Таможенный кодекс в сфере налогообложения

Опубликовано: 19.09.2024

Если вы работаете с иностранными контрагентами, налоги приходится платить немного иначе. Рассмотрим особенности налогообложения ВЭД по импорту и экспорту товаров и услуг.

Особенности налогообложения

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Новых налогов при ведении внешней торговли не возникает. Вы, как всегда, должны будете уплатить НДС, налог на прибыль и акцизы. Но при ВЭД есть 4 отличия по этим налогам:

  • изменяется порядок исчисления и взимания налогов;
  • право на вычет сохраняется, но изменяется порядок его получения и перечень необходимых документов;
  • вводиться понятие таможенной стоимости, которая является налоговой базой;
  • операции с определенными группами товаров имеют особенности.

Помимо налогов для ввоза или вывоза товара придется уплатить и таможенную пошлину. Таможня — это еще один контролер вашей деятельности помимо ФНС. Она отвечает за валютный контроль операций российских лиц с иностранными партнерами. Рассмотрим каждый налог по импорту и экспорту товаров.

Налог на добавленную стоимость при экспорте

Налогообложение ВЭД

Как и во внутренней деятельности, НДС по ВЭД — самый сложный налог. При экспорте товаров есть несомненный плюс — ставка НДС равняется 0%: экспортные операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (подп.1 п.1 ст.164 НК РФ). Не забывайте подтверждать право на применение «нулевой» ставки — предоставляйте в налоговую вместе с декларацией по НДС документы, подтверждающие вывоз товара за территорию РФ:

  • внешнеторговый контракт;
  • таможенную декларацию;
  • копию транспортных и товаросопроводительных документов.

При экспорте товаров в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию пакет документов для подтверждения другой:

  • договор, согласно которому в страну ЕАЭС импортируют продукцию;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
  • транспортные и товаросопроводительные документы.

Подробно перечень необходимых для подтверждения документов расписан в статье 165 НК РФ. На сбор всех документов у вас есть 180 календарных дней со дня помещения товаров на таможенную процедуру экспорта.

Ставка 0% не освобождает вас от обязанности сдавать декларации по НДС и не лишает права на вычет входящей суммы налога. Просто при заполнении декларации укажите ставку 0%.

Вы имеете право на возмещение или зачет НДС. При успешном возмещении заявленную сумму перечислят на ваш расчетный счет. При зачете сумму к возмещению можно учесть в качестве предстоящих обязательных платежей. Не забывайте пользоваться этим правом — это поможет вам сэкономить. Получив аванс не забудьте начислить на эту сумму НДС. Размер базы определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки или получения оплаты.

Важно! Законодатель обязывает вести раздельный учет НДС по экспортным и внутренним операциям. Раздельный учет «входного» НДС по товарам или услугам нужен только экспортерам сырьевых товаров (абз.3-4 п.10 ст.165 НК РФ).

Внимательно определяйте момент формирования налогооблагаемой базы по НДС. Это будет самая ранняя из дат:

  • момент отгрузки товаров или услуг или передачи имущественных прав;
  • момент получения полной или частичной оплаты.

Налог на добавленную стоимость при импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Все ввозимые в Россию товары облагаются НДС. Статья 146 НК РФ не щадит никого: уплачивать его должны все импортеры, даже освобожденные от НДС, и лица на налоговых спецрежимах. Но некоторые категории импортируемых товаров налогообложению не подлежат, они перечислены в статье 150 НК РФ.

Ставка НДС по импорту не отличается от внутренней — 0%, 10% или 20%. Основная сложность состоит в определении налоговой базы по НДС. Тут есть два варианта:

  1. Импорт из стран ЕАЭС. Если вы ввозите товар из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии, сложностей с базой по НДС не возникает. Она равна стоимости приобретенных товаров плюс уплаченные акцизы. Момент формирования базы — дата оприходования товара складским учетом. Срок на подачу декларации и уплату НДС — 20 дней по истечении квартала, за который вы отчитываетесь.
  2. Импорт из других стран. Налоговая база — это таможенная стоимость + таможенная пошлина + акцизы. Таможенная стоимость определяется декларантом, но правильность ее формирования контролирует таможня. По своей сути это стоимость товара по договору увеличенная на затраты по доставке груза до таможни, в том числе на страхование, транспортировку, лицензирование. В этом случае НДС уплачивается в момент подачи таможенной декларации или в течение 15 дней с момента поступления товара на таможню.

Особое внимание уделите импорту услуг. Если иностранное лицо оказало вам услугу на территории РФ, то необходимо выступить в роли налогового агента. Удержите сумму НДС из вознаграждения иностранца. Если оказанные услуги подпадают под статью 149 НК РФ, то удерживать ничего не нужно.

Вы имеете право запросить налоговый вычет на сумму уплаченного НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия:

  • ввозимые товары и услуги используются в России и деятельности, облагаемой НДС;
  • груз ввозится для перепродажи;
  • вычет запрашивается в том квартале, в котором товар принят к учету;
  • есть документы, подтверждающие ввоз груза;
  • НДС был уплачен.

Если во внутренней деятельности вы освобождены от НДС или находитесь на спецрежиме, вычет вы не получите. Включите налог в стоимость приобретенных товаров и услуг.

Налог на прибыль при экспорте и импорте

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Прибыль по ВЭД облагается налогом по ставке 20%. Доход — это результат экспорта, так как мы продаем товар иностранному контрагенту. Импорт дохода не приносит — это наши расходы.

При экспорте продукции партнеры будут перечислять вам иностранную валюту. Для целей налогообложения необходимо пересчитать ее по курсу Центрального Банка.

Затраты на импорт — это расходы, которые уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому к их расчету подходите внимательно. Все затраты, связанные с импортом товаров, вплоть до затрат на услуги таможенного брокера, должны иметь подтверждающие документы. Только тогда их можно признать в качестве расходов.

Оплачивать товары и услуги вы будете иностранной валютой. Для расчета налоговой базы пересчитайте все затраты по курсу ЦБ РФ.

При ВЭД будут возникать курсовые разницы,которые могут быть вашим доходом или расходом. Подробнее про курсовые разницы можете прочитать в нашей статье о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД.

Акцизы на импортный товар

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Акцизы — это косвенный налог, который уплачивается на таможне. Если товар прибыл из стран ЕАЭС и не подлежит обязательной маркировке, оплачивайте акциз в налоговую. Маркировке подлежит табачная и алкогольная продукция.

Акцизом облагается таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на таможенную пошлину. Уплачивает налог лицо, декларирующее груз. Ставки акциза бывают трех видов: адвалорная, специфическая или комбинированная.

  • Адвалорные. Ставки в процентах от стоимости реализованных товаров. В чистом виде в Российском законодательстве отсутствуют.
  • Специфические (твердые). Ставки в рублях за физическую единицу товара. Это самый распространенный вид. Например, сигары облагаются акцизом в размере 207 рублей за 1 штуку, а табак по ставке 5 808 рублей за 1 кг.
  • Комбинированные. Объединяет специфические и адвалорные ставки. Например, сигареты и папиросы облагаются акцизом по ставке 1 890 рублей за 1 000 штук плюс 14,5% от максимальной розничной цены, но не менее 2 568 рублей за 1 000 штук.

Полный перечень ставок по акцизам изложен в статье 193 НК РФ. На стоимость ввозимого груза с учетом акциза в дальнейшем начисляется налог на добавленную стоимость.

Таможенная пошлина

Пошлина, уплачиваемая на таможне, это не налог, а обязательный платеж в связи с перемещением товаров через границу. Пошлина уплачивается до момента выпуска товара с таможни. Ее размер зависит от ввозимого или вывозимого товара, его количественных и качественных характеристик. Определяется размер пошлины по коду ТН ВЭД — специальному закодированному обозначению импортируемых или экспортируемых товаров. Например, код 0101 21 000 0 — это чистопородные племенные лошади.

Чтобы избежать ошибок в налогах при ВЭД, воспользуйтесь облачным сервисом Контур. Бухгалтерия. С его помощью вы сможете вести бухгалтерский и налоговый учет ВЭД и внутренней деятельности. Первый месяц работы в сервисе бесплатен.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Новая редакция Ст. 34 НК РФ

1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

Комментарий к Статье 34 НК РФ

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

Единая федеральная централизованная система таможенных органов включает в себя:

- Федеральную таможенную службу (ФТС).

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

ФТС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Федеральная таможенная служба имеет геральдический знак - эмблему, флаг и вымпел, утверждаемые в установленном порядке;

- ее территориальные органы (региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты ФТС и т.п.).

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, по согласованию с федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным законодательством РФ, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса РФ товаром признается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов лишь в той мере, в какой это связано со взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные ст. 33 настоящего Кодекса, а также другие дополнительные обязанности в соответствии с таможенным законодательством РФ.

Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра экономического развития и торговли РФ.

Руководитель Федеральной таможенной службы несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий.

Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития и торговли по представлению руководителя Службы.

Количество заместителей руководителя Федеральной таможенной службы устанавливается Правительством РФ.

Также к должностным лицам таможенных органов относятся государственный советник таможенной службы I - III ранга, советник таможенной службы I - III ранга, инспектор таможенный службы I - III ранга и др.

Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные не только ст. 33 настоящего Кодекса, но и предусмотренные таможенным законодательством РФ, в частности:

- взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

- ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил;

- осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление и т.п.

Другой комментарий к Ст. 34 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Как указано в п. 1 ст. 34 Кодекса, таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии со следующими законодательными актами:

таможенное законодательство Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 3 Таможенного кодекса РФ таможенное законодательство Российской Федерации состоит из Таможенного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов;

иные федеральные законы о налогах (см. комментарий к ст. 1 Кодекса);

иные федеральные законы.

Необходимо иметь в виду, что согласно ст. 2 Кодекса к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено Кодексом (см. комментарий к ст. 2 Кодекса).

Таможенными органами в соответствии с п. 1 ст. 402 Таможенного кодекса РФ являются:

1) федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

4) таможенные посты.

В пункте 2 ст. 403 Таможенного кодекса РФ установлено, что наряду с прочим таможенные органы выполняют следующие основные функции: взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 "О Федеральной таможенной службе" , ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Согласно п. 2 указанного Положения ФТС России находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

2. В пункте 2 ст. 34 Кодекса установлено, что должностные лица таможенных органов несут следующие обязанности:

обязанности, предусмотренные ст. 33 Кодекса для должностных лиц налоговых органов (см. комментарий к ст. 33 Кодекса);

другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Следует отметить, что в § 2 гл. 39 Таможенного кодекса РФ, озаглавленном как "Обязанности, правомочия и ответственность таможенных органов", говорится только о правомочиях, правах и ответственности таможенных органов.

1. При ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры налогообложение производится в следующем порядке:

1) при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта;

1.1) при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области суммы исчисленного акциза налогоплательщиками не уплачиваются, если иной порядок уплаты акциза не предусмотрен абзацем третьим настоящего подпункта.

Порядок налогообложения, предусмотренный абзацем первым настоящего подпункта, вправе применять налогоплательщики - производители подакцизных товаров, указанных в подпунктах 6 и 6.1 пункта 1 статьи 181 настоящего Кодекса, в отношении указанных товаров, которые на дату выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области являются резидентами, включенными в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, либо лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 года N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и состоят на учете в налоговых органах Калининградской области по месту нахождения организации (месту жительства физического лица - индивидуального предпринимателя).

Суммы акциза, исчисленные при таможенном декларировании, которые не были уплачены в соответствии с положениями абзаца первого настоящего подпункта, подлежат уплате в бюджет соответствующими налогоплательщиками в сроки, предусмотренные пунктом 3 статьи 204 настоящего Кодекса, по итогам налогового периода, в котором истекают 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, если до истечения указанного срока эти товары не были использованы этими налогоплательщиками для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой. Документы, в частности копии договоров на поставку товаров, подтверждающие использование этих товаров при осуществлении указанных операций, представляются одновременно с налоговой декларацией по акцизам, в которой отражены соответствующие операции.

Сведения о сумме исчисленного акциза, не уплаченного налогоплательщиком на основании абзаца первого настоящего подпункта, и другие сведения, необходимые для контроля за правильностью исчисления и уплаты акциза, представляются таможенным органом в налоговые органы. Состав и порядок представления сведений, указанных в настоящем абзаце, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела;

2) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

3) при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне акциз не уплачивается;

4) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

5) при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

2. При вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации налогообложение производится в следующем порядке:

1) при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом статьи 184 настоящего Кодекса или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Указанный в настоящем подпункте порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

2) при вывозе товаров в таможенной процедуре реэкспорта за пределы территории Российской Федерации уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2.1) при вывозе с территории Российской Федерации товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры акциз не уплачивается;

3) при вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации в соответствии с иными по сравнению с указанными в подпунктах 1 - 2.1 настоящего пункта таможенными процедурами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производятся, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

3. При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяется в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

Комментарии к ст. 185 НК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 22 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "АКЦИЗЫ"
Авторы: Ю.М. Лермонтов
Издание: 2016 год

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает особенности налогообложения акцизами подакцизных товаров при их ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в зависимости от избранной таможенной процедуры.

Статья 202 ТК ТС устанавливает следующие виды таможенных процедур:

1) выпуск для внутреннего потребления;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления;

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

12) беспошлинная торговля;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами).

Первая особенность налогообложения акцизом установлена подпунктом 1 пункта 1 комментируемой статьи: при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме.

В статье 209 ТК ТС установлено, что выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 185 НК РФ при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК РФ, в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Данная норма действует в редакции Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

В силу пункта 1 статьи 292 ТК ТС реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию Таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 ТК ТС без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Подпункт 3 пункта 1 комментируемой статьи устанавливает особенности налогообложения акцизами при помещении подакцизных товаров под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и специальную таможенную процедуру, а также под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне. При данных таможенных процедурах акциз не уплачивается.

В соответствии с частью 1 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

На основании статьи 229 ТК ТС таможенный склад - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 230 ТК ТС под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться любые иностранные товары, за исключением: товаров, срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 (ста восьмидесяти) календарных дней; товаров, перечень которых определяется решением Комиссии Таможенного союза.

В статье 296 ТК ТС установлено, что реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

В силу статьи 302 ТК ТС беспошлинная торговля - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

Подпункт 4 пункта 1 статьи 185 НК РФ действует в редакции Федерального закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) и устанавливает, что при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

На основании частей 1 и 2 статьи 239 ТК ТС переработка на таможенной территории - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, сохраняют статус иностранных товаров, а товары, полученные в результате операции по переработке товаров, приобретают статус иностранных товаров.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 185 НК РФ также действует в редакции Закона N 323-ФЗ и регламентирует, что при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта, что установлено статьей 277 ТК ТС.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает порядок налогообложения акцизами при вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 185 НК РФ при вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта за пределы территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом статьи 184 НК РФ или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном НК РФ.

Данный порядок налогообложения также подлежит применению и при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, что следует из абзаца 2 подпункта 1 пункта 2 статьи 185 НК РФ.

Подпункт 2 пункта 2 статьи 185 НК РФ действует в редакции Закона N 323-ФЗ и предусматривает, что при вывозе товаров в таможенной процедуре реэкспорта за пределы территории Российской Федерации уплаченные при ввозе на территорию Российской Федерации суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно подпункту 2.1 пункта 2 комментируемой статьи при вывозе с территории Российской Федерации товаров в целях завершения специальной таможенной процедуры акциз не уплачивается.

Подпункт 3 пункта 2 аналогично подпункту 2 пункта 2 статьи 185 НК РФ действует в редакции Закона N 323-ФЗ, устанавливая, что при вывозе подакцизных товаров с территории Российской Федерации в соответствии с иными по сравнению с указанными в подпунктах 1 - 2.1 комментируемого пункта таможенными процедурами освобождение от уплаты акциза и (или) возврат уплаченных сумм акциза не производятся, если иное не предусмотрено правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Пункт 3 статьи 185 НК РФ регулирует вопросы налогообложения акцизом перемещение физическим лицом подакцизных товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В такой ситуации порядок уплаты акциза, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяется в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

На основании частей 1 и 2 статьи 354 ТК ТС таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом ТК ТС и (или) международным договором государств - членов Таможенного союза.

Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в зависимости от способов перемещения в местах прибытия на таможенную территорию Таможенного союза или убытия с этой территории либо в таможенном органе государства - члена Таможенного союза, на территории которого постоянно (или временно) проживает физическое лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта таких товаров.

"Финансовое право", 2005, N 1

Большинством российских ученых таможенное право признано комплексной отраслью законодательства. В его составе синтезированы нормы различной правоотраслевой принадлежности. Осуществляя финансовую деятельность, таможенные органы формируют доходную часть федерального бюджета путем взимания таможенных платежей и использования мер финансово-правовой ответственности фискальной направленности.

Учитывая, что в систему таможенных платежей включены таможенная пошлина, НДС, акцизы и таможенные сборы, правоотношения в данной области представляются нам относительно разноплановыми, что предопределяется соотношением налогового и таможенного законодательства. В таможенной практике вопросы уплаты и взимания таможенных платежей остаются наиболее проблемными и животрепещущими.

Согласно ч.1 ст.3 ТК РФ отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей регулируются таможенным законодательством. При этом законодатель не ставит под сомнение разнообразие видов таможенных платежей, среди которых есть и пошлина (она занимает особое место в бюджетной системе), и налоги, и сборы. И все они имеют далеко не одинаковую юридическую природу. Однако оговорка указанной нормы определяет, что таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Таким образом, во-первых, устанавливается приоритет норм налогового права, а во-вторых, признается наличие налоговых правоотношений в отрасли таможенного законодательства. Далее в ст.11 ТК РФ определяется правило взимания НДС и акцизов Налоговым и Таможенным кодексом РФ.

Как же правоотношения в части таможенного обложения регламентируются Налоговым кодексом РФ? Анализ его норм показывает, что законодатель старался максимально разграничить данные законы, "развести" их в противоположные стороны. В ч.2 ст.2 НК РФ говорится: "к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом". И здесь опять используется обобщающий термин "таможенные платежи" без разграничения их на виды. Итак, приоритет норм налогового права перед таможенным законодательством, установленный в ТК РФ, в НК РФ не подкрепляется. И это первое противоречие двух основополагающих законов в части обложения обязательными платежами. Однако оно не помешало включить в число участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, таможенные органы (п.4 ст.9 НК РФ).

Определенная путаница возникла и с понятийным аппаратом. Нормой ст.11 НК РФ отказано в определении налогов, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу в пользу таможенного законодательства. А этими положениями налоги определяются достаточно примитивно: как НДС и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В такой формулировке выражены лишь виды налогов при отсутствии их сущности и основных признаков. Такое обстоятельство представляется нам вторым недостатком сфере взаимодействия таможенных и налоговых норм.

Третий элемент негативизма возник из последних изменений в Налоговый кодекс РФ. В измененной редакции ст.13 НК РФ не нашлось места для таможенной пошлины и таможенных сборов. Между тем в числе федеральных налогов и сборов осталась государственная пошлина, по сути, имеющая аналогичную природу с таможенной. С одной стороны, исключение таможенной пошлины из системы налогов и сборов - позитивный фактор. Уважаемый профессор Н.И. Химичева давно доказывает ее особый характер, а большинство ее учеников разделяют данную позицию. И здесь законодатель, по-видимому, воспринял суждения о неналоговой природе данного платежа, что подтверждает их верность. Однако, с другой стороны, не ясно: в какую систему входят сама пошлина, и что более удивительно, таможенные сборы? То, что они являются федеральными, не вызывает сомнения. Возможно, что в ближайшем будущем возникнет вопрос о формулировке нового понятия "система налогов, сборов и иных обязательных платежей", и в такой системе места хватит всем.

По-разному трактуется в налоговом и таможенном законодательстве понятие объекта обложения. Статьей 322 ТК РФ объект обложения сужен и сведен лишь к товару, тогда как норма ст.38 НК РФ относит к нему не только имущество, но и прибыль, доход, стоимость, операции. Вместе с тем в ст.322 ТК РФ говорится об обложении не только пошлинами, но и налогами, то есть НДС и акцизами. Согласно п.4 ч.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является ввоз товара как операция. В соответствии с п.13 ст.182 НК РФ объектом обложения акцизами также является ввоз товаров. Учитывая, что НДС и акциз регулируются нормами налогового законодательства, Таможенный кодекс внес определенную неясность в понятие объекта.

На наш взгляд, в области таможенного дела в качестве объекта обложения таможенными пошлинами, налогами является перемещение товара через таможенную границу, а в качестве налоговой базы признаются таможенная стоимость таких товаров и (или) их количество.

Одной из важных проблем в области таможенного дела остается возмещение НДС при экспортных операциях. Налоговым кодексом в ст.165 в числе документов, необходимых для представления с целью возмещения НДС, значится грузовая таможенная декларация. В ТК РФ такой документ как форма вообще отсутствует, встречаются лишь понятия "общая декларация", "декларация о грузе" (ч.2 ст.74), "декларация о происхождении товара" (ст.35), "транзитная декларация" (ст.81), "таможенная декларация" (ч.3 ст.124). Несмотря на то что по содержанию все они приближены к грузовой таможенной декларации, может возникнуть ситуация, когда в возмещении НДС налоговые органы откажут лишь по формальным основаниям. Справедливости ради нужно отметить, что Государственным таможенным комитетом РФ была утверждена Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации. Однако, на наш взгляд, требуется скорректировать положение НК РФ, указав, что необходимые сведения могут быть указаны в декларации, подаваемой в таможенный орган, без уточнения ее конкретной формы, определяемой видом перевозки.

В самом Таможенном кодексе РФ содержатся и явные пробелы в части регламентации института таможенных платежей. Так, необоснованно "забытыми" оказались таможенные сборы. Лишь в ч.3 ст.87 упоминается о сборах за таможенное сопровождение, но это упоминание не развивается в дальнейших нормативных положениях. До конца 2004 г. действует Инструкция ГТК России, после же, вероятно, будет принят самостоятельный закон либо изменения в Таможенный кодекс РФ. На сегодняшний же день ни НК, ни ТК такие положения не содержат.

Нельзя не отметить и позитивные аспекты соотношения таможенного и налогового законодательства. К общему знаменателю приведены следующие институты и нормы: пеня и порядок ее исчисления; взыскание недоимки; возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

Комплексный анализ норм Таможенного кодекса РФ дает нам основание утверждать, что данный нормативный акт во многом ориентирован на товар как непосредственный объект таможенного правоотношения, в отличие от налогового законодательства, основанного на правовом статусе налогоплательщика - субъекта правоотношений. Большинство статей ТК РФ обращено именно к товару. Основной объем контрольных полномочий таможенные органы осуществляют в отношении перемещаемого через границу товара, и им важно, чтобы этот товар был растаможен, подвергнут таможенной "очистке". Субъект же играет второстепенную роль в таможенных правоотношениях, хотя и его деятельность подлежит контролю (например, таможенной ревизии).

Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларанты и иные лица, ответственные за их уплату. В их числе: таможенный перевозчик, таможенный брокер, а также владельцы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, склада временного хранения. Вместе с тем любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за перемещаемые через границу товары. Таким образом, таможенные органы не высказывают заинтересованности в установлении конкретного плательщика таможенных платежей. Эта обязанность может быть возложена в принципе на любое лицо. Данное положение с одной стороны нарушает принцип самостоятельного, личного исполнения обязанности по уплате налога, установленный ст.45 НК РФ. Хотя возможна ситуация, когда должник в договорных отношениях исполняет свою обязанность по поручению кредитора в адрес таможенных органов, уплачивая платежи. Этим одновременно прекращается гражданско-правовой договор и исполняется налоговая обязанность в таможенной сфере. Следовательно, возможность уплаты таможенных платежей лицом, не являющимся субъектом таможенных правоотношений, должна рассматриваться как исключение из общего правила.

Учитывая, что главным фактором определения налогоплательщика является наличие у лица самостоятельного источника дохода или определенного имущества, в области таможенного дела в качестве такого лица может выступать как субъект, обладающий правом собственности на перемещаемый через границу товар (экспортер, импортер), так и другой участник таможенных правоотношений (например, таможенный брокер) при условии наличия у него дохода. Основной целью при осуществлении операций по таможенной "очистке" товара выступает его растаможивание, то есть полная уплата таможенных платежей. А наименование субъекта, производящего такую уплату, значения не имеет. При этом лицо, уплатившее таможенные платежи, признается таможенным органом плательщиком таможенных пошлин, налогов.

На наш взгляд, в таможенном правоотношении финансового характера элементы субъекта и объекта тесно взаимосвязаны. Представим ситуацию, когда совершенно постороннее лицо, уплатив таможенные платежи, становится их плательщиком, но при этом нарушает срок их уплаты. В принципе оно должно быть привлечено к административной ответственности по ст.16.22 КоАП РФ. Однако такое лицо не имеет объекта обложения и, соответственно, налоговой базы. Полагаем, что таких лиц можно назвать плательщиками условно. В одном ракурсе на них не лежит бремя уплаты таможенных платежей, а в другом - они ответственны за их уплату. Итак, при уплате таможенных платежей в качестве одной из сторон могут выступать как сами плательщики, так и их представители или условные плательщики. Однако ответственность должны нести лица, обладающие объектом обложения, то есть товаром, перемещаемым через таможенную границу.

Между налоговым и таможенным законодательством существуют и другие нестыковки. Так, в налоговой сфере обязанность по уплате налога исполняется в российской валюте, а в области таможенного дела предусматривается альтернативная валютная форма. Данная обязанность считается исполненной в налоговом законодательстве с момента предъявления в банк поручения, а в таможенном - с момента списания денежных средств в банке. Думается, что исполнение обязанности по уплате таможенных платежей с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке противоречит ч.2 ст.45 НК РФ, устанавливающей, что обязанность по уплате налога признается исполненной с момента предъявления налогоплательщиком в банк поручения на его уплату при условии достаточного денежного остатка на счете. Практика показывает, что с этого момента до списания денежных средств с банковского счета проходит несколько часов. И хотя временной отрезок краток, полагаем, что формулировка, содержащаяся в налоговом законодательстве, более верна, так как связывает рассматриваемую обязанность непосредственно с плательщиком, а не банком. За нарушение срока исполнения такого поручения ответственность должен нести банк согласно ст.15.8 КоАП РФ а не плательщик таможенных платежей.

В НК РФ одним из оснований предоставления отсрочки (рассрочки) выступает угроза банкротства лица, а в ТК РФ возбуждение процедуры банкротства исключает изменение срока уплаты таможенных платежей.

Разграничение налоговых и таможенных правоотношений в последнее время выражено наиболее ярко, однако нам эти два акта представляются в определенной степени тождественными, аналогичными, сходными по многим свои характеристикам. На наш взгляд, коллизии должны быть сведены к минимуму, как того и требует единое правовое поле государства.

Доклад подготовлен в рамках гранта Президента Российской Федерации на поддержку молодых российских ученых и ведущих научных школ РФ на выполнение научных исследований N МК - 2125.2004.6.

В рамках Таможенного союза регулирование взимания НДС осуществляется на основе Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г. и трех Протоколов: "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе", "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", "Об обмене информацией между налоговыми органами сторон, включающем также перечень сведений, необходимых для обеспечения полноты сбора косвенных налогов", подписанных 11 декабря 2010 г. Четыре эти документа вступили в силу с 1 июля 2010 г. одновременно с вступлением в силу Таможенного кодекса ТС. Это международные документы, на основании которых РФ строит свои особенности налогообложения косвенными налогами в рамках ТС. При этом указанные документы не отменяют наличие национальных особенностей налогообложения каждого из трех государств с учетом тех норм, которые действуют на территории этих государств. У нас это Налоговый кодекс РФ и приказы об утверждении форм налоговых деклараций и порядков их заполнения, изданные Минфином России, пока у него были полномочия утверждать указанные декларации. Начиная с 2011 г. формы деклараций и порядки их заполнения будут утверждаться ФНС России, поэтому все последующие изменения налоговых деклараций, включая установление новых форм, будут прерогативой ФНС.

Вывоз товаров в рамках ТС

Главная особенность для экспортных операций при реализации товаров - это перемещение товаров с территории одного государства на территорию другого государства через границу. В обычных условиях это перемещение товаров фиксируется таможенными органами при оформлении таможенной декларации. В рамках ТС перемещение большинства товаров осуществляется без таможенного оформления и, соответственно, таможенные декларации на такие товары не составляются. Контроль за уплатой косвенных налогов осуществляют налоговые органы. При этом документом, свидетельствующим о перемещении товаров с территории одного государства на территорию другого государства и об исполнении налоговых обязательств при ввозе, служит заявление о ввозе товаров.
Когда российский налогоплательщик реализует товары на территории Казахстана или Белоруссии, применяется нулевая ставка НДС. Это обязательная ставка - не важно, есть подтверждающие документы или их нет либо они есть в неполном объеме у лица, осуществляющего такие операции. Счета-фактуры выставляются по форме, которая предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, с указанием нулевой ставки налога. Датой отгрузки считается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа для лица, которое приобретает этот товар, или первого перевозчика. При этом налогоплательщик обязан документально подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС, представив в налоговые органы соответствующие документы (договор на реализацию товара; документы, подтверждающие оплату; транспортные или товаросопроводительные документы, которые составляются при отгрузке и вывозе товара, а также заявление о ввозе товара на территорию Белоруссии либо Казахстана и исполнении налоговых обязательств, которые подтверждаются отметками налоговых органов государства ввоза товара). Заявление оформляется в четырех экземплярах. Два экземпляра остаются на территории государства ввоза (один - в налоговом органе, другой - у покупателя), а два оставшихся экземпляра направляются продавцу для возможности подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС. Одно из этих заявлений, как правило, остается у продавца, а другое представляется в налоговый орган в пакете подтверждающих документов одновременно с декларацией. В настоящее время действует форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. N 104н, в которой внешнеторговой деятельности посвящены три раздела - 4, 5 и 6.
Указанные документы представляются в налоговые органы одновременно с декларацией в течение 180 дней с даты отгрузки товара. Если документы собраны в установленный срок, операции по реализации товаров отражаются в декларации за тот налоговый период, в котором собран пакет документов, в разд. 4 декларации - "Подтвержденный экспорт". Учитывая, что изменения, связанные с вступлением в силу ТК ТС, в Приказ Минфина России N 104н не внесены, вышеуказанные операции отражаются по соответствующему коду, действовавшему для подобных операций по российско-белорусскому соглашению. Это самый благоприятный сценарий развития событий. Все документы оформлены правильно, налоговый орган выносит решение о правомерности применения нулевой ставки, и вы имеете право на вычет тех сумм налога, которые были предъявлены при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для осуществления этой экспортной операции.
Хуже, если полный пакет документов не собран. Возникает ситуация неисполнения всех необходимых условий. Поэтому такие операции подлежат налогообложению НДС по ставке 10 или 18% в зависимости от того, какая продукция реализована, и отражению в декларации за тот налоговый период, в котором произведена отгрузка, путем представления уточненной декларации. При этом операции указываются уже не в разд. 4 декларации, а в 6 - "Неподтвержденный экспорт". Кроме того, в этой декларации могут отражаться и налоговые вычеты, связанные с этими операциями. Следует обратить внимание на то, что счета-фактуры, выставленные с НДС по ставке в размере 0%, отражаются в книге продаж в этом случае с пометкой "неподтвержденный экспорт". Помимо сумм налога налогоплательщик уплачивает пени за просрочку платежа. После сбора соответствующих документов уплаченные суммы налога подлежат вычету, суммы пени - нет.
Для того чтобы не нести дополнительные расходы, связанные с уплатой пени, налогоплательщик может представить в налоговый орган декларацию с отражением в ней экспортных операций, по которым не собран пакет подтверждающих документов, в течение 20 дней после окончания налогового периода, в котором произошла отгрузка, и уплатить налоги. Поскольку уплата налога происходит без нарушения сроков, пени не начисляются.

Ввоз товаров в рамках ТС

Что происходит, когда товар приобретается? На основании действующих норм в стране экспортера по товарам применяется нулевая ставка НДС, в стране импортера товары при ввозе подлежат налогообложению, за исключением тех, когда по законодательству они при ввозе освобождаются от налогообложения. Поэтому, когда российский налогоплательщик приобретает товары, он должен представлять информацию по ввозимым товарам не в таможенный орган, а в налоговый орган и оформлять не таможенную декларацию, а налоговую.
Налоговая декларация по ввозимым товарам подается в налоговый орган за налоговый период. Налоговым периодом для таких операций является месяц, в котором товары ввезены на территорию РФ и поставлены на учет, то есть главным является момент постановки на учет ввезенных товаров. Как только товары поставлены на учет, с этого момента у налогоплательщика возникает обязанность подавать в налоговые органы т.н. налоговую декларацию по ввозу, которая утверждена Приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. N 69н. Эта декларация предусматривает отражение в ней двух косвенных налогов (НДС и акцизы). Раздел 1 посвящен НДС. В данном разделе отражаются суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, по данным налогоплательщика в отношении ввезенных и принятых на учет товаров, которые приобретаются на основании договоров поставки, лизинга, товарного кредита, товарного займа, изготовления товаров, переработки давальческого сырья, поскольку ставка НДС 0% для экспортера применяется не только в том случае, если товар реализуется по договору купли-продажи, но и если товар реализуется по договору лизинга, договору товарного кредита (товарного займа), договору на изготовление товара, договору на переработку. В действующей форме ввозной декларации есть отдельные строчки для отражения соответствующих сумм налога в зависимости от вида договоров, на основании которых осуществляется ввоз товаров.
За тот налоговый период (месяц), в котором ввезенные товары по разным договорным обязательствам поставлены на учет, налогоплательщик представляет в налоговый орган декларацию. Поскольку налогоплательщик ввозил товары по разным договорам, заявления в четырех экземплярах составляются отдельно по каждой операции по ввозу товаров согласно соответствующим договорам. Одновременно с декларацией помимо заявлений в четырех экземплярах в налоговый орган представляются предусмотренные п. 2 ст. 1 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе документы, подтверждающие уплату налога, договорные обязательства, ввоз товаров и т.п.
Следует отметить, что действующий порядок предусматривает возможность уплаты налога по ввозимым товарам не только денежными средствами на соответствующий лицевой счет казначейства, но и путем зачета излишних сумм, которые имеются у налогоплательщика в отношении тех операций, которые связаны с ввозимыми товарами в рамках ТС или теми суммами, которые подлежат зачету или возмещению в рамках его основной деятельности на территории РФ. Поэтому в случае, когда используются зачетные механизмы, документы, подтверждающие уплату налога, представлять не нужно.
Налоговый орган обязан проверить представленные документы и в течение 10 дней с момента подачи заявления проставить на нем соответствующие отметки. После проставления отметок один экземпляр заявления остается в налоговом органе, а три передаются налогоплательщику, два из которых подлежат направлению контрагенту, который должен подтвердить правомерность применения нулевой ставки НДС по реализуемым товарам (работам, услугам). Те суммы налога, которые уплачены при ввозе на территорию РФ товаров, если они приобретены для использования в производственных целях, подлежат вычету, но не ранее того момента, когда эти операции отражены в декларации по ввозу и получены отметки налоговых органов об исполнении соответствующих налоговых обязательств по этим товарам. Принимая во внимание, что декларация по НДС представляется за квартал, а декларация по ввозу - за месяц, то есть по ввозимым товарам и по операциям на территории РФ установлены разные налоговые периоды, вычет налога по товарам, ввезенным в первом и втором месяце квартала, можно отразить в декларации за этот квартал. А если товары ввезены в последнем месяце квартала, то соответствующие суммы налога можно принять к вычету не ранее следующего налогового периода, то есть в следующем квартале.

Налоговый орган должен видеть всю цепочку

При ввозе товаров на территорию РФ налог уплачивает собственник товаров. Если ввозится сырье для переработки, то налог при ввозе не уплачивается, поскольку отсутствует приобретение. На территории, куда ввозится сырье, объектом налогообложения являются только услуги по переработке.
В случае когда товар ввозится на территорию Российской Федерации с территории Белоруссии или Казахстана на склад для последующей реализации в РФ, обязательств по налогообложению при ввозе на склад у владельца склада не возникает. Налог будет уплачиваться после реализации этих товаров российским лицом, приобретающим товар в собственность у казахстанского или белорусского налогоплательщика, после его постановки на учет.
Достаточно непросто решается вопрос налогообложения при возврате товаров. Если некачественный товар возвращается обратно до момента постановки на учет, то налог по таким товарам не уплачивается. Если товары возвращаются после их постановки на учет, то необходимо корректировать декларацию по ввозу таких товаров, то есть уменьшать количество ввезенных товаров путем представления уточненной декларации. Соответственно, нужно будет менять и заявление по ввозимым товарам. Это один вариант. Другой - вы можете оформлять возврат товаров отдельной самостоятельной сделкой, как реализацию товаров. В этом случае уже ваш контрагент должен будет подтвердить ввоз товаров и представить вам заявление об уплате налога по ним при ввозе. Оба варианта длительны и требуют соответствующего документального оформления, поэтому, прежде чем осуществлять постановку товаров на учет, следует обратить внимание на качество приобретаемых товаров.
Рассмотрим случай, когда российский налогоплательщик приобретает товар у иностранного лица. Предположим, иностранное лицо, хозяйствующий субъект Испании, реализует принадлежащие ему товары с территории Республики Беларусь налогоплательщику Российской Федерации и данные товары перемещаются с территории РБ на территорию РФ. Российский налогоплательщик при ввозе на территорию России должен уплатить налог в отношении этих товаров независимо от страны происхождения товаров, поскольку эти товары перемещаются в рамках Таможенного союза и вывозятся с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза. В этом случае оформляется заявление, в том числе с заполнением разд. 3. Разделы 1 и 3, а также Приложение к нему заполняет то лицо, которое приобретает товар, разд. 2 заполняется налоговым органом. В данной ситуации, а также при реализации товаров через комиссионера либо при реализации товаров между двумя хозяйствующими субъектами государств ТС и ввозе товаров с территории третьего государства - члена Таможенного союза необходимо заполнять разд. 3 заявления, в котором указывается информация об операциях с товарами: при каких обстоятельствах этот товар попал на территорию одного из государств ТС и каким образом происходили взаимоотношения между всеми хозяйствующими субъектами.

Работы и услуги в рамках ТС

При выполнении работ (оказании услуг) в рамках Таможенного союза уплата налога на добавленную стоимость происходит в том государстве, территория которого признается местом реализации работ (услуг).
Место реализации работ (услуг) определяется с учетом положений вышеуказанного Протокола по работам (услугам). Если особенности данным Протоколом не предусмотрены, то местом реализации работ (услуг) признается территория государства - продавца работ (услуг). Исключением являются:
а) работы (услуги), непосредственно связанные с недвижимым имуществом;
б) работы (услуги), непосредственно связанные с движимым имуществом и транспортными средствами;
в) услуги в сфере культуры, искусства, обучения, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
г) услуги консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые, по обработке информации, научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические, по предоставлению персонала, по разработке программ для ЭВМ и баз данных.
Место реализации, работ (услуг), предусмотренных п. п. "а" и "б", определяется по месту фактического нахождения соответствующего имущества и транспортных средств.
Место реализации услуг, предусмотренных п. "в", определяется по месту их фактического оказания.
Место реализации услуг, предусмотренных п. "г", определяется по месту нахождения покупателя этих услуг.
После определения места реализации налогообложение работ (услуг) осуществляется в государстве, территория которого признается местом их реализации, в соответствии с национальным законодательством о налогах и сборах этого государства.

Читайте также: