Требование налоговой в последний день проверки

Опубликовано: 02.05.2024


Должностные лица налоговой службы имеют право потребовать от плательщика предоставления документов и пояснений по отдельным финансовым операциям. Эти пояснения дают возможность налоговикам установить достоверность отражения операций в учете, правильность начисления и уплаты налогов. Действующим законодательством предусмотрена ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой.

Рассмотрим, можно ли игнорировать требования налоговой службы и какие санкции грозят плательщикам, которые не ответили на запрос и не направили документы в адрес ФНС.

  • Можно ли игнорировать запрос из налоговой
  • Ответственность за непредоставление документов
  • Дополнительная ответственность плательщика
  • В каких случаях штраф является незаконным
  • Как уменьшить сумму штрафных санкций
  • Выемка документов

Можно ли игнорировать запрос из налоговой

Должностные лица ФНС имеют право истребовать у плательщиков информацию и ее документальное подтверждение. Это требование закреплено в Налоговом кодексе. Налоговики могут запрашивать информацию двух типов:

  • В отношении работы самой компании — согласно статье 93 НК;
  • В отношении контрагентов — согласно статье 93.1 НК. В этом случае компания должна предоставить документы и сведения по указанной сделке.

Согласно требованиям ст. 93.1 НК налоговая служба имеет право истребовать документы даже в том случае, если работники ФНС полагают, что субъект предпринимательства может располагать конкретной информацией.

Игнорировать требования о предоставлении документов нельзя. Административным кодексом и другими нормативными документам предусмотрена ответственность за непредоставление документов и несообщение информации.

Какую документацию может истребовать ФНС

В НК и законодательных актах РФ нет точного перечня документов, которые налоговая может истребовать у субъекта предпринимательства. Поэтому должностные лица ФНС могут запрашивать любое количество документов с учетом следующих критериев:

  • Запрашивать можно только документы, которые датированы периодом, за который проводится проверка;
  • Допускается запрашивать документы, которые касаются начисления и уплаты конкретного налога, если не проводится общая проверка;
  • При запросе информации о контрагенте в налоговую отправляются только те документы, которые касаются сделки с конкретной компанией или индивидуальным предпринимателем. Остальные документы требовать нельзя;
  • ФНС имеет право запрашивать только ту первичку, ведение которой предусмотрено действующим законодательством для конкретного субъекта предпринимательства;
  • Нельзя требовать документы, которые уже были истребованы налоговой службой.

Обратите внимание, что из последнего правила есть исключения. ФНС имеет право повторно запросить документы, если до этого она просила предоставить их в подлиннике и после этого возвратила назад.

В какие сроки нужно передать документы

Налоговым кодексом предусмотрены разные сроки подачи документов:

● 5 дней, если ФНС запрашивает документы по сделке при проведении встречной проверки;
● 10 дней, если они запрашиваются в рамках проводимой проверки;
● 10 дней, если у компании налоговая запрашивает сведения относительно конкретной операции;
● 20 дней, если документация запрашивается у консолидированной группы налогоплательщиков;
● 30 дней, если документы должна предоставить иностранная компания.

Обратите внимание, что при определении срока важно правильно вычислить дату, с которой начинается отсчет:

● Дата, указанная в квитанции, если запрос отправлен средствами электронной связи;
● 6 дней, если запрос отправлен по почте;
● Следующий день за размещением в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы.

Ответственность за непредоставление документов

Субъект предпринимательской деятельности обязан предоставить документы в указанный срок, в противном случае к нему применяются административные санкции. При этом в законодательных актах разделяется ответственность:

  • Если субъект не предоставил документы по запросу налоговой службы, он подлежит наказанию по статье 126 НК;
  • Если субъект нее сообщим в налоговую инспекцию требуемые сведения, он привлекается ответственности согласно статье 129.1 НК.
  • Если плательщик налогов не предоставил документы и не сообщил информацию о проверяемом контрагенте, он может быть привлечен к ответственности по обеим статьям налогового кодекса.

Санкции статей предусматривают:

  1. По ст. 126 НК в отношении проверяемой компании. Субъект предпринимательства штрафуется в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Если документацию, отражающую налог на прибыль, не подает иностранная компания, санкция статьи предусматривает штраф в размере 100 тыс. рублей.
  2. По ст. 126 НК, если запрос касается сделки с контрагентом. Неподача или нарушение срока подачи документов наказывается штрафом в размере 10 тыс. рублей.
  3. По статье 129.1 НК. С компании взимается штраф в размере 5 тыс. рублей, если это нарушение совершено впервые и 20 тыс., если запрашиваемые сведения не предоставлены второй раз в течение года с момента совершения первого нарушения.

Те же санкции предусмотрены, если компания отказывается предоставить документы или указывает недостоверные данные в них.

При применении санкций в отношении плательщика должностные лица должны четко разграничивать часть статьи 126 НК, по которой назначается штраф. От этого напрямую зависит размер штрафа. Если компания не проверяется, а только предоставляет сведения в рамках встречной проверки, максимальный размер штрафа не может превысить 10 тыс. рублей.

Обратите внимание, что санкции указанных статей не применяются и компания не привлекается к ответственности, если у нее нет запрашиваемых документов. Но об этом нужно прямо сообщить налоговой службе в ответ на запрос.

Дополнительная ответственность плательщика

Санкции к плательщикам налогов, которые не предоставляют сведения налоговой службе, предусмотрены не только налоговым кодексом. Виновные должностные лица и компания могут быть привлечены к ответственности согласно статье 15.6 КоАП. Кроме того, если налоговая не получит запрошенные документы, их могут изъять у компании принудительно согласно статье 94 НК.

Ответственность предусмотрена и в том случае, если плательщик не отправил в налоговую службу электронную квитанцию о получении запроса. В этом случае может быть заблокирован расчетный счет компании, что влечет за собой невозможность совершения платежей к нему.

Другие негативные последствия, вызванные отказом предоставить сведения и документы:

  1. Можно испортить отношения с контрагентом, который из-за вашего отказа не получит вычет по НДС по приобретенным товарам и услугам.
  2. Можно спровоцировать выездную проверку, так как отказ в предоставлении документов косвенно свидетельствует о возможных нарушениях.

В каких случаях штраф является незаконным

Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой не может быть назначен (а назначенный должен быть отменен), если при направлении запроса ФНС совершила ошибки, составила запрос с неточностями.

Наиболее частые ошибки:

Предусмотрена возможность продления сроков предоставления. Особенности продления:

Как уменьшить сумму штрафных санкций

Применение санкции в виде штрафа к налогоплательщику не говорит о том, что его необходимо сразу оплатить. Рекомендуется прибегнуть к помощи квалифицированного юриста в области налогового права. Он может найти обстоятельства для уменьшения размера штрафных санкций.

Они указаны в статье 112 НК. К ним относятся:

  • Нарушение сроков подачи или непредоставление сведений допущено в первый раз;
  • Налоговая служба запросила большое количество документов, и компания не смогла их подготовить из-за неправильного расчета необходимого времени;
  • Просрочка при предоставлении была минимальной;
  • Запрошенные документы находились в вышестоящей организации или головном офисе;
  • Компания получила несколько запросов из разных налоговых инспекций одновременно.

Если эти обстоятельства присутствуют, то размер штрафных санкций может быть уменьшен на 50%. Если должностные лица налоговой не соглашаются уменьшить штраф, его размер можно оспорить в судебном порядке.

Субъект предпринимательства освобождается от уплаты налогов в случае, если он допустил нарушение по независящим от него причинам. Например, запрошенные первичные документы были уничтожены во время аварии, пожара, стихийного бедствия. В этом случае факт уничтожения должен быть подтвержден соответствующими актами или справками.

Выемка документов

Принудительное изъятие документов предусмотрено в случае, если плательщик отказывается их предоставить добровольно. Это право налоговой службы закреплено в статье 94 НК. Для получения права на выемку налоговая должна получить отказ от руководителя компании или плательщик должен нарушить сроки предоставления документов.

Но и в случае выемки изъятию подлежат только те документы, которые касаются начисления конкретного налога или отражают взаимодействие с определенным контрагентом. Нельзя забирать другие документы и ту первичку, которая не относится к проверяемому периоду.

Исходя из норм Налогового Кодекса, налоговые органы вправе запросить у налогоплательщика необходимые для проведения проверки документы. Подобное требование о представлении документов может быть предъявлено налоговиками при проведении камеральной, выездной, а также встречной налоговой проверки.

Так, при камеральной проверке документы могут быть истребованы по следующим основаниям:

  • при применении налогоплательщиком налоговых льгот (п. 6 ст.88 НК РФ);
  • при подаче декларации по НДС с сумой налога к возмещению (п.8 ст.88 НК РФ);
  • при условии, что налогоплательщик является участником договора инвестиционного товарищества и представил декларацию (расчет) по налогу на прибыль или НДФЛ;
  • при проведении проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п.9 ст. 88 НК РФ) и др.

Как правило, налоговики знакомятся с оригиналами документов налогоплательщика в рамках выездной налоговой проверки. В том случае, если полученной информации недостаточно, налоговики направляют требование о предоставлении документов.

Кроме того Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность проведения так называемой встречной проверки, в ходе которой запрашиваются сведения у контрагента налогоплательщика для выявления фактов совершения определенной сделки, ее реальности.

Итак, как ответить на требование налоговиков о предоставлении документов?

Глобально существует два пути: ответить на требование или же отказаться от исполнения требования о предоставлении документов для проверки.

Безусловно, принятие решение об ответе зависит от целого ряда факторов. Рассмотрим ситуации, когда ответить на требование о предоставлении документов стоит, а когда есть все основания этого не делать.

Представление запрашиваемых документов в налоговую инспекцию в рамках встречной проверки в определенных ситуациях поможет освободить Вашего контрагента по сделке от привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. Как известно, в настоящее время налоговые органы могут заподозрить компанию в получении необоснованной налоговой выгоды в случае отсутствия реальности сделок. Следствием этого являются крупные налоговые доначисления.

Но если компании удастся доказать реальность сделки, доначислений можно избежать. Здесь то и поможет предоставление документов по требованию налоговиков по конкретной сделке с Вашим контрагентом. В одном из дел налогоплательщик был освобожден от налоговой ответственности именно благодаря представленным доказательствам реальности поставки партий угля. Установив наличие документов о качестве товара, а также факты перевозки угля ж/д транспортом, разгрузки товара, был подтвержден факт реального исполнения обязательств по сделке (определение Верховного суда РФ от 13.10.16 № 305-КГ16-10399 по делу № А-40-71125/15).

Однако существует ряд ситуаций, когда можно отказаться от исполнения требования инспекторов о предоставлении документов.

1. Несоблюдение срока предъявления требования о представлении документов.

Налоговый кодекс устанавливает предельные сроки для проведения проверок. Так, для камеральной проверки предельный срок составляет три месяца со дня подачи декларации, и продлению не подлежит. Исходя из этого, налоговый орган имеет право запрашивать документы только в течение определенного законом срока. Если требование о предоставлении документов было выставлено после даты окончания проверки, его можно не исполнять.

Часто на практике налоговые органы запрашивают документы в последние дни проверки, в связи с чем, фактический срок их представления наступает в период, когда проверка уже завершилась. В данном случае, несмотря на окончание срока проверки, налогоплательщик может быть подвергнут штрафу за отказ от представления документов.

2. Ненадлежащий формат требования о предоставлении документов.

Возможна ситуация, когда налогоплательщик получает требование о предоставлении документов посредством электронного сообщения, формат которого оказался неверным, вследствие чего налогоплательщик не смог открыть файл. В данном случае файл будет считаться неполученным, о чем информирует и сама Федеральная налоговая служба (Письмо ФНС России от 16.02.16 № ЕД-4-2/2436@).

Однако зачастую налоговые органы игнорируют положение п. 4 ст. 31 НК РФ о направлении требования в электронной форме и направляют его в бумажном виде. В данной ситуации, к сожалению, проигнорировать требование налоговиков о предоставлении документов только на основании несоответствия формы требования, не получится.

3. Запрашиваемые документы уже были представлены ранее.

Согласно п. 5 статьи 93 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Подтвердить повторность истребования документов можно распиской налогового органа в получении истребуемых документов по описи, почтовой документацией, квитанцией о приеме, подписанной электронной подписью должностного лица налогового органа.

4. Документы не относятся к налоговым регистрам.

Многочисленная судебная практика подтверждает вывод о том, что штатное расписание, приказы на командировку, личные карточки учета, списки сотрудников, подтверждающие прохождение медицинского освидетельствования перед началом выполнения работ налоговыми регистрами не являются (Постановление Верховного суда РФ от 09.07.14 № 46-АД14-15, Постановление АС Московского округа от 05.06.17 № Ф05-7065/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.03.217 № Ф02-8200/2016, Ф02-8201/2016 по делу № А19-6949/2016). Соответственно, требование о предоставлении таких документов можно не исполнять.

5. Слишком большой объем запрашиваемых документов.

Налоговый орган не содержит ограничений по объему документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика. Однако, в случае предъявления требования о представлении большого объема документов, налогоплательщик вправе просить налоговый орган о продлении общего 10-дневного срока на представление документов.

Таким образом, налогоплательщик или контрагент налогоплательщика в зависимости от конкретной ситуации вправе выбрать, как ответить на требование налогового органа о предоставлении документов.

При этом напомним, что согласно статье 126 НК РФ в случае непредставления документов в установленный срок с налогоплательщика могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Одновременно на должностных лиц организации (например, на руководителя) может быть возложена и административная ответственность за указанное правонарушение (штраф в размере от 300 до 500 руб. на основании п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Елизавета Кобрина

Камеральная проверка по НДС

Что такое камеральная проверка НДС и когда она нужна

Камеральная проверка — это стандартная форма контроля от налоговой службы. Ее проводят в офисе ИФНС: к вам в компанию не придут, но могут потребовать дать пояснения и предоставить документы. О проведении проверки вы можете даже не узнать. Налоговая об этом, как правило, не сообщает, если у нее не возникает вопросов.

Таким способом проверяют большинство отчетов и деклараций на соблюдение сроков, наличие ошибок и расхождений с другой отчетностью. Задача проверяющих — убедиться, что вы правильно рассчитали налог, нигде не ошиблись и не обманули.

Камеральную проверку по НДС проводят по каждой представленной декларации с помощью системы АСК НДС. Внимательнее проверяют отчетность, в которой налогоплательщики заявляют налог к возмещению, — то есть хотят вернуть налог из бюджета или зачесть его в счет будущих платежей, а не заплатить еще больше. Так бывает, когда по итогам квартала сумма вычетов оказывается больше суммы рассчитанного налога. По декларациям с возмещением ФНС чаще истребует документы на вычеты, проводит допросы и осмотры помещений.

Сроки камеральной проверки НДС в 2021 году

Стандартный срок камеральной проверки — 3 месяца. Но для деклараций по НДС правила отличаются. Их налоговики должны проверять в течение 2 месяцев в стандартной ситуации, хотя проверку можно продлить или сократить.

Вот возможные сроки камералки по НДС:

  • один месяц с последнего дня срока, установленного для сдачи декларации, — сокращенный срок в рамках пилотного проекта, который применяется для добросовестных налогоплательщиков с 3 квартала 2020 года (письмо Минфина от 06.10.2020 № ЕД-20-15/129);
  • два месяца со дня подачи декларации — стандартный срок проверки декларации по НДС;
  • три месяца со дня подачи декларации — продленный срок, к которому переходят, если находят признаки нарушения законодательства или противоречия с имеющимися сведениями;
  • шесть месяцев — для деклараций иностранных организаций.

Декларацию по НДС сдавайте ежеквартально — до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Если во время камералки вы сдадите уточненную декларацию, инспекция прекратит проверку первичного отчета и начнет проверять новый. Получается, что отсчет нового срока начнется со следующего дня за днем подачи уточненки.

Как проходит проверка НДС

Первый этап камералки — внесение данных из декларации в систему АСК НДС. С ее помощью проверяют соблюдение контрольных соотношений в отчете. Скажем, чтобы данные текущего отчета соответствовали данным отчетов за предыдущий период, в том числе и по другим налогам. Также сравнивают показатели из ваших счетов-фактур с данными контрагентов. Так налоговики решают, есть ли основания для углубленной проверки. Если оснований нет, проверку можно считать законченной.

Углубленную проверку проводят, если:

  • находят противоречия и несоответствия в вашей внутренней отчетности;
  • находят противоречия и несоответствия с данными ФНС, например, когда у вас с контрагентом не сошлись суммы по сделкам или когда контрагент не отразил сделку в отчете совсем;
  • заявлен налог к возмещению;
  • в отчетности заявлены налоговые льготы.

Когда система находит несоответствия или ошибки, свидетельствующие о занижении налога к уплате или завышении НДС к возмещению, она автоматически формирует и направляет требование о представлении пояснений или сдаче уточненной декларации. К требованию приложат перечень операций с расхождениями и укажут код ошибки.

Как ответить на требование о даче пояснений

Если вы получили из налоговой требование о даче пояснений из-за обнаружения ошибок, противоречий или несоответствий в декларации, ответьте на него в установленный срок — 5 рабочих дней со дня, следующего за датой получения требования.

Если вы получаете требование по ТКС, сначала отправьте квитанцию о подтверждении. Сделайте это в течение шести дней с момента, когда требование вам пришло, иначе налоговая может заблокировать счет. В таком случае срок для ответа начнет течь с даты отправки квитанции.

Затем проверьте, правильно ли заполнили декларацию в тех местах, на которые указала налоговая. Для этого сверьте записи из отчета со счетами-фактурами. Причем обращайте внимание и на правильность заполнения реквизитов: даты, номера, суммы, расчет налога. Если счет-фактура принимался к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС к вычету по всем записям.

Далее представьте в налоговую пояснения и (или) уточненную декларацию. Декларацию надо сдать обязательно, если выявлены ошибки, которые привели к занижению налога. Когда ошибки на сумму НДС не влияют или вы их не нашли после проверки, достаточно будет пояснений. Чтобы подтвердить правильность, можете приложить к пояснениям подтверждающие документы.

Какие мероприятия налогового контроля применяются при камералке

В ходе углубленной камеральной проверки налоговая часто проводит дополнительные мероприятия:

  • Истребование документов и информации у вас и контрагентов. В общем случае это не предусмотрено, но их запрашивают при проверке деклараций с НДС к возмещению, подаче уточненки с уменьшенной суммой налога, заявлении льгот по НДС, есть вероятность занижения суммы налога к уплате.
  • Допрос свидетелей. Некоторые суды считают, что допросы не соответствуют природе камеральной проверки. Но в НК РФ запрета на допрос, на это указывает и Минфин, и ФНС.
  • Назначение экспертизы. Из ст. 95 НК РФ следует, что эксперта можно привлекать для любого налогового контроля, того же мнения придерживаются сами контроллеры и суды.
  • Осмотр помещений, территории, документов и предметов. Осмотр проводится в случае, если в деклараций по НДС заявлено право на возмещение или налоговики выявили в отчетности противоречие, которое указывает на возможное занижение НДС к уплате или завышение налога к возмещению. Осмотр проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа.

Отдельно стоит остановиться на истребовании документов, так как у налогоплательщиков возникает много вопросов по списку бумаг, которые могут запросить. По правилам это любые документы, подтверждающие правомерность вычетов и льгот: счета-фактуры, первичка, специальный реестр. Если в декларации будут расхождения с отчетами контрагентов или внутренние противоречия, могут запросить книгу продаж, книгу покупок, журнал учета счетов-фактур.

Представить документы надо в течение 10 рабочих дней через ТКС, личный кабинет или лично в виде бумажных копий. За нарушение срока положен штраф 200 рублей за каждый документ.

Окончание налоговой проверки

Проверка заканчивается, когда работники налоговой получат все необходимые данные и проведут мероприятия по проверке, убедившись в отсутствии нарушений или их наличии.

Документ, который подтверждает завершение камералки — акт проверки. Но его составляют только при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах. В ином случае акт не составят и об окончании проверки вам не сообщат. Исключение — проверка декларации по НДС с заявленным к возмещению налогом. Если в ней не будет нарушений, налоговики либо вынесут решение о возмещении сумм НДС, либо известят об окончании проверки и отсутствии нарушений.

Если же по итогам проверки контролеры нашли нарушения, акт обязателен. Его оформляют в течение 10 рабочих дней с даты окончания проверки и передают налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с даты его составления. Если у вас есть возражения по акту, запишите их и подайте в налоговую вместе с подтверждающими вашу позицию документами.

После того как инспекция рассмотрит акт и ваши возражения, руководитель налоговой вынесет решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности. Его примут в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на подачу возражений. Решение вам вручат в течение 5 дней после вынесения.

Сдавайте декларации по НДС через интернет вместе с Контур.Бухгалтерией. Проходите проверку по внутренним и междокументным контрольным соотношениям и вносите корректировки в отчеты еще до отправки в налоговую. Еще в Бухгалтерии можно вести бухучет, проводить расчеты с сотрудниками, проверять контрагентов и консультироваться с экспертами. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.


О.В. Ковредова
автор ответа, консультант Аскон

Вопрос

Правомерно ли налоговый орган в уведомлении о вызове налогоплательщика запрашивает пояснения по декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2020 г.:

  • пояснения с анализом причин образования убытка,
  • расшифровки активов организации,
  • расшифровки сумм по всем строкам декларации по налогу на прибыль в разрезе контрагентов (ИНН, номера и даты договоров, суммы, наименование документов, расчетов, акты сверок),
  • дебиторскую задолженность,
  • расшифровку внереализационных расходов по контрагентам (ИНН, договора, в т.ч. по займам, первичные документы, подтверждающие получение займа),
  • налоговые регистры по начисленной амортизации.

Информацию необходимо представить в течение 5 дней в письменном виде по ТКС, без личного присутствия налогоплательщика.

Возможна ли ответственность в случае непредставления пояснений в ответ на уведомление о вызове налогоплательщика?

Ответ

Инспектор неправомерно требует представить пояснения на уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек. Право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов предусмотрено пп. 11 п.1 ст. 21 НК РФ.

Обоснование

Инспекция может вызвать вас по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, взносов (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 НК РФ, п. п. 2.1, 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837), например:

  • чтобы получить пояснения вне налоговых проверок. Например, вызывают на "зарплатные" комиссии по легализации налоговой базы или базы по страховым взносам (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-01-11/21064);
  • чтобы получить пояснения в рамках камеральных и выездных проверок. Это может быть связано как с ошибками и противоречиями в ваших отчетах, так и с любыми другими вопросами, которые возникли у инспектора.

Право вызывать налогоплательщика закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Причем сформулировано оно довольно широко. Это дает налоговым органам практически неограниченные возможности приглашать вас к себе, даже когда нарушений не выявлено, но у инспектора есть какие-то сомнения.

На практике инспектор включает в уведомление о вызове в налоговый орган положения из требования о представлении пояснений, посредством записи о том, что явка не является обязательной, если пояснения предоставлены. В тексте вопроса как раз указано аналогичное пояснение инспектора.

При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.

Письмо Федеральной налоговой службы от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" устанавливает причины, по которым налогоплательщик может быть вызван для дачи пояснений в ходе камеральной проверки.

В связи с чем рекомендуем не игнорировать такие уведомления, даже если основания для вызова вам кажутся недостаточными. Налоговым кодексом не установлена ответственность за неявку налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений. Однако такая ответственность предусмотрена административным законодательством. Неявка в налоговый орган рассматривается как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

За это нарушение могут назначить штраф от 2 000 руб. до 4 000 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Однако если налоговый орган интересуют пояснения, как в рассматриваемом случае о причинах возникновения убытка, т.е. предмете камеральной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с положениями ст. 88 НК РФ. Прежде всего, это срок камеральной проверки и основания истребования пояснений, содержащихся в статье 88 НК РФ.

Иными словами, инспектор неправомерно требует представить пояснения на уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек. Право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов предусмотрено пп. 11 п.1 ст. 21 НК РФ.

В случае направления уведомления о явке в налоговый орган инспектором в период проведения камеральной проверки налоговой декларации целесообразно не отказывать в исполнении такого уведомления. Так как в случае неявки налогоплательщика в инспекцию, и непредставления запрашиваемых сведений, данное может быть расценено как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль. И как уже выше отмечено, такая ответственность предусмотрена административным законодательством (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).


О.В. Ковредова
автор ответа, консультант Аскон


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Через систему электронного документооборота организация получила из налогового органа решение от 25.02.2019 о привлечении к ответственности налогового агента по результатам камеральной проверки расчета 6-НДФЛ за 9 месяцев 2017 года. Работники налогового органа сообщили, что извещение от 07.12.2018 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки вместе с актом проверки от 13.02.2018 направлялись по юридическому адресу организации. До этого момента акт по результатам камеральной налоговой проверки организация не получала. Соответственно, возражения на акт проверки организацией в налоговый орган не представлялись. Требование налогового органа о представлении пояснений во время проведения камеральной проверки в адрес организации не направлялось. Решением организация - налоговый агент привлечена к ответственности за несвоевременное перечисление НДФЛ.
Нарушены ли сроки рассмотрения и представления акта?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае последним днем вручения (направления по почте) акта проверки является 20 февраля 2018 года, а датой получения (в случае направления по почте) - 28 февраля 2018 года.
Последний срок для представления возражений налоговым агентом - 1 апреля 2018 года. Соответственно, и извещение о рассмотрении материалов проведенной налоговой проверки должно быть направлено в любом случае до окончания этого срока.
Всего установленный максимальный срок рассмотрения материалов проверки не может превышать 4,5 месяца со дня истечения срока представления возражений по акту.

Акт налоговой проверки

В соответствии с п.п. 5, 10 ст. 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налоговым агентом пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогового агента налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
По результатам камеральной налоговой проверки акт налоговой проверки должен быть составлен в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе ее проведения. Срок его составления в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки (п. 6 ст. 6.1, абзац 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
Таким образом, в рассматриваемом случае срок составления акта проверки налоговым органом не нарушен.
Согласно абзацу 1 п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки (за исключением случаев проверки консолидированной группы налогоплательщиков) в течение пяти рабочих дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Способы передачи актов налоговой проверки и решений поименованы в абзаце 2 п. 4 ст. 31 НК РФ.
С 2017 года налоговые органы отдают приоритет направлению документов налогоплательщикам, подключенным к системе электронного документооборота, в электронной форме по ТКС. При этом возможность направления акта налоговой проверки в электронной форме по ТКС предусмотрена пп. 21 п. 1 Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по ТКС, утвержденного приказом ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ (далее - Порядок) (письмо ФНС России от 06.04.2017 N ЕД-4-2/6514@).
Абзацем 2 п. 5 ст. 100 НК РФ установлено, что в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения). В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма.
По почте акт налоговой проверки должен быть направлен в пределах пяти дней со дня его составления (п. 29 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Таким образом, в рассматриваемом случае последним днем вручения (направления по почте) акта проверки является 20 февраля 2018 года, а датой получения (в случае направления по почте) - 28 февраля 2018 года.
Анализ судебной практики о способах направления акта налоговой проверки налогоплательщику смотрите в материале "Вопрос: Налоговая инспекция выставила требование об уплате штрафа по НДФЛ. (раздел "Акт налоговой проверки)".
Из анализа судебной практики следует, что единой позиции судов о том, как влияет неиспользование налоговым органом ТКС для отправки налогоплательщику (налоговому агенту) документов по налоговым проверкам на право проверяемого участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения, на данный момент не выработано. Решения судов принимаются в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и от представленных сторонами спора подтверждающих документов.

Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по ней

Если в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки (при отправке заказным письмом это шестой рабочий день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ)) налоговый агент не представил в налоговый орган письменные возражения по данному акту, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматривает акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 6 ст. 100, п.п. 1, 16 ст. 101 НК РФ).
По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока в один месяц, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ, принимается, в частности, решение о привлечении налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Налоговому агенту, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в силу п. 2 ст. 24, пп. 15 п. 1 ст. 21, п. 16 ст. 101, п. 2 ст. 101 НК РФ предоставлено право участвовать в процессе рассмотрения материалов этой проверки лично и (или) через своего представителя.
Подробнее о праве налогового агента участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки смотрите материал "Вопрос: Налоговая инспекция выставила требование об уплате штрафа по НДФЛ_ раздел "Решение о привлечении к ответственности")".
Подпунктами 22, 27 п. 1 Порядка предусмотрена возможность направления извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, а также решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в электронной форме по ТКС.
В рассматриваемой ситуации из устных разъяснений работников налогового органа следует, что упомянутое извещение от 07.12.2018 было направлено вместе с актом налоговой проверки от 13.02.2018 по почте заказным письмом по адресу организации. Вместе с тем, исходя из сроков, установленных НК РФ, полагаем, что последний срок для представления возражений по акту налоговым агентом - 1 апреля 2018 года. Соответственно, и извещение о рассмотрении материалов проведенной налоговой проверки должно быть направлено организации в любом случае до наступления этого срока.
Из вопроса следует, что в электронной форме по ТКС организацией получено решение от 25.02.2019 о привлечении к налоговой ответственности.
Вместе с тем установленный максимальный срок рассмотрения материалов проверки не может превышать 4,5 месяца со дня истечения срока представления возражений по акту, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ (смотрите материалы: Энциклопедия решений. Сроки рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решения по ней; Энциклопедия решений. Схема рассмотрения материалов налоговой проверки (завершенной до 03.09.2018)).

Обжалование решения налогового органа

Если с учетом вышеизложенного организация считает, что ее права как налогового агента на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и по обеспечению возможности представить объяснения были нарушены (п.п. 14, 16 ст. 101 НК РФ), то она может обжаловать решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц обжалуются в порядке, установленном главой 19 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном НК РФ.
Порядок и сроки подачи жалобы и апелляционной жалобы установлены в ст.ст. 139 и 139.1 НК РФ. В частности, согласно п. 2 ст. 139 НК РФ жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана, если иное не установлено НК РФ, в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы) установлены ст. 139.2 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации на этапе досудебного обжалования организации необходимо представить апелляционную жалобу через вынесший соответствующее решение налоговый орган в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.
Более подробно с порядком обжалования Вы можете ознакомиться, используя следующие материалы:
- Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц;
- Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), подаваемой в вышестоящий налоговый орган;
- Энциклопедия решений. Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений;
- Энциклопедия решений. Схема рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение по налоговой проверке;
- Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд;
- "Досудебное обжалование решений и действий налоговиков" (интервью с С. Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса) (Д. Ефименко, журнал "Актуальная бухгалтерия", N 7, июль 2016 г.).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Камеральная налоговая проверка справок 2-НДФЛ и расчета 6-НДФЛ;
- Энциклопедия решений. Камеральная налоговая проверка;
- Энциклопедия решений. Порядок проведения камеральной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом пояснений в ходе камеральной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Документальное оформление результатов камеральной налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Акт налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Порядок и сроки вручения акта налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Извещение о рассмотрении материалов налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Рассмотрение материалов налоговой проверки и вынесение итогового решения по ней;
- Энциклопедия решений. Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Если налогоплательщик не явился на рассмотрение материалов проверки;
- Энциклопедия решений. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
- Энциклопедия решений. Вступление в силу решения по налоговой проверке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читайте также: