Трансформаторная подстанция налог на имущество

Опубликовано: 01.05.2024


Строительство любого здания или сооружения (в т.ч. объектов электросетевого хозяйства) осуществляется по заранее разработанному документу – проектной документации.

Перечень мероприятий по технологическому присоединению определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора и обязательства сторон по их выполнению являются существенными условиями договора технологического присоединения.

Обязанности по исполнению технических условий распределяются следующим образом:

  • В отношении заявителей – юридических лиц максимальной мощностью до 150 кВт (указанных в п.12.1 Правил Технологического присоединения) и физических лиц максимальной мощностью до 15 кВт (указанных в п. 14 Правил) стороны обязаны осуществить мероприятия до точки присоединения, которая определяется не далее 15 метров во внешнюю сторону от границы участка заявителя;
  • В отношении остальных заявителей, мероприятия в пределах границ участка, на котором расположены объекты заявителя, выполняются заявителем, а мероприятия до границы участка заявителя - сетевой организацией.

Перед началом строительства объектов электросетевого хозяйства, сетевой организации необходимо разработать проектную документацию.

Правовая природа архитектурно-строительного проектирования раскрывается в части 1 статьи 48 «Градостроительный кодекс Российской Федерации» (ГрК РФ).

Так архитектурно-строительное проектирование предполагает подготовку проектной документации применительно к строящимся и реконструируемым объектам капитального строительства и их частям, а также предполагает подготовку отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта данных объектов.

Как мы видим, проектная документация разрабатывается в отношении объектов, которые должны соответствовать одновременно следующим условиям:

  • Во-первых, объектом проектной документации являются объекты капитального строительства или части объекта капитального строительства;
  • Во-вторых, проектная документация готовится в отношении строящихся и реконструируемых объектов капитального строительства.

Кроме того, отдельные разделы проектной документации разрабатываются при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.

Таким образом, разработка проектной документации возможна не только в целом на объект капитального строительства, но и на часть объекта капитального строительства при его строительстве, реконструкции, капитальном ремонте.

С 04.08.2018 года ГрК РФ был дополнен понятием «некапитальное строение и сооружение».

В связи с внесением данных изменений, часть 1 статьи 48 ГрК РФ подлежит уточнению в части обязательности подготовки проектной документации не только в отношении капитальных объектов, но и некапитальных строений и сооружений, которые не являются объектами капитального строительства.

Для раскрытия содержания объектов проектной документации в части технологического присоединения, обратимся к определяемому статьей 1 ГрК РФ понятийному аппарату:

  • объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
  • некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
  • линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения;
  • строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);
  • реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при которых требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Из понятия «линейный объект» следует, что относящиеся к данному понятию объекты являются сооружениями.

Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов[1].

Из анализа вышеуказанных положений законодательства следует, что объекты электросетевого хозяйства, строительство или реконструкция которых осуществляется в рамках договора технологического присоединения, являются сооружениями, относятся к линейным объектам и могут являться как объектами капитального строительства, так и некапитальными сооружениями.

Критериями некапитального сооружения являются два одновременных условия:

  • объект не имеет прочной связи с землей;
  • конструктивные характеристики объекта позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.

Учитывая данные критерии можно отметить, что линейные объекты (воздушные, кабельные линии электропередачи, блочные и комплектные трансформаторные подстанции) могут являться некапитальными сооружениями, поскольку конструктивные характеристики позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик.

Данная позиция находит подтверждение в судебной практике (2).

Что касается кирпичных трансформаторных подстанций, то они являются объектами капитального строительства, поскольку не соответствуют критериям некапитального строения (сооружения).

Необходимо указать, что распределительные пункты и трансформаторные подстанции относятся к линейным объектам, поскольку являются неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры, обеспечивающей передачу электроэнергии по линиям электропередачи. Данный тезис подтверждается многочисленной судебной практикой (3).

Отнесение сетевыми организациями линейных объектов к капитальным или некапитальным сооружениям имеет особое значение на практике.

Так частью 3 статьи 49 ГрК РФ установлено, что экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство.

Например, постановлением Администрации Волгоградской области от 27 августа 2018 г. N 373-п[2] допускается строительство и реконструкция объектов электросетевого хозяйства с уровнем напряжения не выше 35 кВ.

Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 11 «О регулировании градостроительной деятельности в Чувашской Республике» также допускается без получения разрешения осуществлять строительство и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 35 кВ.

Кроме этого, с 04.08.2018 года часть 17 статьи 51 ГрК РФ была дополнена пунктом 2, согласно которому в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, разрешение на строительство также не требуется.

Другими словами, если сетевая организация относит свои построенные объекты электросетевого хозяйства к некапитальным сооружениям (за исключением кирпичных ТП и РП), то ей не требуется проведение экспертизы и получение разрешения на строительство.

Ссылки на материалы:

    1. подп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
    2. постановление АС Московского округа от 29 ноября 2019 г. по делу N А41-33132/2019, постановление АС Московского округа от 23 октября 2018 г. по делу N А41-103970/2017.
    3. постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2015 г. N 14АП-10528/14, постановление АС Поволжского округа от 14 июня 2018 г. по делу N А55-11700/2017, постановление АС Поволжского округа от 1 июля 2019 г. по делу N А72-9330/2018, оставленное в силе определением ВС РФ от 10 сентября 2019 г. N 306-ЭС19-15197.
    4. Постановление Администрации Волгоградской области от 27 августа 2018 г. N 373-п "Об установлении иных, кроме указанных в Градостроительном кодексе Российской Федерации, случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Волгоградской области"

Арбитражный суд Северо-Западного округа определил, что трансформаторная подстанция с находящимися в ней трансформаторами представляет собой единую сложную вещь, является объектом недвижимого имущества и облагается налогом на имущество (АО "Архангельский фанерный завод", Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.2021 N Ф07-2962/2021 по делу N А05-15361/2019 ).

Споры с налоговиками об отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу широко распространены. Движимое имущество налогом на имущество не облагается, а недвижимое облагается. Но граница между движимым и недвижимым имуществом часто не четкая.

Налогоплательщик считал, что оборудование трансформаторной подстанции является движимым имуществом и не облагается налогом на имущество.

Налоговики настаивали на том, что трансформаторная подстанция с находящимися в ней трансформаторами представляет собой единую сложную вещь, которая является объектом недвижимого имущества.

Суды 3-х инстанций встали на сторону налоговиков.

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.04.2021 N Ф07-2962/2021 по делу N А05-15361/2019 отмечается:

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 и пунктом 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) возникновение обязанности по уплате налога на имущество связано с наличием у налогоплательщика движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств.

При этом в отношении объектов основных средств, принятых на учет с 01.01.2013 в качестве движимого имущества, установлено исключение из указанной выше обязанности по уплате налога (пункт 25 статьи 381 НК РФ, введенный Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ).

Отказывая в удовлетворении требования по рассматриваемому эпизоду, суды по результатам оценки и исследования представленных в материалы дела доказательств установили, что Общество получило разрешение на строительство объекта капитального строительства "Трансформаторная подстанция с установкой новой модульной КТП", разработало рабочий проект для его строительства и при помощи подрядных организаций провело работы по устройству фундамента под трансформаторную подстанцию, монтажные и пусконаладочные работы. При этом трансформаторная подстанция имеет признаки недвижимого имущества, в частности: расположена в конкретном месте, сооружена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), то есть имеет прочную связь с землей, соответственно, заявителем возведен объект капитального строительства.

Также судами выяснено и не опровергнуто заявителем, что общая стоимость, по которой данный объект основного средства принят к бухгалтерскому учету 28.02.2014, сформирована в сумме 10 888 201 руб. 31 коп. и включает в себя: стоимость работ по разработке проекта в сумме 337 869 руб. (подрядчик - общество с ограниченной ответственностью Производственно-торговое предприятие "Время-Сервис"); стоимость приобретенной трансформаторной подстанции (2БКТП) 1000/10/0,4 в бетонной оболочке в полной заводской готовности размерами 7500x500x2500, имеющую в составе: РУНН, УВН-моноблоки Siemens, УКРМ 300кВар - 2 шт., сухой трансформатор COLOMBO (Италия) 100/10/0,4-2 шт., в сумме 10 033 898 руб. 31 коп. (поставщик - общество с ограниченной ответственностью "Росэнергосистемы"); стоимость работ по устройству свайного фундамента под трансформаторную подстанцию в размере 516 434 руб. (подрядчик - общество с ограниченной ответственностью "Монолит СБ"). Кроме того, в инвентарной карточке учета основных средств формы N ОС-6 отражены сведения об изменении первоначальной стоимости объекта основных средств в связи с дооборудованием: стоимость объекта определена с учетом стоимости электромонтажных и электротехнических работ в сумме 296 610 руб. 17 коп. (подрядчик - общество с ограниченной ответственностью "Росэнергосистемы"), стоимости работ по монтажу электроснабжения ТП 45 в сумме 1 555 007 руб. (подрядчик - общество с ограниченной ответственностью "Связь Технологии Компьютеры"), стоимости работ по устройству дренажа трансформаторной подстанции в сумме 120 770 руб. (подрядчик - общество с ограниченной ответственностью "Монолит СБ").

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь положениями статей 374, 381 НК РФ, статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетики", пунктом 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2003 N 242, учитывая вступившие в законную силу судебные акты по делу N А05-1595/2017, суды пришли к выводу о том, что трансформаторная подстанция представляет собой единую сложную вещь, обладающую признаками недвижимого имущества, а потому признали неправомерным применение Обществом в отношении данного объекта льготы по налогу на имущество, установленной пунктом 25 статьи 381 НК РФ.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трансформаторная подстанция налог на имущество с 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На основании выше изложенного, трансформатор ТМ 400/10-0,4 кВ не является объектом обложения налогом на имущество.

В большинстве случаев такую позицию налоговиков подтверждает судебная практика, в частности, решения Верховного суда. Например, Верховный суд признал недвижимым имуществом палубные краны на буровой установке. Хотя такие краны можно демонтировать, буровая установка без них неработоспособна, сочли судьи. Также недвижимостью стали трансформаторы, поскольку они были установлены на фундаменте.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Что такое заявительный порядок предоставления налоговых льгот по транспортному и земельному налогам организаций?

Во время оформления первичного станции выдаются проектные бумаги, также разрешение на ввод в эксплуатацию. В обязательном порядке присутствует технический паспорт.

В связи с этим заключение экспертов по существу сводится к оценке экономической целесообразности последующего демонтажа оборудования в случае перемещения производства, если такое решение будет принято в будущем.

При определении налоговой базы используется постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 № 46-П.

Как сверить сведения об объектах налогообложения организаций

Существенные поправки внес , согласно которому при изменении характеристик объекта налог на имущество считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения . Субъекты своими законодательными актами устанавливают, у кого какое имущество будет облагаться по кадастровой стоимости.

Понятия движимого и недвижимого имущества содержатся в ст. 130 ГК РФ. Однако в этой норме не установлен конкретный перечень таких объектов, а указан лишь общий критерий отнесения имущества к недвижимости.

Суды отнесли трансформаторную подстанцию к движимому имуществу

С какого налогового периода может использоваться заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу?

Любая компания в процессе осуществления деятельности использует имущество: большим производственным предприятиям нужны земельные участки и производственно-складские комплексы, представители среднего и малого бизнеса обычно нуждаются в офисных помещениях и транспортных средствах.

Проверить, правильно ли составлена декларация и нет ли в ней ошибок, можно с помощью контрольных соотношений, приведённых в письме ФНС России № БС-4-21/15947 от 30 сентября 2020 г.

Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ).

Трансформаторная подстанция налог на имущество с 2020

Россия не намерена отказываться от американского доллара, но снижать зависимость экономики от него необходимо. Такое мнение высказала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, комментируя слова…

Вместе с тем, налоговое законодательство не раскрывает понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Если организация в 2020 году из-за коронавируса платила налог позже в связи с переносом сроков для пострадавших отраслей на основании постановления Правительства РФ, нужно проставить признак «1». Если перенос был по решению региональных властей — признак «2».

В связи с этим, ФНС считает, что для применения пониженной ставки необходимо четко установить функциональное назначение объекта, расположенного на участке.

Если организация в 2020 году из-за коронавируса платила налог позже в связи с переносом сроков для пострадавших отраслей на основании постановления Правительства РФ, нужно проставить признак «1». Если перенос был по решению региональных властей — признак «2».

Можно ли в первый месяц налогового периода представить заявление о льготе для ее использования в течение всего этого налогового периода?

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2014 г

Трансформаторная подстанция представляет собой объект, который используется для повышения или понижения напряжения сети. Естественно, используется переменный ток. Он подается на один трансформатор или несколько (в зависимости от типа оборудования), предназначен для распределения электроэнергии между потребителями.

Разделяются на несколько типов:

  • повышающие, которые увеличивают напряжение и подают новое пользователям;
  • понизительные, которые снижают напряжение первичной сети.

Согласно материалам дела спорные объекты (производственное оборудование, транспортеры, система защиты от пожаров и пылевых взрывов) поставлены обществу иностранным изготовителем в составе линии для производства древесных гранул как движимое имущество и приняты к учету налогоплательщиком в таком качестве после окончания монтажа как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

Движимым имуществом считаются автомобили, мотоциклы и другие транспортные средства, за исключением тех, которые отнесены к недвижимым.

Исходя из пункта 1 статьи 130 ГК к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Специалисты ФНС России в своих письмах напомнили, что только на основании наличия или отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) разграничивать движимое и недвижимое имущество нельзя. Это связано с тем, что право на недвижимость может быть не зарегистрировано в ЕГРН. Ранее подобную позицию высказывал Пленум Верховного суда РФ в Постановлении N 25 от 23.06.2015 года.

В этом году были внесены важные изменения в положения Налогового кодекса РФ, регулирующие исчисление и уплату имущественных налогов.

Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога.

Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней).

Вместе с тем анализ судебной практики квалификации того или иного объекта (в том числе трансформаторных подстанций) как самостоятельного объекта недвижимости, части или принадлежности иного объекта недвижимости и как недвижимости вообще во многом зависит от характеристик конкретного объекта и фактических обстоятельств дела.

К тому же суды указывают, что связь объекта с землей не является единственным признаком, по которому он может быть отнесен к недвижимости (см. врезку на с. 34).

Мы реализуем комплексный подход к развитию бизнеса, обеспечиваем максимальное качество и удобство при оказании бухгалтерских услуг своим клиентам.

Основные ошибки ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности государственными учреждениями в 2020 году.

Законодательство не содержит перечня признаков, позволяющих отнести то или иное сооружение к конкретной категории самостоятельных объектов недвижимости, их частей или принадлежностей.

Арбитры трех инстанций уменьшили размер доначислений, придя к выводу, что в отношении трансформаторной подстанции налоговый орган не исследовал подключение ее к другим объектам общества и не установил наличия ее функциональной или технологической взаимосвязи со зданием цеха.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с Классификатором основных фондов ГК РК 12-2009 (далее по тексту – Классификатор ОФ) класс 131.140000 «Энергетические (кабельные) линии большой протяженностью» включает в т.ч. трансформаторные станции и подстанции.

Из списка спорного оборудования была, однако, выделена относительно легко демонтируемая комплектная транформаторная подстанция. Суды признали этот модуль отдельным движимым объектом, к которому применима льгота на «движку» по пункту 25 статьи 381 НК.

Таким образом, определяющим критерием отнесения указанной Вами подстанции к недвижимому или движимому имуществу является наличие или отсутствие прочной связи с землей, в результате которой ее перемещение без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно. Также отметим, что в случае налогового спора, в том числе в суде часто назначается экспертиза.

Изъятие объектов из единого комплекса «Цех по производству древесных гранул» приведет к прекращению или изменению процесса производства древесных гранул.

Можно ли при уплате авансовых платежей по транспортному или земельному налогам за налоговый период 2020 года использовать налоговую льготу, не представив заявление об этой налоговой льготе в налоговый орган?
Такая необходимость возникла в связи с отменой с 1 января 2020 года налога на движимое имущество юридических лиц и внесением соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ .

  • Вопрос - ответ: недвижимость
  • Относится ли трансформаторная подстанция к объектам недвижимого имущества в целях уплаты налога на имущество организаций?

Относится ли трансформаторная подстанция к объектам недвижимого имущества в целях уплаты налога на имущество организаций?

Трансформаторная подстанция относится к недвижимому имуществу в целях уплаты налога на имущество организаций, если она прочно связана с землей и ее перемещение невозможно без несоразмерного ущерба ее назначению. В иных случаях подстанция будет являться движимым имуществом.
Трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, РУ, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утв. Приказом Минэнерго России от 20.06.2003 N 242).
Объектами налогообложения по налогу на имущество признаются:
• объекты недвижимого имущества, учитываемые на балансе организаций в качестве основных средств по правилам ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ);
• недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ (пп. 2 п. 1 ст. 374, п. 2 ст. 375 НК РФ).
При квалификации имущества в качестве недвижимого имущества необходимо использовать следующие критерии (Письмо ФНС России от 28.08.2019 N БС-4-21/17216@):
• наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях, и т.п.));
• перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в том числе способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения);
• наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).
Кроме того, факторами, определяющими отнесение имущества к недвижимому, являются (Письма ФНС России от 20.04.2020 N БС-4-21/6581@, от 30.07.2019 N БС-4-21/14997):
• наличие записи об объекте в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);
• при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, в том числе наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости, разрешений на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектной или иной документации о создании объекта и (или) его характеристиках.
Таким образом, трансформаторная подстанция будет являться недвижимым имуществом, если, например (п. 6 Письма ФНС России N БС-4-21/6581@):
• она расположена на железобетонном фундаменте;
• имеются соединительные подземные кабельные провода, которые свидетельствуют о невозможности ее перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению.
Следовательно, в этом случае организация должна платить налог на имущество в отношении трансформаторной подстанции как объекта недвижимого имущества (Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146).
Однако следует учитывать, что даже наличие у объекта фундамента и признаков, которые свидетельствуют о невозможности перемещения трансформаторной станции без несоразмерного ущерба, не может однозначно указывать на отнесение его к недвижимому имуществу (Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241).

Подготовлено на основе материала
А.А. Рудакова
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр

Вопрос: Правомерно ли применение энергоснабжающей организацией льготных ставок по налогу на имущество в отношении подъездных автодорог, внутренних проездов на территории электросетевых объектов (трансформаторных подстанций)?

Ответ: С учетом сложившейся судебной практики применение энергоснабжающей организацией льготных ставок по налогу на имущество в отношении подъездных автодорог, внутренних проездов на территории электросетевых объектов (трансформаторных подстанций) является правомерным.

Обоснование: В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 380 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 г. 0,4 процента, в 2014 г. - 0,7 процента, в 2015 г. - 1,0 процента, в 2016 г. - 1,3 процента, в 2017 г. - 1,6 процента, в 2018 г. - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - Перечень N 504), в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.
Так, например, в Перечне N 504 предусмотрены такие объекты, как трансформаторные подстанции комплектные и блочные (код 14 3115020).
В связи с тем что коды объектов основных средств по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) (далее - ОКОФ) являются более детализированными, чем указанные в Перечне N 504, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно назван в Перечне N 504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Указанная позиция изложена Минфином России в Письме от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143.
Поскольку коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне N 504, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня N 504, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне N 504, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня N 504, а также если данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень N 504, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Таким образом, для применения льготы по налогу на имущество необходимо выполнение одного из следующих условий:
- коды ОКОФ льготируемого имущества содержатся в Перечне N 504 с учетом иерархической структуры кодов;
- имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня N 504;
- имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень N 504.
Автодороги прямо не поименованы в Перечне N 504 в составе имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Пункт 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, устанавливает, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, и предназначенный для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных п. 11 ст. 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодательством закреплено, что оказание услуг по передаче электрической энергии возможно только при условии выполнения технологически связанных действий через технические устройства электрических сетей.
Действующим законодательством РФ к объектам электросетевого хозяйства отнесены трансформаторные и иные подстанции (абз. 11 ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ).
При этом понятие трансформаторной подстанции раскрывается в п. 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 20.06.2003 N 242, согласно которому трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
То есть трансформаторная подстанция является сложным неделимым технологическим объектом - электросетевым комплексом, в состав которого входят объекты и оборудование, необходимые согласно Правилам устройства электроустановок для обеспечения непрерывного производственного процесса передачи электрической энергии.
Согласно разд. III Перечня видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 N 295, в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов входят в том числе площадки технологического оборудования, внутриплощадочные дороги, проезды и площадки, подъездные автодороги и проезды.
Из Рекомендаций по технологическому проектированию подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ, утвержденных Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 288 (далее - Рекомендации), а также Стандарта организации "Нормы технологического проектирования подстанций переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ (НТП ПС)" (утвержден и введен в действие Приказом ОАО "ФСК ЕЭС" от 13.04.2009 N 136) усматривается, что автомобильные дороги, являющиеся также и пожарными проездами с усовершенствованным облегченным покрытием, предусматриваются, как правило, к следующим зданиям, сооружениям и установкам: трансформаторам, шунтирующим реакторам, СК, к зданию маслохозяйства и емкостям масла, ОПУ, ЗРУ, вдоль рядов выключателей ОРУ напряжением 110 кВ и выше.
Ко всем остальным зданиям и сооружениям предусматриваются проезды с щебеночным (гравийным) или грунтощебеночным покрытием, обеспечивающим круглогодичный проезд автотранспорта (п. 14.3.4 Рекомендаций). Внутриплощадочные автодороги ПС напряжением 220 кВ и выше проектируются, как правило, по кольцевой системе (п. 14.3.5 Стандарта организации).
Таким образом, из отраслевых норм следует, что внутриплощадочные дороги, проезды и площадки, подъездные автодороги и проезды относятся к составным и неотъемлемым частям объектов, льготирование которых прямо предусмотрено Перечнем N 504, в связи с чем применение в отношении их льготных ставок, установленных п. 3 ст. 380 НК РФ, является обоснованным.
Данный вывод подтверждается судебной практикой. Арбитражные суды приходят к выводу, что внутриплощадочные дороги, проезды и площадки, подъездные автодороги и проезды относятся к сооружениям, предназначенным для размещения и эксплуатации специального оборудования электрических и тепловых сетей.
Так, в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 N 08АП-11289/2014 по делу N А75-4296/2014 судьи пришли к выводу, что дороги, автодороги, проезды и площадки являются неотъемлемой частью объектов электросетевых комплексов (трансформаторных подстанций). При этом неправильное определение налогоплательщиком кода ОКОФ при постановке объекта основных средств на учет, равно как формальное несоответствие кода ОКОФ, указанного в инвентарной карточке, коду ОКОФ, поименованному в Перечне N 504, не может служить основанием для отказа в применении льготы по налогу на имущество.
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.08.2016 по делу N А40-17590/2015 (по п. 3.1 решения инспекции) судьи признали правомерным применение льготы по налогу на имущество в отношении автодорог (проездов, площадок и т.п.), поскольку указанные объекты являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.
Суд пришел к выводу, что в соответствии с требованиями действующего законодательства налогоплательщик не имеет права эксплуатировать электросетевые объекты, в частности трансформаторные подстанции, при отсутствии спорных объектов (дорог). Данные объекты сооружены в соответствии с Приказами Минэнерго России N N 242, 288, являются неотъемлемой технологической частью трансформаторных подстанций и без данных объектов эксплуатация оборудования электрических сетей невозможна.
Кроме того, строительство и эксплуатация энергетического оборудования, поименованного в Перечне N 504 (подстанций, трансформаторов, ОПУ, ЗРУ, ОРУ и пр.), невозможны в отсутствие инженерных сооружений для размещения специального оборудования - автодорог, проездов, площадок и прочее, поэтому Нормами технологического проектирования подстанций с высшим напряжением 35 - 750 кВ (ОНТП 5-78, Минэнерго СССР) предусмотрены соответствующие обязанности по их строительству и эксплуатации.
Следовательно, автодороги (проезды, площадки и т.п.) также являются неотъемлемой технологической частью инженерных сооружений для размещения специального оборудования электрических сетей, в связи с чем подлежат льготированию.
При этом, по мнению суда, льгота в отношении автодорог (проездов, площадок, подъездов и т.п.) может быть заявлена по двум основаниям: по коду 14 3115020 "Подстанции трансформаторные комплектные и блочные" ОКОФ, поскольку дороги входят в состав трансформаторных подстанций, являются их частью, и по коду 11 4521012 "Инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей" ОКОФ, так как дороги (проезды, площадки) являются инженерными сооружениями для размещения трансформаторов, ОРУ, ЗРУ и т.п. - специального оборудования трансформаторных подстанций.
Аналогичные выводы содержатся также в Постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.11.2014 N Ф04-11014/2014 по делу N А75-206/2014, ФАС Московского округа от 25.11.2011 по делу N А40-11850/11-99-52 (Определением ВАС РФ от 23.04.2012 N ВАС-3192/12 отказано в пересмотре дела в порядке надзора), Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 N 08АП-13344/2014 по делу N А81-2037/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 N 09АП-22998/2016 по делу N А40-181457/15.
Хотя в приведенных судебных постановлениях рассматриваются споры о применении льготы по налогу на имущество, установленной ст. 381 НК РФ (с 01.01.2013 действует в новой редакции, не предусматривающей освобождение от налогообложения линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), полагаем, что указанные выводы могут быть применимы также и в отношении п. 3 ст. 380 НК РФ.

М.И.Дедусова
Консалтинговая группа "ТаксАртГрупп"
15.10.2016

Читайте также: