Теоретические аспекты налогообложения имущества физических лиц

Опубликовано: 15.05.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
Охарактеризовать основные направления налоговой политики на 2010-2012 года;
Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения имущества физических лиц 5
1.1. Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц 5
1.2. Порядок исчисления и уплаты налога 7
1.3. Льготы по налогам на имущество физических лиц 16
2. Основные направления налоговой политики РФ в области налогообложения имущества физических лиц 20
2.1. Основные направления налоговой политики на 2010-2012 года 20
2.2. Проблемы налогообложения имущества физических лиц 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Налоги иналогообложение курсовая в 97-03 офис.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: Налоги и налогообложение

Тема: Налогообложение имущества физических лиц

Студентка 4 курса

Давлетзянова Татьяна Сергеевна

Содержание

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

Налоги на имущество появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима. В последние годы содержание Федерального Закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" менялось несколько раз. Существенным изменениям подверглись объекты налогообложения, изменились ставки по налогу.

На сегодняшний день налог на имущество физических лиц активно обсуждается членами правительства, которые хотят ввести налог на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;
  2. Охарактеризовать основные направления налоговой политики на 2010-2012 года;
  3. Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные акты и постановления Правительства РФ, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых.

1.Теоретические аспекты налогообложения имущества физических лиц

1.1 Сущность и основные положения налога на

имущество физических лиц

Налогообложение имущества физических лиц осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" с учетом внесенных в дальнейшем изменений и дополнений.

Налог на имущество физических лиц установлен в Российской Федерации в соответствии с ФЗ в качестве местного налога. Это один из немногих налогов, правовая основа которого была заложена на заре формирования налоговой системы России и с тех пор не претерпела принципиальных поправок, за исключением, пожалуй, ставок налога. Этим законом органам местного самоуправления предоставлены значительные права по установлению ставок налога, в частности установлены предельные ставки налога на отдельные виды имущества. Конкретные ставки налога устанавливаются представительными органами местного самоуправления. Вместе с тем несколько ограничены права местных органов по предоставлению льгот по налогу.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц:

6) иное строение, помещение и сооружение;

7) доля в праве общей собственности на имущество.

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога.

Для расчета налоговой базы, используется инвентаризационная стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений и сооружений.

Под инвентаризационной стоимостью понимается восстановительная стоимость объекта (т.е. всего дома, всей квартиры или всех объектов недвижимости, находящихся в собственности физического лица) с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Информацию об инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января каждого года в налоговые органы представляют органы технической инвентаризации (ОТИ / БТИ).

В настоящее время налогоплательщиками получены налоговые уведомления на уплату налога на имущество физических лиц, в которых сумма налога, подлежащая уплате, значительно превышает показатели предыдущих лет. Во многих случаях это связано с увеличением инвентаризационной стоимости жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д., согласно сведениям, представленным в налоговые органы органами технической инвентаризации.

1.2 Порядок исчисления и уплаты налога

Налоги на имущество физических лиц исчисляются налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика для взыскания налога и перечисления в бюджет по месту нахождения имущества.

При получении налогового уведомления на уплату налога налоговый орган по месту жительства налогоплательщика обязан его принять и вручить налогоплательщику, а также взыскать и обеспечить перечисление налога на имущество в бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Законом установлены предельные ставки налога в следующих размерах в зависимости от стоимости имущества:

  • до 300 тыс. рублей - не выше 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 % до 0,3 %;
  • свыше 500 тыс. рублей - от 0,3 % до 2,0 %.

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т.е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.

При этом представительным органам местного самоуправления дано право изменять ставки в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и т.д.), типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд и т.д.) и по иным критериям.

С 1 января 2010 г. ставки дифференцируются только исходя из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования. Какие-либо иные критерии органы местного самоуправления применять не могут.

Зачастую в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления дифференциация ставок налога на имущество физических лиц в зависимости от типа использования недвижимости и/ или по иным критериям не предусмотрена. Вместе с тем представительные органы повсеместно ввели ставку налога, дифференцированную в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

Под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма всех инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Например, у физического лица в городе Ульяновске имеется в собственности квартира, инвентаризационная стоимость которой составляет 370 000 руб., и гараж с инвентаризационной стоимостью 140 000 руб.

Решением Ульяновской Городской Думы от 16.11.2005 № 174 на территории города Ульяновска определены ставки налога в следующих размерах:

  • до 300 тыс. рублей - 0,1 %;
  • от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - 0,3 %;
  • от 500 тыс. рублей до 700 тыс. рублей - 1,0 %;
  • от 700 тыс. рублей и выше - 2,0 %.

Для выбора ставки определяется суммарная (т.е. общая) инвентаризационная стоимость всего имеющегося в Ульяновске на праве собственности имущества: 510 000 руб. (370 000 + 140 000).

Исходя из объема полученной суммарной инвентаризационной стоимости определяется ставка налога - 1,0 %.

Таким образом, сумма налога к уплате составит: 5 100 руб. (510 000 х 1%).

Таким образом, особенность исчисления налога на имущество физических лиц состоит в том, что определение ставки налога зависит от количества имущества, расположенного на территории одного муниципального образования и его инвентаризационной стоимости.

В случае если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Обязанность по уплате налога возникает у каждого собственника имущества. При этом, сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, определяется исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса Российской Федерации равенства долей каждого из собственников в праве собственности.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц

1.2 Порядок исчисления и уплаты налога

1.3 Льготы по налогам на имущество физических лиц

ГЛАВА 2ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ НалогообложениЯ имущества физических лиц

2.1 Основные направления налоговой политики на 2010-2012 года

2.2 Проблемы налогообложения имущества физических лиц

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Поскольку экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.

Налоги на имущество появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима. В последние годы содержание Федерального Закона N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" менялось несколько раз. Существенным изменениям подверглись объекты налогообложения, изменились ставки по налогу.

На сегодняшний день налог на имущество физических лиц активно обсуждается членами правительства, которые хотят ввести налог на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Цель данной работы – охарактеризовать основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества физических лиц.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой особенности взимания налогов на имущество физических лиц;

2. Охарактеризовать основные направления налоговой политики на 2010-2012 года;

3. Проанализировать проблемы налогообложения имущества физических лиц.

Теоретической и методологической основой исследования послужили законодательные акты и постановления Правительства РФ, а также научные труды отечественных и зарубежных ученых.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

1.1 Сущность и основные положения налога на

имущество физических лиц

Налогообложение имущества физических лиц осуществляется на основе Закона РФ от 9 декабря 1991г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" с учетом внесенных в дальнейшем изменений и дополнений.

Налог на имущество физических лиц установлен в Российской Федерации в соответствии с ФЗ в качестве местного налога. Это один из немногих налогов, правовая основа которого была заложена на заре формирования налоговой системы России и с тех пор не претерпела принципиальных поправок, за исключением, пожалуй, ставок налога. Этим законом органам местного самоуправления предоставлены значительные права по установлению ставок налога, в частности установлены предельные ставки налога на отдельные виды имущества. Конкретные ставки налога устанавливаются представительными органами местного самоуправления. Вместе с тем несколько ограничены права местных органов по предоставлению льгот по налогу.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц:

-->ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
  • Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:15, курсовая работа

    Описание

    Целью курсовой работы является изучение налогообложения имущества и проанализировать контроль налоговых органов по урегулированию задолженности плательщиков. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
    проанализировать сущность имущественных налогов;
    охарактеризовать элементы налогов на имущество физических лиц и организаций;
    проанализировать порядок взыскания налоговыми органами имущественных налогов;
    рассмотреть порядок обжалования решений налоговых органов;
    выявить пути совершенствования налогообложения имущества.

    Содержание

    Введение …………………………………………………………………………..3
    Глава 1 Теоретические и правовые аспекты налогообложения имущества
    Налог на имущество физических лиц ……….…………………………. 5
    Налог на имущество организаций …. ………………………………….16
    Глава 2 Порядок и практика взыскания налоговыми органами налогов на имущество юридических и физических лиц
    2.1Порядок взыскания налогов налоговыми органами ……. ……. …….30
    2.2 Порядок обжалования решений налоговых органов..………………. 35
    Глава 3 Совершенствование имущественных налогов ………. ……………..38
    Заключение ………. …………………………………………………………….41
    Список использованных источников и литературы …. ……………………. 44

    Работа состоит из 1 файл

    КУРСОВАЯ.docx

    Глава 1 Теоретические и правовые аспекты налогообложения имущества

      1. Налог на имущество физических лиц ……….…………………………. 5
      2. Налог на имущество организаций …. ………………………………….16

    Глава 2 Порядок и практика взыскания налоговыми органами налогов на имущество юридических и физических лиц

    2.1Порядок взыскания налогов налоговыми органами ……. ……. …….30

    2.2 Порядок обжалования решений налоговых органов..………………. 35

    Глава 3 Совершенствование имущественных налогов ………. ……………..38

    Список использованных источников и литературы …. ……………………. 44

    Налоги на имущество принадлежат к числу древних, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В значительной степени за счет них финансируются социальные проблемы на местах и они составляют значительную долю доходов местных бюджетов.

    Имущественные налоги значительно в меньшей степени, чем ресурсные платежи или налоги на прибыль и НДС, зависят от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета. Особенно ярко это проявилось на фоне экономического кризиса. Динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов. Однако доля доходов от имущественных налогов не слишком велика:

    — в бюджетной системе РФ — около 7%;

    — региональных бюджетах — до 14%;

    — бюджетах муниципальных образований — до 18%.

    Вопросы налогового администрирования в целом и администрирования имущественных налогов в частности имеют огромное значение для развития экономики. Они особенно актуальны именно сегодня, когда в стране активно продолжаются структурные реформы. Совершенствование системы имущественного налогообложения является сейчас одним из самых важных направлений институциональных реформ. Без удовлетворительного решения этого вопроса невозможны построение диверсифицированной экономики, переход на инновационный путь развития, обеспечение дальнейшего экономического роста.

    Актуальность темы заключается в администрировании имущественных налогов с целью пресечения возможного уклонения от исполнения налоговых обязательств

    Целью курсовой работы является изучение налогообложения имущества и проанализировать контроль налоговых органов по урегулированию задолженности плательщиков. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:

      • проанализировать сущность имущественных налогов;
      • охарактеризовать элементы налогов на имущество физических лиц и организаций;
      • проанализировать порядок взыскания налоговыми органами имущественных налогов;
      • рассмотреть порядок обжалования решений налоговых органов;
      • выявить пути совершенствования налогообложения имущества.

    ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

    1.1 Налог на имущество физических лиц

    Сущность налога на имущество физических лиц заключается в том, что он представляет собой обязательный и безэквивалентный платеж, уплачиваемый налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня исходя из инвентаризационной стоимости имущества, принадлежащего ему на праве собственности.

    Налог на имущество физических лиц представляет собой прямой налог на недвижимость и на личную имущественную собственность и взимается с конкретного физического лица. Ставки налога на имущество физических лиц определяются соответствующими законодательными актами республик, входящих в состав Российской Федерации, либо решением соответствующих органов государственной власти различных административно - территориальных образований (городов, районов, автономных округов, автономной области, областей, краёв и прочих), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    Значение налога на имущество физических лиц в налоговой системе РФ заключается в выполнении следующих функций:

    • регулирующей функции, когда в результате налогообложения происходит регулирование государством рыночных отношений, товарно-денежных отношений, а также регулирование развития отраслей народного хозяйства;
    • распределительной функции, когда посредством взимания указанного налога в местный бюджет аккумулируются средства, распределяемые затем на решение экономических и народнохозяйственных проблем;
    • фискальной функции, когда посредством налога происходит изъятие определенной части доходов граждан для обеспечения функционирования государственного аппарата.

    Налог на имущество физических лиц в трехуровневой системе налогообложения РФ относится к категории местных налогов, и сумма платежей по налогу поступает в местный бюджет по месту нахождения (месту государственной регистрации) объекта налогообложения.

    Закон Российской Федерации “О налоге на имущество физических лиц” был принят 9 декабря 1991 г. До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств. До 50 — 60-х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.

    Рассматриваемый Закон как единый акт установил налогообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Выделены были в порядке исключения автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом.

    Затем круг объектов налога на имущество по действующему законодательству был существенно заужен. Объектами налогообложения выступало только недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения 1 . Это изменение остается в силе и по сей день.

    Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения 2 .

    Поскольку согласно Закону РФ «О налоге на имущество физических лиц» налогоплательщиками могут быть все граждане Российской Федерации, которые имеют в собственности имущество, возникают ситуации, при которых собственником либо одним из собственников имущества являются несовершеннолетние, недееспособные граждане или граждане, ограниченные в дееспособности.

    В этих случаях исполнение обязанности по уплате налога в отношении имущества возлагается на законных представителей налогоплательщика - физических лиц, которыми признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    Законными представителями налогоплательщика - физического лица в соответствии с гражданским законодательством являются:

    - родители, усыновители или попечители несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет (ст. ст. 26 и 33 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ));

    - родители, усыновители или опекуны малолетних, то есть несовершеннолетних, не достигших 14 лет (ст. ст. 28 и 32 ГК РФ);

    - опекуны граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 32 ГК РФ);

    - попечители граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 33 ГК РФ).

    Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и организаций 3 .

    Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то в соответствии с п. 3 ст. 1 Закона эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

    Гражданским кодексом предусмотрен ряд оснований возникновения права собственности на имущество. При этом их можно разделить на две основные группы:

    1. Первоначальные, когда право собственности на недвижимость возникает впервые.

    2. Производные, когда право данного собственника зависит от прав его предшественника, то есть переходит от предыдущего собственника. Итак, обратим внимание на следующий момент: плательщиком налога является только собственник этого имущества.

    А для того, чтобы стать собственником, недостаточно просто въехать в квартиру. В соответствии со ст. 219 ГК РФ, а также законом РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности возникает с момента государственной регистрации. Лишь после того как имущество будет внесено в государственный реестр, счастливый обладатель недвижимости становится законным собственником и, соответственно, налогоплательщиком.

    Плательщик налога на имущество физических лиц обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок. Он также вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в срок является основанием для применения к налогоплательщику со стороны налоговых органов мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, налоговые органы обращаются в суд с иском о взыскании налога 4 . С налогоплательщика - физического лица сума задолженности по налогу на имущество физических лиц взыскивается за счет принадлежащего физическому лицу имущества в пределах суммы, указанной в требовании об уплате налога на имущество физических лиц 5 .

    Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества 6 :

    6) иное строение, помещение и сооружение;

    7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6.

    Налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения 7 .

    Для исчисления налога на имущество физических лиц налогооблагаемой базой является инвентаризационная стоимость строения, помещения, сооружения, определяемая органами Бюро технической инвентаризации (БТИ).

    Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

    Ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами, которые принимают представительные органы местного самоуправления. Ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объекта и исчисляются в процентах. Уполномоченные органы местного самоуправления вправе определять дифференциацию ставок налога на имущество физических лиц в пределах, установленных законодательством РФ, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объекта имущества, типа использования, а также по иным критериям 8 .

    Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (Таблица 1).

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 6
    1.1. Теоретические и исторические аспекты возникновения налога на имущество физических лиц 6
    1.2. Основные характеристики элементов налога на имущество физических лиц 10
    1.3. Зарубежный опыт налогообложения имущества физических лиц 20
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 27
    2.1. Анализ исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц в 2012-2014гг. 27
    2.2. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в местный бюджет в 2012-2014гг. 36
    ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ 50
    3.1. Проблемы имущественного налогообложения физических лиц в РФ 50
    3.2. Перспективы налогообложения имущества физических лиц 58
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

    Эффективное использование налогов в решении социально- экономических проблем невозможно без четко обоснованной государственной налоговой политики, соответствующей объективным экономическим, социальным и политическим условиям современной российской экономики.
    Органы местного самоуправления формируют свои бюджеты в процессе взимания местных налогов и сборов. Элементом местных налогов и отчетливым индикатором современных финансовых проблем местного самоуправления является налог на имущество физических лиц, объем доходных поступлений, от которого из-за применения в его механизме неэффективных методов налогообложения не покрывает величину расходов, направляемых на организацию процесса взимания этого налога.
    В современный период времени роль имущественного налогообложения возросла. Этому способствовали растущие поступления налогов в бюджеты различных уровней, а также более равномерное распределение поступающих налогов по регионам.
    Поступление платежей по имущественным налогам поступили не только в региональные и местные бюджеты, не являвшихся по налоговому законодательству плательщиками этих налогов, но и в места расположения бюджета налогоплательщика этого налога.
    Роль налога на имущество физических лиц объясняется просто. Это наиболее легкий способ пополнения бюджетов различных уровней. Этот вид прямого налогообложения является самым защищенным от уклонения по уплате или сокрытию налогооблагаемых объектов.
    Налог на имущество физических лиц - это местный налог, который направлен на регулирование процесса накопления и концентрации имущества в собственности налогоплательщика.
    Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налога.
    Министерство финансов РФ в «Основных направлениях налоговой политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 года» определило одной из мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, введение налога на недвижимое имущество для физических лиц. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, вместе с тем данный документ представляет собой базу для подготовки изменений в законодательство о налогах и сборах.
    Поэтому с 1 января 2015 года Налоговый кодекс РФ пополнился новой главой 32, которая называется «Налог на имущество физических лиц». Она заменила Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1. «О налогах на имущество физических лиц».
    Отличительной чертой налогов на имущество является то, что их взимание не учитывает индивидуальную платежеспособность налогоплательщика и определяется только характеристиками имущества. В целях сглаживания социальной напряженности в обществе такие налоги следует вводить поэтапно, так как возможно недовольство со стороны слоев населения с низкими доходами. Вместе с тем налог носит прогрессивный характер и дорогостоящее имущество, принадлежащее гражданам обеспечит значительную долю налоговых поступлений в муниципальные бюджеты. Поправки в налоговое законодательство внесены Федеральным законом от 04.10.14 № 284-ФЗ о внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ «О налогах на имущество физических лиц».
    На первом этапе предлагается в качестве налогоплательщиков налога на недвижимое имущество признать физических лиц, обладающих правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельные участки.
    Актуальность изучения налогообложения имущества физических лиц связана с постоянными изменениями в налоговом законодательстве России, а также рассмотрением оптимизационных мероприятий, направленных на снижение налогового бремени физически лиц.
    Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение особенностей налогообложения имущества физических лиц.
    Предметом выпускной квалификационной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов реализации имущественного налогообложения в РФ и РД.
    Объектом выпускной квалификационной работы является налог на имущество физических лиц.
    Задачами выпускной квалификационной работы является:
    - рассмотрение теоретических основ механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц по новому законодательству;
    - изучение истории возникновений налога на имущество физических лиц;
    - рассмотрение элементов налога на имущество физических лиц;
    - изучение зарубежного опыта налогообложения имущества физических лиц;
    - анализ и оценка поступлений налога на имущество физических лиц в консолидированный и местные бюджеты Российской Федерации и Республики Дагестан;
    - исследование основных проблем и перспектив развития налогообложения имущества физических лиц.
    Структура выпускной квалификационной работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

    В целом в условиях переходной экономики приоритетным должно стать взимание налога, построенное на принципах личного обложения. Это обусловливается усиливающимся имущественным неравенством, которое может быть уменьшено при помощи взимаемых налогов: личные налоги способствуют уменьшению социальной напряженности переходного периода.
    По нашему мнению, первоочередные меры совершенствования налогообложения имущества физических лиц включают в себя следующие моменты: определение реальной рыночной стоимости имущества, служащей базой налогообложения, увеличение ставки налога со строений и возможность ее реальной дифференциации; введение необлагаемого минимума по налогу со строений, помещений и сооружений; сокращение действующих льгот и постепенное сближение налогообложения имущества физических и юридических лиц. Это основные мероприятия, которые следовало бы осуществить на первом этапе.
    Вторым этапом перестройки системы налогообложения имущества может быть установление единого объекта налога - недвижимости, включающей земельный участок и строения на нем. В дальнейшем развитие видится в расширении объекта налогообложения за счет включения в него акций, облигаций, вкладов в кредитные учреждения и др.
    Повышение значимости поимущественного обложения в России предполагает прежде всего совершенствование налогообложения отдельных видов имущества (зданий, сооружений, земельных ресурсов), которые легко учесть в виду их наглядности, а значит, и более простой идентификации налогооблагаемой базы.
    Другим направлением изменения налога на имущество физических лиц является существенное сокращение действующих льгот, т. е. осуществление равного подхода к собственникам имущества, независимо от отнесения их к какой-либо категории. Более целесообразно предоставлять льготы по экономическому смыслу, выводя из-под налогообложения имущество, служащее для удовлетворения жизненно важных человеческих потребностей (например, в жилье).
    На федеральном уровне следовало бы установить необлагаемый минимум по налогу на имущество (со строений) в пределах социальных норм проживания, предоставив право местным органам самоуправления, исходя из экономических условий устанавливать дополнительные льготы для групп плательщиков (а не для отдельных лиц) в пределах сумм, зачисляемых в соответствующие бюджеты. При введении необлагаемого минимума следовало бы учитывать семейное положение плательщиков, т. е. размер освобождаемого от налогообложения имущества должен увеличиваться в соответствии с количеством членов семьи налогоплательщика, совместно с ним проживающим.
    Хотя, с экономической точки зрения, в объект обложения следовало бы включать такие материальные и нематериальные активы, как ценные бумаги, депозиты, вклады, права и т. д., мы считаем, что обложение этих видов имущества в России и других странах-участниках СНГ пока преждевременно. Освобождение от налога названного имущества позволит заинтересовать население в активном использовании свободных денежных средств как источника инвестиционных ресурсов.
    Также мы считаем, что в условиях переходной экономики России должно стать взимание налога на имущество физических лиц, основанного на принципах личного обложения. Это необходимо потому, что усиливается неравенство, при взимании налогов. А личные налоги этому препятствуют и снимают социальную напряженность переходного периода.
    Также к мерам совершенствования налогообложения имущества физических лиц можно отнести определение рыночной стоимости имущества физического лица, которая служит базой налогообложения. Можно увеличить ставки налога со строений и улучшить возможность ее разграничений.
    В будущем налог на имущество физических лиц необходимо пересмотреть так, чтобы ввести необлагаемый минимум по налогу, а также сократить действующие льготы.
    Реформирование налогообложение имущество позволит значительно увеличить налоговые поступления в муниципальные бюджеты не только за счет повышения налоговой нагрузки на среднего плательщика, но и за счет ограничения льгот, применения прогрессивных налоговых ставок на нежилую и элитную недвижимость, а также принятия мер, направленных на обложение налогом ранее неучтенных и неоцененных объектов.
    Вот основные мероприятия по совершенствованию и оптимизации налогообложения имущества физических лиц, которые необходимо применить в ближайшей перспективе.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Правовые нормативные акты
    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) (с изм. и доп. от 01.01.2015)
    2. Федеральный закон от 29.11.2012г. №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
    3. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями) - Режим доступа: http://base.garant.ru.
    4. Федеральный закон Российской Федерации №379-ФЗ от 29 ноября 2014 г. «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
    5. Закон Республики Дагестан от 30.12.2013 года №110-ФЗ «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
    6. Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».
    7. Распоряжение Правительства РФ от 28.06.2013 N 1101 -р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)».
    8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. (Одобрено Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года)
    2. Учебники, научные труды, монографии
    9. Горбатко Е.С. Учет требований рынка к формированию компетенций работников налоговых служб. Налоговая политика и практика. 2013. № 9-1.
    10. Кашин В.А., Сулейманов Д.Н. Повышение эффективности контрольной работы налоговых органов: современные подходы и инструменты. 2013. №11.
    11. Присягина Г.Н. Налог на имущество физических лиц. М.: Финансы.- 2011.

    3. Сборники статей, материалы научно-практических конференций
    12. Абдулгалимов A.M., Арсаханова З.А. Теоретические и практические рекомендации по развитию налогообложения имущества физических лиц. Горизонты экономики. 2012. № 5.
    13. Абрамова А.В. Налог на имущество физических лиц в налоговом кодексе РФ // Муниципальная экономика. - 2014. - №4.
    14. Абрамян Д.С. Налогообложение недвижимого имущества в России: проблемы и перспективы // Наукапарк. - 2014. - №9.
    15. Агузарова Ф.С. Роль имущественных платежей физических лиц в налоговом потенциале. Налоговая политика и практика. 2012. № 3-1.
    16. Агузарова Ф.С., Балаева Д.А. Роль налога на имущество физических лиц в формировании бюджета муниципального образования. Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. №2.
    17. Баханаева А.А. Налогообложение имущества физических лиц: проблемы и перспективы развития // Студенческие научные исследования. 2014. № 4
    18. Белов С. Налог на имущество. Передаточные схемы//Двойная запись. 2011. № 11.
    19. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества // «Инфотропик Медиа», 2011г.
    20. Бестаева З.У. Налог на имущество физических лиц: Актуальные проблемы и перспективы развития. Налоги и налогообложение. 2012. № 6.
    21. Богуславская Н. Налог на имущество физических лиц: проблемы и пути совершенствования // Вестник ХГАЭП.- 2011.
    22. Бойцук И.И. Порядок исчисления налога на имущество физических лиц по новым правилам // ЗАО «Курск». - 2014. - №44.
    23. Бородина Ю.И. Налог на недвижимость: новый механизм исчисления // Наука и образование. - 2014. - №12.
    24. Вяльцеа Н.Н. Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 48.
    25. Вяльцев Н.Н. Проблемы введения налога на недвижимость физических лиц в России. Теория и практика общественного развития. 2012. № 12.
    26. Вяльцев Н.Н. Совершенствование механизма исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц // Управление экономическими системами. - 2012. - №12.
    27. Гаврильева Т.Н. Налог на имущество физических лиц как база ожидаемого налога на недвижимость. ЭКО. 2013. № 2.
    28. Заббарова О.А. Введение налога на недвижимость имущество для физических лиц: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами. - 2015. - №1 (73)
    29. Ильин И.Е. Новые аспекты налога на имущество физических лиц // Аудитор. - 2014. - №11.
    30. Карасева А.Д. Особенности налогообложения имущества физических лиц в РФ и зарубежных странах // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №16.
    31. Ким Н.Т. Реальность реформирования имущественного налогообложения в России. Российское предпринимательство. 2012. № 18.
    32. Кузнецова Л.В. Оценка выпадающих доходов бюджета государства в связи с предоставлением льгот по налогам, взимаемым с имущества физических лиц, на примере ПФО // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. - 2013. - №4.
    33. Курков И.И. Налог на имущество физических лиц в России: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы современной науки. - 2015. - №1 (5)
    34. Мацепуро Н.А. Налоговая политика на 2013 - 2015 годы Мацепуро Н.А. - «Главная книга». - 2012. - №10.
    35. Мацкявичене Е.В. Льготы по налогу на имущество физических лиц // Бухучет. - 2014. - №9.
    36. Пичугин А. В. Налог на имущество физических лиц: реалии и прогнозы. Налоги и финансовое право. 2012. № 1.
    37. Сандырев Г.Г. Особенности юридических конструкций налогов с физических лиц. Финансовое право. 2012. № 2.
    38. Сулейманов Д.Н. Новый закон о налоге на имущество физических лиц - экзамен на налоговую грамотность // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №1-2.

    4. Интернет-источники
    39. http://www.minfin.ru - Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
    40. Нововведения налога на имущество-http://www.vedomosti.ru/newspaper/ article/506351/20-metrov-bespla
    41. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru
    42. Статья 15. Бюджет субъекта Российской Федерации. - Электрон. Дан. - Режим доступа: http://bk-rf.ru/3/15.html. Дата обращения: 10.02.2015.

    Эта работа вам не подошла?

    В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
    Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

    Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:28, реферат

    Краткое описание

    Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

    Содержание

    Введение 3
    1. Теоретические аспекты налогообложения
    1.1 Экономическая сущность и функции налогов 4
    1.2 Основные виды налогов 8
    1.3 Государственная политика, цели и методы 9
    2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации 15
    2.1 Подоходный налог с физических лиц 16
    2.2 Налог на прибыль организаций и предприятий 17
    2.3 Налог на добавленную стоимость 18
    2.4 Акцизы 20
    3. Основные налоговые системы Российской Федерации
    3.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике 22
    3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы России 23
    Заключение 25
    Список литературы 26

    Вложенные файлы: 1 файл

    Налогообл(чист).doc

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    Карельская государственная педагогическая академия

    Факультет технологии и предпринимательства

    Кафедра изобразительного искусства и дизайна

    Налогооблажение: теоретические аспекты, принципы и формы

    Выполнила Романовская Н.Н.,

    студентка 645 группы

    Руководитель: Лобашев В.Д.

    1. Теоретические аспекты налогообложения

    1.1 Экономическая сущность и функции налогов 4

    1.2 Основные виды налогов 8

    1.3 Государственная политика, цели и методы 9

    2. Основные налоги, собираемые на территории Российской Федерации 15

    2.1 Подоходный налог с физических лиц 16

    2.2 Налог на прибыль организаций и предприятий 17

    2.3 Налог на добавленную стоимость 18

    3. Основные налоговые системы Российской Федерации

    3.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике 22

    3.2 Мероприятия по усовершенствованию налоговой системы России 23

    Список литературы 26

    Одним из рычагов, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику, является налог. Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов образует налоговую систему страны. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного рычага воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

    Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

    Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

    1. Теоретические аспекты налогообложения

    1.1 Экономическая сущность и функции налогов

    Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

    Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка – чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

    Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

    В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.

    В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

    Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

    Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

    Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

    В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики. Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

    По объектам обложения налоги делятся на:

    • налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
    • налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
    • налог на имущество (предприятий и граждан);
    • налог на определенные виды деятельности и сделки (сделки с ценными бумагами);
    • налог за пользование природным ресурсами.

    Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

    Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

    Важнейшие элементы налогов

    • Субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
    • Носитель налога – юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому: субъект налога – производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, носитель налога – покупатель товара.
    • Объект налога – доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.
    • Налоговая база – денежная или физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
    • Источник налога – это доход, из которого выплачивается налог.
    • Единица обложения – единица, в которой измеряется величина налога.
    • Ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.
    • Налоговый период – срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
    • Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

    1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
    2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.
    3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
    4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
    5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

    Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления той или иной проведенной сделки, финансовой операции. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более – самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

    Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции: фискальную, стимулирующую и регулирующую.

    В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

    Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

    Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

    Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

    1.2 Основные виды налогов

    налог подоходный политика государственный

    Налоги делятся на два основных вида – прямые и косвенные.

    Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

    К прямому налогу относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на дома, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

    Прямые налоги подразделяются на:

    • реальные, ими облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, недвижимость и т.п.), они взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика.
    • личные налоги учитывают платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения (доход, имущество) определяются индивидуально для каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. Различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

    Косвенными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

    Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

    Читайте также: