Таможенная пошлина бк рф

Опубликовано: 10.05.2024

Ашмарин А.И., аспирант Российской таможенной академии (РТА).

В соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) доходы бюджетной системы состоят из налоговых и неналоговых платежей, а также безвозмездных перечислений . Исходя из новой редакции ст. 6 БК РФ, доходы бюджета представляют собой денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета .

См.: ст. 41 БК РФ.
См.: ст. 93, 94 и 95 БК РФ.

Классификация источников доходов возможна по различным основаниям. Так, например, по мнению И.Х. Озерова, исходя из критерия источника образования, доходы государства делятся на частноправовые и общественно-правовые . В.А. Лебедев указывал, что источники государственных доходов представлялись в виде системы, состоящей из трех элементов .

См.: Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Рига, 1923. С. 43. ". Где мы имеем избыток, но избыток такой, который получило бы и всякое частное лицо, эксплуатируя известные институты, то есть избыток, не превышающий средней коммерческой прибыли на затраченный капитал, там мы имеем дело с частноправовым источником дохода. Если же доходы от такого института не только покрывают расходы и среднюю коммерческую прибыль, но и дают еще избыток, который обусловлен тем, что государство, пользуясь своим правом принуждения и эксплуатации института, берет в свои руки, не позволяя никому другому эксплуатировать аналогичные институты (табачная монополия и т.д.), то этот избыток мы называем налогом, так как он идет уже на покрытие общих государственных расходов".
См.: Лебедев В.А. Финансовое право: Учебник. Т. 2. Золотые страницы финансового права России. М., 2000. С. 208. Первую категорию составляют доходы от государственных имуществ и разного рода промышленных предприятий казны, доходы от так называемых регалий и от разного рода пошлин. Ко второй категории относились органические доходы: разные виды налогов - налоги прямые в разных их формах и налоги косвенные или с потребления разных предметов. В третью категорию входили особенные способы удовлетворения государственных потребностей, которые заключаются не в деньгах, но в личной службе (военной), разных натуральных повинностях (квартирной и т.д.).

Несмотря на то что современное законодательство устанавливает на легальном уровне классификацию доходов на налоговые и неналоговые, до сих пор отсутствует стабильность в вопросе отнесения того или иного платежа к налоговым или неналоговым .

См.: Ячменев Г.Г. Неналоговые доходы бюджета - важный институт финансового права // Бюджетное право Российской Федерации. Ежегодник, 2006. С. 130.

Вместе с тем вопрос об отнесении доходов к налоговым в целом представляется достаточно очевидным. Дело в том, что в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к доходам от предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов относятся:

  • согласно ст. 13 НК РФ такие федеральные налоги и сборы, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина;
  • согласно ст. 14 НК РФ такие региональные налоги, как налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;
  • согласно ст. 15 НК РФ такие местные налоги, как земельный налог и налог на имущество физических лиц;
  • согласно ст. 18 НК РФ такие специальные налоговые режимы, как система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Сложнее обстоит дело с неналоговыми доходами бюджетной системы. Так, например, перечень неналоговых доходов, установленных п. 3 ст. 41 БК РФ, является неисчерпывающим и должен быть, в частности, дополнен неналоговыми доходами, установленными ст. 51, 57 и 62 БК РФ (неналоговые доходы федерального, региональных и местных бюджетов). Кроме того, безвозмездные перечисления также можно отнести к неналоговым доходам. К безвозмездным поступлениям относятся соответственно дотации, субвенции, субсидии и иные трансферты из других бюджетов бюджетной системы. Так:

  • дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе;
  • субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
  • субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В целом можно согласиться с тем, что нормы о неналоговых доходах содержатся в обширном комплексе нормативно-правовых актов различной юридической силы вследствие разнообразия самих неналоговых доходов .

См.: Ялбулганов А.А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. N 5. С. 31.

Вопрос об отнесении таможенных платежей к системе налоговых и неналоговых доходов (в соответствии с действующим законодательством) в настоящее время может быть рассмотрен следующим образом.

В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) к таможенным платежам относятся:

  1. ввозная таможенная пошлина;
  2. вывозная таможенная пошлина;
  3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  4. акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  5. таможенные сборы.

Очевидно, что налог на добавленную стоимость (взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) и акциз (взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) относятся к налоговым платежам (ст. 13 НК РФ) . Одновременно в соответствии со ст. 51 БК РФ таможенные пошлины и сборы относятся к неналоговым доходам и полностью перечисляются в федеральный бюджет. Следует обратить внимание на то, что таможенные сборы традиционно относились к неналоговым платежам. Иначе обстояло дело с таможенными пошлинами. До 2006 г. таможенные пошлины относились к налоговым платежам и рассматривались как косвенный налог .

В соответствии со ст. 50 БК РФ налог на добавленную стоимость полностью перечисляется в федеральный бюджет. Акциз может перечисляться как в федеральный, так и в региональные бюджеты в соответствии со ст. 50 и 56 БК РФ.
См.: Козырин А.Н., Шахмаментьев А.А. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Спартак, 1996. С. 161.

Чтобы выяснить юридическую природу таможенной пошлины, следует разобраться, чем она является: собственно пошлиной или налогом . Известно, что ст. 8 НК РФ, в которой содержится легальное определение таких категорий, как "налог" и "сбор", не содержит аналогичного определения категории "пошлина". Вместе с тем известно, что пошлина отличается от сбора наличием признака эквивалентности уплачиваемого платежа (сбор предполагает фиксированный уровень уплаты). С одной стороны, следует согласиться с тем, что на примере таможенных пошлин можно проиллюстрировать единство фискальной и регулирующей функций налогов. Первоначально ввозные пошлины так и назывались "фискальные", поскольку за счет их государство действительно пополняло свой бюджет доходами, получаемыми от взимания пошлин на импортные товары. Впоследствии на первый план вышла протекционистская функция таможенной пошлины, нацеленная на регулирование внешнеторгового оборота и защиту интересов национального рынка .

См.: Артемов Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности. М., 1999. С. 43.
См.: Рашин А.Г. Косвенное налогообложение как элемент налоговой системы (финансово-правовой аспект). Дис. . к.ю.н. М., 2004. С. 60.

Вместе с тем более обоснованной представляется позиция, согласно которой таможенная пошлина является своего рода платой за получение права на ввоз и вывоз товара через таможенную границу Российской Федерации, что лишает ее такого признака налога, как безвозмездность платежа, и указывает на ее индивидуально-возмездный характер. Кроме того, если налоговым платежам свойственна регулярность уплаты, то обязанность по уплате таможенной пошлины может носить разовый характер, поскольку обязанность по ее уплате возникает в связи с возникновением у лица необходимости права перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Еще одна особенность: законодательство предоставляет возможность делегирования прав и обязанностей по уплате таможенной пошлины другим лицам, которые по этим вопросам могут самостоятельно взаимодействовать с таможенными органами, чего нет при уплате налога . Таким образом, вышеперечисленные признаки позволяют сделать вывод о том, что природа таможенной пошлины характеризует ее скорее как сбор, а не налог (аналогично государственной пошлине). Однако, как было указано выше, признаком, отличающим пошлину от налога, является эквивалентность платежа. Этот признак присущ таможенной пошлине и отсутствует (в большинстве случаев) у государственной пошлины.

См.: Химичева Н.И. Налоговое право. М.: БЕК, 1997. С. 187.

Следовало обратить внимание также и на то, что прежнее налоговое законодательство делегировало право на установление ставок по таможенным пошлинам Правительству Российской Федерации, что противоречит смыслу ст. 17 НК РФ. В соответствии со ст. 17 НК РФ законно установленным считается налог при условии четкого установления субъекта налогообложения (налогоплательщика), а также таких обязательных элементов налоговой модели, как объект, налоговая база, ставка налога, порядок его исчисления, порядок и сроки уплаты налога. Условие законного установления предполагает, что указанные элементы должны содержаться в нормах налоговых законов, а именно, прежде всего, в статьях НК РФ (акт прямого действия). Установление же ставок платежей на уровне такого нормативного акта, как постановление Правительства Российской Федерации, противоречит принципу законности. Следует обратить внимание на то, что по таможенным пошлинам в ТК РФ перечень обязательных элементов не установлен.

Это говорит о целесообразности выведения таможенной пошлины за пределы налоговых платежей.

К таможенным сборам в соответствии со ст. 357.1 ТК РФ относятся:

  1. таможенные сборы за таможенное оформление;
  2. таможенные сборы за таможенное сопровождение;
  3. таможенные сборы за хранение.

Таким образом, очевидно, что таможенные пошлины и сборы относятся к неналоговым доходам бюджетной системы Российской Федерации.

К налоговым доходам относятся соответственно НДС и акцизы. Обязательные элементы по указанным налогам содержатся соответственно в гл. 21 ("Налог на добавленную стоимость") и 22 ("Акцизы") Особенной части НК РФ и уточняются нормами ТК РФ в отношении НДС и акцизов, уплачиваемых в процессе внешнеэкономической деятельности. Следовательно, эти налоговые платежи можно представить в соответствии с логикой ст. 17 НК РФ следующим образом.

Налогоплательщиками по этим платежам являются соответственно лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 143 и 179 НК РФ). В соответствии со ст. 328 ТК РФ плательщиками налогов являются декларанты и иные лица, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Любое лицо вправе уплатить таможенные пошлины, налоги за товары, перемещаемые через таможенную границу.

В качестве объекта налогообложения по указанным налогам являются факты перемещения соответствующих товаров через таможенную границу РФ (ст. 146, 182 НК РФ).

Налоговая база по НДС имеет стоимостную характеристику (ст. 153 НК РФ). При этом при применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

По акцизам налоговая база призвана количественно выражать предметы налогообложения. Она определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. В ст. 181 НК РФ установлен исчерпывающий перечень подакцизных товаров (например, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция и другие виды). Налоговая база по акцизам в большинстве случаев определяется как объем подакцизных товаров в натуральном выражении.

Налоговые ставки по НДС (ст. 164 НК РФ) адвалорные (процентные) и носят пропорциональный характер. Налоговый кодекс РФ устанавливает ставки следующим образом:

  • стандартная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18% (п. 3 ст. 164);
  • пониженные ставки НДС установлены в зависимости от особенностей товаров (работ, услуг), по которым проводятся операции. Так, налогообложение производится по ставке 10% при импорте, например, продовольственных товаров по закрытому перечню, например скота и птицы в живом весе; некоторых видов мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, яиц и яйцепродуктов, масла растительного, маргарина, сахара, соли и других по закрытому перечню (п. 2 ст. 164 НК РФ);
  • расчетные ставки налога на добавленную стоимость (п. 4 ст. 164).

По акцизам в НК РФ (ст. 193) установлены в основном специфические ставки (применяемые в абсолютной сумме на единицу измерения). Для целей исчисления налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (ст. 325 ТК РФ).

В соответствии со ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Порядок исчисления и сроки уплаты по НДС определяются в соответствии со ст. 166, 169, 171 НК РФ, а по акцизам - в соответствии со ст. 194, 200, 202 НК РФ. Налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за их уплату, самостоятельно (ст. 324 ТК РФ).

По срокам при ввозе товаров налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (ст. 329 ТК РФ).

Порядок уплаты, установленный в ст. 331 ТК РФ, предполагает, что налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации, по выбору плательщика как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Таков краткий обзор таможенных платежей, предусмотренных современным законодательством Российской Федерации.

Таможенные платежи

Содержание:

Таможенные платежи – это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза (ТС).

Согласно п. 1 статьи 34 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая), таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом (Налоговым), иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу согласно 51 статье Таможенного кодекса Евразийского экономического союза - ТК ЕАЭС. (ранее см. статья 75 Таможенного кодекса Таможенного Союза – ТК ТС).

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (Статья 51 ТК ЕАЭС).

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Виды таможенных платежей

В 46 статье ТК ЕАЭС определены следующие виды таможенных платежей:

  • Ввозная таможенная пошлина;
  • Вывозная таможенная пошлина;
  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акциз;
  • Таможенные сборы;
  • Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, согласно 2 статьи ТК ЕАЭС (ранее см. статья 4 ТК ТС). Пошлина бывает ввозная и вывозная. Размер взимаемых пошлин разнится в зависимости от вида товара и категории участника ВЭД и указан в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (ЕТТ). На ряд товаров (автомобили, нефтепродукты) установлены высокие ввозные и вывозные таможенные пошлины. От уплаты пошлин освобождены физические лица, перевозящие через таможенную границу товары для личного пользования (товары, не являющиеся товарами для личного пользования см. Приложение №6 к Решению №107).

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это вид таможенных платежей, который начисляется при ввозе товаров на территорию ТС. НДС бывает двух видов: 0%, 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%). Величина НДС зависит от вида товаров (на некоторые товары предоставляется преференция - 0%).

Акциз – это разновидность косвенных налогов и накладывается на подакцизную продукцию (нефтепродукты, автомобили, алкогольные и табачные изделия), то есть на товары, спрос на которые не меняется из-за повышения или понижения их стоимости.

Таможенные сборы – это обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий ст. 47 ТК ЕАЭС (ранее Статья 72 ТК ТС).

Документы и информация по таможенным платежам

  1. Коды таможенных платежей (Смотреть)
  2. Инструкция по уплате таможенных платежей (Смотреть)

Расчет таможенных платежей и их методы

Таможенные платежи – это комплексная величина, состоящая из нескольких видов обязательных таможенных выплат: сбор за таможенное оформление, акциз, пошлина и НДС, которая рассчитывается в зависимости от вида товара согласно его коду ТН ВЭД по таможенному тарифу таможенного союза.

Калькулятор расчета таможенных платежей

Пример расчета таможенного платежа:

При стоимости товара 1200 долларов, при условии что пошлина по нему составит 10% и НДС 20% таможенный платеж будет рассчитан следующим образом:
основа начисления 1200 долларов (80400,00 руб. по курсу ЦБ РФ на момент подачи декларации * )
1) сбор за таможенное оформление 375,00 руб.
2) 10% пошлина 8040,00 руб.
3) 20% НДС 17688,00 руб. (80400,00 + 8040,00 = 88440,00 руб. * 0,20 = 17688,00 руб.)

Итоговая сумма таможенного платежа уплаченного в таможню составит 389,59 долларов США или по курсу ЦБ на момент подачи декларации 26103,00 руб.

Итоговая стоимость товара при ввозе в РФ с учетом уплаты таможенных платежей составит 1584,00 долларов США или 106128,00 руб.
(1200,00 + 389,59 = 1584,59 долларов США или 80400,00 + 26103,00 = 106128,00 руб. )


* - В нашем примере курс ЦБ на момент оформления декларации взят из расчета 67 рублей за 1 доллар США

Внимание! Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Расчет таможенных пошлин может быть произведен только после того, как будет известна таможенная стоимость декларируемого товара. Таможенная стоимость товара (ТСТ) – это сумма стоимости товара и стоимости его доставки до таможенной границы (таможенного союза при импорте). Если стоимость транспортировки можно узнать у компании-перевозчика, то стоимость товара декларант может получить из контракта (договора) внешнеторговой сделки.

6 методов определения таможенной стоимости

Существует 6 методов определения таможенной стоимости товара ТК ЕАЭС Глава 5 (ранее см. Соглашение от 25 января 2008 года “Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза”) (Смотреть):

1. По стоимости сделки с ввозимым товаром. Это наиболее часто употребляемый метод оценки таможенной стоимости товаров (СТ). Она определяется исходя из стоимости внешнеторговой сделки на момент пересечения товаром таможенной границы включая затраты (на транспортировку, страхование и лицензирование), понесенные декларантом до момента пересечения груза через таможенную границу.

2. По стоимости сделки с идентичными товарами. СТ определяется исходя из анализа сделок по аналогичным товарам. Метод применим только тогда, когда сравниваемые товары:

  • Были проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
  • Были ввезены примерно в одно и то же время с оцениваемым товаром (не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров);
  • Были ввезены примерно в том е количестве и на тех же коммерческих условиях, что и оцениваемый товар. Если идентичные товары ввозились в ином количестве и на других условиях, декларант производит корректировку их цен с учетом этих факторов и должен документально подтвердить таможенному инспектору обоснованность таких вычислений. Если при применении данного метода выявилось более одной цены сделки по идентичным товарам, то при определении таможенной стоимости декларируемого товара за основу берется самая низкая из них.

3. По стоимости сделки с однородными товарами. Данный метод определения СТ схож со вторым методом, но отличается тем, что анализируются сделки с однородными товарами, то есть товарами, которые не являются полностью идентичными, но имеют достаточное количество сходных характеристик и состоят из схожих компонентов, что позволяет таким товарам выполнять аналогичные функции и быть коммерчески взаимозаменяемыми с декларируемым товаром.

4. На основе вычитания стоимости. Метод оценки СТ основывается на стоимости по которой однородные или идентичные товары были реализованы наибольшей агрегированной партией на территории Российской Федерации с вычетом таких затрат, как оплата таможенных пошлин, расходы на транспортировку товара и его продажу и др.

5. На основе сложения стоимости. СТ определяется на основе расчетной стоимости декларируемого товара. Расчетная стоимость товара определяется путем сложения:

  • Расходов по изготовлению и расходов на производство товара;
  • Суммы прибыли и коммерческих расходов;
  • Расходов на транспортировку;
  • Расходов на погрузку и выгрузку;
  • Расходов на страхование.

6. Резервный метод. Размер СТ определяется на основе оценок экспертов. Для вынесения оценки ТСТ, эксперты изучают стоимость сделки по ввезенному товару, сравнивают ее с теми ценами, по которым ввезенный товар продается в стране в обычных условиях торговли и конкуренции.

Для оценки СТ декларанту могут потребоваться следующие документы: прямой контракт с заводом, документы, подтверждающие факт оплаты за товар, экспортная декларация, инвойс, прайс – лист завода, приложение к контракту с ценами, официальный сайт завода с ценами и артикулами совпадающими с данными, указанными во внешнеторговом контракте.

На основе таможенной стоимости товара определяется размер таможенной пошлины. Размеры и виды таможенных пошлин определены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). Таможенный тариф предусматривает три вида ставок:

  • Адвалорная – ставка представляет собой фиксированную процентную ставку. Размер таможенной пошлины определяется в зависимости от таможенной стоимости товара (стоимость товара+стоимость доставки товара до границы);
  • Специфическая – размер пошлины строго фиксирован и накладывается на единицу товара (литр, килограмм, и т.д.);
  • Комбинированная – ставка сочетает в себе и адвалорную и специфическую виды ставок. При расчете таможенных пошлин выплате подлежит та пошлина, сумма которой больше.

Помимо таможенной пошлины на таможне взимаются НДС, акциз и другие таможенные сборы.

НДС, согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, бывает двух видов: 10% и 20% (Согласно закону № 303-ФЗ, с 2019 года).

Акцизные сборы также определяются согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (см. статья 193 НК РФ, часть 2).

Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС. К таможенным сборам относятся:

  • Сбор за таможенное оформление - размер устанавливается Правительством РФ (Смотреть);
  • Сбор за таможенное сопровождение (сумма таможенных платежей зависит от расстояния перемещения груза);
  • Сбор за хранение груза на таможенном складе, cогласно п. 3 статьи 47 ТК ЕАЭС (ранее п. 3 статьи 72 ТК ТС), размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.

Ставки сбора за таможенное оформление товаров

(с учетом 25% скидки при электронном декларировании)

Декларированная стоимость груза при импортеРазмер ставок сборов за таможенное оформление
Включительно до 200000 рублей 375 руб.
Свыше 200000 рублей и включительно до 450000 рублей 750 руб.
Свыше 450000 рублей и включительно до 1200000 рублей 1500 руб.
Свыше 1200000 рублей и включительно до 2500000 рублей 4125 руб.
Свыше 2500000 рублей и включительно до 5000000 рублей 5625 руб.
Свыше 5000000 рублей и включительно до 10000000 рублей 15000 руб.
Свыше 10000000 рублей 22500 руб.

Размер и условия применения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин устанавливаются в соответствии с международными договорами или внутренним законодательством государств – членов Таможенного союза. Взимание таможенных платежей (специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) происходит в порядке аналогичном взиманию ввозной таможенной пошлины ТК ЕАЭС статья 71 (ранее см. статья 70 ТК ТС).

Также к таможенным платежам относятся всевозможные пени и штрафы, начисленные за задержку или уклонение от уплаты таможенных платежей.

Таможенные платежи уплачиваются в валюте страны, в которой происходит таможенное оформление товара.

Уклонение от таможенных платежей

Уклонение от уплаты таможенных платежей недопустимо и наказывается наложением штрафов, начислением пеней и даже наложением административного ареста.

Однако ТК ЕАЭС предусматривает случаи, когда размер таможенных платежей может быть существенно снижен. Речь идет и о льготах по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей

Тарифные преференции – освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза (статья 36 Закона РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 “О таможенном тарифе”).

Тарифные льготы – это льготы по уплате таможенных пошлин. Они распространяются на товары, произведенные в странах, имеющих с Российской Федерацией договор о взаимном предоставлении тарифных преференций и льгот.

Льготы по уплате налогов. К данным льготам, например, относятся льготы по уплате НДС при ввозе на территорию Российской Федерации товаров импортного производства, относящихся к технологическому оборудованию, аналоги которых в России не производятся (статья 150 НК РФ).

Размеры и виды льгот по уплате таможенных сборов определяются внутренним законодательством государств-членов ЕАЭС.

Уплата таможенных платежей - порядок и сроки

Обязанность по оплате таможенных платежей возложена на декларанта согласно статье 50 ТК ЕАЭС (ранее см. статья 79 ТК ТС). После расчёта таможенных платежей, декларант вносит средства на счет таможенного органа, который осуществляет таможенного оформление декларируемого товара. Физические лица могут вносить средства через специализированные терминалы на территории таможенного поста (при наличии). Юридические лица могут воспользоваться таможенной картой или картой платежной системы “Раунд”, позволяющим вносить таможенные платежи без задержек.

Сроки уплаты таможенных платежей. Таможенные платежи выплачиваются декларантом в виде аванса. Они должны поступить на счет таможенного органа до момента подачи таможенной декларации.

Возврат таможенных платежей

В случае переплаты таможенных платежей декларант вправе обратиться в таможенный орган с письменным заявлением о возврате переплаченных средств. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие этот факт.

Вы хотите произвести точный расчет таможенных платежей? – Мы поможем Вам!

Елизавета Кобрина

Если заполнить платёжку с ошибками, деньги не дойдут до получателя. С 1 мая 2021 года закончился переходный период и все перешли на новые реквизиты, будьте внимательны. Ещё больше новых правил начнёт действовать с июля 2021 года. Мы подготовили подробный разбор всех нововведений.

Новые реквизиты платёжных поручений

С начала 2021 года ФНС перешла на систему казначейского обслуживания поступлений в бюджеты. Поэтому в платёжках мы теперь указываем два счёта, а также новые БИК (приказ Казначейства от 01.04.2020 № 15н).

Изменения коснулись четырёх полей платёжного поручения:

  • поле 13 — уточнено название банка получателя;
  • поле 14 — изменился БИК банка получателя;
  • поле 15 — теперь указывается номер счёта банка получателя, входящий в состав единого казначейского счёта (ЕКС), раньше это поле заполнялось нулями;
  • поле 17 — добавлен номер казначейского счёта (ЕКС).

В Экстерне платёжки по налогам формируются автоматически.

ФНС говорила о переходном периоде с 1 января по 30 апреля 2021 года. На практике же он все равно почти ни у кого не работал. С 1 мая платёжки со старыми реквизитами принимать окончательно перестанут, они будут попадать в невыясненные.

Для каждого региона будут свои реквизиты — всего их 85. ФНС представила информацию о реквизитах в таблице, которая дана в письме от 08.10.2020 № КЧ-4-8/16504@. Вот часть из них:

Субъект РФ Наименование банка получателя БИК банка получателя Номер счёта банка получателя Номер казначейского счёта
поле 13 поле 14 поле 15 поле 17
Москва ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО Г. МОСКВЕ г. Москва 004525988 40102810545370000003 03100643000000017300
Московская область ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО//УФК ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ г. Москва 004525987 40102810845370000004 03100643000000014800
Санкт-Петербург СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург 014030106 40102810945370000005 03100643000000017200
Ленинградская область ОТДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЕ БАНКА РОССИИ//УФК по Ленинградской области г. Санкт-Петербург 014106101 40102810745370000006 03100643000000014500
Свердловская область УРАЛЬСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Свердловской области г. Екатеринбург 016577551 40102810645370000054 03100643000000016200
Краснодарский край ЮЖНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар 010349101 40102810945370000010 03100643000000011800
Новосибирская область СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по Новосибирской области г. Новосибирск 015004950 40102810445370000043 03100643000000015100
Ростовская область ОТДЕЛЕНИЕ РОСТОВ-НА-ДОНУ БАНКА РОССИИ//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону 016015102 40102810845370000050 03100643000000015800
Челябинская область ОТДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСК БАНКА РОССИИ//УФК по Челябинской области г. Челябинск 017501500 40102810645370000062 03100643000000016900

Образец платёжного поручения с новыми реквизитами с 1 мая 2021 года


Новые правила заполнения полей платёжного поручения

Поправки к правилам оформления платёжек о переводах в бюджет утверждены Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 199Н. Изменения вступают в силу с 1 января, но часть из них начнёт действовать позже.

Поле 60 «ИНН»

Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2021 года.

При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2021 года.

Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2021 года.

Поле 101 «Статус налогоплательщика»

Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2021 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.

Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:

  • «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
  • «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.

Поле 106 «Основание платежа»

С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:

  • «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
  • «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
  • «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
  • «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.

Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.

Поле 108 «Номер документа — основания платежа»

В этом поле указывается номер документа, который является основанием платежа. Его заполнение зависит от того, как заполнено поле 106.

Новый код для основания платежа в четырёх утративших силу случаях — «ЗД». Но несмотря на это, удалённые коды будут фигурировать в составной части номера документа — первые два знака. Заполняйте поле в следующем порядке:

  • «ТР0000000000000» — номер требования налоговой об уплате налогов, сборов, взносов;
  • «АП0000000000000» — номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • «ПР0000000000000» — номер решения о приостановлении взыскания;
  • «АР0000000000000» — номер исполнительного документа.

Например, «ТР0000000000237» — требование об уплате налога № 237.

Поле 109 «Дата документа — основания платежа»

Порядок заполнения поля 109 меняется для погашения задолженности по истекшим периодам. При указании кода «ЗД» нужно вписать в поле дату одного из документов, который является основанием платежа:

  • требования налоговой;
  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности;
  • решения о приостановлении взыскания;
  • исполнительного документа и возбуждённого исполнительного производства.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Статья в журнале

Цитировать:
Немирова Г.И. Администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 245-253. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100643.

Аннотация:
В статье рассматривается администрирование таможенных платежей как индикатор развития экономики России. В результате комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности позволило выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства.

Ключевые слова: механизм администрирования, таможенные платежи, индикатор развития, финансовый потенциал, экономика России

В условиях активного влияния глобальной экономики на экономическое развитие государств одной из стратегических целей в России выдвинуто обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Достижение данной цели может быть достигнуто посредством эффективного управления экономикой, составной частью которого является внешнеэкономическая деятельность.

Важным институтом управления внешнеэкономической деятельностью и одновременно индикатором развития экономики являются таможенные платежи. Результативность применения данного института зависит от бюджетно-налогового и таможенного законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и национального законодательства непосредственно каждого из государств, включённых в состав ЕАЭС, а также от заявленных стратегических целей государств.

Следует отметить, что ЕАЭС создал благодатную основу для интеграции экономик: сформирована единая таможенная территория с единым правовым таможенным законодательством для совершения таможенных операций и таможенного контроля, применения таможенных платежей. Единое правовое поле и снятие таможенных барьеров позволило эффективнее организовывать внешнеэкономические связи между государствами-членами ЕАЭС.

Однако развитие государств в условиях открытой экономики и включения в торгово-экономические отношения в ЕАЭС обнажило и внутренние проблемы, выявило угрозы экономической безопасности некоторых государств, например, в России, вытекающие из налогового законодательства. В частности, ставки налога на добавленную стоимость (НДС), задекларированные в Налоговом кодексе РФ в размере 20 % (ранее 18 %) обусловливают менее конкурентоспособные для ведения бизнеса условия, например, с Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, где основная ставка НДС равна 12 %. Справочно: при условии применения единого таможенного законодательства в части применения ввозных таможенных пошлин, единого таможенного тарифа, ставки вывозных таможенных, таможенных сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируются национальным законодательством.

Данный аспект налогового законодательства имеет двоякое влияние на развитие экономики и формирование доходов бюджета, служит индикатором конкурентоспособности товаров, создания благоприятных условий для ведения бизнеса и повышения уровня жизни населения, поскольку конечными потребителями товаров и услуг становится население, именно оно при покупке товаров оплачивает НДС в виде косвенного налога. С одной стороны, предполагается, что увеличение налоговой ставки позволит повысить объем налоговых доходов бюджета. Однако исторический опыт развития государств, в том числе и России, свидетельствует об обратном явлении. С другой стороны, нестабильное налоговое законодательство, к тому же направленное на увеличение налоговой нагрузки, вызывает недоверие у бизнеса и населения, и как следствие отток капитала из страны. Центробанк России отмечает, что чистый отток капитала, например, частного сектора в 2018 году вырос в 2,7 раза по сравнению с предыдущим годом и составил 67,5 млрд долларов.

«Одной из основополагающих проблем теории экономической безопасности является отсутствие единства в вопросе о роли и месте таможенных органов в системе обеспечения экономической безопасности» [5, с. 66]. При этом анализ доходов федерального бюджета (по данным Федерального казначейства) позволяет констатировать динамичное увеличение доходов бюджета с 2006 по 2018 годы. Динамика изменения доходов федерального бюджета тесно коррелириует с нефтегазовыми доходами бюджета. Однако в период введения запретов и ограничений по отношению к российским товарам, доходы федерального бюджета изменили структуру: нефтегазовые доходы бюджета с 2014 по 2016 годы имеют тенденцию снижения, в то время как за тот же период, общие доходы, обусловленные увеличением, нефтегазовых доходов бюджета продолжили расти (рис.1). В этой связи возникает вопрос, всё же, что послужило причиной роста доходов в столь неблагоприятных условиях? Ответ прост: основная причина – это рост цен на энергоносители.


Рисунок 1. Динамика изменения доходов федерального бюджета

(за 2016 -2018 годы, в млрд руб.)

Высокая доля во внешнеторговом обороте России товаров топливно-энергетического сектора и зависимость бюджета от нефтегазовых доходов нацеливает на необходимость систематического контроля порядка перемещения таких товаров через таможенную границу ЕАЭС и механизма администрирования данных источников бюджета.

Однако «внедрение методологии реализации бюджета на основе выделения нефтегазовых и нефтегазовых доходов, введение в теорию и практику таких понятий, как нефтегазовый баланс бюджета, нефтегазовый дефицит бюджета, нефтегазовый трансферт в бюджет, которые становятся основными показателями в процессе бюджетного планирования, в корне не меняют ситуацию зависимости бюджета от сырьевых ресурсов» [2, с. 155]. Соответственно, ориентировать налоговую и таможенную политику следует на стимулирование выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

Влияние глобальной экономики оказывает хоть и опосредованное, но всё же значимое влияние на развитие экономики России. Как показывает исторический опыт развития государств, в условиях кризисной и посткризисной экономики, как правило, возрастает роль таможенных платежей. В Российской Федерации таможенные платежи в доходах федерального бюджета варьируют от 35 до 50 процентов. «Соотношение динамики изменения объема таможенных платежей, объема внешнеторгового оборота, объема экспорта и импорта товаров отражают, что в диаграмме изменения объема администрированных таможенных платежей идентичны изменениям показателей внешней торговли» [4, с. 98].

Ретроспективный анализ таможенных платежей с позиции индикатора развития экономики страны на основе исследования внутренней структуры формируемых доходов бюджета в разрезе нефтегазовых и нефтегазовых доходов бюджета позволяет проследить механизм развития отраслей экономики.

В соответствии со статьей 96.6 Бюджетного кодекса РФ к нефтегазовым доходам относятся: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти. На основе статистического анализа данных за последние 13 лет отмечаем, что основными отраслями, формирующими доходы российского государства, выступают нефтяная и газовая отрасль.

Констатируем при этом, что согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», «основными задачами по повышению эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализации конкурентных преимуществ экспортно-ориентированных секторов экономики выступают расширение номенклатуры и объема экспорта не сырьевой продукции, географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам России» [1].

Структурный анализ доходов бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций, позволяет выявить также определенные тенденции, вызванные национальным таможенным и налоговым законодательством, которые требуют пристального внимания на перспективу развития с позиции возможных угроз экономической безопасности (рис.2).


Рисунок 2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, в разрезе доходов, формируемых за счёт совершения импортных операций

(за 2016 – 2018 годы, в млрд руб.)

Суть кроется в следующем: в условиях введения запретов и ограничений федеральный бюджет теряет доходы в виде ввозных таможенных пошлин. При этом отмечаем, что в данном случае снижаются также доходы и бюджетов государств-членов ЕАЭС, поскольку ввозные таможенные пошлины распределяются согласно определенным нормативам отчислений и в бюджеты других государств-членов ЕАЭС.

Обращая внимание, что таможенные платежи занимают в доходах федерального бюджета выше четверти совокупного объёма, Федеральная таможенная служба во главе с Министерством финансов РФ предпринимает усиление деятельности по администрированию таможенных платежей, активно внедряя информационные технологии, которые позволяют, с одной стороны, увеличить сроки совершения таможенных операций. К числу таких технологий следует отнести автоматическую регистрацию деклараций и автоматический выпуск товаров, удалённый выпуск товаров. С другой стороны, информационные технологии обеспечивают более эффективный таможенный контроль, как наиболее результативный следует отметить, механизм прослеживаемости товаров, позволяющий раскрывать теневой бизнес, тем самым привлекать дополнительные источники в доход бюджета. Также изменяются ставки акцизов по отдельным видам товаров, согласно изменениям налогового законодательства Российской Федерации.

Современные тенденции налогового администрирования в Российской Федерации (Бакирова Р.Р., Губайдуллин Б.Ф. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 2 / 2020

Комплексное исследование механизма администрирования таможенных доходов в совокупности с развитием внешнеторговой деятельности в системе формирования экономического и финансового потенциала страны позволяет выделить такие функции таможенных платежей как фискальную, регулирующую и контрольную. Представленный анализ подтвердил, что, по сути, таможенные доходы представляют индикатор развития экономики страны, внешнеторговой деятельности и финансового потенциала государства и позволяют проанализировать механизм формирования бюджетной политики государства.

Целесообразно объём и структуру таможенных платежей включить в качестве одного из индикаторов обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере, а уровень развития внешнеэкономической деятельности отразить в качестве индикатора развития экономики. «О важности учета данных индикаторов, хотя и в иной интерпретации обращают внимание и другие учёные» [3, с. 15].

Подробнее об авторе:

Интенция внедрения профессиональных стандартов (Слободской А.Л., Гриднева М.А. и др.) // Экономика труда. № 3 / 2018

Существование и развитие государства, в том числе и реализация государственных программ, неразрывно связаны с состоянием государственных финансов. Обеспечение бесперебойного и полного поступления доходов, своевременного и оперативного зачисления их на счет бюджета и последующее финансирование запланированных мероприятий - все это затруднительно без эффективного и рационального управления публичными финансами. В этой связи возрастает роль применения инструментов, способствующих повышению прозрачности движения денежных средств и усилению контроля. Такой конструкцией являются единый счет бюджета и механизмы, связанные с его использованием. Применение единого счета также позволяет обладать актуальной и оперативной информацией о состоянии финансов публично-правового образования. Что в равной степени предоставляет возможность отслеживать как расходование средств бюджета, так и поступление доходов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) закрепляет, что формирование доходной части бюджета публично-правового образования осуществляется посредством налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений. Поступающие таможенные платежи составляют значительную часть доходов бюджета, и процедура их поступления и дальнейшего использования (распределения) нуждается в четкой правовой регламентации. Данный вид доходов относится к категории неналоговых и зачисляется в полном объеме в федеральный бюджет (ст. 51 БК РФ).

Образование Таможенного союза ЕврАзЭС в составе Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан ставило своей целью упрощение и развитие торговли между союзными государствами. Упрощение таможенных процедур, отмена таможенных пошлин в рамках союза способствуют достижению поставленной цели и требуют применения новых или модернизации старых механизмов, способствующих успешной реализации поставленных задач.

Основные положения, касающиеся поступления ввозных таможенных пошлин и их дальнейшего распределения между союзными государствами, закреплены в Соглашении от 20 мая 2010 г. "Об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" (далее - Соглашение от 20 мая 2010 г.). Данный документ устанавливает такие ключевые положения, как нормативы распределения сумм, порядок обмена информацией и процедура применения санкций.
Статья 70 Таможенного кодекса Таможенного союза относит к таможенным платежам ввозные и вывозные таможенные пошлины, НДС и акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а также таможенные сборы.

В процессе поступления, зачисления и распределения таможенных пошлин возникают правоотношения, участниками которых являются: плательщики таможенных платежей, ФТС России, Казначейство России, Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Государственное казначейство Республики Беларусь и национальные банки государств.
В части нормативно-правового регулирования поступления и распределения средств следует отметить Приказ Минфина России от 5 сентября 2008 г. N 92н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", который раскрывает основные положения в части распределения доходов на территории Российской Федерации, а также Приказ Федерального казначейства от 16 июня 2010 г. N 144 "Об утверждении Порядка исполнения Федеральным казначейством положений Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозной таможенной пошлины (иных пошлин, имеющих эквивалентное действие)", который непосредственно касается механизма зачисления и распределения таможенных платежей.

Механизм поступления и распределения таможенных платежей сводится к следующему. Субъекты, обязанные уплачивать таможенные пошлины и сборы, указывают в платежном документе реквизиты счета 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет 40101), который открыт Межрегиональному управлению Федерального казначейства (далее - МУФК). МУФК, в соответствии с Положением о Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 17 мая 2011 г. N 185, является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства и обладает полномочиями по открытию и ведению лицевых счетов администратору доходов бюджета для учета операций по таможенным и иным платежам от внешнеэкономической деятельности.
Итак, таможенные платежи поступают на счет 40101. Администратором данного вида доходов является Федеральная таможенная служба. Данный орган исполнительной власти в рамках указанных полномочий осуществляет взимание, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты. С указанного счета происходит также возврат ввозной таможенной пошлины (Осуществляется ФТС России), и на данном счете резервируются авансовые платежи. Следует отметить, что режим данного счета совпадает с режимом счета 40105 "Средства федерального бюджета" (далее - счет 40105) и предполагает запрет обращения взысканий на находящиеся на нем средства.

После того как средства поступили на счет 40101, Федеральное казначейство определяет суммы, подлежащие распределению между бюджетами государств - членов Таможенного союза. Происходит это путем умножения общей суммы ввозных таможенных пошлин на нормативы распределения. Затем, на следующий день после зачисления средств на счет, осуществляется непосредственно распределение средств. Платежи, подлежащие зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации, поступают на счет 40105. Средства, предназначающиеся Республике Казахстан (далее - РК) и Республике Беларусь (далее - РБ), перечисляются в рублях на соответствующие корреспондентские счета, открытые в Банке России, Комитету казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и Государственному казначейству Республики Беларусь, с которых, уже в национальной валюте, средства зачисляются на единый счет бюджета соответствующего союзного государства.

Касательно механизма перечисления средств из РК и РБ: он представляет собой обратный механизм. То есть средства (в национальной валюте - тенге и белорусских рублях) поступают на корреспондентские счета Казначейства России, открытые в национальных банках союзных государств, а затем зачисляются на единый счет федерального бюджета (40105). Данные суммы предварительно конвертируются в рубли. Учитывает данные поступления, т.е. выступает их администратором, Казначейство России.

Без сомнения, применение механизма единого счета при распределении сумм от внешнеэкономической деятельности позволяет существенно упростить процедуру перевода и зачисления средств, обеспечивает прозрачность расчетов. Ежедневный обмен информацией, осуществляющийся между казначействами союзных государств, позволяет контролировать данные поступления. Информация состоит из отчетов о поступлении и перечисленных союзным государствам сумм. Указанные сведения предоставляются и при отсутствии средств к перечислению. Значение наличия ежедневной актуальной и оперативной информации состоит также в возможности учета поступления, анализа и составления отчетности.

Нельзя не остановиться на возможных нарушениях, возникающих при распределении таможенных платежей между союзными государствами. К ним относятся, во-первых, неперечисление или неполное перечисление средств, а во-вторых, наличие средств, необходимых к перечислению, на едином счете, но предоставление информации об отсутствии указанных средств к перечислению и, как следствие, неперечисление.

За данные нарушения Соглашением от 20 мая 2010 г. предусмотрены определенные санкции. Прежде всего в обоих случаях это начисление процентов на неперечисленную сумму. Касательно нарушения, когда средства перечислены не были или же перечислены не в полном объеме, возможно применение приостановления распределения сумм. Применяется данная санкция лишь после уведомления уполномоченных органов союзных государств и Секретариата Комиссии Таможенного союза и в случае трехдневного (Подразумевается три рабочих дня) неперечисления. Таким образом, сторона, не получившая таможенные пошлины, управомочена приостановить перечисление средств на счет данной стороны, удерживая их на своем счете бюджета до возобновления распределения. В Российской Федерации (далее - РФ) решение о приостановлении перечисления сумм ввозных таможенных пошлин на счета союзных государств принимается Министерством финансов Российской Федерации. О принятом решении уведомляется Казначейство России, которое, в свою очередь, письмом уведомляет уполномоченные органы РК и РБ о принятом решении.

Возобновление процедуры перечисления средств осуществляется по итогам проведенных Секретариатом Таможенного союза консультаций, заседания Комиссии Таможенного союза или же обсуждения на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, после чего эти средства перечисляются на единый счет государства, допустившего нарушение.

На основании изложенного выше можно сделать вывод о природе отношений, возникающих у Казначейства России и участников процедуры распределения таможенных платежей. Данные правоотношения не носят властно-подчинительный характер и имеют гражданско-правовую природу. Казначейство России и Банк России (равно как и национальные банки стран - участниц Таможенного союза) взаимодействуют по вопросу открытия счетов, конвертации валют и непосредственно перевода средств. Казначейство России и казначейства союзных государств, осуществляя полномочия по распределению средств, также осуществляют ежедневный обмен информацией о проделанных операциях. Что касается отношений "Казначейство России - ФТС России", они также не имеют под собой вертикальных связей. Данные органы исполнительной власти при осуществлении полномочий в данной сфере обмениваются необходимой для учета и отчетности информацией. Применение санкций обусловлено нормами Соглашения от 20 мая 2010 г. и не предусматривает верховенство кого-либо из участников.

Исследуя зачисление и распределение платежей от внешнеэкономической деятельности, следует также обратить внимание на Соглашение от 9 декабря 2010 г. "О порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти". Данный нормативный акт детально регламентирует указанную процедуру, определяя сроки перечисления, ответственность сторон и т.д. Учет поступления таких средств осуществляется таможенными органами. Отметим особенность, существующую при перечислении вывозных пошлин при экспорте нефти. Средства, поступающие от данной деятельности, уплачиваются на территории РБ (в долларах США) и подлежат перечислению в РФ в полном объеме. Соглашение предоставляет право РБ устанавливать сверх вывозной таможенной пошлины, перечисляемой в бюджет РФ, платеж, который будет зачисляться в бюджет РБ. Данное Соглашение регламентирует порядок поступления и распределения вывозных пошлин только от одного вида деятельности, в то же время, при успешном развитии Таможенного союза, в перспективе возможно создание нормативных актов, регулирующих поступления от вывозных пошлин в целом.

Исследование процедуры распределения сумм следует проиллюстрировать анализом показателей поступлений от таможенных платежей. Данные сведения обязательно отражаются в ежегодном законе об исполнении бюджета как доходы от внешнеэкономической деятельности. Приведем некоторые данные. Так, в 2010 г. в соответствии с Федеральным законом "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" доходы федерального бюджета по данной классификации составили 3227703347,0 руб., из которых таможенные пошлины составляют 2853093010,1 руб., вывозные пошлины на нефть сырую - 1672414329,6 руб., а авансовые платежи - 55174331,0 руб. Что касается таможенных пошлин, перечисленных в РФ из РК, сумма данных средств равна 11991375,8 руб., а из РБ - 8716236,3 руб. Из РФ в бюджеты союзных государств были распределены 11850401,2 руб. (РБ) и 18481583,1 руб. (РК). Для сравнения: показатели доходов бюджета по состоянию на 1 октября 2011 г. составляли для таможенных пошлин 2593086804341,27 руб. В РБ было перечислено 23367036393,43 руб., а в РК - 36442633358,76 руб. От союзных государств были получены 17717837695,77 руб. (РБ) и 23045321585,57 руб. (РК). Таким образом, очевидно, что существенно возросли как получаемые РФ от союзных государств суммы, так и показатели переводимых средств в РБ и РК, что способствовало пополнению доходной части бюджетов.

Анализируя показатели поступлений в 2012 г., на середину марта сумма, распределяемая Казначейством России, составила 128370344949,37 руб., из которых в РБ перечислено 6033406212,65 руб., а в РК - 9409546284,80 руб.; что уже значительно превышает годовые показатели 2010 г. В Российскую Федерацию из союзных государств были перечислены 4582123714,13 руб. (РБ) и 7078462149,51 руб. (РК). Данные показатели позволяют увидеть разницу между перечисляемыми Российской Федерацией суммами и полученными. С начала года в союзные государства было перечислено суммарно на 3782366633,81 руб. больше, чем получено. Анализ разницы сумм, существующей при распределении средств, позволяет говорить о необходимости дальнейшего совершенствования данной процедуры.

В заключение отметим, что процесс зачисления и распределения таможенных платежей между бюджетами союзных государств реализуется успешно вследствие наличия четкого правового регулирования, детальной проработки самого механизма с технической стороны, определения статуса и полномочий участников, сроков и долей, подлежащих перечислению, а также ответственности союзных государств. Нельзя не отметить, что благодаря высокому уровню развития казначейских технологий, отлаженному взаимодействию казначейств союзных государств во многом и достигается успешное функционирование данного процесса. Постоянное обновление и усовершенствование существующих механизмов, внедрение новых технологий предоставляют возможность для дальнейшего развития платежных процессов и сотрудничества государств.

Читайте также: