Удельный вес косвенных налогов

Опубликовано: 15.05.2024

В начале 1990-х гг. в России начались рыночные преобразования. Реформированию были подвергнуты все сферы экономической жизни общества, в том числе внимание уделялось ранее неизвестным в нашей стране налоговым отношениям.

Одним из первых обязательных платежей, введенных в современную практику налогообложения, явился налог на добавленную стоимость. За годы своего существования он прочно укрепился в налоговой системе Российской Федерации и стал одним из важнейших федеральных налогов. В структуре поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет доля НДС в 1998 г. была равна 43,8%, в 1999 г. 44,5%, в 2000 г. – 42,2 %, в 2001 г. – 47%, а в 2002 г. его доля должна составить 44,8% 20 . Следовательно, можно сделать вывод о том, что НДС играет доминирующую роль в формировании федерального бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Активность налоговой системы в основном проявляется в выполнении ее функций. Как любой налог, НДС выполняет следующие функции.

Фискальная функция НДС заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Реализация этой функции позволяет государству осуществить наиболее важные собственные функции – оказывать государственные услуги (в области национальной обороны и правоохранительной деятельности, социальные услуги и др.)

Наиболее перспективным с точки зрения финансирования деятельности ЕС является налог на добавленную стоимость. Наличие НДС в налоговой системе государства – обязательное условие его присоединения к Сообществу, так как финансовые поступления от налога на добавленную стоимость составляют один из основных источников формирования бюджета ЕС. Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке НДС в государствах – членах.

Доля НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рис. 2.

Рис. 2. Доля НДС в структуре бюджетов разных стран

Из приведенного рисунка видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.

Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений, несмотря на то что французская система НДС представляет собой более гибкую структуру чем в России. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Структура государственного бюджета Франции проиллюстрирована в табл. 1.

Таблица 1
Структура государственного бюджета Франции

В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений. Это видно из табл. 2.

Таблица 2
Структура доходов бюджета Дании

В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.

В Великобритании главное место среди косвенных налогов также принадлежит налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов второе место после подоходного налога и формирует примерно 17% бюджета страны 21 .

В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

Анализируя данные о поступлении НДС в федеральный бюджет России за последние девять лет (1994 – 2002), можно заметить, что его доля в доходах бюджета возросла, несмотря на то, что за последние годы произошло увеличение удельного веса поступлений от налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц. Это можно рассматривать как положительный фактор, так как косвенное налогообложение имеет прежде всего фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. Однако на нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно – экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.

Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим. Посредством применения льгот на отдельные виды продукции или конкретные операции, а также льгот, предоставляемых тем или иным плательщикам, государство имеет возможность стимулировать развитие и осуществлять поддержку социально значимых видов деятельности (образование, здравоохранение, наука, культура и др.), стимулирование экспорта отечественных товаров за границу.

Наконец, посредством многократного обложения НДС всех стадий производства продукции, работ и услуг достигается равенство всех участников рынка, а государство получает возможность осуществлять более полный контроль и оперативное управление финансово – хозяйственной деятельностью субъектов.

Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета.

Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

Стимулирующая является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

За годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.

Анализ налогообложения добавленной стоимости в России и странах ЕС показал, что Российская система не является точной копией европейской модели, она имеет свои особенности, принципиальные отличия и в большей мере благоприятствует экономической деятельности.

Список использованных источников

  1. Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.
  2. Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС//Партнер РЕГИОН 2001 №11
  3. Брызгалин А. И др. Комментарий к главе 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации / Брызгалин А., Головкин А., Берник В.// Хозяйство и право. – 2001. – №1; №4; №5.
  4. Воловик Е. М. О порядке обложения налогом на добавленную стоимость "цифровых продуктов" в странах Европейского Союза // Финансы. –2001. – №11.
  5. Князев В. Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: "Закон и право", издательское объединение ЮНИТИ. 1997, 191с.

Ссылки

20 Агентство консультаций и деловой информации http:// www. akdi.ru.

21 Блошенко Т. Зарубежный опыт взимания НДС // Партнер РЕГИОН 2001 №11.


Какие налоги относятся к прямым в РФ: виды, отличия от косвенных налогов, таблица

Акциз — это налог или сбор?

Для ответа на данный вопрос воспользуемся ст. 8 НК РФ, дающей расшифровку понятий «налог» и «сбор».

Налог обладает следующими признаками:

  • обязательность,
  • индивидуальность,
  • безвозмездность,
  • государственно-финансовая направленность налогового платежа.

Широкий спектр информации о налогах получите с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

«Земельный налог в 2016–2017 годах — льготы, расчет, ставки»;

«Водный налог в 2016–2017 годах — сроки и порядок уплаты, ставки»;

«Транспортный налог: общие положения и особенности»;

«Налог на имущество организаций — ставки, период и др.».

Сбор характеризуется следующими отличительными признаками:

  • обязательность;
  • его уплата является одним из условий совершения госорганами юридически значимых действий (в том числе по предоставлению определенных прав или выдаче лицензий) либо обусловлена осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности.

Об одном из видов налоговых сборов расскажут статьи, размещенные на нашем сайте в разделе «Торговый сбор в 2016–2017 годах — КБК, сроки и порядок уплаты».

По положениям п. 1 ст. 179 НК РФ плательщиками акцизов признаются фирмы и ИП. При этом вид их деятельности при уплате акцизов значения не имеет — главенствующую роль здесь играет вид операций с подакцизными товарами.

Какие товары попадают в разряд подакцизных — см. в материале «Что относится к подакцизным товарам — перечень 2015?».

Таким образом, исходя из терминологии НК РФ, акцизы — это налоги. Определив акциз как один из видов налогов в налоговой системе РФ, возникает следующий вопрос: акциз — это какой налог и в какую группу налогов включается? Об этом узнайте из следующего раздела.

Определение и признаки акцизного сбора

Налоги в целом делятся на два вида: те, которые рассчитываются от доходов, и те, которые изначально включены в стоимость реализуемых товаров и услуг. Первая группа называется прямыми налогами, вторая – косвенными. Акцизный сбор – это налог косвенного типа.

Плательщиком акцизов может быть любой хозяйствующий субъект независимо от его формы собственности. Акциз определяется не по видам деятельности или формам собственности, а исходя из видов продукции.

Акцизный сбор взимается со следующих видов продукции:

  • Медицинского характера с содержанием спирта.
  • Спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения.
  • Косметический и парфюмерный ассортимент.
  • Алкоголь.
  • Пищевой и иной этиловый спирт.
  • Изделия из табака, включая электронные аналоги.
  • Продукты из нефти, включая топливо.
  • Природный газ.
  • Драгоценные камни и украшения с ними.
  • Образовавшиеся в процессе производства вышеперечисленных товаров отходы, подходящие для дальнейшей переработки.

При производстве, реализации и экспорте данных товаров налогоплательщик обязан включить акциз в цену товара с учетом установленной ставки. Последние описаны в ст. 193 НК РФ. Некоторые виды товаров из этого списка освобождены от акциза. Их полный список приведен в ст. 182-183 НК РФ.

Ставки акцизов на некоторые виды товаров постоянно повышается – последние обновления датированы 2017-м годом.

Группа налогов, к которой относится акциз: это прямой или косвенный налог?

Чтобы определить, к какой группе налогов относятся акцизы, детализируем свойства прямых и косвенных налогов.

Основной признак, по которому налоги подразделяются на прямые и косвенные — метод их взимания. При этом налог относится к группе:

  • прямых — если он установлен непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, пользование и владение которым обосновывает налогообложение (налог на прибыль, имущество и др.);
  • косвенных — если представляет собой надбавку к цене товара (работы, услуги), оплата которой перекладывается на потребителя. Субъектом прямого налога выступает продавец товара, при этом его фактическим плательщиком является потребитель.

Акцизы относятся к группе косвенных налогов, одним из отличительных признаков которых является регулирование потребления тех или иных видов товаров. При этом «одногруппники» акциза — налоги, попавшие в группу косвенных налогов несмотря на свою принадлежность к указанной группе, имеют свои задачи и свойства — об этом в следующем разделе.

Подробности о прямых и косвенных налогах см. в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Преимущества и недостатки прямых налогов, примеры

Прямые сборы имеют преимущества, а также недостатки. Для бюджета большой плюс этих налогов состоит в том, что они выступают определенным и стабильным источником дохода. Расходы государства, связанные с взимание налогов, небольшие.

Преимущества:

  1. Экономические: возможность установить зависимость между доходами человека и его платежами в бюджет.
  2. Социальные: прямые налоги позволяют распределить налоговые расходы таким образом, чтобы более обеспеченные слои общества платили в казну больше, чем малоимущие.

Недостатки:

  1. Методика ведения бухгалтерского учета и доходности по этому налогу достаточно сложная. Отсюда возникают организационные недочеты данного налога.
  2. Надзорные – необходим жесткий контроль, связанный с поступлением прямых платежей. Он требует существенного совершенствования налогового механизма, а также разработки мер учета, контроля плательщиков.
  3. Прямые – связаны с уклонением от уплаты налогов, связанных с несовершенством финансового контроля и наличия коммерческой тайны.

Что включается в систему косвенных налогов государства кроме акцизов

Остановимся на 2 основных налогах, входящих вместе с акцизами в группу косвенных, — НДС и таможенных пошлинах.

При сравнении акцизов с НДС можно отметить различающие их признаки, например:

  • индивидуализация ставок — по акцизам устанавливаются ставки в разных размерах на конкретные группы операций или подакцизных товаров, при этом ставки НДС ограничены тремя значениями (0, 10 и 18%) и применяются к широкому спектру товаров (работ, услуг);
  • виды налоговых ставок — для акцизов могут применяться твердые, адвалорные и комбинированные ставки, тогда как НДС устанавливается всегда только в % от налоговой базы;
  • отношение к процессу производства — акцизы не имеют отношения к издержкам производства и никак от них не зависят, а НДС взимается от формируемой на каждом этапе производства любого товара (работы, услуги) стоимости;
  • иные отличительные признаки.

Сравнение акцизов с таможенными платежами показывает, что в отличие от НДС таможенные пошлины схожи с акцизами по индивидуализации ставок, но зависят не только от вида товара (ввозимого, вывозимого или перемещаемого через территорию РФ), но и от страны выпуска и специфических условий, устанавливаемых межгосударственными договорами.

Каким налогом является акциз и в какой пропорции акцизы относятся к разным видам бюджетов РФ

Чтобы разобраться, к какому виду налогов относятся акцизы, воспользуемся схемой:

Акцизы относятся к налогам группы «федеральные налоги»и по отдельным объектам налогообложения и подакцизным товарам подлежат зачислению:

  • полностью в бюджет РФ (по автомобилям, табаку, спирту этиловому и др.);
  • частично в бюджет РФ и бюджеты субъектов (моторные масла, автомобильный бензин и др.);
  • полностью в бюджет субъектов РФ (на топливо печное бытовое, алкоголь крепостью менее 9% и др.).

С особенностями структуры налоговых систем разных стран вас познакомят размещенные на нашем портале статьи:

«Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура»;

«Налоговая система США и других зарубежных стран».

Особенности акцизного налогообложения в 2021 году и к каким нововведениям готовиться в 2017-м

Акцизный налог 2016 не особо отличался от предыдущих лет по разновидности объектов налогообложения и видам подакцизных товаров. В группу подлежащих обложению акцизами в 2016 году вошли такие виды товаров, как алкоголь, табак, легковые автомобили и ряд других. Ставки акциза по отдельным товарам остались на уровне предыдущего периода, на другие — выросли (к примеру, на пиво, вино, медовуху).

Как в 2021 году изменялись акцизы на бензин — в материале «Снова выросли акцизы на топливо».

Кроме того, 2021 год ознаменовался введением новых «акцизных» деклараций.

О внесении изменений в используемые налогоплательщиком электронные сервисы заполнения налоговой отчетности по акцизам — в сообщении «Программа «Налогоплательщик» обновлена».

В 2021 году акцизы ждет ежегодная индексация по отдельным группам подакцизных товаров. Под главным прицелом — алкоголь и табак.

С акцизными планами государства вас познакомит сообщение «Депутаты обсудили повышение акцизов».

Кроме того, список подакцизных товаров с 2021 года дополнился новыми объектами. Например, под «акцизное» обложение попали электронные системы доставки никотина и жидкости для них.

Какие еще товары могут пополнить список подакцизных — см. сообщение «Спирт для производства косметики, бытовой химии и медицинских товаров хотят обложить акцизами».

Отчетность и сроки уплаты акцизов

Налоговый период для акцизов — календарный месяц. Причем перечислить транш по акцизам в бюджет и сдать декларацию по налогу следует не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим. Однако чиновники предусмотрели ряд исключений. Например, некоторые налогоплательщики обязаны платить аванс, а некоторые вправе отложить перечисление платежей по акцизам на три месяца. Подробнее в статье «Налоговый период по акцизам».

  • Статья 179 НК РФ. Налогоплательщики
  • Статья 80 НК РФ. Налоговая декларация, расчеты
  • Статья 187 НК РФ. Определение налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров
  • Статья 191 НК РФ. Определение налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 139 НК РФ. Порядок и сроки подачи жалобы

В чем особенности «акцизного» налогообложения следующих товарных групп

Рассмотрим отдельные нюансы обложения акцизами самых распространенных подакцизных товаров — табака и алкоголя.

Среди основных характерных особенностей «табачного» акциза:

  • законодательно установленное нижнее пограничное значение суммы начисленного акциза;
  • присутствие в расчете термина «расчетная цена», не свойственная другим видам подакцизных товаров;
  • применение комбинированной акцизной ставки;
  • учет при расчете «табачного» акциза связан с понятиями «минимальная цена» и «максимальная цена», применение которых контролируется налоговиками.

Как указанные нюансы влияют на конечную сумму «табачного» акциза — узнайте из материала «Какая ставка акциза установлена на табачную продукцию?».

У «алкогольных» акцизов своеобразный набор отличительных свойств. Например:

  • ставка акциза находится в непосредственной взаимосвязи с уровнем крепости алкоголя (наименьшая ставка у безалкогольных напитков, наибольшая — у крепкого горячительного);
  • усложненная процедура документального обеспечения акцизного налогообложения (особые требования к объединенным банковским гарантиям и др.);
  • модернизированная система определения налоговой базы — с 2017 года налоговую базу по алкоголю необходимо сравнивать с объемом реализованного алкоголя по данным единой информационной госсистемы (ЕГАИС), и при наличии расхождений «алкогольной» базы по данным налогоплательщика в меньшую сторону в сравнении с информацией ЕГАИС расчет акциза производится исходя из зафиксированного ЕГАИС объема;
  • иные особенности.

Дополнительные меры Правительства по повышению «алкогольных» акцизов — см. в сообщении «Акцизы на игристые вина могут поднять».

С налогами, как таковыми, многое связано: существование нынешнего государства, наличие социальной инфраструктуры, финансирование государственных программ и другое. Как указано в последней редакции налогового кодекса Российской Федерации (далее налоговый кодекс) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако не совсем понятна правовая природа косвенных налогов.

Указанные выше принципы, по моему мнению, являются самыми основными из всех имеющихся. Ведь предметом налоговых правоотношений являются налоги. Следовательно, их установление и введение должно быть максимально проработано, так как в рыночной экономике при товарообменных операциях преобладают деньги. Налог же в свою очередь уплачивается только в денежном эквиваленте.

Существуют разные теории о налогах, то есть совокупность знаний и представлений, правовая природа, виды и их функции в регулировании государственных процессов. Их принято разделять на общие и частные теории. Выделяют также теорию соотношения пропорционального и прогрессивного налогообложения, теорию переложения налогов налогоплательщиков на иных лиц. Основоположником теории переложения считается английский философ Джон Локк, в 1692 г. пришедший к выводу, что все налоги в конечном счете падают на собственника земли. Сам Дж. Локк, ставший во главе английской Торговой палаты парламента, ввел классификацию налогов на прямые, взимаемые с имущества и дохода, и косвенные, взимаемые с потребления. Локк считал целесообразным заменить все налоги одним поземельным, поскольку находил его менее обременительным, чем множество косвенных налогов.

Действительно, уже в тот период времени проблема переложения налога стояла достаточно остро, в текущее время об этом практически никто не говорит. Как правильно указывал Дж. Локк, что косвенные налоги имеют скрытую форму.

Обращаясь к действующему законодательству, налоги не разделяются на прямые и косвенные. Такая характеристика выявляется из толкования законодательных норм. В системе налогообложения, в том числе, присутствует налог на добавленную стоимость и акцизы – такие налоги принято считать косвенными. Однако нельзя пройти мимо общеправового принципа справедливости, который не закреплен в налоговом кодексе, что представляется странным, но есть принцип следующего содержания «налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться…».

Налог понимается как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (статья 8 налогового кодекса). Также любой налог должен иметь все элементы: объект, налогоплательщик и другие. Согласно статье 143 налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели. Возникает вопрос: «А как согласуются между собой две указанные нормы?». Налог он ведь индивидуальный, он ведь взимается за счет денежных средств, которые принадлежат налогоплательщику. Тогда почему налог на добавленную стоимость платит другое лицо. Совершенно непонятна ситуация, когда товар, работа или услуга, прежде чем достигнет конечного покупателя, вырастет в цене с учетом налога на добавленную стоимость, пройдет цепочку разных контрагентов, где организации со своим «входящим» и «выходящим» налогом могут использовать налоговый вычет, уменьшая тем самым сумму налога для уплаты в бюджет. В итоге максимальное бремя налогов лежит на конечном потребителе. А самыми незащищенными являются физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, даже тогда, когда они захотят перепродать товар, они не смогут включить в него сумму налога на добавленную стоимость, так как по налоговому кодексу не являются налогоплательщиками.

Налоговый кодекс наделяет участников налоговых отношений правами и обязанностями, так вот в состав участников входят налогоплательщики и налоговые агенты и ни слова про покупателей или конечных потребителей. Очевидно, напрашивается следующий вывод, что при оплате товаров, работ и услуг возникают гражданско-правовые отношения, а при оплате сумм налога соответственно налоговые отношения, в связи с этим, так как покупатель не является участником налоговых отношений у него не возникает ни прав, ни обязанностей для оплаты налога. Сам же налоговый кодекс дополнительно не указывает на обязанность оплаты налога на добавленную стоимость покупателем. Такая обязанность лежит на налогоплательщиках.

Следовательно, природа налога на добавленную стоимость как косвенного не согласуется с законодательными нормами налогового кодекса.

Также стоит отметить, что, если продавец закупает у поставщика, применяющего специальный режим, товары для перепродажи, конечный потребитель уплачивает налог на добавленную стоимость из своего «кармана», как следствие продавец просто перечисляет чужие деньги под видом налога, который он должен уплачивать как налогоплательщик согласно статье 143 налогового кодекса.

Подводя итоги, следует указать на то, что косвенный налог не соответствует положениям статей 8, 9, 143 налогового кодекса и не соответствуют основным принципам справедливости и носят дискриминационный характер. Нарушение принципа справедливости прослеживается в том, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, несут основную часть налогового бремени, а именно: из заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц (13%), при покупке продуктов, одежды и прочего они уплачивают налог на добавленную стоимость (20 или 10%), при приобретении подакцизных товаров, где большую часть стоимости занимает акциз. Дискриминация выражается в том, что, выступая покупателем и уплачивая налог на добавленную стоимость, они фактически не обладают правами в соответствии с налоговым кодексом. Косвенный налог позволяет в скрытой форме таким физическим лицам платить налог на добавленную стоимость, в тоже время, не являясь его налогоплательщиком.

Исходя из практики уплаты налога на добавленную стоимость, он, по своей сути, не является таковым, так как принцип переложения позволяет собирать налог с тех, кто не создает объект налогообложения. Даже существование законодательных норм о том, что налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога, не дает ответа на то, что установленный налог является законным ко сбору с третьих лиц, не являющихся участниками налоговых отношений, как того требует статья
3 налогового кодекса (каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы). Хочу заметить, что налог, как я полагаю, законный в том случае, если введен соответствующим федеральным законом и по установленной процедуре, но он может быть и не справедливым, и экономически необоснованным. А наличие экономического основания означает наличие под собой денежных средств, из которых он удерживается.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Классификация налогов может отличаться в зависимости от основания. Чаще всего налоги подразделяют на прямые и косвенные, эта дифференциация зависит от того, где именно формируется источник их выплаты.

В чем состоит их главное отличие для предпринимателя, какие налоги относятся к прямым, а какие ­ к косвенным, и могут ли эти два вида переходить один в другой, стараемся разобраться ниже.

Прямые налоги – исторически первые

Когда в мире появился прообраз налоговой системы, первыми податями, которыми облагались люди, были как раз прямые налоги. Их нужно было платить со своего имущества или всего того, что составило прибыль за тот или иной период.

В принципе, основной смысл прямого налога и сегодня остался таким же.

Прямой налог – это платеж, производимый физическим или юридическим лицом в пользу государства с полученного дохода и/или имущества.

Плательщиком такого налога является лицо, получившее доход или владеющее имуществом, если этот доход или имущество составляют налоговую базу.

Налоговый агент (лицо, перечисляющее налог в государственную систему) и фактический плательщик в случае прямого налога полностью совпадают.

Свойства прямых налогов

Прямым налогам присущи:

  • обязательность – их взимают независимо от воли плательщика;
  • непосредственность – прямая связь между государством и предпринимателем: налоговое бремя ощущается плательщиком постоянно и регулярно;
  • направленность – сразу по перечислении средства от этих налогов получает федеральный, региональный или местный бюджет;
  • расчетность – вычисляются по специальной формуле: произведение процентной налоговой ставки на количественный эквивалент законодательно установленной базы;
  • диференцированность – для определенных категорий плательщиков возможны налоговые льготы или даже возможность не уплачивать определенный налог;
  • декларированность – государственные органы заранее имеют информацию о сумме перечисляемого налога, так как предприниматель подает соответствующую налоговую декларацию или другой отчетный документ;
  • прямое влияние на экономику – от прямого налогообложения во многом зависит управление экономическими процессами: от поддержки приоритетных отраслей бизнеса до подавления менее приемлемых.

Виды прямых налогов

  1. По факту получения прибыли прямые налоги могут быть разделены на:
    • налогообложение фактического дохода: плательщик отчисляет процент с реально полученной прибыли, исходя из своей платежеспособности (например, налог на прибыль, подоходный налог и т.п.);
    • налогообложение предполагаемой прибыли: объект, облагаемый налогом, потенциально представляет собой источник прибыли, с которой и будет снят определенный процент (налог на имущество, земельный, транспортный и др. налоги).
  2. Определив, подлежит ли плательщик к специальному режиму налогообложения, можно выделить:
    • реальные налоги – уплачиваемые на общих основаниях, в зависимости от реальных доходов (например, НДФЛ, налог на добычу полезных ископаемых и пр.);
    • личные – начисляемые с учетом индивидуальных особенностей плательщика, если ему предоставляются какие-либо льготы (например, подоходный налог с населения, налог с наследства или дарения, налог на прирост капитала и др.).
  3. От того, кто именно будет плательщиком, зависит, предназначен налог для:
    • физических лиц – например, НДФЛ, на воду, транспортный, на земельный участок и др.;
    • юридических лиц (организаций) – НДФЛ с сотрудников, на водные ресурсы и т.п.;
    • уплаты как теми, так и другими.

Косвенные налоги: кто платит, их свойства и виды

Другая форма налогов, в отличие от прямых, имеет отношение к реализации товаров, услуг, работ. Источник его находится в составе другого платежа, который будет производить потребитель. Предприниматель закладывает в стоимость определенную наценку, в которую включает, помимо себестоимости и доли прибыли, еще и часть на уплату налога.

Таким образом, косвенный налог – это платеж, взимающийся с реализации товаров, услуг или выполнения работ, заложенный в виде той или иной надбавки, включенной в цену или тариф.

Плательщиком налога считается собственник предприятия – производитель или организатор оказания услуг, но формироваться налог будет из средств потребителей, то есть на самом деле плательщиком является покупатель товара или услуги. Сам предприниматель в случае косвенного налога выступает налоговым агентом (сборщиком).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют варианты, когда косвенный налог не перекладывается на потребителя. Например, покупатель заложил в цену товара НДС, но такая цена вызвала понижение спроса, и ее пришлось снизить. В таком случае, косвенный налог будет выплачен частично из прибыли предпринимателя, тем самым став в какой-то степени прямым.

Свойства косвенных налогов

Косвенные налоги обладают следующими особенностями:

  • полная или частичная включенность – в надбавку может быть включен как весь налог полностью, так и его определенная часть;
  • ответственность предпринимателя – на самом деле, предприниматель является посредником между государством и фактическим плательщиком налога, но именно с него спросят за несвоевременность или неполную уплату налога;
  • закрытость – потребитель не знает, какую именно сумму из цены товара или услуги он платит государству;
  • неуклонность – не уплатить такой налог невозможно, так как потребитель автоматически дает на него средства, заплатив за товар или услугу;
  • неравномерность – такие налоги распределяются неодинаково, они вводятся большей частью на товары и услуги, спрос на которые повышен.

Виды косвенных налогов

  1. Индивидуальные налоги (их еще называют акцизами) – установлены на товары повышенного спроса, чтобы государство могло получить в свой бюджет процент от сверхприбыли реализаторов или производителей. Также ими облагаются товары, неумеренное потребление которых может причинить вред здоровью, чтобы ограничить их реализацию, например, алкогольные и табачные изделия. Распространены они и на некоторые предметы роскоши. Индивидуальный налог представляет собой процент от цены, по которой продается товар.
  2. Универсальные налоги – начисляются, исходя из той наценки, которая устанавливается на товар (услугу) на разных этапах ее производства и реализации. Облагаются все товары, кроме отдельно оговоренных социально-значимых групп. Примером является налог на добавленную стоимость.

Не подлежат обложению НДС:

  • некоторые медицинские товары и услуги;
  • сдача в аренду помещений иностранцам;
  • услуги по воспитанию детей дошкольного возраста;
  • услуги архивов;
  • организация питания в медицинских и образовательных учреждениях;
  • пассажирские перевозки внутри города или другой территориальной единицы;
  • ритуальные услуги;
  • некоторые другие виды услуг, перечисленные в п.9-30 ст.149 НК РФ.
  • Фискальная монополия – взнос, который платит физическое лицо или организация за определенные правовые действия государственных органов (оказание ими предусмотренных законом услуг). Примером может служить сбор за лицензию, разрешение, регистрацию, оформление документов, а также налоги с оборота.
  • Сочетание прямых и косвенных налогов составляет систему налогообложения Российской Федерации.

    Читайте также: