Теоретические основы налогового регулирования экономики
Опубликовано: 27.04.2024
Конспект урока
Название предмета и класс: экономика, 11 класс
Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
- Цели фискальной политики.
- Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
- Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
- Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
- Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.
Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.
Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.
Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:
- экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность цен.
Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).
Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).
Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.
Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.
Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:
- изменение ставок налогообложения;
- изменение государственных расходов.
В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.
Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:
- снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
- увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
- увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).
Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.
Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:
- увеличение налогов;
- сокращение правительственных расходов;
- сокращение трансфертов (финансовой помощи).
Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.
По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.
Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.
Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.
Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».
К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.
Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.
Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:
- изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
- для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.
- Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
- Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
- Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
- Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».
Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:
- актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
- перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
- назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
- раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.
- Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
- Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.- Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».
2. Добавление подписей к изображениям.
Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
Рисунок 1 – Пример задания практического модуля
Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:
- актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
- вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
- актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
- определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.
Ответ: на рисунке 2.
Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
- Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в пользу государства.
Основными экономическими рычагами, с помощью которых государство воздействует на экономику является налоги. Посредством налогов государство влияет на процесс формирования доходов и прибыли предприятий, стимулирует инвестиционную деятельность, регулирует внешнеэкономическую сферу.
Налоги - это обязательные платежи, взымаемые государством с физических и юридических лиц.
Функции налогообложения:
· Фискальная – формирование бюджета, финансирование расходов;
· Распределительная – распределение и перераспределение гос.расходов;
· Регулирующая – гос.регулирование экономики;
· Контрольная – контроль за поступлением налогов;
· Стимулирующая – стимулирование отрасли экономики через систему налогов и льгот.
По своей сущности налоги бывают трех видов:
В зависимости от уровня управления на котором они используются налоги делятся на:
Налоги .и сборы— обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке. Налоги и сборы — необходимое звено экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, основная форма доходов государства.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Несмотря на то что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая основа у них различна. Уплата сборов — одно из условий совершения государством определенных юридически значимых действий в пользу плательщика, т.е. сбор всегда индивидуально возмезден. В то же время суммы сборов в определенной мере являются покрытием расходов на выполнение тех самых юридических действий.
Сущность налогов заключается в прямом, безэквивалентном изъятии государством в свою пользу определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Сбор — плата государству за право пользования или осуществления деятельности (например, лицензионный сбор), т.е. форма эквивалентной уплаты взноса в бюджет. Налоги и сборы платят главные участники общественного производства: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, учреждения), владельцы капитала и работающие граждане.За счет налогов и сборов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его консолидированном бюджете (федеральном, субъектов Федерации и местных), а также во внебюджетных фондах РФ.
Налоги — одна из форм финансовых отношений хозяйствующих объектов и государства.
По каждому налогу в законодательном порядке определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются:
- налоговая ставка; налоговый период;
- порядок исчисления налога;
- налоговые льготы и вычеты;
- порядок и сроки уплаты налога.
В отдельных случаях НК РФ устанавливает специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессий и соглашений о разделе продукции.
Налогоплательщиком, или субъектом. налогообложения, в строительстве признается любое юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, владеющее имуществом, или при иных обстоятельствах, при наличии которых возникает соответствующее налоговое обязательство.
Одним из существенных элементов налога является объект налогообложения. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами объект налогообложения.
Объектами налогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных строительных работ (оказанных услуг, товаров) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Работой для целей налогообложения признается деятельность строительного предприятия, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей застройщика (инвестора — организации и (или) физических лиц).
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая база, порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.
Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
По способу установления выделяют твердые (специальные) и процентные (адвалорные) ставки. Первые устанавливаются в абсолютной сумме, вторые — в процентах объекта обложения. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Размер пропорциональной налоговой ставки не зависит от величины налоговой базы, прогрессивная налоговая ставка растет вместе с ростом базы налогообложения, а регрессивная ставка уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.
Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее государственной регистрации до конца данного года.
Порядок исчисления налога состоит в том, что строительное предприятие (налогоплательщик) самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов определены НК. Уплата налогов в установленный срок — главная обязанность налогоплательщика, однако НК РФ предусматривает условия, при которых сроки уплаты налогов и сборов могут быть изменены, т.е. перенесены на более поздний срок. Срок уплаты налога и сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей к уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.
В НК РФ приведено несколько форм изменения сроков уплаты налогов, а именно:
- рассрочка;
- налоговый кредит;
- инвестиционный налоговый кредит.
Под отсрочкой и рассрочкой понимается изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
За отсрочку или рассрочку необходимо заплатить 1 /2 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации (далее — ЦБ РФ).
Налоговый кредит предоставляется на срок от трех месяцев до одного года. При получении налогового кредита тоже устанавливаются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговый кредит отличается от отсрочки и рассрочки повышенными процентами и сроком предоставления, который в два раза больше, с учетом того, что за время, на которое дается налоговый кредит, финансовое положение налогоплательщика может измениться в лучшую сторону.
При получении налогового кредита необходимо обеспечить исполнение обязательства, т.е. внести залог или иметь поручительство.
Налоговый кредит предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иного обстоятельства непреодолимой силы;
- задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
- угрозы банкротства в случае единовременной выплаты налога.
Основаниями для предоставления организациям инвестиционного налогового кредита являются:
проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов строительных материалов, конструкций, изделий;
выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Инвестиционный налоговый кредит может предоставлятся по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Срок, на который может предоставляться инвестиционный налоговый кредит, — от одного года до пяти лет. Размер ставки дифференцируется от ½ до 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
Распределительная(фискальная) функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах.
С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему.
Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, увеличивает или уменьшает инвестиционную активность застройщиков, усиливает или сдерживает накопление капитала, управляет платежеспособным спросом населения.
В налоговом регулировании, кроме того, выделяют три подфункции налога: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), которые увязываются с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она может проявляться в понижении налоговой ставки, уменьшении налогооблагаемой базы, изменении объекта налогообложения (например, для сельхозпроизводителей).
Дестимулирующая подфункция заключается в «сдерживании» развития отдельных сфер предпринимательства.
Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Это платежи за пользование природными ресурсами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Принципы налогообложения были сформулированы еще в 1776 г. А. Смитом в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов». К ним относятся принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности.
Современная теория и практика налогообложения рассматривает принципы, на которых строится налоговая система в государстве, с двух позиций. С одной стороны, это принципы, лежащие в основе теории налогов, с другой — принципы построения налогового механизма.
В основу теории налогов положены фундаментальные, или всеобщие, принципы, используемые в налоговых системах всех стран, которые можно сгруппировать следующим образом:
финансовые принципы: нейтральность, достаточность, эластичность;
принципы справедливости: всеобщность, равномерность;
принципы налогового управления: определенность,
Налоги —неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной степени зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, суд, охрану порядка и т.п.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (согласно НК РФ).
Первый сущностный признак налога — императивность. Она предполагает отношения власти и подчинения. Второй признак — смена собственника.
К основным элементам налогообложения относятся:
• плательщик — физическое или юридическое лицо, выполняющее иозложенные на него обязательства по уплате налога;
• объект обложения — доход, земельная рента, имущество и т.п., облагаемые налогом;
• единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляется налогооблагаемая база;
• оклад налога — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;
• ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных величинах (рублях) либо процентах;
• нало́говая ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
• налоговая льгота — уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Спектр льгот довольно широк: понижение ставок, уменьшение налогооблагаемой базы за счет вывода из нее отдельных объектов, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы;
• налоговая санкция — увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.
• нало́говый перио́д – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Сущность налогов проявляется в их фискальной функции. Ее реализация обеспечивает формирование доходовбюджета (около 2/3 всех доходов бюджета в РФ).
Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Таким образом проявляется регулирующая функция налогов.
Классификации налогов:
А) в зависимости от места формирования источника выплаты: прямые и косвенные
Б) в зависимости от субъекта уплаты: налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами
В) по объекту обложения: налоги на имущество, налог на землю (рента), налог на капитал, налог на средства потребления
Г) по источнику уплаты налогов: заработная плата, выручка, доход или прибыль, себестоимость
Д) по уровням бюджетов: федеральные, региональные и местные
Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы и Российской Федерации». Новым этапом развития налоговой системы в России стало принятие Налогового кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1999 г.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ с учетом изменений и до полнений установлены следующие налоги по уровням бюджетов:
Федеральные налоги:
1) налог на добавленную стоимость;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Региональные налоги:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Основное место в налоговой системе России занимают косвенные налоги, к которым относятся: НДС, акцизы, таможенная и государственная пошлины.
Наиболее существенный из косвенных налогов — НДС. Налогоплательщики – организации, инд. предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза; Объект налогообложения – реализация товаров, ввоз товаров на терр. РФ. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в большинстве случаев определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога; налоговый период – квартал; ставка для продовольственных товаров, товаров для детей, лекарств, периодики, литературы в сфере образования и науки – 10%, для остальных – 18%, ряд товаров освобожден от налогообложения.
Следующий по значимости косвенный налог — ацизы. Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны.Налогоплательщики – организации, инд. предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза; Подакцизными товарами признаются: этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, табачная продукция, автомобили легковые, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется: 1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения); 2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки; Налоговый период –календарный месяц; налоговые ставки – см. НК.
Налог на прибыль — это прямой налог, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода). Налогоплательщики – российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объект налогообложения - прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК, подлежащей налогообложению. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением ряда случаев.
Имущественные налоги — разновидность прямых налогов, история которых насчитывает не одну сотню лет. В России налог на имущество организаций был введен в 1992 г. Он пришел на смену «плате за фонды», действовавшей с 1965 по 1992 г. Налогоплательщики – организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК. Объект налогообложения - движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств для их охраны и воспроизводства в условиях рыночной экономики.
Для упрощения порядка налогообложения с целью стимулирования развития малых форм предпринимательства в России, а также привлечения дополнительных инвестиций и повышения их эффективности устанавливаются специальные налоговые режимы. В настоящее время Налоговым кодексом РФ регулируются такие специальные режимы, как единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1), упрощенная система налогообложения (гл. 26.2), единый налог на вмененный доход (гл. 26.3), система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4).
В налоговой системе РФ значительную роль играют налоги с физических лиц – рис. 8.
Рис. 8 Структура налогов с физических лиц
Центральное место в системе налогообложения физических лиц занимает налог на доходы физических лиц (Налогоплательщики - физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Налоговая база определяется с учетом налоговых вычетов. Ряд категорий граждан освобождаются от уплаты налога (госуд. пособия, пенсии, стипендии). Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное на предусмотрено НК.
Налог на имущество физических лиц — обязательный местный налог. Его уплачивают собственники имущества: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Транспортный налог взимается с лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, т.е. с их собственников.
Тема 3 (Лекция №6)
Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав
Налоги —неотъемлемая часть общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной степени зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций. Наименьший размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, суд, охрану порядка и т.п.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (согласно НК РФ).
Первый сущностный признак налога — императивность. Она предполагает отношения власти и подчинения. Второй признак — смена собственника.
К основным элементам налогообложения относятся:
• плательщик — физическое или юридическое лицо, выполняющее иозложенные на него обязательства по уплате налога;
• объект обложения — доход, земельная рента, имущество и т.п., облагаемые налогом;
• единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляется налогооблагаемая база;
• оклад налога — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени;
• ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных величинах (рублях) либо процентах;
• нало́говая ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
• налоговая льгота — уменьшение налогового бремени вплоть до нулевого. Спектр льгот довольно широк: понижение ставок, уменьшение налогооблагаемой базы за счет вывода из нее отдельных объектов, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы;
• налоговая санкция — увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства.
• нало́говый перио́д – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Сущность налогов проявляется в их фискальной функции. Ее реализация обеспечивает формирование доходовбюджета (около 2/3 всех доходов бюджета в РФ).
Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения достигается путем стимулирования или сдерживания накопления капитала, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Таким образом проявляется регулирующая функция налогов.
Классификации налогов:
А) в зависимости от места формирования источника выплаты: прямые и косвенные
Б) в зависимости от субъекта уплаты: налоги, уплачиваемые физическими лицами, и налоги, уплачиваемые юридическими лицами
В) по объекту обложения: налоги на имущество, налог на землю (рента), налог на капитал, налог на средства потребления
Г) по источнику уплаты налогов: заработная плата, выручка, доход или прибыль, себестоимость
Д) по уровням бюджетов: федеральные, региональные и местные
Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы и Российской Федерации». Новым этапом развития налоговой системы в России стало принятие Налогового кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1999 г.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ с учетом изменений и до полнений установлены следующие налоги по уровням бюджетов:
Федеральные налоги:
1) налог на добавленную стоимость;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Региональные налоги:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные налоги:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Основное место в налоговой системе России занимают косвенные налоги, к которым относятся: НДС, акцизы, таможенная и государственная пошлины.
Наиболее существенный из косвенных налогов — НДС. Налогоплательщики – организации, инд. предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза; Объект налогообложения – реализация товаров, ввоз товаров на терр. РФ. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в большинстве случаев определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога; налоговый период – квартал; ставка для продовольственных товаров, товаров для детей, лекарств, периодики, литературы в сфере образования и науки – 10%, для остальных – 18%, ряд товаров освобожден от налогообложения.
Следующий по значимости косвенный налог — ацизы. Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны.Налогоплательщики – организации, инд. предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза; Подакцизными товарами признаются: этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, табачная продукция, автомобили легковые, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла. Налоговая база при реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой) произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется: 1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения); 2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки; Налоговый период –календарный месяц; налоговые ставки – см. НК.
Налог на прибыль — это прямой налог, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода). Налогоплательщики – российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Объект налогообложения - прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК, подлежащей налогообложению. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением ряда случаев.
Имущественные налоги — разновидность прямых налогов, история которых насчитывает не одну сотню лет. В России налог на имущество организаций был введен в 1992 г. Он пришел на смену «плате за фонды», действовавшей с 1965 по 1992 г. Налогоплательщики – организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК. Объект налогообложения - движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.
Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств для их охраны и воспроизводства в условиях рыночной экономики.
Для упрощения порядка налогообложения с целью стимулирования развития малых форм предпринимательства в России, а также привлечения дополнительных инвестиций и повышения их эффективности устанавливаются специальные налоговые режимы. В настоящее время Налоговым кодексом РФ регулируются такие специальные режимы, как единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1), упрощенная система налогообложения (гл. 26.2), единый налог на вмененный доход (гл. 26.3), система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4).
В налоговой системе РФ значительную роль играют налоги с физических лиц – рис. 8.
Рис. 8 Структура налогов с физических лиц
Центральное место в системе налогообложения физических лиц занимает налог на доходы физических лиц (Налогоплательщики - физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками. Налоговая база определяется с учетом налоговых вычетов. Ряд категорий граждан освобождаются от уплаты налога (госуд. пособия, пенсии, стипендии). Налоговым периодом по налогу признается календарный год. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное на предусмотрено НК.
Налог на имущество физических лиц — обязательный местный налог. Его уплачивают собственники имущества: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Транспортный налог взимается с лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, т.е. с их собственников.
Тема 3 (Лекция №6)
Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 23 ; Нарушение авторских прав
Налоги — это важная экономическая категория, они являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. Налоги исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборону, суд, охрану порядка и т.п. Однако налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, которые складываются в процессе перераспределения совокупного дохода общества с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций. Наиболее лаконичным и верным с теоретических позиций можно считать следующее определение.
Налоги — это императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.
В развитие этого определения следует привести понятие налога, данное в части первой НК РФ. Под налогом в Кодексе по имается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Первый сущностный признак налога — императивность. Императивность предполагает отношения власти и подчинения. Это означает, что субъект не вправе отказаться от выполнения обязанностей по уплате налога. Второй признак — смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности индивидуума (корпорации) в денежной форме переходит в государственную. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью, т.е. уплаченная сумма налога не возвращается субъекту налога. Поступая в бюджетный фонд, налоги обезличиваются, т.е. это не целевые отношения, что отличает их от сборов. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий и выдачи разрешений (лицензий).
Для решения общегосударственных задач налоговая система должна строиться в соответствии с классическими принципами налогообложения, выработанными А. Смитом: «Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства . Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения. Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа и сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица . Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства».
Указанные принципы приобрели особую актуальность в настоящее время. Их нарушение приводит к обременительности налогов, тормозит инвестиционный процесс, ведет к серьезному расслоению общества.
Основные элементы налогообложения:
Субъект налога (налогоплательщик) — физическое или юридическое лицо, выполняющее возложенные на него обязательства по уплате налога в бюджетный фонд. Объект обложения — доход, земельная рента, добавленная стоимость, имущество и т.п., облагаемые налогом. Источник налога — доход налогоплательщика, из которого вносится оклад налога.
Единица обложения — часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога. В нормативных документах представляет налогооблагаемую базу.
Ставка налога — размер налога с единицы обложения. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. Различают: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки. Оклад налога — общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени.
Сущность налогов проявляется в их функциях. Главной функцией налогов является фискальная, обеспечивающая формирование доходной базы бюджетного фонда государства. Так, в 2008 и 2009 гг. доходная часть федерального бюджета РФ более чем на 94% была сформирована за счет налоговых платежей (с учетом ввозных и вывозных таможенных пошлин). Такой уровень налоговых поступлений характерен практически для всех индустриальных государств, формируя от 80 до 95% доходов их бюджетов. Это свидетельство большой фискальной значимости налогов.
Уровень налогового бремени в международной статистике определяется показателем удельного веса налоговых поступлений в ВВП. В середине 1990-х гг. доля налоговых доходов в ВВП (с учетом социальных отчислений) составила в странах ЕС — 40,8%; в США — 29,8%; в Швеции — 55,3%. В России в эти же годы на начальном этапе становления налоговой системы доля налоговых доходов в ВВП составляла 40%. В дальнейшем происходило ее снижение: в 2004 г. этот показатель составил около 35,%; в 2005 и 2006 гг. — 36,9%. В основных направлениях налоговой политики на плановый период 2010—2011 годы предусмотрено снижение налогового бремени до 30% ВВП.
На определенном этапе развития, когда государство стало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны, проявляется регулирующая функция налогов. Эта функция реализуется через проведение целенаправленной налоговой политики, стимулирующей приоритетное развитие отдельных отраслей и зон, отдельных видов деятельности, решение социальных задач путем применения льготных режимов налогообложения, предоставление налоговых льгот, снижение ставок налогов. Налоги являются важным инструментом, способствующим антицикличности в экономике и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство должно создавать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического прогресса отраслях, а также малорентабельных, но социально необходимых сферах производства.
Налоги группируются по различным признакам. Их классификация имеет практическое применение, так как дает возможность для проведения необходимых аналитических расчетов, составления отчетности и т.д. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. В основе такого разделения лежит признак перелагаемости налогов, т.е. теоретическая возможность переложения налога с номинального плательщика на конечного потребителя. Это характерно для косвенных налогов, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу и взимаются в процессе потребления товаров и услуг. К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость. Прямые налоги непосредственно падают на плательщика (производителя) и не могут быть переложены путем увеличения продажной цены товаров. Прямыми являются: налог на прибыль, налог на доход физического лица, налог на имущество и др.
Соотношение между прямыми и косвенными налогами зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов. То есть чем выше уровень экономического развития страны, тем больший удельный вес в общей сумме налоговых поступлений занимают прямые налоги.
В налоговых доходах федерального бюджета РФ косвенные налоги весьма значимы. Так, в доходах федерального бюджета доля налога на добавленную стоимость (основного косвенного налога) характеризуется следующими показателями: 2007 г. — 29,7%;
2008 г. — 34%; 2009 г. — 40,5%.
Налоги могут группироваться в зависимости от субъекта уплаты, т.е. налоги, уплачиваемые юридическими лицами и физическими лицами. По объекту обложения налоги группируются следующим образом: налоги на имущество, налог на прибыль (доход), налог на землю и др. По принадлежности к уровням управления и власти налоги делятся на федеральные, субъектов РФ и местные.
Налоговая система России была сформирована в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с принятием НК РФ). В этом Законе были реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:
• единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;
• четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;
• однократность налогообложения, которая означает, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законодательно период налогообложения;
• определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов — с другой.
Однако налоговая система оказалась весьма несовершенной. Этому способствовал ряд причин: многочисленность нормативных документов, регулирующих налоговые отношения, и как следствие, большое количество налогов, затрудняющее расчеты плательщиков налогов с бюджетом; нестабильность налогового законодательства; высокая налоговая нагрузка. В связи с этим возникла необходимость реформ. Новым этапом развития налоговой системы России стало принятие НК РФ, вступившего в действие с 1 января 1999 г. Он был призван решать следующие важнейшие задачи:
построение стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
• развитие налогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный, региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;
• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансирование общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и его граждан;
• снижение общего налогового бремени, уменьшение числа налогов;
• формирование единой налоговой правовой базы;
• совершенствование системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
В основу НК РФ был заложен принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, базирующиеся на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и устанавливаться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Особо важными для налогоплательщиков являются следующие положения НК РФ: обязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подал в установленный для уплаты налога срок в банк платежное поручение при наличии достаточных средств на счете; запрещается придавать обратную силу налоговому законодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков; опубликовать акты законодательства о налогах и сборах требуется не менее, чем за один месяц до вступления их в силу.
Налоговая политика государства — это косвенный метод государственного регулирования экономики, система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов, направленных на реализацию определенных задач, стоящих перед обществом. Определив цели и задачи налоговой политики, государство выбирает методы ее осуществления.
Задачи налоговой политики заключаются в обеспечении государства финансовыми ресурсами, создании условий для регулирования хозяйственной жизни в стране, в сглаживании возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходах населения.
Следовательно, налоговое регулирование является одной из форм управления рыночной экономикой. Проведение рыночных преобразований в России невозможно без создания эффективной системы налогообложения, что характеризует качество налоговой политики. На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм (налоговое законодательство), методов и инструментов управления налогообложением. Для достижения целей, стоящих пред налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты, и в частности, такие, как конкретные виды налогов и их элементы: объекты, субъекты, ставки, льготы, сроки уплаты, санкции. Для продуманной налоговой политики самым важным является определение оптимального размера налогового бремени.
Глобальный экономический кризис во всех странах мира привел к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. В России проблема усугубляется высокой зависимостью экономики от экспорта природных ресурсов и недостаточной конкурентоспособностью несырьевых секторов экономики. Поэтому особенно важно разумное использование инструментов налогового регулирования в условиях кризисной экономики. Налоговую систему нельзя считать окончательной и неизменной. Она трансформируется и совершенствуется вместе с развитием экономики, отражает приоритеты социально-экономической политики государства.
В перспективе приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики заключаются в создании эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной систем, отказе от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. Целью налоговой политики на данный период времени является:
• отказ от увеличения номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
• унификация налоговых ставок;
• пересмотр налоговых льгот;
• интеграция российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
Будет продолжено совершенствование налоговой системы по линии администрирования (подходы к проведению налоговых проверок, повышение уровня информационного обеспечения, в том числе и между налоговыми, таможенными и правоохранительными органами). Основные направления развития налоговой политики:
• контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения;
• регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний;
• решение проблемы определения налогового резидентства юридических лиц;
• совершенствование механизма НДС;
• индексация акцизных ставок;
• совершенствование налогообложения юридических и физических лиц при свершении сделок с ценными бумагами;
• совершенствование налогов на имущество и на добычу полезных ископаемых;
• международное сотрудничество, интеграция в международные организации, реализация концессионных соглашений, информационный обмен.
Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый год утверждением бюджета страны. Реализация налоговой политики оформляется принятием соответствующих нормативных актов: федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ и иных подзаконных актов.
| | следующая лекция ==> | |
Тема 4. Финансовая политика | | | Тема 6. Бюджет как центральное звено финансовой системы |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Читайте также: