Учреждения банка россии подлежат обязательной регистрации в налоговых органах

Опубликовано: 14.05.2024

Почему можно не бояться банковской проверки кассы

Как заявление на получение кредита поможет налоговикам

Что банк сообщит в ФНС транзитом через Росфинмониторинг

  • Защита активов
  • Выявление налоговых схем

Б анки – коммерческие организации, их уставной целью является отнюдь не работа на государство и осуществление проверок, а извлечение прибыли. Поэтому неправильно было бы ставить их на один уровень с налоговиками, следственными органами или Росфинмониторингом.

Тем более что на законодательном уровне как такового термина «банковская проверка» вообще не существует. Присущая кредитным учреждениям функция информатора вытекает из отдельных норм Налогового кодекса, Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – закон о противодействии отмыванию доходов), Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – закон о банках), а также из некоторых иных актов. Разберем подробнее, как этот контроль организован на практике.

Часть обязанностей по контролю с 2012 года банки передали налоговикам

Ранее, до вступления в силу Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного ЦБ РФ 12.10.11 № 373-П, банки вели целое направление, связанное с соблюдением клиентами кассовой дисциплины. В рамках этой работы проверялась правильность ведения кассовой книги, отчетов кассира, лимита остатка кассы, авансовых отчетов. С 1 января 2012 года указанная обязанность с банков снята и переложена на плечи налоговых органов. Все банковское сообщество после этого вздохнуло с облегчением.

В настоящее время банки интересуются кассовой дисциплиной своих клиентов, пожалуй, только в одном случае – при снятии наличных денежных средств со счета свыше 100 тыс. рублей. Это обусловлено действующим Указанием ЦБ РФ от 20.06.07 № 1843У. Именно этим документом установлен лимит расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями наличными деньгами в рамках одного договора, а также предельный размер расходования наличных денег, поступивших в кассу этих лиц. В соответствии с внутренними приказами многие банки требуют у клиентов документальное подтверждение целевого расходования наличных средств согласно пункту 2 Указания № 1843-У.

Однако сообщать о выявленном нарушении в налоговую инспекцию банк не обязан. С 19 февраля 2012 года действует Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. приказом Минфина России от 17.10.11 № 133н). Какого-либо взаимодействия между налоговыми органами и банками указанный регламент не предусматривает, поэтому дальнейшие дискуссии по поводу проверок банками кассовой дисциплины уже не актуальны.

Минусом такой «передачи» полномочий для компаний видится то, что теперь проверять их будет не дружественно (во многих случаях) настроенный банк, а налоговая инспекция. И со стороны последней поблажек уже не будет. Напомним, что ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций установлена в размере 4–5 тыс. рублей для должностных лиц и 40–50 тыс. рублей для юридических лиц (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ).

Хочется обратить внимание на то, что, несмотря на подведомственность, нарушение порядка работы с наличностью не относится к нарушениям законодательства о налогах и сборах. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности может составить лишь два месяца со дня совершения правонарушения. Если с момента нарушения прошло больше времени, к ответственности не привлекут (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Банки обязаны делиться информацией о счетах клиентов

Многие компании задаются следующими вопросами: имеется ли связь между проверками, которые как будто бы внезапно организуют налоговые органы, и недавно совершенными и проведенными через банк сделками или представленными по требованию банка документами по операциям? Существует ли какой-то порядок, при котором банки и налоговики проводят совместные проверки? Независимо от ответа на эти вопросы возникает еще один: может ли компания отказать банку в предоставлении информации и при этом не нести риски, связанные с возможными последствиями такого отказа? В том числе в виде налоговых проверок. Для ответа на все эти вопросы необходимо установить, когда и о чем банк обязан информировать налоговиков.

Исходя из статьи 26 закона о банках и пункта 2 статьи 86 НК РФ, банки по запросу налогового органа в течение трех дней обязаны выдавать справки о наличии счетов в банке или об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, о переводах и об остатках электронных денежных средств. Важно, что запрос таких справок налоговиками возможен только в ограниченных случаях:

  • при проведении мероприятий налогового контроля у организации или индивидуального предпринимателя;
  • при принятии решения о приостановлении или отмене приостановления операций по их счетам;
  • после вынесения решения о взыскании налога.

На банки возложена обязанность сообщать налоговикам об открытии и закрытии организациями и индивидуальными предпринимателями счетов, а также об изменении реквизитов этих счетов (п. 1 ст. 86 НК РФ). Помимо этого, недавние поправки в НК РФ обязывают кредитные организации информировать также о предоставлении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. Срок таких сообщений во всех указанных случаях сократился до трех дней.

Как правило, кредитное учреждение владеет всей полнотой информации о заемщике

Кредитные организации не являются исключением и при применении налоговыми органами статьи 93.1 НК РФ. В соответствии с ее нормами налоговые органы вправе истребовать информацию и документы, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика. Источником названы контрагенты или иные лица, располагающие такими документами и сведениями.

Естественно, что наиболее полной такая информация будет в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей, к которым банки сами испытывают повышенный интерес. Самые тщательные проверки осуществляются банками в отношении своих клиентов – потенциальных заемщиков. При рассмотрении их заявлений оцениваются в первую очередь платежеспособность и рентабельность.

Банк с целью проверки финансовой состоятельности запрашивает у клиента целый блок финансовых и аналитических документов. В частности, это бухгалтерская отчетность за последние три года. На ее основании оценивается финансовая устойчивость и динамика роста основных финансовых показателей. Помимо этого клиент обязан представить справки из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам. Банком обязательно осуществляется проверка реальности хозяйственной деятельности, анализируется дебиторская и кредиторская задолженность. Кроме этого проводится юридическая экспертиза представленных документов, проверяются полномочия руководителей, ответственных за принятие решений, подписание документов, а также наличие корпоративных согласований и одобрений по предстоящей кредитной сделке.

И что самое главное – по итогам такой финансовой проверки составляется профессиональное экономическое суждение в письменном виде. Только после этого вопрос о возможности кредитования, с письменными заключениями всех служб банка, выносится на рассмотрение кредитного комитета. Таким образом, по заемщикам у банков собирается достаточно обширное досье, которое может заинтересовать налоговые органы.

Конечно, внутренние банковские заключения и суждения о клиентах вряд ли смогут попасть к налоговикам. Однако любые иные документы, которые налоговая инспекция может идентифицировать в своем требовании, в том числе договорные, банк обязан будет представить.

Банки пытаются вовлечь в процесс контроля более плотно

Успокаивает только то, что запрос информации по статье 93.1 НК РФ возможен лишь в случае проведения налоговой проверки. Но такое ограничение налоговики пытаются обойти, в частности, внеся поправки в первую часть НК РФ. Вся информация, которая сейчас запрашивается у банков на основании названной статьи, будет предоставляться ими в электронном виде в рамках исполнения обязанностей, установленных законами о налогах и сборах. На основе этой информации предполагается создание налоговыми органами программно-информационных комплексов. Указанный массив сведений сможет обеспечить целенаправленный поиск налоговых нарушений у организаций и предпринимателей.

Представляется, что реализация этого проекта, как и использование такой базы в случае ее создания, сомнительны. Причина тому – объемы совершаемых в банках операций и ограничения, установленные на количество возможных проверок. Однако списывать указанные риски было бы преждевременным.

А пока что новый виток прений и ажиотажа вокруг взаимоотношений между банками и налоговыми органами был ознаменован письмом ЦБ РФ от 28.06.12 № 90-Т. В нем ЦБ РФ информирует о том, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) размещает сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (местонахождению), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует. Банкам рекомендовано отказывать таким налогоплательщикам в заключении договора банковского счета. При наличии договора банковского счета – отказать компании в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания и принимать расчетные документы только на бумажном носителе.

Операциям такого клиента, по мнению ЦБ РФ, надлежит уделять повышенное внимание. А сведения о них направлять в Росфинмониторинг независимо от того, относятся или нет они к операциям, подлежащим обязательному контролю.

Банки в большинстве своем в настоящее время не спешат расторгать договоры на расчетно-кассовое обслуживание, а организуют работу, которую в упрощенной форме можно представить следующим образом. Банк через сайт ФНС России проверяет местонахождение каждого клиента. В случае отсутствия компании по адресу ее государственной регистрации в адрес клиента направляется письмо, в котором содержится просьба уточнить информацию о фактическом местонахождении. Также указывается, что если соответствующая информация не будет подтверждена, то банк вынужденно прекратит дистанционное банковское обслуживание в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 закона о противодействии отмыванию доходов.

Налоговики узнают о сомнительных сделках от Росфинмониторинга

Для налогоплательщиков закон о противодействии отмыванию доходов опасен не только в случае расхождения между юридическим и фактическим адресами. При осуществлении предписанного этим нормативным актом внутреннего контроля банки опосредованно могут являться информаторами налоговой службы через Росфинмониторинг.

Для исполнения закона банки утверждают правила внутреннего контроля. Их цель – выявление клиентских операций, подлежащих обязательному контролю в соответствии с данным законом, а также выявление прочих операций, которые могут быть связаны с легализацией или отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Операции клиентов, подлежащие обязательному контролю, определяются на основании статьи 6 закона о противодействии отмыванию доходов. Для целей выявления иных операций банки используют критерии выявления и признаки необычных сделок. В ходе этого банк может обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции. Может запросить и иные документы по сделкам, в том числе подтверждающие уплату налогов. Кроме того, всем сделкам такого клиента гарантировано повышенное внимание.

Не позднее трех рабочих дней со дня совершения сомнительной операции или операции, подлежащей контролю, банки представляют в Росфинмониторинг соответствующие сведения (подп. 4 п. 1 ст. 7 закона о противодействии отмыванию доходов). А из Росфинмониторинга эта информация попадает к налоговикам.

Дело в том, что между Росфинмониторингом и ФНС России подписано Соглашение от 27.12.06 № 01-1-13/6 и № САЭ-25-06/8 «О сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы». В ходе такого сотрудничества службы осуществляют обмен информацией, в том числе и об однодневках.

Обязанности Росфинмониторинга предоставлять налоговикам сведения, полученные от банков, Соглашение прямо не предусматривает. Но эти данные можно представить как «справочные», а их передачу – как «иные мероприятия» (п. 10 и 12 Соглашения). В итоге налоговая служба исправно получает информацию, передаваемую в Росфинмониторинг банками. А после получения этих сведений налоговики могут назначить налоговую проверку. Поэтому любая компания должна знать, что налоговая проверка может начаться с безобидной, на первый взгляд, операции в обслуживающем банке.

Игнорировать просьбы банка для компании опасно

Конечно, компания вправе отказаться от предоставления запрашиваемой банком информации. Но это может быть сопряжено с рисками приостановки проведения операции и повышенного интереса банка ко всем последующим проходящим через него сделкам.

Банк – инструмент денежной системы, которая функционирует по определенным установленным правилам. Для того чтобы оставаться на плаву, банкам необходимо соблюдать установленные нормативы и выполнять публично-правовые функции информаторов и контролеров, которые на них возложило государство. Но не стоит воспринимать банк в качестве контролирующего органа или структуры, которая будет препятствовать компании вести сделки и операции. Ведь в первую очередь обслуживающий банк – контрагент, который заинтересован в длительном взаимовыгодном сотрудничестве.

1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

3. Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.

Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

4. Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Абзацы второй - третий утратили силу. - Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

4.1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.

5. Органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

7. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

8. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

9. Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Орган, уполномоченный вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о внесении сведений в соответствующий реестр (об изменениях, вносимых в реестр) в течение 10 дней со дня внесения указанных сведений (изменений).

9.1. Утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ.

9.2. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ.

9.3. Органы, осуществляющие в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе полномочия в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета, в срок до 1 марта 2015 года обязаны сообщить в налоговые органы Республики Крым и города федерального значения Севастополя имеющиеся у них сведения об объектах недвижимого имущества (в том числе земельных участках) и их правообладателях по состоянию на 1 января 2015 года и исполнять обязанности, установленные пунктом 4 настоящей статьи.

9.4. Пенсионный фонд Российской Федерации обязан сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, следующие сведения:

о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, а также об изменениях указанных сведений в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации (снятия с регистрационного учета) или изменения указанных сведений;

о лицах, в отношении которых органами Пенсионного фонда Российской Федерации приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

10. Формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

11. Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

12. Сведения, указанные в настоящей статье, представляются в налоговые органы бесплатно.

13. Сведения, предусмотренные настоящей статьей, представляются также указанными в настоящей статье органами, учреждениями, организациями либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса.

Комментируемая статья определяет лиц, обязанных представлять информацию о налогоплательщиках в налоговые органы.

Статьей 85 НК РФ регламентированы обязанности по сообщению в налоговые органы информации лицами, не являющимися участниками налоговых правоотношений:

- органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющими нотариусов полномочиями (т.е. территориальными органами Минюста России);

- адвокатскими палатами субъектов РФ;

- органами, осуществляющими регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (т.е. территориальными органами ФМС России);

- органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.е. территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);

- органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (т.е. подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации);

- органами опеки и попечительства;

- органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, занимающимися частной практикой;

- органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (т.е. территориальными органами Федерального агентства по недропользованию);

- органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (т.е. территориальными органами ФМС России);

- органами и организациями, осуществляющими аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц;

- органом, уполномоченным вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

- органами, осуществляющими государственный технический учет (т.е. специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации, БТИ);

- органами местного самоуправления.

В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11 и ФАС Уральского округа от 27.11.2012 N Ф09-10045/12 указано, что надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.

В Постановлении от 11.07.2012 N А40-103278/11-140-436 ФАС Московского округа разъяснил, что из анализа представленных заявителем ТТН, данных федерального ресурса о транспортных средствах, указанных в ТТН, данных о технических характеристиках легковых автомобилей, которым фактически принадлежат государственные регистрационные номера, указанные в ТТН по контрагенту, следует, что реальность оказания транспортных услуг не подтверждается, поскольку указанный контрагент не обладает необходимым персоналом, транспортными ресурсами, имуществом, необходимыми для осуществления указанной деятельности, а представленные ТТН содержат недостоверные сведения.

Факт несоответствия марок автомобилей и их государственных знаков, указанных в транспортном разделе ТТН, установлен в ходе проведенных контрольных мероприятий и подтвержден данными информационного ресурса федеральной базы данных "Транспортные средства".

Как указал суд, проверка данных, отраженных в представленных заявителем ТТН, содержащих сведения о марках автомобилей и их государственных регистрационных знаках, произведена налоговым органом с использованием компетентных источников в соответствии с процедурой, установленной НК РФ и Приказом МВД России и ФНС России от 31.10.2008 N 948/ММ-3-6/561.

Таким образом, информация получена из федеральной базы данных в отношении транспортных средств, указанных в ТТН, и отсутствуют основания полагать, что указанный информационный ресурс содержит недостоверные сведения.

Данный информационный ресурс имеет ограниченный порядок доступа, который регламентирован Приказом ФНС России от 23.08.2010 N ММВ-7-4/401@. Сведения, содержащиеся в федеральной базе данных, относятся к сведениям, составляющим налоговую и иную охраняемую законом тайну.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.01.2012 N А65-7262/2011 суд пришел к выводу, что для определения налогового органа, на который возложены функции по учету налогоплательщиков - владельцев речных судов, следует установить место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при его отсутствии - место нахождения (жительства) собственника имущества.

В КВВТ РФ отсутствует определение понятия "место (порт) приписки" для судов внутреннего плавания, следовательно, местонахождение спорного имущества для целей применения статьи 83 НК РФ должно определяться по месту его государственной регистрации. Указание в классификационном свидетельстве Российского Речного Регистра на порт приписки судна правового значения не имеет.

Таким образом, определение прав на суда и регистрация их в Государственном судовом реестре не входит в компетенцию ни Российского Речного Регистра, ни Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Как отметил суд, в Волжском бассейне регистрацию судов осуществляет Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, состоящее на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижний Новгород, следовательно, в данном случае организация подлежит учету как плательщик транспортного налога на спорные судна в указанном налоговом органе.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что основания для постановки заявителя на налоговый учет в налоговом органе по месту приписки транспортных средств отсутствовали.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Ссылки заявителя на журнал учета исходящей корреспонденции как доказательство надлежащего исполнения диспозиции п. 8 ст. 85 НК РФ были признаны несостоятельными, поскольку данный журнал относится к внутренним документам организации и не содержит отметки оператора связи о принятии к отправке сведений в налоговый орган.

Из дела видно, что Шевцова Н.А. не оспаривала факт неправомерного не сообщения сведений, которые в соответствии с пунктом 6 статьи 85 НК РФ обязана была сообщить налоговому органу. Инспекция вынесла решения в полном соответствии с требованиями налогового законодательства, и эти решения не нарушают права заявителя.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 23, 85, 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 131, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

1. Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов.

3. Органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.

Органы, осуществляющие выдачу иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на работу или патентов, обязаны сообщать сведения о постановке на миграционный учет по месту пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, которые не состоят на учете в налоговых органах и в отношении которых приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее дня, следующего за днем принятия указанных документов.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

4. Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Абзацы второй - третий утратили силу. - Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

4.1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.

5. Органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом информация об удостоверении договоров дарения должна содержать сведения о степени родства между дарителем и одаряемым.

7. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя.

8. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня его подачи.

9. Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ.

Орган, уполномоченный вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о внесении сведений в соответствующий реестр (об изменениях, вносимых в реестр) в течение 10 дней со дня внесения указанных сведений (изменений).

9.1. Утратил силу с 1 января 2015 года. - Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ.

9.2. Утратил силу. - Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ.

9.3. Органы, осуществляющие в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе полномочия в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета, в срок до 1 марта 2015 года обязаны сообщить в налоговые органы Республики Крым и города федерального значения Севастополя имеющиеся у них сведения об объектах недвижимого имущества (в том числе земельных участках) и их правообладателях по состоянию на 1 января 2015 года и исполнять обязанности, установленные пунктом 4 настоящей статьи.

9.4. Пенсионный фонд Российской Федерации обязан сообщать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, следующие сведения:

о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования, а также об изменениях указанных сведений в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации (снятия с регистрационного учета) или изменения указанных сведений;

о лицах, в отношении которых органами Пенсионного фонда Российской Федерации приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются указанные сведения.

10. Формы и форматы представляемых на бумажном носителе или в электронной форме в налоговые органы сведений, предусмотренных настоящей статьей, а также порядок заполнения форм утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

11. Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон.

12. Сведения, указанные в настоящей статье, представляются в налоговые органы бесплатно.

13. Сведения, предусмотренные настоящей статьей, представляются также указанными в настоящей статье органами, учреждениями, организациями либо нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, в налоговые органы по их запросам в течение пяти дней со дня получения запроса.

Комментируемая статья определяет лиц, обязанных представлять информацию о налогоплательщиках в налоговые органы.

Статьей 85 НК РФ регламентированы обязанности по сообщению в налоговые органы информации лицами, не являющимися участниками налоговых правоотношений:

- органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющими нотариусов полномочиями (т.е. территориальными органами Минюста России);

- адвокатскими палатами субъектов РФ;

- органами, осуществляющими регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (т.е. территориальными органами ФМС России);

- органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т.е. территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);

- органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (т.е. подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации);

- органами опеки и попечительства;

- органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, и нотариусами, занимающимися частной практикой;

- органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (т.е. территориальными органами Федерального агентства по недропользованию);

- органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (т.е. территориальными органами ФМС России);

- органами и организациями, осуществляющими аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц;

- органом, уполномоченным вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

- органами, осуществляющими государственный технический учет (т.е. специализированными государственными и муниципальными организациями технической инвентаризации, БТИ);

- органами местного самоуправления.

В Постановлениях Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11 и ФАС Уральского округа от 27.11.2012 N Ф09-10045/12 указано, что надлежащим доказательством принадлежности спорного земельного участка к конкретной категории земель являются данные государственного кадастрового учета.

В Постановлении от 11.07.2012 N А40-103278/11-140-436 ФАС Московского округа разъяснил, что из анализа представленных заявителем ТТН, данных федерального ресурса о транспортных средствах, указанных в ТТН, данных о технических характеристиках легковых автомобилей, которым фактически принадлежат государственные регистрационные номера, указанные в ТТН по контрагенту, следует, что реальность оказания транспортных услуг не подтверждается, поскольку указанный контрагент не обладает необходимым персоналом, транспортными ресурсами, имуществом, необходимыми для осуществления указанной деятельности, а представленные ТТН содержат недостоверные сведения.

Факт несоответствия марок автомобилей и их государственных знаков, указанных в транспортном разделе ТТН, установлен в ходе проведенных контрольных мероприятий и подтвержден данными информационного ресурса федеральной базы данных "Транспортные средства".

Как указал суд, проверка данных, отраженных в представленных заявителем ТТН, содержащих сведения о марках автомобилей и их государственных регистрационных знаках, произведена налоговым органом с использованием компетентных источников в соответствии с процедурой, установленной НК РФ и Приказом МВД России и ФНС России от 31.10.2008 N 948/ММ-3-6/561.

Таким образом, информация получена из федеральной базы данных в отношении транспортных средств, указанных в ТТН, и отсутствуют основания полагать, что указанный информационный ресурс содержит недостоверные сведения.

Данный информационный ресурс имеет ограниченный порядок доступа, который регламентирован Приказом ФНС России от 23.08.2010 N ММВ-7-4/401@. Сведения, содержащиеся в федеральной базе данных, относятся к сведениям, составляющим налоговую и иную охраняемую законом тайну.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.01.2012 N А65-7262/2011 суд пришел к выводу, что для определения налогового органа, на который возложены функции по учету налогоплательщиков - владельцев речных судов, следует установить место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при его отсутствии - место нахождения (жительства) собственника имущества.

В КВВТ РФ отсутствует определение понятия "место (порт) приписки" для судов внутреннего плавания, следовательно, местонахождение спорного имущества для целей применения статьи 83 НК РФ должно определяться по месту его государственной регистрации. Указание в классификационном свидетельстве Российского Речного Регистра на порт приписки судна правового значения не имеет.

Таким образом, определение прав на суда и регистрация их в Государственном судовом реестре не входит в компетенцию ни Российского Речного Регистра, ни Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Как отметил суд, в Волжском бассейне регистрацию судов осуществляет Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, состоящее на налоговом учете в инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородскому району г. Нижний Новгород, следовательно, в данном случае организация подлежит учету как плательщик транспортного налога на спорные судна в указанном налоговом органе.

В связи с этим суд пришел к выводу о том, что основания для постановки заявителя на налоговый учет в налоговом органе по месту приписки транспортных средств отсутствовали.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Ссылки заявителя на журнал учета исходящей корреспонденции как доказательство надлежащего исполнения диспозиции п. 8 ст. 85 НК РФ были признаны несостоятельными, поскольку данный журнал относится к внутренним документам организации и не содержит отметки оператора связи о принятии к отправке сведений в налоговый орган.

Из дела видно, что Шевцова Н.А. не оспаривала факт неправомерного не сообщения сведений, которые в соответствии с пунктом 6 статьи 85 НК РФ обязана была сообщить налоговому органу. Инспекция вынесла решения в полном соответствии с требованиями налогового законодательства, и эти решения не нарушают права заявителя.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 23, 85, 388, 390 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 131, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

Читайте также: