Тренд на повышение налогов

Опубликовано: 22.09.2024

Искать облагаемую базу будут везде – от электронного кошелька до дачного домика

Российские власти готовят для населения самое сильное повышение налогов в постсоветской истории. В длинном списке предложений – повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), а также повышение собираемости налогов за счет контроля электронных переводов граждан и отслеживание стоимости их имущества. Такой план повышения налогов обсуждался в среду в Совете Федерации.

В текущем году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ снижаются, обращают внимание в Совете Федерации (СФ). Там в ходе парламентских слушаний «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» чиновники и ученые искали пути повышения налоговых поступлений в бюджет. Что примечательно, все предложения в основной своей массе касались граждан. Экономисты и законотворцы для наполнения бюджета предлагают следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов, а также повышать ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) с 13% для тех, кто зарабатывает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

В текущем году доходы федерального бюджета существенно снизились, заметил в среду глава бюджетного комитета СФ Анатолий Артамонов в ходе слушаний на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ». «Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов РФ? За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль – около 14%. С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15%», – сказал сенатор, отметив, что при таком падении поступлений в бюджеты необходим поиск новых доходных источников.

Он также обращает внимание на рост налоговых расходов. «Согласно основным направлениям налоговой политики на 2021–2023 годы, налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот, увеличатся в 2021 году на 7% по сравнению с текущим годом и составят 4,3 трлн руб.», – сообщил сенатор, указывая на необходимость отмены неэффективных льгот.

Несмотря на общее снижение, поступления по отдельным налогам увеличиваются. Так, в Федеральной налоговой службе (ФНС) обещают, что по итогам года поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ по итогам 2020 года будут на 5–6% выше, чем в докризисном 2019 году. Об этом в ходе парламентских слушаний сообщил замглавы ФНС Дмитрий Вольвач. Чиновник также полагает, что по итогам года поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет окажутся на уровне 2019 года. Поступления от нашумевшего так называемого налога на самозанятых по итогам года составят 2–2,5 млрд руб. Такую оценку в среду дал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов. По итогам прошлого года поступления составили около 1,7 млрд руб.

«Это (налоговый режим для самозанятых. – «НГ») и борьба с теневой занятостью, поскольку подавляющее большинство самозанятых лиц в настоящее время впервые встали на учет в налоговых органах и стали платить налоги», – сказал Сазонов. Впрочем, сложно назвать победой над теневой занятостью дополнительные 300 млн руб. в бюджет.

Снижение налоговых поступлений в казну заставляет искать новые источники пополнения бюджета. Собственно, это и стало темой прошедших в среду парламентских слушаний. В частности, в аналитическом управлении аппарата СФ, представившем свои предложения на слушания, советуют «усилить налоговый контроль в отношении недобросовестных налогоплательщиков, намеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ». Особенно его предлагается усилить для тех, кто совершает сделки в социальных сетях, и тех, кто не регистрируется в качестве самозанятого.

Кроме того, как следует из документа, предлагается несколько направлений повышения поступлений по НДФЛ. Во-первых, следует заняться анализом банковских выписок и содержания электронных кошельков физлиц «с целью выявления доходов, полученных от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог». Во-вторых, предлагается сопоставлять доходы граждан и их расходы «в части превышения стоимости зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества и транспортных средств над задекларированным доходом за последние три года». То есть предлагается сравнивать движимое и недвижимое имущество владельцев с их официальными доходами.

Еще одно предложение от аппарата СФ – трансформировать курортный сбор в туристический сбор и распространить его на всю территорию страны. Кроме того, наделить субъекты РФ правом самостоятельного решения о введении такого налога. Как сообщается, это целесообразно «в целях развития туристской инфраструктуры и расширения налоговой базы». Довольно похвальное решение с учетом того, что отрасль терпит убытки из-за коронакризиса, а российское население продолжает беднеть.

Подобные предложения звучат в целом удивительно с учетом того, что в том же документе также отмечается, что «в России повышение государственных расходов при одновременном увеличении налоговой нагрузки тормозит экономический рост». «Прошлый мировой кризис показал, что наиболее быстрое восстановление темпов роста экономики было достигнуто в тех странах, где налоговая нагрузка в кризисные периоды снижалась», – замечают в аппарате СФ.

Свои предложения по увеличению налоговых поступлений представило и научное сообщество. К примеру, руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве Светлана Солянникова предлагает расширить перечень подакцизных товаров. Она советует включить туда предметы роскоши. «Применительно к российской действительности в качестве предметов роскоши, облагаемых акцизами, можно рассматривать как ювелирные изделия, изделия из натурального меха и натуральной кожи, так и дорогостоящие часы, обувь, одежду, телефоны, бытовую технику, электронику класса Luxure, предметы антиквариата», – перечисляет она.

Еще одно предложение ученых из Финансового университета – налогообложение трансграничных переводов физлиц. По данным Центробанка, в нашей стране наблюдается отрицательное сальдо по трансграничным переводам физлиц. «Суммы перечислений из РФ превышают суммы поступлений в РФ», – поясняет Солянникова. «В этой связи представляется экономически обоснованным налогообложение данных переводов, поскольку комиссию за переводы получает только коммерческий банк либо платежные системы, осуществляющие операции. Налогоплательщиками будут физлица, осуществляющие трансграничные переводы из России, налоговая база может рассчитываться как сумма перечислений, налоговые ставки – до 0,1%, дифференцированные в зависимости от страны, куда осуществляется перевод», – рассказывает экономист, полагая, что поступления от такого сбора превысят 603 млн руб. в квартал.

Солянникова также видит необходимость в увеличении на 1–1,5% ставки НДС на 2022–2025 годы. По ее мнению, повышение ставки должно иметь «определенный период действия», а именно – на время ликвидации последствий коронакризиса и восстановления устойчивых темпов экономического роста. Кроме того, продолжает она, необходима также оптимизация оснований для применения пониженной ставки НДС, в частности, сокращение перечня продовольственных товаров, облагаемых по пониженной ставке, до продуктов первой необходимости.

В то же время ученый подчеркивает: «В настоящее время отсутствуют условия для существенного увеличения налоговых доходов бюджетов без ущерба для экономики страны. Критерием при определении новых источников налоговых доходов бюджетов должно стать минимальное негативное влияние на темпы экономического роста и реальные доходы населения».

В Институте экономики РАН в рамках предложений по поиску дополнительных источников налоговых доходов предлагают менять режимы налогообложения ключевых фискальных сборов РФ, а также «введение новых налогов, нацеленных на привлечение к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока активно не задействованы в этом процессе».

В частности, по НДФЛ необходимо вернуться к вопросу о переходе к прогрессивному налогообложению доходов физлиц для большей части налогоплательщиков, говорят ученые.

К примеру, предлагают экономисты, ставка 13% будет применяться к годовым облагаемым доходам до 600 тыс. руб., ставка в 15% к доходам в интервале 600 тыс. руб. – 3 млн руб., ставка 20% – к доходам в интервале 3–5 млн руб. и ставка 25% к доходам, превышающим 5 млн руб. «При этом необходимо применение данной шкалы по принципу глобального дохода с включением в него доходов налогоплательщика, полученных из всех источников», – подчеркивают в Институте экономики, полагая, что эта мера позволит привлечь к налогообложению «высокодоходные категории населения». Заметим, эта мера предполагает повышение НДФЛ до 15% для тех, кто получает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

Собираемость налогов в России постепенно растет. «За пять лет поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%», – обращает внимание директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. Ключевая задача в рамках роста собираемости налогов – не повышать налоговую нагрузку на бизнес, а напротив, обеспечить ее снижение и стимулировать предприятия к «обелению», продолжает она. «В условиях кризиса, в том числе в целях сохранения налоговой базы, в большинстве стран начали применять пониженные ставки по налогам», – говорит Алехнович.

Из-за сложностей с наполняемостью бюджета вполне ожидаемо появление предложений, направленных на повышение фискальной составляющей нашей налоговой системы, замечает общественный омбудсмен по налогам Михаил Орлов. «Надо понимать, что предложения, связанные с изменением налогового законодательства, особенно в части повышения налоговых сборов, могут нанести ущерб экономике, восстанавливающийся после пандемии», - указывает он.

Эксперт сомневается в эффективности предложений ученых по развитию прогрессивной шкалы налогообложения. «Все нацелено на то, чтобы платить свыше сегодняшних 13% стали не только богатые с доходом более 5 млн рублей в год, но и так называемый средний класс, чьи доходы составляют от 600 тыс. до 5 млн рублей в год. Это может привести к росту «серых» и «черных» зарплат, дальнейшему падению доходов, сокращению покупательской способности населения и повышению расходов на администрирование этого процесса», - считает Орлов, полагая, что большинство предложений больше носят популистский характер.

Поиски новых источников бюджетных доходов в целом оправданы. «Вместо запланированного профицита в 1%, в текущем году дефицит бюджета может достигнуть 4,4% из-за кризиса и снижения нефтяных котировок», - обращает внимание первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В условиях падения цены нефти элитам приходится искать новые источники пополнения бюджета, и на этом фоне повышение собираемости доходов физлиц видится логичным, правда, может нарушить десятилетиями формировавшийся негласный консенсус между элитами и гражданами: сверхдоходы и сверхрасходы элит прежде не подвергались проверке, равно как и микродоходы и микрорасходы граждан обычно оставались в тени», - отмечает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов.

Большинство предложений со стороны Совета Федерации в нынешних условиях выглядят сомнительными и противоречат логике налоговой системы, направленной на консолидацию доходов в федеральной казне, считает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Что касается анализа банковских выписок и содержания электронных кошельков граждан с целью выявления дополнительных источников доходов, то на мой взгляд подобные объемы данных вряд ли могут быть адекватно обработаны. К тому же не понятны основания, на которых эти данные должны предоставляться, как будет учитываться налогооблагаемая база», - рассуждает он.

В свою очередь, повышение НДС ударит по всей цепочке товарооборота и услуг. «Соответственно на планах властей по восстановлению экономического роста можно будет забыть в ближайшие пять лет», - резюмирует Пушкарев.

Между тем, в пресс-службе Министерства финансов РФ сообщили «НГ», что сейчас в ведомстве не рассматривается вопрос дополнительного повышения налоговой нагрузки. «Парламентские слушания «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» проходят ежегодно в рамках бюджетного процесса, и включают в себя в том числе дискуссию экспертного сообщества и обсуждение различных предложений», - отмечает пресс-служба Минфина.

Итак, экономические власти достаточно активно ведут дискуссию о том, каким образом компенсировать дефицит федерального бюджета. И дискуссия эта протекает в выражениях, которые сделали бы честь любому парламенту.

Итак, экономические власти достаточно активно ведут дискуссию о том, каким образом компенсировать дефицит федерального бюджета. И дискуссия эта протекает в выражениях, которые сделали бы честь любому парламенту.

Министр финансов Алексей Кудрин на недавней конференции «Налогообложение — современный взгляд» отметил, что «для таких благоприятных цен сегодня — 75-77 долларов за баррель — нам нужно к 2015 году выходить на нулевой дефицит». Упомянул он и о том, что сейчас, по мнению некоторых экономистов, мир вступает в «трезвое десятилетие», а это означает, что повышения цен на нефть ждать не придется, а социальные обязательства государства останутся, так что сейчас Минфин оказался на развилке. Первый вариант: сокращать расходную часть, в том числе и социальные обязательства. Второй — увеличивать налоговую нагрузку на бизнес. «Мы выбрали повышение налогов, а дальше — это не к Минфину!» — заявил Кудрин.

В будущем Минфин, может быть, увеличит налог на добавленную стоимость, потому как он существенно меньше налога на прибыль. Также Алексей Леонидович серьезно настроен и по отношению к акцизам на табак и алкоголь: «Пока на 2011 год мы сохраняем это повышение всего на 10%. Но в последующие годы ставка будет больше на 20-30%». Кудрин отметил, что согласен с тем, что можно повысить налог на добычу полезных ископаемых по газу, но считает, что нагрузка на нефтяной сектор находится на предельном уровне.

Министр финансов напомнил, что некоторые страны уже приняли решения о повышении налогов.

Альтернативной точки зрения придерживается помощник президента Аркадий ДВОРКОВИЧ: нужно не налоги повышать, а экономическую активность. И что дальнейшее повышение в России налогов — это «сценарий в никуда» и «прощание с налоговой службой не только малого бизнеса, но и целых отраслей экономики!». По словам Дворковича, главный резерв на ближайшее время — это экономия бюджетных средств в сфере совершенствования госзакупок. Аркадий Владимирович сослался на расчеты Контрольного управления президента и сообщил, что только экономия в этом секторе принесет в доход бюджету триллион рублей в год. «Это минимальная цифра», — заметил Дворкович.

Повышение выплат в социальные фонды возмутило и главу Сбербанка Германа ГРЕФА. «Единственная баррикада, которая разъединяет сегодня власть и бизнес, это налоги. И создают эту баррикаду не очень разумные менеджеры. Если налогоплательщик не понимает, что налоги, которые он платит, разумно тратятся, у него не возникает никакого желания эти налоги платить», — отметил он.

«Искусство налогообложения — это искусство ощипывания гуся от перьев при его наименьшем пищании, нельзя раздеть голого», — продолжил президент Сбербанка. Он вспомнил и о судьбе малого бизнеса, «который уже даже не пищит, а шипит». «Как можно так резко поднимать налоги для малых предприятий и в то же время ждать от них создания рабочих мест? Малый бизнес уйдет в «теневой» сектор», — уверен Греф.

Кстати, по результатам опроса, проведенного «Деловой Россией» совместно с Институтом Гайдара (бывший Институт экономики переходного периода), 25% предпринимателей после 1 января намерены поднять цены, 25% думают об уходе «в тень», 21% готовится сокращать сотрудников и инвестиции, 16% — урезать соцпакеты.

Даже в самом Министерстве финансов есть люди, которые не во всем поддерживают Кудрина. На Гайдаровских чтениях, состоявшихся 12 ноября, замминистра финансов Сергей ШАТАЛОВ аккуратно заговорил «о возможности пересмотра политического решения» насчет повышения страховых взносов с 2011 года.

Но, кажется, поздно. Решение принято, и теперь главное понять, чем оно обернется как для бизнеса, так и для бюджета. Тренд на повышение налогов настолько очевиден, что редкие исключения как нельзя лучше поддерживают правило. Например, Госдума освободила от уплаты налога на прибыль, НДС, транспортного налога организации и частных лиц, участвующих в подготовке Олимпиады в Сочи. Подобные льготы предусмотрены одним из пунктов договора, заключенного с Международным олимпийским комитетом (МОК). Но речь идет только о спонсорах, заключивших контракты с МОК на национальных спонсоров Олимпиады. На РЖД, Сбербанк, «Роснефть», «Ростелеком», «Мегафон» льгота распространяться не будет. И на том спасибо, однако олимпийские льготы, так же как и олимпийскую стройку, в любом случае придется оплачивать другим налогоплательщикам.

Мнения экспертов

Никита Кричевский, доктор экономических наук, профессор:

— Без сомнения, компенсировать дефицит федерального бюджета нужно за счет повышение налогов, у нашей экономики нет другого выбора.

О введении налога на роскошь можно забыть, потому как само понятие роскоши весьма расплывчато, никто не может до конца понять, что это такое: в свое время к ней относили и автомобильные покрышки, и даже шоколад.

Основная налоговая нагрузка ляжет даже не на бизнес, поскольку он представляет собой весьма консолидированную силу и способен противостоять с помощью различных лоббистских возможностей, а на население. Прежде всего вследствие введения налога на недвижимость. Это будет единый налог, и по одному из вариантов, который наиболее нравится Минфину, квартиры в целях налогообложения будут оцениваться следующим образом: рыночная стоимость за вычетом 30% — и с этого уже будет взиматься налог. Не можешь платить — продавай квартиру или меняй ее на меньшую.

Что касается перехода к дифференцированному обложению доходов физических лиц, главный противник этой идеи — премьер-министр, и этот противник пока непробиваем.

Владислав Корочкин, вице-президент «Опоры России»:

— Сценарий, который предлагает Аркадий Дворкович, на мой взгляд, наиболее верный, поскольку в сфере государственных расходов есть скрытые резервы.

Сегодня наша налоговая система достаточно сбалансирована, корпоративные налоги достаточно высокие. Особенно это касается малого бизнеса. Наши малые предприятия при равных условиях с зарубежными все еще платят больше налогов, а значит, менее конкурентоспособны. Поэтому корпоративные налоги еще больше снизят конкурентоспособность российских предприятий.

Оптимизация налоговой системы предполагает перенесение части налоговой нагрузки с производства на потребление. Налоговая база должна формироваться в тот момент, когда финансы, уходят из производственного контура и используются именно для потребления.

Яна Яковлева, председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность»:

— Государство этим повышением налогов очень сильно заставляет предпринимателей задуматься о дальнейшей жизни и работе. В крупных компаниях и зарплаты больше, и прибыли там другие, а малый бизнес балансирует сейчас на грани между убытком и нулем, из кризиса до конца еще не вышли.

На сегодня весь бизнес, который имеет под собой производственную базу и заинтересован в клиентах, полностью белый. Поэтому говорить о том, что весь бизнес уйдет «в тень», достаточно опрометчиво, но получается, что государство само нас загоняет туда, а этого ужасно не хочется делать, потому как не хочется подвергаться ежедневному риску общения с милицией и налоговой. Каждая налоговая проверка приходит изначально, для того чтобы «найти». Налоговики будут еще больше уверены, что мы — преступники.

Наша организация пытается найти возможность сокращения затрат, пока что мы сокращаем персонал, стараемся экономить на аренде. Это и будет первая реакция — сокращение персонала. Удивительно, что государство не просчитывает этот момент.

Инвесторы получили стимул, но переживают из-за планов по повышению корпоративных налогов

Инвесторы обращают свое внимание на перспективы того, что более высокие налоги могут угрожать ралли акций США, поскольку администрация президента Джо Байдена продвигает свою повестку дня и ищет способы оплаты своих планов расходов.

В последние дни инвесторы сосредоточили внимание на росте доходности облигаций, что оказало давление на цены акций, хотя индексы остаются близкими к своим рекордным максимумам.

Тем не менее, некоторые участники рынка обеспокоены тем, что хотя бы частичный откат снижения корпоративных налогов, который стимулировал рост акций в эпоху Дональда Трампа, в конечном итоге может повлиять на акции, стоимость которых уже выросла благодаря некоторым предпринятым мерам.

«Это проблема», - сказал Куинси Кросби (Quincy Krosby), главный рыночный стратег Prudential Financial. «Об этом будут говорить, когда это станет реальностью. Но сейчас рынок явно сосредоточен на том, чтобы перейти на другую сторону этой пандемии».

В этом году индекс S&P 500 вырос более чем на 4%, а недавно принятый президентом план помощи в связи с коронавирусом на сумму 1,9 триллиона долларов стал последним импульсом для экономики и фондового рынка. Темпы восстановления экономики и вакцинация от COVID-19 будут по-прежнему в центре внимания инвесторов на следующей неделе, наряду с ростом доходности облигаций США, который оказал давление на технологические акции и акции экономического роста и дополнительно поддержал банковские и другие акции.

Во время своей президентской кампании Джо Байден пообещал поднять ставку корпоративного налога с 21% до 28% - это предложение было поддержано министром финансов США Джанет Йеллен. Инвестиционные стратеги ожидают ожесточенного сопротивления со стороны законодателей-республиканцев любому такому плану развития событий.

В начале недели пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что хотя администрация Байдена тесно сотрудничает с членами Конгресса в вопросе финансирования амбициозного инфраструктурного пакета, планы еще пока не согласованы.

Увеличение корпоративных налогов может сказаться на прибылях компаний, которые, как ожидается, вырастут в этом году, поскольку бизнес оправится от пандемии коронавируса.

Повышение ставки корпоративного налога с 21% до 25% может снизить общую прибыль компании S&P 500 на 4–5%, а повышение до 28% может снизить ее на 6–7%, по словам Тобиаса Левковича (Tobias Levkovich), главный стратег Citigroup по рынку акций США.

«Теоретически, если вы купили рынок в ожидании лучшей прибыли в результате стимулирования, вы можете потерять эту выгоду из-за более высоких налоговых ставок», - сказал он.

По состоянию на третий квартал индекс S&P 500 в целом имел ставку налога 17,54%, при этом ставка налога на недвижимость была самой низкой среди секторов S&P и равнялась 8,06%. По словам Ховарда Сильверблатта (Howard Silverblatt), старшего аналитика по индексам S&P Dow Jones Indices, доля технологий, крупнейшего сектора по рыночной стоимости, составила 14,76%.

Движение в сторону повышения корпоративных налогов последует за стремлением бывшего президента Дональда Трампа в пользу снижения ставки с 35% до 21%.

«Мы видели, как акции значительно выросли, мы видели, как значительно выросли доходы при администрации Трампа», - сказал Брэд Макмиллан (Brad McMillan), директор по инвестициям Commonwealth Financial Network. «Собираемся ли мы вернуть часть этой прибыли, если получим новый налоговый счет? Да, это вполне возможно, и даже вероятно».

Потенциал повышения налогов для богатых американцев также привлекает внимание инвесторов. В сообщении LinkedIn в понедельник Рэй Далио, основатель Bridgewater Associates, крупнейшего в мире хедж-фонда, сказал, что налог на богатство, предложенный сенатором Элизабет Уоррен, «скорее всего, приведет к большему оттоку капитала и другим мерам по уклонению от этих налогов».

Ранее в этом месяце Уоррен анонсировала законопроект, который, по ее словам, будет включать 3% налога на чистую стоимость активов выше 1 миллиарда долларов. Однако пресс-секретарь Белого дома Псаки заявила на этой неделе, что налоговые планы Байдена отличаются от планов Уоррен.

Инвесторы пока могут не решиться на оценку рисков, не зная подробностей плана, а также шансов на его реализацию.

Некоторые сомневались, что Байден будет пытаться протолкнуть более высокие налоги, пока экономика восстанавливается, или что он с такой же легкостью пойдет по пути принятия законопроекта по повышению налогов, как и в случае со своим законопроектом о стимулах, учитывая незначительное большинство его Демократической партии в Конгрессе.

Джонатан Голуб (Jonathan Golub), главный стратег Credit Suisse по акциям США, сказал, что шансы на повышение налогов в этом году могут возрасти, если экономика продемонстрирует особую силу.

«Рынок начнет больше беспокоиться по этому поводу через 6-8 месяцев», - сказал Голуб.

Материалы на эту тему также можно прочитать:

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

18 декабря на сайте Министерства финансов был опубликован проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Согласно некоторым его пунктам, с начала 2021 года ожидается повышение налоговых ставок для сотрудников ИТ-индустрии, работающих в компаниях — резидентах ПВТ, налога на прибыль для операторов сотовой связи, земельного налога для торговых центров и др.

Мы поговорили с Катериной Борнуковой — академическим директором Центра экономических исследований BEROC — о том, что это может означать для экономики страны, представителей бизнеса и населения.


Катерина Борнукова
Академический директор Центра экономических исследований BEROC

1. К чему приведет повышение налогов для бизнеса?

Предусмотренные проектом меры усугубят финансовое состояние многих субъектов хозяйствования. Мы уже видим падение основных финансовых показателей, вызванное пандемией коронавируса и политическими событиями в стране, в сфере HoReCa, на рынке недвижимости, в ритейле и др. Согласно положениям нового проекта закона, ритейл и торговые центры получат дополнительную налоговую нагрузку.

Ситуация сейчас такая:

  • Роста доходов у населения нет
  • Продавцы не могут значительно повышать цены и будут вынуждены зарабатывать в прежних пределах, но при этом платить за аренду больше.
  • Торговые центры станут перекладывать возросшую налоговую нагрузку на арендаторов, а арендаторы не смогут переложить ее на покупателей.

Поэтому маржинальность ритейла будет снижаться.

Это приведет к тому, что в ТЦ начнет закрываться все больше торговых точек. Если это торговая сеть, — в целях экономии компании будут сокращать количество торговых объектов в центрах. Если это единичный арендатор — он может просто свернуть бизнес.

Плохо скажется повышение налогов и на банках, которые выдавали кредиты под строительство торговых центров: им труднее станет возвращать деньги. Для резидентов ПВТ и операторов связи ситуация также ухудшится. А ведь сектор ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), в отличие от других отраслей, в 2020 году рос. За первую половину года он вырос на 10%. Затем рост стал замедляться, но во второй половине года он все же составил 7,2%. При этом экономика страны в целом за этот же период (с января по ноябрь) упала на 0,9%. Поэтому увеличение налоговых ставок не убьет сектор ИКТ, но спровоцирует входящие в него компании на различные ухищрения.

1. Операторы связи до этого момента находились в особом положении. Когда мы проводили опрос среди населения, услуги связи оказались единственной категорией расходов, которую люди собирались увеличивать в текущем году, а не сокращать. Во время пандемии коронавируса связь превратилась в предмет первой необходимости.

И вот как раз эту категорию налогоплательщиков правительство планирует обложить дополнительным налогом, увеличив ставку сразу на 12%.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

2. Компании — резиденты ПВТ пострадают не меньше, хотя и не в прямом денежном выражении (им ставку подоходного налога поднимут «всего лишь» на 4%).

Давайте посмотрим на обещания, данные во время создания ПВТ: в декрете Президента Республики Беларусь № 12 от 22 сентября 2005 года было прописано, что до 2049 года налоги для резидентов ПВТ меняться не будут. Да, самая большая льгота для резидентов ПВТ — это ставка отчислений в ФСЗН, а не налоговая, но сам факт планируемого увеличения налогов — плохой сигнал. Ведь льготные условия ПВТ были магнитом для инвестиций, гарантией того, что налоговый режим в стране — благоприятный и долгосрочный. Теперь же мы наблюдаем очередной подрыв доверия к государству.

И уж точно стоит ожидать уменьшения объемов инвестиций, в первую очередь — в ИТ-сектор. Инвестиции вряд ли исчезнут совсем, но их станет меньше, а значит, — станет меньше и рабочих мест для жителей Беларуси.

Уменьшение или увеличение налоговых ставок для ИП и физлиц с «разрешения» депутатов — тоже палка о двух концах. С одной стороны, этот поправкой можно воспользоваться во благо и снизить налоговую нагрузку для тех, кто находится в самых пострадавших отраслях, — в той же HoReCa и непродуктовом ритейле. С другой стороны, местные бюджеты как-то нужно наполнять, и депутаты вполне могут решить собрать побольше денег, а не помогать бизнесам выжить.

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Если поправка будет использована для увеличения налоговой нагрузки на ИП и физлиц, на рынке окажется еще больше безработных. А среди тех, кто продолжит свое дело, многие станут работать без регистрации. Наличие теневого рынка плохо отразится на обеих сторонах: и на государстве, и на самих «неофициалах». Государство недополучит налогов. А люди, занимающиеся бизнесом без регистрации, утратят многие ранее доступные опции. Например, возможность получения банковских кредитов в качестве юрлиц.

Возникнут вопросы и с социальной защитой таких людей. Например, сейчас у ИП есть возможность получать «декретные». Но если официально не регистрируешь ИП, то тебя вычеркивают из списков получателей. То же касается и пенсионных отчислений: если не набираешь нужный стаж — сможешь рассчитывать только на низкую социальную пенсию. Уже сегодня, если ты «тунеядец», — у тебя нет скидок на услуги ЖКХ. На какие еще сферы жизни людей распространится это давление, непонятно. Но тенденция к ужесточению условий для «неофициалов» просматривается четко.

2. Чем новая налоговая политика поможет бюджету

Сейчас мы видим, что поднятие налоговых ставок планируется очень точечное, для определенных отраслей. И какую-то выгоду бюджет от этого получит. Но даже несмотря на это, бюджет 2021 года планируют с огромным дефицитом. Если в 2020 году дефицит ожидается в районе 3 млрд бел. рублей, то на следующий год планируется дефицит в размере свыше 4 млрд бел. рублей, или около $ 1,6 млрд (данные из проекта республиканского бюджета на 2021 год). Причем этот проект рассчитан уже с новыми налогами!

Иметь дефицит бюджета, в принципе, нормально для кризисных времен. Но у нашей страны слишком много проблем. Во-первых, постоянные кризисы шли чередой, экономика не успевала восстанавливаться. Во-вторых, непонятны источники финансирования госбюджета: обычно он финансируется за счет госдолга, но нам еще нужно найти средства на погашение внешнего долга. А брать деньги, кроме как у России, больше негде. И даже если Россия выдаст еще $ 1 млрд, этого будет недостаточно.

Таким образом, вряд ли повышение налогов окажется временной мерой, как нас стараются убедить, — на время пандемии. Скорее всего, налоги будут повышать и дальше. Восстановление экономики в лучшем случае придется на 2022 год, и оно не будет быстрым. Пока планы по точечному повышению налогов похожи на попытку прощупать почву. В будущем, скорее всего, стоит ожидать повышения НДС и перехода к неплоской шкале подоходного налога для населения (состоятельные слои населения станут облагать более высокими налогами).

Фото: unsplash.com

Фото: unsplash.com

Окажется ли повышение налоговых ставок эффективным — большой вопрос. С одной стороны, поступления в бюджет должны вырасти. Но тот же ритейл, как я уже говорила, станет приносить меньше прибыли, поэтому перекроют ли налоговые поступления падение спроса — неизвестно.

Также мы будем наблюдать отток средств из ИТ-сектора: увеличение налогов для резидентов «неприкасаемого» ранее ПВТ сигнализирует компаниям об ухудшающейся динамике отношения к информационному сектору. А это прямо скажется на увеличении числа релокаций ИТ-компаний за границу, что приведет к снижению поступлений в бюджет от одной из самых платежеспособных отраслей экономики.

3. Как повышение налогов отразится на населении

Любые новые налоги чреваты ростом цен. Проще говоря — населению придется больше тратить денег на то же самое. В конце ноября 2020 года компании BEROC и SATIO провели онлайн-опрос 1008 человек. Вот некоторые из результатов:

  • 37% ожидают, что их доходы снизятся
  • 48% опрошенных считают, что влияние коронавируса будет длительным — более 1 года
  • 75% ожидают, что цены в магазинах вырастут
  • 76% считают, что им придется экономить.

Когда у людей такие ожидания, они стараются сокращать расходы и тратить деньги только на предметы первой необходимости. Соответственно, по ритейлу будет нанесен двойной удар: государство повысит налоги, а люди станут меньше покупать.

Само появление такого проекта — еще один сигнал для населения к тому, что надо экономить. И люди будут это делать, а качество их жизни упадет. Денег от населения недополучат в первую очередь HoReCa, непродуктовый ритейл и сфера развлечений.

В мае 2020 года мы проводили опрос среди компаний упомянутых категорий, и тогда 100% заявили о том, что у них выручка снизилась более чем на 20%.

Осенью мы опросили более 100 предприятий МСП. Мы задали им вопрос: «Как повлияет на вашу деятельность вторая волна коронавируса?». Вот результаты:

По сфере развлечений:

  • 46% компаний считают, что ситуация ухудшится
  • 36% считают, что будет так же плохо.

По сфере HoReCa (услуги по временному проживанию и питанию):

  • 33% считают, что будет еще хуже
  • 25% считают, что будет так же плохо.

А если бизнесу будет плохо, то на население это повлияет через рынок труда. Когда те же ритейлеры закроют свои точки в ТЦ и уйдут в онлайн или начнут «резать косты» — что произойдет?

  • Во-первых, не стоит ожидать роста зарплат (особенно в сфере услуг, ритейле и HoReCa)
  • Во-вторых, можно ожидать всплеска сокращений и увольнений. В апреле 6,7% опрошенных респондентов говорили, что недавно потеряли работу. В сентябре эта цифра упала до 2,7%, но в ноябре выросла до 3,4%. И понятно, что все еще впереди — повышение налогов может существенно ускорить рост безработицы.

Выше мы говорили про налоги на бизнес. Но есть в проекте и решения, предусматривающие налоги, которые напрямую коснутся потребления. Например, проектом запланировано сокращение имеющихся льгот по НДС на лекарства, медикаменты и детские товары. А это вещи, от покупки которых сложно отказаться, — те же памперсы и лекарства люди будут покупать всегда.

Фото: pexels.com

Фото: pexels.com

Сокращение льгот по НДС ударит по самым уязвимым слоям населения — матерям в декрете, пенсионерам, группам людей с низкими доходами. А во время экономического спада именно у этих категорий граждан доходы падают сильнее, чем у всех остальных. Например, если во время кризиса 2015−2016 годов реальные доходы домохозяйств без детей снизились на 9%, то у домохозяйств с двумя и более детьми снижение составило 12%.

Еще одна уязвимая категория населения — жители малых городов, к которым относятся практически все города меньше областных центров (кроме Пинска и Барановичей). Их жители социально даже более уязвимы, чем жители сел, в которых всегда есть дефицит рабочих рук (а значит, и работа) и доступ к натуральному производству продуктов. В небольших городах это нет, поэтому во время кризиса 2015−2016 годов доходы населения в них снизились на 14%!

Более или менее нормально в ситуации повышения налогов будут себя чувствовать лишь те, кто находится на попечении государства, — бюджетники. Кто относится к этой категории — всем известно. Врачи, учителя, пожарные, а также чиновники и сотрудники силовых структур. Может быть, поэтому на обеспечение зарплат бюджетников и социальные выплаты в 2021 году запланировано увеличение расходов на 3 млрд бел. рублей. (около $ 1,2 млрд).

НДФЛ

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене
«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях
«Экспресс газета» в Google Новостях

Дискуссии в правительстве на тему необходимости повышения подоходного налога не утихают уже несколько лет. И если раньше в центре внимания был переход с плоской шкалы НДФЛ на прогрессивную, при которой чем больше у работника доход, тем больше он платит налог, сейчас говорят о повышении фиксированной ставки налога с 13 до 15%. Вполне возможно, что в 2020 году этот законопроект все же вступит в силу. К чему это приведет — спросим у эксперта.

Повышение НДФЛ сделает часть заработных плат серыми

— Сегодня от любой официальной заработной платы работодатель, как налоговый агент своего сотрудника, отчисляет в налоговую 13% с его зарплаты за вычетом налоговых льгот, если они предусмотрены у сотрудника. То есть если официальная заработная плата сотрудника составляет 50 000 рублей, то на руки он получает сейчас 43 500 руб., а при увеличении налога будет получать 42 500 руб.

Тем самым повышение НДФЛ приведет к увеличению налогового бремени на физических лиц, вследствие чего последуют сокращение чистого дохода населения на 2% и перераспределение этих финансовых средств на нужды государства. Возможно, за счет этого улучшится социальная составляющая в стране — налог вырастет на 15%, или более чем на 200 миллиардов рублей в год, что хорошо скажется на бюджете государства.

Однако с увеличением налоговой ставки часть заработных плат, скорее всего, будут делать серыми.

Хотя сейчас во многих компаниях, наоборот, идет тренд на «обеление» заработный платы сотрудника, так как полная официальная заработная плата позволяет сотрудникам брать ипотеку, кредиты и получать налоговые вычеты. Официальной статистики здесь нет, но источники говорят, что сегодня 75 из 100 сотрудников в России получают именно «белую» заработную плату.

Почему Россия не переходит на прогрессивную систему налогообложения?

Стоит отметить, что в большинстве развивающихся стран налоговая ставка на доходы граждан как раз и составляет от 10 до 15 процентов. В европейских странах используется, как правило, прогрессивная система, то есть с меньших доходов взимается низкий налог, а с больших доходов — больший налог. Разница в налогах составляет от 0% для самых маленьких доходов до 50% у граждан с высоким доходом. Также есть ряд стран, где нет подоходного налога в принципе.

  • Ни граждане, ни налоговые органы не готовы к такому переходу, потому что сейчас налоги с ваших доходов оплачивают предприятия и организации, которые централизованно взаимодействуют с налоговыми органами. А в случае динамической (прогрессивной) системы каждый гражданин, получающий доходы от разных источников, должен будет самостоятельно составлять декларацию, подавать ее и взаимодействовать с налоговыми органами.
  • Бедные от этого не станут богаче, а богатые резко уведут свои доходы в тень, за счет чего сократится поступление финансов в бюджет и ухудшится социально -экономическое положение страны.
  • Сократится мотивация больше зарабатывать и инвестировать в страну из-за рубежа, так как больше доходов будут изыматься государством, то есть чистый доход от вложенных сил и инвестиций не приведет к росту чистой прибыли и, как следствие, станет нецелесообразен.
  • НДФЛ собирается в региональный бюджет, и плюсов для Мурманской области от того, что станут собирать больше налогов в Московской области, не будет никаких. При введении такой ставки регионы еще больше обеднеют.

Очень много стран используют единый НДФЛ, который не зависит от дохода гражданина. Еще один показатель того, что такая ставка интереснее как для государства, так и для граждан: в США отдельные штаты имеют право использовать собственные налоговые режимы. За последнее время 5 штатов ввели такой же формат налогообложения, как и в России, — с фиксированной ставкой. Также и в Великобритании часто обсуждается переход к единой налоговой ставке.

Читайте также: