Политика инвестиционная налоговая социальная

Опубликовано: 16.05.2024

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Наверное, каждый из вас ломал голову: куда вложить лишние деньги? В доллар? В евро? Купить акции, пока они достаточно дешевы? Или лучше сделать ремонт в квартире? А может, положить в банк? Как сделать так, чтобы деньги работали?

Если объединить эти эпизодические импульсы в некую систему, то выходит, что у каждого человека есть своя инвестиционная политика. Но этот термин чаще используют, когда говорят о фирме, каком-либо предприятии либо о деятельности государства.

Что это такое

Термин применяется не только к фирмам и предприятиям, но и к целым странам. Инвестиционная политика государства – еще более масштабная совокупность мер, директив и регулирующих указаний, которые влияют на всех участников экономического процесса.

Цели и задачи инвестиционной политики

Цели инвестиционной политики по времени различают среднесрочные и долгосрочные. Например, планируемое увеличение выручки фирмы за год (долгосрочная цель) невозможно без увеличения этого показателя за меньший период (среднесрочная цель).

Цели могут быть привязаны к отдельным экономическим показателям, отраслям, к улучшению привлекательности в глазах иностранных партнеров, а также юридической защищенности вложенных финансов.

Все эти цели должны быть достижимыми и конкретными, определенными и разумными.

Именно от поставленных целей зависят задачи этого вида деятельности. Например, если правительство хочет поддержать в кризис нефтяную отрасль, то оно может прибегнуть к налоговым льготам и беспроцентному кредитованию выбранных предприятий.


Подразделение на виды характерно именно для инвестиционной государственной политики. В зависимости от масштаба реализуемых проектов существуют 3 вида: отраслевая, региональная и инвестиционная политика на микроуровне. Последнее – адресная поддержка и экономическое стимулирование предприятий и фирм.


Модели

Каждая модель инвестиционной государственной политики – определенный исторический этап, который общество проходит в развитии, двигаясь от жесткого монетаристского варианта к саморегулирующимся гибридным системам.

Налоговое стимулирование

Государство регулирует инвестиционный климат и ряд экономических показателей с помощью налогового стимулирования. Налоговые льготы и каникулы, переносы убытков на следующие годы, уменьшение нагрузки на бизнес – вот основные направления воздействия на частные компании.


Государственно-частное партнерство

Модель описывает цели и степень взаимодействия государства и частного бизнеса.

Под государственно-частным партнерством подразумеваются государственные контракты, аренда (лизинг), совместные компании, концессионные соглашения и иные взаимовыгодные формы сотрудничества.

Частный капитал выполняет различного рода обязательства перед государством. Например, в обмен на предоставляемые государственные контракты крупные компании обязуются поддерживать социальную сферу, развивать инфраструктуру города либо заниматься благотворительностью.

Смешанная модель

Механизмы формирования и реализации

Механизм формирования и реализации инвестиционной политики включает:

  • привлечение различных ресурсов;
  • надзор за освоением выделенных инвестиций;
  • разработка нормативно-правовой базы;
  • назначение сроков реализации различных решений;
  • определение ответственности государственных органов за саму реализацию.


Принципы и эффективность

Экономисты выделяют несколько принципов:

  1. Создание комфортных условий для частных и государственных компаний.
  2. Развитие и стимулирование фондового рынка.
  3. Улучшение макроэкономических показателей.
  4. Проработка юридической защищенности всех участников экономического процесса.

Эффективность же определяется по степени решения поставленных задач и динамике экономических показателей: если, несмотря на все принимаемые меры, инвестиционный климат остается в зачаточном состоянии, значит, государство (или компания) не справилось с проблемами роста и развития.

Заключение

Этот материал несет не только справочный характер, но и имеет прикладное значение. Так, разобравшись в инвестиционной политике компаний, можно отобрать наиболее перспективные и приобрести их акции.

Если понравился материал, делитесь им в социальных сетях, подписывайтесь на наши новые публикации!


УДК 332.14

Региональная налоговая политика – совокупность экономических отношений, направленных на осуществление экономических функций и задач соответствующими органами власти и управления для целей регионального экономического развития.

Региональная налоговая политика вырабатывается на уровне регионального управления в соответствии с принятой стратегией социально - экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды в зависимости от состояния экономики и других факторов, а также целей, которые на данном этапе развития приняты как приоритетные.

Региональная налоговая политика реализуется через механизм, который представляет собой систему организационных мер, определяющих порядок управления экономикой регионов в зависимости от характера поставленных в данный момент времени задач. Региональный механизм налоговой политики в регионах – совокупность организационных мер на мезоуровне, использующих практические инструменты воздействия на региональное развитие.

Стратегическая цель региональной налоговой политики определена нами, как повышение производственно-финансового потенциала региона путем увеличения региональных доходов при условии неснижения темпов социально-экономического роста; реализация налоговых мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционного развития в регионе.

Региональные особенности налоговой политики должны быть органически увязаны с производственно - инвестиционным потенциалом территории, что формирует созидательный импульс для регионального социально - экономического развития.

Эффективная налоговая политика способствует формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе путем вовлечения в экономику дополнительных средств. Развитие инвестиционного потенциала региона и возможность качественной модернизации промышленного комплекса региональной экономики зависит от методов проведения налоговой политики. В свою очередь, повышениюналогового потенциала региона будет способствовать вовлечение в экономику дополнительных инвестиций, которые направятся на предотвращение износа основных фондов.

Анализ влияния налоговой политики на региональные инвестиционные процессы показывает, что она в недостаточной степени направлена на решение данной проблемы.. По нашему мнению, теоретическое обоснование и практическое применение методов налогового регулирования инвестиционной активности весьма важно для создания благоприятного инвестиционного климата в экономике.

В настоящее время назрела необходимость скорейшего внесения существенных изменений в инвестиционную налоговую политику для достижения устойчивого экономического роста, переориентации российской экономики на инновационный путь развития и привлечения инвестиционных ресурсов на основе мероприятий налоговой политики для создания на их основе высокотехнологичных производств.

Участие государства в регулировании инвестиционной активности через проведение налоговой политики осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые ставки, специальные налоговые режимы, инвестиционные налоговые кредиты и налоговые льготы.

Как известно, высвободившиеся финансовые ресурсы после снижения ставок или уменьшения налоговой базы по основным налогам могут пойти на расширение, модернизацию и обновление производства.
Однако нет никаких гарантий, что налогоплательщик направит дополнительные финансовые ресурсы именно на реализацию инновационных и инвестиционных проектов.

При разработке мер налоговой политики, направленных на регулирование инвестиционной активности, важно предусмотреть систему гарантий использования полученных финансовых ресурсов (или их части) на установленные государством цели, прежде всего на инвестиционно - инновационное развитие.

Предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству практически полное использование финансовых ресурсов на инвестиционные цели. При этом налоговые льготы являются неотъемлемым элементом регулирующего механизма налоговой политики и эффективным инструментом финансирования инвестиций. Они влияют на величину инвестиционных ресурсов, поэтому их необходимо целенаправленно использовать для стимулирования инвестиционной активности.

И.В. Туманян и Л.И. Ушвицкий, анализируя экономическую практику многих стран мира, приходят к выводу, что налоговые льготы выступают гораздо более эффективным и действенным инструментом стимулирования инвестиционной активности в сравнении с налоговыми ставками. Несмотря на такое заключение, российская налоговая политика продолжает отдавать предпочтение налоговым ставкам как наиболее эффективному инструменту налогового регулирования [2, с. 14].

В РФ преимущественное использование такой формы налогового регулирования, как снижение ставок, началось со снижения ставки налога на прибыль организаций с 35 до 24%, а затем и до 20%.

Проведенные мероприятия не имели ожидаемого экономического эффекта. Снижение с 01.01.2009 г. ставки налога на прибыль организаций с 24% до 20% безусловно привело к смягчению кризисной ситуации в экономике за счет оставления в распоряжении хозяйствующих субъектов дополнительных финансовых ресурсов. Однако очевидно, что в условиях кризиса практически все дополнительные ресурсы пойдут на пополнение оборотных средств и возможно только лишь незначительная их часть – на инвестиционные программы.

Одним из наиболее эффективных механизмов налогового регулирования инвестиционной активности выступает амортизация. Основным недостатком использования методов амортизации является отсутствие заинтересованности налогоплательщиков расходовать полученные за счет уменьшения налоговых платежей финансовые ресурсы на инвестиционно - инновационные цели. По мнению В.Г. Панскова, решение данной проблемы представляется в принятии в затраты предприятий при начислении налога на прибыль сумм, фактически направленных на финансирование инвестиций, а не сумм начисленной амортизации [1, с. 37].

Серьезным налоговым инструментом регулирования инвестиционной активности выступает инвестиционный налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организациям при наличии определенных оснований, представляется возможным в определенных пределах уменьшать свои налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой сумм кредита и процентов по ним в течение определенного срока.

Основной причиной невостребованности данного механизма нам видятся жесткие требования и ограничения, применяемые к возможности его предоставления (сроки и условия предоставления кредита; пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам;
необходимость соглашения между налоговыми органами и организацией; перечень налогов, по которым кредит может быть предоставлен и др.).

Таким образом, сегодня в целях повышения инвестиционной активности возможно применение достаточно действенных механизмов налоговой политики – ускоренной амортизации, инвестиционных налоговых льгот, снижения налоговых ставок.

Для повышения уровня инвестиционной активности регионов через механизмы налоговой политики предложим следующие направления модернизации налоговых мер:

- направление регулирующего механизма налоговой политики на стимулирование развития производства не только в особых экономических зонах, но и за пределами этих зон;

- вместо уменьшения ставок основных налогов использование более широкой системы налоговых льгот;

- широкое предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты;

- введение более прогрессивной ускоренной амортизации, существенное сокращение сроков эксплуатации основных фондов;

- сосредоточение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в региональных и местных бюджетах с целью поддержки малого бизнеса и стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики;

- введение налоговой льготы, предусматривающей полное или частичное освобождение от налога на прибыль организаций части полученной прибыли, направленной на инвестиционную деятельность;

- усиление налогового контроля за предприятиями, занятыми в отраслях со значительным теневым оборотом;

- рассмотрение возможности предоставления налоговых каникул на срок на срок 3-5 лет для организаций, внедряющих наукоемкие технологии, машины, оборудование, инновационные проекты;

- реформирование инвестиционного налогового кредита следующими способами:

  1. расширение сферы применения инвестиционного налогового кредита;
  2. расширение перечня федеральных налогов, за счет которых может быть выдан данный кредит.
  3. пересмотр в сторону увеличения суммы соответствующего налога, которая может быть направлена на получение инвестиционного налогового кредита, а также сроков его предоставления.

- существенное расширение налоговых прав и полномочий региональных и местных органов власти в части формирования на соответствующей территории благоприятного иннвестиционного климата
(введение дополнительных налоговых льгот в целях привлечения инвестиций в экономику регионов);

- внесение в российское законодательство по налогам и сборам дополнительных положений, направленных на поддержку вложения инвестиций в компании инновационного и высокотехнологичного сектора экономики;

- в рамках региональной налоговой политики использование налоговых льгот и ослабление налоговой нагрузки для организаций, осуществляющих вложения средств в реализацию приоритетных региональных программ развития (сельское хозяйство, инвестиционная деятельность, инновационные проекты, малое предпринимательство, перерабатывающая промышленность), в том числе создание особых экономических зон местного значения.

Главным условием реализации рассмотренных выше мероприятий налоговой политики должно стать использование налогоплательщиком части высвободившихся финансовых ресурсов на инвестиционные цели.

Реализация рассмотренных направлений налоговой политики в регулировании инвестиционной активности регионов – важный шаг для перехода экономики регионов на путь инновационного развития.

Мировой опыт показывает, что налоговые политики весьма динамичны и не могут эффективно функционировать длительное время в неизменном виде. При регулировании развития территорий они играют стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально-неэффективных решений.

Путем сравнения общегосударственных налоговых политик с учетом их региональных особенностей можно проанализировать способы построения налоговых вертикалей «центр – регионы» и горизонтальных связей «регион – регион».

Распространение в течение 2008 г. финансового кризиса на другие страны мира, возникновение кризисных явлений в региональном секторе привели к тому, что многие страны начали применять антикризисные программы, направленные на устранение неблагоприятных последствий мирового кризиса. Эти программы находятся в тесной взаимосвязи с регулирующими мерами налоговой политики, направленными на повышение инвестиционной активности страны и её субъектов. На основании исследованных источников к ним можно отнести:

- уменьшение (или отказ от увеличения) ставок налогов (Канада, страны Евросоюза);

- льготы по налогу на прибыль (на основе объемных показателей применяются в Бельгии, Великобритании, Дании, на комбинированной основе используются Австрии, Австралии, Венгрии);

- налоговый исследовательский кредит (приростная форма налогового кредита действует в США, Японии, Мексике и Южной Корее; полнообъемная – применяется в Италии, Канаде, Норвегии; смешанная форма используется во Франции, Испании, Португалии);

- налоговые льготы для списания основных средств (в Великобритании и Ирландии предусмотрена «свободная» амортизация, в Германии и Франции применяется ускоренная амортизация; в Канаде используется разовое, частичное или полное отнесение на затраты стоимости амортизируемого имущества);

- инвестиционный налоговый кредит (США);

- пониженные ставки НДС по товарам инновационного назначения (Германия, Великобритания, Швеция, Италия).

- расширение возможностей для принятия убытков для целей налогообложения (США);

- скидки и кредиты для целевых инвестиций для определенных видов доходов и для создания рабочих мест (Франция, Великобритания).

Российская государственная региональная политика сильно централизована, что не позволяет при разработке программ регионального развития согласовывать интересы разных субъектов социально - экономической системы и осуществлять качественный контроль за реализацией принятых мероприятий. В этом отношении опыт зарубежных стран (США, Канада, Германия, Испания) для России является полезным. Опыт западных государств вполне применим в современных условиях к России, если перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики регионов Российской Федерации.

В последние годы в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления налогового регулирования инновационной сферы как способа модернизации экономики. Характерным для большинства стран является стремление поддерживать инвестиционную активность субъектов с помощью стимулирующих мер налоговой политики, что создаёт ощутимые стимулы роста и социально – экономического развития.

На основе анализа методических аспектов налоговой политики и её направлений в регулировании инвестиционной активности сделаем следующие выводы:

- теоретическое обоснование и практическое применение направлений налоговой политики в регулировании инвестиционной активности регионов важны для создания благоприятного инвестиционного климата в экономике, формирования эффективного режима для предпринимательской деятельности за счет прибыли и накапливаемых амортизационных отчислений по отраслям экономики и регионам и привлечения инвесторов для целей регионального развития;

- необходимость внесения существенных изменений в инвестиционную налоговую политику для достижения устойчивого экономического роста, переориентации российской экономики на инновационный путь развития, привлечения инвестиционных ресурсов на основе мероприятий налоговой политики вызвана существенным износом техники, оборудования, транспортных средств в отраслях реального сектора экономики и стратегически важных для России видах деятельности, зависимостью страны от импортных поставок инвестиционного оборудования и техники;

- к привилегиям для инвесторов можно отнести создание льготного режима инвестиционной деятельности, а именно: предоставление льгот и освобождений по налогам и сборам в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, предоставление инвестиционных налоговых кредитов, разрешение ускоренной амортизации, установление льготных условий пользования землей, недрами, природными ресурсами;

- участие государства в регулировании инвестиционной активности осуществляется с помощью таких инструментов налоговой политики, воздействующих на процессы инвестирования, как налоговые ставки и налоговые льготы, методы амортизации и др.; высвободившиеся финансовые ресурсы могут пойти на расширение, модернизацию и обновление производства;

- при разработке мер налоговой политики, направленных на регулирование инвестиционной активности, важно предусмотреть систему гарантий использования полученных финансовых ресурсов (или их части) на установленные государством цели, прежде всего на инвестиционно - инновационное развитие;

- государство проводит активную амортизационную политику, способствуя перемещению денежных средств в амортизационный фонд, с целью модернизации и обновления производства и основных фондов, что существенно влияет на инвестиционную активность;

- для усиления целевого использования амортизационных отчислений на инвестиции в основной капитал, целесообразно ввести систему ответственности и штрафы при нецелевом использовании амортизации;

- в целях повышения инвестиционной активности необходима модернизация такого важного налогового рычага инновационного как инвестиционный налоговый кредит с использованием предложенных мероприятий;

- для повышения уровня инвестиционной активности регионов через механизмы налоговой политики предложены направления модернизации налоговых мер, включающие стимулирование развития производства, расширение полномочий региональных и местных органов власти в части формирования на соответствующей территории благоприятного инвестиционного климата, поддержку вложения инвестиций в компании инновационного и высокотехнологичного сектора экономики и др.;

- путем сравнения общегосударственных налоговых политик с учетом их региональных особенностей рассмотрены антикризисные программы, направленные на устранение неблагоприятных последствий мирового кризиса и стимулирование инвестиционной активности;

- в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления регулирования инновационной сферы механизмами налоговой политики, которая заключается в поддержке инвестиционной активности субъектов, как способе модернизации экономики.

7.01.2014, 12:30 Мизанбекова Салима Каспиевна
Рецензия: В рецензируемой статье рассмотрены актуальные вопросы региональной налоговой политики для увеличения темпов экономического роста за счет расширения налогооблагаемой базы. Автору удалось провести анализ, отразить современные методы регулирования налоговой политики для регионов Российской Федерации. Вместе с тем, автору следовало бы отметить вопросы региональной налоговой политики стран создаваемого Евразийского экономического союза, не уменьшая значения проводимой налоговой политики развитых зарубежных стран. В целом, статья может быть рекомендована к печати.Доктор экономических наук Республики Казахстан, доктор экономических наук Российской Федерации , профессор Мизанбекова С.К.

9.01.2014, 2:48 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Для вывода многовато. Доработать

17.01.2014, 13:32 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати

15.02.2014, 17:15 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: рекомендуется к печати

15.02.2014, 17:43 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: рекомендуется к печати

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Библиографическая ссылка на статью:
Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/01/3634 (дата обращения: 12.04.2021).

Введение

Во-первых, одной из главных задач в процессе осуществления экономической реформы в регионах России является реализация эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей качественный экономический рост.

Во-вторых, механизмы налоговой политики существенно влияют на показатели социально-экономического развития. В связи с этим возникает необходимость оптимальной реализации возможностей налоговой политики.

В-третьих, в большинстве развитых стран мира наблюдается тенденция усиления налогового регулирования как способа модернизации экономики.

В-четвертых, исходя из дуализма налоговой политики, который характеризуется не только фискальной функцией, но и функцией регулирования экономики регионов, исследование налоговой политики как механизма управления региональной экономикой является объективно необходимым.

Теоретические основы понятийного аппарата категории «регион»

Для определения региональных особенностей налоговой политики следует рассмотреть основные характеристики и признаки регионов.

Исследования показывают, что в разных областях практической деятельности используются свои принципы выделения регионов (административно-территориальные; социально – экономические; функционирования рынков труда, товаров и услуг, экологические и т.д.).

А.Г. Гранберг даёт следующее определение: «Регион – это определённая территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих её элементов» [2, с. 45].

Второй существенный признак, на котором основывается определение регина – подход к региону как к социуму (общности людей, живущих на определенной территории).

По мнению С.А. Агаркова, регион следует рассматривать как социально – экономическую систему, которая характеризуется свойствами целостности, динамичности, адаптивности, мобильности и индивидуальности [1, с. 194].

Третий признак выделяет Т.Е. Макеева – подход к региону как к рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.[4, с. 81].

В теории региональной экономики развиваются и другие специализированные подходы: регион как система хозяйствующих субъектов; регион как подсистема народного хозяйства, организованная на основе разделения труда; региона как подсистема информационного общества; регион как непосредственный участник интернационализации и глобализации экономики и др.

По нашему мнению, для более точной оценки региона и региональной экономики, определение понятия регион должно аккумулировать в себе все рассмотренные признаки.

На основе научной литературы, посвященной проблемам регионального развития, можно выделить следующие цели социально-экономического развития региона: обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста за счет мобилизации инвестиционной активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов; повышение благосостояния и качества жизни населения; усиление конкурентных позиций регионов за счет развития инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях; стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов и др.

Теоретические аспекты определения налоговой политики

Налоговая политика – это составная часть социально – экономической политики государства, которая ориентирована на обновление экономической ситуации страны и регионов, экономический рост, гармонизацию интересов экономики и общества. На первое место среди возможных способов оценки проводимой налоговой политики должна выйти оценка ее влияния на региональную экономику.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции.

Налоговая политика Российской Федерации последние 20 лет постоянно изменялась под влиянием как социально-экономических, так и институционально-политических факторов и условий.

На наш взгляд, региональная налоговая политика реализуется на территории региона как совокупность экономических отношений, направленных на осуществление экономических функций и задач соответствующими органами власти и управления для целей регионального экономического развития.

Региональная налоговая политика представляется нам составной частью региональной экономической политики, которая вырабатывается на уровне регионального управления в соответствии с принятой стратегией социально – экономического развития на среднесрочный и долгосрочный периоды в зависимости от состояния экономики и других факторов, а также целей, которые на данном этапе развития приняты как приоритетные.

Региональная налоговая политика реализуется через механизм, который представляет собой систему организационных мер, определяющих порядок управления экономикой регионов в зависимости от характера поставленных в данный момент времени задач. Региональный механизм налоговой политики в регионах – совокупность организационных мер на мезоуровне, использующих практические инструменты воздействия на региональное развитие.

Региональные особенности реализации налоговой политики

Ряд обобщающих показателей характеризует роль налоговой политики в экономике региона:

  1. Доля налоговых поступлений в валовом региональном продукте;
  2. Распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням (региональный, местный);
  3. Структура налогообложения по видам налогов;
  4. Задолженность по налогам в бюджет;
  5. Налоговое бремя.

С помощью налоговой политики можно воздействовать на:

  • рост инвестиционной активности через снижение налогового бремени, освобождение от налогов прибыли и капиталов, направленных на развитие производства, наукоемких технологий и прочее;
  • рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрения перспективных технологий, увеличение выпуска товаров народного потребления через ряд факторов, таких как уменьшение общего количества налогов, снижение налогового бремени, дифференциации ставки налога на прибыль в зависимости от рентабельности производства и отраслей и др.;
  • рост доходов населения через выведение из-под обложения прожиточного минимума, дифференциации ставки налога на доходы физических лиц, сглаживание поляризации доходов населения [3, с. 23].

Социально-экономические условия в России привели к необходимости ориентации налоговой политики на решение задач, обеспечивающих стабильный экономический рост, базирующейся, прежде всего, на росте производства и инновационных процессах, создания стимулов инвестиционной активности, благоприятствование предпринимательской деятельности.

Стратегическая цель региональной налоговой политики определена нами как повышение собственного финансово – производственного потенциала региона за счет увеличения региональных доходов при условии неснижения темпов социально-экономического роста; реализация налоговых мероприятий, направленных на стимулирование инвестиционного развития в регионе.

Основные инструменты налоговой политики региона находятся в трёх пересекающихся плоскостях:

  • фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов, обеспечение достаточного уровня поступлений налогов в доходы регионов;
  • регулирующая, заключающаяся в сглаживании и перераспределении доходов хозяйствующих субъектов, ограничении возникающих диспропорций в распределении доходов;
  • стимулирующая, реализующаяся в улучшении социально-экономических показателей территории субъекта, поддержке приоритетных сфер и отраслей экономики (инновации, сельское хозяйство, инвестиции, малый бизнес).

Региональные особенности налоговой политики должны быть органически увязаны с производственно – инвестиционным потенциалом территорий, что формирует созидательный импульс для регионального социально – экономического развития.

Проблемы эффективного применения налоговой политики

Эффективность функционирования налоговой политики заключается в том, что её инструменты динамично адаптируются к экономическому положению страны и регионов и их воздействие отвечает содержанию основных направлений стратегии экономического развития государства.

Эффективная налоговая политика на региональном уровне предполагает стимулирование экономического роста территорий, повышение производственно – инвестиционного потенциала, увеличение благосостояния населения, сокращение теневых оборотов субъектов хозяйствования, что сводится к сбалансированному развитию экономики регионов.

Прирост финансовых, производственных и инвестиционных ресурсов может быть использован для экономического и социального развития в регионе на качественно новом уровне. Процесс развития экономики возможен только на основе постоянного повышения экономических результатов при одновременном снижении удельных затрат на единицу полезного результата от применяемой налоговой политики.

По мнению Д.Г. Черника, современная налоговая политика Российской Федерации, являясь одним из инструментов регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной [6, с. 23].

Несмотря на проведенные мероприятия по совершенствованию налоговой политики России, в системе региональных экономических отношений имеются значительные недостатки. Они серьезно влияют на объем валового регионального продукта, нарушают систему доходов регионов, снижают инвестиционную привлекательность, препятствуют инновационной деятельности.

Сложившийся уровень разграничения налоговых поступлений между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации не позволяет налоговой политике эффективно осуществлять стимулирование модернизации региональной экономики. Этому мешают: пространственные диспропорции, различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов, возрастание неравномерности развития и исключительно глубокая дифференциация между субъектами Федерации. Спад экономики после мирового кризиса, недостаточно привлекательный инвестиционный климат в регионах лишь усиливают существующие диспропорции социально-экономического развития регионов. Пространственная неоднородность ведет к появлению депрессивных территорий, выпадающих из единого экономического пространства, становясь препятствием для успешного развития. В этом случае необходимо более полно ориентировать налоговую политику на проведение экономических реформ в регионах, в частности выполнения программ оздоровления экономики [5, с. 64].

Заключение

Исследование теоретических основ региональных особенностей налоговой политики позволило сделать следующие выводы:

  • региональная налоговая политика – составная часть региональной экономической политики, которая реализуется на территории региона как совокупность экономических отношений для решения конкретных задач;
  • основные инструменты налоговой политики региона находятся в трёх пересекающихся плоскостях: фискальная, направленная на удовлетворение публичных интересов; регулирующая, заключающаяся в сглаживании доходности хозяйствующих субъектов; стимулирующая, реализующаяся в улучшении социально-экономических показателей территории субъекта;
  • для эффективной реализации налоговой политики в регионах необходима её скорейшая переориентация на проведение экономических реформ регионах с активным использованием инструментов налоговой политики и учетом её региональных особенностей.

Библиографический список
  1. Агарков С.А. Экономические и институциональные аспекты государственной региональной политики в России / С.А. Агарков // Вестник Мурманского государственного технического университета. – 2005. – №2. – С. 194-200.
  2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов / А.Г. Гранберг. – М.:ГУ ВШЭ, 2001. – 495 с;
  3. Жаркова Е.Б. Методологические аспекты реализации налоговой политики /Е.Б. Жаркова, Т.М. Ляпина // Налоги. Инвестиции. Капитал // Тюмень. – 2006. – С. 23-26.
  4. Макеева Т. Е. Технологии регулирования взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг в регионе / Т.Е. Макеева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. – 2008. – №5. – C. 81-93.
  5. Рязанцев И.С. Региональная система управления инновационно – инвестиционными процессами / И.С. Рязанцев // Известия Орловского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические и гуманитарные науки. – 2008. – №3. – С. 64-69.
  6. Черник Д.Г. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка? / Д.Г. Черник // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 3. – С. 23-31.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: