присутствовавших при осмотре понятых;
  • присутствие заинтересованных лиц при осмотре в качестве понятых;
  • проведение осмотра до начала проверки или после ее окончания.

Как стать налоговым инспектором? фото

Своевременная уплата налогов – обязанность всех физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на то, что в стране значительно упрощена процедура оформления и подачи бумаг, фиксирующих доходы граждан, некоторые частные лица и компании стремятся избежать уплаты налогов.

Именно для того, чтобы контролировать налогообложение и не допускать утечки денег из бюджета, существует профессия “Налоговый инспектор”. Специализация не нова, поскольку необходимость осуществлять учет доходов граждан наметилась тогда же, когда появились товарно-денежные отношения. Сегодня сотрудники этого профиля не менее востребованы, чем 100 лет назад.

Кто такой налоговый инспектор?

Налоговый инспектор – это специалист, проверяющий исполнение фискального законодательства и обеспечивающий взимаемость налогов. Большую часть времени служащие налоговой инспекции занимаются проведением проверок, выявлением случаев уклонения от уплаты налогов, документооборотом и взысканием задолженностей при обнаружении нарушений.

Работа этих сотрудников рутинна и монотонна, поскольку неизменно связана с бумагами. Однако при должном упорстве и трудолюбии ответственному работнику не составит труда подняться с первого ранга на третий (существует 3 вида распределения по чинам). Чем выше ранг, тем больше у специалиста оклад и тем более престижную должность он занимает.

Так как работники налоговой инспекции исполняют разные функции, в зависимости от отдела в обязанности налогового инспектора входит:

  • прием деклараций;
  • постановка на учет новых плательщиков;
  • консультирование;
  • осуществление камеральных и выездных проверок;
  • анализ результатов;
  • проведение сверок;
  • уведомление организаций, частных лиц и предприятий о необходимости уплаты налогов;
  • взыскание задолженностей с нарушителей;
  • составление статистической отчетности;
  • анализ динамики поступления денежных средств в государственную казну.

Кроме того, налоговый инспектор должен свободно владеть законодательством, знать Конституцию и другие регулирующие работу отрасли нормативные акты. Для него первостепенно быть юридически и финансово подкованным, грамотным, стрессоустойчивым, педантичным и эрудированным не только в своей основной трудовой области, но и в смежных сферах.

Кто такой налоговый инспектор? изображение

Чем занимается налоговый инспектор?

Помимо перечисленных выше обязанностей, связанных с документооборотом, работа налогового инспектора заключается в том числе в постоянном взаимодействии с людьми. Сотрудникам этого профиля важно быть хорошими психологами, чтобы правильно выбирать тактику общения с лицами, стремящимися уклониться от уплаты налогов.

Если говорить о личностных качествах, помогающих налоговым инспекторам достигать карьерных высот, то это:

  • высокий порог неконфликности;
  • усидчивость;
  • аналитическое мышление;
  • наблюдательность;
  • требовательность;
  • кропотливость;
  • умение работать в команде;
  • высокий уровень концентрации.

Как выучиться на налогового инспектора?

Перед принятием окончательного решения о поступлении в вуз либо среднее специальное образовательное учреждение следует ознакомиться с плюсами и минусами профессии, чтобы понять, удовлетворяет ли она заявленным требованиям.

Достоинства работы в должности налогового инспектора заключаются в первую очередь в важности этого профиля для государства, ведь своевременное пополнение государственной казны за счет налоговых поступлений гарантирует стабильность развития Российской Федерации. Кроме того, большой объем работы обеспечивает сотруднику оклад, превышающий среднюю зарплату бюджетников.

Еще одно весомое преимущество – знание всех нюансов налогообложения и умение свободно ориентироваться в финансовой области, помогающее налоговому инспектору интеллектуально расти и позволяющее ему аргументированно отстаивать свои права.

Что касается недостатков, то здесь стоит упомянуть необходимость тщательно отслеживать любые изменения законодательства, обрабатывать огромные объемы информации и терпеть неудобства разъездного характера работы. Дополнительно сюда можно отнести враждебность подконтрольных частных лиц и предприятий, ведь никто не любит, когда роются в его “грязном белье”.

Если немногочисленные минусы работы налогового инспектора не пугают, то перейдем к местам, где студенты получают соответствующее образование.

Где учат налоговых инспекторов?

Для старта карьеры молодому специалисту достаточно окончить среднее профессиональное образовательное учреждение, специализирующееся на налогообложении, финансах, государственном и муниципальном управлении, бухгалтерском учете.

Чтобы получить квалификацию экономиста-специалиста по налогообложению, студенту необходимо поступить в вуз по направлению “Налоги и налогообложение”. Помимо Всероссийской государственной налоговой академии, обучиться по профилю можно, например, в Российской экономической школе или Московском техническом университете связи и информатики.

Однако одного диплома о высшем образовании недостаточно для обстоятельной работы по профилю, поскольку налоговое законодательство регулярно обновляется. В связи с этим, всем сотрудникам, заинтересованным в карьерном росте, рекомендуется не реже одного раза в 2-3 года проходить курсы повышения квалификации.

Комфортнее всего получить ДПО можно в дистанционном формате, так как удаленное обучение обладает массой достоинств:

  • выверенные образовательные программы, составленные практикующими налоговыми инспекторами и полностью соответствующие квалификационным требованиям;
  • освоение учебного плана в любом месте и в любое время (утвержденного графика занятий нет, поэтому слушатель самостоятельно выстраивает процесс);
  • возможность приступить к проработке материала без ожидания набора группы;
  • полная техническая и консультационная поддержка учащихся 24/7;
  • расширенная схема бонусных акций и предложений (например, скидка при коллективном обращении);
  • персональный подход (с возможностью корректировать учебный план под личные нужды каждого слушателя);
  • легкость поступления (паспорт, заявление, диплом первого образования);
  • подтверждающие прохождение курсов ДПО бумаги установленного образца.

Чтобы убедиться в удобстве удаленного обучения и понять, почему тысячи абитуриентов выбирают Современную научно-технологическую академию, достаточно почитать раздел “Отзывы” на сайте организации, где собраны благодарственные письма выпускников образовательного центра.

Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

Когда может приехать налоговая

Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как могут привлечь к проверке


Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

Другие поводы для выездной проверки — это:

  1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
  2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
  3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

  1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
  2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Когда и кому грозит налоговая проверка

Ситуация Что означает Кого касается
Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

Как подготовиться к приезду налоговой

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

Как подготовить документы

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Как долго длится проверка

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

  1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
  2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

Чем заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

Доброго времени суток,скажите чем грозит утеря служебного удостоверения,грозит ли увольнение?какие дисциплинарные меры допустимы

Утеря служебного удостоверения является серьезным проступком и обойтись без дисциплинарной ответственности не удастся. Вы должны будете написать объяснительную записку своему начальству, дать устные объяснения. Будет назначено служебное расследование, по результатам которого и будут приняты меры дисциплинарного воздействия. Скорее всего Вы получите выговор и новое удостоверение. Случаи увольнения по этой причине крайне редки.

Здравствуйте! В каком подразделении Вы проходите службу?

Вне зависимости от места прохождения службы Вы должны будете предоставить руководителю объяснительную с указанием причин утраты удостоверения. Скорее всего Вы будете привлечены к дисциплинарной ответственности, но увольнение за такой проступок Вам вряд ли грозит,

Приказ Федеральной налоговой службы от 4 сентября 2012 г. N ММВ-7-4/591@ «Об утверждении Положения о служебном удостоверении государственного гражданского служащего Федеральной налоговой службы»

3.4. В случае утраты или порчи служебного удостоверения начальники межрегиональных инспекций ФНС России и их заместители, руководители управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и их заместители, руководители предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, обязаны в письменной форме сообщить в структурное подразделение центрального аппарата ФНС России, отвечающее за вопросы государственной службы и кадров, о месте, времени и причине утраты (порчи) служебного удостоверения.

3.5. В случае утраты или порчи служебного удостоверения гражданский служащий обязан в письменной форме сообщить руководителю своего структурного подразделения о месте, времени и причине утраты (порчи) служебного удостоверения. При утрате служебного удостоверения к докладной записке должна быть приложена справка об обращении в органы внутренних дел.

Руководитель соответствующего структурного подразделения центрального аппарата ФНС России письменно докладывает об утрате (порче) гражданским служащим служебного удостоверения в структурное подразделение центрального аппарата ФНС России, отвечающее за вопросы государственной службы и кадров.

По факту утраты (порчи) гражданским служащим служебного удостоверения проводится служебная проверка в соответствии с требованиями ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
По результатам служебной проверки принимается решение о применении к гражданскому служащему дисциплинарное взыскание или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Приказ МВД России от 25 декабря 2015 г. № 1234дсп «Об утверждении образца служебного удостоверения сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Порядка выдачи служебных удостоверений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации»

Если в прокуратуре, то

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2016 г. № 255 “Об утверждении Инструкции о порядке проведения служебных проверок в отношении прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации”

2.1. Служебные проверки проводятся при наличии оснований полагать, что в действиях (бездействии) прокурорского работника имеются признаки дисциплинарного проступка (далее — проступок), в том числе:

Утери служебного удостоверения.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 декабря 2007 года N 199

О служебных удостоверениях работников и пенсионных удостоверениях пенсионеров органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации

4. Ответственность за утрату служебного удостоверения и порядок сдачи служебного и пенсионного удостоверения

4.1. В случае утраты удостоверения, а также если оно пришло в негодность, работнику на основании его рапорта и (или) заключения по результатам служебной проверки кадровым органом выдается новое удостоверение.

4.2. О факте утраты удостоверения работник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить своему непосредственному руководителю.Утрата удостоверения по вине работника является дисциплинарным проступком и влечет применение мер дисциплинарного взыскания.

Читайте также: