Типовые налоговые конвенции оэср и оон

Опубликовано: 16.05.2024

Глава I содержит статью 1, которая определяет круг лиц, налоговые обязательства которых затрагивает соответствующий договор (как правило, резидентов соответствующих договаривающихся государств), и статью 2, которая определяет налоги, охватываемые этим договором (как правило, налоги на доходы и на капитал, устанавливаемые договаривающимися государствами и их политическими органами).

В главе II приведены определения важных сроков, используемых в договоре, включая общие определения в статье 3, а также определение терминов "резидент" в статье 4 и "постоянное представительство" в статье 5.

В главе III приведены нормы договора, которые чаще всего называются дистрибутивными. Статьи 6 – 21 регулируют налогообложение разных видов полученного дохода. Эти положения обычно определяют, какое из договаривающихся государств – государство, в котором налогоплательщик является резидентом (страна резидентства), или государство, в котором получается доход или располагается его источник (страна источника), или же оба договаривающихся государства – может облагать налогами доход при условии ограничений в установлении ставки налога. Далее приводится список статей и видов дохода.

Статья 6: Доходы от недвижимого имущества.

Статья 7: Прибыль от коммерческой деятельности.

Статья 8: Доход от эксплуатации морских или воздушных судов при международных перевозках и речных судов при перевозках внутренним водным транспортом.

Статья 9: Прибыль ассоциированных предприятий и трансфертное ценообразования.

Статья 10: Дивиденды.

Статья 11: Проценты.

Статья 12: Роялти.

Статья 13: Прирост капитала.

Статья 14: Доход от предоставления профессиональных услуг и услуг независимых подрядчиков.

Статья 15: Доход от работы по найму.

Статья 16: Директорское вознаграждение и вознаграждение высших управляющих должностных лиц.

Статья 17: Доходы, получаемые артистами (профессиональными исполнителями) и спортсменами.

Статья 18: Пенсии и выплаты по социальному страхованию.

Статья 19: Доход государственных служащих.

Статья 20: Доход учеников, стажеров и практикантов.

Статья 21: Прочие доходы, то есть доходы, не регулируемые статьями 6 – 20.

Глава IV посвящена налогообложению капитала (не дохода от капитала).

В главе V описаны два альтернативных метода избежания двойного налогообложения: в статье 23a "Метод освобождения" и в статье 23b "Метод зачета налога". Как правило, если договаривающееся государство, являющееся источником дохода, имеет право облагать налогами этот доход согласно положениям статей 6 – 12, то договаривающееся государство, резидентом которого является налогоплательщик, обязано принять меры по устранению двойного налогообложения. В соответствии с методом освобождения страна резидентства исключает этот доход из налогооблагаемой суммы или освобождает от налога страны резидентства. В соответствии с методом зачета налога страна резидентства облагает налогами указанный доход, но при этом вычитает из налога сумму, эквивалентную сумме налога, уплаченного в стране источника дохода.

Система налоговых кредитов является более выгодной для налогоплательщика в условиях двойного налогообложения по сравнению с системой налогового освобождения. Именно налоговый кредит в развивающихся странах является одним из факторов, который стимулирует деятельность иностранных инвесторов. Украина не является исключением в этом отношении. Так, в соответствии с положением п. 13.4 ст. 13 НКУ суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, засчитываются при расчете налогов и сборов в Украине по правилам, установленным Кодексом. В налоговых Конвенциях, заключенных Украиной, обычно каждое из договаривающихся государств указывает свой метод устранения двойного налогообложения. Однако, если государства применяют один и тот же метод, это положение записывается в одном общем пункте.

Отмечу, что применение государством метода налогового кредита предусматривает нейтралитет налоговой юрисдикции относительно капиталовложений нерезидентов за границей, что стимулирует экспорт капитала. Кроме того, метод налогового кредита характеризуется удобством расчета налогового обязательства и зависит от инициативы налогоплательщика.

Глава VI "Специальные положения". Статья 24 предусматривает защиту от различных форм дискриминационного налогообложения в странах источника и резидентства. Статьи 25, 26 и 27 регулируют важные виды административного сотрудничества между договаривающимися государствами. Статья 25 предусматривает процедуру взаимного согласования для урегулирования споров в связи с применением договора, статья 26 регулирует обмен информацией между государствами, а статья 27 содержит нормы, регулирующие предоставление помощи договаривающимися государствами друг другу в сборе налогов. В статье 28 просто оговаривается, что ничто в этом договоре не затрагивает "налоговых привилегий" дипломатов и консульских работников на основании норм международного права или других международных соглашений.

В главе VII приведены нормы, регулирующие вступление договора в силу и прекращение его действия.

Итак, проанализировав существующие международные договоры об избежании двойного налогообложения между Украиной и другими странами, можно отметить, что нормотворец близок к последовательности и содержательности Типовой Модельной налоговой конвенции ОЭСР, тем самым приводит национальное законодательство к нормам международного. Однако прослеживается все же определенный индивидуализм в этих соглашениях с привязкой к определенному временному периоду независимости Украины. Хотя это оправдано, поскольку зависит не только от отечественных нормотворческих особенностей, но и от законодательных постулатов договаривающихся государств.


9 мин

Информационное письмо о начале применения РФ Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения" (Multilateral Convention to Implement Tax Treaty Related Measures to Prevent Base Erosion and Profit Shifting, "Multilateral Instrument" или "MLI") c 01 января 2021 года.

1. MLI разработана Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) как «надстройка» над СИДН (соглашениями об избежании двойного налогообложения). Цель MLI – ограничить злоупотребления (двойное не-налогообложение, treaty shopping) положениями международных СИДН.

2. MLI изменяет или уточняет отдельные положения действующих СИДН (не заменяя при этом сами СИДН). Текст MLI содержит опции – варианты правовых решений отдельных вопросов трансграничного налогообложения. Такие опции применяются с учётом оговорок, которые вправе сделать государства при ратификации MLI. (Оговорки, сделанные РФ, содержатся в Федеральном Законе от 01.05.2019 N 79-ФЗ "О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения").

3. Согласно Информационному сообщению Минфина РФ («О вступлении в силу многосторонней «Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы. », Дата публикации: 20.12.2019) MLI содержит следующие требования минимального стандарта, которые будут применяться к СИДН:

замена существующих преамбул соглашений;

правила о взаимосогласительных процедурах;

требования по корректировке прибыли ассоциированных предприятий.

4. Как указано выше, Россия выбрала совокупность двух предусмотренных MLI механизмов ограничения льгот:

тест основной цели (principal purpose test, PPT). Тест основной цели позволяет национальным налоговым органам отказать в применении льгот по СИДН, если применение таких льгот было не только основной, но и одной из основных целей структурирования сделок.

упрощённое ограничение льгот (simplified limitation of benefits, S-LOB). Данный механизм заключается в требованиях о соответствии получателя дохода жестким, формально определенным критериям с возможностью предоставления льгот иным лицам, претендующим на получение налоговых преимуществ, компетентным органом лишь при условии, что будет доказано отсутствие у таких лиц, не выполняющих формальные критерии, основной цели получения льгот по СИДН.

5. Важно: Большинство стран для соглашений с Россией выбрали тест основной цели, поэтому механизм упрощённого ограничения льгот с такими странами не будет применяться.

6. Чтобы оценить, меняются ли правила налогообложения трансграничных операций резидента РФ с резидентом другой страны, нужно определить, вступила ли в силу MLI для этого государства и какие оговорки сделаны при ее ратификации в отношении СИДН этой страны с Россией. В данной связи Минфин РФ выпустил и разместил на своем официальном сайте очередное Информационное сообщение («О начале применения Многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения», дата публикации: 20.01.2021), где перечислил страны, при осуществлении выплат в которые необходимо свериться с MLI, усложняющей применение льгот. Так, с 1 января 2021 конвенцию MLI нужно применять:

для налогов в полном объеме при работе с контрагентами из 27 государств. Среди них популярные у бизнеса Нидерланды, Люксембург (полный список 27 стран см. в Приложении 1);

для налогов у источника при работе с партнерами из 7 стран: Кипра, Чехии, Индонезии, Казахстана, Кореи, Португалии и Саудовской Аравии (для прочих налогов к резидентам данных стран конвенция будет применяться с 2022 года).

7. ОЭСР, со своей стороны, предлагает вспомогательные материалы к MLI, доступные по ссылке (короткий вариант ссылки – oe.cd/mli), включая матрицу для проверки статуса MLI и её отдельных положений.

ОЭСР рекомендует странам заново опубликовать имеющиеся СИДН с учётом изменений, вносимых MLI, для чего предлагает инструкцию.

8. Ключевыми для MLI являются положения об ограничении льгот, предусмотренных СИДН,- в частности, это касается освобождений от налога, удерживаемого у источника выплаты, и сниженных ставок налога в отношении облагаемых выплат (дивидендов, процентов, роялти и т.п.).

9. Упрощенные положения об ограничении льгот представляют собой формальный набор требований к лицу, претендующему на льготы по СИДН, – льготы должны быть предоставлены так называемым «квалифицированным лицам (физические лица, государство либо его политическое подразделение, лица, основной класс акций которых торгуется на бирже, некоторые некоммерческие организации и т.д.).

Помимо квалифицированных лиц льготы смогут применить лица, осуществляющие активную предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что Конвенция напрямую исключает из «активной предпринимательской деятельности» деятельность холдингов, предоставление группового финансирования (включая кэш-пулинг), осуществление или управление инвестициями (за исключением профессиональных участников рынка). Если резидент не является «квалифицированным лицом» и не имеет права на льготы по иным основаниям (предусмотренным MLI), то компетентный орган договаривающегося государства вправе предоставить льготы по СИДН, если такой резидент докажет, что ни его создание (приобретение или содержание в группе), ни осуществление им операций не имели одной из своих основных целей получение преференций по СИДН.

10. Для целей применения пониженных налоговых ставок в отношении дивидендов MLI вводит требование о непрерывном сроке участия в организации на протяжении 365 календарных дней. Это правило дополняет, но не отменяет действующие в СИДН условия.

11. MLI вносит существенные изменения в налогообложение постоянного представительства:

a) MLI сужает определение «подготовительной и иной вспомогательной деятельности». В случае выявления налоговыми органами злоупотреблений в действиях налогоплательщика в виде структурирования единого бизнеса таким образом, когда каждая из бизнес-единиц исполняет отдельные операции, носящие подготовительный или вспомогательный характер и по отдельности не приводящие к образованию постоянного представительства, такая структура в целом может быть признана постоянным представительством для целей налогообложения.

b) MLI ограничивает льготы, связанные с постоянными представительствами (отсутствием постоянного представительства):

если зависимый агент не только систематически подписывает договоры от имени компании, но также играет основную роль в их заключении, то такая деятельность образует постоянное представительство;

не приводят к образованию постоянного представительства виды деятельности, указанные в соглашениях, и деятельность, которая имеет подготовительный или вспомогательный характер. В остальных случаях образуется постоянное представительство и его доход облагается налогом;

запрещено разделение контрактов по времени с целью избежания образования постоянного представительства. Россия сделала оговорку, что данные нормы не будут применимы для нее в ряде СИДН, связанных с разведкой и добычей природных ресурсов (в частности, СИДН с Норвегией и Нидерландами).

страна источника дохода вправе получить налог от постоянного представительства, расположенного в третьем государстве. Правило применяется, когда такой доход облагается по пониженным ставкам в третьем государстве и освобождается от налогообложения в стране резидентства головного офиса. MLI предусматривает отказ в льготах по СИДН при выплате дохода резиденту страны СИДН из другой страны СИДН, если первая страна относит этот доход к постоянному представительству в третьей стране (где такой доход подлежит пониженному налогообложению).

12. Лица с двойным налоговым резидентством

Для определения налоговых обязанностей лиц с двойным налоговым резиденством Россия будет применять взаимосогласительные процедуры, но не тест «места эффективного управления».

13. Взаимосогласительные процедуры

Все споры между российскими и иностранными компетентными органами могут быть разрешены только в рамках взаимосогласительной процедуры.

14. Предупреждение о рисках и рекомендации

В связи с вышеизложенным сообщаем, что:

а) ранее не облагаемые налогами в РФ операции с Вашими иностранными контрагентами:

могут быть признаны облагаемыми налогом на доходы (прибыль);

могут стать объектом для самостоятельной уплаты НДС постоянным представительством в случае создания условий для его возникновения;

б) пониженные ставки налога на прибыль, установленные СИДН, могут оказаться неприменимыми.

Рекомендуем совместно с Вашими контрагентами оценить, насколько изменение правил налогообложения трансграничных операций по СИДН влияет на ваши взаимоотношения. Иностранные контрагенты должны, помимо прочего:

определить, вступила ли в силу MLI для государства их инкорпорации и какие оговорки сделаны при ее ратификации в отношении СИДН с Россией;

протестировать свою деятельность на предмет возникновения постоянного представительства в РФ с учетом новых подходов MLI;

провести тест основной цели в соответствии с положениями MLI.

Минфин РФ (в Письме от 28 июля 2020 г. N 03-08-05/65902) указывает, что законодатель не ограничивает налогоплательщиков каким-либо перечнем документов, необходимых для подтверждения соответствия принципу основной цели для целей применения льгот по СИДН, отдавая предпочтение содержательной части информации. При этом для такого подтверждения могут быть представлены документы, содержащие в том числе информацию:

о наличии и размере налоговой выгоды от применения международного договора, ожидаемой налогоплательщиком при совершении сделки (операции);

о наличии и оценке коммерческой (деловой) выгоды, ожидаемой налогоплательщиком при совершении сделки (операции);

о соотношении размера ожидаемой налоговой выгоды от применения льгот по международному договору и ожидаемой коммерческой (деловой) выгоды от совершения сделки (операции);

документы, обосновывающие наличие резидентства в одном из Договаривающихся Государств, отражающие структуру собственности и изменения в ней, характер и объем деятельности в стране резидентства.

С учетом отсутствия каких-либо практических разъяснений Минфина по применению MLI рекомендуем по вопросам, вызывающим сомнения, направлять письменные запросы в Минфин РФ, получать консультации из нескольких источников.


Уход бизнеса в оффшоры — это проблема мирового масштаба.

Страны во всем мире сталкиваются со стратегиями по минимизации налогообложения путем распределения налогооблагаемого дохода в страны с низким или нулевым уровнем налогового бремени и снижению налогооблагаемой базы в стране происхождения капитала.

BEPS = уход от налогов

Размывание налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting — BEPS) является мировой проблемой, которая требует глобальных решений. В самом широком понимании BEPS означает совокупность схем налогового планирования, используемых транснациональными компаниями для искусственного вывода налогооблагаемой прибыли из-под налогообложения в тех странах, где эта прибыль была получена.

Результатом использования BEPS является очень низкая налоговая нагрузка на доходы мультинациональной компании в целом, а также так называемое «двойное неналогообложение», то есть ситуация, когда компания не платит налоги ни в юрисдикции, где доходы были получены, ни там, где они были задекларированы в целях налогообложения.

Практика использования BEPS приводит к фундаментальным искажениям в принципах справедливой конкуренции, поскольку крупные компании, использующие BEPS в целях минимизации своих налоговых обязательств, возникающих в разных странах, получают сравнительные коммерческие преимущества в сопоставлении с предприятиями, ведущими свою деятельность преимущественно на национальном уровне.

Вопросы деоффшоризации обсудят на семинаре 15 ноября.

Семинар построен на доступном объяснении механизма работы норм налогового и валютного законодательства, антизлоупотребительных концепций на рассмотрении последних практических кейсов налогоплательщиков.

Приходите!

План по BEPS

В 2013 году под председательством РФ в лидеры стран G20 и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) одобрили План действий по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы и вывод прибыли из-под налогообложения (план по BEPS), который включает в себя меры, направленные на совершенствование международной налоговой политики и налогового администрирования, по 15 направлениям с целью противодействия уклонению от налогообложения, включая использование офшорных схем.

Содержание Плана по BEPS:

1. Вызовы «цифровой экономики», электронная торговля. Позволяют продавать товарами и оказывать услуги в любой стране без фактического присутствия (постоянного представительства) там налогоплательщика.

2. Противодействие «двойному неналогообложению», которое возникает вследствие различий в налоговых правилах разных стран (т.н. treaty shopping).

3. Ужесточение правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

4. Ограничение возможностей по размыванию налоговой базы за счет процентных и иных финансовых выплат, в частности страховых в сделках с взаимозависимыми лицами.

5. Противодействие «вредоносной» налоговой практике (конкуренции между юрисдикциями). Задача ОЭСР выявлять такие налоговые режимы и добиваться устранения такой конкуренции.

6. Установление примата экономического содержания над формой. Так, предусматривается разработать механизмы противодействия использованию компаний-оболочек (SPV) для целей применения льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения.

7. Изменение определения постоянного представительства для предотвращения искусственного избежания получения статуса постоянного представительства. В результате, если иностранная организация не получает статус ПП (например, не осуществляет деятельность на строительной площадке, не пользуется недрами, не продает товары со склада и т.д.) и одновременно получаемые доходы не облагаются налогом на доход в стране резидентства, то снова возникает ситуация двойного неналогообложения.

8-10. Совершенствование правил трансфертного ценообразования, в первую очередь в сфере нематериальных активов. Предполагается внесение изменений в рекомендации ОЭСР по трансфертному ценообразованию, которые касаются определения нематериальных активов, их собственника (юридического и фактического), а также введения новых методик оценки стоимости НМА на основании дисконтированных денежных потоков.

11. Разработка методологии по сбору и анализу данных о BEPS (в т.ч оценка масштабов и последствий от BEPS, а также влияния мер, принятых для противодействия BEPS).

12. Разработка глобальных обязательных стандартов по раскрытию налогоплательщиками фактов «агрессивного налогового планирования». В качестве примера приводится опыт США, когда вводятся правила по обязательному раскрытию налоговым органам применяемых налогоплательщиками схем, в т.ч. и в отношении консультантов. Несоблюдение требований влечет существенные санкции как для налогоплательщика, так и консультанта.

13. Пересмотр требований к содержанию документации о ценообразовании, представляемой налогоплательщиком в целях контроля трансфертного ценообразования. Стандарт такой отчетности (Country-by-Country Reporting) для транснациональных компаний предполагает раскрытие «глобальной картины» о доходах, расходах, их распределении, суммах выплаченных налогах, фактическом месте осуществления деятельности.

14. Повышение эффективности разрешения международных налоговых споров рамках соглашений об избежании двойного налогообложения.

15. Разработка и принятие универсального многостороннего соглашения (Multilateral Instrument) для единовременного внесения изменений в действующие соглашения об избежании двойного налогообложения (с учетом исполнения вышеуказанных 14 пунктов).

Обзор актуальных вопросов и судебной практики в области деофшоризации — одна из тем семинара, который пройдет 15 ноября.

Слушателям будут раскрыты вопросы, касающиеся как корпоративного налогообложения, так и личных капиталов (private wealth).

Записывайтесь!

Конвенция МLI

В мае 2019 года в России ратифицирована многосторонняя Конвенция (MLI) по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения".

Благодаря MLI принципы, предусмотренные планом BEPS, распространятся сразу на большое количество Соглашений об избежании двойного налогообложения.

Это еще один шаг в процессе деофшоризации. Пользоваться налоговыми льготами в сделках с иностранными компаниями станет сложнее.

Конвенция касается двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, которыми компании могут пользоваться как схемами для ухода от налогов.

Многосторонняя Конвенция будет применяться к 71 соглашению, заключенному РФ с иностранными государствами.

Для Российской Федерации многосторонняя Конвенция вступила в силу с 1 октября 2019 года.

В отношении налогов у источника многосторонняя Конвенция будет применяться с 1 января 2020 года применительно к соглашениям об избежании двойного налогообложения, заключенным с юрисдикциями, которые уже ратифицировали многостороннюю Конвенцию. В отношении всех других налогов — не ранее 1 января 2021 года.

О том, каких структур коснется MLI, расскажут на семинаре. На мероприятии также расскажут о новых требованиях экономического присутствия в офшорах.

Приходите!


3 апреля 2020 Секретариат ОЭСР опубликовал рекомендации о порядке применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения в условиях применяемых правительствами ограничений, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19.

Ниже приведены основные выводы Секретариата ОЭСР по ключевым трансграничным проблемам.

1. Проблемы, связанные с созданием постоянного представительства

Разъяснения ОЭСР

Выводы ОЭСР даны в отношении трёх ситуаций:

1. образование постоянного представительства по месту удаленной работы работника.

Исключительная и временная смена места, где работники осуществляют свою деятельность из-за кризиса COVID-19, например, работа на дому, не должна создавать постоянного представительства для работодателя;

2. образование постоянного представительства агентского типа.

Заключение контрактов работником иностранной организации - нерезидента или иным лицом за пределами их обычного (постоянного) места деятельности из-за кризиса COVID-19 не создает для предприятия постоянного представительства агентского типа. Однако может быть уместен другой подход, если работник обычно заключал контракты от имени предприятия в своей стране до введения ограничительных мер;

3) влияние ограничительных мер на исчисление срока существования строительной площадки для решения вопроса о возникновении постоянного представительства.

Временное прекращение деятельности на строительной площадке засчитывается в срок существования такой площадки для целей возникновения у иностранной организации постоянного представительства. То есть течение этого срока в связи простоем из-за пандемии не приостанавливается.

Первое разъяснение ОЭСР актуально в тех случаях, когда работник иностранной организации во время ограничительных мер оказался в России, или, наоборот, когда работник российской организации оказался «заблокирован» на территории иностранного государства, но не утратил возможность работать удаленно. Работа на дому во время карантина может осуществляться продолжительный период времени, в связи с чем возникает риск признания удаленного места работы постоянным представительством юридического лица.

Второе разъяснение применимо в тех же тех ситуациях, когда работник иностранной организации-нерезидента или иное лицо осуществляют заключение контрактов от имени юридического лица (например, работник иностранной организации, временно оказавшийся в России, или работник российской организации, не имеющий возможности вернуться из-за рубежа).

С учетом разъяснения ОЭСР ни в том, ни в другом случае постоянного представительства юридического лице не возникает, поскольку смена места работы носит временный характер. То есть такое место деятельности нельзя признать «обычным» или «постоянным».

Рекомендации ОЭСР в отношении строительной площадки представляются неполными, поскольку обоснованы только одним аспектом – при временном прекращении работы существование самой строительной площадки по общему правилу не прекращается. В качестве примера ОЭСР приводит обстоятельства, указанные в параграфе 55 комментария к ст. 5 (3) Модельной конвенции (сезонность, отсутствие материальных или трудовых ресурсов).

Но, по нашему мнению, учет перерыва в работе, вызванного пандемией COVID-19, в общем сроке существования строительной площадки несправедливо и не соответствует общей логике рекомендаций ОЭСР. Обозначенные в Комментариях случаи перерывов в строительстве относятся к прогнозируемым или зависящим от компании обстоятельствам. Текущую ситуацию к таким обстоятельствам отнести нельзя. Следовательно, правильнее было бы ориентироваться на срок выполнения работ на стройплощадке, как он определен в контракте. Поэтому, на наш взгляд, вопрос об исчисления сроков существования строительной площадки в условиях пандемии требует дополнительной проработки и разъяснения.


2. Проблемы, связанные со статусом резидентства компании (местом эффективного управления)

Разъяснения ОЭСР

Временная смена местонахождения главных исполнительных директоров и других высших должностных лиц организации является чрезвычайной и временной ситуацией из-за кризиса COVID-19, поэтому такая смена не должна приводить к изменению места налогового резидентства юридического лица.

ОЭСР справедливо отмечает, что кризис COVID-19 может вызвать вопрос об изменении «места эффективного управления» компании в результате перемещения или невозможности такого главных исполнительных директоров или других руководителей.

Например, лица, управляющие компанией в период карантинных мер, могут выполнять свои функции не из офиса, как обычно, а из того места, где их настигла пандемия, закрытие границ и авиасообщения. Таким местом для руководителя компании, скорее всего, окажется место его обычного проживания. Соответственно, может случиться так, что компания в этот период управляется не из страны своего резидентства, а из другой страны (или даже нескольких стран одновременно).

Документ напоминает, что для резидентского статуса важно, где обычно осуществляется руководство деятельностью компании. Управление компанией из другой страны из-за ограничительных мер не делает эту страну обычным местом управления. В тех же случаях, когда мнения государств на этот счет разнятся, ОЭСР призывает решать разногласия посредством взаимосогласительных процедур и c учетом дополнительных факторов.

Определение российского налогового резидентства основано на схожих критериях: «регулярное» осуществление деятельности исполнительными органами и «преимущественное» осуществлении управленческих функций на территории РФ. Если исполнительные органы компании осуществляют свою деятельность в России в объеме «существенно меньшем», чем в других странах, то Россия местом управления данной организации не признается (ст. 246.2 НК РФ).

Отсюда возникают, как минимум, две потенциальные проблемы для иностранных компаний, связанные с определением налогового статуса в связи с принятием ограничительных мер.

  1. во-первых, если карантинные меры затянутся, и по итогам года окажется, что руководители компании все же управляли ею «преимущественно» из России;
  2. во-вторых, если по окончании карантинных мер организация не сможет восстановить нормальную деятельность, в том числе работу исполнительных органов и должностных лиц (приостановит деятельность, ликвидируется и т.д.). Тогда получится, что в первой половине года (во время карантинных мер) она управлялась из России, а далее не управлялась (в смысле текущей, операционной деятельности) вовсе.

И в том и в другом случаях признание иностранной организации российским резидентом приводит к серьезным последствиям: для целей налогообложения она приравнивается к российским хозяйственным обществам и должна выполнять все обязанности, присущие российскому налогоплательщику.


3. Проблемы, связанные с сотрудниками, которые работают в одной стране, но ездят туда из другой страны, где они проживают (с приграничными работниками)

Разъяснения ОЭСР

Если государство предоставляет компаниям финансовую помощь (субсидию) для сохранения рабочего места работника во время COVID-19, то доход, который работник получает от работодателя, должен быть отнесён к тому месту, где работа выполнялась ранее.

ОЭСР рассматривает достаточно узкую ситуацию: как должны облагаться выплаты приграничным работникам в том случае, если государство предоставляет субсидии компании для сохранения им зарплаты. По мнению ОЭСР, платежи, которые сотрудники получают в этих обстоятельствах, больше всего схожи с выплатами при увольнении. Поэтому в силу параграфа 2.6 комментария к ст. 15 Модельной налоговой конвенции такие платежи должны быть отнесены к месту, где работник мог бы трудиться при иных обстоятельствах. В большинстве случаев это место, где человек работал до кризиса COVID-19.

Например, работник ездит на работу в Финляндию, но на выходные возвращается в Россию. На время пандемии работник остается в России. Если в этом случае Финляндия субсидирует работодателю средства на выплату зарплаты, то указанные доходы в соответствии с рекомендациями должны будут облагаться в Финляндии.

Однако этим примером спорные ситуации не ограничиваются. ОЭСР не отвечает на вопросы:

  1. как будут облагаться такие выплаты, если работник продолжает выполнять работу в месте своего проживания (вынужденного пребывания)?
  2. изменятся ли рекомендации, если зарплата и иное вознаграждение таким работникам будет выплачиваться самим работодателем, не за счет государства?

Ответы на эти вопросы будут зависеть, в том числе, от существа самой выплаты (насколько она похожа на выплаты при увольнении), была ли организована работа в стране проживания (вынужденного пребывания) работника. В зависимости от особенностей каждой ситуации необходимость отнесения спорных выплат к тому месту, где работник трудился ранее, становится неочевидной.


4. Проблемы, связанные с определением места резидентства физических лиц

Разъяснения ОЭСР

Временное пребывание физического лица в государстве, вызванное исключительными (экстраординарными) обстоятельствами, не должно влечь возникновения у физического лица статуса налогового резидента.

ОЭСР рассматривает две ситуации.

1) первая, когда физическое лицо временно выехало в другое государство и в силу ограничительных мер вынуждено в нём находиться из-за ситуации с COVID-19.

К России это вряд ли применимо, так как трудно представить, что иностранные налогоплательщики будут вынуждены задержаться на карантине более полугода. Однако в отдельных случаях даже краткосрочное пребывание может привести к признанию лица налоговым резидентом государства временной изоляции. Особенно это актуально для европейских стран. Например, при временном пребывании российского гражданина на территории Великобритании больше месяца он может стать её налоговым резидентом не по своей воле;

2) вторая, когда иностранный работник стал резидентом государства своего работодателя, но в силу действия ограничительных мер вынужден находиться в государстве своего предыдущего налогового резидентства и вновь рискует стать его резидентом.

Например, когда иностранный гражданин приехал на постоянную работу в Россию, но на период ограничений вернулся на родину.

В обоих случаях ОЭСР полагает, что при устранении двойного налогообложения налоговые органы при оценке статуса налогового резидента должны определять его без учета влияния ограничительных мер. Для иностранцев, уехавших на родину, это, например, означает, что они по-прежнему должны признаваться резидентами РФ и не возвращать себе статус налогового резидента своего родного государства.

Над чем стоит подумать

Формально разъяснения ОЭСР по COVID-19 не являются обязательными для налоговых администраций. Но, по нашему мнению, они будут применяться как авторитетный источник при толковании и применении заключенных международных договоров.

В то же время, каждая конкретная ситуация нуждается во всестороннем анализе, с учетом действующего законодательства, позиции российских финансовых и налоговых органов.

Чтобы минимизировать свои риски, физическим лицам и компаниям стоит задокументировать обстоятельства, свидетельствующие о вынужденном и временном характере своего пребывания (пребывания работников) «в другом» государстве, а в случае возникновения разногласий особое внимание уделить досудебному урегулированию спора или инициировать применение налоговыми органами взаимосогласительных процедур.

Париж, 14 декабря 1960 года

ПРАВИТЕЛЬСТВА Австрийской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Ирландии, Испании, Итальянской Республики, Канады, Королевства Бельгия, Королевства Греция, Королевства Дания, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегия, Королевства Швеция, Португальской Республики, Республики Исландия, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Турецкой Республики, Федеративной Республики Германия, Французской Республики и Швейцарской Конфедерации;

ПОЛАГАЯ, что экономическая мощь и процветание являются необходимыми предпосылками для достижения целей Организации Объединенных Наций, защиты свободы личности и повышения общего уровня благосостояния;

СЧИТАЯ, что они могут способствовать достижению этих целей наиболее эффективным образом посредством укрепления традиции сотрудничества, которое развивалось между ними;

ПРИЗНАВАЯ, что экономический подъем и прогресс Европы, в которые их участие в Организации европейского экономического сотрудничества внесло значительный вклад, открыли новые перспективы для укрепления этой традиции и ее распространения на новые цели и более широкие задачи; БУДУЧИ УБЕЖДЕНЫ в том, что расширение сотрудничества внесет важнейший вклад в мирные и гармоничные взаимоотношения между народами всего мира;

ПРИЗНАВАЯ растущую взаимозависимость своих экономик;

БУДУЧИ ПРЕИСПОЛНЕНЫ РЕШИМОСТИ на основе консультаций и сотрудничества более эффективно использовать свои возможности и потенциал для обеспечения максимального, устойчивого роста своих экономик и повышения уровня экономического и социального благосостояния своих народов;

СЧИТАЯ, что экономически более развитые государства должны сотрудничать в деле оказания максимально возможной помощи странам, находящимся в процессе экономического развития;

ПРИЗНАВАЯ, что дальнейшее расширение мировой торговли является одним из важнейших факторов, способствующих экономическому развитию стран и улучшению международных экономических отношений; и

БУДУЧИ ПРЕИСПОЛНЕНЫ РЕШИМОСТИ добиваться этих целей таким образом, чтобы это соответствовало их обязательствам в рамках других международных организаций или учреждений, в которых они участвуют, или по соглашениям, участниками которых они являются;

СОГЛАСОВАЛИ, ТАКИМ ОБРАЗОМ, следующие положения для воссоздания Организации европейского экономического сотрудничества в виде Организации экономического сотрудничества и развития:

Статья 1

Цели Организации экономического сотрудничества и развития (ниже именуемой "Организация") заключаются в том, чтобы поощрять политику, направленную на:

а) достижение максимального, устойчивого экономического роста и занятости и повышение уровня жизни в странах-членах, обеспечивая при этом финансовую стабильность, и, таким образом, на оказание содействия развитию мировой экономики;

b) оказание содействия мощному развитию экономики в странах-членах и в странах, не являющихся членами, в процессе экономического развития; и

c) оказание содействия расширению мировой торговли на многосторонней, недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Статья 2

В интересах достижения этих целей члены соглашаются, что они, как индивидуально, так и совместно, будут:

a) поощрять эффективное использование своих экономических ресурсов;

b) в научно-технической сфере способствовать наращиванию своих ресурсов, поощрять научные исследования и содействовать профессионально-технической подготовке кадров;

c) проводить политику, направленную на достижение экономического роста, внутренней и внешней финансовой стабильности, а также на избежание такого развития событий, которое могло бы поставить под угрозу их экономику или экономику других стран;

d) прилагать усилия для сокращения или ликвидации препятствий на пути обмена товарами и услугами и осуществления текущих платежей, а также проводить и расширять либерализацию движения капитала; и

e) способствовать экономическому развитию как стран-членов, так и стран, не являющихся членами, в процессе экономического развития, используя надлежащие средства, в частности путем направления капитала в эти страны, с учетом важности для их экономики получения технической помощи и обеспечения расширения экспортных рынков.

Статья 3

Во имя достижения целей, изложенных в статье 1, и выполнения обязательств, содержащихся в статье 2, члены соглашаются о том, что они будут:

a) информировать друг друга и снабжать Организацию информацией, которая необходима для выполнения ее задач;

b) проводить на постоянной основе совместные консультации, осуществлять исследования и участвовать в согласованных проектах; и

c) тесно сотрудничать и в надлежащих случаях принимать скоординированные меры.

Статья 4

Договаривающиеся Стороны настоящей Конвенции являются членами Организации.

Статья 5

В интересах достижения своих целей Организация может:

a) принимать решения, которые, за исключением тех случаев, когда предусмотрено иное, являются обязательными для всех членов;

b) выносить рекомендации для членов; и

c) заключать соглашения с членами, государствами, не являющимися членами, и международными организациями.

Статья 6

1. Если Организация единогласно не договаривается об ином в особых случаях, решения принимаются и рекомендации выносятся по взаимному согласию всех членов.

2. Каждый член имеет один голос. Если член воздерживается от голосования по решению или рекомендации, то это не лишает силы ни решение, ни рекомендацию, которые распространяются на других членов, но не на того члена, который воздержался от голосования.

3. Никакое решение не является обязательным ни для кого из членов до тех пор, пока он не выполнит требования своих собственных конституционных процедур. Другие члены могут согласиться с тем, что такое решение распространяется на них временно.

Статья 7

Совет, состоящий из всех членов, является органом, который определяет всю деятельность Организации. Совет может проводить сессии министров или постоянных представителей.

Статья 8

Каждый год Совет назначает Председателя, который руководит сессиями министров, а также двух заместителей Председателя. Председатель может назначаться на один последующий дополнительный срок.

Статья 9

Совет может учреждать Исполнительный комитет и такие вспомогательные органы, какие могут потребоваться для достижения целей Организации.

Статья 10

1. Подотчетный Совету Генеральный секретарь назначается Советом на срок в пять лет. Ему оказывают помощь один или несколько заместителей Генерального секретаря или помощник Генерального секретаря, которые назначаются Советом по рекомендации Генерального секретаря.

2. Генеральный секретарь выполняет функции Председателя заседания Совета в ходе сессий постоянных представителей. Он оказывает всемерную помощь Совету и может представлять предложения Совету или любому иному органу Организации.

Статья 11

1. Генеральный секретарь производит назначения таких штатных сотрудников, которые могут потребоваться Организации в соответствии с ее планами, утвержденными Советом. Правила о персонале подлежат утверждению Советом.

2. С учетом международного характера Организации Генеральный секретарь, заместитель или помощник Генерального секретаря и персонал не вправе запрашивать или получать инструкции от любых членов или от любых правительств или органов, не имеющих отношения к Организации.

Статья 12

В соответствии с положениями и условиями, которые может определить Совет, Организация уполномочена:

a) направлять сообщения государствам или организациям, не являющимся ее членами;

b) устанавливать и поддерживать отношения с государствами или организациями, не являющимися ее членами; и

c) приглашать правительства или организации, не являющиеся ее членами, для участия в деятельности Организации.

Статья 13

Представительство в Организации Европейских сообществ, созданной на основании Парижского и Римского договоров от 18 апреля 1951 года и 25 марта 1957 года, обеспечивается согласно положениям Дополнительного протокола N 1 к настоящей Конвенции.

Статья 14

1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации или принятию подписавшими ее Сторонами согласно их соответствующим конституционным требованиям.

2. Ратификационные грамоты или документ о принятии сдаются на хранение Правительству Французской Республики, которое настоящим назначается Правительством-депозитарием.

3. Настоящая Конвенция вступает в силу:

a) до 30 сентября 1961 года после сдачи на хранение ратификационных грамот или документов о принятии всеми подписавшими ее Сторонами, или

b) 30 сентября 1961 года, если к этому сроку 15 подписавших ее Сторон или более сдали на хранение такие документы, которые касаются этих Сторон, и впоследствии такие документы, которые касаются любой иной подписавшей Конвенцию Стороны после сдачи ею на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии;

c) после 30 сентября 1961 года, но не позднее чем через два года с момента подписания настоящей Конвенции, после сдачи на хранение таких документов 15 подписавшими Конвенцию Сторонами, которые касаются этих Сторон, и затем таких документов, которые касаются любой другой подписавшей Конвенцию Стороны после сдачи ею на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии.

4. Любая подписавшая Конвенцию Сторона, которая не сдала свою ратификационную грамоту или документ о принятии на дату вступления Конвенции в силу, может принять участие в деятельности Организации на условиях, которые будут определены соглашением между Организацией и такой подписавшей Конвенцию Стороной.

Статья 15

После вступления в силу настоящей Конвенции осуществляется процесс преобразования Организации европейского экономического сотрудничества, и после его завершения ее цели, органы, полномочия и название определяются положениями, предусмотренными настоящей Конвенцией. Статус юридического лица, присвоенный Организации европейского экономического сотрудничества, сохраняется за Организацией, однако решения, рекомендации и резолюции Организации европейского экономического сотрудничества требуют процедуры одобрения Советом, осуществляемой после вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 16

Совет может принять решение о том, чтобы предложить правительству любой страны подготовиться к принятию обязательств по членству для целей присоединения к настоящей Конвенции. Такие решения принимаются единогласно, при условии, что в любом конкретном случае Совет может единогласно принять решение, санкционирующее воздержание при голосовании, и в этом случае, несмотря на положения статьи 6, это решение применяется в отношении всех членов. Присоединение вступает в силу после сдачи на хранение Правительству-депозитарию документа о присоединении.

Статья 17

Любая Договаривающаяся сторона может прекратить применение настоящей Конвенции в отношении себя, направив за 12 месяцев уведомление об этом Правительству-депозитарию.

Статья 18

Штаб-квартира Организации находится в Париже, если Совет не примет иного решения.

Статья 19

Правоспособность Организации и привилегии, изъятия и иммунитеты Организации, ее должностных лиц и представителей ее членов определяются положениями Дополнительного протокола N 2 к настоящей Конвенции.

Статья 20

1. Каждый год, согласно Финансовым положениям, утвержденным Советом, Генеральный секретарь представляет на утверждение Совета годовой бюджет, счета и такие вспомогательные бюджеты, какие запросит Совет.

2. Общие расходы Организации, утвержденные Советом, распределяются в соответствии со шкалой, устанавливаемой Советом. Другие расходы покрываются на такой основе, какую может определить Совет.

Статья 21

После получения любой ратификационной грамоты, документа о принятии или присоединении или любого уведомления о прекращении действия Конвенции Правительство-депозитарий уведомляет об этом все Договаривающиеся стороны и Генерального секретаря Организации.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся полномочные представители, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

СОВЕРШЕНО в Париже 14 декабря 1960 года, на английском и французском языках, причем оба текста являются равно аутентичными, в одном экземпляре, который сдается на хранение Правительству-депозитарию, направляющему официально заверенные копии всем Подписавшим сторонам.

Читайте также: