Особенности уплаты таможенных пошлин в особых экономических зонах

Опубликовано: 26.03.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

Статья 7. Таможенный режим Особой экономической зоны

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке перевозки товаров под таможенным контролем между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, утвержденное приказом ГТК РФ от 21 мая 2002 г. N 490, вступающее в силу по истечении тридцати дней после его официального опубликования

Об усилении таможенного контроля в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области, см. распоряжение ГТК РФ от 1 сентября 1999 г. N 01-14/1042

В Особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому:

1) товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

2) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость. К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

3) товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

4) товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне и считающиеся произведенными в Особой экономической зоне) облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);

5) с товаров, ввозимых из других стран в Особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров) таможенные пошлины и другие платежи (кроме таможенных сборов), а по подакцизным товарам кроме таможенных сборов, акцизов и налога на добавленную стоимость при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.

Порядок определения происхождения товара из Особой экономической зоны устанавливается Администрацией совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела.

ГАРАНТ:

Об определении происхождения отдельных видов товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ из Особой экономической зоны в Калининградской области см. распоряжение Минэкономразвития РФ и Администрации Особой экономической зоны от 26 января 2006 г. NN 857-ВС/Д12, 4-р

Товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30 процентов, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15 процентов, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны, относящихся к сложной бытовой технике, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела, по предложению Администрации.

Администрация по согласованию с Правительством Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения режима свободной таможенной зоны и исключения из этого режима, направленные на защиту местных производителей товаров (работ, услуг).

Режим особой экономической зоны, который в следующем году начнет действовать в шести регионах, предполагает не только снижение налогов. Для резидентов зон установлены и особые правила импорта и экспорта товаров. Остановимся на этих правилах подробнее.


На территории ОЭЗ товары помещаются под таможенный режим свободной таможенной зоны (ст. 37 закона № 116-ФЗ*). При этом иностранные товары размещаются и используются резидентом ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС. Более того, к таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, действующие в сфере внешней торговли. Что касается российских товаров, то они считаются вывезенными в особую зону в режиме экспорта. Таковы правила работы с зонами в общих чертах. Теперь перейдем к подробностям.

Ввоз товаров на территорию ОЭЗ

Учет ввозимых и вывозимых товаров обязаны вести как резиденты ОЭЗ, так и другие лица, осуществляющие деятельность на территории ОЭЗ (нерезиденты). Учитываются также товары, которые приобретаются, реализуются, хранятся, изготавливаются и перерабатываются на территории ОЭЗ. Для этого резиденты и нерезиденты обязаны представлять отчетность в таможенные органы.

Кроме того, резиденты каждый год предоставляют таможенникам сведения о товарах, предполагаемых к ввозу в ОЭЗ. Сведения предоставляются на год вперед в форме заявления. Их разрешается изменять и дополнять не чаще одного раза в квартал. Если товар не указан в заявлении, то его нельзя поместить под режим свободной таможенной зоны.

Что касается налогообложения, то, как уже отмечалось, при импорте товаров НДС не платится. Ведь, согласно пункту 1 статьи 151 НК РФ, при ввозе товара в режиме свободной таможенной зоны НДС платить не надо.

В свою очередь ввоз товаров на территорию свободной таможенной зоны с остальной территории РФ фактически приравнивается к экспорту. При этом товары также считаются помещенными под режим свободной таможенной зоны. Соответственно в этом случае применяется нулевая ставка НДС (п. 1 ст. 164 НК РФ). Для подтверждения нулевой ставки нужно представить в налоговый орган пакет документов. В его состав входят: контракт с резидентом ОЭЗ, документы об оплате товаров, копия свидетельства о регистрации резидента ОЭЗ и таможенная декларация с отметками о выпуске товаров в режиме свободной таможенной зоны (подл. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ).

При формировании пакета документов возникает вопрос о необходимости представления иных документов, указанных в пункте 1 статьи 165 НК РФ, например товаросопроводительных. На наш взгляд, представлять такие документы в инспекцию не нужно. Дело в том, что по НК РФ копии транспортных и товаросопроводительных документов представляются с отметками, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории РФ. Но ОЭЗ - это часть территории России (ст. 2 закона № 116-ФЗ). Поэтому о вывозе говорить нельзя. А значит, документы не нужны.


Вывоз товаров с территории ОЭЗ

Вывоз товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, за пределы территории ОЭЗ означает прекращение использования указанного режима. Те же последствия будут и в случае передачи товаров на территории зоны, но нерезиденту ОЭЗ.

В обоих перечисленных случаях нужно будет заплатить НДС. Однако с ответом на вопрос, кто является плательщиком в данном случае, возникают проблемы - в законе плательщик не назван. На наш взгляд, при ввозе товаров с территории ОЭЗ на остальную таможенную территорию России НДС платит именно резидент зоны. Такой вывод следует из толкования статьи 37 закона № 116-ФЗ и правил Налогового кодекса. Правда, в таком случае возникает еще одна проблема. Поскольку ОЭЗ -это территория РФ, а реализация резидентом облагается НДС, то у последнего объект налогообложения появляется дважды. Первый раз - при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а второй раз - на общих основаниях. Но здесь нельзя говорить о двойном налогообложении, поскольку резидент может получить налоговые вычеты в размере НДС, уплаченного им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (ст. 170 НК РФ). Налоговая база по НДС в рассматриваемой ситуации - это таможенная стоимость вывозимых товаров, увеличенная на таможенную пошлину и акциз (п. 1,5 ст. 160 НК РФ).

А вот при определении стоимости товаров в целях уплаты таможенных пошлин и акцизов нужно учитывать некоторые особенности. Так, стоимость определяется как цена сделки. То есть сумма, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже лицом, являющимся резидентом ОЭЗ, лицу, не являющемуся резидентом ОЭЗ. Датой пересечения границы считается день принятия таможенным органом декларации. А такая декларация подается в связи с вывозом товаров с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждением их в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ.

____________________
* Федеральный закон от 22.07.05 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах».

Что такое особая таможенная зона и их виды

Особая экономическая зона (ОЭЗ) – это специально обозначенная территория, в границах которой действуют льготный валютный, таможенный и налоговый режим. Свободная таможенная зона предоставляет своим резидентам определенные преференции в сфере ВЭД. Резидентами СЭЗ могут выступать только зарегистрированные участники внешнеэкономической деятельности.

Таможенные процедуры в свободной экономической зоне обозначаются специальным кодом – 78. В отличие от обычного импорта 40, в соответствующей документации будет указываться импорт 78 и экспорт 78 соответственно.

На данный момент в России функционируют более 30-ти особых экономических зон. Деятельность на их территории регламентируется Федеральным законом 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 года.

Особые экономические зоны подразделяются на несколько видов в зависимости от функций и экономической отрасли. В России существует четыре типа.

Виды особых экономических зон

Особенности, преимущества и цели свободной экономической зоны

Основной целью создания особых экономических зон является стимулирование экономического развитие региона и государства в целом. Параллельно с этим в ОЭЗ формируются следующие факторы:

  • привлекается больше прямых иностранных инвестиций;
  • создаются новые рабочие места;
  • минимизируются затраты, связанные с таможенными пошлинами;
  • производство становится наиболее приближенным к потребителю;
  • развитие экономического потенциала региона.

В связи с этим, формируется определенный перечень преимуществ для бизнеса в особых экономических зонах:

  • минимизируется влияние бюрократии;
  • большой рынок;
  • особый таможенный режим;
  • более доступные рынки сбыта;
  • покупка земли по льготной стоимости;
  • льготная аренда земли и помещений;
  • отсутствие таможенных пошлин, либо льготы на них;
  • много рабочей силы;
  • налоговые льготы.

Это не полный перечень существующих льгот. В зависимости от вида деятельности и вида экономической зоны они могут отличаться.

Таможенные льготы свободной экономической зоны

Существует общий перечень таможенных преференций, которые действуют в ОЭЗ. Для товаров, растаможенных в ОЭЗ по процедуре ИМ 78 действуют следующие правила.

Для иностранных товаров

  • которые ввозятся на территорию ОЭЗ — не подлежат уплате таможенные пошлины и НДС, либо осуществляется их возврат;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ на территорию РФ – взимаются таможенные пошлины, налоги и акцизы;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ за пределы РФ – ввозные пошлины не взимаются, а вывозные подлежат уплате.

Для российских товаров

  • которые ввозятся на территорию ОЭЗ – с уплатой акциза, но без вывозных пошлин;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ на территорию РФ – взимаются таможенные пошлины, налоги и акцизы;
  • которые вывозятся с территории ОЭЗ за пределы РФ – ввозные пошлины не взимаются, а вывозные подлежат уплате.

Калининградская особая экономическая зона

Калининградская область, во многих отношениях, особая территория России. Данная территория является российским полуэксклавом, то есть территорией, отделенной от основной части государства и окруженная другими странами. В связи с этим, а также из-за прочих исторических и политических факторов, там установлена особая экономическая зона до 2045 года. Однако действие части преференций ОЭЗ истекло 1 апреля 2016.

Калининградская область относится к туристско-рекреационной категории ОЭЗ.

Для резидентов ОЭЗ Калининградской области установлен особый режим налогообложения и другие льготы:

  • налог на прибыль в размере 0% применяется в течение шести налоговых периодов, в последующие шесть – 50% от установленной;
  • налог на имущество организаций – 0% в течение шести лет, с седьмого по двенадцатый 50% от установленной законом ставки;
  • тарифы страховых взносов 7,6% вместо 30%;
  • льготы по земельному налогу;
  • гарантии неизменности аренды за участков течении всего срока действия договора;
  • упрощенный порядок получения земли в аренду;
  • гарантии не повышения налогов.

Деятельность резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области регламентируется Федеральным законом № 16 от 10.01.2006 «Об Особой экономической зоне в Калининградской области…».

На территории особой экономической зоны ведется совместное предпринимательство нашего и зарубежного бизнеса. Благодаря действующим льготным, валютным, таможенным и налоговым режимам потенциал роста у данных регионов, гораздо выше, чем если бы данные преференции отсутствовали. Такой подход помогает способствовать развитию бизнеса всех величин в России.

Подпишитесь, и ежемесячно мы будем присылать Вам только полезные и важные материалы и новости в сфере ВЭД.

Свободная таможенная зона, таможенная процедура свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона – это таможенная процедура (ранее: таможенный режим), применяемая на территории Свободной экономической зоны – СЭЗ, и предусматривающая предоставление зарегистрированным участникам внешнеэкономической деятельности (резидентам) льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Резидентами СЭЗ являются зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие на данной территории хозяйственную деятельность. Другое название, применимое к свободным экономическим зонам – Особые экономические зоны (ОЭЗ).

Код таможенной процедуры свободная таможенная зона — 78, он указывается при заполнении 1 графы таможенной декларации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при электронном таможенном декларировании.

Если товар помещается в свободную таможенную зону в графе 1 нужно указать ИМ 78, а если товар вывозится из свободной таможенной зоны, то указывают ЭК 78.

Пример заполнения Графы 1:

Главная цель СЭЗ – решение задач социально-экономического развития отдельных территорий нашей страны, или отдельных отраслей экономики путем точечного привлечения иностранных инвестиций, технологий, производств. Предприятиям, ведущим свою деятельность на территории СЭЗ, предоставляются налоговые льготы, а также льготы по уплате таможенных пошлин. Ввозимые ими из-за рубежа или с остальной территории Таможенного союза товары освобождаются от применения к ним мер нетарифного регулирования и мер таможенного контроля. В Российской Федерации выделяют 4 вида СЭЗ:

  • Промышленно-производственные;
  • Технико-внедренческие;
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые.

Они располагаются в разных регионах страны: Алтайском крае, Бурятии, Татарстане, Астраханской, Иркутской, Калужской, Липецкой, Московской, Псковской, Самарской, Свердловской, Тверской, Томской, Тульской и Ульяновской областях, а также в Москве, Санкт-Петербурге. Всего на территории России 26 СЭЗ и постоянно идёт работа по открытию новых. В 2019 году общее количество СЭЗ в России приближалось к 27.

Типы льгот

Льготы по налогам и сборам.

Льготы, которые государство предоставляет резидентам СЭЗ, зависят от типа, к которому принадлежит та или иная свободная экономическая зона.

  • Резидентам промышленных и туристических зон разрешается ускоренная амортизация;
  • Резидентам технических СЭЗ разрешается установление пониженных страховых взносов;
  • Операции и услуги резидентов портовых зон не облагаются НДС.

Льготы по уплате таможенных пошлин и сборов не зависят от типа СЭЗ, а зависят от происхождения декларируемых товаров: для иностранных товаров предоставляется один набор льгот по уплате таможенных пошлин и сборов, для товаров Таможенного союза – другие, а для продуктов переработки (товары, полученные в ходе использования иностранных товаров и товаров Таможенного союза) – третьи.

Общие льготы.

  • Для всех резидентов снижена налоговая ставка на прибыль (та ее часть, которая зачисляется в бюджет субъекта РФ);
  • Льготы по транспортному налогу (начинают действовать с момента регистрации транспорта на территории СЭЗ);
  • Освобождение от уплаты земельного налога на срок от 5 до 10 лет (продолжительность зависит от типа зоны);
  • Для резидентов упразднен налог на имущество, если оно приобретено в границах зоны, работает в зоне или создается для беспрепятственной работы в зоне.

Напоминаем: налоговые и таможенные льготы предоставляются только зарегистрированным организациям – резидентам СЭЗ.

Территория свободной экономической зоны

Территория свободной экономической зоны — место, где установлен особый благоприятный режим для ведения коммерческой и иной деятельности, который предусматривает предоставления различных льгот и преференций. Процедуру таможенная зона можно использовать только на территории Свободных экономических зон. Порядок применения таможенной процедуры «Свободной таможенной зоны», а также порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин регламентируется положениями ТК ЕАЭС и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры таможенной зоны». Режим свободной таможенной зоны регламентируется положениями Федерального закона от 22.07.2005 №116-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также соответствующими статьями Налогового кодекса. Территория свободной экономической зоны — зона таможенного контроля и оборудована для этого всем необходимым. За размещаемыми на ней товарами, за их перемещением, осуществляется таможенный контроль.

Содержание процедуры свободной таможенной зоны

Содержание процедуры свободной таможенной зоны, как и условия помещения под процедуру регулируются Соглашением СЭЗ.

Ввоз товаров на территорию СЭЗ иностранных и стран ЕАЭС осуществляется без оплаты ввозных таможенных платежей, сборов, пошлин и НДС.

Ввезённые товары помещаются на территории СЭЗ под процедуру свободной таможенной зоны. При этом осуществляется, например, изготовление и сборка из импортных комплектующих новых товаров или переработка товара на импортном оборудовании. В результате будет получен новый товар, который будет иметь новые свойства и характеристики, его код ТН ВЭД, соответственно, должен отличаться от ввезённого товара.

Вывоз товаров с территории СЭЗ. С территории СЭЗ товары могут быть вывезены в ЕАЭС или другие государства. Платежи при этом уплачиваются.

Ввоз и вывоз товаров на/с территорию СЭЗ

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона

Условия помещения товаров под процедуру свободная таможенная зона обозначены в ТК ЕАЭС. Вот некоторые из них: предназначение товаров — использование резидентами СЭЗ на её территории для коммерческой или иной деятельности предусмотренной, договором об условии функционирования СЭЗ. Товары, предназначенные для размещения в портовых или логистических СЭЗ, могут быть размещены лицами, не являющимися резидентами СЭЗ, но заключившими с ними договор, при этом операции с товарами не должны приводить к смене их кода ТН ВЭД и их характеристик. Иностранные товары не должны попадать под запреты и ограничения, предусмотренные ТК ЕАЭС, например, фрукты, заражённые плодожоркой.

Ни при каких условиях под процедуру не могут быть помещены товары, включённые в утверждённый законодательством, перечень.

Услуги оформления процедуры "Свободная таможенная зона"

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» оказывает услуги участникам внешнеэкономической деятельности по декларированию товаров под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона», а также под процедурами «Экспорт» и «Выпуск для внутреннего потребления» (импорт) при дальнейшем вывозе данных товаров с территории СЭЗ. Мы работаем со всеми СЭЗ страны.

Предоставляем услуги участникам ВЭД:

Документы и информация для таможенного оформления товаров
под таможенной процедурой Свободная таможенная зона (ИМ 78) или (ЭК 78)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)

Мы являемся официальным таможенным представителем – таможенным брокером и внесены в соответствующий реестр Федеральной таможенной службы РФ. Наши таможенные декларанты имеют богатый многолетний опыт по таможенному оформлению товаров под разными таможенными процедурами, в том числе под таможенной процедурой «Свободная таможенная зона». Вы можете доверить нам декларирование товаров любой сложности и любого объема. Все необходимые операции на таможне будут выполнены качественно и точно в срок!

Доверившись нам, вы сможете рассчитывать на:

  • Информационную и правовую поддержку по всем сопутствующим вопросам;
  • Помощь в оформлении товаров под процедурой свободной таможенной зоны;
  • Поддержку при прохождении всех таможенных операций вне зависимости от разновидности и специфики товара;
  • Помощь в решении спорных ситуаций, что бы ни стало причиной их возникновения.

Сроки и стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой "Свободная таможенная зона"

Цена или стоимость таможенного оформления товаров под процедурой «Свободная таможенная зона» в нашей компании является одной из самых минимальных, в среднем составляет от 15000 до 25000 рублей. Окончательная цена на услуги таможенного представителя – таможенного брокера в нашей компании зависит от поставленных клиентом задач и наличия включенных услуг СВХ.

Мы уверены, что сделаем Вам наиболее выгодное предложение!

Библиографическая ссылка на статью:
Егорова Т.П., Алексеева К.И., Егоров Г.С. Налоговые и таможенные преференции зон экономического роста: возможности и риски // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13543 (дата обращения: 17.05.2021).

За последние несколько лет в России был разработан целый ряд федеральных программ и законодательных актов, посвященных территориальному развитию. Попытки создания свободных экономических зон, начавшиеся в 1990-х гг., не принесли положительных результатов. Дальнейший пересмотр подходов к формированию территорий экономического роста привел к решению о создании в России особых экономических зон (ОЭЗ). С принятием в 2005 г. Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определен как правовой режим создания и функционирования ОЭЗ на территории России, так и условия предпринимательской деятельности на их территории, предусматривающие введение налоговых инструментов. Целью создания особых экономических зон было стремление сформировать высокотехнологичные отрасли экономики и импортозамещающие производства, развить санаторно-курортную и туристскую сферы, стимулировать формирование судостроительной (судоремонтной) и транспортно-логистической системы. Поэтому прослеживается видовая направленность таких зон (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портово-логистические).

Для всех типов особых экономических зон имеются общие налоговые льготы:

пониженная ставка налога на прибыль;

освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет;

преференции по транспортному налогу;

освобождение от уплаты земельного налога на 5-10 лет.

В зависимости от типа ОЭЗ инвесторам могут быть предоставлены дополнительные льготы:

освобождение от НДС;

ускоренная амортизация (повышающий коэффициент к основным средствам);

пониженные тарифы страховых взносов на переходный период.

Также добавим таможенные преференции – режим свободной таможенной зоны, который означает, что все импортируемое сырье и технологические компоненты будут ввозиться в зону и вывозиться за рубеж без уплаты НДС и таможенной пошлины.

Несмотря на ряд проблем и некоторые трудности их организации, особенно в дальневосточных регионах, в целом достигнуты определенные успехи: создано 28 ОЭЗ, из которых 14 – туристско-рекреационных, 6 – промышленно-производственных 5 – технико-внедренческих и 3 – портовые (резиденты есть не во всех). В таблице 1 приведена результативность создания ОЭЗ на территории Российской Федерации со времени их создания и по 2014г.[1].

Таблица 1. Результативность создания ОЭЗ*

* По состоянию на конец 2014 г.

Основное преимущество ОЭЗ – предоставление инвесторам созданной за счет средств государственного бюджета инфраструктуры (дороги, коммуникации, здания, энергообеспечение и т.д.), что снижает издержки на организацию новых производств или развитие бизнеса.

Совершенно новым этапом государственной политики по формированию точек роста российской экономики стало принятие в 2014г. Закона «О создании территорий опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР)[2]. Отличия ТОСЭР от других зон экономического роста заключаются в предоставлении целого пакета льгот и преференций: налоговые льготы, льготы по страховым платежам, льготные ставки арендной платы; возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны; льготное подключение к объектам инфраструктуры; использование наиболее эффективных технических регламентов; наличие на территориях опережающего развития отделений МВД, ФМС, ФНС и других ведомств; особый режим землепользования; особый режим государственного, а также муниципального контроля; предоставление государственных услуг на ТОСЭР; применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран; возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал.

Отметим, что набор льгот и перечень разрешенных видов деятельности для каждой территории принимается отдельным решением. Для применения льгот в предпринимательской деятельности в ТОСЭР, также как и в ОЭЗ, необходимо получить статус резидента. Резиденты ТОСЭР не разрешается иметь представительства или филиалы за пределами территории, вид деятельности должен соответствовать допустимому перечню. Так, например, для ТОСЭР, расположенной на территории Республики Саха (Якутия), «Индустриальный парк Кангалассы» определен 51 вид предпринимательской деятельности [3].

Предоставление налоговых льгот является широко используемым методом стимулирования экономики. Сравнительная характеристика налоговых льгот особых экономических зон разных стран (рисунок 1) показывает, что налоговый режим на территории России стал более гибким [4, стр. 59]. Предполагается, что пакет больших льгот поможет привлечь инвестиции и значительно ускорить окупаемость проектов.


Рисунок 1. Налоговые ставки особых экономических зон разных стран.

На ноябрь 2015г. в дальневосточных регионах созданы девять ТОСЭР: по два в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, по одному – в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае и Чукотском автономном округе.

Еще одна разновидность особых экономических зон – Свободный порт Владивосток (СПВ)[5], который представляет собой часть территории Приморского края, на которой установлены меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Финансовое обеспечение создания (модернизации) на территории свободного порта Владивосток объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур (далее – объекты инфраструктуры свободного порта Владивосток) осуществляется за счет средств внебюджетных источников. Также могут применяться механизмы государственно-частного партнерства, в том числе за счет ассигнований федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджетов муниципальных образований, территории которых входят в состав территории свободного порта Владивосток (в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации).

Целью данного исследования является сравнительный анализ условий производства алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей в различных условиях: кластерном производстве, особой экономической зоны, ТОСЭР и в условиях Свободного порта. Кластерная организация производства каких-либо налоговых льгот законодательно не предусматривает. Сравнение различных налоговых режимов ОЭЗ, ТОСЭР и СПВ приведено в таблице 2.

Таблица 2. Налоговые преференции для резидентов различных экономических зон

Действующая система в обычном режиме

резиденты СП Владивосток

Налог на прибыль

Пониженная ставка, но не менее 13,5 %

10% на следующие 5 лет

не более 5% – в РБ

в следующие 5 лет:

не менее 10% – в РБ

Налог на имущество

Освобождение на 5 лет

0,5% на первые 5 л,
1,1% на след. 5л

до 1,5% – определяется муниципальным органом

Освобождение на 5 лет

0% на первые 5 лет

в зависимости от вида транспортного средства

Освобождение на 5 лет

в зависимости от вида товара

При ввозе товаров в ОЭЗ не уплачивается.

При реализации товаров в ОЭЗ – ставка 0 %

заявительный порядок возмещения НДС,

0% НДС на импорт для переработки

ускоренная процедура возмещения НДС

Таможенные пошлины, сборы, акцизы

в зависимости от вида товара,

таможенная пошлина 6,5%

Льготы не для всех

может быть свободная таможенная зона

0% ввозные и вывозные таможенные пошлины

Свободная таможенная зона

беспошлинный ввоз, вывоз и хранение товаров.

Налог на добычу полезных ископаемых

Глава 26 Налогового кодекса РФ

Необходимо также отметить, что не все виды деятельности СПВ попадают под льготные налоговые и таможенные преференции: исключены деятельность финансовая и страховая, торговля оптовая и розничная [6]. Также наблюдательным советом СПВ [7] определено, что резиденты СПВ не вправе осуществлять такие виды деятельности как:

добыча нефти и природного газа;

деятельность административная и другие сопутствующие услуги (за исключением аренды и лизинга сельхозмашин, транспортных средств, строительной техники, прочего оборудования);

производство подакцизных товаров за исключением авто-мототехники, моторных масел и топлива.

Наиболее привлекательным для инвесторов и предпринимателей на территории СПВ является применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. За счет ввозимых беспошлинно импортных компонентов возможно создание импортозамещающих производств, ориентированных на внутренний рынок: производство компьютерной, бытовой, автомобильной и иной техники. Новый импульс к развитию получат обрабатывающие производства, ориентированные в том числе на экспорт: изделий из древесины, минеральных удобрений, нефтехимические, наукоемких продуктов, биопрепаратов и т.д.

Производство алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей сопряжено с использованием экспортно-импортных операций, связанных с уплатой различных таможенных платежей. К таможенным платежам относят: ввозную и вывозную пошлины, акцизы и таможенные сборы, взыскиваемые при пресечении товаров через таможенную территорию РФ, налог на добавленную стоимость (НДС). Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (ТК ТС) [8] и Договором Евразийского экономического союза [9] (с 01 января 2015г.).

Тарифные льготы (освобождение от платежей таможенных пошлин) – предоставляются в зависимости от предназначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставляются тарифные льготы, должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (например, импортные комплектующие для производства техники).

Тарифные льготы, случаи и порядок их предоставления при ввозе определен главой 9 ТК ТС и международными договорами:

- Приложением №6 Договора о Евразийском экономическом союзе;

- пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [10];

- Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 N 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств» [11];

- при ввозе отдельных категорий товаров на территорию Таможенного союза Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 (в ред. от 23.04.2015) [12].

Полномочиями по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Евразийского экономического Союза.

Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров (ст.36 Договора [9]):

- на ввозимые товары из развивающихся стран – ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического Союза;

- на ввозимые товары из наименее развитых стран – нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решением Комиссии Таможенного союза [10] утверждены:

- Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (с изменениями от 16 мая 2012 г. – решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №46);

- Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии №35 от 23.04.2015);

- Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (с изменениями от 26 марта 2013 г. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57).

Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Договором о Евразийском экономическом союзе.

Помимо тарифных льгот и преференций могут использоваться особые таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза (раздел 6): таможенная процедура временного ввоза (допуска), специальная таможенная процедура, таможенная процедура свободной таможенной зоны, таможенная процедура свободного склада.

Для производства алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей интерес вызывает таможенная процедура свободной таможенной зоны. Данная процедура может применяться на территории свободных экономических зон или на части ее территории. Вопросы свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются «Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [13].

Этим же документом регулируются вопросы таможенной процедуры свободного склада (таможенной процедуры, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза).

Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» [14]. Последними изменениями законодательных актов снижены ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров, вывозимые из Российской Федерации за пределы Евразийского экономического союза, в том числе на бриллианты – нулевая ставка [15].

Проведенный обзор тарифных и налоговых преференций дает основания для формирования в Республике Саха (Якутия) территории опережающего социально – экономического развития алмазно-бриллиантовой и ювелирной направленности, где благодаря предоставляемым законодательством таможенным и налоговым льготам, стимулирующих экспорт, алмазогранильные и ювелирные предприятия республики могут более динамично развиваться. Кроме того, для эффективного развития на территории ТОСЭР обязательно должны быть таможенный пост, пробирная инспекция и представители Гохрана, чтобы значительно сокращалось время на административные процедуры.

В работе ряда исследователей [16, стр. 254] отмечается, что основные расходы алмазогранильных предприятий происходят от возмещения НДС при экспорте, требующего значительных временных затрат, вынуждающих финансировать существенный объем отвлеченной из оборота денежной массы посредством привлечения банковских кредитов. НДС для российских производителей ювелирных изделий не сильно влияет на производство и реализацию, поскольку практически все изделия сбываются на внутреннем рынке, входящий НДС сразу компенсируется начисленным НДС к реализации готовой продукции.

Создание особой экономической зоны по производству бриллиантов и ювелирных изделий в первую очередь позволит освободить предприятия алмазно-бриллиантового комплекса от уплаты налогов и пошлин, которые увеличивают себестоимость ювелирных изделий на 38% [17, стр.143]. Кроме налогов, предприятия дополнительно смогут сократить расходы на транспортировку и перерегистрацию сырья и готовой продукции, составляющие около 2% в себестоимости. Прогнозные показатели эффективности создания особой экономической зоны, показали, что введение налоговых льгот позволит увеличить переработку алмазного сырья в 2 раза, а также поднять производство ювелирных изделий – в 3,5 раза [18, стр.64]. Предприятиям региона по производству бриллиантов сложно соперничать в силу высокой конкуренции на мировом рынке: себестоимость производства бриллиантов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в несколько раз ниже российской.

Анализ основных проблем функционирования алмазно-бриллиантового комплекса РФ показывает, что наиболее ценными для адаптации в российской практике представляются следующие меры государственной поддержки:

- облегчение бремени корпоративного налога и налога на дивиденды, что создаст дополнительный стимул для привлечения иностранных инвестиций;

- освобождение от таможенных пошлин и НДС ввозимых расходных материалов, оборудования и инструментов. Учитывая, что российские предприятия имеют возможность закупать сырье на российском рынке, послабления в первую очередь должны коснуться ставок НДС;

- «моментальный» (или ускоренный) возврат НДС при экспорте готовой продукции. Данная мера была применена в СЭЗ Китая и особенно актуальна для российских предприятий, испытывающих нехватку оборотных средств, ввиду долгой процедуры возврата НДС при экспорте бриллиантов и ювелирной продукции.

Для республики, испытывающей трудности с наличием перспективных рынков сбыта ювелирной продукции, близость Китая, ставшего в 2014г. мировым лидером в области производства и потребления ювелирной продукции (доля в общемировом потреблении составила 41,2%), при определенных условиях налоговых и таможенных преференций, могла бы стать толчком для развития отрасли.

Появление регионов с более привлекательным для производства режимом, как территория Свободного порта Владивосток, чревато уходом с внутреннего рынка Республики Саха (Якутия) части алмазогранильных и ювелирных предприятий. В связи с этим разработка адаптивных механизмов формирования благоприятных условий для развития перерабатывающего сектора экономики региона имеет немаловажное значение для скорейшего формирования института ОЭЗ в регионе. Учитывая мировой опыт создания свободных экономических зон, анализируя опыт формирования СЭЗ в России, можно констатировать, что за рубежом в рамках ОЭЗ национальные правительства предоставляют предприятиям значительные налоговые и таможенные преференции, существенно снижают административные барьеры, своевременно трансформируют законодательство, а также активно создают производственную инфраструктуру. Для адаптации экономики Республики Саха (Якутия) необходима аналогичная поддержка, чтобы сделать региональные предприятия более конкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Работа выполнена при финансовой поддержке НИР «Оценка влияния алмазно-бриллиантового комплекса на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия)».

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Читайте также: