Таможенные пошлины в ссср

Опубликовано: 16.05.2024

Пошлины таможенные

Пошлины таможенные - государственный денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства (см. также Пошлины). Возникнув как плата за услуги, предоставляемые купцам (за пользование портовыми сооружениями, складами, помещениями, за взвешивание товаров), П. т. при капитализме превратились в средство ограждения внутренней торговли и отдельных отраслей национальной экономики от конкуренции иностранных товаров и по существу являются разновидностью косвенных налогов.

П. т. делятся на вывозные, транзитные и ввозные. Вывозные П. т. получили широкое распространение в Европе в 15-17 вв. Имели главным образом фискальное значение, служили источником доходов государственной казны, бюджета. В конце 19 в. они в основном исчезли из внешнеторговой практики капиталистических стран, т.к. тормозили становление и рост национальной промышленности и экспорта. Транзитные П. т. в европейских государствах повсеместно применялись в 16-18 вв. К 20 в. они утратили своё значение. В современных условиях преобладают ввозные пошлины, которые используются монополистическим капиталом как орудие торговых войн, демпинга, ограбления экономически зависимых стран, поощрения развития отдельных отраслей национальной промышленности (см. Протекционизм). В целях усиления экономического и политического влияния после 2-й мировой войны 1939-45 империалистические державы используют более эластичные П. т., провозглашают их «либерализацию» (т. е. снижение среднего уровня ставок). Страны, освободившиеся от колониального ига, стремятся использовать П. т. в интересах развития и укрепления национальной экономики (П. т. служат средством ограждения их внутренних рынков от конкуренции иностранных товаров, а также важным источником валютных поступлений в доходы бюджетов этих государств). Так, в начале 70-х гг. поступления П. т. в бюджетах превышали 50% общих доходов в Гане, Дагомее, Камеруне, Судане, 40% - в Египте, Мали, Нигерии, 30% - в Афганистане, Кении, 20% - в Бирме, Камбодже, составляли около 20% в Индии, Пакистане, Иране (см. также Таможенная политика, Генеральное соглашение о тарифах и торговле).

П. т. взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом данного государства. В зависимости от структуры этого тарифа различают Пошлины дифференциальные, Пошлины покровительственные и пошлины преференциальные (см. Преференции).

По способам взимания П. т. делятся на адвалорные (лат. ad valoren - с цены) и специфические. Первые устанавливаются в виде фиксированного процента с цены импортного товара, вторые - в твёрдых суммах со штуки, единицы массы товара или его размера. Адвалорные применяются в странах ЕЭС. Специфические имеют место в США, Канаде, Австрии, Норвегии, Швейцарии. П. т., исчисляемые одновременно двумя методами, называются кумулятивными, или смешанными. Встречаются в тарифах США. В некоторых странах таможенное законодательство предусматривает исчисление нескольких пошлин по одному и тому же товару, т. н. альтернативные пошлины.

В СССР и др. социалистических странах П. т. используются как вспомогательное средство регулирования внешней торговли, установления и расширения взаимовыгодных отношений с капиталистическими и развивающимися странами и ограждения социалистической экономики от воздействия стихийного мирового капиталистического рынка (См. Мировой капиталистический рынок). Они опосредствуют связь внутреннего и международного хозяйственного оборота.

В СССР в период восстановления народного хозяйства после Гражданской войны 1918-20 П. т. служили целям покровительства развитию промышленности и выступали одним из источников пополнения ресурсов государственного бюджета. В 30-40-е гг. они использовались как активное средство борьбы против империалистической дискриминации в международной торговле. После Великой Отечественной войны 1941-45 и особенно в 50-60-е гг., когда значительно вырос экономический потенциал и укрепился международный авторитет СССР, расширились объём и структура советской внешней торговли, был введён новый Таможенный тариф (1961). В СССР вывозные пошлины, как правило, не применяются, за исключением пошлин на произведения старины и искусства, которые могут экспортироваться по особому разрешению министерства культуры СССР и облагаются вывозной П. т. министерству внешней торговли СССР предоставлено право (по согласованию с министерством финансов СССР и министерством иностранных дел СССР) на основе действующего тарифа и с учётом уровня розничных цен на соответствующие товары в СССР устанавливать ставки П. т. на предметы, поступающие в СССР в международных почтовых отправлениях, а также на изделия, ввозимые в багаже и ручной клади лиц, прибывающих в СССР, в случаях, когда эти ценности подлежат обложению П. т.

Лит.: Таможенное дело в капиталистических странах, М., 1939; Таможенный тариф СССР 2 изд., М., 1971; Ничков В. Н., Лесной экспорт СССР и международная лесная торговля, М., 1964; Таможенный кодекс Союза ССР, «Ведомости Верховного Совета СССР», 1964, № 20, 13 мая, ст. 242; 50 лет советской внешней торговли, М., 1967; Средства внешнеторговой политики империалистических держав, в кн.: Международные экономические отношения, М., 1969; Мазанов Г. Г., Международные расчеты стран - членов СЭВ, М., 1970; Воронов К. Г., Павлов К. А., Организация и техника внешней торговли, М., 1970; Шершнев Е. С., США: таможенный протекционизм, М., 1970; Фалькович М. С., Винокур С. И., Государственная пошлина в органах Госарбитража, М., 1973.

3.1. Таможенные пошлины

Наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым средством государственного регулирования экспортно-импортных операций являются таможенные пошлины.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины – налогообложение ввозимых в страну товаров.

Импортные пошлины подразделяются на фискальные и протекционистские. Фискальные пошлины применяются в отношении товаров, которые не производятся внутри страны. Протекционистские пошлины предназначаются для защиты местных производителей от иностранных конкурентов.

Импортные пошлины используются либо как средство финансовых поступлений (чаще в развивающихся странах), либо как средство проведения определенной торгово-экономической политики.

Экспортные пошлины используются реже. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке, поэтому их используют в тех случаях, когда государство стремится ограничить вывоз данного товара. Задачей экспортных пошлин, взимаемых странами, обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен и повышение доходов государства и производителей.

В развитых странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование.

Транзитные пошлины взимаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки и рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей. В настоящее время практически не применяются.

Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:

1. Величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т. д.). Такая пошлина называется специфической. Она особенно эффективна в условиях снижения цен на товары – в периоды депрессии и кризисов.

2. Пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Эта пошлина называется адвалорной.

Адвалорная пошлина более удобна при импорте машинно-технических изделий. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70-80% всех таможенных пошлин. Действует еще промежуточная методика, заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.

До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60-70% всех пошлин были специфическими. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях: являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они бывают: преференциальные (особо льготные), договорные (минимальные) и генеральные (автономные), то есть максимальные.

Ставки преференциальных пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д. Например, страны Европейского Союза предоставляют друг другу по импорту товаров преференциальные пошлины (равные нулю), которые не распространяются на другие страны.

Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных, или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ). Он формулирует обязательство подписавших его сторон не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран контрагентов.

Генеральная (максимальная) пошлина в два-три раза выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

Таможенный тариф

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении таможенной границы. Ставки приводятся в соответствие с систематизированным перечнем товарной номенклатуры. Требуется уточнить, что таможенная граница может не совпадать с границами государства, и включает в себя все точки отправления и поступления товаров, например, порты, аэропорты, вокзалы. Она может включать в себя границы государств, объединившихся в таможенный союз, на территории которого применяется единый таможенный тариф.

Структура таможенного тарифа

Структура таможенного тарифа строится из товарной номенклатуры и ставок таможенных пошлин. Строка таможенного тарифа включает в себя: код товара, его название и описание, соответствующие им значения ставок. В более сложной структуре могут указываться различные преференции, льготы, квоты.

Виды таможенных тарифов

Существует множество классификаций таможенных тарифов. В первую очередь выделяют два вида: простые и сложные.

  • Простой подразумевает, что каждому товару соответствует только одна ставка таможенной пошлины, применяемая в любом случае.
  • Сложный подразумевает, что к каждому товару соответствует несколько ставок таможенных пошлин (две или больше). Практически во всех странах используются сложные таможенные тарифы, дающие возможность гибкого применения таможенных пошлин.

Виды таможенных тарифов по перемещению товара:

  • Тариф на импорт.
  • Тариф на экспорт.

Суть и цель применения таможенного тарифа – управление внешнеторговой деятельностью.

Цели применения таможенного тарифа

Применение таможенного тарифа позволяет добиваться несколько целей:

  • управление потоком товаров, перемещаемых через таможенную границу для достижения оптимального соотношения между импортом и экспортом;
  • регулярное пополнение бюджета страны;
  • защита интересов товаропроизводителей страны от конкуренции с зарубежными товарами;
  • создание условий для эффективной интеграции в мировую экономику.

В России первый таможенный тариф был издан в 1724 г. в эпоху царствования Петра 1. Он представлял собой перечень привозных и отпускных товаров в алфавитном порядке, с указанием собираемых пошлин. Размер пошлины устанавливался в зависимости от цены товара, его веса или меры. С тех пор таможенные тарифы неоднократно менялись.

Закон о таможенном тарифе

В 1991 г. был принят Закон СССР «О таможенном тарифе», прекративший действие после того, как перестал существовать СССР.

В 1993 г. был принят Закон РФ «О таможенном тарифе». В соответствии с законом ставки ввозных таможенных пошлин утверждаются Правительством РФ. Закон РФ "О таможенном тарифе" действует и сейчас и является правовой основой для: для порядка применения ставок вывозных таможенных пошлин (экспортных), предоставления преференций и льгот.

Таможенный тариф РФ

Таможенный тариф РФ был введен в действие с 1 июля 1993 года Законом РФ от 21.05.1993 г. № 5003-01 «О таможенном тарифе». Он определял порядок применения таможенного тарифа, видов таможенных пошлин, виды ставок таможенных пошлин, порядок их установления, а также тарифные льготы (преференции). Согласно принятому законодательству ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются законодательно Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 718 был утверждён Таможенный тариф РФ, действовавший до создания Таможенного Союза.

Единый таможенный тариф ТС (таможенного союза)

Таможенный союз трёх стран России, Белоруссии, Казахстана был создан в 2010 году, его управляющим органом стала Комиссии Таможенного союза (КТС). Первое время между странами шли сложные интеграционные процессы. Единый таможенный тариф ТС вступил в силу с 1 января 2012 года Решением Комиссии Таможенного союза (КТС) от 18.11.2011 № 850. Этим же документом была утверждена новая редакция Единой товарной номенклатуры. С 2012 года наднациональным регулирующим органом Таможенного Союза стала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), которая стала преемницей КТС. В течение этого же года было принято Решение Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. N 54, которое утвердило вышедшую новую редакцию единой ТН ВЭД ТС и Единого таможенного тарифа Таможенного Союза (ЕТТ ТС). Принятие этих документов было вызвано вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и взятыми в связи с этим обязательствами. Так как Белоруссия и Казахстан не были членами ВТО, то для этих стран был установлен переходный период. Образованный ТС является открытой организацией, готовой к присоединению новых участников. В 2011 году намерение присоединиться выразила Киргизия, одобрение было получило в 2014 году. В 2013 году намерение присоединиться появилось у Армении, одобрение было получено в 2013 году. В 2014 году Киргизия и Армения вошли в состав ТС, однако действовавшие Таможенные тарифы этих стран отличались от Единого Таможенного тарифа ТС. Для вновь присоединившихся стран на время переходного периода действовали льготные условия, во время которого ставки ввозных пошлин на некоторые товары оставались прежними. После окончания переходного периода, льготный период закончился и в действие вступили таможенные пошлины ЕТТ ТС.

Пример. До окончания переходного периода ставки ввозных таможенных пошлин на автомобили в Армении были значительно ниже, чем в других странах ТС. По этой причине стоимость автомобиля, ввезённого в Армению из США, была значительно ниже по сравнению с другими странами ТС. Использовать ввезённый автомобиль можно было по всей территории ТС.

Единый таможенный тариф ЕАЭС

С 1 января 2015 года был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединивший 5 стран: Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению, Киргизию. Решением Совета ЕЭК от 10.12.2014 N 112 были внесены изменения в Решение Совета ЕЭК 54 в результате которых ТС был переименован в ЕАЭС, так появился Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). Ставки таможенных пошлин были приведены в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), основанной на Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. Эта система состоит из видов товаров и присвоенным им кодам ТН ВЭД, состоящим из 10 цифр. Единый таможенный тариф состоит из 21 раздела (97 групп), содержащих все виды товаров. Указанные в нём ставки таможенных пошлин действуют на территории всех стран-членов ЕАЭС, что позволяет проводить единую таможенную политику.

Таможенный тариф 2020

Таможенный тариф ЕАЭС в 2020 году мало чем отличается от тарифа 2019 года. Решениями ЕЭК проводятся изменения ставок ввозных пошлин в действующий Таможенный тариф. Кроме того, в перечень товаров вносятся новые товарные позиции.

Пример. Решением ЕЭК от 03 февраля 2020 N 23 были обнулены ввозные таможенные пошлины на отдельные виды моллюсков и мясо криля с кодами ТН ВЭД 0307433800, 0307439000, 0307529000, 1605400001 и 1605539000.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Другими словами, это платеж, который заплатит каждый, кто решит перевести товар через границу России. При этом ввозится ли товар или вывозится, каждое из перечисленных передвижений отражается только на формуле расчета этого платежа. В любом случает, он выплачивается государству.

Так как вариантов перевести товар через границу много (способ перевоза, сроки, вид товара и многое другое) да и количество стран-участников процесса продажи перевозимого товара может быть большое, Правительство РФ ежегодно утверждает поправки, изменения и дополнения в таможенном законодательстве. Не говоря уже о том, что оно, законодательство, с каждым годом расширяется новыми правовыми актами.

Проанализировав этот «пласт» в законе, всю многочисленную информацию можно выделить в основные разделы.

Виды таможенных пошлин

Разнообразие видов таможенных пошлин определяется большим спектром товаров, условий их транспортировки, а так же обширным списком стран-сотрудников и стран-посредников в международных торговых отношениях.


Функции таможенных пошлин

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальная – как и налоговые платежи, таможенные пошлины выполняют функции пополнения казны государства;
  • протекционистская (защитная) – таможенная пошлина ограничивает ввоз некачественного импортного товара на территорию государства;
  • балансировочная – таможенная пошлина регулирует внутреннюю цену на импортные и экспортные товары.

Стоит отметить, что хоть пошлина и близка с общим понятием налога, но при рассмотрении функций каждого из них можно выявить явные отличия в частности в регулярности. Обязательство по оплате таможенной пошлины возникает только тогда, когда товар пересекает границу страны.

Ввозная таможенная пошлина

Комиссией Евразийского экономического союза определяется размер ставок данного вида пошлины, который действует на оговоренных территориях стран-участниц союза.

Средний размер таможенной ставки, применяемой в отношении товаров, которые были произведены в стране, входящей в описанное выше экономическое содружество, составляет 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

11 главой Таможенного кодекса определяется порядок уплаты таможенных пошлин. Данная норма установлена Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств – членов Евразийского экономического союза (приложение № 5 к Договору Союзе).

Вывозная таможенная пошлина

Как понятно из названия данный вид пошлин применяется к товарам, которые вывозятся за пределы страны. Стоит отметить, что этот обязательный платеж применим только к товарам российского производства, соответственно не применяется к импортным товарам, даже при пересечении товаром территории России.

Ставки вывозной таможенной пошлины так же установлены в Таможенном Кодексе, если же в данном документе не будет необходимой информации, то следует обратиться к внутренним законам страны.

Однако не все товары, вывозимые с территории нашего государства, облагаются пошлиной. К группе не облагаемых товаров относится: гуманитарная помощь, иностранная валюта, личные вещи представителей нашей страны в посольствах, пожарно-технические материалы.

Оплата начисленных вывозных таможенных пошлин, чаще всего осуществляется в кассах таможенных организаций. Однако все более популярным становится способ оплаты обязательного платежа через кассы и банкоматы «Сбербанка».

Важным нюансом оплаты остается факт того, что ни в одном правовом акте не прописаны сроки уплаты пошлины, но не стоит злоупотреблять этим «белым пятном» в законодательстве. Последствия чреваты.

Размер таможенной пошлины

Размер таможенной пошлины определяется таможенной ставкой. Основным документом, прописывающим величину ставки на тот или иной товар, является Таможенный Кодекс.

На практике: адвалорная таможенная пошлина чаще применяется к сырью, а специфическая – к готовой продукции.

Однако следует помнить, что таможенная ставка не единственная сумма, которую следует заплатить за товар на границе. Оформление ввозимого или вывозимого товара стоит в районе 500-1000 руб. однако это средний показатель, который может изменяться в зависимости от вида груза и его объемов.

Как рассчитать таможенную пошлину

Существует общая формула, которая поможет спрогнозировать размер таможенного платежа (ТП).

ТП = СТО + ПИ + АС + СНДС, где:

  • СТО – сбор за таможенное оформление (фиксированная ставка в размере 0,1% в рублях и 0,05% в свободно конвертируемой валюте (СКВ) от таможенной стоимости);
  • ПИ – импортная пошлина;
  • AC – сумма акциза;
  • СНДС – сумма налога на добавленную стоимость.

Однако данная формула может применять некоторые изменения, в зависимости от применяемого налогового режима.

Для того чтобы расчет оказался верным важно заострить свое внимание на таком показателе как процентная ставка пошлины.

Чтобы не ошибиться во всем многообразии этих ставок необходимо воспользоваться информацией, прописанной в грузовой таможенной декларации, которая заполняется на государственной границе.

Ещё одним значимым фактором является определение таможенной стоимости товара. Если данное значение будет умышлено занижено в таможенной декларации, по сравнению со статистической стоимостью товаров-аналогов, инспектор налоговой службы РФ имеет право провести корректировку полученных данных. В следствии чего, придется произвести очередные таможенные платежи на сумму выявленных расхождений.

Специфические таможенные пошлины

Примером такого вида пошлины может стать взимаемая плата за каждый килограмм экзотического фрукта или литр спиртного.

Данная таможенная пошлина, в отличие от ввозной и вывозной, не зависит от стоимости товара. Однако нельзя однозначно назвать данную особенность преимуществом. Если на потребительском рынке произошел рост цен на какую либо группу товаров, например из-за повышенного спроса на него, то это не как не отразится на сумме специфической таможенной пошлины, что влияет на качество выполняемой ею фискальной функции.

С другой стороны, размер данной пошлины так же останется неизменным и в случае снижения таможенной стоимости товара.

На сегодняшний день существует перечень условий, при котором возможно применение льготных тарифов пошлин, но данная практика не становится нормой, ни в отношении каких-либо поставщиков или покупателей, ни в отношении каких-либо стран.

Это скорее временное исключение, применяемое на недлительный период.

Порядок правового единства между всеми участниками торговых отношений (от небольших фирм до целых государств) позволяет соблюдать порядок и справедливость в каждом отдельном случае.

от 24 июня 1992 г. N 220

Инструкция
о порядке начисления и взимания таможенных пошлин на отдельные товары, вывозимые с территории Российской Федерации
(утв. ГТК РФ, Минфином РФ, ЦБР 24 июня 1992 г. NN 01-20/3263, 47, 6)

Настоящая Инструкция вводится в действие в соответствии с положениями Таможенного кодекса СССР и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортной пошлины".

1. Общие положения

1.1. Экспортными пошлинами облагаются товары, вывозимые с территории Российской Федерации, включенные в перечень и по ставкам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

1.2. Экспортные пошлины в соответствии с Указом Президента Российской Федерации уплачивают все предприятия, поставляющие товары на экспорт с территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и места регистрации, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, если иное не предусмотрено решениями Правительства Российской Федерации.

1.3. Ставки экспортных пошлин устанавливаются в ЭКЮ в фиксированном размере за единицу веса (объема) и в процентах от таможенной стоимости.

Таможенная стоимость, до введения нового таможенного законодательства, определяется в соответствии со ст. 14 Закона СССР "О таможенном тарифе".

ГАРАНТ:

С 1 июля 1993 г. на территории Российской Федерации действует Закон РФ "О таможенном тарифе" (таможенная стоимость товаров определяется согласно разделу III указанного Закона)

1.4. В отношении экспортных операций, по которым в соответствии с действующим законодательством не требуется обязательная продажа части валютной выручки (товарообменные, бартерные и пр.), экспортная пошлина взимается по ставкам, увеличенным на 30% по сравнению с базовыми. С 1 января 1993 г. по указанным операциям ставки увеличиваются на 50% по сравнению с базовыми.

1.5. Взимание экспортной пошлины производится в рублях, при этом сумма пошлины в ЭКЮ подлежит пересчету по курсу рубля, котируемому Центральным банком Российской Федерации, на дату принятия грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению.

Курсы рубля к иностранным валютам публикуются в газете "Известия".

1.6. Взимание экспортных пошлин в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 осуществляют таможенные органы

1.7. Плательщики экспортных пошлин обязаны представлять по требованию должностных лиц таможен всю коммерческую, включая бухгалтерско-финансовую документацию, в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации.

1.8. Экспортные пошлины зачисляются в доход федерального бюджета Российской Федерации.

1.9. Освобождение от уплаты экспортной пошлины производится по решению Правительства Российской Федерации.

Все освобождения от уплаты экспортных пошлин применяются таможнями только после соответствующего указания Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

1.10. Товары, не оплаченные экспортной пошлиной или в отношении которых не предоставлена отсрочка платежа, пропуску не подлежат.

2. Порядок заполнения грузовой таможенной декларации

2.1. Исчисление экспортной пошлины производится в графе 47 ГТД и добавочных листах к ней по следующей схеме:

2.1.1. В первой колонке графы 47 "Вид" указывается шифр платежа - экспортная пошлина - "25" - при оплате в рублях; "26" - при оплате в СКВ.

2.1.2. Во вторую колонку графы -"Основа начисления" - вносится:

- по товарам, облагаемым пошлиной по ставкам в ЭКЮ с единицы веса (объема) товара, - вес товара нетто, указанный в графе 38 ГТД;

- по товарам, облагаемым пошлиной по ставкам в процентах с таможенной стоимости - стоимость товара, указанная в графе 42 ГТД, пересчитанная в рубли по курсу, указанному в графе 23 ГТД.

2.1.3. В третьей колонке графы -"Ставка" - указывается установленный размер ставки экспортной пошлины, в соответствии с экспортным тарифом.

2.1.4. В четвертой колонке графы "Сумма" - указывается сумма пошлины, подлежащая уплате, рассчитанная как произведение колонок 2 и 3 графы 47 и графы 23 ГТД.

2.1.5. В пятой колонке графы - "способ платежа" - указывается способ платежа:

- "бн" - безналичный расчет через банк;

- "кт" - внесение суммы пошлины наличными в кассу таможни;

- "гб" - платеж не произведен, но предоставлена отсрочка под гарантию уполномоченного банка.

2.1.6. В графе "В. Подробности подсчета" - указывается сумма уплаченной экспортной пошлины, номер и дата платежного документа.

2.2. Графа 20 "Условия поставки".

2.2.1. В первом подразделе графы указывается цифровой код условия поставки в соответствии с "Классификатором условий поставки".

2.2.2. Во втором подразделе указывается краткое буквенное наименование условий поставки и срок валютной выручки в соответствии с условиями контракта (договора) в шести арабских цифрах, каждая пара из которых разделяется точками и означает соответственно день, месяц и год.

В случае невозможности указания точной даты поступления валютной выручки, в первой паре цифр, означающих день, проставляется - "00", при обязательном указании месяца и года.

2.2.3. В третьем подразделе графы указывается код формы расчетов с иностранным партнером:

В случае применения смешанных форм расчетов в графе указывается форма, преобладающая в абсолютном выражении.

2.2.4. При бартерных и обменно-закупочных операциях, а также при исполнении контрактов с расчетами в рублях второй и третий подразделы не заполняются.

2.3. Графа 28 "Финансовые и банковские сведения".

В графе, в соответствии с данными Подтверждения уполномоченного банка об открытии счета (Приложение 3), указываются реквизиты банка, обслуживающего расчеты экспортера по сделке, и номер счета экспортера (начиная каждый из реквизитов с новой строки и проставляя перед каждым из них порядковый номер):

1 - код ОКПО банка в соответствии с "Общим классификатором предприятий и организаций";

2 - полное наименование банка;

3 - почтовый адрес, номер телекса и/или телефакса банка;

4 - номер текущего валютного счета экспортера (если контракт заключен в рублях - указывается номер текущего рублевого счета).

При бартерных сделках графа не заполняется.

2.4. Графа 43. В графе указывается код установленного порядка продажи части валютной выручки:

"0" - если предприятие не освобождено от продажи части валютной выручки;

"1" -если предприятие освобождено от продажи части валютной выручки;

"2" - если установлен льготный порядок обязательной продажи части валютной выручки.

3. Порядок уплаты экспортной пошлины

3.1. Экспортная пошлина при вывозе товаров с территории Российской Федерации уплачивается до момента или одновременно с принятием грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению.

3.2. Предприятиям и организациям, осуществляющим вывоз товаров с территории Российской Федерации, может быть предоставлена отсрочка уплаты экспортной пошлины на срок до 60 дней с даты принятия декларации к таможенному оформлению, включая дату уплаты, при условии представления на таможню гарантии уполномоченного банка (форма гарантийного обязательства прилагается.) При этом за предоставление отсрочки платежа взимается плата в размере 0,2% от суммы платежа за каждый день отсрочки, включая день платежа.

По разрешению Министерства финансов Российской Федерации плательщик может уплачивать экспортную пошлину в свободно конвертируемой валюте. При этом в случае предоставления отсрочки, плата за предоставление отсрочки взимается в размере 0,01% от суммы платежа за каждый день отсрочки, включая день платежа.

В качестве подтверждения уплаты экспортной пошлины юридическое лицо, указанное в графе 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" грузовой таможенной декларации, должно приложить к заполненной ГТД экземпляр платежного поручения с отметкой банка об исполнении, подтверждающей произведенный платеж.

3.3. Суммы экспортной пошлины в рублях зачисляются на депозитный счет таможни. Таможни контролируют поступление средств на депозитный счет по выпискам банка. При непоступлении средств на депозитный счет таможни в течение двух месяцев с даты представления платежного поручения, таможня принимает меры к взысканию причитающихся средств, предусмотренные пунктом 4.2. настоящей Инструкции.

Суммы экспортных пошлин, поступившие на депозитный счет, ежедекадно перечисляются в доход федерального бюджета Российской Федерации на раздел 8 S 2 "Экспортные пошлины" символ 43 счет 100143 в Оперу Центрального банка Российской Федерации.

Суммы экспортной пошлины в свободно конвертируемой валюте зачисляются на счет Министерства финансов Российской Федерации во Внешторгбанке России N 7413000011.

3.4. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты экспортной пошлины в федеральный бюджет осуществляют таможни.

4. Ответственность плательщика

4.1. Ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты экспортной пошлины в бюджет возлагается на юридическое лицо, указанное в графе 9 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" грузовой таможенной декларации.

4.2. При неуплате таможенной пошлины и таможенных сборов в течение установленных сроков, таможнями списывается с этого лица в бесспорном порядке вся сумма причитающихся к уплате таможенных платежей, как в рублях, так и в валюте.

ГАРАНТ:

См. Порядок бесспорного списания пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 801

4.3. При указании в ГТД сведений, которые повлекли за собой неуплату. или уменьшение сумм экспортной пошлины (неправильный код товара, занижение количества вывозимого товара, его стоимости, либо ставки пошлины) с такого лица в доход бюджета взыскивается таможенным органом в бесспорном порядке вся сумма экспортной пошлины за сокрытый объект обложения, как в рублях так и в валюте.

4.4. При декларировании предметов, перемещаемых через границу не под своим наименованием (умышленное неправильное указание кода товара) на декларанта налагается штраф в размере от десяти до ста процентов стоимости таких предметов с конфискацией таких предметов или без таковой.

4.5. За неуплату таможенной пошлины и таможенных сборов в течение установленных сроков, а равно другие действия, повлекшие недоборы таможенных платежей, на лицо, ответственное за финансовое урегулирование, налагается штраф в размере от ста до трехсот процентов суммы неуплаченных таможенных платежей.

4.6. Таможенным органам в случае неуплаты пошлины по истечении отсрочки, обязательства лица, ответственного за финансовое урегулирование, и гарантии уполномоченного банка могут передаваться Центральному банку Российской Федерации для взыскания в бесспорном порядке задолженности, включая пени, с уполномоченного банка, выдающего гарантию. В дальнейшем по товарам, вывозимым таким юридическим лицом, отсрочка уплаты не предоставляется.

4.7. Суммы штрафов, взимаемых в соответствии с настоящей Инструкцией, зачисляются в доход федерального бюджета Российской Федерации на раздел 12 S 2 "Поступления по штрафам и санкциям".

4.8. Таможням в случае возникновения у юридических лиц просроченной задолженности по уплате экспортных пошлин приостанавливать внешнеэкономические операции таких лиц, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и в части, не противоречащей указанному законодательству - действовавшим ранее на территории Российской Федерации Таможенным кодексом СССР, включая меры по обращению товаров, принадлежащих упомянутым лицам, в доход Федерального бюджета, в возмещение сумм, подлежащих взысканию.

Заместитель Председателя Государственного
таможенного комитета Российской Федерации

Первый заместитель Министра финансов
Российской Федерации

Заместитель Председателя Центрального банка
Российской Федерации

  • Приложение. Гарантийное обязательство

>
Гарантийное обязательство
Содержание
Приказ ГТК РФ от 24 июня 1992 г. N 220 "О применении Указа Президента Российской Федерации N 629 от 14.06.92" (с.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: