Трансферты за вычетом налогов составляют

Опубликовано: 11.05.2024


В качестве математического варианта данный подход выражается следующей формулой:

Отметим при этом, что валовые инвестиции представляют собой сумму амортизационных отчислений, соответствующих износу основного капитала (А), и чистых инвестиций, являющихся капиталовложениями, направленными на расширение производства (In). То есть:

Ig
=
A
+
In

В экономической теории принято также отражать и альтернативный вариант градации совершаемых в экономике расходов. В данном случае классификация опирается не на вид расходов, связанный с тем или иным субъектом. В основу кладется само различие в типах расходов как таковых. Выделяются три вида затрат: потребительские расходы (С), сбережения (S
)и налоговые платежи за вычетом трансфертов (Т). В итоге формула приобретает следующий вид.

Итак, экономическая наука использует три метода подсчета валового продукта, создаваемого в течении года. Наиболее активно неоклассическая школа оперирует данными, связанные с методом производимых расходов. (1)


1.3 Чистый внутренний продукт

Чистый внутренний продукт получается путем вычитания из ВВП амортизационных отчислений, т.е. отличается от ВВП тем, что уменьшен на величину потребления (износа) основного капитала. В силу этого ЧВП точнее, чем ВВП, показывает, какова стоимостная величина созданных в стране в данном году благ. Ведь часть стоимости готовой продукции, равная величине амортизации, по существу лишь компенсирует убыль основного капитала, созданного в прошлые периоды. Ее изъятие из объема ВВП очищает его от двойного счета.

Близким, хотя не тождественным ВВП показателем является валовой национальный доход (ВНД).

Валовой национальный продукт– показатель, расчет которого строится на основе учета фактора собственности, а не географического положения. ВНП представляет собой ценность, добавленную всеми факторами производителя, принадлежащими резидентами данной страны как внутри страны, так и за рубежом.

Это как бы «двойник» ВВП, несколько по-иному учитывающий внешнеэкономические связи:

ВНД = ВВП + Сальдо первичных доходов из-за границы
Принципиальное различие между ВВП и ВНД заключается в следующем: ВВП измеряет поток конечных товаров и услуг, а ВНД – поток первичных доходов. С количественной стороны они различаются на сальдо первичных доходов, полученных из-за границы, т.е. на разницу между доходами резидентов данной страны, полученными из-за границы, и доходами нерезидентов, переданными за границу. Если сальдо первичных доходов из-за границы равно нулю, то ВВП равен ВНД. (4)


1.4 Национальный доход

Национальный доход – это показатель, отражающий ту сумму благ, которую общество за год своей деятельности добавило к своему благосостоянию. Национальный доход является при этом итогом действия всех факторов производства. По своей структуре НД включает два компонента: заработную плату и совокупность доходов, связанных с предпринимательской деятельностью и владением собственностью.

Но на сей раз речь вдет не об очистке от двойного счета, а об освобождении от искажения цен в результате государственного вмешательства. Национальный доход равняется чистому внутреннему продукту за вычетом косвенных налогов.

Действительно, косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Однако эти доходы государства не связаны с внесением им каких-либо ресурсов в производственный процесс, не свидетельствуют об участии государства в создании национального продукта. Косвенные налоги через повышение издержек увеличивают цены, но не создают каких-либо экономических благ. Показатель НД очищен от такого искажающего влияния. (2)

Можно определить НД и по-другому. Напомним, что ВВП в сфере распределения состоит из доходов владельцев факторов производства, амортизационных отчислений и косвенных налогов. При подсчете НД два последних компонента изымаются из стоимости ВВП. Поэтому НД равняется сумме первичных доходов владельцев факторов производства. После завершения перераспределительных процессов фактические доходы владельцев факторов производства могут значительно отличаться от первоначальных, например, в силу существования подоходного налога, разнообразных выплат субсидий и т.п. Показатель национального дохода имеет глубокий экономический смысл. Структура НД является важнейшим показателем распределения доходов разных слоев населения и социальной стратификации общества.

Основными компонентами НД являются:

· вознаграждение за труд;

· доходы некорпорированного сектора (мелких производителей);

· доходы от собственности.

В большинстве развитых стран вознаграждение за труд составляет 70–80% НД, несколько процентов приходится на доходы мелких производителей (этот компонент НД выделяется особо потому, что доходы владельцев мелких предприятий и домашних хозяйств являются смешанными – их невозможно разделить на прибыль, получаемую собственниками, и зарплату – работниками собственных фирм), а оставшаяся часть (15–20%) приходится на все виды доходов от собственности (процент, прибыль акционерных обществ и ренту).

В России ситуация более запутанная. Официальная оплата труда наемных работников составляет около 45% НД. При включении в подсчеты широко распространенных доходов от неофициальной занятости доля фактора «труд» в НД повышается примерно до 60%. Однако скрываются от учета (и, разумеется, от налогообложения) не только трудовые доходы, но также прибыли и рента. Если принять во внимание и это обстоятельство, то доля оплаты труда наемных работников должна быть оценена в 50–55%.

Это очень низкий показатель, свидетельствующий о недооценке фактора «труд», в особенности же о заниженности заработков квалифицированных специалистов, получающих в сравнении с западными мизерные зарплаты. Элементы социальной напряженности в российском обществе в значительной степени связаны с приведенной структурой НД. Этот важный макроэкономический показатель не подсчитывается. (1)

С точки зрения собственных ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.


1.5 Личный доход
Личный доход рассчитывается путем вычитания из ЧНД косвенных налогов и добавлением сальдо частных и государственных трансфертов, а также вторичных (или перераспределенных) доходов, в том числе полученных в виде процентов. Среди всех показателей системы национальных счетов он лучше других описывает уровень и структуру доходов физических лиц до уплаты налогов. Доходы домохозяйств не сводятся только к доходам от реализации факторов производства. Значительную роль играют разнообразные пособия и дотации, получаемые разными слоями населения от государства:

· пособия по безработице;

· пособия по нетрудоспособности, бесплатные и льготные лекарства и другие платежи системы социального страхования;

· пенсии, стипендии и т.п.

Вместе с тем само население платит государству известные суммы неналогового характера. Например, взносы в пенсионный фонд не являются налогами, поскольку они в конце концов возвращаются к плательщику, тем не менее уменьшают реальный размер дохода, находящегося в настоящий момент в распоряжении домохозяйств. Наконец, разнообразные частные трансферты (дарения, спонсорство, благотворительность и т.п.) увеличивают доходы одних лиц и снижают у других. В современной интернационализированной экономике все большую роль играют и трансферты, производимые с гражданами и организациями других стран. Это обстоятельство весьма актуально и для России, поскольку как российское государство, так и его граждане сохранили и тесные связи, в том числе и финансовые, с бывшими союзными республиками. Например, живущие в странах Прибалтики ветераны Советской Армии и МВД получают российскую пенсию.

В личный доход включается сальдо всех этих трансфертов и добавляется к факторным доходам. Как правило, сальдо трансфертов является положительным, поэтому личный доход по величине больше национального дохода. (5)
1.6 Располагаемый личный доход
Располагаемый личный доход равняется личному доходу за вычетом прямых налогов. Он показывает, какими суммами могут реально распоряжаться домохозяйства. Этот показатель особенно важен для:

· анализа уровня жизни в стране;

· оценки эффективности выполнения государством своих функций. Степень социального неравенства в стране определяется не первичными доходами разных групп населения, а той структурой доходов, которая складывается после проведения государством всех трансфертов и сбора им всех налогов;

· анализа структуры покупательских возможностей населения по тем или иным социальным слоям (может быть прямо использован в маркетинговых целях).

Важное значение для макроэкономического анализа имеет и использование располагаемого дохода: РД идет либо на потребление, либо на сбережение. Пропорции, в которых соотносятся эти части, предопределяют ресурсную базу капиталовложений в экономику страны (инвестирована может быть только сбереженная часть РД, а не потребленная).

Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств.

Итак, взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:

ВВП (валовой внутренний продукт) – амортизация =

ЧВП(чистый внутренний продукт) – косвенные налоги =

НД(национальный доход) – налоги на прибыль предприятий –

взносы на социальное страхование– индивидуальные

подоходные налоги– нераспределенная прибыль

корпораций+ трансфертные платежи = РД (располагаемый доход)




2. Национальное богатство
2.1 Текущие и аккумулированные показатели
Все показатели СНС отражают (хотя и по-разному) текущий объем производства, распределения,потребления, но не накопленное за предыдущие периоды богатство. Между тем его величина во многих отношениях является определяющей для верной оценки макроэкономических параметров экономики. Приведем простой пример. Ввод в эксплуатацию новых станций метрополитена даже в крупных городах – нечастое явление. В Москве в 60–70 годах XX в. редко вводилось ежегодно более двух-трех станций, а в последующее сложное время за год часто не появлялось ни одной, т.е. текущее «производство» станций нередко равнялось нулю.

Как это отражалось на уровне и качестве жизни москвичей? Если не принимать во внимание огорчение тех, кто непосредственно живет или работает рядом со станциями, строительство которых было отложено, то значительное число жителей города даже не задела заминка в строительстве. Ведь удобство перемещения по Москве определяется в основном не новыми станциями, а густотой уже существующей сети. Сходная ситуация наблюдается и во многих других сферах: от общего жилого фонда страны до парка автомобилей, от совокупной мощности электростанций до густоты сети автомобильных дорог. Во всех этих случаях решающее значение имеют не текущие, а накопленные или, как принято говорить, аккумулированные показатели. Важнейшим из них является национальное богатство. (3)
2.2 Национальное богатство
Национальное богатство– это совокупность ресурсов и иного имущества страны, создающая возможность производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей. Фактически речь идет о стоимостной оценке всего богатства страны, в какой бы форме оно ни выступало. В его состав, в частности, входит следующее:

- сельскохозяйственные и несельскохозяйственные земли,

- исторические и художественные памятники и произведения;

- производственные активы (основной и оборотный капитал),

- непроизводственные активы (имущество и запасы домохозяйств и некоммерческих организаций);

- интеллектуальная собственность (патенты, торговые марки, объекты авторского права и т.п.),

- человеческий капитал (продукты сферы услуг, в частности, образование, здравоохранение, юриспруденция и т.п., овеществившиеся в знаниях, профессиональных навыках и здоровье населения, а также в эффективной институциональной структуре общества);

· сальдо имущественных обязательств и требований по отношению к зарубежным странам.

В теоретическом плане главными особенностями показателя национального богатства является то, что в нем:

· учитываются все имеющиеся в стране экономические блага по состоянию на определенную дату, а не созданные за определенный период. Большая часть стоимости ВВП каждого года потребляется в тот же период и потому невходитв состав национального богатства (так, на дату измерения, скажем, на 1 января 2007 года почти все пищевые продукты, которые были произведены в течение 2006 года, уже не существуют). Более долгоживущие блага (например, оборудование, потребительские товары длительного пользования) на время входят в состав национального богатства, но через несколько лет, по мере износа, выбывают из него. И лишь незначительная часть текущего ВВП (чаще всего сооружения, инфраструктура – тот самый «водопровод, сработанный еще рабами Рима» и человеческий капитал) входят в НБ надолго.

Национальное богатство, таким образом, представляет собой не измеритель потока экономических благ в ходе народнохозяйственного оборота, а мерило его результатов, так сказать, «сухой остаток», возникший в результате многих циклов производства ВВП;

· значительную часть национального богатства составляют природные блага (земля, полезные ископаемые и т.п.), не являющиеся результатом хозяйственной деятельности человека. Несмотря на «нерукотворный» характер этих богатств, их стоимость связана с уровнем развития экономики, причем эта взаимосвязь имеет очень сложный характер.

Стоимость одних природных благ растет, а других падает в ходе технического прогресса. Скажем, стоимость залежей урановых руд послеизобретения атомной бомбы и появления атомных электростанций резко выросла, в то же время стоимость дров как энергоносителя упала;

· только с помощью показателя национального богатства делается попытка комплексно учесть нематериальное имущество. (2)




3. Модели воспроизводства

В истории экономической мысли с целью выяснения качественных и количественных характеристик воспроизводственных процессов неоднократно предпринимались попытки моделировать народнохозяйственный кругооборот.

Первой известной моделью кругооборота являлась созданная в 1758 г. «Таблица Кенэ». Ее автор, лейб-медик маркизы де Помпадур Ф. Кенэ, на склоне лет занявшийся изучением экономики, уподобил хозяйство страны знакомой ему как врачу системе кровообращения в человеческом организме. Тем самым Кенэ фактически ввел в науку идею замкнутого кругооборота вещественных и денежных потоков в народном хозяйстве. В модели Кенэ рассматривался обмен благами трех основных классов тогдашнего общества: крестьян, землевладельцев и ремесленников. Таблица Кенэ была первой моделью, описавшей кругооборот денег и товаров в экономике. Таким образом, Кенэ наметил фундаментальные подходы к макроэкономическому моделированию, став его основоположником.

Наибольший вклад в моделирование воспроизводственных процессов в XIX в. внес Карл Маркс. Суть моделей Маркса состояла в выделении двух подразделений общественного воспроизводства: производства средств производства и производства предметов потребления. Эти модели позволяли определить пропорции между выпуском продукции обоими подразделениями, которые необходимы как для постоянного сохранения из года в год одинакового объема производства (так называемое простое воспроизводство), так и для роста национальной экономики (расширенное воспроизводство).

Дальнейшее развитие структурных условий воспроизводства связано с разработанной В. Леонтьевым моделью «затраты-выпуск» (ее также называют межотраслевым балансом).

В.В. Леонтьев (1906–1998) – американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1973 году, которой он был удостоен за выдающийся вклад в развитие метода «затраты-выпуск» и его применение к важным экономическим проблемам. Главное направление его исследований – изучение взаимозависимостей внутри экономической системы. Свой метод Леонтьев использовал при построении межотраслевых балансов экономики США. Он развил интерактивные модели Кенэ в работах «Исследование структуры американской экономики» (1953) и «Экономический анализ модели «затраты-выпуск»» (1966). Метод «затраты-выпуск» стал основой регулирования во многих странах с рыночной экономикой.

Модель Леонтьева широко используется как в целях государственного регулирования экономики, так и частным бизнесом для оценки общего развития народного хозяйства в целом и его отдельных секторов.

Основная идея модели состоит в приложении аксиомы кругооборота к конкретным отраслям. Если производство равно потреблению, то можно составить своего рода шахматную таблицу (матрицу), в которой будет показано, какие продукты и в каких количествах потребляет каждая отрасль и куда в свою очередь уходит ее продукция. (2)

Составляются три взаимосвязанных матрицы:

· межотраслевых потоков промежуточных продуктов;

· структуры образования ВВП (создания добавленной стоимости);

· структуры использования ВВП (конечного спроса).

Расположенные по горизонтали строки таблицы отражают источники созданы продукции.

Инструментами фискальной политики являются расходы и доходы государственного бюджета:

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Влияние налогов

Налоги также действуют на совокупный спрос в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов — косвенно, через изменение потребительских расходов.

Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов ( ), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (Вспомним, что располагаемый доходYd равен личному доходу Y за вычетом индивидуальных налогов, т.е. Yd = Y - ) Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает располагаемый доход. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Еслиmрс = 0,8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 дол. потребление увеличивается на 80 дол. (100 × 0,8 = 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0,8) = 1/0,2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100 дол. составит 400 дол.

(DY = DC ´ 1/(1 – mpc) = 80 × 5 = 400), а не 500 дол., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 дол., т.е. мультипликативный эффект меньше. Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).

Определим формулу мультипликатора автономных налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение, прежде всего, потребительских расходов. Поскольку

Подставим формулу (2) в формулу (1) и, несколько перегруппировав, получим

Величина [- mpc/(1 – mpc)] и есть мультипликатор автономных налогов.

Поскольку (1 – mpc) есть не что иное, какmps(предельная склонность к сбережению), то мультипликатор автономных налогов можно записать и как (–mpc/mps).

В нашем примере он равен –4 (–0,8 / (1 – 0,8) = –0,8 / 0,2 = –4).

Мультипликатор налоговэто коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход при уменьшении (увеличении) налогов на единицу.

Следует обратить внимание на два момента:

• мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его воздействие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100 дол.

(D = –100) привело к увеличению совокупного дохода на 400 дол.:

• по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс= 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 дол., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 дол.:

а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 дол.:

В результате совокупный доход увеличивается на 100 дол., т.е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Влияние трансфертов

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение — к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличится на 80 дол.:

а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:

то совокупный доход увеличится на 400 дол.:

Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 дол., а с 80 дол., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 дол., а только 400 дол.




Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Следовательно, величина мультипликатора трансфертов равна

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) — прямое.

Социальные трансфертные выплаты — трансферты домохозяйствам — воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Виды фискальной политики

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.2,а), направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

• увеличение государственных закупок;

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1доY*), но и снижение уровня цен (отР1доР2) (рис.2,в), поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 2,б).

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

• сокращение государственных закупок;

Рис. 2. Воздействие фискальной политики на экономику

Определим, что такое доход и какие бывают виды доходов.

Доходы населения — это сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов.

Доходы населения можно разделить на денежные и натуральные.

Денежные доходы — это доходы, включающие в себя все поступления денег в бюджет семьи в виде оплаты труда работников, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности (проценты по вкладам, ренты, дивидендов по ценным бумагам, доходов от недвижимости), гонораров и др.

Натуральные доходы — это доходы, включающие продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

Доходы можно также классифицировать как:

  • совокупные, представляющие собой общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступлений;
  • номинальные, характеризующие уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен;
  • располагаемые, номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережения;
  • реальные, характеризующие номинальные доходы с учетом инфляционного роста цен и тарифов;
  • реальные располагаемые денежные доходы, которые определяются исходя из денежных доходов текущего периода за вычетом обязательных платежей и налогов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Основным доходом трудящихся является заработная плата, составляющая до 70% доходов работников. Различают номинальную и реальную заработную плату.

Номинальная заработная плата — это те средства, которые работник получает (или которые начислены ему) в денежном выражении за свой труд за определенный промежуток времени. Номинальная заработная плата зафиксирована в трудовом договоре (контракте), заключаемом между работником и работодателем.

Реальная заработная плата отражает покупательную способность полученных денежных средств и представляет собой номинальную заработную плату, скорректированную на индекс потребительских цен. Если темпы увеличения номинальной заработной платы ниже темпов роста уровня цен на товары и услуги, то реальная заработная плата понижается. Поэтому при повышении номинальной заработной платы необходимо учитывать рост цен, иначе увеличение размеров оплаты труда не будет нести в себе стимулирующей функции.

Распределение доходов происходит между владельцами экономических факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Однако если наемные работники участвуют в прибылях предприятия, то часть факторных доходов получают и они.

Кроме заработной платы, денежные доходы населения включают в себя доходы от предпринимательской деятельности (прибыль), доходы от собственности (проценты, дивиденды, арендная плата), социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) и другие поступления (страховые возмещения, выигрыши, доходы, поступившие в порядке наследования, и пр.).

Структура доходов населения РФ при плановой экономике значительно отличается от структуры доходов при рыночных условиях хозяйствования. Позитивным проявлением рыночной экономики является рост доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности, хотя их получает меньшая часть населения. В период плановой экономики СССР наблюдался высокий процент доходов по оплате труда и социальных выплат населению, что свидетельствовало о высокой социальной защищенности трудящихся, однако доходы от собственности и предпринимательской деятельности были крайне малы, так как в рамках действующего законодательства практически все виды такой деятельности считались незаконными.

Соотношение в структуре денежных доходов населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в мотивации труда работников. Если в структуре денежных доходов преобладает заработная плата или доходы от предпринимательской деятельности, то это свидетельствует о росте предпринимательской инициативы и хозяйственной самостоятельности. Тенденция к увеличению социальных трансфертов в структуре денежных доходов может привести к психологии социального иждивенчества у части работоспособного населения.

Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются.

В современной России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в экономически передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. В значительной степени это связано с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения» и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Но по мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоев населения размеры неравенства должны сократиться.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (см. рисунок). По оси абсцисс откладывается процент домашних хозяйств, а по оси ординат — процент получаемых совокупных доходов. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.


Кривая Лоренца: ОСА — полное равенство; ODA — после вычета налогов; ОЕА — до вычета налогов

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство) представлено на рисунок одной линией ОСА, которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца ODA отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов.

Для преодоления социального неравенства в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 г. также действовал пропорционально-прогрессивный подоходный налог. С 2001 г. налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это, конечно, неплохо, так как большинство населения страны пока еще находится рядом с чертой бедности, но с другой — отмена пропорционально-прогрессивного налога противоречит демократическому принципу, который гласит: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит».

Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще А. Смитом, наглядно демонстрирует изображенная кривая Лоренца. На приведенном рисунке видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов более равномерным.

В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют следующие коэффициенты:

  • коэффициент фондов — соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
  • децильный коэффициент — соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан;
  • индекс концентрации доходов населения, или коэффициент Джини, изменяющийся от 0 до 1; чем ближе этот коэффициент к единице, тем сильнее неравенство в обществе.

Введение

Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Актуальность данной работы видится именно в том, что каждый так или иначе участвует в этом сложном процессе.

Цель данной работы – изучение роли политики доходов и трансфертных операций в жизни государства.

Для освещения данной темы были использованы современные учебники по экономике известных российских и зарубежных авторов.

Доходы и полученные официально трансферты

Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставлении государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды. Средства органов государственного управления, образующиеся за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов.

Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом. Текущие доходы образуются за счет налогов и неналоговых поступлений. Налоги представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления. Неналоговые поступления включают доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, продажи принадлежащих государству, имущества, запасов, земли и т. п. Доходы от операций с капиталом включают поступления от продажи капитальных активов.

К полученным официальным трансфертам относятся все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные от других органов государственного управления, других государств или международных организаций. Сюда входят репарации и дарения, предназначенные для особых проектов и программ, поддержки основного бюджета и других целей.

Наиболее существенным источником средств являются налоги, с помощью которых мобилизуются и перераспределяются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. Налоговая система не должна ослаблять стимулы к экономической деятельности, а в лучшем случае должна способствовать ей. Основными налоговыми поступлениями являются следующие:

1. Подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков и др., а также на прирост стоимости капитала, например за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли.

2. Отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды — пенсионный, социального страхования, медицинского страхования и другие. Отчисления в социальные внебюджетные фонды рассматриваются вместе с налогами, а не как страховые взносы в силу их обязательности. Обязательность обусловлена тем, что в противном случае значительное число людей не позаботится о сбережениях для обеспечения приемлемого уровня доходов после выхода на пенсию или в случае наступления нетрудоспособности.

3. Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (кроме отчислений в социальные фонды), например транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений.

4. Налоги на собственность. В эту группу входят налоги на имущество юридических и физических лиц, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.

5. Внутренние налоги на товары и услуги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право, производства и торговли спиртными напитками. Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии производства от суммы добавленной стоимости, определяемой как разность между ценой продажи и расходами на покупку факторов производства. Если сложить налоги, уплаченные на каждой стадии производства, то итоговая сумма практически является налогом на розничную торговлю, взимаемым по общей ставке со всех продаваемых товаров. НДС практикуется в европейских странах. В США вместо него взимается налог на розничную торговлю — налог с продаж.

6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины.

7. Прочие налоги, сборы и пошлины.

Наиболее значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги — налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины. В общей сумме налоговых поступлений налог на доходы и прибыль составляет 35-40%, косвенные налоги — около трети, взносы в фонды социального страхования — примерно 20%.

Размеры индивидуальных подоходных налогов зависят от общего уровня доходов основной массы населения. Чем больше уровень доходов, тем относительно выше может быть уровень налогообложения. Вместе с тем под влиянием идей теоретиков «экономики предложения» и принципа «социальной справедливости» во многих странах ставки подоходного налога были существенно снижены, а малообеспеченные семьи от этого налога освобождены.

Принципы формировании налоговых поступлений. Поскольку с помощью государственных налогов и расходов изымаются средства у одних лиц и передаются другим, экономисты постоянно предпринимают попытки определить наиболее приемлемые принципы распределения налогового бремени и предоставляемых благ. Общепризнанными считаются два принципа налогообложения: справедливость и эффективность.

В отношении справедливости налогообложения считаются общепринятыми два критерия: принцип горизонтальной справедливости и принцип вертикальной справедливости. Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что лица, получающие одинаковые доходы, должны платить налоги одинаковой величины. При этом не имеет значении, что доход одного - это заработная плата работающего по найму, и другого – прибыль от предпринимательской деятельности. Принцип вертикальной справедливостиозначает, что получающие больше доходов должны платить больше налогов. При всей внешней привлекательности этих принципов их практическая реализация сопряжена со значительными трудностями. Так, при равных текущих доходах люди имеют различное количество детей или при равных доходах, но разных сбережениях оказываются обладателями различных доходов в старости. При реализации принципа вертикальной справедливости существует коллизия правомерности перераспределения доходов. С позиций платежеспособности обосновывается положение, согласно которому богатые должны за услуги государства платить больше. С другой стороны, обосновывается тезис о том, что уровень платежей должен соответствовать уровню выгод, получаемых от государства, и, следовательно, перераспределять доходы не следует.

Налоговая система считается прогрессивной, если после уплаты налогов неравенство в экономическом положении граждан сокращается, и регрессивной, если происходит обратное. Идея прогрессивного налогообложения, согласно которой люди с большим доходом платят в виде налога относительно большую долю полученного дохода, практически используется в странах с рыночной экономикой для установления шкалы налогообложения и освобождения от налогов лиц с низкими доходами. Вместе с тем конкретное определение прогрессивности на практике обычно является компромиссом между различными силами и политическими интересами.

С помощью индивидуального подоходного налога по существу облагается налогом вклад физических лиц в создание ВВП: чем больше вклад, тем больше налог. Альтернативным подходом является налогообложение потребления, т. е. той части ВВП, которая используется людьми путем приобретения товаров и услуг. Это достигается путем установления налогов на добавленную стоимость, налога с оборота, акцизов и других косвенных налогов. Налог уплачивается покупателями при приобретении товаров в установленном проценте к добавленной стоимости или цене и автоматически поступает в налоговую систему, что существенно облегчает сбор налогов. Негативной стороной налогообложения потребления является освобождение от налогов сбережений, представляющих собой разницу между величинами доходов и потребления.

На практике используется сочетание обоих подходов: налогами облагаются как доходы, так и потребление, хотя соотношение их в отдельных странах может быть различным.

Вторым важным принципом налогообложения является эффективность налогообложения, или, иначе говоря, направление и степень, воздействия подоходного налога на производимый в экономике объем работ. При повышении подоходного налога возникает проблема компенсации работникам дополнительного налогообложения путем выплаты более высокой зарплаты, что создает тенденцию к сокращению объема деятельности. Основная проблема налогообложения заключается в том, чтобы обеспечить фискальные потребности государства и не лишить при этом: налогоплательщиков заинтересованности в увеличении своих доходов. Превышение приемлемого уровня налоговой нагрузки в целях удовлетворения текущих финансовых потребностей создает одновременно стимулы к сокращению производства и соответственно налоговой базы и к укрытию доходов.

Система налоговых ставок и льгот должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать воспроизводственные процессы — расширение и обновление производства, создание новых рабочих мест, способствовать планируемым структурным изменениям. Для характеристики общей величины налоговой нагрузки может быть использован показатель доли налоговых отчислений в ВВП. Доля налогов в ВВП в развитых странах колеблется от 30 до 50%. В этих странах принято считать, что величина налога, превышающая 50% прибыли, на производственной деятельности сказывается негативно. Оптимальным считается изъятие примерно трети прибыли. На практике с целью стимулировании производства широко используются налоговые льготы – освобождение отдельных отраслей и производств от уплаты налогов или снижение их размеров, предоставление отсрочек по уплате налогов, ускоренная амортизация, разрешающая переводить часть прибыли в необлагаемые налогом амортизационные издержки и др. Сучетом льгот доля налогов на прибыль в общем объеме налоговых поступлений составляет 5-10%.

Налоги выполняют не только фискальную, но и регулирующую роль в экономике. Регулирующая функция проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в налоговом бремени в отдельных секторах экономики, отраслях и производствах оказывают существенное влияние на производство, платежеспособный спрос и капиталообразование. Налогообложение и расходование средств государством поддерживает выпуск одних товаров и сдерживает выпуск других. С помощью налогов и трансфертом перераспределяются доходы и, таким образом, оказывается влияние ни размеры расходов отдельных секторов экономики, отраслей, социальных групп населения и регионов.

Используя систему налогов и субсидий, государство оказывает воздействие на цены и соответственно на объем производства товаров. Налоги на прибыль и косвенные налоги повышают цену товара и оказывают сдерживающее влияние на масштабы производства, субсидии и дотации по своему действию прямо противоположны. Увеличивая подоходный налог, государство уменьшает потребительский спрос на величину чистых налогов. Под чистыми налогами понимается сумма налогов за вычетом всех социальных выплат, производимых органами государственного управления. Так личный располагаемый доход равен номинальному доходу, уменьшенному на величину налогов и увеличенному на сумму социальных выплат. Соответственно изменение чистых налогов для населения прямо отражается на потребительском спросе. Если снижение потребительского спроса компенсируется ростом государственных расходов, то это будет уже спрос на иные товары и услуги.

При установлении и изменении налогов должны соблюдаться определенные правила. К числу этих правил относятся следующие:

· однократность обложения. Один объект налогообложения может облагаться налогом только один раз;

· неукоснительное соблюдение установленных законом порядка введения и отмены налогов, их ставок и льгот. В зависимости о того, каким органом они вводятся и в какой бюджет поступают, налоги подразделяются на федеральные, субъектов федерации и местные (муниципальные);

· законодательное установление распределения доходов между бюджетами и внебюджетными фондами различных уровней государственного управления.

К сожалению, в России налоговая нагрузка в последние годы превышает допустимый уровень и в сочетании с общим кризисом финансово-кредитной системы является фактором, ведущим к спаду производства. Стремление к удовлетворению текущих фискальных интересов, закрытию бюджетных дыр преобладает над долгосрочными финансово-экономическими целями.

Заключение

Подведем итоги вышесказанному. Доходы в рыночной экономике распределяются между владельцами экономических факторов производства в форме заработной платы, прибыли, ренты и процента.

Для миллионов людей федеральные, субъектные и местные правительства являются источниками дохода. Кроме того, государство играет непосредственную роль и в других доходах. Государство поглощает существенную долю национального дохода посредством налогов и других сборов.

Но то, что государство берет с одной стороны, оно отдает с другой. Государство на всех уровнях раздает суммы, в качестве трансфертных платежей, представляющих собой прямые государственные выплаты, в обмен на которые получателей не требуется предоставление никаких товаров и услуг. Самой большой категорией трансфертных платежей является социальное обеспечение пожилых людей, но они также включают в себя пособия ветеранам, субсидии, расходы на благотворительность и медицинскую помощь.

Список литературы

1. Кругман П. Р. Международная экономика. Теория и политика: Учебник: пер. с англ. Под ред. В. П. Колесова, М. В. Кулакова. – М.: МГУ; Юнити, 1997.

2. Макконелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. 1. – М.: Республика, 1992.

3. Самуэльсон п. А. Экономика: учеб. пособие. Пер. с англ./Под ред. Л. С. Тарасевича, А. И. Леуссгоко. – М.: БиномКиноРус, 1999.

4. Фишер С. Экономика. Пер с англ./Общ. ред. и предисл. Г. Г. Сапова. – М.: Дело, 1999.

5. Экономика: учебник./Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. – М.: Проспект, 1999.

Часть 4 Продолжение

Одно из важнейших соотношений - это соотношение между валовыми инвестициями и амортизацией. Теоретически возможны три варианта их взаимосвязи. Первый - оптимальный, когда валовые инвестиции больше, чем амортизация. В результате происходит непрерывное увеличение массы функционирующего капитала тем самым рост производственных возможностей общества. Второй вариант - когда валовые инвестиции равны амортизации. Это нежелательный, но тоже, в принципе, приемлемый вариант -при нем обеспечивается хотя бы сохранение производственных возможностей общества И наконец, третий вариант - валовые инвестиции меньше, чем амортизация основного капитала - означает уменьшение размеров капитала и тем самым производственных возможностей общества, сокращающих возможности экономического роста в будущем, а при сохранении этой тенденции - застой и упадок экономики.

Перейдем теперь к рассмотрению структуры ВНП с точки зрения "доходного" принципа. ВНП по доходам включает в себя такие элементы:

1) доходы от труда;

2) доходы от индивидуальной частной собственности;

5) прибыль корпораций;

6) косвенные налоги;

Доходы от труда составляют основную часть доходов. Они существуют в виде заработной платы, которую частные фирмы и государственные учреждения выплачивают своим работникам, а также в виде всевозможных дополнительных выплат работодателей, включая отчисления в частные и государственные пенсионные фонды.

Доходы от собственности представляют собой одну из форм существования прибыли, а именно прибыли частного капитала, партнерств и кооперативов, т.е. доход некорпорированного бизнеса. Вторую форму существования прибыли образует прибыль корпорированного бизнеса (корпораций).

Прибыли корпораций используются по нескольким направлениям. Часть прибылей перечисляется в госбюджет в виде налогов. Вторая часть выплачивается акционерам в виде дивидендов, образуя в конечном счете элемент семейных доходов. Наконец, третья часть прибылей корпораций образует т.н. нераспределенную прибыль, предназначенную для финансирования капиталовложений.

Рентные доходы образуются за счет предоставления имущества в пользование. Например, домовладельцы получают ренту от сдачи внаем квартир. Получателями этих доходов выступают опять таки частные лица, но уже рассматриваемые не в качестве предпринимателей, а в качестве владельцев имущества, сдаваемого в аренду.

Процент представляет собой доход собственников денежных средств (денежного капитала), получаемый ими от предпринимателей за пользование ссудами. Сюда не включается доход от ценных бумаг -государственных и частных облигаций, которые учитываются как трансфертные платежи.

Косвенные налоги уплачивают предприниматели в пользу государства при продаже конечных товаров и услуг. Эти налоги включаются в цену товаров и перечисляются государству в первую очередь после того, как товар реализован. Примером может служить налог на добавленную стоимость, а также акцизные сборы от продажи отдельных групп товаров.

Анализ структуры ВНП был бы неполным, если бы он не учитывал перераспределительных процессов. В ходе перераспределения, осуществляемого, главным образом, через налоговую систему, складываются конечные доходы всех слоев общества и обеспечивается конечная реализация созданного ВНП. К числу показателей, отражающих перераспределительные процессы в ходе движения ВНП, относится чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход и располагаемый доход.

Чистый национальный продукт (ЧИП), как уже указывалось, это ВНП за вычетом амортизации.

Для определения величины национального дохода необходимо из ЧНП вычесть величину косвенных налогов. Таким образом получаем сумму доходов, заработанных всеми слоями общества в текущем году.

Понятие личного дохода отличается от понятия национального дохода, поскольку не все люди, обладающие доходом по результатам хозяйственной деятельности того или иного предприятия, действительно этот доход получают. "Виновниками" такого положения выступают, во-первых, правительство, во-вторых, частный бизнес. Правительство облагает получаемые корпорациями доходы налогами, и это уменьшает их реальную величину, доходящую до действительных владельцев. Кроме того, правительства осуществляет трансфертные выплаты, что приводит к повышению доли личных доходов в ВНП. Что касается бизнеса, то часть доходов, которая по праву принадлежит людям как собственникам корпораций, не доходит до них вследствие того, что часть корпоративных прибылей используется в качестве нераспределенных прибылей. Еще одна часть заработанных средств также не выплачивается работникам, а направляется в фонд социального страхования.

Поэтому, чтобы определить величину личного дохода, необходимо из национального дохода вычесть величину нераспределенной прибыли корпораций, суммы отчислений на социальное страхование, добавить суммы трансфертных выплат.

Наконец, для определения личного располагаемого дохода необходимо из личного дохода вычесть величину личного подоходного налога.

Как используется произведенный ВНП?

Если абстрагироваться от наличия государства и внешней торговли, то ВНП включает в себя потребление и инвестиции. При этом базой инвестиций являются сбережения. Если же учесть перераспределительные процессы, осуществляемые правительством, а именно систему налогообложения и трансфертных выплат, а также существование внешней торговли, то можем записать следующие соотношения:

ВНП = потребление + инвестиции + гос. закупки + чистый экспорт

Располагаемый доход = ЧИП + трансфертные выплаты - налоги

Располагаемый доход == потребление + сбережения

Потребление = Располагаемый доход - сбережения = ЧИП + трансфертные выплаты - налоги - сбережения

Сбережения - инвестиции = Гос. закупки + трансфертные выплаты - налоги + чистый экспорт = Гос. расходы - налоги + чистый экспорт

При этом превышение государственных расходов над налоговыми поступлениями образует бюджетный дефицит, так что:

Сбережения - инвестиции = Бюджетный дефицит + чистый экспорт

Основное макроэкономическое уравнение, которое характеризует соотношение между различными составными частями ВНП, имеет, таким образом, следующий вид:

ВНП = Потребление + инвестиции + гос. закупки + чистый

= Располагаемый доход + налоги - трансферты == Потребление + сбережения + налоги - трансфертные платежи

ВНП образует итог деятельности всего национального хозяйства за год. Кроме ВНП, существует еще понятие национального богатства, представляющего собой всю сум>^ материальных благ, накопленную в обществе за все время егс существования. В состав национального богатства включаются получившие денежную оценку активы - земля и ресурсы производственные и непроизводственные фонды, а также лично имущество населения. Материальную базу для прироста национального богатства образует ВНП.

Важную роль в определении параметров экономического развития играет выяснение позиций иностранного капитала в национальной экономике. Для этих целей служит показатель удельного веса иностранных инвестиций в ВНП, а также соотношение между иностранными инвестициями в данной стране и ее собственными зарубежными инвестициями. Если собственные активы страны за рубежом больше, чем иностранные активы внутри страны, то последняя является мировым кредитором, если меньше - то должником.

В таблице приведена схема основных взаимосвязей в ВНП.

Таблица Движение составных частей ВНП (без учета чистого экспорта)

Читайте также: