Теоретические основы аудита налогообложения

Опубликовано: 06.05.2024

Самошкина (Лебедь) Е. А.

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

B соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» существуют категории хозяйствующих субъектов, для которых аудит является обязательным. Аудит предполагает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Налоговый аудит как отдельный вид аудита этим Законом не выделяется, но он является составной частью аудита. Кроме того, экономические субъекты часто заинтересованы проверять налоговый учёт и налоговую отчетность перед очередной проверкой со стороны ФНС. Поэтому для снижения налоговых рисков организации проведение налогового аудита представляется актуальным[1].

Аудит налогов может проводиться аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения:

  • правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов;
  • состояния обязательных выплат на текущий период;
  • правомерности использования налоговых льгот;
  • степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства.

Проведение налогового аудита предполагает несколько этапов:

1) экспертизу системы налогообложения;

2) экспертизу учетной политики для целей налогообложения;

3) проверку правильности исчисления налогов и осуществления выплат;

4) составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и формулировка предложений по их устранению.

Налоговый аудит осуществляется системой как внутреннего контроля, так и внешнего аудита.

Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими.

Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.

Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:

  • общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
  • определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
  • проверку методики исчисления налоговых платежей;
  • правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;
  • оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
  • предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

Проверка и доказательство верности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды при внешнем аудите может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. Налоговая отчетность, которая предоставляется по установленным формам (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах), и правомерность использования налоговых льгот должны проверяться при проведении аудита.

Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация имеет право проверять первичные документы проверяемого экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.

В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству[2].

С целью избежать арифметических погрешностей рекомендовано проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет. И еще проверяется оперативность представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов.

Полученную в процессе выяснения информацию аудитор регистрирует в собственных рабочих документах, выявляет значимость погрешностей и их воздействие на правдивость отчетности, при надобности корректирует план проверки.

Предварительно ознакомившись, аудитор должен составить мнение об особенностях системы налогообложения экономического субъекта, и поэтому он начинает с аудита налоговой отчетности. Целью такой проверки является выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах законодательным нормам. А вот что касается задачи, то здесь необходимо подобрать достаточные аудиторские подтверждения о достоверности налоговой отчетности.

Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.

При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов сообщая о налоговых рисках которые могут возникнуть у аудируемого лица при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любыерекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.

При проведения налогового аудита следует рассматривать сначала, осуществляется ли деятельность клиента в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получены доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить некоторый профессиональный скептицизм в отношении рассматриваемых документов, учитывая вероятность нарушений налогового законодательства экономическим субъектом[3].

Аудитору необходимо установить какие полномочия предоставлены руководителю проверяемой организации собственниками по распределениюприбыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, ознакомиться с приказами, касающимися данноговопроса.

Результатом аудита налогового учета является:

  • подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговымобязательствам организации за определенныйпериод;
  • оценка методов, в расчете налогов вспорныхситуациях;
  • анализ существующей методики оценки остатковнезавершенного производства и готовойпродукции;
  • анализ ведения и организации раздельного учета по НДС иразработка методик по оптимизацииналогообложения НДС;
  • подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов нанормируемые и ненормируемые и др.

Обязанность уплачивать установленные налоги и сборызакреплена в Конституции Российской Федерации. Право на взимание налогов и сборов с населения является признаком каждого государствадругими словами, главнымусловием для существования и выполнения социально-значимых функций самого государства.

Налоговый аудит представляет собой проведение контрольной работы за своевременностью уплаты и правильностью исчисления налогов в бюджет, вне зависимости от проверяющего субъекта, его целевой направленности и характера отношений с проверяемой организацией.

К сожалению, следует отметить, что экономические субъекты предпринимают недостаточно мер для сокращения нарушений в сфере налогов и налогообложения. Об этом свидетельствуют результаты проверок налоговых органов (см. таблицу).

Сведения об организации и проведении камеральных
и выездных налоговых проверок за 2015 год

Всего по России

Дополнительно начислено платежей (включая
налоговые санкции и пени), тыс. рублей


М.: 20 1 0. — 3 81 с.

Рассмотрены теоретические основы аудита налогообложения, организации и методики проведения проверок по федеральным, региональным и местным налогам юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица и физических лиц. Для студентов высших учебных заведений, студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по экономическим специальностям.

Формат: pdf

Размер: 3,7 Мб

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Раздел I ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации 5
1.2. Международные и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности 10
1.3. Понятие налогового контроля, его основные принципы, цели и задачи. Виды налогового контроля 27
1.4. Организация аудита налогообложения 31
РАЗДЕЛ II ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕТОДИКА АУДИТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2 ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 34
2.1. Составление общего плана и программы аудита налогообложения 34
2.2. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля 44
2.3. Существенность, аудиторский риск 57
2.4. Особенности проведения аудита налогообложения в условиях компьютерной обработки данных 73
2.5. Использование работы эксперта, привлекаемого при проведении аудита налогообложения 85
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА АУДИТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 91
3.1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие аудит налогообложения, их краткая характеристика 91
3.2. Источники информации для проверки 95
3.3. Методика аудита налогообложения 101
3.4. Процедуры и методы, применяемые в ходе аудита налогообложения 110
РАЗДЕЛ III ПРОВЕРКА НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ
ГЛАВА 4 ПРОВЕРКА ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ 115
4.1. Проверка начисления и уплаты налога на добавленную стоимость 117
4.2. Проверка начисления и уплаты налога на доходы физических лиц 153
4.3. Проверка начисления и уплаты единого социального налога 171
4.4. Проверка начисления и уплаты налога на прибыль 196
ГЛАВА 5 ПРОВЕРКА РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ 245
5.1. Проверка начисления и уплаты налога на имущество организаций 246
5.2. Транспортный налог 268
ГЛАВА 6 ПРОВЕРКА МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 276
6.1. Проверка земельного налога 276
6.2. Проверка налога на имущество физических лиц 268
РАЗДЕЛ IV ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП АУДИТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 7 ПРОЦЕСС ЗАВЕРШЕНИЯ АУДИТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 298
7.1. Оценка влияния выявленных нарушений и действия аудитора при выявлении искажений отчетности и налоговых деклараций 298
7.2. Оценка аудитором результатов аудита налогообложения 315
7.3. Взаимодействие аудиторов с руководством и персоналом аудируемого лица в ходе проверки 322
7.4. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица 332
7.5. Сообщение информации, полученной по результатам аудита налогообложения, руководству аудируемого лица (собственникам) 337
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 347
ЛИТЕРАТУРА 373

Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы финансового контроля, представляющего собой систему организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.
Аудит налогообложения — сложный и трудоемкий процесс, подразумевающий тщательную проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также контроль устранения выявленных нарушений.
Учебное пособие, в котором рассмотрены все проблемы, касающиеся организации и проведения аудита налогообложения в России, состоит из четырех разделов:
1. Правовые и организационные основы аудиторской деятельности.
2. Планирование и методика аудита налогообложения.
3. Проверка начисления и уплаты отдельных видов налогов.
4. Заключительный этап аудита налогообложения.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – познакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими аудит налогообложения, освоить методику проведения аудита налогообложения, научиться составлять аудиторское заключения и выражать мнение о достоверности финансовой и налоговой отчетности экономического субъекта на примере вымышленного предприятия.
В работе обозначены цель и задачи налогового аудита; рассмотрены методика и этапы проведения аудита, проанализированы основные источники получения аудиторских доказательств; разработаны примеры рабочих документов аудитора

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……..8
1.1 Документальное оформление аудита налогообложения…..………….8
1.2 Этапы проведения аудита налогообложения………….…………. 11
1.3 Процедуры, используемые при проведении аудита налогообложения……………………………………………………………….12
Вывод по разделу 1.………………………………………………………….15
2 АУДИТ ОТДЕЛЬНЫХ НАЛОГОВ……………………………………….16
2.1 Аудит налога на добавленную стоимость……………………………. 16
2.2 Аудит налога на прибыль………………………………………………..20
2.3 Аудит налога на доход физических лиц………………………………..25
Вывод по разделу 2…………………………………………………………..28
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО АУДИТА …. …………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

moya_kursovaya (1).doc

Чапайкина Д. П. Аудит налогообложения.

– Челябинск: ЮУрГУ, ИЭТТ-510, 2013 г.

- 40 стр., 0 ил., 13 табл.

библиографический список – 15 наим., 0 прил.

Объектом исследования является аудит налогообложения.

Цель работы – познакомиться с нормативно-правовыми актами, регулирующими аудит налогообложения, освоить методику проведения аудита налогообложения, научиться составлять аудиторское заключения и выражать мнение о достоверности финансовой и налоговой отчетности экономического субъекта на примере вымышленного предприятия.

В работе обозначены цель и задачи налогового аудита; рассмотрены методика и этапы проведения аудита, проанализированы основные источники получения аудиторских доказательств; разработаны примеры рабочих документов аудитора

При написании курсовой работы была использована нормативно-законодательная база, действующая на дату написания работы, а так же учебные пособия по аудиту, бухгалтерскому, налоговому учету и отчетности.

На примерах условных предприятий показана методика проведения аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ……..8

1.1 Документальное оформление аудита налогообложения…..………….8

    1. Этапы проведения аудита налогообложения………….…………. . 11

1.3 Процедуры, используемые при проведении аудита налогообложения……………………………………… ……………………….12

2 АУДИТ ОТДЕЛЬНЫХ НАЛОГОВ………………… …………………….16

2.1 Аудит налога на добавленную стоимость……………………………. 16

2.2 Аудит налога на прибыль………………… ……………………………..20

2.3 Аудит налога на доход физических лиц………………………………..25

3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО АУДИТА …. …………. 30

Налоговый аудит - это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности исчисления налоговых обязательств экономическим субъектом.

Сущность налогового аудита состоит в проведении анализа налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта на предмет выявления ошибок в исчислении и уплате налогов. При этом выявляются не только скрытые недоплаты, но и переплаты налогов.

Актуальность темы заключается в том, что аудит налогообложения — сложный и трудоемкий процесс, подразумевающий тщательную проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также контроль устранения выявленных нарушений.

Цель налогового аудита — выражение мнения аудиторской организацией о правильности, полноте и своевременности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов, а также о допущенных им ошибках; получение полной, достоверной и объективной информации о правильности исчисления налоговых обязательств в соответствии с нормами налогового законодательства; выражение профессионального мнения аудиторской организации о достоверности налоговой отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

Согласно выдвинутой цели были поставлены следующие задачи:

  1. аудит учетной политики в целях налогообложения и соответствие ее действующему законодательству;
  2. проверка правильности определения объекта налогообложения;
  3. проверка порядка исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах;
  4. проверка правильности исчисления налога;
  5. проверка правильности и своевременности уплаты налога;
  6. проверка правильности заполнения и своевременности представления налоговой декларации.

Предметом работы является аудит налогообложения.

Объектом исследования – условное коммерческое предприятие.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    1. Документальное регулирование аудита налогообложения

В последнее время значительно поднялся спрос на услуги сопутствующие аудиту, в частности на консультирование по теме налогового аудита. Нормативными актами такой вид деятельности, как налоговый аудит отдельным видом не определен. Теоретически налоговый аудит рассматривается как составная часть обязательного аудита, на практике же такой аудит возможен как в рамках общего аудита, так и как отдельная услуга.

В России сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Каждый уровень включает определенные виды документов в различных областях регулирования.

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в системе финансового контроля как необходимого и равноправного элемента.

Закон представляет собой концепцию, в которой сосредоточены правовые и нормативные положения, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, определены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор об оказании аудиторских услуг.

В данном Федеральном законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи указанного Закона посвящены управлению аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений [5].

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» руководство аудиторской деятельностью возложено на уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. В качестве такого органа выступает Министерство финансов РФ (департамент организации аудиторской деятельности Минфина России). Кроме того, этими проблемами занимаются и общественные структуры: аккредитованные профессиональные объединения и Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Основными исполнителями аудиторской деятельности выступают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы.

В Законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицензированию и др.) в Российской Федерации. Как следует из перечня нормативных документов, разработанных и принятых в 2001—2002 гг., основные положения Федерального закона получили в них конкретное уточнение и разъяснение. Это позволило регулировать аудиторскую деятельность в соответствии с основными положениями Закона, начиная с момента его вступления в силу [5].

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты), законодательные и подзаконные нормативные акты. Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и федеральных служб и агентств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов — прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. На основе этих стандартов организуется деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    1. Этапы проведения аудита налогообложения

Методика аудита приводится в форме общего плана и программы проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом по налогам. Методика аудита включает этапы и последовательность проведения аудита, определение характера проверки каждого участка бухгалтерского учета и налогообложения доходов и перечня используемых аудитором процедур.

Общий план и программа проведения аудиторской проверки статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности "Задолженность по налогам и сборам " разработаны в соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 3 "Планирование аудита"

Аудиторская проверка налогообложения проводится в три этапа:

1) предварительная оценка системы налогообложения экономического субъекта;

2) проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов;

3) заключительный этап.

Однако разделение на последовательные этапы в большей степени связано с логикой выполняемых процедур, а не их обособленностью. Работы, отнесенные к отдельным этапам, выполняются, как правило, на протяжении нескольких этапов [11].

На этапе предварительной оценки системы налогообложения экономического субъекта проводятся:

1) общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;

2) определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;

3) проверка методики исчисления налоговых платежей;

4) оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

5) предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.

На этапе проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов производятся:

1) проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом;

2) оценка правомерности использования налоговых льгот.

Общение с налоговыми органами в ходе и по результатам налогового аудита осуществляется:

а) при обращении к налоговым органам с целью получения аудиторских доказательств при выполнении специального аудиторского задания;

б) для получения разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта;

в) при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами;

г) в других необходимых случаях.

На заключительном этапе налогового аудита организации формируется пакет рабочих документов аудитора и составляется аудиторский отчет, который представляется вместе с рабочей документацией руководителю проверки [15].

    1. Процедуры, используемые при проведении аудита налогообложения

Перечень процедур, проводимых аудитором, в процессе проверки налогообложения экономического субъекта представлен в таблице 1 «Программа аудиторской проверки».

Таблица 1 – Программа аудиторской проверки

Печень аудиторских процедур

Установление лица, ответственного за ведение учета и отчетности по налогу на прибыль

Проверка наличия учетной политики в целях налогообложения и информации в ней о порядке расчета налогооблагаемой прибыли и расчетов по налогу на прибыль.

Учетная политика в целях налогообложения и приказ об ее утверждении.

Определение формы и способов ведения налогового учета.

Учетная политика в целях налогообложения.

Определение правильности исчисления валовой прибыли

Регистры бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность.

Проверка правильности исчисления финансового результата от реализации работ.

Регистры бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерская отчетность.

Чаще всего налоговый аудит компания начинает проводить в преддверии налоговых проверок, которые являются для нее серьезным испытанием. Однако если заранее и грамотно подготовиться к ним, то можно свести к минимуму имеющиеся налоговые риски и избежать множества потенциальных проблем. Качественный налоговый аудит не только выявит и устранит ошибки в налоговых документах, снизит издержки компании по налоговым доначислениям, штрафам и пеням, но и создаст основу для оптимизации налогооблагаемой базы.

Что такое налоговый аудит

Налоги, налоги, налоги — это слово любой руководитель предприятия (да и не только руководитель) слышит каждый день. Так что же такое налоги? Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Ключевым моментом в определении является условие обязательности. Иными словами, если налог по какой-то причине не будет уплачен в срок, то заплатить все равно придется. Но в этом случае уже не только налог, но и штраф, равный 20% от суммы неуплаты (статья 122 НК РФ), а также пени, размер которых зависит от величины ставки рефинансирования ЦБ РФ (напомним, что в настоящее время ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке ЦБ РФ).

Чтобы избежать потенциальных штрафов и доначислений, многие компании проводят аудит системы налогообложения на предприятии или налоговый аудит. Стоит отметить, что оценить вероятность проведения налоговой проверки на предприятии довольно просто — для этого нужно воспользоваться Концепцией планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. В ней приведены усредненные значения таких показателей, как:

  • рентабельность продаж;
  • рентабельность активов;
  • налоговая нагрузка по видам деятельности организаций.

Если хотя бы один рассчитанный показатель будет существенно отличаться от нормативных значений, то вероятность прихода в организацию налоговой инспекции близка к абсолютной.

Основной целью аудита налогов является выявление и устранение налоговых рисков для дальнейших прохождений проверок контролирующими органами с минимальными доначислениями.

Виды налогового аудита

Рассмотрим основные виды налогов, установленные в РФ, анализируемые в ходе проверки:

  1. Налог на прибыль — обычно составляет 20% от прибыли предприятия. Проверка правильности исчисления данного налога прежде всего необходима производственным и строительным компаниям, где существуют сложные механизмы расчетов себестоимости выпускаемой продукции. Также пристальное внимание уделяется организациям, получающим консультационные, рекламные и маркетинговые услуги. Компании, активно привлекающие иностранное финансирование, также находятся в зоне высокого риска.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС) — как правило, исчисляется по ставке 18% от суммы реализованных товаров, работ и услуг. Проверка правильности исчисления данного налога обычно необходима компаниям, возмещающим НДС из бюджета, а также осуществляющим внешнеэкономическую деятельность.
  3. Налог на имущество, земельный налог. Аудит налогообложения в данном случае необходим организациям, владеющим недвижимостью. Дело в том, что по отдельным объектам налог исчисляется не с той стоимости, которая отражена на счетах бухгалтерского учета, а с кадастровой стоимости, определяемой органами Росреестра.
  4. Страховые взносы. На правильность исчисления страховых взносов следует обратить внимание всем компаниям, учитывая, что с 1 января 2017 года их администрированием занимаются налоговые органы, а не Фонды социального страхования.

Кроме того, при проверке анализируются следующие налоги и сборы: транспортный налог, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, уплата государственных пошлин и другие. В ходе налогового аудита может быть рассмотрен как один конкретный налог (например, НДС или налог на прибыль), так и абсолютно все налоги, исчисляемые предприятием.

При проведении налогового аудита дополнительно может быть проанализирована должная осмотрительность компании в выборе контрагентов — в этом случае она имеет определяющее значение при исчислении налога на прибыль и НДС.

Что оценивается в ходе аудита

Сама процедура налогового аудита проводится в несколько этапов:

  1. Перед началом проверки обязательно выясняются цели и задачи заказчика аудита, акцентируются проблемы, которым следует уделить особое внимание.
  2. Сам налоговый аудит в большинстве случаев проводится на территории компании-заказчика, но в отдельных случаях может быть проведен и в офисе аудиторской фирмы. Продолжительность стандартного налогового аудита обычно составляет от 5–7 рабочих дней.
  3. По результатам проверки заказчик аудита получает отчет, в котором содержатся сведения обо всех выявленных в ходе проверки нарушениях и, самое главное, подробные рекомендации по их устранению.

В дальнейшем компания может самостоятельно провести работу над замечаниями или обратиться за помощью к специалистам. В любом случае риски серьезных санкций при проверке контролирующими органами будут сведены к минимуму.

Как выбрать надежную компанию для проведения налогового аудита?

Свои рекомендации по выбору компании для проведения налогового аудита нашим читателям дал Роман Шишкин, к.ю.н., руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

Во-вторых, желательно, чтобы проверку осуществляли аттестованные аудиторы, имеющие большой опыт в проведении налогового аудита предприятий различных форм собственности и отраслей хозяйства. Если на сайте компании доступна информация об отраслевом опыте как самой организации, так и сотрудников- аудиторов — это плюс.

Цена налогового аудита не может быть слишком низкой. В противном случае велика вероятность проведения проверки исключительно по формальному признаку и отсутствие желаемого результата».

P.S. КСК групп — один из лидеров российского рынка аудиторско-консалтинговых услуг, занимающий по итогам 2016 года 8 место среди российских компаний, осуществляющих налоговый консалтинг (по данным «Эксперт РА»)1. Компания оказывает широкий спектр услуг для бизнеса, включая проведение всех видов налогового аудита: комплексного, тематического, экспресс-аудита, а также бухгалтерский и налоговый консалтинг, международное налоговое планирование и многое другое.

  • 1 https://www.audit-it.ru/news/audit/895381.html

ошибка

С помощью налогового аудита можно свести к минимуму налоговые риски и избежать возможных проблем с контролирующими органами.

календарь

Продолжительность налогового аудита чаще всего зависит от периода проверки, оборотов предприятия и в среднем составляет около 5–7 дней.

отчет

Отчет для заказчика, составленный в ходе налогового аудита, может содержать не только описание выявленных нарушений, но и рекомендации по их исключению и дальнейшей минимизации.

аудиторы

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависит качество и сроки проведения аудита.

график

Обычно крупные консалтинговые агентства предлагают максимально широкий спектр услуг в области финансового аудита.


Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

Финансовый аудит и финансовый консалтинг: нюансы проведения и примеры из практики

Аудит бухгалтерской отчетности

Аудит бухгалтерской отчетности: зачем он нужен и как его проводить?

Управленческий консалтинг

Управленческий консалтинг: методы, особенности и этапы оказания услуги

© 2021 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

В условиях рыночных отношений информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные тенденции.

Слово «аудит» происходит от латинского «audio», что означает — «он слышит», «слушатель». Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами и означает, внимательность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Задача аудитора — проверить состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, сформулировать объективные выводы, дать необходимые рекомендации.

Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Существует множество определений аудита. Одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 №119-ФЗ так определяет понятие аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными в ней пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности, применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в РФ не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация — это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Одной из международных организаций, до недавнего времени контролирующей и координирующей аудиторскую деятельность, был Комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров (IFAC), который состоял из представителей всех основных профессиональных бухгалтерских организаций. Комитет был ответственен за установление стандартов и инструкций аудита с 1976 по 1991 г.; в настоящее время эту функцию выполняет Совет по аудиторской практике.

Комитет по аудиторской практике предложил простое определение аудита: аудит — это независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом.

Аудитом занимается аудитор — частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия, — и партнеры такого частного лица или такой фирмы. В необходимых случаях понятие «аудитор» включает в себя и аудиторский персонал, действующий на основании делегирования полномочий.

Положение об основных концепциях аудита, которое в 1973 г. опубликовал Комитет по основным концепциям аудита Американской ассоциации бухгалтеров (ААА), определяет и процесс, и цели аудита: аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям.

Данное определение содержит несколько ключевых моментов. Во-первых, оценка должна быть объективной, т.е. независимой от влияния субъективных факторов — администрации, собственников (акционеров), работников компании и т.д. Во-вторых, аудитор определяет степень соответствия данных, представленных в отчетности, реальным данным, т.е.

Отличие аудита от аудиторской деятельности состоит в том, что последняя предусматривает и различные аудиторские услуги. В последнее время главное внимание уделяется повышению эффективности системы управления предприятием и, прежде всего, системы внутреннего контроля. Системный подход подготовил почву для развития качественных аудиторских услуг, т.е. аудиторские структуры начали больше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности — реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, а результатом аудиторских услуг — возможное состояние объектов в будущем, т.е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг. В качестве обобщения дадим определение собственно аудита: аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью выражения мнения о степени достоверности этой отчетности.

Сопутствующие аудиту работы и услуги — предпринимательская деятельность аудиторов или аудиторских организаций, включающая следующие основные направления: бухгалтерские услуги; услуги по проведению проверок и экспертиз, не являющихся собственно аудитом; консультационные услуги; обучение и прочие услуги аудиторского профиля.

Собственно аудитом имеет право заниматься только аттестованный аудитор, имеющий лицензию (индивидуальную или на организацию) на право заниматься аудиторской деятельностью.

В Российской Федерации существуют две формы аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Индивидуальный аудитор, зарегистрированный как предприниматель, без образования юридического лица не вправе проводить обязательный аудит.

Аудит — это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, советов, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, в конечном счете способствуют экономическому успеху клиента.

В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливается точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям, критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.

Независимость аудитора определяется:

- свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;

- договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;

- возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

- невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

- запрещением аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний:

1. Назовите обстоятельства, необходимые для функционирования аудита как элемента рыночной инфраструктуры.

2. Дайте определение ключевых моментов Положения об основных концепциях аудита Американской ассоциации бухгалтеров.

3. В чем состоит отличие аудита от аудиторской деятельности? Перечислите сопутствующие аудиту услуги.

Читайте также: