Таможенные платежи специальные антидемпинговые компенсационные пошлины ответы на тест

Опубликовано: 30.04.2024

Всемирная торговая организация побуждает страны, которые входят в ее состав, к введению протекционистских мер. Их основной целью является защита национальной продукции страны от демпинга со стороны импортируемых товаров. Для поддержки политики протекционизма вводят ряд пошлин, в том числе пошлину антидемпинговую.

Особенности

Антидемпинговая пошлина – это extra тариф, которым облагаются все ввозимые товары на таможне. Своей целью она имеет защиту коммерческой выгоды представителей национальных компаний. Данный тариф помогает значительным образом ограничить угрозу захвата рынка иностранными компаниями путем искусственного занижения цен на товары.

пошлина антидемпинговая

Пошлина антидемпинговая используется по отношению к ввозимой продукции, цена которой искусственно занижается. Однако ввести ее возможно только после проведения соответствующего расследования, которое подтверждает серьезность угрозы для экономики государства.

пошлина антидемпинговая
Применение

Можно утверждать, что стоимость товара была искусственно занижена, если он экспортируется по цене ниже рыночной, которую можно определить, проследив аналогичные сделки по товарам той же товарной линейки. Угроза национальной экономике может иметь место, если демпинговый товар реализуется в таких объемах, что это могло бы существенно повлиять на стоимость подобной продукции, производимой внутри государства.

антидемпинговая пошлина это

Обычно антидемпинговые расследования проводятся в течение периода, не превышающего календарный год. Если факт занижения стоимости доказан, вводят предварительную антидемпинговую пошлину с целью возмещения ущерба экономике страны. Действовать эта мера может не долее четырех месяцев. Если после введения тарифа ее ставка отличается от ставки предварительной антидемпинговой пошлины, то разница должна быть выплачена плательщику.

В том случае, если экспортер самостоятельно принимает решение о пересмотре цен, антидемпинговые меры могут быть отменены. Однако лишь в том случае, если вновь установленные цены в полной мере покроют ущерб, нанесенный экономике государства.

пошлина антидемпинговая

На некоторые группы товаров установлены стандартизированные ставки антидемпинговых пошлин. Во всех других случаях ее размер определяется индивидуально для каждого отдельного случая.

Компенсационные пошлины

Компенсационная пошлина – это тариф, применяемый к ввозимой продукции, которую субсидирует государство-экспортер. Она имеет место быть только в том случае, если установлен факт существования угрозы для экономики страны вследствие импорта данной партии продукции. Субсидирование позволяет таким компаниям увеличить объем экспорта за счет государства. Также в данном контексте речь идет о любого рода финансовом содействии (например, налоговых кредитах, списании средств и разнообразных дотациях).

компенсационная пошлина это

Порой субсидирование предоставляется определенным компаниям или отраслям. Такие субсидии называют специфическими. Ущерб для экономики от ввоза субсидируемого товара устанавливают таким же образом, как и в результате демпинга. Ведь такие действия провоцируют резкое повышение спроса на ввезенный товар.

После двух месяцев с начала расследования вводят предварительную компенсационную пошлину, которая действует четыре месяца. Её ставку определяют с помощью размера установленной субсидии. Сбор отменяют в том случае, если экспортер самостоятельно отказывается от субсидирования или пересматривает цены на свой товар.

Наибольшим образом от занижения цен страдают: металлургическая отрасль, химическая, пищевая, сельскохозяйственная и машиностроение.

С 2015 года были введены специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины для некоторых товарных линеек:

  • легковые автомобили, произведенные в Италии, Германии и Китае;
  • активированный уголь;
  • инструменты для машиностроения;
  • сельскохозяйственное оборудование;
  • стальные трубы и т.д.

специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины

Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины применяются только к той продукции, которая облагается таможенными сборами. Для того чтобы их рассчитать, необходимо знать таможенную стоимость товаров, а также специальную ставку, которая определена для конкретной группы товаров.

Преимущества и недостатки

Специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины эффективно применяются во всем мире. Их преимущества неоспоримы:

  • защищают национальных производителей;
  • регулируют внешнюю экономическую деятельность;
  • предупреждают демпинг;
  • выполнят протекционистскую функцию.

Однако некоторые недостатки антидемпинговая политика все же имеет. Например, она имеет отношение только к тем товарам, которые облагаются таможенной пошлиной. Как результат, страдает потребитель, который не может позволить себе купить качественный товар из-за его высокой стоимости. К тому же, само определение демпинга на данный момент достаточно размыто.

Видео

Данный видео-ролик расскажет о размерах антидемпинговой пошлины на холоднокатаную сталь при ввозе из России в США.


Минфин опубликовал для общественного обсуждения проект закона, которым предлагается распространить действие ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» УК РФ и на специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Как отмечают авторы проекта в пояснительной записке, по состоянию на август 2019 г. задолженность по уплате антидемпинговых пошлин и пеням за просрочку их уплаты составляет 122 млн руб. Основной объем задолженности (97%) приходится на товары, ввоз которых осуществлялся в регионах деятельности Центрального и Дальневосточного таможенных управлений Федеральной таможенной службы.

При этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит положений, которые бы предусматривали уголовную ответственность за уклонение от уплаты пошлин, совершенное в крупном или особо крупном размере. Отмечается, что ст. 194 УК предусматривает уголовную ответственность за совершенное в крупном или особо крупном размере уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации и физического лица, в связи с чем не может быть применена к аналогичным деяниям, совершаемым недобросовестными лицами в отношении пошлин. Имеющийся правовой пробел не позволяет обеспечивать применение к таким лицам мер ответственности, соразмерных с точки зрения ущерба, причиняемого экономическим интересам Российской Федерации в связи с неуплатой (ненадлежащей уплатой) пошлин в отношении товаров, по которым они введены в целях защиты производителей аналогичной отечественной продукции.

По мнению управляющего партнера АБ «ЕМПП», адвоката Сергея Егорова, уклонение от уплаты антидемпинговых, компенсационных и иных специальных пошлин в крупном размере по степени общественной опасности сопоставимо с уклонением от уплаты таможенных пошлин. «В этом смысле не видно негативных последствий в случае принятия предлагаемого законопроекта и криминализации данных нарушений», – посчитал он. Сергей Егоров полагает, что в масштабах таможенных оборотов сумма задолженности по уплате антидемпинговых пошлин и пеням представляется незначительной, поэтому принятие проекта позволит формально восполнить пробел в УК, но не приведет на практике к каким-либо заметным позитивным последствиям.

Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов», партнер юридической фирмы INTELLECT Дмитрий Загайнов отметил, что в пояснительной записке, по сути, указано, что отсутствие в УК нормы за уклонение от уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, направленных на защиту экономических интересов производителей товаров в Евразийском экономическом союзе, не позволяет обеспечивать применение к недобросовестным лицам мер ответственности, соразмерных с точки зрения ущерба, причиняемого экономическим интересам РФ, поэтому следует криминализировать такое поведение неплательщиков пошлин. «Данная позиция авторов проекта полностью соответствует современной тенденции криминализации деяний, что свидетельствует о преобладании карательной направленности в уголовно-правовой политике государства», – подчеркнул адвокат.

Дмитрий Загайнов полагает, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины выполняют регулятивную функцию и применяются не ко всем лицам, перемещающим товар через таможенную границу, соответственно, не носят массовый характер. По его мнению, задолженность в размере 122 млн руб. не является столь катастрофичной для бюджета РФ. «Порядок их взыскания предусмотрен ч. 4 и 5 ст. 71 Закона о таможенном регулировании и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, то есть в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер такое взыскание не было произведено. Кроме того, в КоАП РФ нарушениям таможенных правил посвящена полностью гл. 16», – отметил он.

В заключение адвокат указал, что попытка криминализировать деяния по неуплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин является свидетельством неэффективного использования тех инструментариев, которые уже есть у таможенных и иных контролирующих органов.

Какие отрасли попадут под расследования, как предпринимателям инициировать антидемпинговые, специальные защитные и компенсационные расследования? И пойдет ли это на пользу нам, покупателям товаров? На эти и другие вопросы "Российской газете" ответил директор департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК Владимир Ильичев.

Так для каких отраслей более всего сегодня актуальны такие расследования?

Владимир Ильичев: Сегодня одно из самых известных и значимых антидемпинговых расследований ведет Евросоюз в отношении китайских панелей для солнечных батарей. Этот товар популярен в южных странах Европы, где крыши зданий буквально "усеяны" устройствами, позволяющими использовать солнечную энергию.

Объем импорта, который затрагивает это расследование, составляет несколько миллиардов долларов в год. В Китае широко используется механизм "скрытого субсидирования", льготного кредитования через банки, и только за один 2010 год китайские производители солнечных панелей получили кредитов на 38 миллиардов долларов. Прежде и предположить было невозможно, что против таких товаров будут применяться антидемпинговые меры.

Если говорить про отечественный рынок, то в России до сих пор защитными мерами пользовались больше именно металлурги и трубники. В этих отраслях существует избыток производственных мощностей, которые из года в год нарастают, поэтому конкуренция обостряется, и кому-то приходится искать защиты у регуляторов. Но сейчас к нам обращаются компании-производители потребительских товаров самого разного назначения. Например, фарфоровой посуды. А в июне прошлого года мы открыли антидемпинговое расследование в отношении чугунных эмалированных ванн из Китая.

И что стало поводом для этого?

Владимир Ильичев: Для начала расследования необходимо наличие нескольких факторов. Во-первых, демпинговой маржи. Во-вторых, причинение материального ущерба и вытеснение с рынка производителей стран Таможенного союза. За один год при продажах китайских ванн демпинговая маржа превысила размер минимально допустимой, составив 35,9 процента. При этом поставки импортных ванн с 2009 по 2011 год выросли на 66,6 процента. На этом фоне объемы производства и реализации продукции производителей в государствах - членах Таможенного союза упали на четверть, убытки от продаж выросли в 4,8 раза. Да и темп роста цены китайских производителей был ниже темпов роста цен производителей Таможенного союза. В итоге разрыв между импортной ценой из КНР и ценой товара, произведенного на территории Союза, резко увеличился.

Для потребителей, между прочим, эти расследования - одно расстройство. Без них они новую китайскую ванну купили бы гораздо дешевле!

Владимир Ильичев: Я тоже редко встречаю потребителей, которые заинтересованы в том, чтобы было меньше возможностей покупать более дешевый китайский товар. Но свободный доступ на рынок дешевых иностранных товаров - палка о двух концах. С одной стороны, все мы - потребители и хотели бы покупать как можно дешевле, а с другой - без собственного производства товаров и оказания услуг можем остаться только с нефтью, газом и ценными породами деревьев. Все остальное придется закупать в Китае. Так что это всегда вопрос разумного баланса.

Сегодня мы расследуем девять дел: 5 антидемпинговых и 4 спецзащитных. Они затрагивают широкий перечень товаров - от химических тканей для изготовления спецодежды до легких коммерческих автомобилей для перевозки пассажиров и грузов. Практика показывает, что компании из разных стран Таможенного союза объединяются и достаточно успешно отстаивают совместные интересы. Наметилась тенденция к созданию бизнес-ассоциаций производителей Таможенного союза. Такие объединения уже есть у аграриев, представителей трубной промышленности, пищевых отраслей. Нам это на руку: компаниям в рамках ассоциации проще собрать данные от нужного числа участников рынка, дать более объективную картину.

Какой эффект от введенных мер наступает для рынка при доказанном демпинге?

Владимир Ильичев: Первая антидемпинговая пошлина в Таможенном союзе введена сроком на пять лет по стальному прокату с полимерными покрытиями китайского производства. Объем продаж этой отрасли на общем рынке приблизительно составляет миллиард долларов в год. По нашим оценкам, эта мера расширит рынок для производителей Таможенного союза на несколько сот миллионов долларов в год. В некоторых случаях антидемпинговая пошлина может быть очень высокой и полностью закрывать рынок. Это один из долгоиграющих механизмов защиты от иностранной конкуренции.

В чем суть защитных расследований?

Владимир Ильичев: Для введения специальных защитных мер по правилам ВТО необходимо представлять доказательства "непредвиденных обстоятельств", которые существенно и неожиданно изменили ситуацию на рынке. То есть не только установить факт роста импорта, но и то, что этот рост был резким и внезапным.

Например, мы ведем специальное защитное расследование в отношении посуды из фарфора. Объем импорта за три года вырос по отношению к объемам производства такой же посуды в Таможенном союзе на 189,4 процента. Это, действительно, резкий рост импорта. Насколько он был непредвиденным? Сейчас как раз по поводу таких обстоятельств собираем данные. О большем пока сказать не могу. Расследование - вещь конфиденциальная, обоснования нашей защиты могут быть использованы против нас же.

Сколько времени уходит на все процедуры расследования?

Владимир Ильичев: Есть решение комиссии коллегии ЕЭК, которое определяет сроки проведения расследований и принятия решений. Специальное защитное расследование должно завершаться в течение девяти месяцев, но может быть продлено на 3 месяца. Норма по антидемпинговым и компенсационным расследованиям - 12 месяцев с возможным полугодичным продлением.

Первая введенная в Таможенном союзе антидемпинговая пошлина в отношении китайского стального проката с полимерным покрытием потребовала 14-месячного расследования. Понятно, это достаточно долгий срок. Поэтому в ближайшем будущем в случаях, когда для этого есть основания, мы будем предлагать вводить предварительные защитные меры еще на этапе проведения расследования.

Такой опыт уже есть?

Владимир Ильичев: Да. Накануне 2013 года ЕЭК впервые приняла решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины на китайские чугунные эмалированные ванны и предварительной специальной защитной пошлины на зерноуборочные комбайны и их модули.

Пошлина на ванны в размере 51,87 процента от таможенной стоимости будет действовать 4 месяца. На комбайны (27,5 процента) - до 5 июля 2013 года включительно. Вместе с тем отраслевые ведомства с настороженностью относятся к введению предварительных пошлин. Если по итогам расследования основания для введения пошлин не подтвердятся, деньги придется полностью возвращать компаниям, которые ввезли за это время товар.

А что из себя представляют компенсационные меры?

Владимир Ильичев: Компенсационных мер в России сегодня не применяется, и в Таможенном Союзе нет ни одного подобного расследования. Но американские органы власти в последние годы активно используют компенсационные меры против Китая. Компенсационная мера применяется в виде компенсационной пошлины на таможне, выплачивается дополнительно к таможенной пошлине. Для того чтобы ее ввести, надо доказать наличие субсидий, их специфику, что не так просто.

Хватает вам, кстати, сотрудников, чтобы такими делами ворочать?

Владимир Ильичев: Девять расследований у нас ведут 20 человек. В США защитными расследованиями занимаются порядка 200 человек. Но и расследований у них на порядок больше. В Египте на одно расследование выделяется порядка 9 человек.

Планируется, что количество сотрудников департамента с 2013 года вырастет до 35 человек. Но не так просто нанять подходящих специалистов - проведение расследований требует очень специфических знаний. Хороший специалист, занимающийся защитными мерами, это смесь юриста, экономиста и аудитора со знанием нескольких иностранных языков. Кадры по этой специальности не готовят нигде.

Наши конкуренты в каких случаях будут подавать иски в орган по разрешению споров в ВТО?

Владимир Ильичев: Будут или не будут иски, сказать сложно. С большей долей вероятности будут, если будут решения о введении защитных мер. У нас есть сейчас расследования, которые вызывают очень большое неудовольствие иностранных коллег. Например, специальное защитное расследование по зерноуборочным комбайнам. Американские и европейские производители не хотят, чтобы мы защищали этот рынок, и возражают не только против возможного применения защитных мер, но даже против факта проведения расследования. Мы это расследование еще не завершили. Однако при принятии решения будем учитывать мнения представителей европейской и американской сторон.

date image
2014-02-03 views image
10659

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Механизм, аналогичный механизму действия таможен­ной пошлины, часто применяется как способ реализации других инструментов торговой политики, которые не связаны с применением таможенных тарифов (эти инструменты относят к нетарифным инструментам торговой политики). В этих случаях механизм таможенной пошлины использует­ся как техническое средство ограничения доступа иност­ранных товаров на внутренний рынок, хотя сами ограниче­ния применяются как часть более сложных торгово-политических инструментов. К таким случаям относятся антидем­пинговые, компенсационные и защитные меры, когда при­меняются особые виды пошлин — специальные, антидем­пинговые и компенсационные .

Для защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться :

1) специальные; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные дей­ствия, ущемляющие интересы России со стороны других го­сударств;

2) антидемпинговые - применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства по­добных товаров;

Антидемпинговые пошлины - это одна из наиболее жестких экономических средств защиты внутреннего рынка. Оно используется правительствами стран (в основном, стран с развитой рыночной экономикой: США, страны Западной Европы) против деятельности иностранных поставщиков, осуществляющих продажу своих товаров по демпинговым ценам.

Демпинг - это ситуация, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран (Антидемпинговый кодекс, статья 6). К демпингу прибегают экспортеры для внедрения на рынок, расширения объемов продаж, вытеснения конкурентов. Действие законодательства о демпинге вступает в силу лишь тогда, когда демпинг причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны. После признания факта демпинга проводится антидемпинговое расследование, в результате которого взимаются антидемпинговые пошлины. Размер такой пошлины устанавливается в разных странах по-разному, однако, в основном, он соответствует разнице между заниженной и нормальной ценой в дополнение к обычной таможенной пошлине. Такая пошлина налагается за все время с момента поставки товара в страну (то есть задним числом).

Экспортеры обычно стремятся не доводить дело до судебного расследования и не допустить наложения антидемпинговой пошлины. Поэтому чаще всего они идут на определенные компромиссы: повышают цену, сокращают объем поставок и т.д.

3) компенсационные; применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно ис­пользовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производите­лям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

Компенсационные пошлины аналогичны антидемпинговым пошлинам по причине наложения, по процедуре установления, по определению размера и пр. Главным отличием является то, что демпинг осуществляется страной экспортера путем предоставления этому экспортеру субсидии из госбюджета. В данном случае доказательства наличия материального ущерба не требуется. Такая пошлина "компенсирует" субсидию и выравнивает конкуренцию.

4) сезонные; устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тари­фом, не применяются (в период действия сезонных пошлин).




5) особые виды пошлин. Действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшество­вать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управ­ления.

Специалист таможенного дела

+7 920 717 69 98 (whatsapp, viber)
e-mail: info@customsspec.ru

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры

  1. Специальная защитная мера

Специальная защитная, компенсационная и антидемпинговая мера применяется в виде соответствующих пошлин, количественных ограничений (в рамках специальных защитных мер) или обязательств (в рамках антидемпинговых или компенсационных мер).

Специальная защитная мера применяется в отношении товара, импортируемого на таможенную территорию Союза из экспортирующей третьей страны, независимо от страны его происхождения, за исключением отдельных случаев ввоза товара, происходящего из развивающейся или наименее развитой страны-пользователя системы тарифных преференций Союза, а также товара, происходящего из государства — участника Содружества Независимых Государств.

В отличие от антидемпинговых или компенсационных мер специальные защитные меры не направлены на устранение несправедливой конкуренции, но призваны защитить национальную отрасль, терпящую убытки в связи с резко возросшим импортом аналогичного товара.

То есть введение специальной защитной меры дает возможность отечественным производителям, неожиданно столкнувшимся со значительными объемами конкурирующих иностранных товаров, в течение некоторого времени адаптироваться к работе в условиях иностранной конкуренции.

Поскольку специальная защитная мера может быть применена, только если импорт товара на таможенную территорию Союза осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств-членов или создает угрозу причинения такого ущерба должны быть установлены объективные факторы, которые могут быть выражены в количественных показателях и которые оказывают воздействие на экономическое положение отрасли экономики государств-членов, к ним в частности относятся:

  • темпы и объем роста импорта товара;
  • доля импортного товара в общем объеме продаж данного, аналогичного или непосредственно конкурирующего товара на рынке государств-членов;
  • уровень цен на импортный товар в сравнении с уровнем цен на аналогичный или непосредственно конкурирующий товар, производимый в государствах-членах;
  • изменение объема продаж на рынке государств-членов аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производимого в государствах-членах;
  • изменение объема производства аналогичного или непосредственно конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в отрасли экономики государств-членов.

В критических обстоятельствах, когда задержка применения специальной защитной меры привела бы к причинению ущерба отрасли экономики государств-членов, который будет трудно устранить впоследствии, Комиссия до завершения основного расследования, не позднее 6 месяцев с даты его начала, может ввести предварительную специальную пошлину на срок, не превышающий 200 календарных дней.

В случае если по результатам расследования специальная защитная мера не будет введена, ранее уплаченные суммы предварительной специальной пошлины возвращаются плательщику.

Специальная защитная мера может быть установлена в виде:

  • импортной квоты;
  • специальной квоты;
  • специальной пошлины.

Импортная квота представляет собой ограничение импорта товара на таможенную территорию Союза в отношении его количества или стоимости.

Специальная квота представляет собой установление определенного объема импорта товара на таможенную территорию Союза, в рамках которого товар поставляется на таможенную территорию Союза без уплаты специальной пошлины, а свыше которого — с уплатой специальной пошлины.

При этом размер импортной или специальной квоты не должен быть ниже среднегодового объема импорта товара за предшествующий период, за исключением случаев необходимости установления меньшего размера квоты для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения.

Специальная пошлина представляет собой пошлину, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины.

Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года. Такой срок может быть продлен, если по результатам повторного расследования, установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли экономики государств-членов или угрозы его причинения необходимо продление срока действия специальной защитной меры, и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью экономики государств-членов принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям.

При этом общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 8 лет.

  1. Антидемпинговая мера

Антидемпинговая мера направлена на устранение недобросовестной конкуренции со стороны товаров, поступающих по демпинговым ценам. При этом товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена этого товара ниже его нормальной стоимости.

При этом экспортной ценой является цена, которая уплачена или должна быть уплачена при импорте товара на таможенную территорию Союза, а нормальной ценой является цена, по которой товар продается на внутреннем рынке экспортирующей страны.

«Демпинг» — это международная дискриминация в ценах, при которой товары на внешнем рынке продаются по ценам ниже цен на аналогичные товары на внутреннем рынке страны-экспортера.

Сам по себе «демпинг» не является запрещенной практикой и его применение в качестве рыночной стратегии не противоречит нормам ВТО. Однако, принимая во внимание, что эта тактика может наносить ущерб национальной отрасли и способствовать вытеснению с рынка национальных производителей, в рамках ГАТТ/ВТО был создан соответствующий универсальный механизм противодействия.

Антидемпинговая мера зависит от целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов.

Так иностранные компании готовы продавать свой товар на экспорт в течение определенного периода даже по убыточным ценам в надежде, что они смогут возместить свои потери после устранения конкуренции со стороны местных производителей, или компенсируя высокими ценами продаж этого товара на своем внутреннем рынке. Большие международные корпорации, обладающие существенными финансовыми ресурсами, могут позволить себе пойти на такие затраты для завоевания иностранного рынка. При этом местные компании зачастую просто не обладают необходимыми ресурсами для противостояния агрессивной ценовой политике иностранных производителей.

Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговой меры страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара.

Ущерб отрасли экономики государств-членов вследствие демпингового импорта устанавливается на основе результатов анализа объема демпингового импорта и влияния такого импорта на цены аналогичного товара на рынке государств-членов и на производителей аналогичного товара в государствах-членах.

При анализе воздействия демпингового импорта на цены аналогичного товара на рынке государств-членов устанавливаются следующие обстоятельства:

  • были ли цены товара, являющегося предметом демпингового импорта, значительно ниже цен аналогичного товара на рынке государств-членов;
  • привел ли демпинговый импорт к значительному снижению цен аналогичного товара на рынке государств-членов;
  • препятствовал ли значительно демпинговый импорт росту цен аналогичного товара на рынке государств-членов, который имел бы место в случае отсутствия такого импорта.

При проведении антидемпингового расследования определяется размер демпинговой маржи, которая представляет собой выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены этого товара к его экспортной цене:

DM = (NV – EP) / EP х 100 %,

DM — демпинговая маржа;

NV — нормальная стоимость товара;

EP — экспортная цена товара,

либо разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, выраженная в абсолютных показателях:

В случае если полученная до завершения расследования информация свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли экономики государств-членов, не ранее чем через 60 календарных дней и не позднее 7 месяцев с даты начала расследования, Комиссией принимается решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

В случае если ставка предварительной антидемпинговой пошлины равна размеру предварительно рассчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать 4 месяца.

В случае если ставка предварительной антидемпинговой пошлины меньше предварительно рассчитанной демпинговой маржи, срок действия предварительной антидемпинговой пошлины не должен превышать 6 месяцев.

Если по результатам расследования антидемпинговая мера не применяется, суммы ранее уплаченной предварительной антидемпинговой пошлины возвращаются плательщику.

Антидемпинговая мера может применяться в виде:

  • антидемпинговой пошлины;
  • одобрения добровольных ценовых обязательств, принятых экспортером.

Антидемпинговая пошлина представляет собой пошлину, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины. Размер антидемпинговой пошлины не может быть выше размера рассчитанной демпинговой маржи.

Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения антидемпинговой пошлины при получении им от экспортера товара ценовых обязательств в письменной форме о пересмотре цен этого товара или о прекращении его экспорта на таможенную территорию Союза по ценам ниже его нормальной стоимости, если принятие указанных обязательств устранит ущерб, причиненный демпинговым импортом, и Комиссия примет решение об их одобрении.

В случае нарушения или отзыва экспортером ценовых обязательств Комиссия может принять решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины (если расследование еще не завершено) или антидемпинговой пошлины (если окончательные результаты расследования свидетельствуют о наличии оснований для ее введения).

Антидемпинговая мера действует не более 5 лет.

До истечения срока действия антидемпинговой меры может быть проведено повторное расследование, которое должно быть завершено в течение 12 месяцев с даты его начала.

В целях обхода антидемпинговой меры может быть изменен способ поставок товара для уклонения от уплаты антидемпинговой пошлины либо от выполнения принятых экспортером ценовых обязательств.

Для предотвращения развития такой ситуации может быть проведено повторное расследование в целях установления обхода антидемпинговой меры. Такое расследование должно быть завершено в течение 9 месяцев.

Антидемпинговая мера в случае установления по результатам повторного расследования обхода антидемпинговой меры может быть распространена на составные части или производные товара, являвшегося предметом демпингового импорта, а также на товар, являвшийся предметом демпингового импорта, его составные части или производные, импортируемые на таможенную территорию Союза из иной экспортирующей третьей страны.

  1. Компенсационная мера

Компенсационные меры применяются в отношении субсидируемого импорта, т.е. импорта товара, при производстве, транспортировке или экспорте которого в иностранном государстве использовались специфические субсидии.

Компенсационная мера вводится для нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующей третьей страны на отрасль экономики государств-членов.

Субсидии в ВТО подразделяются на 3 основных категории:

  • запрещенные (направленные на импортозамещение или напрямую связанные с результатами экспорта), которые должны быть устранены страной-членом ВТО к моменту присоединения;
  • специфические («наказуемые») субсидии. Именно эти субсидии являются предметом компенсационных расследований, т.к. создают преференциальный режим для предприятия/отрасли/региона;
  • субсидии, носящие «горизонтальный» характер, т.е. доступные без исключения всем предприятиям/отраслям/регионам на равных условиях. Такие меры не являются предметом компенсационных расследований, т.к. не предоставляют привилегий отдельным субъектам рынка.

Субсидия является специфической, если:

  • предоставление субсидии сопровождается ограничением числа отдельных организаций, которые допущены к пользованию субсидией;
  • предоставление субсидии сопровождается преимущественным пользованием субсидией отдельными организациями;
  • предоставление субсидии сопровождается предоставлением непропорционально больших сумм субсидии отдельным организациям;
  • предоставление субсидии сопровождается выбором субсидирующим органом льготного (преференциального) способа предоставления субсидии отдельным организациям.
  • субсидия в качестве единственного условия или одного из нескольких условий связана с экспортом товара;
  • субсидия связана в качестве единственного условия или одного из нескольких условий с использованием товаров, произведенных в экспортирующей третьей стране, вместо импортных товаров.

Размер специфической субсидии определяется на основе размера выгоды, извлекаемой получателем такой субсидии.

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим импортом ущерба отрасли экономики государств-членов, Комиссией не ранее чем через 60 календарных дней и не позднее 7 месяцев с даты начала расследования принимается решение о введении предварительной компенсационной пошлины на срок до 4 месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли экономики государств-членов, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.

Предварительная компенсационная пошлина вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине специфической субсидии экспортирующей третьей страны.

Если по результатам расследования компенсационная мера не применяется суммы предварительной компенсационной пошлины возвращается плательщику.

Компенсационная мера может применяться в виде:

  • компенсационной пошлины;
  • одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующей третьей страны или экспортером.

Компенсационная пошлина представляет собой пошлину, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается независимо от ввозной таможенной пошлины.

Ставка компенсационной пошлины не должна превышать размер специфической субсидии экспортирующей третьей страны.

Расследование может быть приостановлено или прекращено без введения компенсационной пошлины при принятии Комиссией решения об одобрении одного из следующих добровольных обязательств (в письменной форме):

  • экспортирующая третья страна соглашается отменить или сократить субсидирование или принять соответствующие меры в целях устранения последствий субсидирования;
  • экспортер товара, являющегося объектом расследования, соглашается пересмотреть установленные им цены такого товара таким образом, что принятие таких добровольных обязательств устранит ущерб отрасли экономики государств-членов.

В случае нарушения добровольных обязательств либо их отзыва Комиссия может принять решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины (если расследование еще не завершено) или компенсационной пошлины (если окончательные результаты расследования свидетельствуют о наличии оснований для ее введения).

Срок действия компенсационной меры не должен превышать 5 лет.

До истечения срока действия компенсационной меры может быть проведено повторное расследование, которое должно быть завершено в течение 12 месяцев с даты его начала.

В целях обхода компенсационной меры может быть изменен способ поставок товара для уклонения от уплаты компенсационной пошлины либо от выполнения принятых добровольных обязательств.

Для предотвращения развития такой ситуации может быть проведено повторное расследование в целях установления обхода компенсационной меры. Такое расследование должно быть завершено в течение 9 месяцев.

Компенсационная мера в случае установления по результатам повторного расследования обхода компенсационной меры может быть распространена на импортируемые на таможенную территорию Союза из экспортирующей третьей страны составные части или производные товара, являвшегося предметом субсидируемого импорта, а также на товар, являвшийся предметом субсидируемого импорта, его составные части или производные, импортируемые на таможенную территорию Союза из иной экспортирующей третьей страны.

Читайте также: