Тип налоговой политики оптимальный для создания в государстве благоприятного налогового климата

Опубликовано: 15.05.2024

Главный субъект налоговой политики — государство. Методологиче­ским условием и предпосылкой выявления сущности налоговой поли­тики выступают налоговые отношения, а их основой — отношения меж­ду государством и хозяйствующими субъектами (налогоплательщиками) по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

Первый тип — это политика максимальных налогов. Она осущест­вляется через налоговый механизм, который включает планирование на­логов, организацию взимания налогов, стимулирование взимания на­логов, налоговый контроль. При этом уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государствен­ных доходов. Определение предельной границы ставок налогов, пошлин, сборов зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. По оценке зарубежных ученых, предельная ставка составляет 50 %.

Рис. 4. Типы налоговой политики

Такая политика проводится государством в определенные момен­ты развития. Подобная политика имела место в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям: фискальному под­ходу к налогообложению; высокому уровню налогообложения; большому количеству налогов, сборов и пошлин; нестабильности налоговой систе­мы; сложности методики исчисления налогов; неоправданно широким правам налоговых органов; нечеткости законов в области налогообложе­ния; нечеткому разграничению полномочий между центральными, ре­гиональными и местными органами власти в области налогообложения; неурегулированности законодательно вопроса о налоговом контроле; от­сутствию четкого определения экономических стимулов, ориентирующих налогоплательщиков на уплату налогов в полном объеме и др.


Второй тип — это политика оптимальных налогов, которая спо­собствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечи­вая им благоприятный налоговый климат.

Тр е т и й т и п — это налоговая политика, предусматривающая до­вольно высокий уровень обложения, но при значительной государствен­ной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увели­чение различных социальных фондов.

Для осуществления налоговой политики государство использует всю совокупность элементов налогового механизма. При эффективной эко­номике названные типы налоговой политики, как правило, успешно со­четаются. Для Республики Беларусь характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

При разработке налоговой политики необходимо учитывать пози­ции всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремле­ние субъектов экономики к минимизации налогов, с другой — интере­сы государства, которые исходят из необходимости полной реализации своих функций.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее со­ответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории, специфических особенностей конкретных исторических условий, мирового опыта и других факторов. В зависимо­сти от конкретной научной концепции государство выстраивает свою на­логовую политику. Так, в теории и практике налогового регулирования развитых западных государств налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налого­обложения подчинены потребностям регулирования совокупного обще­ственного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечиваю­щем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жерт­ву равновесию экономическому). Дж. Кейнс считал, что «если налоговая политика преднамеренно используется в качестве орудия для достижения более справедливого распределения доходов, то ее влияние на увеличение склонности к потреблению будет еще больше».

Начиная с 1980-х гг. в связи со снижением доли государственного сек­тора в экономике развитых государств и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономи­ку в основном через снижение государственных расходов) налоговая по­литика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, кото­рое ложится на производителей и физических лиц, а путем расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широ­комасштабного и целенаправленного снижения налогов.

На нынешнем этапе развития государства основными задачами в про­цессе реализации налоговой политики являются:

? соответствие экономическим законам;

? налоговая поддержка решений, содействующих ускорению рыноч­ных реформ, и макроэкономическая стабилизация;

? определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста.

С точки зрения налоговой политики оптимальной будет такая систе­ма налогообложения, которая, соответствуя основным принципам нало­гообложения и мобилизуя необходимую сумму налоговых поступлений, обеспечивает минимальное избыточное налоговое бремя.

1. Тип налоговой политики, оптимальный для создания в государстве благоприятного налогового климата:
а. максимальных налогов
б. разумных налогов
в. высоких налогов и социальной защиты

2. Субъекты налоговой политики
а. Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты и хозяйствующие субъекты
б. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципалитеты
в. Хозяйствующие субъекты

3. Сочетание нескольких типов налоговой политики в одном государстве …
а. возможно
б. не возможно

4. Отношения в налоговой сфере регулируются …
а. национальным законодательством
б. национальным законодательством и международными договорами
в. международными договорами

5. Сбалансированность фискальной и регулирующей функций налогообложения является задачей налоговой политики.
а. да
б. нет

6. Налоговый механизм – это …
а. система экономических мер, оперативного вмешательства в налоговой части бюджета
б. совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства
в. зачисление средств на счета бюджета или внебюджетных фондов

7. Способы налогового регулирования в РФ
а. льготы и санкции
б. инвестиционные налоговые кредиты и отсрочка платежа
в. кратное освобождение, налоговые вычеты

8. Объекты налогового контроля
а. финансово-хозяйственные операции хозяйствующих субъектов
б. ФНС РФ
в. ГТК
г. аудиторская служба ход выполнения

9. Мероприятия по осуществлению тактической налоговой политики в РФ ежегодно устанавливаются …
а. Приказом Президента РФ
б. Постановлениями Правительства РФ
в. Решениями Государственной Думы РФ
г. Законом о федеральном бюджете РФ на текущий год
д. Письмами Министерства финансов РФ

10. Налоговый федерализм подразумевает _____________ отношения между федеральным центром и субъектами РФ при формировании доходов бюджетов всех уровней:
а. независимые
б. равноправные
в. подчинённые

11. Налоговое бремя зависит от размеров доходов налогоплательщика.
а. да
б. нет

12. Норма отношений между федеральным центром и субъектами РФ в виде «налогового федерализма» закреплена в …
а. Конституции РФ
б. Бюджетном Кодексе РФ
в. Налоговом Кодексе РФ

13. Основные задачи управления в области налогообложения — образование бюджетных и внебюджетных фондов, мобилизация налоговых платежей.
а. да
б. нет

14. Внутри регионов решения о распределении налоговых доходов между региональным и местными бюджетами принимаются …
а. Министерством финансов РФ
б. органами представительной власти субъектов Федерации
в. Полномочным представителем президента РФ

15. Понятие «управление налогообложением» включает в себя:
а. управление процессами формирования бюджетных и внебюджетных денежных фондов путем мобилизации налоговых поступлений и контроль за этими процессами
б. управление финансово-налоговым аппаратом
в. управление субъектами налогообложения и взаимоотношениями между ними
г. управление элементами налога

1. Система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета – налоговое …
регулирование

2. Координация экономических процессов со стороны государства в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства путем расчета сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу — налоговое …
прогнозирование

3. Совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов – налоговая …
политика

4. Совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода настроечных инструментов — налоговый …
механизм

5. Совокупность практических действий соответствующих органов власти и управления при выработке общих вопросов налогообложения на предстоящий год — налоговая …
тактика




6. Уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования — налоговое …
бремя

7. Основой «пропорций» налогового федерализма является…
а. Равное разграничение налогов и сборов между бюджетами разного уровня
б. Соотношение налоговых доходов федерального бюджета и бюджетов субъекта РФ
в. Расчленение ставки федерального налога между центром и регионом (квотирование)





«Подведение итогов» — самый популярный жанр начала каждого года. Что было, что произошло, что это значит, как это скажется на нашем будущем?

А вот и мой топ-10 за 2020 год.

Ведь, например, для IT-отрасли, самым главным, без сомнения, стал Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ о налоговом маневре и о дополнительных налоговых льготах для налогоплательщиков, работающих в IT-отрасли.

А вот предприятия газохимии назовут своим наиважнейшим налоговым событием ушедшего 2020 года Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ, который предоставил им отраслевые налоговые льготы.

А может быть кто-то из моих коллег вспомнит и Федеральный закон от 15.20.2020 № 320-ФЗ, согласно которому от НДС освобождена не только продажа активов должников-банкротов, но и вся производимая ими продукция (работы, услуги). И действительно, для НДС это, конечно, одна из важнейших поправок, появившаяся в гл.21 НК РФ в прошлом году. Тем более, что в конце 2019 года этой проблемы был вынужден озаботиться аж сам Конституционный Суд РФ.

Однако из всех многочисленных поправок, новостей и событий есть, на мой взгляд, такие, которые являются наиважнейшими и предопределяющими для нашей будущей налоговой политики в частности и для налоговой системы в целом. А на нашу с вами жизнь и работу эти события повлияют непосредственно.

Но предварительно, несколько штрихов к портрету 2020 года, что от него ожидалось и как это все «воплотилось».

Что ожидалось в 2020 году?

  • Что будет с экспериментом по самозанятыми?
  • Будет ли у нас новая пенсионная реформа?
  • Что будет с неналоговыми платежами?
  • Что будет с новыми дополнительными налоговыми льготами для крупных российских инвесторов?
  • Будет ли сохранен ЕНВД?

Как вы видите, некоторые пункты в 2020 году так или иначе «разрешились», а про другие никто ни разу и не вспомнил, ибо коронавирус резко и беспощадно изменил расстановку приоритетов.

Эпизод № 1. Коллапс системы управления налогами весной 2020 года

После 8 марта у России начались проблемы с коронавирусом и власти попытались отреагировать.

Неслыханное дело, но на моей памяти это первый и, надеюсь, единственный случай, когда законодатель добровольно передал свои законотворческие функции органу исполнительной власти. Сразу же вспомнились далекие времена из 90х, когда указы президента были юридически сильнее законов, принятых парламентом. Мы как будто бы вернулись в прошлое (хорошо, что ненадолго).

Да, речь идет о Федеральном законе от 01.04.2020 № 102-ФЗ, когда в одночасье Правительство из «главного исполнителя», стало «главным законодателем», причем не только в налоговой сфере.

Наверное, на тот момент решение властей было оправданным, т.к. никто не понимал, что происходит, что делать, «куда бежать», поэтому к резким и может быть даже где-то к не совсем адекватным решениям властей можно отнестись с пониманием (кстати, этот закон бы подготовлен и принят Госдумой буквально за 3 дня).

В соответствии с этим законом Правительству делегировались полномочия по оперативному регулированию отношений в сфере налогового контроля, сроков уплаты федеральных и региональных налогов, сдачи налоговой отчетности, взыскания налогов и выставлению требований, отсрочек и рассрочек, применения способов обеспечения обязательств, применения мер налоговой ответственности и т.д.

Уже на следующий день после подписания этого закона Президентом, Правительство принимает Постановление от 02 апреля 2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», в котором были перечислены первоочередные меры по изменению налоговой политики государства. Фактически это постановление стало «временным налоговым кодексом эпохи коронавируса», в который вносились постоянные поправки и уточнения.

Вообще, это время с марта по май 2020 года было очень интересным для современного юриста, когда правовое регулирование осуществлялось в большинстве своем не нормативными актами, а телевизионными обращениями Президента РФ, а толкование его указов и речей осуществлялось устами президентского пресс-секретаря.

Да что говорить, в Свердловской области главным источником информации о том «что творится» стал instagram губернатора, в котором он размещал свои указы, пояснения, размышления и ответы на вопросы жителей региона. В одночасье на юристов свалилось множество новых терминов и понятий, «удаленная работа», «самоизоляция», «нерабочие дни с сохранением заработной платы» и т.д. Но таковы были тогдашние реалии, к которым приходилось приспосабливаться.

Кроме базового антиковидного Федерального закона № 102-ФЗ, законодатель стал принимать поправки в НК РФ в качестве реакции на новые вызовы и проблемы.

Так, уже 22 апреля была принята новая порция поправок в НК РФ, в которых законодатель отражал свою реакцию на новую реальность.

  • выплаты медперсоналу, который работает с covid-19;
  • и субсидии субъектам МСП из «пострадавших» отраслей.

Кроме того, по налогу на прибыль в расходах для целей налогообложения стали учитываться затраты на дезинфекцию, на приобретение приборов, оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, на закупку медицинских изделий для диагностики (лечения) covid-19 по перечню, утв. Правительством, а также по их сооружению, изготовление, доставку и доведение (без амортизации).

Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ налогоплательщикам было предоставлено право учитывать в расходах для целей исчисления налога на прибыль затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования) для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения covid-19 безвозмездно переданного медорганизациями органам госвласти.

По таким операциям также было введено освобождение от обязанности восстанавливать ранее принятый к вычету НДС; необлагаемыми стали доходы по списанным кредитам, полученных на поддержку занятности; от налогов и страховых взносов за II кВ. были освобождены представители МСБ из «пострадавших» отраслей.

Не будем сейчас перечислять все решения и акты властей, отражающие их метания и поиски, однако в скором времени стало понятно, что ничего страшного не происходит. Во всяком случае уже 5 мая, в период, когда вся страна оставалась на «самоизоляции», министр финансов Антон Силуанов заявил в интервью газете «Ведомости» о том, что «кардинально менять налоги не планируется».

Это не было лукавством, налоговая система не поменялась, а вот налоговая политика стала меняться буквально на глазах, от одного президентского обращения к другому.

В зависимости от целей налоговой политики, признаваемых на данном этапе социально-экономического развития государства приоритетными, используют ту или иную модель (тип) этой политики, который зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством.

В научных трудах экономистов на сегодняшний день сложились три основные модели налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени:

(1) высокий уровень налогообложения (политика максимальных налогов):

(2) низкое налоговое бремя (политика экономического развития);

(3) достаточно существенный уровень налогообложения (политика разумных налогов).

Политика максимальных налогов. При ее проведении происходит рост налогового бремени путем введения новых налогов, а также увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. В последующем это приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие — происходит снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Такая модель налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода.

Эта модель налоговой политики используется, как правило, в двух случаях. (1) Она популярна в чрезвычайные периоды (экономических кризисов, военных действий), когда необходимо существенно повысить мобилизацию финансовых ресурсов в государственный бюджет, увеличить объем государственных закупок и инвестиций в определенные секторы экономики военного назначения, уменьшая при этом социальные расходы. Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные — второстепенными. Подобная политика проводилась в России в начале 1990-х годов. (2) Эта политика находит применение и в мирное время, а также в отсутствие кризисов, например в развитых странах Скандинавии, когда высокий уровень налоговой нагрузки сопровождается беспрецедентно высокими социальными расходами. В такой политике в качестве приоритетных выступают уже фискальные и социальные цели.

Политика экономического развития. Модель характеризуется тем, что учитываются не только фискальные интересы государства, но и интересы налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производство и увеличивать выплаты работникам. Но в то же время налоговые поступления в бюджет снижаются, поэтому из-за недостаточности финансовых ресурсов может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.

Существенно ослабляя налоговый прессинг на производителей и сохраняя определенный объем инвестиционных программ, эта модель ориентирована на стимулирование экономической активности бизнеса и используется, как правило, в период экономического оживления, чтобы всемерно способствовать увеличению темпов экономического роста. Подобной модели придерживались Германия и Япония в период послевоенного восстановления экономики. В 1980-х данная политика эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана (рейганомика). В последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, осуществляющие экспансию на мировом рынке, в частности Китай, Индия, Мексика, Бразилия и др. Приоритетными здесь выступают экономические цели.

Политика разумных налогов. Она является определенным компромиссом между двумя вышеперечисленными типами и характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющим не подавлять развитие экономики и при этом поддерживать значимый объем социальных расходов.

Подобная политика используется в основном высокоразвитыми странами (США, Великобритания, Канада и др.), уже достигнувшими пределов традиционного экономического роста. Разумные налоги им необходимы в первую очередь для сохранения конкурентных позиций своих товаров на существующих мировых рынках и достижения приоритетного положения на вновь формирующихся рынках высокотехнологичной продукции.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.




Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

29. Элементы Единого сельскохозяйственного налога: плательщики, условия применения, объекты обложения, порядок признания доходов и расходов, налоговая база, налоговый период, ставка налога, порядок исчисления и сроки уплаты налога и авансового платежа.

Условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке.

3. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

3) казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок признания доходов и расходов

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях настоящей главы оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налогоплательщики вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетным периодом признается полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Комментарий ГАРАНТа

1. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

3. Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики.

Первый тип - высокий уровень налогообложения, то есть политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложениякак для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

1) четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

2) ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них;

3) проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

4) оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

5) анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

6) анализ исходных условий;

7) корректировка политики с учетом национальной специфики и момента времени.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Налоговый механизм

Налоговый механизм является частью финансового механизма и используется для успешной реализации в жизнь налоговой политики. В научных трудах ученых и практиков трактовка понятия «налоговый механизм» неоднозначна. Как правило, это понятие сводится к осуществлению налогового производства в конкретно пространстве и во времени. Этот подход представляется недостаточно глубоким, ибо подчеркивает возможность субъективизации налоговых действий.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов, их противоречивость.

Внутреннее содержание налогового механизма формулируется исходя из сущности налогов. Поэтому вся система государственного вмешательства в экономику через налоговый механизм служит интересам всех участников хозяйственных процессов. Налоговый механизм служит мощным инструментом стоимостного регулирования воспроизводственного процесса.

Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей данное понятие как организационно-экономическую категорию, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складываю-щимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

Всю сферу отношений, образовывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы:

v налоговое планирование,

v налоговое регулирование,

v налоговый контроль.

Планирование- управление экономикой, осуществляемое центральной властью с учётом объективно действующих экономических законов, путём сбалансированного развития всех отраслей и регионов национального хозяйства, а также координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства.

Основная задача планирования - обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов.

Налоговое регулирование - система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета.

Налоговое регулирование вытекает из регулирующей функции налогов. Оно противоречиво, что обусловлено сутью податной системы. С одной стороны, налоговое регулирование нацелено на максимальное обеспечение потребности государства в доходах, предназначенных для осуществления деятельности государства.

С другой стороны, налоговое регулирование должно быть направлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста общественного богатства. Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы трёх субъектов: государства, хозяйствующего субъекта, граждан.

Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, так как налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.

Цель регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней (особенно инвестиционной, деятельности компаний), обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкие масштабы, однако на практике производство не всегда следует за налоговыми стимулами.

Однако практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, то есть в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Таким образом, налоговый механизм представляет собой совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление широкой системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, регулирование социально-экономического развития общества, потреблений и накоплений субъектов хозяйствования.

Структура налогового механизма состоит из следующих элементов:

· совокупность видов налогов (налоговая система);

· планирование и прогнозирование налоговых платежей;

· налоговое право и налоговое законодательство;

· система управления налогами;

· порядок и способ уплаты налогов;

· учет и отчетность по налогам.

Как видно, налоговый механизм включает всю совокупность правил, форм и способов налогообложения, начиная от планирования налогов и кончая их учетом и отчетностью. Он определяет, кто, какой, когда, в каком размере и куда уплачивает налог, что подлежит налогообложению и что является источником налога, единицей измерения его объекта, какие предусмотрены штрафные санкции за налоговые правонарушения, и другие вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Налоговые действия неоднозначны на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношении.

Налоговый механизм – это система звеньев налоговых отношений, приводящих в действие налоговую систему и налоговую политику государства.

Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных и нормативных актов, устанавливающих виды налогов, взимаемых в стране, круг плательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты и порядок исчисления налогов, ответственность за налоговые правонарушения, распределение налогов между звеньями бюджетной системы, то есть через налоговый механизм. Следовательно, стабильность и эффективность реализации налоговой политики зависит от такого важного элемента налогового механизма, как система налогового законодательства. Современное российское право предоставляет налоговую инициативу не только федеральным, но и региональным и местным органам власти.

Налоговый механизм включает виды, формы и методы организации налоговых отношений, способы их количественного и качественного определения. К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем мобилизации налогов в бюджет и предоставляемые налогоплательщикам льготы, долю изъятия части ВВП посредством налогов в государственный централизованный фонд, уровень налогообложения и собираемости налогов. К качественным параметрам относятся степень влияния налогов на социально-экономическое развитие общества, эффективность налогового регулирования экономики, спроса и предложения, инвестиционной политики, выполнение плановых показателей налоговых поступлений по всем их видам. Количественные параметры можно отнести к мобильному блоку элементов налогового механизма, которые чаще всего подвергаются оперативной корректировке с учетом интересов государства и хозяйствующих субъектов на тот или иной период времени.

С помощью налогового механизма, нивелирования его элементами государство как бы соединяет два противоположных начала: государственное, централизованное регулирование экономики, с одной стороны, и ее рыночное развитие – с другой. То есть налоговый механизм служит мощным инструментом в руках государства для проведения целенаправленной экономической политики в условиях свободной конкуренции и предпринимательства. Оно может стимулировать или сдерживать экономическое развитие общества в зависимости от конкретных задач, стратегии и тактики экономической и финансовой политики. Главной задачей функционирования налогового механизма является усиление воздействия на социально-экономическое развитие страны и обеспечение на этой основе стабильного роста ВВП и национального дохода. Для его решения налоговый механизм обладает достаточно широким кругом рычагов и регуляторов. Это дифференциация ставок и видов налогов, использование налоговых льгот и санкций.

Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит не только от положений налоговых законов, но и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика; то есть юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах. Эти особенности складываются под влиянием норм и правил, предписываемых ГК. Налоговая техника не только определяет функциональное содержание налогового механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций.

В соответствии с территориальным принципом построения налоговой системы РФ можно выделить налоговый механизм Федерации, субъектов Федерации и местных органов власти. С точки зрения воздействия налогов на общественное воспроизводство, выделяются его функциональные звенья: фискальная, стимулирующая, регулирующая, распределительная, социальная и контрольная. Каждому звену присущи свои элементы налогового регулирования и налогового механизма, при удачном и умелом нивелировании которыми достигается максимальное эффективное выполнение функций налогов.

Читайте также: